От СССР к России
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
Лекция 8.
ОТ СССР К РОССИИ
(вторая половина 80-х гг. XX в. – начало XXI в.)
ПЛАН:
1. Изменения в государственном строе СССР и России.
2. Радикальные экономические и социальные реформы в
Российской Федерации
3. Россия в период президентства В.В. Путина.
90-е годы вошли в историю России как время демократических преобразований во многих областях общественнополитической жизни - первые съезды народных депутатов СССР,
образование Российской Федерации, взятие курса на создание
правового государства и т.д. На этом фоне перед новой Россией
одними из главных являлись задачи выхода из экономического,
социального и политического кризиса. Был взят курс на продолжение начатых во второй половине 80-х годов демократических и
социальных реформ.
ВОПРОС № 1.
ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ
СССР И РОССИИ
25 мая 1989 года открылся Первый съезд народных депутатов СССР, что явилось крупным политическим событием в истории Советского государства.
Выборы депутатов впервые проводились на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и союзных республик. Все это выглядело победой демократии.
2
Практических результатов Первого съезда было немного.
Было принято, кроме избрания Верховного Совета СССР, несколько общих постановлений, в частности Постановление об
основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.
Главой исполнительной власти России стал избранный всенародным голосованием Президент Б. Н. Ельцин.
На первых порах президентства Б. Н. Ельцин "раздавал" суверенитеты "каждому по способностям", но обещал сберечь
единство России. Но единство подлинной, исторической России,
существовавшей с 1922 года во главе СССР, было разрушено в
Беловежской пуще 8 декабря 1991 года лидерами России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. Кравчуком, Л. М. Шушкевичем, которые объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на встрече в
Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик.
25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.
Факторы распада СССР:
- экономические
- социальные
- политические
СЛАЙД: Факторы распада СССР (экономические):
Недостатки жесткого государственного планирования на всех уровнях;
Непродуманность реформ под лозунгом «ускорение»;
Распыление финансовых ресурсов страны на многочисленные инвестиции;
Игнорирование проблемы продовольственной безопасности;
Вытеснение СССР с мировых торговых рынков;
Дефицит товаров народного потребления;
Экономическое истощение от нерационального участия в гонке вооружений.
СЛАЙД: Факторы распада СССР (социальные):
Снижение трудовой активности, рост психологии социального
иждивенчества;
Низкая социальная мобильность;
Рост межнациональных противоречий и неудачные попытки сило-
3
вых способов их разрешения в Фергане (1989), Оше (1990), Баку
(1990), Тбилиси (1991), Вильнюсе (1991).
СЛАЙД: Факторы распада СССР (политические):
Кризис идеологических догм;
Формирование партийных группировок на различных платформах
выхода из кризиса;
Рождение оппозиционных КПСС политических движений и фронтов;
Рост национального самосознания, стремление национальных кадров
уйти из-под жесткой опеки Москвы, парад «суверенитетов», потеря
контроля над процессом подготовки Союзного договора;
Слабость правового обеспечения президентской структуры государственного управления.
Итак, 31 декабря 1991 г. был сыгран последний раз гимн
СССР, государственный флаг Союз Советских Социалистических республик был спущен со штандарта Кремля.
Социалистическое государство под названием СССР перестало существовать на политической карте мира как государство. 74-летняя история социалистического «эксперимента» печально завершилась руками наследников большевиков.
ВОПРОС № 2
РАДИКАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ
РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С 1 января 1992 г. в стране стали проводиться реформы под
руководством премьер-министра Е.Т. Гайдара.
Переход к рыночной экономике
«Шоковая терапия»
СЛАЙД: Радикальные экономические реформы в РФ
Либерализация цен и отказ от их государственного регулирования;
Стимулирование структурной перестройки в результате внедрения
рыночных механизмов;
Введение внутренней конвертации рубля;
Приватизация государственной собственности и создание класса
собственников;
Достижение финансовой стабильности: подавление инфляции;
Либерализация внешнеэкономической деятельности
4
.
