Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
«Основы теории систем и системного
анализа»
Университет при МПА ЕврАзЭС
Кафедра сервиса транспортных средств
Учебны е вопросы :
1. Основны е понят ия теории систем.
2. Сущност ь и задачи системного
анализа.
Системный анализ – это совокупность
методологических средств, используемых для
подготовки и обоснования решений по сложным
проблемам
политического,
военного,
социального,
экономического,
научного,
технического характера.
Применительно к предприятиям автосервиса
основной
прикладной
задачей
системного
анализа является вы работ ка обоснованны х
предлож ений для принят ия технических
и
организационны х
решений,
направленны х
на
повы шение
эф ф ект ивност и работы предприят ия.
Предметом дисциплины является:
понятие и типы систем;
свойства систем, закономерности их
существования и развития;
моделирование
инфраструктуры,
производственных объектов и процессов
сервиса;
критерии
управления,
ориентированного на удовлетворение
запросов и потребностей человека.
Объектом
дисциплины
является
предприятие автомобильного сервиса и его
производственный процесс.
1. Основны е понят ия теории систем
Общим и основополагающим в понятиях
«системный
анализ»,
«системная
проблема»,
«системное
исследование»
является слово « система» . Оно появилось
в Древней Элладе 2000–2500 лет
назад
и
первоначально
означало:
сочетание,
организм,
устройство,
организация, строй, союз.
Слово
«система»
также
выражало
определенные акты деятельности и их
результаты
(нечто,
поставленное
вместе;
нечто,
приведенное
в
В античной (древней) философии
термин « система» характеризовал
упорядоченность
и
целостность
естественных объектов, а термин
« синтагма» – упорядоченность и
целостность искусственных объектов,
прежде
всего
продуктов
познавательной деятельности.
Именно в этот период бы л
сф ормулирован тезис о том, что
целое больше суммы его частей.
С возникновением науки и философии Возрождения (XV в.)
понятие «система» наполнилось новым смыслом.
Бытие трактуется как система мира, обладающая:
своим т ипом организации;
иерархией;
имманент ны ми законами (свойственными, внутренне
присущими какому-либо предмету, явлению, проистекающими
из их природы);
суверенной структ урой.
Возникают научные дисциплины, каждая из которых
вычленяет в природном мире определенную область и
анализирует ее своими методами.
Одной из первых таких наук стала аст рономия и открытие
Н.
Коперником
(1473—1543)
гелиоцент рической
системы мира: Земля, как и другие планеты, обращается
вокруг Солнца и, кроме того, вращается вокруг своей оси.
Теоретическое естествознание XIX–XX вв. исходит
из различения предмета и объекта знания.
Целое понимается уж е не как простая
сумма, а как функциональная совокупност ь ,
которая ф ормируется некоторы м заранее
задаваемы м от ношением меж ду элементами.
При
этом
фиксируется
наличие
особых
интеграт ивны х
характерист ик
данной
совокупности — целост ност ь, несводимост ь к
составляющим
элементам
(свойство
эмердж ент ност и).
Сама эта совокупность определяются некоторым
правилом или системообразующим принципом.
Первые попытки разработать общие принципы
системного
подхода
были
предприняты
врачом,
философом и экономистом А . А . Богдановы м (1873–
1928) в работе «Всеобщая организационная наука
(тектология)».
Тектология (греч. — «строитель») — исторически
первый развернутый вариант общей теории систем (ОТС).
Основная
идея
тектологии
—
признание
необходимости подхода к любому явлению со стороны его
организованности (у других авторов — системности).
В тектологии под организованностью понимается
свойство целого быть больше суммы своих частей:
чем больше целое разнится от суммы своих
частей, тем больше оно организовано.
Во второй половине XX-го века была
сформулирована
общая
теория
систем
(ОТС),
родоначальником
которой считается австрийский биолог и
философ Л. Фон Берт аланф и (1901—
1972).
В своей теории он обобщил принципы
целостности,
организации,
эквифинальности
(достижения
системой одного и того же конечного
состояния при различных начальных
условиях) и изоморфизма.
Таким образом, можно сформулировать
понятие « система» .
Система (от греч. systema — целое,
составленное из частей; соединение), множество
элементов, находящихся в отношениях и связях
друг с другом, которое образует определённую
целостность, единство.
Систе
́ ма
— множество взаимосвязанных
объектов и ресурсов, организованных процессом
системогенеза в единое целое.
Система
(в
системном
анализе) —
совокупность объектов и связей между ними,
выделенных из среды на определённое время и с
определённой целью.
2. Сущност ь и задачи системного
анализа
Системны й анализ
(СА)
—
научный
метод
познания,
представляющий
собой
последовательность
действий
по
установлению структурных связей
между
элементами
исследуемой
системы .
СА
опирается
на
комплекс
общенаучных,
экспериментальных,
естественнонаучных, статистических,
математических методов.
Центральной процедурой в СА
является
построение
обобщённой
модели
(или
моделей),
отображающей
значимые
факторы
и
взаимосвязи
реальной
ситуации,
которые
могут
проявиться
в
процессе
осуществления решения.