Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ
по дисциплине «Основы научных исследований»
направление подготовки (специалитет)
20.05.01 «Пожарная безопасность»
Тема 6: Основы учебно-исследовательских работ обучающихся
Обсуждена на заседании кафедры
протокол №___от «___»__________20__г.
Владивосток
Ⅰ. Цели занятия
Учебные
1. Сформировать умения и навыки, необходимые для самостоятельной творческой деятельности в науке и написания научной (курсовой, дипломной и иной квалификационной) работы;
2. Изучение общих правил и последовательности действий, выполняемых исследователем на каждом из этапов научной деятельности;
3. Освоение языка научной работы и ознакомление с понятийным аппаратом научного исследования.
Воспитательные
1. Продолжить формирование общей и гуманитарной культуры курсантов.
2. Использовать возможности лекции для повышения общекультурного уровня курсантов, воспитания их эстетического вкуса.
Ⅱ. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия
Время, мин.
Вводная часть
5
1. Понятие учебно-исследовательской работы обучающихся
40
2. Формы учебно-исследовательской деятельности
40
Заключительная часть.
5 минут
Ⅲ. Перечень литературы
Основная литература:
1. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований: учебное пособие для бакалавров / И. Н. Кузнецов. — 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2018. — 284 c. — ISBN 978-5-394-02952-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85322.html
2. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. — 7-е изд. — М.: Дашков и К, 2019. — 208 c. — ISBN 978-5-394-03375-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85281.html
Дополнительная:
1. Пустынникова, Е. В. Методология научного исследования: учебное пособие / Е. В. Пустынникова. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 126 c. — ISBN 978-5-4486-0185-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71569.html
2. Трубицын, В. А. Основы научных исследований: учебное пособие / В. А. Трубицын, А. А. Порохня, В. В. Мелешин. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 149 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66036.html
Ⅳ. Учебно-материальное обеспечение
1. Учебник.
2. ТСО.
1. Понятие учебно-исследовательской работы обучающихся
Одной из форм учебной деятельности обучающихся является исследовательская, в которой различают три вида: учебно-исследовательскую, научно-методическую и научно-исследовательскую работы. Обучаясь в среднем специальном или высшем учебном заведении, обучающийся привлекается к учебно-исследовательской работе на учебных занятиях: готовит доклады на семинарах, решает учебно-исследовательские задачи на практических занятиях; выполняет домашнюю и самостоятельную работы; пишет рефераты.
Цель учебно-исследовательской работы — формирование у обучающихся учебно-исследовательских умений, которые понимаются как умения применять соответствующие приемы научного метода в условиях решения учебной проблемы. Исследовательские умения это способность наблюдать и анализировать педагогические явления; изучать и обобщать педагогический опыт; выдвигать актуальную проблему исследования; формулировать гипотезу и разными методами проверять данные, полученные в ходе ее доказательства; проводить педагогический эксперимент. Для развития исследовательских умений важно педагогически направленное профессиональное мышление, результатом которого становятся активные процессы анализа, синтеза, обобщения педагогических явлений.
Чтобы приблизиться к анализу учебно-исследовательской деятельности, необходимо остановиться на понятиях «деятельность» и «учебная деятельность». В философской литературе подчёркивается, что под деятельностью следует понимать способ существования человека и самого его правомерно определить как действующее существо. Несомненно также, что человеческая деятельность есть историческое явление, что она возникает, изменяется, совершенствуясь вместе с развитием социальных отношений, что субъектом деятельности является человек, что она направлена на другие объекты или субъекты с целью овладения ими, что её непременной характеристикой является активность.
Впервые в отечественной педагогике и психологии три основные вида деятельности, сменяющие друг друга в онтогенезе, были выделены в работах Л.С. Выготского и С. Л. Рубинштейна: игра, учение, труд. Наряду с понятием «учение» в современной дидактике используется понятие «учебная деятельность», однако достаточно чёткой дифференцировки в толковании этих понятий пока нет.
