Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы стратегического финансового менеджмента

  • 👀 761 просмотр
  • 📌 714 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Основы стратегического финансового менеджмента
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы стратегического финансового менеджмента» doc
Лекция «Основы стратегического финансового менеджмента» Вопросы: 1. Сущность и содержание финансового менеджмента 2. Стратегический финансовый анализ 3. Выбор и формирование финансовой стратегии Используемая литература: 1. Отварухина Н.С., Веснин В.Р. Современный стратегический анализ (учебник для бакалавров и магистров) М.: ООО «Издательство Юрайт». – 2016. 1. Сущность и содержание финансового менеджмента Стратегическое управление появилось в 60-е годы уже прошлого столетия, свидетельствуя о новом уровне развития системы менеджмента, что было связано с поступательным развитием прогнозно-плановой функции управленческих систем и движением от оперативно-бюджетного подхода, через долгосрочное планирование и стратегическое планирование, к собственно стратегическому менеджменту. Это движение в основе своей было обусловлено новыми вызовами экономической обстановки, в том числе ростом неопределенности и нестабильности внешней среды бизнеса, развитием интеграционных процессов, процессами глобализации, за которыми стоит расширение национальных границ потребительского выбора и предпочтений. Существует достаточно большое количество научных подходов к определению понятия стратегия. Изучение сущности и содержания стратегии позволило выделить такие подходы к определению понятия стратегия, как совокупность правил, программ, методов разработки стратегических направлений развития организации; концепция поиска, накопления и реализации конкурентных преимуществ; система формирования приоритетных направлений развития, позволяющих достичь установленные стратегические цели; совокупность ориентиров для достижения поставленных стратегических целей организации. На основе анализа существующих подходов к сущности и содержанию стратегии предлагается следующее определение данной категории. Стратегия - определение вектора развития организации на основе реализации конкурентных преимуществ, включающего при необходимости такие стадии как: сохранение «статуса-кво», наращивание стратегического потенциала организации и обеспечение условий для роста в будущем. Стратегическое управление представляет собой процесс разработки и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала организации с возможностями и угрозами внешнего окружении, в котором она действует. Стратегия – это концепция взаимосвязей целей организации и траекториями поведения, выбранных для достижения стратегических целей. Сущность стратегического менеджмента состоит в изучении текущего состояния системы управления, понимании целевого состояния в будущем и определении способов достижения этого целевого состояния. Результатом стратегического менеджмента организации являются стратегические управленческие решения, основными признаками которых можно считать: • Ориентацию на будущее и фундаментальность для принятия стратегических и оперативных управленческих решений; • Сопряженность с неопределенностью и неконтролируемыми внешними факторами деятельности организации ; • Обусловленность значительными ресурсными потребностями и долгосрочный характер последствий для организации. Стратегические решения инновационны по природе, требует высокой компетентности менеджмента, не поддаются детерминации по количеству альтернативных вариантов. Потребность в принятии стратегических решений возникает тогда, когда управленческая система испытывает серьезные преобразования, которые могут быть связаны со сменой собственника, реструктуризацией в производстве и управлении, существенными изменениями внешней среды, ухудшением конкурентных позиций и угрозой поглощения. Финансовая стратегия является функциональной стратегией организации, она направлена на формирование стратегических целей финансового менеджмента, главными среди которых следует отметить привлечение финансовых ресурсов и распределение их в соответствии с общей корпоративной стратегией развития, выбор наиболее эффективных направлений реализации финансовых решений, а также разработку ориентиров и оперативных мероприятий по достижению стратегических финансовых целей. Финансовая стратегия дает возможность оценить финансовый потенциал организации и использовать его для маневрирования финансовыми ресурсами. Эта стратегия обеспечивает механизм реализации стратегических целей экономического и социального развития организации и ее отдель­ных структурных единиц. В условиях динамичных изменений внешней среды финансовая стратегия дает возможность реализовать эффективные инвестиционные решения. Опираясь на стратегический финансовый анализ и оценку риска и возможных изменений внешней среды, финансовая стратегия позволяет минимизировать финансовые потери. В то же самое время стратегический финансовый анализ является основой для осознания конкурентных преимуществ организации в