Особенности предмета «Методика преподавания обществознания»
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Особенности предмета «Методика преподавания обществознания»
Предмет «Методика преподавания обществознания» несет интегративный характер обществоведческого знания, основываясь на знаниях таких дисциплин, как «Философия», «Социальная психология», «Педагогика», «Основы экономической теории», «Правоведение» и «Практика ведения дискуссии».
Целью освоения данной дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний в области преподавания обществознания и применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач.
Задачи:
1. Раскрытие сути преподавания как профессиональной деятельности.
2. Изучение и реализация теоретических принципов дидактики.
3. Изучение структуры и содержания обществоведческого образования в школе.
4. Изучение и освоение новейших технологий и методов обучения применительно к курсу «Обществознание».
5. Формирование профессиональных качеств современного учителя.
Содержание предмета «Методика преподавания обществознания» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и зависит от ступени образования. Например, курс «Методика преподавания обществознания в начальной школе» включает в себя следующие разделы:
• Предмет и задачи методики преподавания обществознания в начальной школе.
• Методы и приемы обучения обществознанию в начальной школе.
• Методика формирования и развития представлений и понятий у обучающихся на уроке обществознания.
• Урок обществознания в начальной школе и подготовка к нему учителя.
• Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в начальной школе.
• Внеурочная работа по обществознанию в начальной школе.
Эффективность обучения и уровень обучения дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена «учитель-ученик». Реализующегося через следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации, дебаты, зачеты, экзамены, различные формы внеклассной работы.
Список литературы
1. Губина, Е. В. Методика преподавания обществознания в начальной школе / Е. В. Губина. – Казань: Казан. ун-т, 2015. – 48 с.
2. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. – М.: Юрайт, 2018. – 414 с.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя обществознания
Нормативно-правовая база учителя обществознания условно делится на международные, федеральные, региональные и внутришкольные документы.
Международные нормативно-правовые документы:
• Всеобщая Декларация Прав Человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. № б/н.
• Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года, в соответствии со статьей 49. Конвенция ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.
• Декларация ООН «Декларация о праве на развитие». Принята 4 декабря 1986 года № б/н.
Федеральные нормативно-правовые документы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17.02.2011г.).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38).
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
7. Примерный базисный план для образовательных учреждений, Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013–2020 гг.».
8. Концепция преподавания обществознания в Российской Федерации.
9. Историко-культурный стандарт.
10. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
12. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р «О Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.».
13. Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 г. № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий на 2018-2020 годы в рамках Десятилетия детства».
14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
15. СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41.
16. Публичная Декларация целей и задач Министерства образования и науки Российской федерации на 2018 год.
Региональные нормативно-правовые документы:
1. Конституция региона.
2. Республиканский Закон «Об образовании»
3. Целевая программа развитие образования в регионе.
4. Приказ Министерства образования региона «О рекомендуемых базисных учебных планах для образовательных организаций на учебный год».
5. Концепция развития кафедры истории, обществознания и культурологи в регионе и пр.
Внутришкольные нормативно-правовые документы:
1.Образовательный план на основе базисного учебного плана.
2. Календарно-тематическое планирование.
3. Рабочая программа.
Список литературы
1. «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru.
2. «Гарант. ру» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru.
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosreestr.ru.
4. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс]. – URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/istoriko-kul-turnyi-standart.
Структура современного урока обществознания
Структура современного урока основана на Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) направленного, в первую очередь, на развитие личности ребенка.
В зависимости от поставленных целей выделяют: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков; урок рефлексии; урок систематизации знаний (общеметодологической направленности); урок развивающего контроля (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика типологии современного урока
Тип урока
Цели урока
Структура урока
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
• Мотивационный этап.
• Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
• Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
• Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
• Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
• . Первичное закрепление нового знания.
• Самостоятельная работа и проверка по эталону.
• Включение в систему знаний и умений.
• Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций
Продолжение Таблица 1
Урок рефлексии
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
• Мотивационный этап.
• Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
• Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
• Построение плана по разрешению возникших затруднений.
• Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
• Обобщение выявленных затруднений.
• Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
• Включение в систему знаний и умений.
• Осуществление рефлексии.
Четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
• Самоопределение.
• Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
• Постановка учебной задачи, целей урока.
• Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
• Реализация выбранного проекта.
• Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
• Этап рефлексии деятельности.