На основе исследования процесса и структуры «учения» как одного из видов человеческой деятельности определение этого понятия приводится в монографии Й. Лингарта: «Учение в самом широком смысле этого слова, - пишет автор, - мы считаем видом деятельности, в которой субъект в данной ситуации изменяет под влиянием внешних условий и в зависимости от результатов собственной деятельности своё поведение и свои психические процессы так, чтобы новыми информациями понизить степень своей неуверенности и найти правильный ответ или адекватное правило поведения». Данное определение сравнительно полно отражает современные психологические и частично кибернетические представления о понятии «учение», но не раскрывает его дидактической специфики. Заметим, что Й. Лингарт критически относится к традиционно сложившимся в отечественной дидактике представлениям о том, что учение - это процесс усвоения человеческого опыта, знаний, умений.
Действительно, учение, будучи одним из видов человеческой деятельности, активно по своей природе. Даже в процессе учения репродуктивного характера происходит не «усвоение», а «овладение» личностью некоторой системой знаний, умений, навыков.
В этой связи нам более импонирует точка зрения Т. И. Шамовой, которая при анализе понятия «учение» выделяет его важнейший видовой признак – «овладение знаниями», что наиболее точно характеризует именно дидактическую специфику активности личности в этом виде человеческой деятельности. «Учение, - пишет Т.И. Шамова, - мы рассматриваем как познавательную деятельность, направленную на овладение системой ведущих знаний и способов деятельности и организованную по принципу самоуправления».
Вторым отличительным признаком понятия «учение» является специфика предмета, на который направлена эта деятельность. Таковым предметом, выраженным в категориях дидактики, является «учебная задача» в отличие, например, от «игровой задачи», «трудовой задачи», которые присущи другим видам человеческой деятельности.
Таким образом, учение это один из видов человеческой деятельности, направленной на решение различного класса учебных задач, в результате которой происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются личностные качества.
Соотношения между понятиями «учение» и «учебная деятельность», показывает, что понятие «учение» шире, чем понятие «учебная деятельность», хотя бы потому, что учение может осуществляться как под прямым или косвенным руководством педагога, так и без него. Именно на это обращает внимание в своём исследовании В.М. Блинов, отмечая: «Сама учебная деятельность, возникающая на основе единства деятельности преподавания и учения, не сводится ни к одной из них, взятых порознь... Именно поэтому суть учебной деятельности выражена в отношениях взаимодействия между деятельностями преподавания и учения, которые нами были названы дидактическими».
Итак, в дидактическом плане учебная деятельность - это организуемая педагогом в целях повышения эффективности деятельность обучающихся, направленная на решение различного класса учебных задач, в результате чего они овладевают знаниями, умениями, навыками и развивают свои личностные качества. В общепедагогическом плане деятельность - это всякий процесс взаимодействия субъекта с объектом познания, такой процесс выделяется в качестве самостоятельного через самостоятельный результат, побудитель (мотив), в котором конкретизирована, опредмечена потребность. Всякая, достаточно развёрнутая деятельность слагается из отдельных действий, которые соотносятся с конкретными целями, достигаемыми в ходе такой деятельности. Структурной единицей деятельности являются действия - относительно самостоятельные процессы, подчинённые сознательной цели. В отличие от деятельности, действия отвечают не самостоятельному побуждению, а побуждению той деятельности, в содержание которой они входят. Способ, каким выполняется действие - это операция. Операции образуют «технический состав» действий, обладают относительной независимостью, в отличие от действий они отвечают условиям, а не цели. Именно поэтому одни и те же операции могут выполнять разные действия.
Использование программирования в качестве важного средства управления и рационализации обучения предполагает более подробный анализ учебной деятельности.
В педагогической литературе отмечаются несколько основных характеристик учебной деятельности, отличающих её от других форм учения: 1) она направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и учебные понятия; 3) общие способы действия предваряют решение задач; 4) учебная деятельность ведёт к изменениям в самом субъекте; 5) изменения психических свойств и поведения обучающихся зависят от результатов собственных действий.
В целом можно сказать, что деятельность человека состоит из двух основных этапов: изучения процессов и явлений и реагирования на них. На любом из этих этапов личность осуществляет познавательную деятельность различного уровня. Для изучения процесса или явления она должна сначала воспринять их, затем идентифицировать, после выявить его особенности и синтезировать из них своё отношение к происходящему. Для осуществления реагирования необходимо сначала выбрать деятельность из образцов, заложенных природой или приобретённых путём учения, осуществить саму деятельность на основе этих образцов и в случае попадания в новую ситуацию в память закладываются новые образцы знаний, умений и навыков, приобретённых либо методом проб и ошибок, либо методом моделирования. Затем осуществляется рационализация полученных образцов, т. е. их проверка на практике.
Деятельность может осуществляться только на основе восприятия и представления. Такая деятельность называется механической, т. к. ей соответствует механическая память, основанная на многократном повторении. Благодаря анализу и синтезу деятельность становится сознательной, но ещё не продуктивной, поскольку она не подкреплена опытом, ей соответствует сознательная память. Продуктивной деятельность становится на следующем этапе, где ведущими операциями становятся выбор деятельности из образцов и собственно деятельность по образцу, такому виду деятельности соответствует опытная память Наивысшему уровню способностей соответствует творческая исследовательская деятельность, связанная с созданием и рационализацией собственных образцов. Поскольку здесь ведётся поиск не только на основе закреплённых в памяти образцов, но и осуществляется их трансформация, то здесь наибольшую роль играет абстрактная память.
Рассмотрим каждый уровень деятельности более детально.
- Механический уровень деятельности - циклирует в жизни человека ежедневно. Мы совершаем сотни операций, не задумываясь над их особенностями, принимаем на веру множество сообщений пассивного и активного характера, не проверяя и не анализируя их. Все явления и процессы закладываются в память только на основе многократного повторения и представления в ней только актуальными формами и связями. Для такого рода памяти большое значение играют сенсомоторные способности. Человек оперирует вербальным и конкретно-образным абстрагированием потому как такие его формы либо формируются бессознательно, либо не требуют логической обработки образов. Соответственно деятельность носит репродуктивный характер. Поскольку основными познавательными операциями являются восприятие и представление, то наиболее значимым будет являться наглядное представление информации.
- Сознательный уровень деятельности - связан с процессом формирования суждений и умозаключений. Например, студент прекрасно понимает ситуацию, но активно влиять на неё не может, либо не обладает опытом её решения, или не в состоянии определить свою стратегию путём умственного моделирования ситуации, т. к. не имеет желания решить проблему. Коротко этот уровень можно охарактеризовать так - «знаю, но не могу, или не считаю нужным». На этом уровне человек в состоянии анализировать и синтезировать, определять внутренние и внешние связи. Более сложные формы ассоциирования приводят к более сложной форме памяти - сознательной. Поскольку ведущая задача на данном этапе - вычленение аналитических и синтетических особенностей, то на первый план выходит аналитико-синтетическое абстрагирование. Оптимальный способ представления материала такого рода - символический (схематический, буквенный, формуло-цифровой). Соответственно лучшая форма контроля - письменная. Ведущими операциями на этом уровне являются анализ и синтез, поэтому лучший способ мотивирования посредством логики. Способность к логическому рассуждению делает возможным переход на следующий уровень познавательной активности - проблемный.
- Продуктивный уровень деятельности - связан с двумя основными операциями: выбором деятельности из образцов и самой деятельностью, а также двумя основными формами ассоциирования: с образцами деятельности и ожидаемой деятельности с реальной. Ведущая форма памяти - опытная, следовательно, доминирующая форма представления материала - практическая, как впрочем, и форма мотивации. Поскольку на данном этапе наибольшее значение играет преобразовательная деятельность по образцу, то, абстрагируясь от неё, мы приходим к типовому моделированию как абстрактной форме практической деятельности. Типовое моделирование позволяет прогнозировать результаты деятельности, не совершая саму деятельность, для оптимального определения её стратегии. Такая деятельность отчасти связана с творческим поиском решения, но осуществляется по образцу, не порождая знания нового качества. Этой, своего рода переходной от продуктивной интеллектуальной деятельности к творческой, соответствует частично-поисковый или эвристический уровень познавательной активности. Ведущая форма контроля - практическая.