сфере финансовой деятельности. Разработанная на основе планового подхода финансовая стратегия позволяет сделать процессы финансового менеджмента направленными и взаимосвязанными на всех уровнях и в отношении различных объектов финансового управления. Специфическое методическое обеспечение и инструменты финансового менеджмента дают возможность обосновывать стратегические решения всей системы менеджмента, сформировать основу организационных изменений и культуры организации. Разработка финансовой стратегии может происходить в направлении «сверху вниз», то есть отправной точкой будет выступать корпоративная стратегия и ее последующий уровень – деловая стратегия. Возможен и путь «снизу вверх», предполагающий формирование финансовой стратегии от подразделения финансового директора и ее использование в процессах формирования деловой и корпоративной стратегии. Поскольку резервы стратегического управления отдельных функциональных звеньев бывают значительными, возможно их использования в процессе стратегического управления. Финансовая стратегия в иерархии стратегий, включающей корпоративную и деловую стратегию, носит по отношению к ним под­чиненный характер. Она должна согласовываться с корпоративными страте­гическими целями и является одним из главных факторов реализации стратегии организации. Однако, финансовая стратегия может влиять на формирование корпоративной стратегии, поскольку основные стратегические цели, как правило, предполагающие обеспечение определенных рыночных позиций, высоких темпов роста операционной прибыли, связаны с динамикой рыночной конъюнктуры. В том случае, когда перспективы роста рыночного потенциала оценены неверно, цели корпоративной стратегии не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. Следовательно, потребуется пересмотр корпоративной стратегии организации. Процесс стратегического финансового управления предполагает последовательную реализацию этапов стратегического финансового анализа, стратегического планирования или выбора и конкретизации стратегии, а также этап реализации стратегии на основе построения организационной структуры и привлечения требуемых ресурсов и их распределения. 2. Стратегический финансовый анализ До поведения стратегического финансового анализа необходимо определиться с продолжительностью общего периода разработки и реализации финансовой стратегии. Этот период должен соотноситься с периодом корпоративной стратегии. В свою очередь, продолжительность периодов стратегического менеджмента должна соотносится с продолжительностью операционного цикла бизнес-линии, стадией жизненного цикла компании и горизонтом состоятельного прогнозирования изменений внешней среды. Средняя продолжительность формирования и реализации корпоративной и финансовой стратегии должна составлять от 3 до 5 лет. Стратегический финансовый анализ представляет собой взаимосвязанные процессы оценки текущей финансовой стратегии, ее соответствия действующей корпоративной стратегии, прогнозирование результатов финансового менеджмента, ожидаемых от реализации текущей финансовой стратегии, оценки соответствия прогноза и стратегических целей, изучения влияния факторов внеш­ней и внутренней среды на результаты финан­совой деятельности предприятия с целью формирования финансовой стратегии, соответствующей корпоративным стратегическим целям и динамике внешней и внутренней среды. Логика этих действия представлена на рисунке. Объектами стратегического финансового анализа в рамках изучения текущей финансовой стратегии должны стать: • стратегия формирования финансовых ресурсов, • стратегия распределения финансовых ресурсов, • стратегия обеспечения финансовой безопасности, • стратегия внутреннего организационного развития системы финансового менеджмента, обусловленные движением факторов внешней и внутренней среды финансового менеджмента. Финансовая среда функционирования организации представляет собой систему условий и факторов, влияющих на организацию, формы и результаты ее финансовой деятельности. По характеру влияния отдельных условий и факто­ров, а также с точки зрения возможностей их контроля со стороны компании в составе финансовой среды можно выделить отдельные виды: внешнюю финансовую среду непрямого влияния; внешнюю финансовую среду непосредственного влияния и внутреннюю финансовую среду. Внешняя финансовая среда непрямого влияния зависит от государственной финансовой политики и государствен­ного регулирования финансовой деятельности организации , проявляется как система факторов и условий, воздейству­ющих на организацию, методы, формы и результаты ее финансовой деятельности в стратегическом периоде. Признанным методом анализа факторов внешней среды непрямого вли­яния является один из основных методов стратегического анализа — SWOT-анализ. В процессе анализа выявляются внешние возможности и угрозы финансового развития. Возможности развития объединяют направления роста рыночной стоимости бизнеса, угрозы объединяют обстоятельства, препятствующие росту рыночной стоимости организации. Параллельно оценкам возможностей и угроз можно производить