Основы взаимодействия смежных видов транспорта. Цели и задачи взаимодействия и координации РВТ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
5. ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СМЕЖНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
5.1. Цели и задачи взаимодействия и координации РВТ
Основная масса грузовых и пассажирских перевозок осуществляется с участием 2-х и более видов транспорта. Так 80% грузов, прибывающих в порты, передается на железную дорогу (на речных 50%). Практически вся нефть из трубопроводов передается на другие виды транспорта, а автомобиль взаимодействует со всеми видами транспорта, особенно велик его вес для пассажирских перевозок. Пунктами взаимодействия являются транспортные узлы. Раньше транспортные узлы в силу своего исторического развития, ведомства, частные владения, география, топография строились без учета быстрого перехода грузов с одного вида на другой. Транзитный пассажир покупал новые документы на провоз груза и проезд. Груз в этих пунктах перегружался. Только с введением смешанного прямого сообщения владельцы груза освобождались от заботы перегружать свой товар. Во взаимодействии различных видов транспорта должна возродиться ЕТС (единая транспортная система).
Доставка груза от дверей грузоотправителя до двери грузополучателя практически всегда осуществляется несколькими видами транспорта, но могут быть исключения:
1) внутригородское распределение груза (автотранспорт);
2) доставка груза железной дорогой в прямом сообщении, когда пункт отправления и пункт назначения связаны железнодорожными подъездными путями с основными магистралями.
3) доставка грузов для собственных нужд морского порта или транспортного узла.
Термин «Взаимодействие» означает взаимную обусловленность, согласованные действия по решению практических задач.
Взаимодействие различных видов транспорта означает совместную реализацию согласованных действий соответствующих подразделений смежных видов транспорта, направленных на выполнение общих, единых задач по доставке грузов или пассажиров в смешанном сообщении.
Для транспорта взаимодействие это взаимообусловленное функционирование различных подсистем смежных видов транспорта, образующих систему более высокого порядка. Смежность – партнерство различных видов транспорта.
Взаимодействие смежных видов транспорта предполагает координацию управления.
Термин «Координация» означает управление совместной работой и разработка условий для достижения единой цели; это обеспечение согласованности совместных действий предприятия в ходе единого транспортного процесса.
Координация смежных видов транспорта – это деятельность органов управления, направленная на организацию единых целей.
Координация определяет цели и пути их достижения. Координация создает условия необходимые для единства транспортного пространства. Взаимодействие может быть положительным и отрицательным.
Координация без взаимодействия теряет смысл. Координация – это процесс управления взаимодействием для получения максимального эффекта.
Координация – это управление совместной работой взаимодействующих видов транспорта, направленное на достижение единой, общей цели. Взаимодействие возможно без координации и может приносить как положительный, так и отрицательный эффект. Координация различных видов транспорта как раз и направлена на то, чтобы эффект от взаимодействия был положительным.
Основной задачей взаимодействия СВТ является формирование Единой транспортной системы (ЕТС) страны.
ЕТС страны или региона – экономически, технически и технологически сбалансированная совокупность различных видов транспорта.
Сбалансированность ЕТС означает:
1. Система в целом обеспечивает полное количественное и качественное удовлетворение спроса на транспортные услуги с минимальными транспортными издержками.
2. Рациональное распределение перевозок между всеми видами транспорта – оптимизация структуры перевозок.
3. Каждый вид транспорта осуществляет перевозки в сфере его наивыгоднейшего применения.
4. Сбалансированность развития транспортной инфраструктуры всех видов транспорта и каждой из подсистем внутри вида транспорта.
5. Сбалансированность развития видов транспорта и отраслей экономики.
Задачи координации на транспорте
1. Оптимальное распределения грузопотоков между различными видами транспорта в Единой транспортной системе. На Дальнем Востоке из монопольного характера сферы деятельности и отсутствия взаимозаменяемости отдельных видов транспорта эта задача теряет свою актуальность.
2. Оптимальное планирование перевозок с увязкой действий партнеров.
3. Согласование управления перевозками.
4. Согласование расписания движения подвижного состава различных видов транспорта (судов и ж/д составов).