Продуктивная форма деятельности наиболее эффективно протекает на этапе профессионального образования. Невольно возникает вопрос: может ли продуктивный уровень быть выше сознательного? Разве опытное познание не является механическим, осуществляемым на основе многократного повторения? Здесь необходим ряд пояснений. Во-первых, к продуктивной деятельности мы относим не только физическую, но и мыслительную деятельность, направленную на решение практических задач. Во-вторых, продуктивная деятельность, как и все другие, включает в себя циклы более низкого порядка, а значит, и аналитико-синтетическую и механическую память.
- Творческий уровень деятельности связан с созданием и рационализацией собственных образцов, получением качественно новых знаний. Такого рода знания могут быть получены либо методом проб и ошибок, либо путём абстрагирования от него к методу творческого моделирования. В ходе такого моделирования происходит не только синтез ранее приобретённых образцов, но и их трансформация. От типового моделирования, творческое, отличается как характером, сложностью, так и значимостью. Творчество - это создание чего-либо нового, в нашем случае нового знания. Для создания качественно нового знания недостаточно просто выбрать нужное из образцов, необходимо синтезировать из них новый образец и доказать его состоятельность, это и отличает типовое моделирование от творческого. Творческий результат, как правило, играет большое значение не только для конкретной личности, но и для общества в целом, поэтому на этом уровне деятельности можно уже говорить об общественно-личностной мотивации. Поскольку на данном этапе теория и практика слиты воедино, то для обучения важны все формы представления материала - как символические, наглядные, так и практические.
Исходя из сказанного, можно схематически представить учебную деятельность в виде нескольких циклов.
Каждый новый цикл включает в себя предыдущие. Нетрудно догадаться, что в первых двух циклах доминирующую роль играет работа под руководством преподавателя, во вторых двух - самостоятельная работа студента. В первом цикле решающее значение играют сенсомоторные способности, в последующих - интеллектуальные. Это позволяет видеть тенденции развития учебной деятельности - от обучения к самообучению, от сенсомоторных способностей - к интеллектуальным, что показано нами на.
Исходя из сказанного, можно схематически представить учебную деятельность в виде нескольких циклов.
Каждый новый цикл включает в себя предыдущие. Нетрудно догадаться, что в первых двух циклах доминирующую роль играет работа под руководством преподавателя, во вторых двух - самостоятельная работа студента. В первом цикле решающее значение играют сенсомоторные способности, в последующих - интеллектуальные. Это позволяет видеть тенденции развития учебной деятельности - от обучения к самообучению, от сенсомоторных способностей - к интеллектуальным, что показано нами на.
Начало учебно-исследовательской деятельности осуществляется благодаря наличию у человека врождённого исследовательского рефлекса. И. П. Павлов в связи с этим писал: «Едва ли достаточно оценивается рефлекс, который можно было бы назвать исследовательским, или, как я его называю, рефлекс «что такое». Этот рефлекс идёт чрезвычайно далеко, проявляясь, наконец, в той любознательности, которая создаёт науку, дающую и обещающую нам высочайшую безграничную ориентировку в окружающем мире».
По словам учёного, новая ситуация «как своеобразный раздражитель вызывает рассогласование с нервной моделью прошлого опыта, рассогласование выключает механизмы автоматического реагирования и включает механизмы деятельности по ориентировке в ситуации на основе её психического отражения».
Возникновение проблемных ситуаций в учебном процессе чаще всего происходит на основе их преднамеренного создания педагогом, или же они возникают в процессе первоначального знакомства с учебно - исследовательским заданием, т.е. их можно предварительно запрограммировать. Но учебная проблема - это внешний фактор. Поэтому важно, чтобы на данном «пусковом» этапе деятельности учебная проблема была принята как личная, которую обучающийся захотел бы решить. Следовательно, особенностью учебно-исследовательской деятельности является фактор субъективного «открытия» нового знания. Но любое новое знание не возникает из ничего, а имеет вполне определённую связь с прежними знаниями, прежним опытом индивида. Более того, актуализация прежних знаний и умений является непременным условием учебно-исследовательской деятельности, и происходит она не только на начальных этапах решения учебной проблемы, а практически (хотя и в разной степени) на всех этапах этого вида учебной деятельности.
