Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности антикризисного финансового управления

  • 👀 421 просмотр
  • 📌 381 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Особенности антикризисного финансового управления
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности антикризисного финансового управления» pdf
Слайд 1 Тема 7. Особенности антикризисного финансового управления (план лекции) 1. Финансовая политика неплатежеспособного предприятия. 2. Основные задачи финансового менеджмента в неплатежеспособной организации. 3. Классификация затрат предприятия и характер их поведения при изменении объемов производства в релевантном диапазоне. 4. Финансовая устойчивость как свойство экономических систем сопротивляться (противостоять) негативным факторам и сохраняться при их действии. 5. Управление финансовой устойчивостью. 6. Особенности операционного анализа в целях финансового оздоровления организаций. 7. Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности, требуемого маржинального дохода для расчета по долгам организации и других ключевых показателей. 8. Ассортиментная политика предприятия. 9. Простой критерий оптимизации ассортимента. 10. Ограничения при планировании производственной программы (по емкости рынка, по сырью и материалам, по производственным мощностям и трудовым ресурсам). 11. Сложный критерий оптимизации ассортимента. 12. Обоснование производства и реализации некоторых видов продукции ниже себестоимости. Слайд 2 1. Финансовая политика неплатежеспособного предприятия. Финансовая политика неплатежеспособного предприятия должна предусматривать комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности предприятия. Жесткие временные рамки, отсутствие внутренних резервов и невозможность быстрого привлечения внешних инвестиций обусловливают специфику действий, при которых вероятно возникновение потерь стоимости активов предприятия в номинальном выражении. Слайд 3 2. Основные задачи финансового менеджмента в неплатежеспособной организации. Основными задачами финансового менеджмента в неплатежеспособной организации являются максимизация доходов и экономия ресурсов, а реализованы они могут быть посредством проведения работы (с учетом результатов диагностики существующей ситуации и причин ее возникновения) по следующим основным направлениям: · увеличение объемов поступления денежных средств; · ускорение оборачиваемости оборотных средств; · рациональное использование и реструктуризация кредиторской задолженности; · снижение величины и оптимизация структуры затрат, а также использования денежных средств по другим направлениям; · совершенствование управления денежными средствами; · уменьшение величины обязательных платежей в бюджет; · присоединение к более сильному хозяйствующему субъекту (или их слияние); · продажа предприятия должника. Слайд 4 2. Основные задачи финансового менеджмента в неплатежеспособной организации. Увеличение объемов поступления денежных средств может быть достигнуто несколькими способами, ряд из которых основан на переводе различных видов активов в денежную форму: - увеличение объемов продаж за счет активизации маркетинговой деятельности, выделения и увеличения производства наиболее востребованной потребителями продукции; - распродажа запасов готовой продукции со скидками; - продажа или сдача в аренду неиспользуемых или малоиспользуемых основных средств, нематериальных активов, вложений во внеоборотные активы; - продажа финансовых вложений; - продажа не являющихся критическими для обеспечения работы предприятия запасов сырья, материалов и других материальных ценностей; - истребование, продажа или факторинг дебиторской задолженности; - привлечение кредитных ресурсов по договору цессии или на иных условиях, предлагаемых организациями кредитно-финансовой системы; - продажа осуществляемых инвестиционных проектов; - финансовая помощь собственников предприятия, заинтересованных в продолжении его деятельности контрагентов или государства; - получение финансирования путем привлечения инвестиций, увеличения уставного капитала существующими или новыми собственниками предприятия. Слайд 5 2. Основные задачи финансового менеджмента в неплатежеспособной организации. Ускорение оборачиваемости оборотных средств может реализовываться посредством: - снижения до минимальных величин норм и нормативов запасов оборотных активов; - договоренностей с поставщиками об уменьшении сроков выполнения заказов; - совершенствования работы в области хранения и отпуска в производство материально-технических ресурсов; - стимулирования покупателей к более быстрой оплате поставленной продукции путем предоставления им скидок в зависимости от срока оплаты; - упорядочения взаимоотношений с дебиторами, установления лимитов отпуска продукции в зависимости от их надежности, поиска новых клиентов; - установления зависимости величины оплаты труда работников маркетинговых