Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2.
Основы социального статуса работающей молодежи, ведущие каналы трудоустройства
Для обретения достойного положения в обществе, успешного социального статуса, наличие высшего образования является обязательным условием.
Ввиду финансовой необходимости, а также необходимости нарабатывания навыков и опыта дабы быть востребованным для работодателя при найме, сложилась устойчивая тенденция раннего выхода молодых специалистов на рынок труда.
Сложности при трудоустройстве обусловлены не только качеством образования, но и диспропорциями требований работодателей, чаяний выпускников с региональными и отраслевыми рынками труда. «В столичных городах, Москве и Санкт-Петербурге, работающих по специальности выпускников вузов больше, чем в регионах».
Важнейшим препятствием при попытке трудоустроиться для молодого специалиста является высокая конкурентность на рынке рабочей силы, то есть соперничество между участниками рыночных отношений за рабочие места, за возможность выгодно «продать» свои знания, умения, навыки, реализовать свой потенциал, а также несоответствие полученного профиля спросу на рынке труда – переизбыток выпускников по некоторым специальностям просто зашкаливает, что вынуждает устраиваться на работу не по профилю, переучиваться или во вовсе продолжительное время находиться в статусе безработного. Это ещё раз акцентирует внимание на планировании карьерных стратегий, прогнозировании ситуации на рынке труда, важности предвидеть то, какие вакансии будут востребованы на несколько лет вперед.
Для тех, кто начал трудовую деятельность еще, будучи студентом, более оптимистичные перспективы быть трудоустроенными, имея уже определённый опыт и знакомство с профессией на практике. К тому же, найдя работу ещё до получения диплома, некоторые так и остаются на этом месте работы даже после его получения.
«Большинство выпускников, получив диплом в руки и полную свободу действий, не знают, куда податься, где, и главное - как искать работу. Особенно удивляет вчерашних студентов равнодушие работодателя к красному диплому. Если в анкете напротив графы "стаж" стоит жирный прочерк, "круглые" пятерки оказываются абсолютно бесполезными. И даже название престижного вуза не является панацеей от безработицы. Работу по профильному образованию найти очень трудно» .
Те, кто учёбу с работой не совмещал, повезло меньше. Им приходится искать каналы для трудоустройства. К таким каналам относятся: самостоятельное трудоустройство, с помощью службы занятости, путём личных связей и знакомств, трудоустройство по распределению .
Основным каналом поиска вакансий и трудоустройства на 2018 год стал Интернет – 62% респондентов выбрали именно такой способ поиска работы. Одним из самых значимых оказался канал «личных связей» - 34,5% респондентов прибегли с помощи знакомых для получения первого рабочего места. Рабочее место, обретенное в период прохождения практики, как канал трудоустройства отметили всего 8% опрошенных. Начать собственное дело, таким образом, обеспечив себя работой самостоятельно, смогли 1.4%.
Исследования о специфике трудоустройства молодых специалистов, проводимые экспертами в области образования, указывают на характеристики, которые являются залогом успешного трудоустройства: лидирующим фактором оказались личные качества – коммуникабельность, активность, инициативность, обучаемость (так отметили 48% участников опроса), опыт работы – 24%, репутация вуза оказывается тоже имеет значения для работодателей, так считают 20.5 % респондентов. Знакомства и личные связи повлияли на трудоустройство каждого седьмого выпускника.
В рамках этого же исследования были выявлены ключевые проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты при поиске работы. Самая масштабная проблема – отсутствие практических навыков и опыта – более 50 % опрошенных столкнулись с ней. Весомой проблемой оказалась заниженная заработная плата для молодых специалистов и завышенные требования работодателя - 20%. Половина работающих выпускников утверждает, что не испытывала трудностей при поиске рабочего места и указывает на свою активность в момент поиска.
С целью содействия трудоустройству молодым специалистам, в вузах созданы Центры содействия трудоустройству выпускников. В Ярославле существуют такие центры, к примеру, Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников «ИСТОК» при ЯрГУ им. Демидова, координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников при ЯГМУ, однако, об этом мало кому известно. Мало кому известно, что такие центры существуют и что туда можно обратиться за помощью. Центры содействия трудоустройству выпускников можно считать отдельным каналом трудоустройства.
Руководство учебного заведения должно стремиться организовать стажировку студентов в организациях, которые потенциально могли бы их нанять. Это довольно эффективный рычаг для решения проблемы трудоустройства молодых специалистов, поскольку работодатели обычно готовы нанимать выпускников, прошедших профессиональную подготовку и хорошо зарекомендовавших себя во время стажировки .
Самостоятельное трудоустройство подразумевает прямые обращения к работодателю, поиск вакансий в интернете, открытие собственного бизнеса, самозанятость, отклик на объявления через телевидение, газеты, информационные листовки.
Трудоустройство «по знакомству» подразумевает прямую протекцию со стороны родственников, друзей или хороших знакомых, или же получают рекомендации со стороны последних. В народе такое устройство на работу называется «по блату». Как правило, пользуясь таким каналом трудоустройства при карьерном старте, человек получает более высокий доход и хорошую должность.
По результатам исследования проблем трудоустройства молодёжи , в процессе которого было опрошено 134 студента ВУЗов с 1- 4 курсы, 70% из них уже имеют опыт занятости, а 30% не имеют такого опыта. Из 70 % трудящейся молодёжи 62% подрабатывают не по специальности, являются студентами дневной формы обучения и совмещают учёбу и подработку. Среди работающих 70% превалирует процент трудоустроившихся, использующих родственные связи или знакомства (практически половина всех опрошенных).
Несмотря на прогнозируемое недовольство, большая часть учащихся, опрошенная IT- компанией, квалифицирующийся на подборе персонала , не возражает на возврат к системе плановых распределений. Родители учащихся (54%) считают, что распределение не так уж страшно, что это гораздо лучше, чем мучиться в исканиях работы . Резко негативно касательно распределений высказались 28% респондентов .
Чтобы поднять современную экономику с колен, такая практика насыщения регионов кадрами просто необходима, считает А. Казак. Начальник профсоюза студентов РФ отмечает, что это не только экономически правильное решение, но в разы повысит социальную ответственность среди молодёжи .
Инициатива о плановых распределениях должна пройти народное обсуждение и только потом рассматриваться палатами парламента.
Госуслуги содействиют в поиске работы предоставляются Центром занятости населения. Для обращения в службу занятости и постановку на учёт по безработице необходимо предоставить перечень документов (удостоверяющих личность, квалификацию (диплом), трудовую книжку или её дубликат и справку о среднем заработке за последние 3 месяца. Далее соискатель приглашается для подбора рабочих вакансий (не позднее 11 дней с момента предоставления всех перечисленных документов). Если служба занятости не может предоставить вакансий соответствующих квалификации соискателя, то ему может быть предложено пройти профориентацию, переквалификацию, принять участие в ярмарке вакансий, предложить схожие вакансии.
Правительство РФ намеревается вернуться к такой мере трудоустройства молодых специалистов после ВУЗа как распределение. Время от времени возникают законопроекты и предложения по этой теме. Распределение, если таковое будет возвращено в практику, будет касаться только тех выпускников, которые получили образование за счёт средств госбюджета. Программно-целевой подход существует и сейчас, однако не так широко реализован, как может быть в ближайшем будущем. Усиленно продвигает эту идею Федерация профсоюзов РФ. На международном собрании лидеров профсоюзных стран «группы 20» (Labour20) глава Федерации независимых профсоюзов России М. Шмаков декларировал о том, что государственное распределение выпускников и обязательное предоставление им первого рабочего места станет мощным инструментом в борьбе с молодёжной безработицей.
Александр Торшин – первый зам. Председателя СФ на общероссийском молодёжном форуме отметил, что идёт активная дискуссия среди законотворцев о возврате к распределительной поствузовской практике, которая послужит залогом у успешному старту трудовой деятельности. Молодёжь, по его мнению, наиболее уязвимая категория не только в социальном плане, но и в профессиональном.
Впрочем, некоторые члены правительства воспринимают плановое распределение молодых специалистов крайне негативно. В частности, вице-премьер Ольга Голодец, высказалась, что есть другие способы привести в гармоничный тандем систему подготовки кадров и рынок труда молодёжи. Однако, что это за способы, она так и не пояснила. Министр труда М. Топилин также настроен критично в отношении госраспределения, не одобряет даже частичного распределения . Знатоки в области высшего образования также не уверены в надлежащем функционировании закона о распределении, так как опыт принудительного распределения в СССР уже был, а, следовательно «уклонистов» будет много, из-за низких зарплат, распределений за тысячи километров от отчего дома. Будут вновь покупаться медицинские справки, задействоваться личные связи - история повторится.
В реалиях современной экономики, чтобы наладить систему распределения трудовых ресурсов, необходимо отталкиваться от нужд предприятий, которые сами формируют запрос на необходимые им кадры. Это существенное отличие от плановой экономики Советского Союза, когда было чётко известно в какие отрасли производства нужны кадры. В случае принятия закона «О первом рабочем месте», система образования также надлежит оптимизации.
Министр финансов Антон Силуанов: «Штампуем юристов, экономистов, у которых по два – три высших образования, а работы нет. Для чего это?»
«В 2018 году Минобрнауки выделило 491 тысячу госбюджетных мест высшим учебным заведениям: 74.5 для магистратуры и 416.5 для бакалавриата» . Помимо предоставленной образовательной возможности, государство выплачивает стипендию – около 5 тысяч в месяц, что в районе трёхсот тысяч за пять лет обучения, соответственно, государство вправе обязать отработать средства, вложенные в обучающегося за все годы учёбы.
В поисках места работы молодые специалисты задействуют те каналы, которые им доступны. Занимая активную позицию соискателя, могут быть задействованы сразу несколько каналов - обращение в центр занятости населения, самостоятельный поиск работы, поиск протекции со стороны родных и близких.
Исходя из вышеизложенного следует отметить, что, несмотря на обширность существующих каналов трудоустройства, молодым специалистам найти работу по профилю довольно не просто. Вдобавок к тому, что молодёжь является и без того социально не защищённой демографической группой (даже закона о молодёжи до сих пор не принято), дак ещё и мытарства после вуза в поисках рабочего места существенного влияют и на морально-финансовое положение, и на самоопределение, и на социальный статус в целом.
Задействуя все известные каналы трудоустройства, молодые специалисты всё чаще отдают предпочтение сети Интернет для поиска вакансий, и всё реже встают на учёт в Центр занятости из-за бюрократических проволочек. А вот о существовании Центров содействия трудоустройству выпускников при ВУЗах знают далеко не все, хотя этот вариант тоже можно рассматривать как самодостаточный канал трудоустройства. Мне довелось узнать о существовании этих центров во время написания данной выпускной квалификационной работы.
Таким образом, практику плановых распределений, которую предполагается внедрить в ближайшем будущем также можно рассматривать как эффективный канал трудоустройства (образование по целевым квотам практикуется и в наши дни, однако носит не массовый характер), стабилизирующий экономику, регулирующий народонаселение и повышающий социальную ответственность молодёжи.