группировку макро-факторов, пользуясь подходами PEST-анализа. Этот вид анализа дифференцирует внешнюю среду по четырем составляющим: Р – политико-правовая среда, E – экономическая среда, S – социокультурная среда, T – технологическая среда. В процессе SWOT-анализа и PEST-анализа можно использовать экспертные оценки значимости и состояния отдельных факторов, применяя весовые коэффициенты и выбранную шкалу баллов. Такой подход носит название «Резюме анализа внешних стратегических факторов» – EFAS. Факторное влияние внешней среды необходимо оценивать по объектам стратегического финансового менеджмента, в том числе применяя элементы сценарного анализа, предполагающего рассмотрение объектов и факторов оценки в условиях реального, оптимистического и пессимистического варианта поведения внешней среды. По результатам оценки важнейших факторов внешней финансо­вой среды непрямого влияния составляется „матрица возможностей и угроз". Внешняя финансовая среда непосредственного влияния складывается в процессе финансовых отношений организации с контрагентами по финансовым операциям и сделкам, на эту систему условий и факторов организация может реагировать, применяя соответствующие финансовые инструменты, методы и организационные формы отношений. Анализ факторов этой среды также предполагает использование метода SWOT-анализа. Вместе с тем, для его проведения необходима группировка субъектов финансовых отношений и формирование системы значимых факторов стратегического периода. Для оценки поставщиков, покупателей, инвесторов и кредиторов, конкурентов целесообразно применять методы портфельного анализа. Портфельный анализ среды непосредственного воздействия фактически представляет собой промежуточный этап стратегического анализа этой группы факторов. Система возможных параметров для построения матриц портфельного анализа для различных групп субъектов среды непосредственного воздействия на систему финансового менеджмента приведена в таблице1. Важно отметить, что параметры матриц должны объединять внешний и внутренний фактор по отношению к системе финансового менеджмента. Таблица 1 Параметры матриц портфельного анализа финансовой среды Субъекты внешней среды непосредственного воздействия компании Параметры построения матрицы Поставщики Доля поставок в поставках ресурсов в натуральном выражении Уровень цен на поставляемый ресурс Покупатели Доля покупок в общем объеме реализации Темпы роста объемов продаж Кредиторы и инвесторы Доля заемного капитала в общей стоимости пассивов Уровень процентной ставки Конкуренты Доля на конкурентном рынке Темпы роста объемов продаж Процедура оценки отдельных факторов финансовой среды непос­редственного влияния аналогична оценке факторов финансовой сре­ды непрямого влияния, рассмотренной ранее. Результаты оценки от­дельных факторов рассматриваемой финансовой среды методами SWOT-анализа дополняются при необходимости оценкой методами портфельного (в разрезе портфелей отдельных операций с контраген­тами), сценарного или экспертного стратегического финансового анали­за. По результатам оценки важнейших факторов внешней финансовой среды непосредственного влияния составляется «матрица возможно­стей и угроз». Внутренняя финансовая среда находится под непосредственным контролем руководителей и специа­листов финансовых служб организации , это потенциал формирования стратегических финансовых решений и их реализации. Анализ внутренней финансовой среды предполагает оценку финансового потенциала и эффективности его использования для реализации действующей стратегии организации . В этом случае используют метод SWOT-анализа для выяв­ления сильных и слабых сторон финансовой деятельности организации. Предлагается в процессе этого анализа несколько расширить традиционный подход, используя SNW-анализ, где S – сильная позиция, N – нейтральная позиция, W – слабая позиция. Нейтральное состояние фактора оценивается как его среднеотраслевое значение, определяемое по совокупности организаций -аналогов. Этот подход по­зволяет рассматривать нейтральную позицию как критерий минимально необходимого стратегического состояния. Факторы внутренней финансовой среды организации формирует индивидуально с учетом специфики финансовой деятельности. Отдельные факторы внутренней финансовой среды могут быть оценены методами экспертного, сценарного, портфельного анализа. По результатам оценки важнейших факторов внутренней финансовой среды состав­ляется матрица сильных и слабых сторон финансовой деятельности компании. Завершающим этапом стратегического финансового анализа является сводная оценка стратегии финансового менеджмента, которая должна учитывать специфику финансовой деятельности, финансовый потенциал организации, результативность его использования в процессе реализации корпоративной стратегии, систему позитивных и негативных факторов внешней и внутренней среды финансового менеджмента. 