и сбытовых служб от объемов продаж и сроков оплаты поставленной продукции клиентами, с которыми они работают. Слайд 6 2. Основные задачи финансового менеджмента в неплатежеспособной организации. Рациональное использование и реструктуризация кредиторской задолженности обеспечивается путем: - пересмотра условий и сроков выплаты долгов кредиторам, основой которого должен быть убедительный план развития предприятия, показывающий, что при таком развитии ситуации они потеряют меньше, чем при его ликвидации и распродаже имущества по частям; - поиска поставщиков, работающих на более выгодных для предприятия условиях, использования этой информации при переговорах с уже имеющимися поставщиками; - установления особых отношений с важнейшими поставщиками; - откладывания платежей менее важным и настойчивым кредиторам; - изыскания более выгодных для предприятия схем расчетов; - проведения двустороннего или многостороннего взаимозачета. Слайд 7 2. Основные задачи финансового менеджмента в неплатежеспособной организации. Снижение величины и оптимизация структуры затрат, а также использования денежных средств по другим направлениям может быть достигнуто следующими способами: - налаживанием эффективной системы учета затрат, дающей возможность их определения по видам производств, структурным подразделениям, видам продукции, экономическим элементам и калькуляционным статьям, выделения переменных и условно-постоянных, прямых и косвенных, основных и накладных расходов; - выделением и увеличением производства наиболее рентабельной продукции, прекращением выпуска убыточных товаров; - упрощением организационной структуры, сокращением в результате аппарата управления и затрат на оплату труда; - сокращением непроизводственных расходов, продажей или передачей объектов социально-культурной сферы на баланс соответствующих государственных организаций; - сокращением затрат на оплату труда путем приведения в соответствие численности работающих объемам выпускаемой продукции, установления соответствующих обстоятельствам форм и систем оплаты труда; - сокращением материальных затрат путем замены используемых ресурсов на более дешевые там, где это возможно; самостоятельного производства отдельных необходимых компонентов, выполнения работ или, наоборот, перехода к аутсорсингу; внедрения ресурсосберегающих технологий; - пересмотром и сокращением расходов, осуществляемых за счет прибыли; - приостановкой реализации или изменением графика финансирования осуществляемых инвестиционных проектов; - переводом, по возможности, своей деятельности в более дешевое место; - снижением величины амортизационных отчислений за счет списания, отчуждения или консервации основных средств либо изменения амортизационной политики; - остановкой производств, генерирующих убытки; - использованием аренды или лизинга (прямого или обратного) основных средств; - отказом от исполнения договоров, влекущих получение убытков. Слайд 8 2. Основные задачи финансового менеджмента в неплатежеспособной организации. Совершенствование управления денежными средствами заключается в планировании, организации и контроле движения финансовых ресурсов с помощью: - проектирования притоков и оттоков наличности с максимально возможной степенью детализации на основе пессимистического сценария; - ежедневного контроля за поступлением и расходованием денежных средств; - предоставления полномочий распоряжения денежными средствами одному-двум руководителям; - вменения в обязанность одному из руководителей контроля над поступлением оплаты за поставленную продукцию, проданные активы. Слайд 9 2. Основные задачи финансового менеджмента в неплатежеспособной организации. Уменьшение величины обязательных платежей в бюджет может быть обеспечено при реализации следующих мероприятий: - снижения расходов на оплату труда, а соответственно и отчислений в фонд социальной защиты населения; - консервации, списания, отчуждения неиспользуемых производственных мощностей, влекущих за собой уменьшение величины налога на недвижимость. Слайд 10 2. Основные задачи финансового менеджмента в неплатежеспособной организации. Присоединение к более сильному предприятию (или их слияние) является реальной возможностью оживления деятельности, сохранения бизнеса, пусть и под контролем другого собственника. При этом не только имущество, но и долги, а также все остальные проблемы несостоятельного предприятия переходят к другому субъекту предпринимательской деятельности. Слайд 11 2. Основные задачи финансового менеджмента в неплатежеспособной организации. Продажа предприятия должника единым имущественным комплексом –самый радикальный способ восстановления платежеспособности. Фактически речь идет о реализации одной из основных функций института банкротства – перераспределения собственности к более эффективно хозяйствующим субъектам предпринимательской деятельности. В таком случае за счет средств, полученных