Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности предмета «Методика преподавания обществознания»

  • 👀 716 просмотров
  • 📌 668 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Особенности предмета «Методика преподавания обществознания»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности предмета «Методика преподавания обществознания»» docx
Особенности предмета «Методика преподавания обществознания» Предмет «Методика преподавания обществознания» несет интегративный характер обществоведческого знания, основываясь на знаниях таких дисциплин, как «Философия», «Социальная психология», «Педагогика», «Основы экономической теории», «Правоведение» и «Практика ведения дискуссии». Целью освоения данной дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний в области преподавания обществознания и применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач. Задачи: 1. Раскрытие сути преподавания как профессиональной деятельности. 2. Изучение и реализация теоретических принципов дидактики. 3. Изучение структуры и содержания обществоведческого образования в школе. 4. Изучение и освоение новейших технологий и методов обучения применительно к курсу «Обществознание». 5. Формирование профессиональных качеств современного учителя. Содержание предмета «Методика преподавания обществознания» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и зависит от ступени образования. Например, курс «Методика преподавания обществознания в начальной школе» включает в себя следующие разделы: • Предмет и задачи методики преподавания обществознания в начальной школе. • Методы и приемы обучения обществознанию в начальной школе. • Методика формирования и развития представлений и понятий у обучающихся на уроке обществознания. • Урок обществознания в начальной школе и подготовка к нему учителя. • Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в начальной школе. • Внеурочная работа по обществознанию в начальной школе. Эффективность обучения и уровень обучения дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена «учитель-ученик». Реализующегося через следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации, дебаты, зачеты, экзамены, различные формы внеклассной работы. Список литературы 1. Губина, Е. В. Методика преподавания обществознания в начальной школе / Е. В. Губина. – Казань: Казан. ун-т, 2015. – 48 с. 2. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. – М.: Юрайт, 2018. – 414 с. Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя обществознания Нормативно-правовая база учителя обществознания условно делится на международные, федеральные, региональные и внутришкольные документы. Международные нормативно-правовые документы: • Всеобщая Декларация Прав Человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. № б/н. • Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года, в соответствии со статьей 49. Конвенция ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. • Декларация ООН «Декларация о праве на развитие». Принята 4 декабря 1986 года № б/н. Федеральные нормативно-правовые документы: 1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17.02.2011г.). 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38). 5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550). 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067). 7. Примерный базисный план для образовательных учреждений, Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013–2020 гг.». 8. Концепция преподавания обществознания в Российской Федерации. 9. Историко-культурный стандарт. 10. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. 11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р. 12. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р «О Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.». 13. Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 г. № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий на 2018-2020 годы в рамках Десятилетия детства». 14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 15. СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41. 16. Публичная Декларация целей и задач Министерства образования и науки Российской федерации на 2018 год. Региональные нормативно-правовые документы: 1. Конституция региона. 2. Республиканский Закон «Об образовании» 3. Целевая программа развитие образования в регионе. 4. Приказ Министерства образования региона «О рекомендуемых базисных учебных планах для образовательных организаций на учебный год». 5. Концепция развития кафедры истории, обществознания и культурологи в регионе и пр. Внутришкольные нормативно-правовые документы: 1.Образовательный план на основе базисного учебного плана. 2. Календарно-тематическое планирование. 3. Рабочая программа. Список литературы 1. «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru. 2. «Гарант. ру» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru. 3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosreestr.ru. 4. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс]. – URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/istoriko-kul-turnyi-standart. Структура современного урока обществознания Структура современного урока основана на Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) направленного, в первую очередь, на развитие личности ребенка. В зависимости от поставленных целей выделяют: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков; урок рефлексии; урок систематизации знаний (общеметодологической направленности); урок развивающего контроля (табл. 1). Таблица 1 Характеристика типологии современного урока Тип урока Цели урока Структура урока Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. • Мотивационный этап. • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. • . Первичное закрепление нового знания. • Самостоятельная работа и проверка по эталону. • Включение в систему знаний и умений. • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций Продолжение Таблица 1 Урок рефлексии Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта. Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости. • Мотивационный этап. • Актуализация знаний и осуществление первичного действия. • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. • Построение плана по разрешению возникших затруднений. • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы. • Обобщение выявленных затруднений. • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. • Включение в систему знаний и умений. • Осуществление рефлексии. Четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения. • Самоопределение. • Актуализация знаний и фиксирование затруднений. • Постановка учебной задачи, целей урока. • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. • Реализация выбранного проекта. • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. • Этап рефлексии деятельности. Продолжение Таблица 1 Урок развивающего контроля Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль. Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников. • Мотивационный этап. • Актуализация знаний и осуществление пробного действия. • Фиксирование локальных затруднений. • Создание плана по решению проблемы. • Реализация на практике выбранного плана. • Обобщение видов затруднений. • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца. • Решение задач творческого уровня. • Рефлексия деятельности. Список литературы 1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosreestr.ru. 2. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. – М.: Юрайт, 2018. – 414 с. Использование технологии кейс-стади на уроках обществознания Метод кейс-стади (от английского «case» – случай) – интерактивный метод обучения, суть которого заключается в организации обучения используя описание конкретных ситуаций: обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Формируемые компетентности у обучающихся в ходе кейс-стади: • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); • учебно-познавательные (обучающиеся самостоятельно добывают знания непосредственно из описываемых жизненных ситуаций); • ценностно-смысловые (способность видеть и понимать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принятия решений); • социальная (умение включиться в социум, успешность карьеры, создать семью предупреждение конфликтов, мобильность, толерантность). Кроме того, проявляется эффективность применения кейс-метода в преподавательской деятельности: грамотно направляя дискуссию, преподаватель может выйти на новое решение проблемы, увидеть упущенные ранее грани рассматриваемой ситуации. Типов кейсов, применяемые в зависимости от ситуации: 1) проблемные кейсы – проблема заранее определена и студенты не имели раньше дело с кейсами); 2) проектные кейсы – в качестве результата выступает программа действий по решению проблем); 3) описательные кейсы – помимо описания проблемы дается и решение, студенты должны обсудить плюсы и минусы этого решения; 4) интерактивные кейсы – требуют для решения проблемы исследований: соцопроса, анализа, наблюдения и пр. Источники для составления кейса: правовые или экономические задачи; художественная литература; иллюстрации, документы, публикации в СМИ; неисчерпаемым Интернет с его ресурсами; местный материала. Выполнять кейсы рекомендуется в пять этапов: • Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями; • Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать; • Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; • Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения; • Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможные проблемы, механизмы их предотвращения и решения. Список литературы 1. Виневская, А. В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов / А. В. Виневская. – М.: Феникс, 2015. – 141 с. 2. Смолянинова, О. Г. Кейс-метод обучения студентов [Электронный ресурс]. – URL: https://docplayer.ru. 1. Технология проведения организованной дискуссии на уроках обществознания В профессиональном обучении дискуссия применяется в тех ситуациях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи Цели проведения дискуссии могут быть весьма разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества. Принципами организации дискуссии являются содействие возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критики, обеспечение психологической защищенности участников. Целью дискуссии на лекциях должен быть: анализ, исследование проблем, обучение дискуссии, стимуляция творческого потенциала, диагностирование проблем, принятие конкретных решений. Стадии дискуссии: 1. Вводная, организационная, адаптационная (10 минут): • формулировать проблему и цели; • создать мотивацию к разрешению проблемы; • установить регламент выступлений; • сформулировать правила ведения дискуссии; • определить основные понятия; • создать доброжелательный настрой. 2. Стадия представления и оценки мнений (25 минут): • активизировать участников; • организовать обмен мнениями; • собрать как можно больше позиций; • кратко характеризовать позиции; • делать промежуточный анализ результатов. 3. Стадия консолидации (10 минут): • подвести итоги дискуссии; • сравнить итоги с первоначальными задачами; • оценить сам ход дискуссии и ее результаты; • сформулировать итоговую общую позицию с подчеркиванием сохранившихся разногласий; • сделать и записать основные выводы по проблеме; • добиваться удовлетворенности большинства участников общей работой и ее результатами В качестве критериев эффективности дискуссии как метода обучения рассматривается: актуальность темы, информированность, владение методикой дискуссионной процедуры. Пример дискуссионной темы – «Анализируя современное состояние российского общества, в чем вы видите общественный прогресс, в чем регресс?». Правила дискуссии представлены в таблицы 2. Таблица 2 Правила дискуссии Для коммуникатора Для участников • заранее подготовить вопросы для обсуждения, не допускать некорректных формулировок, вопросов, содержащих двусмысленность, неопределенность; • не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы; • вовлекать всех, не ограничиваться нарой активных учеников, но помнить, что у каждого есть право на молчание; • давать оценки суждениям по ходу выступлений; • не оставлять без внимания неверные суждения; • не подавлять аудиторию лекторским многословием; не отвечать сразу самому на вопросы; • сравнивать разные точки зрения; • не превращать дискуссию в опрос; • давать достаточно времени, чтобы сосредоточиться и обдумать ответы; • помогать в формулировании высказывания, обобщать факты, расширять контекст, менять направление размышлений, задавать наводящие вопросы, прояснять реплики и т.д. • разрешать возникающие межличностные разногласия, побуждать к углублению мысли; • соотносить создаваемый диалог с виртуальным эталоном; • следить за выполнением всех правил. • готовиться заранее, глубоко осваивать материал; • внимательно выслушивать другого, не перебивать; • критиковать мнение, а не человека; • аргументировать свою позицию; • не повторяться; • поддерживать доброжелательную атмосферу; • говорить здесь и сейчас, а не потом, в коридоре; • •не превращать реплику в доклад; • не переводить обсуждение на другую тему. Список литературы 1. Саматова, Л. К. Применение технологии «дискуссия» на уроках обществознания [Электронный ресурс]. – URL: http://vtk64.ru/wp-content/uploads/2015/03/Samatova_L.K._Primenenie_tehnologii_--Diskussiya--_na_urokah_obshhestvoznaniya.pdf. 2. Технологический подход к организации и проведению дискуссии на уроках обществознания [Электронный ресурс]. – URL: https://studme.org. Технология организации проектной деятельности учащихся на уроке обществознания и во внеурочное время «Метод проектов» – учит анализировать конкретную проблему, побуждает обучающихся проявлять интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе работы над проектом обучающиеся сами ставят цель, определяют пути ее достижения. Все проекты можно условно разделить на четыре группы: • Проект, ориентированный на личность учащегося; • Социально-ориентированные проекты; • Познавательные проекты; • Творческие проекты. По времени можно выделить три вида учебных проектов: • краткосрочные (2–6 часов) • среднесрочные (12– 15 часов) • долгосрочные, требующие значительного времени на поиск материала и его анализ. Во внеурочной деятельности проектная деятельность направлена на расширение и закрепление знаний учебного курса, а также на исследования материала и данных вне рамках изучения «Обществознания». Этапы проектной деятельности – это совокупность приемов и действий в определенной последовательности для решения проблемы (этапы работы) и оформление продукта (презентация проекта) (табл. 3): • Начинание – определение темы; уточнение целей, исходного положения, выбор рабочей группы. • Планирование – анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. • Исследование – сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта. • Защита проектов – подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка. • Рефлексия – анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин. Анализ достижения поставленной цели. • Презентация – рассказ о понимании проекта, о выбранном пути ее решения. Демонстрация продукта работы над проектом. Таблица 3 Деятельность учителя и обучающихся на этапах проектной деятельности № Этап проектной деятельности Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1. Начинание Мотивирует обучающихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает. Уточняют информацию. Обсуждают задание. 2. Планирование Помогает в анализе и синтезе (по просьбе обучающихся). Наблюдает. Формирует задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. 3. Исследование Наблюдает. Консультирует. Советует. Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют 4. Защита проектов Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. 5. Рефлексия Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо). Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. 6. Презентация Наблюдает, обобщает и резюмирует. Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта. Список литературы 1. Веселов, М. В. Проектная деятельность на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]. – URL: https://docplayer.ru. 2. Шарандина, В. В. Организация проектной деятельности учащихся на уроке «Основы проектной и исследовательской деятельности» и во внеурочное время» [Электронный ресурс]. – URL: https://урок.рф. Сторителлинг в преподавании обществознания Метод сторителлинг – это изучение языка с помощью небольших историй на разные темы. Истории позволяют использовать аутентичный материал, помогают отработать грамматику и лексику, способствуют развитию воображения, говорения, аудирования, письма. Использование техники сторителлинг позволяет: • дать навыки и приемы работы с различными историческими материалами; • создать ситуацию успеха; • предложить им самим создавать свои истории и придать им уверенность в своих творческих способностях и силах; • знакомить студентов с работами сверстников. Структура сторителлинга: 1. Вступление. Вступление к истории должно быть коротким. Оно играет важную роль, ставя вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить. Сделать это надо таким образом, чтобы пробудить у студентов любопытство и увлечь его, необходимо добавить красок (место событий, время года, эмоции, видеоматериал). 2. Развитие события. Здесь раскрывается сюжетная линия и характеры, действующие лица. Эта часть позволяет глубже проникнуть в проблему или конфликт, о котором узнали из выступления. 3. Заключение. Проблема раскрыта. Мы получаем ответ на вопрос. В оценке результатов принимают участие, как преподаватель, так и обучающихся путем обсуждения. Например, тема «Духовные ценности», где обучающиеся формулируют самостоятельно цель урока. Затем идет сообщение о работе, которую необходимо в дальнейшем выполнить и сочинение истории «Расскажите историю, если вы мечтаете изменить мир? Если вы стали свидетелем плохого поступка?». Список литературы 1. Приемы сторителлинга на уроках [Электронный ресурс]. – URL: http://informatiki.tgl.net.ru. 2. Смирнова, Е. И. Применение технологии сторителлинг на уроках истории [Электронный ресурс]. – URL: https://docplayer.ru. Анализ и самоанализ урока обществознания Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа педагога была результативной, необходимо эту работу контролировать целенаправленно и систематически. Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения обучающихся. Виды анализа урока. 1. Краткий (оценочный) анализ – общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач. 2. Структурный (поэтапный) анализ – выявление и оценка доминирующих структур урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся. 3. Системный анализ – рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов обучения. 4. Полный анализ – система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока. 5. Структурно-временной анализ – оценка использования времени урока по каждому его этапу. 6. Комбинированный анализ – оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов. 7. Психологический анализ – изучение выполнения психологических требований к уроку. 8. Дидактический анализ – анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.). 9. Аспектный анализ – рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. 10. Комплексный анализ – в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока. Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.  Разнообразие подходов обусловливает наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения. Психологический анализ деятельности учителя на уроке может быть дан только квалифицированным специалистом. Самоанализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся. Самоанализ дает возможность увидеть сильные и слабые стороны проведенного урока, и, следовательно, помогает выстроить последующие уроки наиболее эффективно, проведя необходимую коррекцию. Анализируя результаты проведенного урока, необходимо обратить осо­бое внимание на следующие критерии: 1. Доступность ознакомления обучающихся с темой, целью планом и конкрет­ными задачами урока. 2. Соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения. 3. Развитие интереса и познавательной активности обучающихся; использование на уроке активных методов, самостоятельной ра­боты, наличие элементов исследовательской деятельности. 4. Результативность использования новых методических приемов и технологий. 5. Оптимальность привития обучающимся умений учебного труда и развитие их трудоспособности посредством, например, самостоятельной аналитической деятельности 6. Степень самостоятельной работы обучающихся, их умение приме­нять полученные знания в конкретной ситуации; степень усвоения на уроке основного содержания материала. 7. Воспитательная эффективность организации работы обучающихся на уроке. 8.Оптимальность форм и методов проверки знаний обучающихся, их соответствие современным требованиям и эффективность; сочетание текущего и тематического учета знаний. 9. Эффективность использования наглядности и ТСО. 10. Рациональность распределения и использования учебного вре­мени согласно этапам урока. 11.Обоснованность содержания, дозировки и методики по­дачи домашнего задания, его индивидуализации и дифференциации. 12. Соблюдение требований речевого и орфографического ре­жима. 13.Соблюдение санитарно-гигиенических, психологических и эти­ческих требований к уроку. 14. Учет индивидуальных особенностей обучающихся и особенностей конкретного классного коллектива. 15. Создание благоприятного микроклимата на уроке, положи­тельного стиля взаимоотношений с учащимися. Психологическая оценка урока при самоанализе дается учителем, исходя из того, насколько успешно реализован запланированный уровень организации урока, какова доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок. Большое значение имеют соотношение репродуктивной и самостоятельной творческой деятельности обучающихся, развитие их мышления, соотношение монологического, диалогического общения между учителем и детьми на уроке. Уровни самоанализа урока: 1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда педагог чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. 2. Оценочный – когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. 3. Методический – когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку. 4.Рефлексивный – когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию. Список литературы 1. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2013. – 240 с. 2. Цыплухина, В. Е. Анализ и самоанализ урока [Электронный ресурс]. – URL: https://edu-eao.ru/analiz-i-samoanaliz-uroka. Формирование гражданской идентичности на уроках обществознания и во внеурочное время Госстандарт нового поколения предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны – системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов: • когнитивный (познавательный) - знания о власти, правовой организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях; • эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения, желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия. • формирование этнической идентичности и солидарности с малой родиной. Основными направлениями воспитания гражданской идентичности учащихся 8–11 классов являются: • духовно-нравственное и ценностно-смысловое; • историческое воспитание; • политико-правовое; • патриотическое воспитание; • трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание. Приемы формирования гражданской идентичности: эвристические беседы, упражнения на развитие критического мышления, проектная технология, написание эссе. Принципы работы на уроках. 1) Вычленяем значимую для решения проблемы информацию и саму проблему уточняем по мере знакомства с информацией 2) Сравниваем разные точки зрения, привлекая необходимые факты из различных источников 3) Различные приемы работы с различными видами текста (чтение с остановками). Например, при изучении темы «Гражданин – Отечества достойный сын» урок может начинаться с вопроса: «Как человек может служить Отечеству?», «Назвать ассоциации к слову гражданин», «Кто такой патриот?», «Обязательно ли гражданин – патриот своего Отечества?», При изучении можно темы использовать следующие приемы: 1. Вставьте пропущенное слово: ____________________ член общины или народа, состоящего под одним общим управлением, каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство. 2. Заполните схему: Основные права граждан Российской Федерации. 3. Объясните понятие «достойный сын Отечества», «гражданский поступок». Что означают эти понятия? Приведите примеры из истории гражданских поступков. В рамках внеурочной деятельности формирование гражданской идентичности осуществляется через патриотическое воспитание по средством конкурсов, исследовательских проектов, предметных неделей, экскурсий и т.п. Список литературы 1. Панова, А. В. Формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru. 2. Формирование гражданской идентичности в процессе внеурочной деятельности по курсу «обществознание» [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru. Внеклассная работа учителя обществознания Внеклассная работа – это система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий. Целью внеклассной работы является создание условий для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения в единстве с обязательным курсом «Обществознания». Задачи внеурочной работы учителя обществознания: 1) Развитие интереса к предмету, углубление знаний, развитие и совершенствование иноязычных навыков и умений. 2) Организация свободного времени обучающихся с целью их общего развития и воспитания. 3) Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности. 4) Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии. Принципы организации внеурочной деятельности: 1. Включение учащихся в активную деятельность. 2. Доступность материала и наглядность. 3. Учет возрастных особенностей. 4. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. 5. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). 6. Использование разнообразных форм занятий. Существует несколько основных типов внеклассной работы: 1) Проведение лекций на самые разнообразные темы. Это могут быть вопросы науки, техники, литературы, искусства, лекции на «интимные» темы; тематические вечера, имеющие прежде всего познавательную направленность и посвященные какой-либо одной специальной теме. 2) Диспуты, вечера вопросов и ответов на определенные темы, чаще на социальные или темы морали. На такие вечера можно приглашать и учеников других школ; 3) Проведение конкурсов, смотров, олимпиад, турниров, фестивалей и т.д. 4) Организация выставок. Это могут быть выставки ручного творчества или тематические стенды-выставки («Новые возможности Интернета», «Учеба за рубежом»), или выставки-отчеты о походах и экскурсиях и т.д.; 5) Экскурсия как поход в музей, на какое-либо предприятие, в театр, в библиотеку и т. д. Список литературы 1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2013 – 223 с. 2. Дроздова, М. А. Внеурочная деятельность учителя истории и обществознания в условиях ФГОС ООО [Электронный ресурс]. – URL: http://io.nios.ru. Обществознание в системе дополнительного образования детей Обществознание в системе дополнительного образования детей представляет социально-педагогическую направленность, актуализирует систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях разноуровневой системы образования. Основные цели и задачи «Обществознания» как элемента дополнительного образования: • создание условий для социализации личности; • формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования; • формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; • содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры; • развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях; • подготовка к сознательному освоению курсов общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях. Список литературы 1. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей / Е. Б. Евладова. – М.: Владос, 2004. – 349 с. 2. Соколова, Н. А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Н. А. Соколова. – Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 224 с.
«Особенности предмета «Методика преподавания обществознания»» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot