Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности работы вожатого во временном детском коллективе.

  • 👀 713 просмотров
  • 📌 668 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Особенности работы вожатого во временном детском коллективе.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности работы вожатого во временном детском коллективе.» pptx
Особенност и работ ы вож атого во временном детском коллект иве. Психологические особенности и воспитательные возможности временного детского коллектива. План: 1.Определение коллектива 2.Структура детского коллектива 3.Признаки коллектива и ВДК 4. Социально-психологические процессы, протекающие в первично организованной группе 5. Действия вожатого для сплочения коллектива 6. Три фазы пребывания в ВДК 7.Упрощенная схема развития ВДК Коллекти в широкое, когда под коллективом понимается организованная группа людей (завод, цех, бригада, школа, класс, отряд. дружина, детское объединение и т, д.) более узкое, социальнопсихологическое и социальнопедагогическое значение, когда под коллективом понимают высокий уровень развития групп В последние десят илет ия намет илась от четливая тенденция назы ват ь коллект ивом группу людей вы сокого уровня развит ия, отличающуюся: • спло­ченностью, • интегративной деятельностью, • коллективистской направленно­стью Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психо­логической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм — в группу-коллектив. Ст рукт ура детского коллект ива: • Формальная (официальная) структура, как правило задаваемая взрослыми. В одной группе оказываются дети, которые отвечают определённым критериям отбора: по возрасту, физическим данным, необходимым для занятия спортом; уровню знаний, соответствующему требованиям специализированного класса, и т.д. • Неформальная (неофициальная) структура возникает на основе межличностных отношений, развивающихся в коллективе, т.е. внутри формальной структуры образуются малые контактные группы на основе общих интересов, симпатий, привязанностей. 5 признаков коллект ива: 1. Наличие общей общественно значимой цели (одинаковое еще не есть общее). 2. Совместная деятельность, направленная на достижение цели. 3. Наличие структуры и органов самоуправления. 4. Отношения ответственной зависимости и взаимной ответственности. 5. Наличие связей с другими коллективами лагеря (групповой эгоизм). Признаки временного детского коллект ива: 1. Кратковременность функционирования. Обычно ВДК существует одну лагерную смену (в среднем 21 день). 2. Сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга. 3. Автономность существования, когда ослабляется влияние на ребенка семьи, класса, компании друзей и т.д. 4. Публичный (коллективный) характер деятельности, общения, всей жизни. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности». 5. Завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования. Социально-психологические процессы , протекающие в первично организованной группе: Адаптация - процесс включения человека в новые группы (коллективы), приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил. Задачи вож атого в этот период: • организовать деятельность, деловое и творческое общение с целью удовлетворения информационного поиска; • познакомить с правилами проживания в лагере, режимом дня; • обеспечить психологическую защищенность ребят; • удовлетворять потребность в совместной деятельности, стремление к самостоятельности; • помочь в формировании официальной структуры (отрядного самоуправления), выработки норм, требований коллектива по отношению к каждому члену коллектива и перспектив совместной деятельности (коллективное планирование); • способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и нахождению своего места («удобной» для себя ниши) в нарождающемся сообществе сверстников. Коммуникация - процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов. Задачи вож атого в этот период: • анализировать состояние, причины и прогнозировать развитие отношений; • способствовать единству отряда, для чего: вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения; добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде; определить ближайшую возможную коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех, способствовать успеху этой деятельности. Идентификация - уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация). Идентификация оказывает значительное влияние на развитие сплоченности коллектива, создание теплых, дружеских отношений, формирование здорового психологического климата в отряде в целом. Задачи вож атого в этот период: • укрепить стремление к единству; • помочь организационно и творчески проявляемым усилиям в общей деятельности, содействуя всеми силами успеху деятельности; • укреплять позиции организационных и творческих лидеров, проявляющих себя в коллективной деятельности. 3 механизма воспроизводства личностью чувст в, мы слей, действий, адекватно отраж ающих какойлибо источник восприятия: • Подражание - это копирование или повторение поведения, качеств другого человека. • Сличение - это определенная «сверка» личностью каких-либо своих качеств с качествами другого человека - «эталона» и внесение на этой основе коррекции в свое поведение с целью достижения эталонного соответствия. • Увлечение - повышенное стремление к кому-либо, интерес, неосознанная ориентация на поступки того или иного лица. При благоприятном протекании предыдущих процессов успешно реализуется процесс интеграции. Данный процесс проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения у них общего, единого чувства «МЫ». Обобщенный показатель интеграции детского коллектива - сплоченност ь, единст во всех членов от ряда. Важнейшими факторами, обеспечивающими групповую интеграцию, являются руководство, осуществляемое вожатым в сотрудничестве с активом отряда, а также коллективные дела, игры и другие формы межличностного взаимодействия ребят. Дейст вия вож атого для сплочения коллект ива: С первых дней вожатый должен обозначить для детей общественно значимую перспективу(во время беседы с ребятами, на вечернем «огоньке», на сборе отряда, предварительно определив их интересы, возможности и эмоциональный настрой). Последующие действия вожатого могут быть такими: • вовлечение ребят в совместную деятельность по реализации обозначенной перспективы (включая постановку целей, планирование и проведение ключевых дел); • формирование детского самоуправления; • использование игры и других форм деятельности, привлекательных для ребят; создание традиций отряда и следование им; • включение отряда во взаимодействие с другими отрядами лагеря. КАК сразу дойт и до каж дого ребенка, если в среднем от ряд насчит ы вает 25-30 человек ? Разделить отряд на более мелкие группы. Наиболее устойчивое, оптимальное группообразование состоит из 7-9 человек. Это то количество людей, которые могут одновременно поддерживать как вербальное, так и визуальное (зрительное) общение. При делении отряда на группы хорошо бы учитывать эту особенность. Деление отряда на группы облегчает управление им, но одновременно следует позаботиться о том, чтобы у групп было преимущественно больше совместных дел. Это условие крайне важно соблюдать при проведении различных конкурсов и соревнований. Полож ение ребенка в от ряде Определяется не только его индивидуальными особенностями, может меняться в зависимости от уровня: • сработанности, • сплоченности коллектива, • интенсивности смены ролей ребят в процессе общения и взаимной деятельности, • динамики развития системы коллективных и личных ценностей, внутренних норм отряда, • наличия побед или неудач, • серьезных позитивных результатов, достигнутых как им самим, так и группой в целом. Эмоциональное развит ие ВДК Три ф азы пребы вания в ВДК: Подъем — Спад — Подъем I фаза (1-6 день) и III фаза (17-21 день) характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний, II фаза (7-16 день) характеризуется снижением тональности эмоциональных состояний и уменьшением частоты их колебаний. Преобладает уравновешенный, спокойный тон настроения. В течение смены наблюдается 2 спада: 1-ый спад (кризис привыкания) приходится на 4-5 дни смены, 2-ой (кризис усталости) - на 14-15 дни. В эмоциональном ритме смены наблюдаются два равных по силе всплеска эмоций: в начале (обычно это 3 день смены) и в конце смены (19-20 дни). Нормы , ценност и, групповая мораль • В управлении деятельностью коллектива социальные нормы выполняют ряд важных функций – регулятивную, оценочную, санкционирующую и стабилизирующую. Существуют нормы разного уровня обязательности. • Первый уровень – минимальный из всех допустимых нормативных требований. Нарушение этой нормы может классифицироваться преступление или отклоняющееся поведение, подлежащее обязательному осуждению в правовом или моральном порядке. • Средний уровень – те правила, которым следует абсолютное большинство коллектива. • Высший уровень – не является обязательным для всех, им следуют наиболее сознательные члены коллектива. Для оценки поведения таких людей в социальной психологии существует термин «сверхнормативная деятельность» (выполняешь не только д/з, но и сам читаешь дополнительную литературу). Упрощенная схема развит ия ВДК 1 ст адия. Ориентация — стадия знакомства. Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей. 2 ст адия. Конфликты. Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Задача вожатого— помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе. 3 ст адия. Доверие. Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом Задача вожатого - выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети. 4 стадия. Самостоятельность. Задача вожатого - обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов. 5 стадия. Расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают. Задача вожатого - поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие. Показатели слож ившегося детского коллектива: • успех коллектива в любой деятельности; • наличие гуманистических отношений между детьми; • мировоззренческое единство, • активность всех членов коллектива; • стремление к социально-значимым делам, не совсем интересным, но необходимым; • потребность к самопознанию, к самовоспитанию, соблюдению принятых в лагере норм поведения; • общественное мнение действует постоянно. Список литературы: • Л.Н. Николаева • ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА Спасибо за внимание!
«Особенности работы вожатого во временном детском коллективе.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot