Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Особенност и научного
исследования, его основны е
эт апы
Черны шева Елена Николаевна,
кандидат ф илософ ских наук, доцент
ENChernysheva@pushkin.institute
НАУЧНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
Научное исследование – это целенаправленное познание,
результаты которого выступают в виде системы понятий,
законов и теорий.
Отличительные признаки:
1. это обязательно целенаправленный процесс, достижение
осознанно поставленной цели, четко сформулированных
задач;
2. это процесс, направленный на поиск нового, на
творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение
оригинальных
идей,
на
новое
освещение
рассматриваемых вопросов;
3. оно
характеризуется
систематичностью:
здесь
упорядочены, приведены в систему и сам процесс
исследования и его результаты;
4. ему присуща строгая доказательность, последовательное
ДВА УРОВНЯ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
1. эмпирический: цель – получение и
первичная
обработка
исходного
фактического материала (факты)
2. теорет ический: цель – глубокий анализ
фактов,
проникновение
в
сущность
исследуемых
явлений,
познание
и
формулирование
в
качественной
и
количественной форме законов, то есть
объяснение явлений (проблема, гипотеза,
теория)
НАУЧНЫЙ ФАКТ
1. ФАКТ НАУЧНЫЙ – форма научного знания, в
которой фиксируется некоторое
конкретное
явление,
событие.
Событие
составляет
объективную основу факта. Субъективной его
стороной
является деятельность учёного по
фиксации, описанию событий.
2. В научном познании совокупность фактов образует
эмпирическую основу для выдвижения гипотез и
создания теорий.
ТРЕБОВАНИЯ К
НАУЧНОМУ ФАКТУ
1. отнесённость к определенной предметной
области науки;
2. содержательное описание процедуры и
обстоятельств фиксации события;
3. усреднённость результатов наблюдений и
измерений;
4. воспроизводимость в научной деятельности
других исследователей;
5. соотнесённость
с
некоторой
совокупностью, системой родственных или
схожих фактов.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Замысел исследования – это основная идея,
которая связывает воедино все структурные
элементы методики, определяет порядок
проведения исследования, его этапы.
ПЕРВЫЙ ЭТАП НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.
2.
3.
4.
выбор проблемы и темы
определение объекта и предмета
определение целей и задач
разработка гипотезы
ВТОРОЙ ЭТАП НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
1. выбор методов и разработка методики
исследования
2. непосредственно исследование
3. проверка гипотезы
4. формулирование
предварительных
выводов, их апробирование, уточнение
5. обоснование заключительных выводов
и практических рекомендаций
ТРЕТИЙ ЭТАП НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
1. литературное
оформление
исследовательской работы
2. внедрение полученных результатов в
практику
ПРОБЛЕМА И ТЕМА
ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Проблема исследования понимается как
категория, означающая нечто неизвестное в
науке,
которое
предстоит
открыть,
доказать.
2. В теме отражается проблема в ее
характерных чертах. Удачная, четкая в
смысловом отношении формулировка темы
уточняет проблему, очерчивает рамки
исследования, конкретизирует основной
замысел, создавая тем самым предпосылки
ВИДЫ ПРОБЛЕМ
1. Проблемами называют важные в
практическом
или
теоретическом
отношении задачи, способы решения
которых неизвестны или известны не
полностью.
2. Проблемы бывают:
1. развитыми
2. неразвитыми
НЕРАЗВИТАЯ ПРОБЛЕМА
Неразвитая проблема – это задача, которая
характеризуется чертами:
1. нестандартная задача;
2. задача возникла на базе определенного
знания
как
закономерный
результат
процесса познания;
3. задача, решение которой направлено на
устранение противоречия, возникшего в
познании;
4. задача, путей решения которой не видно.
РАЗВИТАЯ ПРОБЛЕМА
Если есть более или менее конкретные
указания
на
пути
решения,
проблема
называется развитой.
Развитая проблема – это знание о некотором
незнании, дополненное более или менее
конкретным указание путей устранения этого
незнания.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Объект – это совокупность связей,
отношений и свойств, которая существует
объективно в теории и практике, а также
служит источником необходимой для
исследователя информации.
2. Предмет исследования более конкретен и
включает только те связи и отношения,
которые
подлежат
непосредственному
изучению в данной работе, устанавливают
границы научного поиска. В каждом объекте
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Предположения, позволяющие разработать
план исследования, называются гипотезами.
2 смысла гипотезы:
1. особого рода знание – обоснованное
предположение о причинах явления;
2. особый процесс развития знания – сложный
процесс
познания,
выдвижения
предположения,
обоснования,
доказательства или опровержения.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К ГИПОТЕЗЕ
1. Предположение должно быть логически
непротиворечивым
и
не
должно
противоречить
фундаментальным
положениям науки.
2. Предположение должно быть принципиально
проверяемым.
3. Предположение не должно противоречить
ранее
установленным
фактам,
для
объяснения которых оно не предназначено
4. Предположение должно быть приложимо к
возможно более широкому кругу явлений.
НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ
1. Теория – это достоверное
знание об
определенной области действительности,
представляющее собой систему понятий и
утверждений и позволяющее объяснить и
предсказать явления из данной области.
2. Принимая достоверность (обоснованность)
за отличительную черту теории, ученые
стремятся отделить этот вид знания от
гипотезы.
МЕТОДИКА
ИССЛЕДОВАНИЯ
Методика
исследования
–
это
совокупность
приемов,
способов
исследования, порядок их применения и
интерпретации полученных с их помощью
результатов.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. теоретико-методологическая часть, концепция, на
основании которой строится вся методика
2. исследуемые
явления,
процессы,
признаки,
параметры
3. субординационные и координационные связи и
взаимосвязи между ними
4. совокупность
применяемых
методов,
их
субординация и координация
5. порядок применения методов и методологических
приемов
6. последовательность
и
техника
обобщения
результатов исследования
7. состав, роль и место исследователей в процессе
Спасибо за внимание!
АВТОРЫ
ЧЕРНЫШЕВА
ЕЛЕНА
НИКОЛАЕВНА
кандидат
ф илософ ских наук,
доцент
ИНСТИТУТ ПУШКИНА