5. Организация перевалки грузов в транспортных узлах с одного вида транспорта на другой по прямому варианту, что позволяет ликвидировать в транспортных узлах такие операции как хранение и складирование. Это резко сокращает сроки доставки грузов, себестоимость перевозок. Это является одним из принципов транспортной логистики «just in time».
6. Эффективное использование грузоподъемности и грузовместимости транспортных средств при перевалки грузов в транспортных узлах.
7. Рациональное использование энергетических и трудовых ресурсов, перегрузочных средств в пунктах перевалки.
5.2. СФЕРЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РВТ
1. Железнодорожный транспорт
Преимущества:
– сооружение путей сообщения на любой сухопутной территории, возможность прокладки путей под проливами, устройство паромных переправ;
– возможность транспортной связи с большинством предприятий;
– высокая провозная и пропускная способность;
– регулярность перевозок независимо от сезона и времени суток;
– относительно невысокая себестоимость перевозок;
– значительная дальность перевозок;
– более высокая скорость движения по сравнению с морским и речным транспортом;
– высокая универсальность по родам груза;
• высокие показатели использования пути и подвижного состава;
Недостатки:
– большие капвложения на сооружение пути и постоянных устройств;
• большая металлоемкость.
• различная ширина железнодорожного пути в разных странах;
Сфера экономически целесообразного использования:
• дальнопробежные, межрегиональные и трансконтинентальные перевозки массовых грузов на расстояния более 400 км.
2. Морской транспорт
Преимущества:
– низкая себестоимость перевозок на большие расстояния;
– провозная способность не ограничена путями сообщения;
– малые капитальные вложения в устройство пути;
• относительно невысокие затраты топлива на производство единицы транспортной работы;
• оптимальный путь перевозок;
Недостатки:
– зависимость перевозок от географических и навигационных условий;
– необходимость перевалки грузов и создания капиталоемкого портового хозяйства,
• относительно невысокая скорость перевозки;
• проблема замерзающих портов и путей;
Сфера экономически целесообразного использования:
• трансокеанские перевозки массовых грузов на большие расстояния (средняя дальность перевозки 3000 км, минимальная – 500 км);
• незаменимые перевозки в районы с островным характером в транспортном отношении;
• обеспечение перевозок грузов внешней торговли и грузов иностранных фрахтователей;
• перевозки на маршрутах море-берег; морской туризм.
3.Автомобильный транспорт
Достоинства:
– большая маневренность и подвижность;
– связь со всеми предприятиями (практически все перевозки начинаются и заканчиваются автомобильным транспортом);
– высокая скорость доставки;
– возможность доставки без промежуточных перегрузок;
• возможность автономной работы на многих маршрутах.
• снижение себестоимости при тяжеловесных поездах на большие расстояния;
Недостатки:
– низкая производительность при перевозке массовых грузов;
– высокая себестоимость перевозок;
– зависимость работы от состояния дорог;
– высокая капиталоемкость дорожной сети;
• относительно малая технологическая универсальность по габаритам и весам грузов;
Сфера экономически целесообразного использования:
• малопартионная доставка грузов в сфере внутригородского распределения;
• межгородское сообщение на расстояния менее 400 км.
4.Воздушный транспорт
Достоинства:
– высокая скорость доставки;
– большая дальность беспосадочных полетов;
• выбор наиболее оптимального маршрута перевозки;
Недостатки:
– высокая себестоимость перевозки грузов;
– ограничения по видам, габаритам и весам перевозимых грузов;
– зависимость работы от климатических условий;
• необходимость взаимодействия с другими видами транспорта (из-за удаленности аэропортов от грузовладельцев).
Сфера экономически целесообразного использования:
• регулярные линейные перевозки грузов и пассажиров;
• доставка малопартионных, высокоценных грузов;
• срочная доставка продовольствия, медикаментов и т.п.(МЧС);
• вертолетная доставка и монтаж оборудования в труднодоступных районах.
5. Внутренний водный транспорт
Достоинства:
• большая провозная способность на глубоководных реках;
• относительно низкая себестоимость перевозок
• малый уровень энергетических затрат;
• сравнительно малые капитальные затраты, которые в 3-4 раза меньше, чем на постройку автомобильной дороги с твердым покрытием;
Недостатки:
• сложность речного фарватера ограничивает прохождение судов большой грузоподъемности;
• значительные сезонные перерывы;
• удлинение маршрутов следования грузов;
• небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость доставки грузов;
Сфера экономически целесообразного использования:
• распределение массовых грузов по пунктам речного бассейна во взаимодействии с другими видами транспорта;
• транспортные системы «река-море»;
• перевозка грузов в районах, где речной транспорт является единственным;
• интеграция крупных речных бассейнов, расположенных на разных континентах;
• доставка и перевалка грузов, не требующих срочной доставки.
6. Трубопроводный транспорт
Достоинства:
– возможность повсеместной прокладки трубопроводов;
– перекачка грузов в больших количествах на любые расстояния (эффективность работы мало зависит от расстояния);
– наиболее низкая себестоимость транспортировки жидких и газообразных грузов при массовых перевозках;
– полная герметизация транспортировки;
– автоматизация транспортных операций;
– относительно низкие показатели капиталоемкости и металлоемкости (по сравнению с другими видами транспорта);
• непрерывность транспортировки;
Недостатки:
– узкая специализация по роду груза;
– необходимость строительства насосных станций;
• значительный ущерб от аварий;
Сфера экономически целесообразного использования:
• транспортировка жидких и газообразных грузов на любые расстояния при массовых объемах.
5.2. Основные параметры, определяющие выбор вида транспорта
Все виды транспорта в технико-экономическом отношении неравноценны, нет идеального вида транспорта, и поэтому всегда стоит вопрос выбора вида или сочетания нескольких видов транспорта.
Основные факторы, влияющие на выбор вида транспорта:
1. надежность доставки и регулярность перевозок;
2. срок доставки – определяется скоростью перевозки и точностью соблюдения расписания движения подвижного состава;
3. транспортный сервис, который определяется частотой отправок. Частота отправок обратно пропорциональна величине партии и является фактором, от которого зависит привлекательность перевозчика для клиента и который влияет на конкурентоспособность перевозчика;
4. стоимость доставки;
5. территориальная доступность вида транспорта;
6. технологическая универсальность вида транспорта по роду груза;
7. пропускная или провозная способность;
8. маневренность в обеспеченности перевозок;
9. размер транспортной партии поставок;
10. экономически целесообразная дальность перевозок;
11. сезонность эксплуатации;
12. фондоемкость вида транспорта определяется капитальными затратами;
Практикуется оценка видов транспорта с использованием метода экспертных оценок.
Оценка различных видов транспорта для выполнения той или иной доставки грузов может производиться экспертным методом с использованием весовых коэффициентов (табл. 1). Группа квалифицированных экспертов или менеджеров проставляет свои оценки различных видов транспорта по различным факторам. Вместо видов транспорта могут быть различные виды транспортных средств или способы доставки грузов.
Для оценки транспортного средства может быть применена, например, пяти балльная система. Каждый вид транспортного средства оценивается баллом, максимальное значение которого показывает наибольший положительный эффект.
В свою очередь каждый фактор по разному влияет на конечный результат доставки и поэтому ему присваивается свой весовой коэффициент, показывающий важность того или иного критерия. Структура весовых коэффициентов представляет основную концепцию, определяющую политику фирмы к процессу перевозки. В одном случае наиболее важными факторами могут быть надежность доставки, частота отправлений, в других случаях главными факторами выступают сроки и стоимость доставки, в третьем случае могут быть провозная способность и транспортная доступность территории.
Таблица
Оценка различных видов транспорта
Факторы
Весовой коэффициент
Железнодорожный
Морской
Автомобильный
Внутренний водный
Воздушный
Трубопроводный
1. Надежность
доставки;
2. Срок
доставки
3. Частотой
отправок
4. Стоимость
доставки
5. Территориальная доступность вида транспорта
6. Технологическая универсальность по роду груза
7. Провозная
способность
8. Маневренность
перевозок
9. Размер транспортной партии
10. Дальность
перевозок
11. Сезонность
эксплуатации
12. Фондоемкость
вида транспорта
Итого, сумма
баллов
Самым важным факторам выставляется максимальный весовой коэффициент, например, 1. Второстепенным факторам даются весовые коэффициенты меньше единицы. Весовой коэффициент умножается на балл оценки вида транспорта, а затем определяется сумма баллов по каждому виду транспорта с учетом весовых коэффициентов.
Максимальная сумма позволит определить тот вид транспорта или транспортного средства, которые целесообразно использовать в данном случае доставки товаров.
5.4. Условия взаимодействия РВТ
Взаимодействие смежных видов транспорта зависит от различных условий экономического, технического, технологического, организационного и коммерческо-правового характера.
Экономические условия взаимодействия:
• обоснование оптимального состава и структуры транспортной системы;
• рациональное распределение перевозок между смежными видами транспорта;
• унификация системы показателей работы смежных видов транспорта;
• создание единой номенклатуры грузов и кодов;
• согласование транспортных тарифов;
• определение сквозных тарифных ставок и порядка их распределения между участниками перевозки.
Технические условия:
• согласование пропускной и провозной способностей смежных линий и элементов транспортного узла (пропускная способность всей системы определяется минимальной пропускной способностью элемента системы);
• согласование технических параметров подвижного состава;
• специализация механизмов и оборудования для совместной работы в транспортных узлах;
• рациональное размещение транспортных объектов в транспортных узлах;
• создание компьютерных сетей, средств связи.
Технологические условия:
• разработка совместной технологии обработки грузов в транспортных узлах;
• согласование планов и графиков работы транспортных узлов;
• внедрение единого оперативного планирования и управления в транспортных узлах (диспетчерские службы);
• согласование движения подвижного состава (единое расписание).
Организационные условия:
• создание совместных и совместимых структурных подразделений;
• установление функциональных связей и обеспечение информационных потоков на всех уровнях управления;
• установление единого времени работы, единого сменного и суточного планирования;
• организация единых смен и бригад;
• единые формы документов;
• создание ассоциаций портов и перевозчиков.
Коммерческо-правовое взаимодействие выходит за рамки транспортных систем в сферы отношений с государством, клиентурой, пользователями. Оно устанавливает взаимные обязательства и ответственность. Коммерческо-правовое взаимодействие различных видов транспорта регламентируется транспортными уставами, кодексами, положениями и отраслевыми инструкциями.
5.4. Общие принципы координации смежных видов транспорта
в транспортных узлах
Минтрансом РФ разработаны рекомендации по координации СВТ в ТУ в соответствии с требованиями статьи 799 Гражданского кодекса РФ и иными нормативными актами РФ.
Транспортный узел (ТУ) — это транспортный объект, включающий комплекс технических обустройств и сооружений, средства связи и информатизации, обслуживающий персонал, в местах концентрации транспортных потоков и передачи грузов с одного вида транспорта на другой на основе единых технологических процессов работы, совместных организационных форм управления и взаимоотношений между организациями, входящими в ТУ.
Взаимоотношения между организациями, входящими в ТУ, должны регламентироваться на основе заключаемых договоров и действующих технологических нормативов.
Общее планирование, управление и руководство ТУ возлагается на Координационные комиссии транспортных узлов (ККТУ), сформированные на общих собраниях из состава участников транспортных узлов.
Координация и контроль, оперативное управление и руководство, выполнение сменно-суточных заданий в припортовых или железнодорожных транспортных узлах осуществляется базовой организацией
Выбор базовой организации ТУ производится по решению Координационной комиссии транспортного узла (ККТУ.
Общее планирование, управление и руководство ТУ возлагается на Координационные комиссии транспортных узлов (ККТУ), сформированные на общих собраниях из состава участников ТУ.
Взаимоотношения между организациями, входящими в ТУ, должны регламентироваться на основе заключаемых договоров и действующих технологических нормативов.
Координация и контроль, оперативное руководство выполнением сменно-суточных заданий в ТУ осуществляется базовой организацией. Выбор базовой организации производится по решению Координационной комиссии.
Транспортные узлы могут быть 2-х типов:
Портовый транспортный узел (ПТУ), где базовой организацией является морской порт. ПТУ включает припортовые железнодорожные станции, автомобильные предприятия, экспедиторские и другие организации.
Железнодорожный транспортный узел (ЖТУ) создается на базе крупной железнодорожной станции, имеющей примыкания подъездных путей промышленного железнодорожного транспорта, автомобильные предприятия, экспедиторские и другие организации.
Примерные обязанности организаций, входящих в транспортный узел
Организации, входящие в транспортный узел, на основе хозяйственных договоров и действующих нормативных и правовых документов РФ и настоящих Рекомендаций обеспечивают:
• эффективное использование обслуживающего персонала, транспортных средств на базе применения современных технологий;
• доступный информационный обмен, в том числе с применением электронного документооборота;
• мониторинг движения грузопотоков и транспортных средств в ТУ;
• сохранность перевозимых грузов, транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, выполнение требований безопасности и защиты окружающей среды;
• своевременную подачу транспортных средств и контейнеров под грузовые операции с применением эффективных способов организации смешанных грузоперевозок;
• организацию грузоперевозок автомобильным транспортом во взаимосвязи с аэропортами, тяготеющими к ТУ;
• стимулирование роста контейнерных и контрейлерных грузоперевозок;
• регулирование грузонакопления, грузораспределения и грузообмена в ТУ;
• формирование отправительских маршрутов;
• организацию букирования грузопотоков;
• рациональное использование производственных мощностей ТУ;
• оказывают финансовую поддержку в целях развития и модернизации ТУ;
• предоставляют доступ ККТУ для проведения плановых проверок транспортной инфраструктуры каждого участника ТУ;
• выполняют намеченные мероприятия в соответствии с планом мероприятий ККТУ.
5.7. Задачи координационной комиссии транспортного узла
Примерный статус Координационной комиссии транспортного узла.
Статус Координационной комиссии ТУ определяется Положением о ККТУ.
Положение о Координационной комиссии транспортного узла может предусматривать следующее:
• координационную комиссию ПТУ возглавляет руководитель Морской администрации порта (МАП), где базовой организацией является морской порт;
• координационную комиссию ЖТУ возглавляет начальник железнодорожной станции, где базовой организацией является предприятие железнодорожного транспорта.
Председатель Комиссии подотчетен и подчиняется напрямую руководителю службы морского флота - первому заместителю Минтранса РФ или первому заместителю МПС РФ.
Председатель Комиссии формирует ее состав из представителей транспортных организаций, образующих инфраструктуру ПТУ:
• администрации Морторпорта и руководства коммерческих терминалов;
• руководства припортовой железнодорожной станции;
• администрации морского пароходства и других судоходных компаний;
• операторов смешанных перевозок, транспортно-логистических центров, агентов транспортно-экспедиционных компаний, таможенных брокеров, страховых компаний;
• представителей от отделений Российской транспортной инспекции, от отдела безопасности движения и экологии отделения железной дороги.
• представителей владельцев подъездных путей;
• руководителей промышленного железнодорожного транспорта;
• руководителей автотранспортных предприятий;
• руководителей холдинговых транспортных компаний;
• представителей от транспортных отделов городских и краевых администраций.
Основной задачей, стоящей перед Координационной комиссии транспортного ПТУ или ЖТУ, является регулирование и ускорение прохождения транспортных потоков в целях переработки грузов с наименьшими транспортными издержками.
Кроме того, в задачи Координационной комиссии ТУ входит:
1) координация взаимодействия различных видов транспорта в ТУ и перераспределение между ними транспортной работы;
2) организация оперативного планирования производственной и технологической деятельности ТУ;
3) оперативное диспетчерское руководство по распределению вагонных, автомобильных и судовых грузопотоков; погрузо-разгрузочных работ и складской деятельности;
4) формирование состава координационной группы ТУ и единых операторско-диспетчерских смен ТУ.
5) повышение эффективности работы ТУ на основе взаимоувязанных технологических процессов и совместных организационных форм управления;
6) контроль за прохождением экспортных, импортных и транзитных грузов;
7) регулирование движением транспортных средств и грузовой работы;
8) проведение согласованной тарифной политики;
9) совершенствование технологического взаимодействия участников ТУ;
10) обеспечение охраны труда, сохранности перевозимых грузов, соблюдение экологических нормативов;
11) развитие контейнеризации и других средств укрупнения грузовых мест;
12) обеспечение обмена информацией взаимодействующих систем различных видов транспорта на базе автоматизированных систем управления, развитие информационной инфраструктуры ТУ;
13) совершенствование договорной системы смежных видов транспорта;
14) выполнение условий договоров с грузовладельцами;
15) определение потребности в инвестициях для реализации программ развития ТУ с определением наиболее крупных объектов его строительства;
16) проведение единой научно-технической политики развития ТУ;
17) оперативное рассмотрение аварийных ситуаций и сбоев в работе ТУ;
18) подготовка предложений в Минтранс или МПС по выдачи лицензий для их соискателей или ходатайства на отзыв лицензий;
19) подготовка и повышение квалификации специалистов ТУ
20) профессиональная защита российских транспортных организаций перед иностранными конкурентами;
21) рассмотрение производственных разногласий, предарбитражных споров, между организациями ТУ и подписание мировых соглашений;
22) рассмотрение вопросов поощрения и награждения работников ТУ.
Стимулирование работников предприятий, входящих в ТУ
1.Стимулирование коллективов и работников организаций ТУ производится ККТУ и по представлению ККТУ Минтрансом РФ или МПС РФ по результатам выполнения установленных планов и повышенных заданий по погрузке и выгрузке экспортно-импортных и транзитных грузов, за соблюдение требований техники личной безопасности, экологии и безопасности движения, а также за обеспечение сохранности грузов, выполнение и перевыполнение нормативов обработки транспортных средств, сокращение сроков прохождения грузов в ТУ, выполнение хоздоговорных обязательств, совершенствование единых технологических процессов работы ТУ, внедрение эффективных технологий: информационных, перевозочных, перегрузочных работ, транспортно-экспедиторского обслуживания в ТУ.
2.В целях материального стимулирования организаций ТУ образуется специальный фонд за счет отчислений из фонда материального поощрения организаций, входящих в состав ТУ.
3.Фонд материального поощрения ТУ расходуется на основании решения Координационной комиссии ТУ по представлению руководителей организаций, входящих в состав ТУ, в соответствии с Положением о премировании работников ТУ.
5.8. Координация и управление в транспортном узле
1. Планирование, координация и анализ работы организаций портового транспортного узла должна регулироваться на основе:
• узловых соглашений и иных договоров между транспортными организациями (статья 799 Гражданского кодекса РФ);
• договоров об организации перевозок (статья 798 ГК РФ);
• соглашений между соответствующими видами транспорта (статья 788 ГК РФ), договоров фрахтования (статья 787 ГК РФ);
• единых технологических процессов (ЕТП) работы морского порта и припортовой железнодорожной станции примыкания и непрерывных планов -графиков его работы;
• взаимоувязанной технологической работы транспортно-логистических центров (ТЛЦ), автотранспортных и экспедиторских организаций;
2. Составление и организация исполнения взаимоувязанного непрерывного плана-графика ведется под руководством операторско-диспетчерской ПТУ, которая осуществляет:
• планирование работы ТУ по перевалке грузов осуществляется на основании планов перевалки грузов, договоров об организации перевозок, договоров фрахтования, договоров транспортной экспедиции;
• сбор, обработку и передачу информации, контроль наличия и поступления грузов, движением транспортных средств и контейнеров;
• планирование обработки судов, вагонов и автотранспорта;
• планирование сроков прохождения грузов через ТУ;
• составление оптимальных технологических планов-графиков обработки транспортных средств и контейнеров;
• планирование погрузки и выгрузки вагонов по прямому варианту;
• сменно-суточное планирование;
• ежесуточный учет и анализ выполнения сменно-суточного плана и непрерывного плана-графика работы ТУ;
• контроль оформления документов за неподачу и простой транспортных средств из-за отсутствия груза, несвоевременного оформления грузовых документов, нарушений технологического процесса и организации работ.
3. Круглосуточное руководство и организацию погрузочно-разгрузочных работ в ТУ осуществляют сменный оператор-координатор в ПТУ или сменный оператор-диспетчер в ЖТУ в соответствии с общими производственными заданиями и единым технологическим процессом.
4. Контроль работы транспортного узла.
• координационная комиссия ТУ систематически (не реже, чем 1 раз в месяц) рассматривает ход выполнения принятых совместных обязательств. Выполнение решений ККТУ обязательно для всех его участников.
• организации ТУ имеют единые показатели работы, характеризующие уровень взаимодействия и качества работ (приложение №1).
• анализ выполнения показателей работы ТУ осуществляется портом в ПТУ и рассылается всем организациям ТУ, в Минтранс и МПС России.
5.9. Меры ответственности участников транспортного узла
Каждая организация несет материальную ответственность за несоблюдение взаимных обязательств, установленных нормативов по обработке транспортных средств и договорных условий, ведущих к нарушению единого технологического процесса ТУ.
1. Ответственность сторон-участников ТУ в соответствии со статьей 799 ГК РФ предусматривается договорами между транспортными организациями.
2.Организации, входящие в состав ТУ, обязаны обеспечивать высокую эффективность работы во всех звеньях транспортного процесса на основе тесного взаимодействия и координационных мер, руководствоваться законодательством РФ, нормативными актами и положениями. Каждая организация несет материальную ответственность за несоблюдение взаимных обязательств, установленных нормативов по обработке транспортных средств и договорных условий, ведущих к нарушению единого технологического процесса ТУ.
3.Организации, входящие в ПТУ отвечают:
ПОРТ
перед судовладельцем за: прием судов в порт в соответствии с НПГРТУ; стояночное время судов в порту по установленным нормативам; качественное выполнение погрузочной разгрузочных работ на судах; повреждение или не возврат собственных контейнеров судовладельца;
перед железнодорожной станцией за: время нахождения вагонов и контейнеров под грузовыми операциями, их техническую загрузку; некачественную очистку вагонов и контейнеров; сверхнормативную задержку повреждение или не возврат собственных контейнеров МПС РФ, собственных или арендованных контейнеров грузовладельцев, транспортно-экспедиторских организаций, операторов смешанной перевозки; невыполнение планов перевалки импортных грузов и грузов прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения;
перед автомобильным транспортом за: простой автотранспорта под грузовыми операциями; неудовлетворительное использование автотранспорта по грузоподъемности и грузовместимости; сверхнормативную задержку, повреждение или не возврат собственных или арендованных контейнеров АТП, грузовладельцев, транспортно-экспедиторских фирм, операторов смешанной перевозки; несвоевременное оформление документов на въезд и выезд автотранспорта.
ПРИПОРТОВАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ
перед портом за: неподачу вагонов и контейнеров для выполнения перевозок импортных грузов; сверхнормативную задержку, повреждение или не возврат собственных контейнеров порта, собственных или арендованных контейнеров грузовладельцев, транспортно-экспедиторских организаций, операторов смешанной перевозки; невыполнение среднесуточной плановой или согласованной сгущенной нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.
АВТОТРАНСПОРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
перед портом за: невыполнение суточного завоза или вывоза грузов в порт и из порта; сверхнормативную задержку, повреждение или не возврат контейнеров собственности порта, судовладельца, грузовладельцев, транспортно-экспедиторских фирм, операторов смешанной перевозки, МПС РФ; необеспечение подачи автомашин в исправном техническом состоянии.
СУДОВЛАДЕЛЬЦЫ
перед портом за: срыв подачи судов в заявленные порту сроки; задержку судами причалов после окончания погрузочно-разгрузочных работ; повреждение или не возврат контейнеров собственности порта, МПС РФ, собственных или арендованных контейнеров грузовладельцев, автотранспортных или транспортно-экспедиторских организаций и операторов смешанной перевозки.
ГРУЗОВЛАДЕЛЕЦ или ЭКСПЕДИТОР
перед железнодорожной станцией за: несвоевременный завоз и вывоз грузов на железнодорожную станцию ТУ, погрузку, выгрузку и возврат порожних вагонов и контейнеров, неудовлетворительное использование транспортных средств по грузоподъемности и грузовместимости; повреждение или не возврат транспортных средств и контейнеров собственности МПС РФ и иных организаций, нарушений требований правил перевозок грузов, технических условий погрузки и крепления грузов и иных законодательных и нормативных правовых актов РФ.
Претензии, возникающие между предприятиями транспортного узла, должны быть рассмотрены в установленные законом и в согласованные между ними сроки. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии в срок заявитель вправе обратиться в арбитраж. Перед обращением в арбитраж разногласия могут быть обсуждены Координационной комиссией транспортного узла.