3. Выбор и формирование финансовой стратегии После стратегического финансового анализа влияния факторов внешней и внутренней среды на формирование, распределение финансовых ресурсов, обеспечение финансовой безопасности компании можно приступать к этапу формирования финансовой стратегии. Этот этап предполагает разработку стратегических финансовых целей. Система этих целей может быть узкой или обширной, все зависит от корпоративных стратегических целей, жизненного цикла, отрасли, формы и уровня диверсификации бизнес-единицы. Стратегические финансовые цели компании пред­ставляют собой формализованные пара­метры ее конечной стратегической финансовой позиции, позволяющие направлять финансовую деятельность в долгосрочном периоде и оценивать ее результативность. Стратегические финансовые цели могут быть классифицированы в соответствии с ниже приведенными признаками. По ожидаемому эффекту различают экономические и неэкономические стратегические финансовые цели. Экономические цели направлены на рост рыночной стоимости организации или получение иных финансовых результатов. Неэкономические направлены на реше­ние социальных задач, экологических проблем, повышение имиджевых характеристик организации, их влияние на стоимость бизнеса проявляется косвенно и через определенный временной лаг. По уровню значимости в системе финансового менеджмента различают главную стратегическую цель, основные цели и вспомогательные стратегические финансовые цели. Главная цель соотносится с главной целью финансового управления организацией. Основные стратегические цели направлены на реализацию целей организации и касаются важнейших объектов стратегического финансового управления. Вспомогательные цели представляют собой цели более низкого, обеспечивающего порядка. По объектам финансового стратегического управления различают цели роста потенциала формирования финансовых ресурсов, цели повышения эффективности распределения финансовых ре­сурсов, цели повышения уровня финансовой безопасности организации, цели организационного развития финансового менеджмента. По направленности действия финансовые стратегические цели включают цели, поддерживающие тенденции развития; цели преодоления внешних угроз; цели укрепления слабых внутренних позиций. По уровню иерархии в системе финансового менеджмента – общие корпоративные финансовые цели, финансовые цели бизнес-линий, финансовые цели стратегических хозяйственных единиц, рассматриваемых как центры ответственности. По периоду реализации различают долгосрочные стратегические цели, ориентированные на весь период реализации корпоративной стратегии; краткосрочные стратегические цели, ориентированные на завершение этапов реализации главной и основных стратегических финансовых целей. Таблица 2 Система целей стратегического финансового менеджмента Стратегические цели финансового менеджмента Классификационный признак Виды целей По ожидаемому эффекту Экономические Неэкономические По уровню значимости Главная Основные Вспомогательные По объектам финансового стратегического управления Цели роста потенциала Цели повышения эффективности распределения ре­сурсов Цели финансовой безопасности Цели организационного развития По направленности действия Поддерживающие Преодоления угроз Укрепления слабых позиций По уровню иерархии Общие корпоративные цели Цели бизнес-линий Цели стратегических хоз. единиц По периоду реализации Долгосрочные Краткосрочные Процесс формирования финансовой стратегии организуется в несколько этапов. 1. Формирование финансовой философии организации, представляющей собой систему ведущих принципов финансовой деятельности, обусловленных миссией и общей философией развития организации, финансовым менталитетом собственников и топ-менеджмента. Финансовая философия организации, фиксируя экономические и поведенческие аспекты финансового менеджмента, спо­собствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов ее финансовых отношений. 2. Оценка объективных ограничений для реализации целей финансовой стратегии. Объективно цели финансового развития могут приходить в противоречие с размерами и потенциалом роста рынка, потенциалом ресурсного и кадрового обеспечения. Развитие финансовой стратегии может быть ограничено размерами и масштабом деятельности организации, объемами собственных источников средств инвестирования и доступностью заемного капитала. Объективным ограничителем также выступает характер и продолжительность производственно-сбытового цикла. Кроме того, важным объективным ограничением следует признавать стадию в жизненном цикле компании и ее ведущих бизнес-линий, также, впрочем, как и стадию в развитии индустрии компании. В итоге совокупность объективных ограничений к разработке и реализации финансовой стратегии обусловлена наличием внешних угроз и внутренних слабостей системы менеджмента. 