Основы управления инновационным проектом
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 7. ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННЫМ
ПРОЕКТОМ
7.1. Понятие и сущность инновационного проекта
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ – это:
1. документ, определяющий по срокам и исполнителям комплекс работ,
организационных условий, требований к источникам финансирования, к способам
организации производства, к техническим характеристикам и потребительским
свойствам разрабатываемой и поставляемой на внутренние и внешние рынки
конкурентоспособной наукоемкой продукции.
2. комплекс мероприятий, направленных на достижение инновационных целей
предприятия и получение экономического эффекта от осуществления инноваций (в
том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов) в
рамках поставленных сроков и имеющихся ресурсов предприятия.
Таким образом, понятие «инновационный проект» (ИП) употребляется в двух
смыслах:
1) дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление каких-либо
действий, обеспечивающих достижение определенных целей;
2) система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов,
необходимых для осуществления каких-либо действий.
Следовательно, понятие «инновационный проект» рассматривается:
1) как форма целевого управления инновационной деятельностью;
2) как процесс осуществления инноваций;
3) как комплект документов.
Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и
программ их достижения, представляющих собой комплекс научноисследовательских,
опытно
конструкторских,
производственных,
организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий,
соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам,
срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной
документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной
научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных
показателях и приводящей к инновации.
Подходы к пониманию инновационного проекта
С ПОЗИЦИИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННОГО
ПРОЦЕССА
С ПОЗИЦИИ
ДОКУМЕНТАЛЬНОГО
ОФОРМЛЕНИЯ
С ПОЗИЦИИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Инновационный проект рассматривается как комплекс
мероприятий, обеспечивающий создание и коммерциализацию
новшества для удовлетворения новых потребностей рынка
Инновационный проект представляет собой комплекс научнотехнической документации, содержащий цель, задачи, перечень
предстоящих работ и разработанных управленческих решений
Инновационный
проект
рассматривается
как
результат
инновационной деятельности, который реализуется в виде новой
продукции, технологии, услуг
Для инновационного проекта характерны следующие особенности:
- однократность исполнения,
- определенность начала и окончания,
- ограниченность во времени средствах,
- сложность,
- необходимость привлечения специалистов различных профилей.
Инновационным проектам присущи следующие свойства (отличительные черты
инновационного проекта):
• Организационные свойства. Четкая постановка цели, определение критериев
эффективности проекта, возможность вариантов модификации на всех стадиях жизненного цикла.
• Нетрадиционные источники финансирования, через венчурные фонды, внебюджетные
фонды, бизнес-ангелов вследствие более высокой рентабельности при высокой степени риска.
• Риск и неопределенность. Инновационным проектам присуща высокая степень риска и
неопределенности на всех стадиях инновационного цикла.
• Оценка эффективности (новизна проекта): помимо экономической (чисто финансовой)
эффективности оценивается инновационный уровень проекта (учет принципиальной новизны
проекта), обеспечивающий конкурентоспособность внедряемого новшества.
• Информационные свойства. Таким проектам свойственны неадекватность и неточность
информации, особенно на начальных этапах жизненного цикла.
Инновационный проект отличается от инвестиционного проекта более высокой степенью
неопределенности, привлечением уникальных ресурсов и научно-технической новизной.
Основные элементы инновационного проекта
• сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
• комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и
реализации поставленных целей;
• организация выполнения проектных мероприятий, т. е. увязка их по ресурсам и
исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в
рамках заданных стоимости и качества;
• основные показатели проекта: целевые (по проекту в целом) и частные (по
отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям и исполнителям), в том числе
показатели, характеризующие его эффективность.
Основные участники инновационного проекта
Задачи инновационных проектов
Инновационные проекты могут формироваться как в составе научнотехнических программ, реализуя задачи тех или иных направлений (заданий,
разделов) программы, так и отдельно, решая конкретную проблему на
приоритетных направлениях развития науки и техники. Формирование
инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем
(задач) обеспечивает:
• комплексный, системный подход к решению конкретной задачи (цели) научнотехнического развития;
• количественную конкретизацию целей научно-технического развития и
строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении
инновациями;
• сквозное непрерывное управление процессами создания, освоения,
производства и потребления инноваций;
• обоснованный выбор путей наиболее эффективной реализации целей проекта;
• сбалансированность ресурсов, необходимых для реализации инновационного
проекта;
• межведомственную координацию и эффективное управление сложным
комплексом работ по проекту.
7.2. Этапы разработки (развития) инновационного проекта
1) формирование инновационной идеи (замысла) — это процесс зарождения инновационной
идеи и формулирования генеральной (конечной) цели проекта. На этом этапе:
- проводятся маркетинговые исследования идеи проекта;
- определяются конечные цели проекта (количественная оценка по объемам, срокам, размерам
прибыли), выявляются пути их достижения;
- определяются субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники.
2) разработка проекта — это процесс поиска решений по достижению конечной цели проекта
и формирования взаимоувязанного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий и
мероприятий по реализации проекта. На этом этапе:
- осуществляется сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и
выбор наиболее эффективного варианта для реализации;
- разрабатывается план реализации инновационного проекта (бизнес-план);
- решаются вопросы организации работы над проектом (формирование команды проекта);
- производится конкурсный отбор потенциальных исполнителей проекта;
- оформляется контрактная документация.
3) реализация проекта — это процесс выполнения работ по реализации поставленных целей
проекта. На этом этапе осуществляется:
- контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов;
- корректировка возникших отклонений и оперативное регулирование хода реализации проекта.
4) завершение проекта — это процесс сдачи результатов проекта заказчику и закрытия
контрактов (договоров). Этим завершается жизненный цикл инновационного проекта.
Стадии жизненного цикла инновационного
проекта
1)
ПРЕДИНВЕСТИЦИОННАЯ
СТАДИЯ:
формирование инвестиционного портфеля, определение
потенциала для осуществления
инновационного
проекта;
2) ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТАДИЯ: разработка и
реализация инновационного проекта;
3) ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ: завершение проекта и
использование результатов проекта.
7.3. Классификация инновационных проектов
7.4. Бизнес-план инновационного проекта
Для обоснования инвестиционной привлекательности и определения
потребности в ресурсном обеспечении инновационного проекта
осуществляется разработка и представление инвестору бизнес-плана, в
котором в краткой форме и общепринятой последовательности
излагается суть, основные характеристики и финансовые результаты, а
также экономическая эффективность проекта.
Бизнес-план – это комплексный стратегический документ
(стратегический план создания или развития бизнеса компании),
дающий представление о будущем предприятия, обращенный к
потенциальному инвестору в инновации с целью привлечения его
капитала. Он отражает текущее состояние, цели и стратегию их
достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты
развития бизнеса компании.
Бизнес-планирование – это процесс разработки бизнес-плана.
Цель бизнес-планирования заключается в детальном анализе
параметров проекта, оценке его эффективности и перспективности.
Этапами разработки бизнес-плана являются:
1. выявление источников достоверной информации;
2. формулирование целей подготовки бизнес-плана стоящих перед
предприятием проблем;
3. определение круга целевых читателей (внутренние или внешние участники
организации);
4. формирование общей структуры документа;
5. сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов.
Особенности бизнес-плана:
• индикативный (гибкий, рекомендательный характер)- количество
разделов должно быть таким, сколько необходимо и достаточно для
достижения целей, задач бизнес-плана;
• содержание ключевых разделов: цели бизнес-плана, организационный
план, анализ рынка и маркетинг, производственный план, финансы и риски;
• четкость и лаконичность структуры;
• согласованность и последовательность между собой разделов бизнесплана.
Структура бизнес-плана
Основные разделы бизнес-плана коммерциализации новшества:
•
Титульный лист;
•
Раздел 1 – Резюме проекта (краткое изложение сути проекта, потребность в инвестициях);
•
Раздел 2 - Меморандум о конфиденциальности;
•
Раздел 3 Организационный план создания, освоения, производства или внедрения
нововведения;
•
Раздел 4 - Маркетинговый план потребности в продукции с учетом нововведения;
•
Раздел 5 - Производственный план (содержит информацию о технологическом процессе,
составляется план производства нововведения, отражает показатели потребности в основных
ресурсах, источники поставок материалов и затраты на них).
•
Раздел 6 - Финансовый план (содержит обоснование (ситуационные планы) инвестиционных
вложений (затрат) на создание, освоение и производство нововведения; содержит план доходов и
расходов по проекту; план денежных поступлений и выплат по проекту; распределение прибыли и
налогов; графики погашения задолженности по инвестициям и кредитам);
•
Раздел 7 - Проблемы и риски (описываются проблемы реализации проекта, определяются зоны
повышенного риска, дается оценка вероятности возникновения негативных событий и меры по
уменьшению этих влияний).
•
Раздел 8 - Оценка эффективности проекта (эффективность проекта и эффективность участия в
проекте) (приводятся прогнозные оценки реализации интересов всех участников проекта.
Оценивается рентабельность инвестиционных вложений, прибыльность нововведения (проекта)).
•
Приложения: копии лицензий, прейскуранты поставщиков, др.
7.5. Эффективность инновационного проекта
Виды эффективности проекта:
•
Макроэкономическая: подразумевает влияние инновационного проекта на
национальную и региональную экономику, которое выражается такими показателями
как рост экспорта, количество выданных патентов.
•
Общественная
(социально-экономическая):
учитывает
социальноэкономические последствия осуществления инновационного проекта для общества в
целом, результаты в смежных секторах экономики, экологические и другие виды
эффекта. Она оценивается, чтобы выяснить, насколько инновационный проект
соответствует целям социально-экономического развития страны;
•
Бюджетная: предполагает превышение доходов бюджета, возникающих в
результате реализации инновационного проекта (в виде налогов, поступлений от
экспорта) над расходами, связанными с данным проектом (прямое финансирование,
налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит)
•
Коммерческая: представляет собой разницу между доходами и расходами
участников инновационного проекта, возникающими в ходе его реализации;
определяется с проверки реализуемости инновационного проекта (сопоставление
инвестиций к будущим доходам).
Эффективность инновационного проекта должна оцениваться в течение
расчетного периода, охватывающий временной интервал от начала проекта до его
прекращения.