Внутренняя политика. С началом 1992 года обстановка в
стране остается крайне напряженной. Отпущенные в январе цены вызвали стремительный рост инфляции, углубили проблемы в социальной сфере, усилили обнищание масс, спад производства, увеличили рост преступности и коррупцию.
СЛАЙДЫ: Команда реформаторов постсоветской России
- Гайдар Егор Тимурович
- Чубайс Анатолий Борисович
- Ваучер (приватизационный чек)
Так, например, только за 1993 год потребительские цены в
стране выросли почти в 26 раз. В 1994 году жизненный уровень
составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.
Все это привело к тому, что две трети населения России к
1995 году продолжали пребывать у черты бедности.
С конца 1992 года началась приватизация госсобственности, которая к осени 1994 года охватила треть промышленных
предприятий и две трети предприятий торговли, сферы быта и
услуг.
В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий.
Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере, а падение производства продолжало с каждым годом прогрессировать и к 1997 году достигло критической
цифры - 63%. Особенно резко сократился выпуск продукции
станкостроительной, металлургической, угольной промышленности. Ряд регионов России поразил энергетический кризис.
Экономический кризис негативно сказался и в аграрном
секторе страны, что привело, прежде всего, к падению уровня
урожайности, снижению поголовья стада крупного и мелкого рогатого скота. В частности, объем сельскохозяйственного производства к 1996 году упал на 72% в сравнении с 1991-1992 годами.
Созданные фермерские хозяйства продолжали разваливаться изза недостатка сельхозтехники, недостаточного внимания к их
5
нуждам руководителей ряда регионов страны, непомерных налогов.
Обострение политических и социально-экономических
отношений в 1992-1993 гг.
(противостояние)
Законодательная власть
(Верховный Совет и Съезд народных депутатов)
Исполнительная власть
(Президент РФ и Правительство РФ)
СЛАЙД: премьер В.С. Черномырдин (1992-1998 гг.)
Политический кризис осени 1993 года.
СЛАЙД: Причины политического кризиса 1993 г.
Причины кризиса:
Резкое ухудшение жизни большинства населения в условиях начавшихся реформ;
Финансовый кризис;
Борьба между законодательной и исполнительной властью;
Личностные противоречия в высшем российском руководстве.
Этапы политической борьбы
Этапы политической борьбы:
Отрицательная оценка хода реформ VI и VII съездами народных депутатов, замена Е.Т. Гайдара В.С. Черномырдиным (весна-зима
1992).
Попытка отрешения Президента РФ от должности и Всероссийский
референдум о доверии политике Президента (март-апрель 1993) .
Резкая взаимная критика властей, вооруженное противостояние вет-
6
вей власти. Расстрел «Белого дома». Победа Б.Н. Ельцина (сентябрь октябрь 1993 г.).
СЛАЙД: Расстрел «Белого дома»
Результаты кризиса 1993 г.
СЛАЙД: Результаты политического кризиса 1993 г.
Уничтожение системы Советов.
Принятие новой Конституции.
Утверждение в России супер-президентской республики.
Конституционная реформы 1993 года
СЛАЙД: Конституционная реформа 1993 г.
Принятие новой Конституции Российской Федерации.
Десоветизация системы представительных органов власти.
Федеральное собрание:
Совет Федерации
Государственная Дума
Социальные процессы в постсоветской России
Приватизация
Конверсия ВПК
Деиндустриализация
Деколлективизация
Миграция
Эмиграция
Демографический спад
Новая социальная структура российского общества
СЛАЙД:
Новая элита // номенклатура.
Средний класс в западном понимании // советский средний
класс.
Низшие, бедные, малообеспеченные слои // низшие слои общества.
Маргинальные слои // маргинальные слои
СЛАЙД: Автор «дефолта» 1998 г.
7
Кириенко Сергей Владиленович (апрель-август 1998 г.)
Общественно-политическая жизнь.
Современная история России, начало которой можно датировать 1985 годом, является одним из драматических периодов ее
развития. За короткое время произошло крушение коммунистического режима и КПСС, распался Советский Союз, а на его месте образовались новые независимые государства, в том числе и
Российская Федерация.