В самой же учебно-исследовательской деятельности принято выделять следующие этапы: 1) анализ фактов, явлений, их связей и отношений; 2) осознание исследовательской задачи, проблемы, цели исследовательского задания; 3) формулировка конечной и промежуточных целей в решении исследовательской задачи, при выполнении исследовательского задания; 4) выдвижение предположения, гипотезы решения исследовательской задачи, при выполнении исследовательского задания; 5) решение исследовательской задачи, выполнение исследовательского задания путём теоретического обоснования и доказательства гипотезы; 6) практическая проверка правильности решения исследовательской задачи, выполнения исследовательского задания.
Анализируя процессуальную сторону учебно-исследовательской деятельности в условиях программированного обучения, важно отметить следующее. Уровень проблемности учебно-исследовательских задач (или заданий) неодинаков. Есть исследовательские задачи, где решение почти полностью осуществляется на логическом уровне; в решении же других задач доминируют эвристические процедуры поиска решения. Более того, в условиях решения даже отдельно взятого учебно-исследовательского задания различные этапы имеют весьма различный уровень проблемности.
Представление о процессуальной стороне учебно-исследовательской деятельности было бы неполным и незавершённым без уточнения тех личностных качеств, которые обусловливают успех, или, наоборот, приводят к неудачам в этом виде деятельности в случае их недостаточной сформированности.
Мотивационные качества характеризуют отношение личности к учебно-исследовательской деятельности: уровень сформированности учебно-исследовательского интереса, желание и стремление добиться успеха в этом виде деятельности и др.
Приведём характеристики пяти уровней развития мотивации, которые проявляют обучающиеся в учебно-исследовательской деятельности.
Очень низкий. Может быть охарактеризован как созерцательный. Для этого уровня характерно, что обучающийся не стремится по своей инициативе к самостоятельным действиям, к поиску объяснения и доказательства вновь наблюдаемых фактов, явлений, процессов. Его может привлечь лишь яркий факт, эффектный опыт. Он не стремится читать дополнительную литературу по неясному вопросу, тем более - проблеме.
Низкий. Может быть охарактеризован как созерцательно - деятельный. Обучаемый демонстрирует стремление преимущественно к репродуктивной деятельности и лишь иногда - незначительный интерес к решению несложных исследовательских задач; наблюдаются попытки самостоятельно объяснить наблюдаемые факты, явления, установить причинно-следственные связи и отношения, отмечается несистематический интерес к дополнительной литературе по решаемой проблеме.
Средний. Может быть охарактеризован как деятельный. Для данного уровня мотивации характерно то, что интерес, желание и стремление к исследовательской и репродуктивной деятельности как бы уравновешены. Положительная мотивация к учебно-исследовательской деятельности хотя и невысокого уровня, но прослеживается явно.
Высокий. Может быть охарактеризован как деятельно - исследовательский. У обучающихся интерес, желание и стремление к исследовательской деятельности заметно выше, чем к деятельности репродуктивной. Они стремятся к решению (выполнению) проблемных вопросов, задач, исследовательских заданий по своей инициативе.
Очень высокий. Может быть охарактеризован как исследовательский. У обучающихся систематически и ярко выражен именно исследовательский интерес. Они постоянно и с увлечением решают сложные задачи даже исследовательского, творческого характера, выполняют работы, организованные как учебное исследование. Их исследовательский интерес стержневой для всей учебной деятельности.
Осуществление учебно-исследовательской деятельности связано с реализацией различных качеств личности.
Операционные качества - умственные приёмы и операции, применяемые личностью в учебно-исследовательской деятельности.
Как убедительно показал С.Л. Рубинштейн, «к познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идёт посредством многообразных операций. Таковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления - «опосредствования», т.е. раскрытия всё более существенных связей и отношений».
В процессе учебно-исследовательской деятельности проявляются не только умения применить простейшие операции анализа и синтеза, но и более сложные приёмы, как, например, уточнение целей исследования, выдвижение гипотез, поиск и использование аналога, индуктивные и дедуктивные умозаключения и т.д.
Организационные качества - это, прежде всего, умение и способность обучающегося применять приёмы самоорганизации в учебно-исследовательской деятельности. К ним следует отнести умение планировать учебно-исследовательскую деятельность, проводить самоконтроль и регулировать свои действия, а также проявлять волевые усилия в затруднительных ситуациях для достижения поставленных целей.
Технические качества характеризуют умение и способность обучающегося применить соответствующие технические приёмы в учебно-исследовательской деятельности.
Коммуникативные качества характеризуют умения и способности обучающихся применять приёмы сотрудничества в процессе учебно-исследовательской деятельности. Например, обсуждение задания и распределения обязанностей, взаимопомощь, взаимоконтроль, обсуждение результатов учебно-исследовательской деятельности. Естественно, что коммуникативные качества личности реализуются не всегда, а лишь в процессе коллективного выполнения учебно-исследовательских заданий; чаще всего это наблюдается в малых группах (по количеству обучающихся).
На основании проведённого нами анализа различных сторон учебно-исследовательской деятельности, а также учёта особенностей её организации педагогом можно сделать следующий вывод: учебно-исследовательская деятельность - это организуемая педагогом с использованием преимущественно дидактических средств косвенного и перспективного управления деятельность обучающихся, направленная на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений, экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которой доминирует самостоятельное применение приёмов научных методов познания и в результате которой обучающиеся активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности.
Анализ разнообразного по характеру содержания учебного материала показывает, что с некоторой степенью условности можно выделить следующие три вида учебно-исследовательской деятельности обучающихся, которые соответствуют трём этапам познания и усвоения:
- эмпирический, характерный для содержания учебного материала, представленного в фактах, явлениях. Процесс усвоения такого материала требует преимущественно описания наблюдаемых явлений, индуктивных умозаключений;
- теоретический, характерный для содержания учебного материала, отражённого в абстрактных понятиях, законах, теориях, принципах, для усвоения которых требуется решение задач на объяснение и доказательство закономерных связей и отношений;
- практический, характерный для содержания учебного материала, требующего применения имеющихся и частично уже сформированных эмпирических теоретических знаний в решении практических задач (как типовых, так и проблемных).
2. Формы учебно-исследовательской деятельности
Основной целью профессионального образования в настоящее время является повышение его качества, разработка нового содержания, обеспечивающего востребованность и конкурентноспособность выпускников государственных образовательных учреждений на рынке труда.
На сегодняшний день развитие научно–исследовательской деятельности в ВУЗах становится важнейшим средством обновления содержания и повышения уровня профессиональной подготовки в процессе модернизации системы профессионального образования в соответствии с ФГОС.
Сегодня обществу нужны инициативные люди и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они отличаются высокой восприимчивостью, любознательностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений. Важно, чтобы будущий специалист мог преодолеть любые возникающие затруднения.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся – это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических проблем, самовоспитание и самореализацию своих исследовательских способностей и умений.
НИРС предусматривается и в учебное время (включенная в учебные планы) и во внеучебной деятельности, дополняющая учебные планы и программы.
НИРС в учебное время включает в себя обучение курсантов:
• навыкам поиска информации (где, в каких источниках и как получить нужную информацию; как работать с журналами и книгами; что такое реферативные журналы и как они могут облегчить подбор литературы по нужной тематике);
• основам библиографии (как правильно составить список использованной литературы);
• основам статистической обработки данных и математической обработки результатов;
• новым информационным технологиям (как на службу исследователю привлечь персональный компьютер; какие программы и для чего можно использовать; знакомит с текстовыми редакторами и поисковыми системами; обучение обучающихся навыкам работы в глобальной информационной сети ИНТЕРНЕТ);
• подготовка обучающихся по иностранным языкам,
• глубокое изучение дисциплин специализации, по которым обучающийся сами сделан выбор.
Обучение проходит как в форме аудиторных занятий в виде лекций, практических занятий, семинаров, лабораторных практикумов; так и в виде внеаудиторных занятий;
• выполнение домашнего задания исследовательского, поискового характера;
• подготовка и написание рефератов по дисциплинам социально-гуманитарного модуля (география, философия, история, основы научных исследований и др.), курсовых и дипломной работы, выполнение магистерской диссертации.
• решение исследовательских задач во время производственной, преддипломной и исследовательских практик.
Всего этого нет в расписании, но это имеется в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального обучения и запланировано учебным планом по каждой специальности.
НИРС во внеучебное время дополняет учебные планы и программы. В разных ВУЗах применяется свой набор различных форм и видов внеучебной работы:
1 Проведение научных и научно - практических студенческих конференций разного уровня: факультетских, внутривузовских, межвузовских (в рамках города и региона), республиканских, всероссийских, международных
2 Исследовательская работа по теме курсовой, дипломной работы, магистерской диссертации;
3 Участие обучающихся в кафедральных госбюджетных, хоздоговорных научных исследованиях, в работе по грантам, в том числе и на условиях оплаты;
4 Участие в конкурсе грантов для молодых исследователей;
7 Организация стажировок обучающихся в другие вузы и научные центры, в том числе зарубежные в университеты;
8 Проведение олимпиад по отдельным предметам;
9 Участие обучающихся и аспирантов в международных проектах;
10 Организация работы научных студенческих кружков;
11 Организация и проведение конкурсов на лучшую НИР;
18 Организация компьютерного творчества обучающихся.
Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности обучающихся является повышение уровня научной подготовки специалистов и выявление талантливой молодежи для следующего обучения в высших учебных заведениях
Основными формами НИРС являются:
• подготовка рефератов, докладов с обзором научных достижений в профессиональной области;
• участие обучающихся в проектных работах;
• участие в научных семинарах, конференциях, смотрах-конкурсах научных и учебно-исследовательских работ, олимпиадах по дисциплинам и специальности;
• участие в городских, региональных и международных научных конференциях.
Научно-исследовательская работа обучающихся - это система, основанная на единстве учебной, научной и воспитательной работы.
Участие обучающихся в научно-исследовательской работе начинает переходить на качественно новую ступень: из средства развития творческих способностей отдельных, наиболее одаренных обучающихся она стала важным моментом повышения качества подготовки всех специалистов.
Обучение обучающихся исследовательской деятельности проводится посредством включения всех обучаемых в учебно-исследовательскую работу, с постепенной трансформацией её в научно-исследовательскую. Последовательное овладение исследовательскими компетенциями проходит через несколько этапов.
Первый этап связан с овладением первоначальными компонентами исследовательской деятельности и связан с формированием навыков работы с научной литературой. Реферативная деятельность в рамках которой обучающиеся получают первые навыки подбора и технологии работы с информационными источниками. Работа по формированию исследовательских компетенций продолжается в течение всего периода обучения в ходе выполнения реферативных работ, где обучающиеся усваивают доступные им элементы исследовательских методик, подготовки к публичным выступлениям и т.п.
Второй этап работы связан с выполнением курсовых работ. За весь период обучения обучающиеся пишут курсовую работу и выпускную квалификационную работу. Учебный процесс организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу.
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно значимой проблемы.
Проектной деятельностью обучающиеся кафедры занимаются в рамках учебной деятельности на соответствующих дисциплинах. Это индивидуальные работы, предполагающие проведение небольшого исследования и его дальнейшее представление в виде проекта на бумажном носителе и презентации в POWER POINT.
Выполнение проектов вне учебных занятий предполагает участие обучающихся в различных городских или международных мероприятиях. Так в течение 2015/2016 учебного года обучающиеся колледжа принимали участие в городских мероприятиях:
Третьим этапом овладения исследовательскими компетенциями является внеаудиторная работа обучающихся. Отдельные обучающиеся занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью, выходящей за пределы изучения дисциплин.
Система учебно и научно-исследовательской работы в виде планов воспитательной, образовательной и учебно- производственной работы со студентами на кафедре складывалась постепенно и постоянно корректируется на основе анализа результатов.
Самостоятельная работа. Изучить:
Особенности подготовки и защиты контрольных и выпускных квалификационных работ с исследовательскими целями.
Вопросы для самоконтроля:
1. Структура учебно-научной работы, ее основные композиционные элементы.
2. Рубрикация учебно-научной работы.
3. Контрольная работа (реферат) с исследовательскими целями, основные требования к ней.
4. Выпускная квалификационная работа с исследовательскими целями, основные требования к ней.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ
по дисциплине «Основы научных исследований»
направление подготовки (специалитет)
20.05.01 «Пожарная безопасность»
Тема 6: Основы учебно-исследовательских работ обучающихся
Учебная группа:_______________
Дата проведения:______________
Место проведения занятия:______
Время проведения:_____________
Ⅰ. Цели занятия
Учебные
1. Сформировать умения и навыки, необходимые для самостоятельной творческой деятельности в науке и написания научной (курсовой, дипломной и иной квалификационной) работы;
2. Изучение общих правил и последовательности действий, выполняемых исследователем на каждом из этапов научной деятельности;
3. Освоение языка научной работы и ознакомление с понятийным аппаратом научного исследования.
Воспитательные
1. Продолжить формирование общей и гуманитарной культуры курсантов.
2. Использовать возможности лекции для повышения общекультурного уровня курсантов, воспитания их эстетического вкуса.
Ⅱ. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия
Время, мин.
Вводная часть
5
1.
2.
3.
4.
Заключительная часть.
5 минут
Ⅲ. Перечень литературы
Основная литература:
1. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований: учебное пособие для бакалавров / И. Н. Кузнецов. — 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2018. — 284 c. — ISBN 978-5-394-02952-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85322.html
2. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. — 7-е изд. — М.: Дашков и К, 2019. — 208 c. — ISBN 978-5-394-03375-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85281.html
Дополнительная:
1. Пустынникова, Е. В. Методология научного исследования: учебное пособие / Е. В. Пустынникова. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 126 c. — ISBN 978-5-4486-0185-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71569.html
2. Трубицын, В. А. Основы научных исследований: учебное пособие / В. А. Трубицын, А. А. Порохня, В. В. Мелешин. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 149 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66036.html
Ⅳ. Учебно-материальное обеспечение
1. Учебник.
2. ТСО.
Актуальность темы:
Современный специалист должен не только обладать глубокими профессиональными теоретическими и практическими знаниями, но и иметь необходимые знания в области научных исследований. Это позволит самостоятельно ставить и творчески решать различные сложные вопросы, возникающие в профессиональной деятельности сотрудников МЧС. Поэтому внедрение научных достижений в сфере обеспечения пожарной и техногенной безопасности обусловливает необходимость повышения профессионального уровня выпускников ВУЗов МЧС.
Вводная часть (5 мин)
Принять доклад у дежурного. Объявить тему лекции, виды занятий и время, отведенное на них, цели лекционного занятия, рассматриваемые вопросы и перечень рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения. Акцентировать внимание обучающихся на актуальность и практическую значимость изучаемой темы. Обозначить учебные вопросы темы и дать их учащимся под запись.
При изложении вопроса №1 (40 мин)
При рассмотрении данного вопроса следует раскрыть понятие и особенности научной работы, этику научного труда. Рассмотреть основные виды научных трудов. Подвести итог рассмотрения вопроса, обозначить выводы.
При изложении вопроса №2 (40 мин)
При рассмотрении данного вопроса следует раскрыть понятие и основные формы учебно-научной деятельности обучающихся. Подвести итог рассмотрения вопроса, обозначить выводы.
Заключительная часть
Подвести итог занятия, ответить на вопросы, выдать задание для самостоятельной работы, объявить окончание занятия.
Разработал:
Начальник кафедры ЕНиС дисциплин
к.и.н. подполковник внутренней службы П.В. Виноградов