Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Особенност и работ ы вож атого
во временном детском коллект иве.
Психологические особенности и
воспитательные возможности временного
детского коллектива.
План:
1.Определение коллектива
2.Структура детского коллектива
3.Признаки коллектива и ВДК
4. Социально-психологические процессы, протекающие в
первично организованной группе
5. Действия вожатого для сплочения коллектива
6. Три фазы пребывания в ВДК
7.Упрощенная схема развития ВДК
Коллекти
в
широкое,
когда под
коллективом
понимается
организованная группа
людей (завод, цех,
бригада, школа,
класс, отряд.
дружина, детское
объединение и т, д.)
более узкое,
социальнопсихологическое и
социальнопедагогическое
значение, когда под
коллективом понимают
высокий уровень
развития групп
В последние десят илет ия намет илась от четливая
тенденция назы ват ь коллект ивом группу людей
вы сокого уровня развит ия, отличающуюся:
• сплоченностью,
• интегративной деятельностью,
• коллективистской направленностью
Самое существенное качество группы — уровень ее
социально-психологической зрелости. Именно высокий
уровень такой зрелости превращает группу в
качественно новое социальное образование, новый
социальный организм — в группу-коллектив.
Ст рукт ура детского коллект ива:
• Формальная (официальная) структура, как правило
задаваемая взрослыми. В одной группе оказываются дети,
которые отвечают определённым критериям отбора: по
возрасту, физическим данным, необходимым для занятия
спортом; уровню знаний, соответствующему требованиям
специализированного класса, и т.д.
• Неформальная (неофициальная) структура возникает на
основе межличностных отношений, развивающихся в
коллективе, т.е. внутри формальной структуры образуются
малые контактные группы на основе общих интересов,
симпатий, привязанностей.
5 признаков коллект ива:
1. Наличие общей общественно значимой цели (одинаковое
еще не есть общее).
2. Совместная деятельность, направленная на достижение
цели.
3. Наличие структуры и органов самоуправления.
4. Отношения ответственной зависимости и взаимной
ответственности.
5. Наличие связей с другими коллективами лагеря (групповой
эгоизм).
Признаки временного детского
коллект ива:
1. Кратковременность функционирования. Обычно ВДК существует
одну лагерную смену (в среднем 21 день).
2. Сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята, ранее не
знавшие или почти не знавшие друг друга.
3. Автономность существования, когда ослабляется влияние на
ребенка семьи, класса, компании друзей и т.д.
4. Публичный (коллективный) характер деятельности, общения, всей
жизни. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в
обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности
осуществляется в коллективе, «просвечивается» через
коллективные нормы, установки, ценности».
5. Завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены
детское объединение совершает как бы законченный цикл от
рождения до завершения функционирования.
Социально-психологические процессы ,
протекающие в первично организованной группе:
Адаптация - процесс включения человека в новые группы (коллективы), приспособления к
изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповых и межличностных
отношений, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил.
Задачи вож атого в этот период:
• организовать деятельность, деловое и творческое общение с целью удовлетворения
информационного поиска;
• познакомить с правилами проживания в лагере, режимом дня;
• обеспечить психологическую защищенность ребят;
• удовлетворять потребность в совместной деятельности, стремление к самостоятельности;
• помочь в формировании официальной структуры (отрядного самоуправления), выработки
норм, требований коллектива по отношению к каждому члену коллектива и перспектив
совместной деятельности (коллективное планирование);
• способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и нахождению своего места
(«удобной» для себя ниши) в нарождающемся сообществе сверстников.
Коммуникация - процесс, посредством которого осуществляется
информационный обмен между людьми с целью определения проблем,
поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых
взаимодействий и согласования интересов.
Задачи вож атого в этот период:
• анализировать состояние, причины и прогнозировать развитие
отношений;
• способствовать единству отряда, для чего: вывести частные мнения и
оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического
обсуждения; добиться единства оценок и мнений по наиболее важным
вопросам жизни и отношений в отряде; определить ближайшую
возможную коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации
для каждого и для всех, способствовать успеху этой деятельности.
Идентификация - уподобление детей друг другу, определение ребенком
через внутренние переживания степени своей тождественности по
отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним
(эмоциональная идентификация). Идентификация оказывает значительное
влияние на развитие сплоченности коллектива, создание теплых,
дружеских отношений, формирование здорового психологического климата
в отряде в целом.
Задачи вож атого в этот период:
• укрепить стремление к единству;
• помочь организационно и творчески проявляемым усилиям в общей
деятельности, содействуя всеми силами успеху деятельности;
• укреплять позиции организационных и творческих лидеров,
проявляющих себя в коллективной деятельности.
3 механизма воспроизводства личностью чувст в,
мы слей, действий, адекватно отраж ающих какойлибо источник восприятия:
• Подражание - это копирование или повторение поведения,
качеств другого человека.
• Сличение - это определенная «сверка» личностью каких-либо
своих качеств с качествами другого человека - «эталона» и
внесение на этой основе коррекции в свое поведение с целью
достижения эталонного соответствия.
• Увлечение - повышенное стремление к кому-либо, интерес,
неосознанная ориентация на поступки того или иного лица. При
благоприятном протекании предыдущих процессов успешно
реализуется процесс интеграции. Данный процесс проявляется
в виде достижения высокой психологической совместимости
людей, возникновения у них общего, единого чувства «МЫ».
Обобщенный показатель интеграции детского
коллектива - сплоченност ь, единст во всех
членов от ряда.
Важнейшими факторами, обеспечивающими
групповую интеграцию, являются руководство,
осуществляемое вожатым в сотрудничестве с активом
отряда, а также коллективные дела, игры и другие
формы межличностного взаимодействия ребят.
Дейст вия вож атого для сплочения
коллект ива:
С первых дней вожатый должен обозначить для детей
общественно значимую перспективу(во время беседы с ребятами, на
вечернем «огоньке», на сборе отряда, предварительно определив их
интересы, возможности и эмоциональный настрой).
Последующие действия вожатого могут быть такими:
• вовлечение ребят в совместную деятельность по реализации
обозначенной перспективы (включая постановку целей,
планирование и проведение ключевых дел);
• формирование детского самоуправления;
• использование игры и других форм деятельности, привлекательных
для ребят; создание традиций отряда и следование им;
• включение отряда во взаимодействие с другими отрядами лагеря.
КАК сразу дойт и до каж дого ребенка, если в
среднем от ряд насчит ы вает 25-30 человек ?
Разделить отряд на более мелкие группы. Наиболее
устойчивое, оптимальное группообразование состоит из 7-9
человек. Это то количество людей, которые могут
одновременно поддерживать как вербальное, так и визуальное
(зрительное) общение. При делении отряда на группы хорошо
бы учитывать эту особенность. Деление отряда на группы
облегчает управление им, но одновременно следует
позаботиться о том, чтобы у групп было преимущественно
больше совместных дел. Это условие крайне важно соблюдать
при проведении различных конкурсов и соревнований.
Полож ение ребенка в от ряде
Определяется не только его индивидуальными особенностями,
может меняться в зависимости от уровня:
• сработанности,
• сплоченности коллектива,
• интенсивности смены ролей ребят в процессе общения и
взаимной деятельности,
• динамики развития системы коллективных и личных ценностей,
внутренних норм отряда,
• наличия побед или неудач,
• серьезных позитивных результатов, достигнутых как им самим,
так и группой в целом.
Эмоциональное развит ие ВДК
Три ф азы пребы вания в ВДК:
Подъем — Спад — Подъем
I фаза (1-6 день) и III фаза (17-21 день) характеризуются высокой
тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний,
II фаза (7-16 день) характеризуется снижением тональности
эмоциональных состояний и уменьшением частоты их колебаний.
Преобладает уравновешенный, спокойный тон настроения.
В течение смены наблюдается 2 спада: 1-ый спад (кризис привыкания)
приходится на 4-5 дни смены, 2-ой (кризис усталости) - на 14-15 дни. В
эмоциональном ритме смены наблюдаются два равных по силе всплеска
эмоций: в начале (обычно это 3 день смены) и в конце смены (19-20
дни).
Нормы , ценност и, групповая
мораль
•
В управлении деятельностью коллектива социальные нормы выполняют ряд
важных функций – регулятивную, оценочную, санкционирующую и
стабилизирующую.
Существуют нормы разного уровня обязательности.
• Первый уровень – минимальный из всех допустимых нормативных требований.
Нарушение этой нормы может классифицироваться преступление или
отклоняющееся поведение, подлежащее обязательному осуждению в правовом
или моральном порядке.
• Средний уровень – те правила, которым следует абсолютное большинство
коллектива.
• Высший уровень – не является обязательным для всех, им следуют наиболее
сознательные члены коллектива. Для оценки поведения таких людей в социальной
психологии существует термин «сверхнормативная деятельность» (выполняешь не
только д/з, но и сам читаешь дополнительную литературу).
Упрощенная схема развит ия
ВДК
1 ст адия. Ориентация — стадия знакомства.
Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия
для быстрой и безболезненной адаптации детей.
2 ст адия. Конфликты. Это борьба за «раздел территории»,
борьба за власть.
Задача вожатого— помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти
конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать
стиль совместной деятельности; не допустить появления
«отверженных» в коллективе.
3 ст адия. Доверие. Это стадия характеризуется появление
привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная
эмоциональная связь друг с другом
Задача вожатого - выступать в роли руководителя, носителя
норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети.
4 стадия. Самостоятельность.
Задача вожатого - обеспечить поле деятельности своему отряду,
показать уникальность и неповторимость других людей и других
отрядов.
5 стадия. Расставание. Каждый коллектив рано или поздно
распадается. Этот период характеризуется повышенной
напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они
чувствуют это и переживают.
Задача вожатого - поддерживать ребят, создавать оптимистический
настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще,
работать на последействие.
Показатели слож ившегося детского коллектива:
• успех коллектива в любой деятельности;
• наличие гуманистических отношений между детьми;
• мировоззренческое единство,
• активность всех членов коллектива;
• стремление к социально-значимым делам, не совсем
интересным, но необходимым;
• потребность к самопознанию, к самовоспитанию,
соблюдению принятых в лагере норм поведения;
• общественное мнение действует постоянно.
Список литературы:
• Л.Н. Николаева
• ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Спасибо за внимание!