Продолжение Таблица 1
Урок развивающего контроля
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
• Мотивационный этап.
• Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
• Фиксирование локальных затруднений.
• Создание плана по решению проблемы.
• Реализация на практике выбранного плана.
• Обобщение видов затруднений.
• Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
• Решение задач творческого уровня.
• Рефлексия деятельности.
Список литературы
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosreestr.ru.
2. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. – М.: Юрайт, 2018. – 414 с.
Использование технологии кейс-стади на уроках обществознания
Метод кейс-стади (от английского «case» – случай) – интерактивный метод обучения, суть которого заключается в организации обучения используя описание конкретных ситуаций: обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Формируемые компетентности у обучающихся в ходе кейс-стади:
• информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
• коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
• учебно-познавательные (обучающиеся самостоятельно добывают знания непосредственно из описываемых жизненных ситуаций);
• ценностно-смысловые (способность видеть и понимать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принятия решений);
• социальная (умение включиться в социум, успешность карьеры, создать семью предупреждение конфликтов, мобильность, толерантность).
Кроме того, проявляется эффективность применения кейс-метода в преподавательской деятельности: грамотно направляя дискуссию, преподаватель может выйти на новое решение проблемы, увидеть упущенные ранее грани рассматриваемой ситуации.
Типов кейсов, применяемые в зависимости от ситуации:
1) проблемные кейсы – проблема заранее определена и студенты не имели раньше дело с кейсами);
2) проектные кейсы – в качестве результата выступает программа действий по решению проблем);
3) описательные кейсы – помимо описания проблемы дается и решение, студенты должны обсудить плюсы и минусы этого решения;
4) интерактивные кейсы – требуют для решения проблемы исследований: соцопроса, анализа, наблюдения и пр.
Источники для составления кейса: правовые или экономические задачи; художественная литература; иллюстрации, документы, публикации в СМИ; неисчерпаемым Интернет с его ресурсами; местный материала.
Выполнять кейсы рекомендуется в пять этапов:
• Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;
• Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать;
• Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
• Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
• Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Список литературы
1. Виневская, А. В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов / А. В. Виневская. – М.: Феникс, 2015. – 141 с.
2. Смолянинова, О. Г. Кейс-метод обучения студентов [Электронный ресурс]. – URL: https://docplayer.ru.
1.
Технология проведения организованной дискуссии на уроках обществознания
В профессиональном обучении дискуссия применяется в тех ситуациях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи
Цели проведения дискуссии могут быть весьма разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества.
Принципами организации дискуссии являются содействие возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критики, обеспечение психологической защищенности участников.
Целью дискуссии на лекциях должен быть: анализ, исследование проблем, обучение дискуссии, стимуляция творческого потенциала, диагностирование проблем, принятие конкретных решений.
Стадии дискуссии:
1. Вводная, организационная, адаптационная (10 минут):
• формулировать проблему и цели;
• создать мотивацию к разрешению проблемы;
• установить регламент выступлений;
• сформулировать правила ведения дискуссии;
• определить основные понятия;
• создать доброжелательный настрой.
2. Стадия представления и оценки мнений (25 минут):
• активизировать участников;
• организовать обмен мнениями;
• собрать как можно больше позиций;
• кратко характеризовать позиции;
• делать промежуточный анализ результатов.
3. Стадия консолидации (10 минут):
• подвести итоги дискуссии;
• сравнить итоги с первоначальными задачами;
• оценить сам ход дискуссии и ее результаты;
• сформулировать итоговую общую позицию с подчеркиванием сохранившихся разногласий;
• сделать и записать основные выводы по проблеме;
• добиваться удовлетворенности большинства участников общей работой и ее результатами
В качестве критериев эффективности дискуссии как метода обучения рассматривается: актуальность темы, информированность, владение методикой дискуссионной процедуры.
Пример дискуссионной темы – «Анализируя современное состояние российского общества, в чем вы видите общественный прогресс, в чем регресс?».
Правила дискуссии представлены в таблицы 2.
Таблица 2
Правила дискуссии
Для коммуникатора
Для участников
• заранее подготовить вопросы для обсуждения, не допускать некорректных формулировок, вопросов, содержащих двусмысленность, неопределенность;
• не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;
• вовлекать всех, не ограничиваться нарой активных учеников, но помнить, что у каждого есть право на молчание;
• давать оценки суждениям по ходу выступлений;
• не оставлять без внимания неверные суждения;
• не подавлять аудиторию лекторским многословием; не отвечать сразу самому на вопросы;
• сравнивать разные точки зрения;
• не превращать дискуссию в опрос;
• давать достаточно времени, чтобы сосредоточиться и обдумать ответы;
• помогать в формулировании высказывания, обобщать факты, расширять контекст, менять направление размышлений, задавать наводящие вопросы, прояснять реплики и т.д.
• разрешать возникающие межличностные разногласия, побуждать к углублению мысли;
• соотносить создаваемый диалог с виртуальным эталоном;
• следить за выполнением всех правил.
• готовиться заранее, глубоко осваивать материал;
• внимательно выслушивать другого, не перебивать;
• критиковать мнение, а не человека;
• аргументировать свою позицию;
• не повторяться;
• поддерживать доброжелательную атмосферу;
• говорить здесь и сейчас, а не потом, в коридоре;
• •не превращать реплику в доклад;
• не переводить обсуждение на другую тему.
Список литературы
1. Саматова, Л. К. Применение технологии «дискуссия» на уроках обществознания [Электронный ресурс]. – URL: http://vtk64.ru/wp-content/uploads/2015/03/Samatova_L.K._Primenenie_tehnologii_--Diskussiya--_na_urokah_obshhestvoznaniya.pdf.
2. Технологический подход к организации и проведению дискуссии на уроках обществознания [Электронный ресурс]. – URL: https://studme.org.
Технология организации проектной деятельности учащихся на уроке обществознания и во внеурочное время
«Метод проектов» – учит анализировать конкретную проблему, побуждает обучающихся проявлять интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе работы над проектом обучающиеся сами ставят цель, определяют пути ее достижения.
Все проекты можно условно разделить на четыре группы:
• Проект, ориентированный на личность учащегося;
• Социально-ориентированные проекты;
• Познавательные проекты;
• Творческие проекты.
По времени можно выделить три вида учебных проектов:
• краткосрочные (2–6 часов)
• среднесрочные (12– 15 часов)
• долгосрочные, требующие значительного времени на поиск материала и его анализ.
Во внеурочной деятельности проектная деятельность направлена на расширение и закрепление знаний учебного курса, а также на исследования материала и данных вне рамках изучения «Обществознания».
Этапы проектной деятельности – это совокупность приемов и действий в определенной последовательности для решения проблемы (этапы работы) и оформление продукта (презентация проекта) (табл. 3):
• Начинание – определение темы; уточнение целей, исходного положения, выбор рабочей группы.
• Планирование – анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде.
• Исследование – сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта.
• Защита проектов – подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка.
• Рефлексия – анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин. Анализ достижения поставленной цели.
• Презентация – рассказ о понимании проекта, о выбранном пути ее решения. Демонстрация продукта работы над проектом.
Таблица 3
Деятельность учителя и обучающихся на этапах проектной деятельности
№
Этап проектной деятельности
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.
Начинание
Мотивирует обучающихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает.
Уточняют информацию. Обсуждают задание.
2.
Планирование
Помогает в анализе и синтезе (по просьбе обучающихся). Наблюдает.
Формирует задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.
3.
Исследование
Наблюдает. Консультирует. Советует.
Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют
4.
Защита проектов
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.
5.
Рефлексия
Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо).
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.
6.
Презентация
Наблюдает, обобщает и резюмирует.
Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта.
Список литературы
1. Веселов, М. В. Проектная деятельность на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]. – URL: https://docplayer.ru.
2. Шарандина, В. В. Организация проектной деятельности учащихся на уроке «Основы проектной и исследовательской деятельности» и во внеурочное время» [Электронный ресурс]. – URL: https://урок.рф.
Сторителлинг в преподавании обществознания
Метод сторителлинг – это изучение языка с помощью небольших историй на разные темы. Истории позволяют использовать аутентичный материал, помогают отработать грамматику и лексику, способствуют развитию воображения, говорения, аудирования, письма.
Использование техники сторителлинг позволяет:
• дать навыки и приемы работы с различными историческими материалами;
• создать ситуацию успеха;
• предложить им самим создавать свои истории и придать им уверенность в своих творческих способностях и силах;
• знакомить студентов с работами сверстников.
Структура сторителлинга:
1. Вступление. Вступление к истории должно быть коротким. Оно играет важную роль, ставя вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить. Сделать это надо таким образом, чтобы пробудить у студентов любопытство и увлечь его, необходимо добавить красок (место событий, время года, эмоции, видеоматериал).
2. Развитие события. Здесь раскрывается сюжетная линия и характеры, действующие лица. Эта часть позволяет глубже проникнуть в проблему или конфликт, о котором узнали из выступления.
3. Заключение. Проблема раскрыта. Мы получаем ответ на вопрос.
В оценке результатов принимают участие, как преподаватель, так и обучающихся путем обсуждения.
Например, тема «Духовные ценности», где обучающиеся формулируют самостоятельно цель урока. Затем идет сообщение о работе, которую необходимо в дальнейшем выполнить и сочинение истории «Расскажите историю, если вы мечтаете изменить мир? Если вы стали свидетелем плохого поступка?».
Список литературы
1. Приемы сторителлинга на уроках [Электронный ресурс]. – URL: http://informatiki.tgl.net.ru.
2. Смирнова, Е. И. Применение технологии сторителлинг на уроках истории [Электронный ресурс]. – URL: https://docplayer.ru.
Анализ и самоанализ урока обществознания
Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа педагога была результативной, необходимо эту работу контролировать целенаправленно и систематически.
Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения обучающихся.
Виды анализа урока.
1. Краткий (оценочный) анализ – общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач.
2. Структурный (поэтапный) анализ – выявление и оценка доминирующих структур урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.
3. Системный анализ – рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов обучения.
4. Полный анализ – система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока.
5. Структурно-временной анализ – оценка использования времени урока по каждому его этапу.
6. Комбинированный анализ – оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов.
7. Психологический анализ – изучение выполнения психологических требований к уроку.
8. Дидактический анализ – анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.).
9. Аспектный анализ – рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся.
10. Комплексный анализ – в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.
Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.
Разнообразие подходов обусловливает наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения.
Психологический анализ деятельности учителя на уроке может быть дан только квалифицированным специалистом.
Самоанализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся. Самоанализ дает возможность увидеть сильные и слабые стороны проведенного урока, и, следовательно, помогает выстроить последующие уроки наиболее эффективно, проведя необходимую коррекцию.
Анализируя результаты проведенного урока, необходимо обратить особое внимание на следующие критерии:
1. Доступность ознакомления обучающихся с темой, целью планом и конкретными задачами урока.
2. Соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения.
3. Развитие интереса и познавательной активности обучающихся; использование на уроке активных методов, самостоятельной работы, наличие элементов исследовательской деятельности.
4. Результативность использования новых методических приемов и технологий.
5. Оптимальность привития обучающимся умений учебного труда и развитие их трудоспособности посредством, например, самостоятельной аналитической деятельности
6. Степень самостоятельной работы обучающихся, их умение применять полученные знания в конкретной ситуации; степень усвоения на уроке основного содержания материала.
7. Воспитательная эффективность организации работы обучающихся на уроке.
8.Оптимальность форм и методов проверки знаний обучающихся, их соответствие современным требованиям и эффективность; сочетание текущего и тематического учета знаний.
9. Эффективность использования наглядности и ТСО.
10. Рациональность распределения и использования учебного времени согласно этапам урока.
11.Обоснованность содержания, дозировки и методики подачи домашнего задания, его индивидуализации и дифференциации.
12. Соблюдение требований речевого и орфографического режима.
13.Соблюдение санитарно-гигиенических, психологических и этических требований к уроку.
14. Учет индивидуальных особенностей обучающихся и особенностей конкретного классного коллектива.
15. Создание благоприятного микроклимата на уроке, положительного стиля взаимоотношений с учащимися.
Психологическая оценка урока при самоанализе дается учителем, исходя из того, насколько успешно реализован запланированный уровень организации урока, какова доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок. Большое значение имеют соотношение репродуктивной и самостоятельной творческой деятельности обучающихся, развитие их мышления, соотношение монологического, диалогического общения между учителем и детьми на уроке.
Уровни самоанализа урока:
1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда педагог чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
2. Оценочный – когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
3. Методический – когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
4.Рефлексивный – когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Список литературы
1. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2013. – 240 с.
2. Цыплухина, В. Е. Анализ и самоанализ урока [Электронный ресурс]. – URL: https://edu-eao.ru/analiz-i-samoanaliz-uroka.
Формирование гражданской идентичности на уроках обществознания и во внеурочное время
Госстандарт нового поколения предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны – системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:
• когнитивный (познавательный) - знания о власти, правовой организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;
• эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения, желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
• формирование этнической идентичности и солидарности с малой родиной.
Основными направлениями воспитания гражданской идентичности учащихся 8–11 классов являются:
• духовно-нравственное и ценностно-смысловое;
• историческое воспитание;
• политико-правовое;
• патриотическое воспитание;
• трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание.
Приемы формирования гражданской идентичности: эвристические беседы, упражнения на развитие критического мышления, проектная технология, написание эссе.
Принципы работы на уроках.
1) Вычленяем значимую для решения проблемы информацию и саму проблему уточняем по мере знакомства с информацией
2) Сравниваем разные точки зрения, привлекая необходимые факты из различных источников
3) Различные приемы работы с различными видами текста (чтение с остановками).
Например, при изучении темы «Гражданин – Отечества достойный сын» урок может начинаться с вопроса:
«Как человек может служить Отечеству?»,
«Назвать ассоциации к слову гражданин»,
«Кто такой патриот?»,
«Обязательно ли гражданин – патриот своего Отечества?»,
При изучении можно темы использовать следующие приемы:
1. Вставьте пропущенное слово:
____________________ член общины или народа, состоящего под одним общим управлением, каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.
2. Заполните схему: Основные права граждан Российской Федерации.
3. Объясните понятие «достойный сын Отечества», «гражданский поступок». Что означают эти понятия? Приведите примеры из истории гражданских поступков.
В рамках внеурочной деятельности формирование гражданской идентичности осуществляется через патриотическое воспитание по средством конкурсов, исследовательских проектов, предметных неделей, экскурсий и т.п.
Список литературы
1. Панова, А. В. Формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru.
2. Формирование гражданской идентичности в процессе внеурочной деятельности по курсу «обществознание» [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru.
Внеклассная работа учителя обществознания
Внеклассная работа – это система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий.
Целью внеклассной работы является создание условий для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения в единстве с обязательным курсом «Обществознания».
Задачи внеурочной работы учителя обществознания:
1) Развитие интереса к предмету, углубление знаний, развитие и совершенствование иноязычных навыков и умений.
2) Организация свободного времени обучающихся с целью их общего развития и воспитания.
3) Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности.
4) Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.
Принципы организации внеурочной деятельности:
1. Включение учащихся в активную деятельность.
2. Доступность материала и наглядность.
3. Учет возрастных особенностей.
4. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
5. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
6. Использование разнообразных форм занятий.
Существует несколько основных типов внеклассной работы:
1) Проведение лекций на самые разнообразные темы. Это могут быть вопросы науки, техники, литературы, искусства, лекции на «интимные» темы; тематические вечера, имеющие прежде всего познавательную направленность и посвященные какой-либо одной специальной теме.
2) Диспуты, вечера вопросов и ответов на определенные темы, чаще на социальные или темы морали. На такие вечера можно приглашать и учеников других школ;
3) Проведение конкурсов, смотров, олимпиад, турниров, фестивалей и т.д.
4) Организация выставок. Это могут быть выставки ручного творчества или тематические стенды-выставки («Новые возможности Интернета», «Учеба за рубежом»), или выставки-отчеты о походах и экскурсиях и т.д.;
5) Экскурсия как поход в музей, на какое-либо предприятие, в театр, в библиотеку и т. д.
Список литературы
1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2013 – 223 с.
2. Дроздова, М. А. Внеурочная деятельность учителя истории и обществознания в условиях ФГОС ООО [Электронный ресурс]. – URL: http://io.nios.ru.
Обществознание в системе дополнительного образования детей
Обществознание в системе дополнительного образования детей представляет социально-педагогическую направленность, актуализирует систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях разноуровневой системы образования.
Основные цели и задачи «Обществознания» как элемента дополнительного образования:
• создание условий для социализации личности;
• формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
• формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
• содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры;
• развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
• подготовка к сознательному освоению курсов общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях.
Список литературы
1. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей / Е. Б. Евладова. – М.: Владос, 2004. – 349 с.
2. Соколова, Н. А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Н. А. Соколова. – Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 224 с.