Особенности физического и двигательного развития детей с патологией слуха
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Раздел 1. Особенности организации и методики проведения занятий АФВ для
глухих и слабослышащих детей.
Тема 1.1. Особенности физического и двигательного развития детей с
патологией слуха
В соответствии со статистикой Всемирной Организации Здравоохранения по
индустриально развитым странам, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих
нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.
В России создана единая система раннего выявления нарушений слуха,
начиная с периода новорожденности. В родильных домах, отделениях патологии
новорожденных и выхаживания недоношенных должно быть обследовано
состояние слуха у детей, имеющих факторы риска по тугоухости и глухоте. К
факторам риска относятся инфекционные и вирусные заболевания матери во
время беременности (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз), токсикозы
беременности, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма;
гемолитическая болезнь новорожденных, масса тела при рождении менее 1500 г,
недоношенность, препараты с ототоксическим действием (стрептомицин,
мономицин, канамицин и др.), антибиотики аминогликозидного ряда, а также
фуросемид, аспирин, хинин, применявшиеся матерью во время беременности или
назначавшиеся ребенку, гестационный возраст более 40 недель (переношенность),
наследственные заболевания у родителей, сопровождающиеся поражением
слухового
анализатора,
патология
челюстно-лицевого
скелета
у
новорожденного, проведение интенсивной терапии ребенку после рождения
(искусственная вентиляция легких, длящаяся 5 дней и дольше), количество баллов
по шкале Апгар 0—4 за 1 мин или 0—6 за 5 мин по десятибалльной шкале оценки
новорожденного.
По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих
тугоухостью) и глухих. Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее
затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной
степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого
ограничения восприятия речи разговорной громкости. При тугоухости у ребенка
возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью.
Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным
и искаженным составом слов. Детей с тугоухостью называют слабослышащими
детьми. Глухота — глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие
речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте
самостоятельного овладения; речью детьми (спонтанное формирование речи) не
происходит.
Патофизиология снижения слуха
Выделяют кондуктивную, нейросенсорную или смешанную тугоухость.
1
Кондуктивная тугоухость возникает при поражении органов наружного или
среднего уха. При этом возникает нарушение проведения звуковой волны к
внутреннему уху.
Нейросенсорная тугоухость является следствием поражения внутреннего уха
(сенсорная тугоухость) либо слухового нерва (8 пара черепных нервов невральная тугоухость).
Разграничение понятий сенсорной и невральной тугоухости крайне важно,
т.к. поражение улиткового органа может носит, обратимый характер и редко
является жизнеугрожающим состоянием. Поражение черепного нерва крайне
редко носит обратимый характер и может быть следствием опухолевого процесса,
чаще всего протекающего в области мостомозжечкового угла.
Причинами развития смешанной тугоухости могут быть серьезные травмы
головы, повреждение височных костей, инфекционные процессы, генетические
нарушения. Смешанная тугоухость может возникнуть на фоне кондуктивной
тугоухости при среднем отите и развиваться на фоне нейросенсорной тугоухости.
Заболевания, которые приводят к полному или частичному снижению слуха:
Отосклероз (отоспонгиноз) – это очаговое поражение костной капсулы
лабиринта.
Серная пробка – значительное скопление ушного секрета (серы) в области
наружного слухового прохода; является следствием повышенной секреции ушных
желез.
Неврит кохлеарный (неврит слухового нерва) характеризуется тугоухостью и
ощущением шума в одном или обоих ушах.
Экссудативный средний отит (катаральный, серозный, секреторный и т. д.)
развивается в результате длительных нарушений вентиляционной и дренажной
функций слуховой трубы, являющихся следствием заболеваний носа,
придаточных пазух носа и глотки острого и хронического течения; может быть
следствием осложненного течения гриппа, ОРВИ, нерационального применения
антибиотических средств при терапии острого среднего отита, аллергических
реакций.
Адгезивный средний отит наиболее часто возникает в
перенесенного острого или хронического воспаления среднего уха.
результате
Лабиринтит – ограниченное или разлитое поражение периферических
отделов звукового и вестибулярного анализаторов.
Инородные тела уха характерны для детей, которые в процессе игры
засовывают мелкие предметы в наружный слуховой проход. У взрослых людей
это могут быть обломки спичек, кусочки ваты, попавшие в слуховой проход при
неправильном проведении гигиенических процедур.
Баротравма – это повреждение среднего уха, являющееся следствием
резкого перепада атмосферного давления.
2
К настоящему времени созданы медицинские и педагогические методики
выявления нарушений слуха у детей младенческого, раннего, дошкольного и
школьного возраста и взрослых.
Данные педагогического обследования дополняют результаты медицинской
диагностики нарушений слуха. Результаты аудиологического и педагогического
обследования сопоставляются между собой, и только при условии их
соответствия можно быть уверенным, что состояние слуха оценено правильно.
Внутри каждой группы слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих
.отмечается различное понижение слуха. В аудиологии разработан ряд
классификаций детей с нарушениями слуха, в основу которых положены
различные факторы. В сурдопедагогике в нашей стране широко пользуются
классификацией Л.В. Неймана (1961). В ней учитываются степень поражения
слуховой функции и возможности восприятия речи на слух.
В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В.
Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона
частот по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии.
В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются
три степени тугоухости:
•
1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;
•
2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
•
3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.
Затруднения в овладении речью могут возникать у ребенка уже при
снижении слуха на 15—20 дБ. Это состояние Л.В. Нейман считает границей
между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между глухотой и
тугоухостью, по классификации Л.В. Неймана, находится на уровне 85 дБ.
При 1-й степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ,
для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво
воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 м, шепот
около уха. При 2-й степени тугоухости, т. е. снижении слуха от 50 до 70 дБ,
речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на
расстоянии до 1 м, шепот не воспринимается. При 3-й степени тугоухости, т. е.
потере слуха свыше 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной
громкости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха.
Возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков
окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот.
В зависимости от диапазона воспринимаемых частот выделены четыре
группы глухих:
•
1-я группа — дети, воспринимающие звуки до 250 Гц;
3
•
2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;
•
3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;
•
4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков
в широком диапазоне частот, т. е. до 2000 Гц и выше.
Между группой глухоты и возможностями восприятия звуков существует
определенная зависимость. Дети с минимальными остатками слуха (1-я и 2-я
группы глухоты) оказываются способны воспринимать лишь громкие звуки, в
основном у уха или на очень небольшом расстоянии, — голос повышенной и
разговорной громкости, удары в барабан и др., а также различать на слух
знакомые слова, резко противопоставленные по временным и ритмическим
характеристикам в условиях ограниченного выбора после неоднократного
предъявления образца звучания. Глухие дети, воспринимающие более широкий
диапазон частот (3-я и 4-я группы), могут реагировать — у уха или на небольшом
расстоянии (до 15—20 см) — на звучания, разнообразные по своей частотной
характеристике (голос разговорной громкости, некоторые музыкальные игрушки
и инструменты и др.), а также различать на слух знакомые слова, более близкие
по звучанию (с одинаковой слоговой структурой, но разным местом ударения) в
условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца
звучания; глухие дети со значительными остатками слуха могут воспринимать у
уха контур незнакомых по звучанию слов. В настоящее время при оценке
состояния слуха детей широко используется Международная классификация
нарушений слуха.
В соответствии с Международной классификацией средняя потеря слуха
определяется в области частот 500,1000 и 2000 Гц.
•
1-я степень тугоухости — снижение слуха составляет 25—40 дБ;
•
2-я степень — 40—55 дБ;
•
3-я степень — 55—70 дБ;
•
4-я степень — 70—90 дБ.
Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.
Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание
системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха,
определение критериев отбора и комплектования классов (групп) в них,
разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала
педагогическая классификация P.M. Боскис (1963). Опираясь на теорию Л.С.
Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики ребенка с
нарушениями слуха, P.M. Боскис определила основные критерии, положенные в
основу педагогической типологии детей с недостатками слуха и характеризующие
своеобразие их развития.
Нарушение слуха у ребенка необходимо рассматривать в его
принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых. У взрослого
4
нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам устного
общения. Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психического
развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии,
прежде всего в формировании речи.
Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха
препятствует естественному развитию речи; с другой — нормальное
использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи. Слуховое
восприятие имеет решающее значение для формирования речи: невозможность
полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и
вызывает нарушения речевого общения у ребенка. Отсутствие устной речи или
значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи:
понимание читаемого, передача собственных мыслей на письме. В свою очередь,
недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных
сферах жизни человека.
Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна и по
уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов:
степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового дефекта,
педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления
нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка. Отмечается прямая
взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря
слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще
не развивается без специального обучения.
Принципиальное значение имеет время возникновения нарушения слуха. Чем
раньше возникло нарушение, тем больше оно отражается на формировании речи.
Потеря слуха в том возрасте, когда речь еще не сформировалась (примерно до 2
лет), приводит к полному ее отсутствию. У позднооглохших детей степень
сохранности речи зависит от времени наступления глухоты и от условий
последующего развития ребенка, в частности от наличия или отсутствия
специальной работы по сохранению и развитию речи. Потеря слуха в возрасте от
2—3 до 4—5 лет вызывает распад речи, если не были предприняты специальные
педагогические меры. У детей старшего дошкольного и школьного возраста в
случае потери слуха речь может частично сохраниться. Однако без специальной
педагогической помощи она постепенно ухудшается.
Педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха,
имеют важное значение для его психического и речевого развития: чем раньше
выявлено снижение слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем
меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности,
формировании речи и общения, личностном развитии. Для успешного развития
ребенка
со
сниженным
слухом
важное
значение
имеет
раннее
слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение
общеразвивающих и коррекционных занятий. На процесс речевого развития детей
с нарушениями слуха влияют дополнительные нарушения (задержка
психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.),
5
которые значительно затрудняют процесс формирования речи и развития
личности в целом.
Ориентируясь на указанные принципиальные положения педагогической
типологии, P.M. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками
слуха: глухие и слабослышащие.
К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает
возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения).
В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая
категория — дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период,
предшествующий формированию речи (примерно до 2 лет), — это ранооглохшие
дети. Вторая категория — дети, потерявшие слух в период, когда их речь была
сформирована, при этом уровень развития речи может быть различен —
это позднооглохшие дети.
К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при
котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной
степени.
С учетом состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:
слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое
недоразвитие речи, (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы,
грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи), и
слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими
отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.
На основании выделения различных групп детей с нарушениями речи P.M.
Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на
различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования. В
соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы
школ: специальная школа для, глухих детей и специальная школа для
слабослышащих и позднооглохших детей с двумя отделениями: первое; — для
детей, владеющих развернутой речью; второе — для детей с глубоким
недоразвитием речи.
По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии
выделяют следующие группы детей с нарушенным слухом:
•
не имеющие дополнительных отклонений в развитии;
•
имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в
сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата,
эмоционально-волевой сферы.
В соответствии с критерием наличия или отсутствия дополнительных
отклонений в развитии детей с нарушенным слухом в настоящее время в
специальных школах они обучаются в классах основного общего образования или
в классах для глухих (слабослышащих) детей с ЗПР, с нарушения-га зрения, во
6
вспомогательных классах. Обучение детей дополнительными нарушениями
осуществляется по специальным программам.
Таким образом, дети с нарушениями слуха представляют собой
неоднородную группу, характеризующуюся разной степенью и характером
нарушений слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем
речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в
развитии в качестве первичных, а также педагогическими условиями, в которых
находился ребенок после потери слуха.
Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи ребенка
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей
площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти
руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции
руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как
“орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было
выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на
формирование и развитие речевой функции ребенка.
Движения пальцев рук, у людей совершенствовались из поколения в
поколение, поскольку люди из поколения в поколение выполняли все более
тонкую и сложную работу. В связи с этим увеличивалась и площадь двигательной
проекции кисти руки и человеческого мозга. Так развитие функции руки и
общения людей шли параллельно. Примерно такой же ход развития у речи
ребенка. Прежде всего, развиваются мелкие мышцы пальцев рук - появляется
артикуляция слогов(лепет); все последующее совершенствование речевых
реакций зависит от степени тренировки пальцев, развития мелких мышц руки.
В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой
палец другим во время захвата игрушки, предмета.
На 6 месяце хватающие движения становятся более точными - появляется
артикуляция слогов и т.д.
На протяжении всего раннего возраста эта зависимость четко проявляется
вместе
с
усовершенствованием
движений
пальцев
происходит
и
усовершенствование речи.
Во время электрофизиологического исследования, которое провели ученые,
было обнаружено, что когда ребенок воспроизводит ритмичные движения
пальцами, у него значительно увеличивается согласование деятельности лобных и
височных отделов мозга. (У правшей - в левой лобной части содержится
двигательная зона, а в левой височной части - сенсорная речевая зона).
Оказалось, если ребенок воспроизводит ритмичные движения (разгибание и
сгибание) пальцами правой руки (праворукий) и пальцами левой руки
(леворукий), то в левом полушарии мозга праворукого и правом полушарии у
леворукого возникает усиленное согласования электрических колебаний именно в
7
лобной и височной долях. Движения пальцев левой руки вызывают такую же
активацию в правом полушарии.
Поэтому, чтобы научить слабослышащего ребенка говорить, необходимо не
только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения
пальцев рук, или мелкую моторику.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем
дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание
соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот
возраст является сенситивным периодом для развития кисти руки
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий
уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него
достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Все
ученые, которые изучали деятельность детского мозга, становление речи, психику
детей, отмечали значительное стимулирующее влияние функции руки.
Средствами развития мелкой моторики являются:
•
Массаж и самомассаж рук с предметами и без
· Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика
· Игры с предметами и материалами
· Игры на тренировку бытовых навыков и умений
· Детское творчество
Исследования физического и моторного развития детей раннего и
дошкольного возраста с нарушениями слуха выявили некоторые особенности,
обусловленные снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного
аппарата, возникшим в результате тяжелых заболеваний, перенесенных детьми.
У слабослышащих и глухих детей с рано приобретенными или врожденными
недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем
развитии. На первом году жизни у глухих детей отмечается отставание в сроках
удержания головы, более позднее овладение ходьбой, однако задержка
прямостояния компенсируется к одному году и двум-четырем месяцам.
Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нарушениями
слуха в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте. Дети часто не владеют
тем двигательным опытом, который есть к этому времени у слышащих детей: не
умеют бегать, прыгать, лазать, производить простейшие движения по
подражанию взрослым. Сформированные движения характеризуются некоторыми
особенностями, которые проявляются в нарушении координации, ориентировки в
пространстве, боязни высоты, замедленности и скованности движений.
8
Наибольшее своеобразие в развитии двигательных качеств у дошкольников с
нарушениями слуха отмечается в уровнях скоростных качеств и равновесия. Так,
по данным А. А. Коржовой (1990), слабослышащие дети трехлетнего возраста не
выполняют задания на сохранение статического равновесия, с которыми
справляются их слышащие сверстники. Хотя в дошкольном возрасте у детей с
нарушениями слуха начинается процесс улучшения состояния равновесия, резких
изменений не происходит. Глухие дети по показателям качества равновесия
уступают не только слышащим, но и слепым, слабовидящим и умственно
отсталым детям. Многим детям присущи нарушения мелкой моторики (движений
пальцев, артикуляционного аппарата), что отражается в дальнейшем на
формировании разных видов детской деятельности. Так как у детей нарушен
контроль за движениями со стороны слухового анализатора, то при выполнении
многих движений, в том числе и бытовых, дети производят излишний шум,
неритмичные и замедленные движения. Это проявляется в шаткой походке,
шарканье ногами, некоординированных и неловких движениях. Наблюдается
асимметрия шагов, пошатывания корпуса, повышенная резкость движений.
Отсутствие словесного общения в процессе формирования движений также
является одной из причин, снижающих качество движений.
Среди детей с нарушениями слуха выделяются те, у кого есть остаточные
явления ДЦП, что связано с параличами и парезами туловища, резко
ограничивающими передвижение детей в пространстве.
Отрицательное влияние на моторное развитие дошкольников с нарушениями
слуха оказывает большой объем статических нагрузок, связанный с множеством
занятий в детском саду и дома. Гиподинамия, по мнению Г. В. Трофимовой,
является одной из причин недостаточного развития некоторых двигательных
качеств, вызывает и усугубляет нарушения осанки, плоскостопие у глухих и
слабослышащих дошкольников.
Физическое развитие глухих и слабослышащих дошкольников также имеет
некоторое своеобразие, причинами которого являются перенесенные ребенком
заболевания, соматическая ослабленность. У этих детей отмечаются более низкие
по сравнению со слышащими ребятами показатели роста, массы тела, окружности
грудной. Для дошкольников с нарушенным слухом характерны мышечная
слабость, снижение тонуса мышц, вегетативные расстройства. В группе детей с
нарушениями слуха отмечаются большие индивидуальные различия внутри одной
возрастной группы. Вместе с тем в физическом и моторном развитии таких
дошкольников отмечаются тенденции, характерные для слышащих детей.
Двигательная сфера глухих детей и подростков давно привлекает внимание
специалистов. В результате исследований учащихся средних и старших классов
коррекционных школ I-II видов были отмечены следующие особенности
двигательной деятельности: недостаточно точная координация и неуверенность
движений, трудность сохранения статического и динамического равновесия,
низкий уровень развития
пространственной ориентировки, замедленное
овладение двигательными навыками. Все исследователи выявили особенности
9
развития двигательной сферы глухих. Глухота сопровождается нарушением
некоторых функциональных систем. Одной из важных сторон изучения
двигательной активности глухих является анализ уровня их физических качеств,
от которых во многом зависят успехи в формировании трудовых и спортивных
навыков и умений. В настоящее время установлена определенная связь между
степенью двигательной деятельности глухих детей и уровнем развития
физических качеств: выносливости, быстроты, мышечной силы и гибкости. А. О.
Костаняном обнаружено, что у глухих детей скоростные качества несколько
понижены: время двигательной реакции и реакции по выбору у них удлинены по
сравнению со слышащими. По данным автора, результаты глухих в беге на 20
м «с хода» и 30 м со старта уступают слышащим. Это связано с особенностями
центральной нервной системы. Разница между глухими и слышащими отмечается
не только в развитии двигательных качеств, но и в показателях одного и того же
качества.
По данным Н. Г, Байкиной, глухие юноши и девушки в физической
подготовленности в беге на короткие дистанции имели худшие, сравнительно с их
слышащими сверстниками, результаты. На отставание показателей становой силы
и статической выносливости, глухих по сравнению со слышащими указывалось в
работе В. А. Рябичева. Низкие показатели становой силы он объясняет дефектом
вестибулярного анализатора, который, по его мнению, является регулятором
тонуса мышц. По уровню развития прыгучести наблюдалось отставание глухих от
слышащих детей в дошкольном возрасте. Разница составляла от 17 до 32%.
Потеря слуха существенно сказывается и на координации движений. У глухих на
начальной стадии обучения — нерациональное распределение усилий и низкий
темп движений по сравнению со слышащими сверстниками. Эта замедленность
управления возникает из-за поражения слухового анализатора, недостатка
объема обратносвязной информации. У глухих в 18—25 лет при «отмеривании
временного интервала» ошибок больше, чем у слышащих. Однако при
воспроизведении заданного интервала у глухих ошибок меньше. Таким образом,
все исследователи отмечают некоторое снижение функций у глухих по сравнению
со слышащими. Немалую роль в этом играет также и двигательная память,
которая у глухих, по своему развитию несколько ниже, чем у слышащих. Таким
образом, причиной существующих особенностей является отсутствие слуха,
недостаточное развитие словесной речи как факторов, сформировавшихся ранее в
процессе развития в некоторую специфику динамики двигательных процессов, и
как элементов, непосредственно участвующих в протекании конкретного
двигательного акта. Нарушение же функции вестибулярного аппарата оказывает
влияние на сохранение статического и динамического равновесия и, как
следствие, сказывается в какой-то мере на координации движений. К причинам
вторичного порядка относится снижение объема второй сигнальной информации,
которая участвует в формировании всех видов деятельности человека, в том числе
и каждого двигательного навыка. Все это сказалось на функциональном
состоянии двигательного анализатора у глухих детей. Относительная
функциональная недостаточность двигательного анализатора должна отразиться в
10
некоторой мере и на физическом развитии, функциональном состоянии сердечнососудистой, дыхательной и других систем, т. к. непременным условием
нормального функционирования и совершенствования всех важнейших систем
организма, в том числе ЦНС и внутренних органов, является моторная
активность. До настоящего времени в специальной литературе не существует
единого мнения по вопросам физического развития глухих школьников. А. И.
Дьячков, например, не обнаружил существенных различий в физическом
развитии у глухих и слышащих. В. А. Рябичев также не наблюдал изменений
основных показателей физического развития. У глухих эти показатели находятся
в пределах норм, установленных для слышащих. В то же время автор указывает,
что показатели ЖЕЛ глухих ниже, объясняя это отсутствием у них речевого
дыхания. Глухие дети младшего школьного возраста по показателям роста, веса и
окружности грудной клетки уступали слышащим детям. Кроме того, у глухих
значительно чаще встречались нарушения осанки. Существует мнение, что
отсутствие слуха сказывается не только на физическом развитии, физической
подготовленности, но и на кардио-респираторной системе. Так, А. О. Костанян
утверждает, что сердечно-сосудистая система у глухих в состоянии покоя
отклонений не имеет. Однако реакция на физическую нагрузку у глухих
школьников более выражена и процесс восстановления в большинстве случаев
проходит медленнее. Исходные гемодинамические показатели (ЧСС, АД) в
условиях жаркого климата у глухих подростков несколько повышены. Недостатки
в физической подготовленности глухих детей объясняются не только патологией
органа слуха, но и функциональной запущенностью двигательного анализатора и
несовершенством применяемой методики обучения физическим упражнениям.
Глухота не ограничивает возможности физического развития детей, но
требует применения многих специальных физических упражнений, что позволяет
в итоге добиться таких же результатов, как и у слышащих. Двигательный
анализатор в совокупности с другими может в некоторой степени возместить
недостаточную функцию вестибулярного аппарата. Процесс обучения движениям
позволяет нивелировать различия в уровне развития двигательных навыков между
глухими и слышащими учениками. При этом для глухих очень важны
упражнения, связанные с выработкой ускоренного темпа работы и развития
кинестетического контроля, который в ряде случаев заменяет отсутствующий
слуховой
анализатор.
Равновесие
можно
повысить
упражнениями,
направленными на выработку у учащихся сознательного сохранения
устойчивости и связанными с тренировкой вестибулярного анализатора.
Увеличение объема двигательной активности, увеличение времени в режиме дня
для занятий по физическому воспитанию способствует оптимальному
физическому развитию глухих детей, а также коррекции недостатков
двигательных функций. Проведение тренировочных занятий с глухими
значительно влияет на точность восприятия «в чувстве времени», а также на
специфику отдельных временных параметров, связанных с оценкой,
отмериванием
и
воспроизведением.
Совершенствование
двигательной
деятельности глухих детей в определенной мере позволит повысить
11
функциональные возможности организма. Наиболее быстрая зрительно-моторная
реакция среди обследуемых наблюдалась у глухих школьников, которые также
отличались и лучшей статической выносливостью.
Выявление и знание закономерностей в развитии глухих детей будет
способствовать соблюдению одного из главных теоретических положений,
выдвинутых Л. С. Выготским, о двух уровнях развития, о связи обучения и
развития и о том, что правильно построенное обучение должно идти впереди
развития и опираться не только на завершенные его этапы, но и на
формирующиеся функции. И, наконец, один из наиболее значимых факторов,
сказывающихся на развитии двигательных навыков глухих, заключается в
речевых ограничениях этого контингента. Недостаточность в речевой
деятельности, уменьшение объема информации, получаемой глухими вследствие
поражения слуха, сказывается на развитии таких познавательных процессов, как
мышление, память, восприятие и др. Особенности познавательной и речевой
деятельности глухих детей накладывают отпечаток на развитие двигательного
анализатора и отражаются на овладении почти всеми видами двигательных
навыков и развитии двигательных качеств.
Широкое использование словесных средств общения на уроках физической
культуры позволяет в значительной мере преодолевать отставание в развитии
двигательных качеств. Двигательная память во многом определяется развитием
словесной речи и словесно-логического мышления.
Таким образом, многие научные данные свидетельствуют о том, что
особенности развития двигательной сферы обусловлены функциональным
нарушением некоторых физиологических систем, отсутствием слуха и
недостаточным развитием речи. Особенности двигательной сферы глухих
порождаются целым комплексом причин. Однако влияние их речевых
ограничений весьма значительно. Эти данные позволили в некоторой степени
показать основные проявления особенностей двигательной сферы глухих.
12