Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2. Особенности и нормативное регулирование бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности
1. Особенности методологии бухгалтерского учета ВЭД.
Бухгалтерский учет ВЭД осуществляется на основе общепринятого Плана счетов бухгалтерского учета (приказ МФ РФ от 31.10.2000 № 94н) .
Для отражения внешнеэкономической специфики счета основного плана рекомендуется подразделить на субсчета 1-го порядка (код из трех знаков) и субсчета второго порядка (код из 4-х знаков). Это помогает предприятию организовать четкий контроль за движением и сохранностью экспортных и импортных товаров и контроль за расчетами с иностранными партнерами.
Во-вторых, Учет операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью, ведется в иностранной валюте, рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции
При этом возникает необходимость вести параллельные счета в соответствующей иностранной валюте для контроля за движением иностранной валюты на счетах.
В-третьих, особенностью бухгалтерского учета ВЭД является наличие понятия "товарная партия". Это наиболее эффективная форма учета экспортно-импортных поставок. За товарную партию принимается любое количество товара, отгруженное по одному контракту, в один адрес и оформленное одним транспортным или складским документом. Все записи в бухгалтерском учете производятся только на основании правильно оформленных первичных документов.
Характерным для учета внешнеэкономической деятельности является наличие понятия «учетная единица», за которую принимается товарная партия. Товарная партия - количество товара, отгруженное (поступившее) по одному контракту и оформленное одним транспортным или складским документом. Как правило, товарная партия не подлежит дроблению.
Правила ведения бухгалтерского учета при осуществлении организациями (кроме банков и бюджетных организаций) операций в иностранной валюте установлены в положении по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 (приказ МФ РФ от 27.01.2006 № 154н).
Рассмотрим основные из них.
В положении приведен перечень активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, подлежащих пересчету в рубли. При этом выделены две категории активов и обязательств.
К первой категории можно отнести средства и обязательства, подлежащие регулярной переоценке в связи с изменением курса валют. Это денежные средства в кассе, на счетах в кредитных организациях; денежные и платежные документы; краткосрочные ценные бумаги; дебиторская и кредиторская задолженность; средства целевого финансирования, полученные из бюджета или иностранных источников в рамках технической или иной помощи РФ в соответствии с заключенными соглашениями. Пересчет этих активов производится на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на дату составления бухгалтерской отчетности. Для составления отчетности пересчет стоимости необходимо производить по курсу ЦБ РФ, действующему на последний день отчетного периода. Кроме того, пересчет денежных знаков в кассе, и средств в кредитных учреждениях может производиться по мере изменения курсов иностранных валют в течение всего отчетного периода. Выбранный порядок необходимо отразить в учетной политике.
Ко второй категории отнесены средства, для которых характерен разовый пересчет стоимости, выраженной в иностранной валюте в рубли на момент принятия их к бухгалтерскому учету. Сюда относят основные средства; нематериальные активы; производственные запасы; товары. Не производят пересчет стоимости уставного (складочного) капитала, сформированного по курсу ЦБ РФ на дату регистрации юридического лица. Указанные активы и уставный капитал учитывают в рублях по курсу ЦБ РФ на дату принятия к бухгалтерскому учету и в дальнейшем не переоценивают.
В ПБУ 3/2006 дано понятие курсовой разницы. Курсовой разницей признается разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период. Курсовые разницы рассчитывают и отражают в том отчетном периоде, к которому относится дата расчета или за который составлена бухгалтерская отчетность. Они подлежат зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы и расходы (счет 91 "Прочие доходы и расходы").
Исключение составляет курсовая разница, связанная с формированием уставного (складочного) капитала в иностранной валюте, которая подлежит зачислению на 83 счет "Добавочный капитал".
Под курсовой разницей, связанной с формированием уставного (складочного) капитала в иностранной валюте, признается разность между рублевой оценкой задолженности учредителя (участника) по вкладу в уставный капитал организации, оцененному в учредительных документах в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату поступления суммы вкладов, и рублевой оценкой этого вклада исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату регистрации учредительных документов.
ПБУ 3/2006 отменило понятие суммовых разниц, они стали курсовыми.
В ПБУ 3/2006 дано определение даты совершения операции в иностранной валюте. Дата совершения операции в иностранной валюте – это день возникновения у организации права в соответствии с законодательством принять к учету активы и обязательства, которые являются результатом этой операции.
При контактах с партнерами ближнего и дальнего зарубежья возникает необходимость в командировках за границу, учет расчетов по загранкомандировки имеет определенные особенности.
Налогообложение по НДС, связанное с экпортом, имеет ряд особенностей: в соответствии с п.1 ст.164 НК РФ к реализованным товарам, ввезенным в таможенном режиме экспорта, применяется ставка НДС 0%.
Для ее применения налогоплательщик должен предоставить в налоговый орган документы, подтверждающие продажу продукции на экспорт не позднее 180 дней, считая с даты оформления ГТД на экспорт (п.9 ст.165 НК РФ). Одним из основных признаков экспорта товаров является факт пересечения границы РФ.
Все документы подаются вместе с декларацией по НДС по налоговой ставке 0%.
2. Документы, применяемые для оформления валютных операций.
К документам валютного контроля относятся:
Документы, связанные с проведением валютных операций, перечисленные в части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
Паспорт сделки
Cправка о валютных операциях, в т.ч. корректирующая справка о валютных операциях
Cправка о подтверждающих документах, в т.ч. корректирующая справка о подтверждающих документах
Заявление об оформлении паспорта сделки
Заявление о переоформлении паспорта сделки
Заявление о закрытии паспорта сделки
Заявление об оформлении справки
ПАСПОРТ СДЕЛКИ- паспорт сделки (далее ПС) - это обязательный документ, который должен оформляться при проведении валютных операций между резидентами и нерезидентами. При этом банк не должен информировать о необходимости оформления ПС, обязанность по его оформлению возлагается на резидента.
Требования Инструкции распространяются на нерезидентов и резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций), физических лиц - индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – резиденты) и не распространяются на нерезидентов - физических лиц.
Инструкция не распространяется на осуществление валютных операций по счетам, открытым в Банке России, а также на осуществление валютных операций федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Также Инструкция не применяется в отношении тех контрактов или кредитных договоров, сумма которых не превышает 50000 долл. США.
Справка о валютных операциях
Справку о валютных операциях (далее -СВО) необходимо представлять в банк в следующих случаях:
• при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет;
• при списании иностранной валюты с расчетного счета;
• при проведении расчетов по аккредитиву;
• при проведении валютных операций через расчетный рублевый счет резидента;
• при осуществлении операций с использованием банковской карты, если открыт ПС;
• в некоторых случаях - при проведении расчетов через зарубежный счет резидента.
С 01.10.2013 при списании иностранной валюты в пользу физического лица – нерезидента при выплате пенсий, компенсаций, пособий и иных выплат, установленных законодательством о пенсионном обеспечении и страховании не требуется оформлять СВО.
СВО является документом, с помощью которого организация заявляет о содержании валютной операции и реквизитах документов, связанных с ее проведением. Также СВО это документ, посредством которого резидент при проведении авансовых платежей указывает срок исполнения нерезидентом своих обязательств.
После получения банк осуществляет проверку соответствия предоставленной СВО и документов, связанных с проведением валютной операции, и если сведения в документах соответствуют справке, то банк подписывает справку, указывает на ней дату ее принятия, после чего проводит операцию. Если выявляется несоответствие, то банк возвращает справку вместе с документами и отказывает в проведении операции.
Справка о подтверждающих документах
Согласно требованиям Инструкции N 138-И при исполнении, изменении или прекращении обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент должен в определенные сроки представить в банк в одном экземпляре правку о подтверждающих документах (далее – СПД) а также, следующие подтверждающие документы:
• в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) РФ, по которому установлено требование о декларировании и осуществлении их декларирования способом, отличным от подачи декларации на товары, - документы, используемые в качестве декларации на товары;
• в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) РФ при отсутствии требования о декларировании - транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, статистическую форму учета перемещения товаров;
Статистическая форма учета перемещения товаров представляется в банк после ее оформления и представления в таможенные органы без представления СПД. Если статистическая форма учета перемещения товаров представляется резидентом в банк одновременно с СПД и другими подтверждающими документами, то СПД заполняется на основании других подтверждающих документов.
• в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта;
• в случае иного исполнения (изменения, прекращения) обязательств по контракту - иные документы, подтверждающие соответствующее исполнение (изменение, прекращение) обязательств по контракту, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
• В течение трех рабочих дней после получения всех необходимых документов и информации банк заполняет и подписывает СПД, после чего передает справку резиденту в согласованные сроки.
• Расчетный документ
Перевод денежных средств нерезиденту осуществляется на основании «Заявления на перевод валюты», которое организация отправляет в банк. Данное заявление оформляется на английском языке. Сотрудники банка проверяют заявление на соответствие требованиям действующего валютного законодательства и условиям открытого ПС. В заявлении на перевод средств должно быть указано, за чей счет производится платеж, в противном случае комиссия взимается банком-перевододателем с плательщика-импортера, а иностранный банк - корреспондент делает перевод за счет бенефициара. Одновременно с осуществлением перевода производится списание комиссии банка за выполнение функций агента валютного контроля согласно утвержденным тарифам.
Таким образом, очень важно следить за изменениями валютного законодательства и неукоснительно выполнять его требования, так как нарушения влекут за собой существенные штрафы.
3. Нормативно-правовой базой учета внешнеэкономической деятельности являются:
• Гражданский кодекс РФ (ГК РФ);
• Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
• Таможенный кодекс РФ (ТмК РФ);
• Закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
• Закон от 10 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
• Закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция к его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94;
• Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ/3-2006); Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ/20-03), утвержденное приказом Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н и другие ПБУ;
• Положения и указания Центрального банка России:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТРУКЦИЯ от 04.06.12 N 138-ИО ПОРЯДКЕПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМБАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛОК,А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ
(в ред. Указаний Банка России от 14.06.2013 N 3016-У,
от 06.11.2014 N 3438-У, от 11.06.2015 N 3671-У, от 30.11.2015 N 3865-У)
Базовым документом, определяющим валютное регулирование в стране, является Закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Данный закон определяет основные принципы валютны: операций в стране, полномочия и функции органов валютно го контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в части владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также их ответственность за соблюдение валютного законодательства. Закон состоит из 5 глав и 28 статей. В первой главе «Общие положения» раскрываются такие понятия, как: валюта Российской Федерации; иностранная валюта; внутренние ценные бумаги; внешние ценные бумаги; валютные ценности; резиденты; нерезиденты; уполномоченные банки; валютные операции; принципы валютного регулирования и валютного контроля.
4. Валютное регулирование и контроль
Основные вопросы валютного регулирования в РФ решаются в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» (гл. 2).
В РФ органами валютного регулирования являются Центральный банк и Правительство РФ.
Как известно, за Банком России законодательно закреплены три цели деятельности, включая такую, как защита и обеспечение стабильности рубля. В соответствии с этим он, в частности: 1) определяет сферу и порядок обращения в РФ валюты; 2) в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные для исполнения всеми резидентами и нерезидентами; 3) проводит все виды валютных операций; 4) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ валютных операций; 5) устанавливает порядок перевода, ввоза и пересылки в РФ и из РФ валюты и рублей, а также открытия резидентами счетов в банках за пределами РФ; 6) устанавливает общие правила выдачи банкам и иным кредитным организациям лицензий на валютные операции и выдает такие лицензии; 7) устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, а также порядок и сроки их представления; 8) готовит и публикует статистику валютных операций.
Кроме того, Банк России организует и непосредственно ведет валютный контроль.
Валютное регулирование дополняется валютным контролем — деятельностью, имеющей целью обеспечение соблюдения участниками валютных операций соответствующего законодательства и разработанных на его основе нормативных правовых актов (для Банка России это часть его надзорной деятельности).
Сюда относится: определение соответствия проводимых валютных операций законодательству и нормативным правовым актам и наличия у участников валютных операций необходимых лицензий (разрешений); проверка выполнения резидентами их обязательств в валюте перед государством и обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке РФ; проверка обоснованности платежей в валюте; проверка полноты и качества учета и отчетности по валютным операциям.
Органы и организации, на которых законом возложены функции валютного контроля, обладают разным статусом: имеются органы валютного контроля и агенты валютного контроля (агенты органов валютного контроля).
Органы валютного контроля — это государственные органы, отвечающие за организацию такого контроля и непосредственно участвующие в нем. Имеются в виду Центральный банк, Правительство РФ (п. 1 ст. 22 Закона), федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ (п. 2 ст. 22).
Основным органом валютного контроля в РФ считается Банк России, действующий в этом качестве как непосредственно, так и через уполномоченные банки. Центральный банк как валютный контролер использует разные методы. Например, при валютном контроле за экспортно-импортными операциями применяются лицензирование, паспортизация операций, декларирование товаров (процедура заполнения и представления таможенному органу грузовой таможенной декларации при таможенном оформлении товаров), инспектирование.
Кроме того, Центральный банк взаимодействует с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.
Органами валютного контроля, уполномоченными на эту роль Правительством, являются, в частности:
Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ;
федеральный орган по налогам и сборам; федеральный орган по РЦБ.
Правительство РФ обеспечивает: координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ; взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.
Агентами валютного контроля являются органы и организации, которые в соответствии с законом привлекаются к участию в валютном контроле и подотчетны одному из органов валютного контроля. Уполномоченные банки и валютные биржи независимо от своего желания являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку.
Другие агенты валютного контроля: профессиональные участники РЦБ, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по РЦБ; таможенные органы, подотчетные ГТК; финансовые и налоговые органы, подотчетные Министерству финансов; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции соответствующих органов и организаций обладают значительными правами.