Особенности инновационной деятельности в современной системе образования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Текст лекции 4.1. «Особенности инновационной деятельности в современной системе образования».
Ключевое понятие, которое мы с вами будем рассматривать – инновации в образовании.
Особенность инновации в том, что это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое внедрили в практику деятельности и обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции. Инновация позволяет создать дополнительную ценность: коренное улучшение, качественное превосходство, прогресс.
Итак, инновация – обеспечивает совершенно другой, качественный рост в сравнении с аналогами, которые используются в данной сфере трудовой деятельности человека.
Отметим, что сегодня достаточно активно создаются технологические новшества. О прорывных инновациях (как нейросеть-трансформер, доверительное хранение данных и другие) у вас есть возможность подробнее узнать, обратившись к дополнительным материалам лекции, можете поставить лекцию на паузу.
Для многих сфер как медицина, машиностроение, медиасфера сама разработка и внедрение ее специалистами технологических новшеств приводит к качественному улучшению процессов в данной сфере, т.е. к инновациям. Но в сфере образования дело обстоит не совсем так.
Здесь необходимо понимать, что для образования важно другое понимание инновации – не как «инструмента», «средства» приводящего в своем исполнении к перевороту в решении актуальной проблемы, а как нового способа решения педагогических задач, осмысленно внедряемого педагогами в образовательный процесс для повышения качества образования, отвечающего современным вызовам времени.
Инновация в образовании определяется не наличием самого новшества, а способом работы с ним, который качественно меняет взаимодействие субъектов образования.
Для современной системы образования важным выступает понимание инновации как явления культуры, которого не было на предшествующих стадиях ее развития, но которое появилось на данной стадии и получило в ней признание («социализировалось»); явление закрепившиеся (зафиксированное) в знаковой форме, в деятельности посредством изменения ее способов, механизмов, результатов, содержания.
Попробуем этот тезис обосновать.
Культурная практика имеет достаточно длинный период становления в профессиональном сообществе. Одним из наиболее ярких примеров инновации как явления культуры, оформленного в знаковой форме, получившего широкое признание в педагогическом сообществе выступает классно-урочная система.
Во многих источниках авторы указывают Иоганнеса Штурма как одного из авторов классно-урочной системы, которая в свое время произвела своеобразную революцию в обучении. Впервые она была применена в гимназии в Страсбурге, когда Иоганнес Штурм попробовал создать классно-урочную систему. Но самое любопытное, что он будучи практиком, не стал анализировать результаты апробации, систематизировать материал и в историю классно-урочная система вошла как система теоретически обоснованная, доказанная, методически раскрытая Яном Амосом Коменским, великим чешским педагогом.
Именно Ян Амос Коменский осмыслил, оформил идеи классно-урочной системы как новую культурную практику, которая находит свое признание и воплощение уже несколько веков, эта система и сегодня достаточно эффективно функционирует.
Естественно, что не только классно-урочная система – инновация в образовании, приглашаем вас почитать об инновациях в образовании в материалах к лекции.
Новая культурная практика постепенно овладевает умами людей, находит в них согласие, желание развивать ее дальше. Именно новые культурные практики позволяют преодолеть отчуждение от личной культуры знания и опыта и перевести их в пласт культуры других людей.
Со временем инновация в образовании переходит в культурную практику, как например, классно-урочная система, так как появляются новые вызовы времени, новые проблемы и как ответ на них - новые способы повышения качества образования, т.е. новые инновации своего времени и места.
Приведем список величайших педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке по признанию ЮНЕСКО, приглашаем познакомиться с их инновационными педагогическими идеями, ставшими культурными практиками в образовании.
- Макаренко А.С.(1988 - 1939) – автор теории создания и укрепления воспитательного коллектива
- Дж.Дьюи (1859 – 1952) – автор идеи создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребёнка (метод проектов)
- Г.М. Кершенштейнер (1854 – 1932) – автор концепции трудовой школы
- М. Монтессори (1870 – 1952) – автор уникальной педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.
Перейдем из истории в современность.
В качестве примера приведем хорошо всем знакомое явление - индивидуальный образовательный маршрут. Понимание данной идеи родилось в Герценовском университете, Алла Прокофьевна Тряпицына и Елена Ивановна Казакова написали удивительную книгу «Диалог на лестнице успеха». Эта школа на пороге нового века, на пороге 21 века и впервые в этой книге была раскрыта идея индивидуального образовательного маршрута, содержательная характеристика раскрывает образовательную программу как “индивидуальный маршрут” ученика в образовании, отражающий его интересы, возможности, потребности. Дальше эта идея получила развитие в целом ряде исследований, но никто другой не дал более детального и точного описания этого явления, как Алла Прокофьевна и Елена Ивановна. Эта идея признана педагогическим сообществом как инновация, она получила широкое внедрение в образовательной практике.
Сфокусируем внимание на рассмотрении особенностей инновационной деятельности в образовании.
Инновационная деятельность педагога по своей природе инициативна. И в подтверждение этому хорошим примером выступает рассмотрение различий в понимании таких процессов в образовании наряду с инновационной деятельностью, как модернизация и реформирование.
Реформирование и модернизация это два процесса, которые протекают уже достаточно давно, стабильно управляются и направляются органами управления образованием.
Итак, реформирование - это изменение какой-либо сферы жизни не затрагивающее её основания, реформа всегда вводится законодательным путем.
Т.е. как только приняли какой-то приказ, закон, распоряжение сразу в рамках этого документа происходит, может быть не так быстро, не на следующий день, но происходит изменение. Таким простым примеров можно привести построение учебного плана. Ежегодно издается приказ Министерства о создании базисного учебного плана и на его основании школа начинает создавать свои учебные планы, что и является одним из мягких инструментов реформирования образования.
В 2004 году впервые ввели профили в старших классах, до этого их не было. Потом начали вводить профильные компоненты в учебный план, это мягкий путь реформ, который мы иногда даже не замечаем с вами. Итак, любые документы, которые стимулируются органами управления (законы, указы, приказы, распоряжения, положения), способствуют развитию образования, при этом реформируя, мягко изменяя эту систему.
Модернизация, обратите, пожалуйста, внимание, может происходить даже независимо от действующих документов, потому что это процесс изменения чего-либо в соответствии с требованиями современности. Сегодня мы с вами являемся участниками современного ресурсно-технического прогресса в образовании.
Инновационную деятельность развивает не министерство, не правительство, не влияние из вне других экономических сфер, как то свойственно реформированию и модернизации, а люди, реально работающие в этой системе – системе образования, и поэтому инновации они создаются и реализуется как раз в педагогической практике, по своей природе они инициативны. Инновации в образовании не образуются с пустого места, начиная с нуля, они прорастают из осмысления анализа педагогической деятельности и ее результатов как задела для развития инновационных идей.
Инновационная деятельность в образовании, учитывая ее инициативность, осуществляется в рамках закона об образовании и соответствующих ему нормативных документов. В законе об образовании Российской Федерации есть целая отдельная статья 20ая, которая так и называется «Экспериментальная и инновационная деятельность в образовании».
Обратим внимание, что в данной статье закона речь идет об экспериментальной и инновационной деятельности в образовании. Их необходимо различать. Так, экспериментальная деятельность в образовании осуществляется только с разрешения органов управления, осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.
Инновационная деятельность в образовании регулируется на федеральном уровне, региональном и муниципальном. На региональном уровне обязательно принимаются свои документы, регламентирующие деятельность региональной системы поддержки инновационной деятельности в образовании.
Практически все субъекты, входящие в состав Российской Федерации, разработали на основе федерального закона и приняли свои законы об образовании, предмет регулирования которых совпадает с предметом регулирования федерального закона. Единая правовая основа этих законов объясняет наличие статьи в них «Инновационная деятельность в сфере образования». В превалирующем числе региональных законов об образовании в статье об инновационной деятельности речь идет о такой форме ее поддержки как конкурс инновационных проектов. Об инновационных проектах как способе решения актуальных проблем образования подробнее поговорим в материале второй лекции.
В современной системе образования инновационная деятельность имеет коллективный характер развития. Такие ее процессы как осмысление, обоснование на основе интеграции науки и практики, описание способа повышающего качество профессиональной деятельности, качество образования, его представление как новой культурной практики, ее популяризация требуют научной эрудированности, широких коммуникативных контактов, знания нормативной базы. Конечно, же инновации развиваются не в деятельности одного человека, а в коллективной деятельности людей, предшественников, единомышленников, сегодня мы говорим об инновационной деятельности рабочих групп или в целом педагогических коллективов в рамках действующего нормативного пространства инновационной деятельности. Инновационная деятельность требует большой ответственности в ее воплощении. Подробнее о коллективном характере ее развития поговорим в третьей лекции.
Подведем итог: Какие же особенности инновационной деятельности в системе образования сегодня можно выделить?
На наш взгляд таких особенностей можно выделить три.
Инновационная деятельность в образовании имеет инициативный характер ее зарождения, осуществления педагогами, она взаимосвязана с реформированием и модернизацией образования.
Вторая особенность, инновационная деятельность в образовании имеет коллективный характер ее осуществления.
И третья особенность инновационной деятельности в образовании состоит в том, что ее результат, которым являются инновации, существенно отличается от понимания инновации в других сферах. Инновации в образовании это новая культурная практика, которая имеет достаточно длинный период становления в профессиональном сообществе.