Крайней противоречивостью и, в известном смысле, непредсказуемостью дальнейшего развития характеризуется и нынешний политический процесс в российском обществе. Парламентаризм и многопартийность утверждаются в ходе острой борьбы
политических партий и движений, которая воплощает в себе возможности реализации различных вариантов государственного и
общественного устройства России - от демократического до авторитарно-вождистского.
С одной стороны, российские партии, движения и блоки
становятся полноправным звеном формирующейся политической
системы, субъектами "большой политики", развиваются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным
законом "Об общественных объединениях". Об этом свидетельствуют итоги выборов в Государственную Думу России 17 декабря 1995 года, когда победили преимущественно партии и
движения "левой", "национально-патриотической" и "демократической оппозиции" в лице Коммунистической партии Российской
Федерации, Либерально-демократической партии России и объединения "Яблоко".
С другой стороны, выборы Президента России 16 июня
1996 года показали явное разделение общества политических
партий на два противоборствующих лагеря - сторонников избранного Президента Б. Н. Ельцина и его противников.
В состав Госдумы второго созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодатель-
8
ных и исполнительных органов власти, многие из них являлись
депутатами Госдумы первого созыва (декабрь 1993 года). 36%
общего числа мест в Думе получила КП РФ, 12 - "Наш дом - Россия", 11 - ЛДПР, 10 - блок Г. А. Явлинского ("Яблоко"), 17 - независимые и 14% - другие избирательные объединения. Такой состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной
борьбы по всем рассматриваемым в ней экономическим, социальным и политическим проблемам.
Нынешняя партийная деятельность протекает в условиях
переходного периода, чем и обусловливаются ее противоречивость и неравномерность: одни партии не только покорили парламентский олимп, но и прочно закрепились на этом рубеже, другие остановились на ближних или дальних подступах к нему, а
третьи вообще заняли выжидательную позицию или стремительно маргинализуются.
Несмотря на определенные противоречия партийной жизни,
она все же остается в числе факторов, влияющих на развитие политического процесса. Именно на основе партийно-блоковых
структур формируются группы "системной" (думской) и "внесистемной" поддержки различных политических сил и их ставленников, с той или иной степенью активности участвующих в борьбе за распределение влияния в высших эшелонах российской власти. Причем это относится не только ко всем без исключения
представителям правящего истеблишмента, но и к субъектам политического процесса, выступающим "под флагом" тех или иных
группировок и групп влияния.
Так, бывший премьер-министр В. С. Черномырдин пользовался прямой поддержкой "своего" движения "Наш дом - Россия", а также (в некоторых случаях) левого большинства Государственной Думы во главе с фракцией КП РФ.
Будучи руководителем президентской Администрации, а
позднее первым вице-премьером правительства России, А. Б. Чубайс в своей деятельности опирался на ряд "внесистемных" сил,
объединенных в блоке Е. Т. Гайдара, а также на многочисленные
коммерческие структуры и деловые круги. Кроме того, в его арсенале находилась незарегистрированная, но достаточно активная
9
депутатская группа партии "Демократический выбор России"
(ДВР) во главе с С. Н. Юшенковым.
Собственные группы поддержки есть и у остальных претендентов на власть. У коммунистов это структуры КП РФ (около 26
тыс. первичных организаций), а также созданного под ее патронажем движения НПСР.
У "силовиков" из группировки А. И. Лебедя-А. В. Коржакова положение в этом вопросе наиболее сложное. На их стороне
пока находится только ряд мелких партий и общественных групп,
объединенных в движения "Честь и Родина" и "За правду и порядок". В ходе президентской избирательной кампании А. И. Лебедь также опирался на дискредитировавший себя в дальнейшем
Союз патриотических и национальных объединений России
(СПНОР), а также на отдельных представителей либерального
истеблишмента. В марте 1997 года на основе этих структур была
создана Российская республиканская партия, претендующая на
право называться "третьей силой". В настоящее время можно выделить следующие партии и блоки России.
Партии и блоки либерального направления. Это - "Яблоко", ДВР, партия экономической свободы К. Н. Борового, Республиканская партия РФ В. Н. Лысенко, "Союз реалистов" Ю. В.
Петрова, коалиция либеральных и правоцентристских партий
(КЛПЦП) и др. Партии и блоки либерального направления являются сторонниками идеологии либерализма и западных моделей
социально-экономического
и
общественно-политического
устройства, основанных на известной триаде основных принципов: конкурентная рыночная экономика, демократическое правовое государство, гражданское общество.
Современные консерваторы. Под ними подразумеваются
прежде всего "Наш дом - Россия" (НДР), "Реформы - новый курс"
В. Ф. Шумейко (РНК), "Партия российского единства и согласия"
С. М. Шахрая (ПРЕС) и др. Здесь откровенное доминирование
представителей истеблишмента, неприкрытая поддержка существующей власти.
10
Консервативные партии, как никакие другие, опираются на
сложившиеся политические, экономические и хозяйственные
традиции, а также на свое лобби в производственной сфере - директорский корпус, чиновничество и управленцев среднего и
высшего звена.
Коммунистическая многопартийность. К ней относятся
Коммунистическая партия РФ во главе с Г. А. Зюгановым, Российская Коммунистическая рабочая партия (РКРП) В. А. Тюлькина, движение "Трудовая Россия" (ТР) Анпилова, блок "Движение коммунистических и социалистических сил России"
(ДКССР), Аграрная партия России (АПР) М. И. Лапшина, депутатская группа "Народовластие" Н. И. Рыжкова и др.
В лагере этих сил наметился целый ряд весьма перспективных тенденций, большинство которых в той или иной степени
связано с двумя ключевыми обстоятельствами: неудачным для
коммунистической оппозиции исходом президентских выборов
1996 года, а также углубляющимся внутренним размежеванием.
В целом все коммунистическое направление фактически выступало за революционный путь свержения правящего режима,
началу которого должны предшествовать политические стачки,
забастовки, митинги и т.д.
Политический
традиционализм
и
национальнопатриотическое движение. К ним относятся ЛДПР В. В. Жириновского, Русский национальный собор генерала А. Н. Стерлигова,
Народная национальная партия А. К. ИвановаСухаревского, "Память" В. Васильева, "Держава" А. В. Руцкого,
"Русское национальное единство" (РНЕ) А. П. Баркашова, "Честь
и Родина" А. И. Лебедя и др. Национал-патриотизм представляет
собой идейно-политическое течение, основанное на абсолютизации исторических (в большинстве своем православных) традиций
- монархизма, соборности, общинности, стихийного коллективизма и т.д.
Большинство партий этого типа отличается стремлением к
патриархальному общественно-политическому устройству и откровенно апеллирует к антидемократическим ценностям - установлению в России сильного авторитарного режима (личной власти, диктатуры "твердой руки", самодержавия и т.п.). Им присущ
11
подчеркнутый антикоммунизм (чему способствовал разрыв с
коммунистическим движением), антидемократизм, национализм
и даже шовинизм. Ситуация в национал-патриотизме исключительно сложна и противоречива, а отсутствие единства часто
приводит к фракционной борьбе.
Деятельность партий, общественных движений оказалась для политической жизни российского общества сложной и неоднозначной. Общественно-политическая жизнь России во многих случаях
стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулось для общества игнорирование некоторыми
партиями, блоками и движениями честной оппозиционной борьбы за власть между собой и государственными структурами России.
Внешняя политика и отношения со странами СНГ. Геополитические реалии современного мира позволяют рассматривать Россию как один из важных центров мировой политики,
имеющей, как и все другие страны, свои собственные интересы в
мире. Распределение ее внешнеполитических приоритетов просматривается, прежде всего, на схеме концентрического распределения границ бывшего СССР.
Первую из подобных окружностей образуют государства
СНГ, где можно выделить по крайней мере два самостоятельных
сегмента - западный и юго-восточный.
Вторую окружность, делящуюся также на несколько секторов, составляют Восточная Европа, исламские страны, Китай и
Индия.
Третью представляют государства "атлантической цивилизации" и Япония, четвертую - страны "Юга" (Латинской Америки, Африки, акватории Тихого океана).
В определении собственных внешнеполитических перспектив Россия находится в весьма трудном положении: во-первых,
значительно сократилась ресурсная база обеспечения внешней
политики страны (76% по территории, 60% по населению, около
50% - по валовому национальному продукту от показателей
бывшего СССР в 1985 году и т.д.).
12
Кроме того, границы России оказались более открытыми и
менее защищенными; во-вторых, экономическая слабость России
и сложности, связанные со становлением ее собственной государственности (прежде всего проблемы регионализма), заметно
снизили авторитет России на международной арене; в-третьих,
продолжается борьба внутренних политических сил вокруг вопроса о национально-государственных интересах России. Несмотря на это, важнейшие мировые проблемы (югославский кризис, ближневосточные проблемы и др.) не решаются без участия
России.
Российская дипломатия исходит из сохраняющейся огромной роли "атлантической цивилизации", возглавляемой США.
Именно "Север" диктует "правила игры" на данном этапе развития отношений. И подобная ситуация сохранится еще надолго.
Причем очевидно, что нынешняя Америка стоит перед необходимостью сформулировать новые цели в мире, адекватные складывающимся реалиям, заново определить интересы в области
национальной безопасности, модернизации собственных структур. Поэтому во внешней политике российское руководство отдало приоритет развитию отношений со странами Запада, прежде
всего с США.
В конце 1991 - начале 1992 года Президент России выступил
с первыми внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что отныне ядерные ракеты России не направлены
на объекты территории США. В январе 1993 года в Москве
между Россией и Соединенными Штатами Америки был заключен договор ОСНВ-2, предусматривающий взаимное сокращение
к 2003 году ядерного потенциала сторон на две трети по сравнению с уровнем, установленным соглашением по ОСНВ-1.
Стремясь к мирному урегулированию отношений со странами Запада, Россия вывела свои войска из стран Центральной
и Восточной Европы, включая Прибалтику. К 1995 году только из Восточной Германии в Россию вернулось более 500 тысяч
военнослужащих, 12 тысяч танков, множество другой боевой
техники.
В мае 1995 года Российская Федерация, наряду с другими
государствами бывшего СССР и "социалистического содружества", присоединилась к программе "Партнерство во имя мира",
13
предложенной руководством блока НАТО. Однако с тех пор она
так и не была наполнена конкретным содержанием. Участие же
России в программе "Партнерство во имя мира" было скорее
символическим и сводилось, в основном, к направлению наблюдателей на совместные учения других стран.
В мае 1997 года был подписан Основополагающий акт
(ОА) между НАТО и Россией, в котором после полугодовых переговоров как бы сделана уступка России и не только принята
"датско-норвежская модель", предусматривающая неразмещение
ядерного оружия на территории стран - новых членов НАТО, но
также зафиксированы обязательство блока ограничить там присутствие конвенциональных вооруженных сил и взаимное обязательство сторон не применять силу или угрожать ее применением, - этот акт чрезвычайно важен с международно-правовой точки зрения, но недостаточен в морально-психологическом плане.
В конечном счете, несмотря на практическое воплощение
программы "Партнерство во имя мира" (около тысячи мероприятий 42 стран, сотрудничество НАТО и России в урегулировании
боснийского конфликта, разработка мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), ОА - не договор о дружбе и сотрудничестве, к которым привыкло российское общественное
мнение, а хартия об основах отношений двух хотя и миролюбивых, но настороженных сторон.
Россия вступила в Международный Валютный Фонд, что
укрепило ее экономические позиции. Одновременно была принята в Совет Европы, в компетенции которого находятся вопросы культуры, прав человека, защита окружающей среды, урегулирование межнациональных конфликтных ситуаций. Она получила возможность интегрироваться в мировую экономику. В
результате между Россией, США, государствами Ближнего Востока и Латинской Америки активизировались торговля, промышленно-аграрные отношения.
Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых
Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности российского правительства. В 1993 году в состав СНГ
входили, кроме России, еще одиннадцать государств. В 1997 году
14
роль России в СНГ ограничивалась, к сожалению, в основном
кругом военных проблем, проблем положения русских, манипулированием поставкой российской нефти и газа и т.п. Если исходить из данной перспективы, то для России остаются варианты
только негативного развития событий:
1. Ликвидация СНГ по молчаливому согласию России, в которой в этом случае будет нарастать давление в пользу постановки вопроса о коррекции границ со всеми бывшими партнерами по
Содружеству.
2. Нарастающая миграция славянского населения из сопредельных государств, ослабление связи между ними, что также не
является решением проблемы, если исходить из стратегических
интересов России, упрочения ее геополитических позиций.
Многие специалисты в области международных отношений
наиболее оптимальным считают сценарий, при котором стратегия модернизации России и всего постсоветского пространства гармонизируется. Прагматичные дипломаты полагают, что
императивным для успеха диалога России с партнерами по СНГ
выступает восприятие последних в качестве равноправных субъектов международного общения.
К сожалению, расклад политических сил в Думе, в соответствии с выборами 1996 года, необдуманное решение Думы о денонсации Беловежских соглашений торпедируют идею интеграции на равноправной основе. Более того, заявления политических лидеров некоторых общественных движений в Российской
Федерации о том, что границы России не совпадают с границами
бывшей РСФСР, о желательности возрождения бывшего Союза
(даже если они и используются в популистских целях), равно как
и подход к отношениям с другими странами СНГ как к "немеждународным", способны оказывать деструктивное воздействие на
развитие СНГ.
Обнадеживающим фактом интеграционных импульсов России в СНГ можно считать Указ Президента России, в котором
четко определен стратегический курс во взаимоотношениях с
15
членами Содружества (Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном)
на более тесную интеграцию. Важным шагом на этом пути является заключение таможенного союза между Россией, Беларусью
и Казахстаном.
Активизировалась торговля между странами СНГ. Торговый
оборот в 1997 году по сравнению с предыдущим годом вырос
между Россией и Беларусью на 64%, между Россией и Казахстаном - на 38%. В настоящее время Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан проявляют интерес к вступлению в таможенный союз.
Распространение этого согласия на 6 стран СНГ приведет к тому,
что им будет охвачено 90% территории Содружества, на которой
производится 63% общего ВВП стран бывшего Союза, в том числе 58% промышленного оборудования. Не случайно на Украине,
которая была в свое время одним из активных противников снятия таможенных барьеров, все сильнее звучат голоса тех, кто выступает за присоединение к этому союзу.
В свою очередь российское правительство стремится сохранить интеграционные связи. По его инициативе был создан межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между Россией, Беларусью, Казахстаном и другими государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. В то же время
межгосударственные отношения России с бывшими республиками СНГ складываются не всегда благоприятно. До сих пор нет
единого мнения в отношении Черноморского флота, Крымского
полуострова, русскоязычного населения, территориальных проблем и т.д. Однако вопросам урегулирования экономических, политических, социальных проблем России и стран СНГ уделяется
российским правительством неослабное внимание. Его усилия
направлены на достижение стабильности и благополучия всех
народов СНГ.
Причины экономического роста в России (1999 – 2004 гг.)
1. Стабилизация политических отношений и улучшение психологического
настроя граждан.
2. Крушение финансовых пирамид в августе 1998, оттягивающих финансы
из реального сектора экономики.
16
3. Укрепление отечественного производства. Оживление в военнопромышленном комплексе.
4. Появление предприятий, эффективно работающих в рыночных условиях.
5. Благоприятная конъюктура на мировых рынках нефти и металла для
отечественных экспортеров.
Вопрос № 3.
РОССИЯ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА
В,В, ПУТИНА
СЛАЙД: Б.Н. Ельцин и В.В. Путин (фото)
31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин добровольно сложил с себя
обязанности Президента РФ. Согласно Конституции России, эти
обязанности наряду с обязаностями премьер-министра стал совмещать В.В. Путин.
26 марта 2000 г. Путин Владимир Владимирович одержал
победу на досрочных президентских выборах и мае официально
вступил в должность Президента РФ. Премьер-министром был
назначен В.В. Касьянов.
Основные направления политики Президента
В.В. Путина в 2000-2008 гг.
СЛАЙД: Политико-государственная сфера:
Укрепление вертикали государственной власти и достижение стабильности в обществе:
Создание семи федеральных округов, учреждение должности Полномочного представителя Президента («государево око»);
Изменение принципа формирования верхней палаты Федерального
собрания и перевод ее на постоянную работу;
Создание Государственного Совета РФ как совещательноконсультативного органа глав субъектов РФ.
В первую очередь стали устранять расхождения между региональными правовыми актами и положениями общегосударственных документов (восстановление единого правового пространства России) !!!
17
Установление новых отношений между парламентом и президентом:
в госдуме сложилось постоянное правоцентристское большинство, поддерживающее президента
Были приняты законы, позволяющие Президенты увольнять проштрафившихся губернаторов и распускать местные законодательные органы.
Губернаторов лишили статуса (а с ним и неприкосновенности) членов Совета Федерации.
Губернаторы вошли в состав нового органа при Президенте – Государственный совет, роль которого заключается в предварительном обсуждении крупных проблем в жизни страны и подготовке предложений для
их решения.
Президент стал регулярно встречаться с руководителями партийных
фракций в Государственной думе, которая поддержала ряд законодательных инициатив Кремля.
СЛАЙД: Социально-экономическая сфера:
Продолжение курса на либерализацию экономики:
- Ослабление бюрократической опеки государства за предпринимательской деятельностью;
- Принятие мер, направленных на поддержку малого бизнеса;
- Сокращение налогообложения и введение 13% подоходного налога;
- Монетизация социальных льгот;
- Судебная реформа (институт мировых судей, суд присяжных) 2000-2001
- Новый Земельный кодекс (2001) /купля-продажа земли/
- Реализация приоритетных национальных проектов (с 2005 г.) «Здоровье»,
«Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие
агро-промышленного комплекса».
С 2000 г. в стране наметился экономический рост. К середине 2000 г.
была практически решена проблема погашения внешнего долга России,
резко возросшего за первые годы рыночных преобразований.
Огромное значение имело включение России в глобальное информационное пространство (Интернет).
СЛАЙД: Международные отношения:
Принятие новой концепции внешней политики России исходя из многополярной системы международных отношений
Развитие партнерских отношений со всеми странами мира;
Нормализация отношений Россия – НАТО;
18
Поддержка западных стран в борьбе в терроризмом.
– Выступление против войны в Ираке (с 2003 г.);
– Успешное развитие сотрудничества с Китаем (создана Шанхайская
организация сотрудничества (ШОС) - 2001 г.;
– Россия и цветные революции: «оранжевая революция» (Украина),
«революция роз» (Грузия), «революция тюльпанов» (Киргизия) - проамериканские правительства.
Президенты Российской Федерации
СЛАЙД:
1991-1999 – Ельцин Борис Николаевич
2000-2008 – Путин Владимир Владимирович
2008-2012 – Медведев Дмитрий Анатольевич
Март 2012 – Путин Владимир Владимирович
Историческая оценка событий, произошедших в России в
конце XX века еще впереди. Но уже сейчас ряд ученых классифицируют их как полномасштабную социальную революцию со
всеми ее характерными чертами. Радикально изменилась система
политических институтов и социально-экономических отношений в обществе, внутри разных социальных групп и элит, произошел передел собственности. Произошла смена власти. Все атрибуты революции налицо.
Любая революция завершается послереволюционной стабилизацией. После потрясений в обществе на первый план выдвигаются идея наведения порядка. Созревает принципиальное согласие и готовность принять важнейшие итоги революции как базу для восстановления стабильности., а также движения вперед в
условиях новой реальности.
В зависимости от того, как общество и власть будут действовать в дальнейшем, зависит будущее нашей страны и ее место в мировой истории.
Доктор исторических наук,
профессор кафедры «Истории и политологии»
А.В. Добровольский