от продажи единого имущественного комплекса, как правило, могут быть удовлетворены все требования кредиторов, а предприятие получает возможность продолжить функционирование «с чистого листа», без долгов и, возможно, в иной организационно-правовой форме. Основными пострадавшими при этом становятся прежние собственники предприятия, не обеспечившие его эффективную работу. Слайд 12 3. Классификация затрат предприятия и характер их поведения при изменении объемов производства в релевантном диапазоне. Принцип классификации - изменяются ли издержки при изменении объемов производства. Такое разделение издержек используется как для оптимизации структуры ассортимента, так и для анализа безубыточности. Постоянные затраты – не зависят от изменения объема производства. То есть независимо от того, сколько предприятие выпускает единиц продукции или какое количество услуг оказывает, эти траты остаются постоянными. Так, даже если производство вообще не осуществлялось, все равно организация должна оплатить арендную плату, коммунальные платежи, заработную плату директору, бухгалтеру, секретарю (то есть сотрудникам, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе, а обеспечивают его). Довольно часто руководители предприятия постоянными издержками считают те расходы, которые из месяца в месяц одинаковы. Это не так, постоянными они называются не потому, что одинаковы, а потому, что на их величину не влияет объем производства. Основные статьи постоянных затрат: – административные и хозяйственные расходы – заработная плата административно-управленческого персонала – световая электроэнергия (идет на освещение помещений) – арендная плата – проценты по кредитам – лизинг – амортизация – налог на имущество. При увеличении объема выпуска продукции величина постоянных затрат в сумме остается неизменной, но в расчете на единицу продукции – уменьшается. С этой точки зрения – больший объем производства предпочтителен. Слайд 13 3. Классификация затрат предприятия и характер их поведения при изменении объемов производства в релевантном диапазоне. Переменные издержки - зависят от объема производства, т.е. напрямую связаны с производственной программой предприятия. Так, расходы на сырье зависят от того, сколько нужно произвести продукции: чем больше производственная программа, тем больше нужно закупить сырья. Аналогично обстоят дела с заработной платой основных производственных рабочих со сдельной оплатой труда. Расходы на оплату их труда зависят от того, сколько они произвели продукции, т.е. от объемов производства. Итак, основные статьи переменных затрат: – прямые материальные затраты (сырье, материалы, полуфабрикаты) – заработная плата основных производственных рабочих (сдельная) – электроэнергия и вода на электроснабжение и водоснабжение оборудования. При увеличении объема выпуска продукции (несмотря на то, что в расчете на единицу продукции размер переменных затрат остается неизменным) величина совокупных переменных затрат увеличивается, С этой точки зрения больший объем производства способствует формированию больших переменных затрат. Слайд 14 3. Классификация затрат предприятия и характер их поведения при изменении объемов производства в релевантном диапазоне. Такое деление издержек само по себе представляет определенную трудность, так как иногда одну статью расходов приходится делить на постоянную и переменную часть. Например, часть заработной планы рабочих (сдельная часть) относится к переменным издержкам, а какие-либо надбавки (например, за вредность) – к постоянным. И наоборот, оклады служащих относят к постоянным издержкам, а премию за перевыполнение объема продаж – к переменным. То есть, четких нормативов по поводу отнесения издержек к постоянным или переменным нет. На каждом предприятии в каждом конкретном случае этот вопрос нужно решать отдельно. Принцип классификации – относятся ли издержки напрямую на определенный вид продукции. Прямые затраты – это затраты, связанные с производством отдельных видов продукции, на себестоимость которых они могут быть непосредственно отнесены. Например, мука и масло могут быть прямо отнесены на себестоимость производства пирожного. Основные статьи прямых затрат: – сырье и основные материалы – покупные изделия и полуфабрикаты – основная заработная плата производственных рабочих – электроэнергия для энергоснабжения оборудования Косвенные затраты – это затраты, связанные с производством нескольких видов продукции. Эти затраты относятся на каждый вид продукции согласно принятой базе. Например, заработная плата уборщицы производственных помещений, грузчиков, учетчиков невозможно отнести на какой-либо вид продукции, поэтому они распределяются пропорционально объемам производства каждого вида продукции. Основные статьи косвенных затрат: – общецеховые расходы – общезаводские затраты – часть непроизводственных (коммерческих) расходов Прямые и косвенные издержки могут быть как постоянными (не зависящими от объема производства), так и переменными (пропорциональными изменению объемов производства). И наоборот, постоянные и переменные издержки могут быть как прямыми (относится к одному виду продукции), так и косвенными (распределятся по видам продукции пропорционально какой либо базе). Слайд 15 4. Финансовая устойчивость как свойство экономических систем сопротивляться (противостоять) негативным факторам и сохраняться при их действии. Финансовая устойчивость это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложений капитала в основные фонды. «Устойчивость — одна из основных динамических характеристик экономической системы, являющая собой свойство возвращаться в исходный или близкий к нему установившийся режим после выхода из него в результате какого-либо воздействия». Устойчивость представляет собой одну из основных динамических характеристик систем управления, выражающуюся в ее способности функционировать в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий. В экономической системе обычно выделяют два режима: переходный и установившийся. Различают следующие виды устойчивости систем: 1) общая (состояние упорядоченной интегративной совокупности ее внутренних и внешних элементов); 2) структурная (состояние субординированных внутренних элементов); 3) факториальная (состояние под возмущающим воздействием отдельных, как правило внешних, факторов, например инфляции). Структурно неустойчивой считается такая система, которая не имеет области устойчивости в пространстве всех ее параметров. «Чтобы сделать структурно неустойчивую систему устойчивой, необходимо изменить ее структуру». Всякая экономическая система проходит следующие этапы: зарождение (создание); подъем (развитие); равновесное функционирование; спад. Причем равновесное (инерционное), т.е. без роста объема (масштаба), функционирование экономической системы длится сравнительно недолго. Это вынуждает менеджмент системы (в частности хозяйственной организации) сосредоточивать основное внимание на этапах ее развития и спада как на наиболее проблемных, ресурсоемких и сущностно определяющих. Развивающаяся экономическая система в силу динамических свойств ее элементов и связей всегда функционирует в переходном режиме, поэтому говоря о ее устойчивости, имеют в виду динамическую устойчивость. Главным условием устойчивости системы является ее способность к саморегулированию, адаптивность, т.е. приспособляемость к изменившимся условиям среды (внешней и внутренней). К числу важнейших качеств, характеризующих адаптивность (способность к адаптации) системы, относятся: 1) свойство самонастройки, т.е. самостоятельного изменения параметров функционирования системы; 2) свойство самоорганизации, т.е. самостоятельного преобразования системы при сохранении присущих ей качественных характеристик; 3) свойство самообучения, т.е. самостоятельного отыскания условий, при которых система удовлетворяет критериям качества функционирования. Основным параметром устойчивости системы является область устойчивости — структурированная группа показателей, выход за границы которой переводит систему в неустойчивое состояние. При этом переход из зоны устойчивости в неустойчивое положение определяется не линией границы, а какойто областью, которую можно назвать областью перехода. В границы такой «области перехода» вписываются кризисное состояние организации и соответствующий кризисный менеджмент, т.е. узкоспециализированная, ограниченная во времени, управленческая деятельность по экстренному переводу (выведению) системы (организации) из кризисного состояния. Такой менеджмент представляет собой один из этапов или фрагментов общего антикризисного управления организацией (антикризисного менеджмента). Антикризисный менеджмент как систематизированная, структурированная, многоплановая, протяженная во времени деятельность по профилактике разрушительных процессов или их преодолению и сообщению на этой основе организации прогрессивного качества предполагает решение специфических задач по поддержанию ее устойчивости. 5. Управление финансовой устойчивостью. Слайд 16 Кризисные явления представляют угрозу финансовой устойчивости предприятий, но в условиях цикличного развития экономики их возникновение закономерно. В связи с этим необходимо обнаружение экономических кризисов в финансовой устойчивости предприятия и своевременное принятие мер по управлению кризисными явлениями, комплекс которых образует управление финансовой устойчивостью. Рассмотрим ранжирование целей финансового менеджмента по отношению к финансовой устойчивости предприятий в таблице. Виды целей финансового менеджмента Цели финансового менеджмента Возможное влияние на финансовую устойчивость при достижении цели Стратегические Лидерство на рынке Отрицательное Максимизация стоимости капитала Отрицательное Максимизация прибыли: - рост рентабельности продаж Положительное - рост объемов производства и реализации Отрицательное Эффективное использование всех видов ресурсов – эффективность производства Положительное Избежание банкротства: Тактические - обеспечение устойчивого функционирования предприятия Положительное - достижение рационального соотношения собственных и заемных средств Положительное Сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования денежных средств: - достаточность объемов денежных поступлений Положительное - увеличение оборачиваемости средств предприятия Положительное Минимизация затрат (снижение себестоимости продукции) Положительное 5. Управление финансовой устойчивостью. Слайд 17 Представленное в таблице возможное влияние целей финансового менеджмента носит условный характер и объясняется выбранной политикой управления финансами предприятия (консервативной, рациональной или агрессивной), в зависимости от которой сроится система целей финансового менеджмента. Реализуя консервативную финансовую политику, предприятие при управлении структурой источников финансирования отдает предпочтение собственным источникам финансирования, что обусловливает недостаточный уровень рентабельности активов ввиду отсутствия эффекта финансового рычага и высокой цены капитала. Результатом данной финансовой политики является минимизация потери финансовой устойчивости, однако в результате недостаточного финансирования инвестиционной деятельности возможно снижение конкурентоспособности продукции. Для сохранения финансовой устойчивости в долгосрочном периоде важно регулировать отпускные цены на готовую продукцию путем минимизации постоянных расходов предприятия, а также активизировать мероприятия по продвижению продукции. При проведении умеренной политики управления финансами достигается положительный эффект финансового рычага, который обусловливает достаточную финансовую устойчивость предприятия и снижает средневзвешенную стоимость капитала. В условиях умеренной политики управления финансами предприятия полученная прибыль направляется на инвестиционные проекты и создание резервных фондов. Данный тип политики является оптимальным, поскольку обеспечивает достижение целей финансового менеджмента с оптимальным уровнем риска потери финансовой устойчивости и создает возможность формирования запаса финансовой прочности на случай неблагоприятного влияния внешних факторов. Отличительная особенность агрессивной политики управления финансами заключается в низкой финансовой устойчивости предприятия, а под влиянием негативных внутренних или внешних факторов она может привести к банкротству. При управлении финансовой устойчивостью целесообразно осуществить реструктуризацию задолженности, ранжировать инвестиционные проекты по степени релевантности и осуществлять их в этой последовательности. Слайд 18 6. Особенности операционного анализа в целях финансового оздоровления организаций. Важным условием достоверности результатов расчета прогнозных показателей методами операционного анализа является то, что прогноз делается на период, удовлетворяющий условию релевантности. Релевантный диапазон — это такой диапазон изменения объемов производства, в течение которого можно считать постоянными: — структуру затрат предприятия; — сумму постоянных затрат; — величину переменных затрат на единицу продукции. В антикризисном (в том числе арбитражном) управлении использование методов операционного анализа имеет свои особенности. Анализ проводится относительно того положения, которое сложилось к текущему моменту времени на основании данных за некоторый прошедший период, который можно считать базовым. Очевидно, что денежные средства в результате операционной деятельности могут накапливаться только в том случае, если суммарная выручка от реализации в прогнозный период превысит суммарные затраты предприятия. выполнения антикризисной программы (проведения процедуры) может быть накоплена некоторая сумма, достаточная или недостаточная для покрытия долгов. Вместе с тем в большинстве случаев для кризисных предприятий характерна ситуация, когда затраты превышают выручку, производственная деятельность нерентабельна и если ничего не предпринимать, а оставить все как есть, то будут накапливаться не прибыли, а убытки. Для того чтобы деятельность предприятия приносила прибыль, необходимо обеспечить превышение точки безубыточности, а чтобы рассчитаться по долгам, надо в период реализации программы накопить прибыль Пр в размере, не меньшем суммы долга Д: ПР>Д. Слайд 19 7. Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности, требуемого маржинального дохода для расчета по долгам организации и других ключевых показателей. Рассмотрим график безубыточности, представленный на рисунке. На графике по горизонтальной оси показан объем произведенной продукции в натуральном выражении (штук, метров, килограммов и т.п.). По вертикальной оси откладывается величина дохода или затрат в стоимостном выражении (в рублях, тысячах рублей и т.п.). Графическое представление точки безубыточности Об. АС — линия совокупных издержек; OD — линия дохода; N — точка пересечения. Линия АВ, характеризующая постоянные затраты, которые не меняются от объема реализации, проходит параллельно оси X. Вертикальное расстояние между линиями АВ и АС при любом заданном объеме реализации характеризует совокупные переменные затраты производства и реализации данного объема продукции. Вертикальное расстояние между горизонтальной осью ОХ и линией АС при любом заданном объеме производства характеризует совокупные издержки производства и реализации данного объема продукции. Когда продукция не производится и соответственно не реализуется, совокупные издержки равны величине отрезка OA. Когда объем выпуска равен X, совокупные издержки представлены отрезком СХ = ХВ + ВС (ХВ — фиксированные элементы издержек (то же, что OA) и ВС — переменные элементы издержек). Рассчитаем точку безубыточности на основе следующего соотношения: Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль (или минус убыток). Точка безубыточности по определению соответствует значению прибыли, равному 0. Запишем соотношение в виде ряда формул. Вр = Ц1 х Qпр где Вр — выручка от реализации продукции при объеме продаж Qпр единиц но цепе Ц1 за единицу; Ц1× Qб = Зпост + Зпер — условие безубыточности при объеме реализации Qб единиц и сумме постоянных Зпост и переменных Зпер затрат. Слайд 20 7. Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности, требуемого маржинального дохода для расчета по долгам организации и других ключевых показателей. Представим общие переменные затраты через переменные затраты на единицу реализованной продукции Зпер = Qпр × Зпер i где Зпер i — переменные затраты на единицу продукции, и получим: Ц1 × Qб = Зпост + Зпер i × Qб Qб = Зпост : (Ц1 – Зпер : Q) = Зпост : Мвуд, (8.2) где Qб — точка безубыточности (порог рентабельности), выраженная через объем производства и реализации продукции для обеспечения безубыточной работы. В знаменателе формулы (8.2) присутствует величина Мвуд, которую называют удельной валовой маржой. Она отражает вклад единицы изделия в покрытия постоянных затрат и получение прибыли. Выразим уравнение безубыточности следующим образом: Ц1 х Qб = Вр = Зпост: [(Ц1 - Зпер 1) х Qб : (Ц1 х Qб )] = Зпост : (Мд : Вр) = Зпост : Квм (8.3) где Вр — выручка от реализации, Qб — объем продукции в точке безубыточности, Ц1 — цена реализации единицы продукции, Мд — полученный маржинальный доход; Квм — коэффициент валовой маржи. Соотношение (Мд : Вр) не зависит от объема реализации Qпр, т.е. сохраняется при любом Qпр. Поэтому приведенное выражение определяет порог рентабельности (точку безубыточности) в удобной стоимостной форме через выручку, которая будет достаточна для покрытия всех затрат предприятия. Коэффициент валовой маржи (Квм) показывает долю маржинального дохода в выручке от реализации продукции (работ, услуг). Чтобы обеспечить получение прибыли в размере Пр, выручка от реализации должна быть такой, чтобы маржинального дохода хватало на то, чтобы покрыть постоянные затраты и сформировать данную прибыль: ВПр = (Зпост + Пр) : Квм. (8.4) Важной характеристикой успешной работы предприятия является величина запаса финансовой прочности, которая показывает в относительных единицах насколько выше точки безубыточности работает предприятие по данному виду продукции: Зфп = (Вр-В6):Врх100%, (8.5) где Зфп — запас финансовой прочности; Вб — выручка, соответствующая порогу рентабельности продукции; Вр — вьфучка от реализации в отчетном периоде. Чем выше этот показатель, тем безопаснее себя чувствует предприятие перед угрозой негативных изменений (уменьшение выручки или увеличение издержек). Величину запаса финансовой прочности можно определить и не вычисляя выручку в точке безубыточности, а с использованием коэффициента валовой маржи по формуле: Зпф = Пр : Квм где Пр – прибыль предприятия в анализируемом периоде. В данном случае полученное значение характеризует стоимостную оценку запаса финансовой прочности. О запасе финансовой прочности можно говорить только в том случае, если предприятие преодолело порог безубыточности и получило прибыль. В противном случае значение показателя будет отрицательным и будет отражать дефицит финансовой прочности. 8. Ассортиментная политика предприятия. Слайд 21 Ассортиментная политика — это формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и ограничений на различные виды используемых в производстве ресурсов. Для формирования ассортимента производимой продукции необходимо ответить на следующие вопросы: что производить для получения максимальной прибыли? сколько производить? по какой цене продавать? производство каких товаров увеличить, а каких уменьшить? стоит ли продавать товар по цене ниже себестоимости? и т.д. Критерии оптимизации ассортимента базируются на результатах анализа: - затрат; - безубыточности по каждому виду выпускаемой продукции. В антикризисном управлении анализ точек безубыточности является способом классификации продукции предприятия с точки зрения ее доходности и перспектив развития производства. Классификация может быть проведена, например, на основе трех оценочных параметров: Q— объем производства продукции; Q пр— объем реализации за тот же период; Qб — точка безубыточности. На основании соотношения указанных параметров продукцию разделяют на группы, по каждой из которых должны быть решены специфические задачи, позволяющие принять правильное решение по формированию ассортимента. Группировка происходит исходя из следующих условий: Группа 1: Об < Q = Qпр Продукция по этой группе реализуется полностью, объем выпуска превосходит порог рентабельности. Задачи формирования ассортиментной политики заключаются в проверке емкости рынка и производственной мощности предприятия в целях возможного увеличения объемов производства, а также в анализе эластичности рынка для выбора рациональной ценовой политики, т.е. примет ли рынок товар по более высокой цене. Группа 2: Qб< Q > Qпр. Имеются трудности в реализации. В задачи формирования ассортиментной политики по этой группе входит выявление устаревших изделий, производство которых неперспективно, нахождение новых рынков, определение возможностей реализации модернизированной продукции, выработка ценовой политики в отношении данной продукции. Группа 3: Qб > Q = Qпр. По данной группе производство продукции нерентабельно, но вся она находит спрос. При формировании ассортиментной политики необходимо определить возможности увеличения выпуска продукции для того, чтобы преодолеть точку безубыточности и (или) исследовать возможности предложения продукции на рынок по более высокой цене, что тоже позволит преодолеть точку безубыточности. Группа 4: Qб > Q > Qпр. Для продукции этой группы характерны сложности в реализации и нерентабельность производства. При формировании ассортиментной политики требуется решить вопрос о целесообразности выпуска этого товара. Однако если отсутствие рентабельности связано с освоением нового вида продукции, то задачей являетеся ускорение выхода на рентабельные объемы производства, активное про движение нового товара на рынок, рекламная кампания и т.п. 9. Простой критерий оптимизации ассортимента. Слайд 22 Простым критерием оптимизации ассортимента является величина показателя «маржа валовая удельная»: Мвуд i= Ц i – Зпер i Чем выше разница продажной цены и переменных затрат на производство единицы изделия у i-го товара, тем к большему росту прибыли приведет увеличение производства на единицу этого товара. Следовательно, более выгодно производство и реализация продукции, у которой показатель Мвуд i больше. Однако ряд ограничений не позволяет увеличивать объем реализации продукции. К ним относятся ограничения: - по производственным мощностям; - емкости рынка; - трудовым ресурсам; - финансовым ресурсам; - материальным ресурсам. Невозможно реализовать продукции больше, чем производится на ограниченных производственных мощностях, и больше, чем потребность рынка в данном виде товара. Аналогично влияют на формирование ассортимента и ресурсные ограничения. Слайд 23 10. Ограничения при планировании производственной программы (по емкости рынка, по сырью и материалам, по производственным мощностям и трудовым ресурсам). Ограничения по емкости рынка Емкость рынка – это наибольший объем продаж, которого могут достигнуть все компании рынка в течение определенного периода. Так как нереально всех возможных потребителей вынудить приобрести определенный продукт, это понятие носит теоретический нрав и употребляется только для того, чтоб дать представление о границах насыщения рынка. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. В каждый момент времени рынок имеет количественную и доброкачественную определенность, т. е. его объем выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых, а, как следует, и покупаемых продуктов. Емкость рынка измеряется в натуральном и/либо валютном показателях. Следует различать два уровня емкости рынка: 1. возможный 2. реальный. Возможная емкость обозначает очень вероятный объем продаж в рыночной ситуации, когда все потенциальные клиенты получают продукты исходя из наибольшего уровня их употребления. Реальная емкость оценивается как достижение фактического либо предсказуемого объема продаж анализируемого продукта. Ограничения по сырью и материалам. По затратам сырья и материалов прежде всего устанавливается причин отклонений и их виновники. Методы выявления отклонений зависят от вида используемых материалов, технологии и организации производства в том или ином цехе. Основными методами выявления отклонений являются: • сигнальное документирование; • учет партионного и непрерывного раскроя материала; • предварительный расчет отклонений по фактической рецептуре запуска материалов в производство (расчетно-аналитический метод); • инвентарный метод. Слайд 24 10. Ограничения при планировании производственной программы (по емкости рынка, по сырью и материалам, по производственным мощностям и трудовым ресурсам). Ограничения по производственной мощности Производственная мощность определяет уровень производства продукции, товаров и услуг, степень сдерживания объема выпуска или верхний предел продаж продукции. В конечном итоге производственная мощность означает способность предприятия производить свою продукцию в течение заданного периода рабочего времени. Верхний ее предел обусловлен наличием производственных площадей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, материала и капитала. Величина производственной мощности находится под влиянием различных факторов. Наибольшее влияние оказывает группа технических факторов. К ним относятся: - количественный состав основных фондов, их структура, удельный вес активной части основных фондов; - качественный состав основных фондов, уровень прогрессивности используемого оборудования на всех стадиях производственного процесса, насыщенность парка оборудования автоматическими станками и автоматизированными поточными линиями; - возрастной состав оборудования с учетом морального износа, темпы обновления основных фондов; - степень прогрессивности, механизации и автоматизации действующих технологических процессов; - степень прогрессивности применяемых видов технологической оснастки, инструментов, приспособлений; - степень пропорциональности по мощности (пропускной способности) между агрегатами, группами взаимозаменяемого оборудования, участками, цехами, устранение узких мест. В состав организационных факторов входит степень специализации, концентрации, кооперирования, комбинирования производства, уровень организации производства, труда и управления. К группе экономических факторов относятся: формы оплаты труда рабочих, наличие материального стимулирования и т.д. Социальные факторы включают профессиональный, квалификационный и образовательный уровень коллектива работников предприятия и т.п. Ограничения по трудовым ресурсам. Решение проблемы состоит в следующем: - повышение технического уровня производства который определяется механизацией и автоматизацией труда, внедрением прогрессивных технологий, модернизацией оборудования, совершенствованием конструкционных и технических характеристик изделий; - совершенствование управления трудом, организации труда и производства определяется оптимизацией структуры управления, рационализацией управленческого труда, повышением технического уровня управления, нормированием труда и численности персонала, рационализацией труда; - изменение структуры производства которое определяется изменением отдельных видов продукции с разным уровнем удельной трудоемкости, изменением объемов производства; - повышение качества "человеческого фактора" которое определяется ростом общеобразовательного и профессиональноквалификационного уровня, изменением трудовой мотивации. Слайд 25 11. Сложный критерий оптимизации ассортимента. Сложный критерий оптимизации ассортимента отличается от простого тем, что при формировании критерия показатель Мвуд , нормируется к тому ресурсу, который ограничен. Например, удельный маржинальный доход на единицу рабочего времени: Мв уд i рв = Мв уд i : Р рв уд i где Р рВуд i, — удельные (на единицу изделия) затраты (расход) рабочего времени на производство i-го вида товара — обычно измеряются в человеко-часах. Еще один пример — удельный маржинальный доход на единицу затрат материалов, используемых для производства изделия: Мв уд i м = Мв уд i : Р м уд i где Р м уд i — удельный (на единицу изделия) расход материалов — измеряется в натуральных единицах (метрах, тоннах и т п ), валовая маржа удельная — по ресурсу времени. Слайд 26 12. Обоснование производства и реализации некоторых видов продукции ниже себестоимости. Производство и реализация продукции по стоимости ниже затраченных издержек возможна при: - образовании излишков запасов, присутствующих на складе; - при падении спроса и, как следствие, устаревании товаров; - в результате истечения установленного срока годности. Также, к подобным вынужденным мерам может привести: - отказ первоначального покупателя от исполнения договора куплипродажи; - изменение организационной структуры предприятия при реорганизации или ликвидации; - испытание опытных образцов продукции и т.д. Кроме того производство и реализация продукции ниже себестоимости является маркетинговым ходом при выходе предприятия на рынок сбыта продукции с целью преодоления конкуренции.
«Особенности антикризисного финансового управления» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) А.О. Ткаченко
Автор(ы) Бабушкина Е. А., Бирюкова О. Ю., Верещагина Л. С.
Смотреть все 52 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot