Справочник от Автор24
Экономика

Конспект лекции
«Особенности подготовки предпринимателей к использованию метода ФСА в инновационной деятельности»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по экономике / Особенности подготовки предпринимателей к использованию метода ФСА в инновационной деятельности

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Особенности подготовки предпринимателей к использованию метода ФСА в инновационной деятельности», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Особенности подготовки предпринимателей к использованию метода ФСА в инновационной деятельности». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Особенности подготовки предпринимателей к использованию метода ФСА в инновационной деятельности», текстовый формат

Тема 1. Особенности подготовки предпринимателей к использованию метода ФСА в инновационной деятельности. ФСА как средство формирования научно-практического стиля мышления. Сущность метода функционально-стоимостного анализа. Теоретические основы метода ФСА. Психологические особенности применения метода ФСА как средство формирования научно-практического стиля мышления Современный мир был бы другим, если человек не был способен создавать новшества. Тысячелетиями оттачивалось мастерство изобретателей, а сам процесс создания новшества приписывали проявлению высшей силы. Однако исследователи, изучая проявления инсайта (интеллектуальный прорыв, внезапное озарение, понимание способа решения проблемы), обнаружили причины, затрудняющие, а иногда и полностью исключающие возможность создания новой идеи. Это инерция мышления (мысленное сужение границ поискового пространства), стереотипность мышления (направление мышления определяется одним или несколькими стереотипами, отказаться от которых не представляется возможным) и не владение алгоритмами эффективного творческого мышления. Это знание привело к тому, что появились приемы и методы мышления, направленные на преодоление инерции мышления и использования алгоритмов решений, результаты которых еще никто не получал. Первые изобретательские приемы использовались математиками. Именно они предложили эффективные алгоритмы решения задач, решение которых на первый взгляд, казалось невозможным. Впоследствии эти приемы методы решения были перенесены в область техники, что привело к резкому скачку научно-техн6ических достижений. Сегодня во всем мире «изобретательские» методы и приемы используются при создании самых разных продуктов, но наибольший эффект от их производства возникает при массовой производстве. Таким образом, производство нового продукта является ключевым условием успеха предпринимателя на рынке потребителей, что, в свою очередь требует специальной подготовке специалистов для создания таких продуктов. Освоение методики ФСА связано с изучением комплекса методов и приемов, позволяющих в короткое время не только найти эффективное решение, но и сделать его производство рентабельным, высокодоходным. В тоже время недостаточно просто рассказать о том или ином методе поиска решения. Необходимо преподнести информацию так, чтобы она стала частью мыслительных процессов, которые уже сформированы у человека. Иначе говоря, встроить инновационные способы мышления в структуру его мировоззрения. Процесс обучения будет эффективным в случае правильной организации процесса обучения и владения преподавателем предметом обучения. После окончания магистратуры студент получает возможность не только исполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями и приобретенными в вузе знаниями, но и влиять на деятельность своего предприятия посредством улучшения его показателей за счет эффективных проектов. В частности, ФСА как метод коллективного творчества, позволяет организовать группы работников, ориентированных, например, на снижение издержек производства, улучшения функциональности, или модернизацию продукта или технологии. В связи с этим, даже само знание о наличии такого метода улучшения деятельности предприятия уже полезно, поскольку при определенных условиях может оказаться востребованным и полезным. Курс посвящен методу функционально-стоимостного анализа, использование которого в свое время привело к значительным успехам в технике и экономике. Немного истории. В мире. Начиная с 40-х годов 20 века активно разрабатывались методы и приемы методов поиска решений проблем, например, А. Осборн долгое время работал на методом Мозгового штурма, Наш соотечественник Г. Альтшуллер сформулировал основы теории решения изобретательских задач, распространенное в мире под аббревиатурой ТРИЗ. Авторами метода ФСА признаны два человека (оба инженеры) – российский Соболев Ю.М. и американский Майлз А. Первый применил метод для совершенствования конструкции трубки телефона, что привело к снижению числа деталей в устройстве более чем на половину (с 70 до 30). Это, в свою очередь, привело к снижению издержек на приобретение комплектующих и сокращению технологического процесса. Второй автор (Майлз А.) сумел модернизировать устройство (электриче6ское реле), сократив на 70% издержки производства. Эти события происходили в 50-х годах 20 века, и с тех пор ФСА начал свое победное шествие в технике. Сегодня сфера его применения значительно расширилась. Эту методику применяют и для разработки управленческих решений, и для оптимизации экономических процессов, объяснения новых явлений и эффектов и многое другое. Не смотря на эффективность метода ФСА, практическое его применение крайне мало. Основная причина в специфических процессах, связанных с применением метода, включая организацию работ по проведению ФСА, разработку моделей, проведение экономической оценки, использование приемов поиска решений выявленных проблем и оформление патента на изобретение. Очевидно, что одному человеку сложно выполнять эффективно все перечисленные виды деятельности. Наиболее частыми причинами неудачного проведения ФСА является неправильная организация проведения ФСА, неправильное распределение обязанностей между участниками анализа, отсутствие необходимых знаний. Данный курс призван дать общие представления о всех видах деятельности при проведении ФСА, что позволить освоившему его специалисту самому организовывать проведение ФСА на своем предприятии, готовить к участию в проведении ФСА его участников, в том числе и из кадровых работников предприятия. Но для этого необходимо, как минимум, знать содержание и способ применения метода, и методику преподавания. Большая часть курса посвящена содержанию метода и способам его применения. Для освоения метода необходимо владеть методами расчленения и обобщения, синтеза и деления, обладать организационными способностями, иметь представление о формах мышления и преград, затрудняющих эффективное мышление, таких как инерция и стереотипность мышления. В основе преподавания ФСА лежит принцип системности, который предполагает изучение предмета как совокупности знаний и умений в применении этих знаний. В каждой лекции курса есть модель действий, отражающая методику выполнения работ. Содержательная часть учебного процесса должна быть построена на основании этих моделей. Сам же процесс обучения, кроме смысловой сути предмета, включает приемы вовлечения учащихся в познавательную деятельность. Рекомендуется следующая последовательность организации каждого занятия. 1 – переключить внимание на преподавателя, для этого либо сделать перекличку, либо представить результаты выполненных домашних заданий (не более 3-х минут). 2 – представить важность (где используется передаваемое знание) и значимость (каковы результаты) осваиваемого знания (не более 5 минут). 3 – убедиться, что внимание учащихся сконцентрировано на предмете изучения (внимание напряжено), сделать разрядку (рассказать по теме изучения смешную историю, анекдот) (не более 5 минут) 4 – передать содержание основной учебной информации (не более 20 минут), контролировать процесс познавательной деятельности, например, учащиеся записывают информацию в конспектах, но не слово в слово как это сказано преподавателем. 5 – дать возможность поспорить учащимся в отношении полученных сведений, например, дать для решения оду и две разные задачи, разделить их на группы и предоставить возможность этим коллективам решить эти задачи. (не более 10 минут), после чего устроить выступление каждой группы, с объяснением полученного решения. Если будет спор, не мешать. В процессе объяснения человек сам начинает понимать суть приобретенного знания. 6 – закрепить результат – дать задание средней сложности для индивидуального выполнения. Далее представлена содержательная часть метода ФСА Сущность метода функционально-стоимостного анализа Функционально-стоимостный анализ направлен на совершенствование устройств и процессов при одновременном снижении затрат. Последнее (процессы) делает его применимым к управлению организациями, оптимизации экономических процессов. В названии метода ФСА есть слово анализ. Действительно, при проведении ФСА используется ряд приемы и методов анализа. Но в отличие от анализа, который завершается констатацией состояния объекта или процесса, применение методики заканчивается разработкой проекта усовершенствованного изделия или процесса с последующим внедрением на практике. В теме изучаются общие сведения о ФСА (подход, принципы), психологические аспекты его применения и другая информация, которой необходимо овладеть на уровне понимания и применения. Изучение темы завершается выполнением тестовых заданий. Теоретические основы метода ФСА. В основе ФСА лежит системный подход. Поэтому в первую очередь необходимо определить понятие системы. Под системой понимается совокупность элементов связанных между собой таким образом, что появляется возможность выполнять функцию, не свойственную ни одному из элементов системы в отдельности или достигается такой уровень выполнения функции, который не может быть выполнен одним элементом. Система может быть представлена в виде иерархической модели, например, изделие, узлы, элементы, части элементов. На каждом уровне иерархии все части связаны между собой и эта взаимосвязь обеспечивает выполнение функций, для которых изделие (система) предназначена. Условно все системы делят на естественные и искусственные. Естественные сформированы в процессе эволюционной деятельности человека или созданы до его появления в природе, а технические – порождение человеческой мысли, как правило, ориентированы на удовлетворение разнообразных потребностей, которые невозможно получить от природы естественным способом. Первоначальный момент развития метода ФСА относится к концу сороковых годов двадцатого столетия и связан с именами двух человек: Ю. М. Соболева и Л. Майлса1. Авторы метода - инженеры по образованию. Видимо это и послужило основанием для системного подхода к его построению. В ФСА используемая совокупность приемов и методов, представляют собой систему со всеми ее признаками: назначение, наличие частей, взаимосвязанных во времени и пространстве, структуру, иерархию процессов, целостности. Для проведения ФСА применяют методы сбора и обработки информации, математического, табличного, схемного и графического моделирования, методы генерации идей и синтеза вариантов решений, методику экспертной оценки найденных решений с учетом закономерностей развития техники, методику подготовки и оформления изобретения, методы управления творческими коллективами. 1 Николаева, Н. Г. Функционально-стоимостный анализ в управлении качеством продукции и процессов жизненного цикла : учебное пособие / Н. Г. Николаева, Е. В. Приймак. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2013. — 204 c. Каждый из перечисленных методов применяется в порядке, предусмотренном логикой проведения ФСА, что с высокой степенью вероятности приводит к достижению положительного результата совершенствования устройства или процесса. В учебном процессе в вузе этапы, связанные с практической реализацией полученных результатов, осуществить не представляется возможным. Поэтому процесс освоения метода ФСА может завершится, например, после оформления заявки на изобретение. Это пятый этап. Его называют научно-исследовательским (НИЭ). Психологические особенности применения метода. ФСА, как и любой другой метод представляет собой набор правил выполнения умственных действий. Поэтому в первую очередь необходимо понять психологическую природу возникновения потребности в совершенствовании объектов или процессов. Действительно, почему вдруг один человек начинает искать решение проблемы, а другой даже не обращает на нее внимания? Считается, что процесс поиска и принятия решения проблемы начинается с момента, когда эта проблема выявлена в самом общем виде – еще непонятны причины возникновения проблемы, но уже возникло ощущение недостижимости потребности или неудовлетворенности в конкретной ситуации. После этого осуществляются такие процедуры как: анализ (расчленение) объекта на компоненты с целью определения причины возникновения проблемы, постановка целей задач совершенствования, поиск возможных вариантов решений и, наконец, оценка вариантов и выбор того единственного, которое будет реализовано на практике. Результат выполнения каждого этапа зависит от уровня развития умений человека выполнять перечисленные действия. Назовем их (умения). Анализ – расчленение объекта на составляющие части с целью изучения их функций, выявление связей между ними и оценка качества выполнения каждой функции каждым компонентом объекта. Это позволяет локализовать проблему и затем перейти к следующему этапу – постановка целей и задач по устранению проблемы. Постановка целей и задач по разрешению проблемы предполагает умение прогнозировать будущее состояние объекта, на основании его состояния на момент анализа, и расчленение главной цели на подцели. Цель – это ожидаемый результат или состояние. Способ достижения цели представляет собой уникальную последовательность известных действий. При этом не всегда такая последовательность может привести к требуемому результату. Причиной этому является противоречие между двумя действиями: одно ведет к достижению одного свойства объекта, но при этом значительно ухудшается другое его свойство. Умение сформулировать противоречие в объекте или процессе является важнейшим для человека решающего проблему. Поиск вариантов решений задач требует умений, связанных с преодолением такого явления как инерция мышления, выполнением синтеза, ассоциативного и логического поиска идей, умение использовать приемы раскрепощения воображения и т.п. Кроме этого нужно владеть и профессиональными навыками в области конструирования и черчения. Иначе как продемонстрировать результаты своего мышления? Последней осуществляется процедура экспертной оценки найденных вариантов, выбора из них наиболее оптимального и разработка плана по его реализации на практике. Умение давать оценку основано на операциях сравнения варианта решения с неким критерием, эталоном. Не всегда нам дается эталон в готовом виде, поэтому требуется умение вырабатывать критерии для сравнения, знать и применять приемы экспертных оценок. Из всего выше перечисленного следует, что процессы поиска и принятия решения требует от человека комплекса умений в выполнении умственных действий. Следует отметить, что способность овладеть перечисленными умениями присуща всем психически здоровым людям, но для успешного решения проблем их недостаточно. У человека должны быть еще способности, проявляющиеся в потребностях, желаниях, целеустремленности и результативности. Вопросы для самопроверки 1. Раскройте влияние инновационной деятельности на развитие общества, человечества 2. Какова роль ФСА в инновационной деятельности? 3. В чем отличие ФСА от других технологий создания новшеств? 4. Раскройте причины затруднений при поиске решений проблем. 5. Кратко раскройте суть ФСА 6. Какие психологические особенности используются при его участии в проведении ФСА? поведения человека

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Экономическая теория

Эволюция концепций менеджмента

Лекция 1. Эволюция концепций менеджмента. Концепция «разделения труда» Адама Смита Адам Смит (1723-1790) – шотландский ученый-экономист и философ, оди...

Стратегический менеджмент

Предмет и содержание контроллинга

Т.А. ГОЛОВИНА КОНТРОЛЛИНГ Конспект лекций содержит материал по изучению дисциплины «Контроллинг». Включает основы управленческого анализа в разрезе ос...

Автор лекции

Т.А. Головина

Авторы

Экономика

Экономика для менеджеров

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ» СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Предмет и задачи курса 1.1. Предмет курса 1.2. Задачи курса Тема 2. Место ...

Экономика

Инноватика как область знаний

1 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский технологический университет» МИР...

Автор лекции

Наумов Е.А.

Авторы

Менеджмент организации

Управление человеческими ресурсами

Российская международная академия туризма Московский филиал Алишивец В.Г. Управление человеческими ресурсами Конспект лекций Для слушателей программы ...

Автор лекции

Алишивец В. Г.

Авторы

Экономика предприятия

Теоретические основы экономики управления персоналом

1- Теоретические основы экономики управления персоналом Лекция 1. Теоретические основы формирования экономических и эффективных систем управления перс...

Управление качеством

Управление качеством

Конспект лекций по дисциплине УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Конспект лекций по дисциплине «Управление качеством» Введение Проблема качества никогда не теряет с...

Стратегический менеджмент

История возникновения, сущность и основные понятия стратегического управления

Раздел 1. Сущность и основные понятия стратегического менеджмента Тема 1. Сущность и виды стратегического управления 1.1. История возникновения и сущн...

Экономика предприятия

Экономическое значение мероприятий по повышению безопасности

Экономическое значение мероприятий по повышению безопасности Средства, которые выделяются предприятиями на улучшение условий труда, разработку и осуще...

Менеджмент

Менеджмент

КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Менеджмент» СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА...................................................4 ТЕМА ...

Смотреть все