3. Постановка главной стратегической финансовой цели. Эта цель, будучи связанной с целью финансового менеджмента, должна быть связана с ростом рыночной стоимости компании. Важно отметить, что рыночную стоимость капитала обусловливает не только качество бизнес-процессов и внутренней организации в системе менеджмента, но также она является результатом влияния внешних факторов фондового рынка. Прибыль организации , как один из обобщающих индикаторов ее результативности, в сумме факторов рыночной стоимости играет наибольшую роль, по этой причине в ка­честве главной цели финансовой стратегии предлага­ется определять показатель устойчивости темпов роста прибыли на одну акцию, как это принято в зарубежной практике. Вместе с тем на отдельных стратегических временных отрезках организация может достичь названную цель по-разному, эти направления конкретизируются в совокупности основных стратегических финансовых целей. 4. Разработка основных целей фи­нансовой стратегии. Такие цели имеют отношение к основным объектам финансового менеджмента. Основной целью, обеспечивающей рост потенциала фор­мирования финансовых ресурсов, является максимизация чистого денеж­ного потока организации. Для роста эффективности распределения и использования финансовых ресурсов ставится основная цель максимизации экономической рен­табельности собственного капитала организации. На обеспечение финан­совой безопасности организации направлена реализация цели оптимизации планирования денежного потока и структуры капитала организации. Для обеспечения качества финансового менеджмента рекомендуется основную цель формулировать как фор­мирование эффективной организационной структуры и культуры финансового менеджмента. Организационная структура и культура объединяют организационный и квалификационный эффект от финансового управления и его кадрового обеспечения. 5. Разработка обеспечивающих целей финансовой стратегии. Эти цели детализируют основные цели финансовой стратегии, а также включают цели, обеспечивающие достижение основных целей. Целями обеспечивающими рост потенциала финансовых ресурсов выступают рост чистой прибыли, амортизационных сумм, снижение процентных выплат за пользование капиталом. Эффективность распределения финансовых ресурсов предполагает реализацию целей по их распределению в структуре активов между основным и оборотным капиталом, между бизнес-линиями в зависимости от уровня доходности и риска, распределение по позициям инвестиционного портфеля по тем же критериям. Целями обеспечения финансовой безопасности являются: оптимизация запасов оборотного капитала, оптимизация стоимости внеоборотных активов. Качество финансового менеджмента, направленное на реализацию финансовой стратегии, определяется состоянием информационно-технического обеспечения, планированием набора и передвижения кадров в финансовой службе, повышением уровня квалификации и привлечением новых сотрудников. 6. Разработка нормативов целей стратегического менеджмента. Этот этап предполагает количественную интерпретацию стратегических целей на всех уровнях. Все стратегические цели необходимо выразить в конкретных количественных показателях – абсолютных, относительных, динамических, структурных и временных. На этом этапе производится количественная увязка целей более высокого иерархического порядка с целями нижестоящих уровней применительно к объектам финансовой стратегии. 7. Иерархическая и временная увязка целей стратегического менеджмента. Цели финансовой стратегии рассматриваются как система с учетом их приоритетности и значимости. Иерархическая взаи­мосвязь отдельных стратегических целей обеспечивается построением «дерева целей» с использованием графических методов. Разработанная система целей финансовой стратегии является обеспечением организации и результативности ее реализации, служит основой организации оперативных мероприятий финансового менеджмента и ориентирами для финансового контроля. Финансовая стратегия фиксируется в стратегическом финансовом плане. В этом плане отражаются итоги стратегического финансового выбора и обеспечивается синхронизация объектов финансовой стратегии, сроков реализации стратегических решений. Стратегический финансовый план организации должен быть утвержден на уровне высшего органа управления компанией и принят к исполнению советом директоров. Для повышения качества финансового стратегического управления разработанную финансовую стратегию необходимо оценить. Такая оценка может быть проведена на внутреннем уровне и с привлечением внешних экспертов. Критериями оценки финансовой стратегии могут служить: • согласованность с корпоративной стратегией; • согласованность с ресурсно-временными и пространственными характеристиками корпоративной стратегии; • соответствие прогнозам изменений внешней среды; • ресурсная и организационная обеспеченность реализации стратегии; • согласованность с иерархией стратегических финансовых целей; • реальность продвижения стратегии; • приемлемость рисков реализации финансовой стратегии; • социально-экономическая эффективность реализации финансовой стратегии; Сформированная финансовая стратегия организации служит основой для разработки всей системы финансовых планов, от стратегических до бюджетов, она обеспечивает направленное движение системы финансового менеджмента к достижению главной цели, обеспечивая успех развития организации.
«Основы стратегического финансового менеджмента» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 207 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot