Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы проведения социологических исследований в практике государственного и муниципального управления

  • 👀 1576 просмотров
  • 📌 1556 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы проведения социологических исследований в практике государственного и муниципального управления» docx
Раздел 1. «Основы проведения социологических исследований в практике государственного и муниципального управления» В разделе 3 будут освещены вопросы: 1.1.Социологические исследования в практике государственного и муниципального управления. 1.2. Опрос как основной метод сбора информации. 1.3. Социологическая анкета: требования и принципы разработки 1.1. Социологические исследования в практике государственного и муниципального управления В данном вопросе будут рассмотрены четыре подвопроса (рис.1) Рис. 1. Основные подвопросы вопроса 1.1 1.1.1 Социологические методы оценки состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций Вопрос 1: Какие Вы знаете методы оценки состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций? Исследование – процесс научного изучения какого – либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества. В философском словаре представлено следующее определение: «Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности». В прошлые годы проведение исследований представлялось необходимым только в рамках специализированной научной деятельности. Однако, в современных условиях нестабильности, динамично развивающихся социально-экономических и политических процессов, исследования представляют собой неотъемлемый элемент принятия управленческих решений. Процесс управления в современных условиях требует научного подхода, анализа возможных последствий, факторов, влияющих на вектор и темпы развития изучаемых объектов, и, следовательно, исследования проникают в теорию и практику менеджмента, и, в первую очередь, государственное и муниципальное управление. Стереотип о том, что исследования – это только прерогатива научного работника достаточно устойчив и в современных условиях. Многие полагают, что в повседневной практике управления на исследования нет ни времени, ни острой необходимости. Это является глубоким заблуждением. В современной практике управления исследования являются основным фактором повышения эффективности управления. Исследовательский подход обеспечивает анализ резервов, ограничений развития, позволяет увидеть угрозы и своевременно принять корректирующие меры. Исследование – закономерный и естественный элемент практической эффективности любой деятельности. Это фактор профессионализма, образования и искусства. Таким образом, исследование – это вид деятельности человека, включающий: • распознавание проблем и ситуаций • определение их происхождения • выявление особенностей, содержания, закономерностей развития процессов и явлений • прогнозирование дальнейших тенденций развития объекта исследования • нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике её разрешения. Исследовательский подход способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений. Функция исследования сегодня становится основной функцией управления. Она является следствием динамичности управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении. В современных процессах управления исследовательская деятельность должна занимать не менее одной трети в структуре рабочего времени. Управление должно быть исследовательским само по себе, испытывать влияние исследовательского подхода при принятии оперативных и стратегических решений, процессах модернизации экономической и социальной сфер. Эффективность государственного и муниципального управления определяется качеством информации об объекте управления, уровнем ее достоверности, оперативности и полноты, именно этот фактор позволяет принимать рациональные управленческие решения, учитывающие все возможные последствия. Информация приобрела значимость и свойства стратегического ресурса, решающим фактором современного политического и экономического развития. Важно подчеркнуть ряд требований, предъявляемых к управленческой информации: надежность, достоверность, своевременность, адресность и возможность многократного использования. Действительно ценной является только та информация, которая уменьшает неопределенность в конкретной управленческой ситуации. Функции исследований: - получение достоверной информации об объекте анализа, - обеспечение надежной проверки знаний, - являются основой для разработки прогноза будущего состояния объекта, - являются основой для разработки научно-обоснованных рекомендаций, обеспечивающих необходимое изменение объекта исследования, - способствуют принятию эффективных управленческих решений. Социологические исследования имеют свою специфику, которая связана с тем, что явления и отношения в процессе социальных взаимодействий изучаются в комплексе и взаимосвязи экономических, политических, социальных и культурно-духовных аспектов. Кроме того, именно социологические исследования дают возможность количественного описания качественных процессов. Социологические исследования позволяют получить количественное измерение общественных процессов и явлений, социальных систем. Задачами социологического исследования являются изучение специфики формирования и развития социальных систем, механизмов их функционирования. Анализа социальной общности как системы предполагает следующие этапы: -анализ границ системы (территориальные границы, то есть в пределах какой территории будет осуществляться исследование, определение характеристик объекта исследования, социально-демографическая специфика); -выявление элементов системы (в неформальной группе определение социальных ролей участников, в формальной выявление социальных статусов и их иерархии); -выявление системообразующих детерминант (анализ причин, побуждающих людей объединяться в те или иные социальные общности, факторов, удерживающих их внутри социальных групп либо способствующих выходу); - анализ интегральных свойств социальных систем (определение тех или иных новых характеристик, появляющихся у социальной группы, которыми не обладает каждый элемент в отдельности). Изучение социальной системы включает в себя несколько этапов: 1.осознание теоретической или практической недостаточности имеющихся знаний; 2. формулировка проблемы исследования, выдвижение гипотетических объяснений, разработка гипотез; 3. эмпирическая проверка сформулированных гипотез; 4. корректировка и уточнение проблемы или гипотез, что предопределяет начало нового исследовательского цикла. В зависимости от имеющейся информации об изучаемых явлениях в каждом конкретном социологическом исследовании разрабатывается определенная стратегия поиска, предопределяющая последовательность действий, выбор того или иного вида социологического исследования. $$$Яо Л.М. Методика и техника социологических исследований /Учебное пособие. – Казань, КГТУ, 2010.%%%32^^^. Социологическое исследование, как и любое другое исследование в науке и практике, имеет очень большое значение. Исследование позволяет вырабатывать стратегию действий, концепцию научного поиска, подтверждая или опровергая гипотезы.  Социологическое исследование связывает теоретические знания и реальную действительность, помогая установить новые закономерности и тенденции развития общества. Значение получаемых в ходе исследования эмпирических данных 1.проверка выдвигаемых гипотез. 2.сбор и анализ достоверной информации. 3.данные, получаемые в ходе социологического исследования, носят теоретико-эмпирический характер и могут стать основой для развития теории государственного и муниципального управления, совершенствования управленческих практик. Роль социологических исследований в практике государственного и муниципального управлении. 1. Основная задача органов власти – создание условий, способствующих реализации интересов и потребностей населения. Согласно статье 7Конституции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Соответственно, основные приоритеты деятельности органов власти должны определяться, в первую очередь, реальными потребностями и интересами населения. Однако, как показывает практика, собственные представления руководителей органов власти об интересах населения и реальная ситуация не всегда совпадают. Таким образом, именно социологические исследования позволяют получить достоверную информацию о мнениях, проблемах и потребностях населения, что позволяет выстраивать общественно-значимую стратегию развития территории, определять приоритеты деятельности органов власти в соответствии с реальными ожиданиями жителей. 2.Оценка деятельности органов власти. В современных условиях такая информация позволяет определить целесообразность управленческой деятельности, ее результативность, уровень соответствия заданным целям, создает основу для выявления проблем, позволяет разрабатывать рекомендации и направления корректирующих действий. 3.Повышение уровня эффективности связей с общественностью. Обратная связь в государственном и муниципальном управлении – одно из наиболее значимых условий, позволяющих консолидировать усилия власти и населения для решения социально значимых проблем. В современных условиях масштабы социального отчуждения населения и власти достаточно велики, что требует поиска решения для налаживания устойчивых коммуникационных связей. Именно социологические исследования позволяют получить достоверную информацию о мнениях, проблемах и потребностях населения, что позволяет выстраивать общественно-значимую стратегию развития территории, определять приоритеты деятельности органов власти в соответствии с реальными ожиданиями жителей. 1.1.2. Теоретико-прикладные и прикладные социологические исследования Вопрос 2:В чем заключается специфика теоретико-прикладных и прикладных социологических исследований? Практичность прикладного исследования заключается в его непосредственной нацеленности на решение конкретных социальных проблем в реальных условиях. Данными обстоятельствами определяются основные особенности прикладных исследований. 1.Сроки проведения теоретико-прикладного исследования определяются социологом исходя из специфики и сложности научной задачи. В прикладном исследовании сроки его проведения рекомендует заказчик. 2.В прикладном исследовании именно заказчик определяет форму и содержание необходимых ему результатов. В прикладном исследовании гораздо более существенное значение имеет практичность и полезность полученной информации, нежели ее объем и качество текста. 3.Проводя прикладное исследование, чаще всего по максимуму используются готовые методики, адаптированные к целям и задачам конкретного исследования. В теоретико-прикладном исследовании, как правило, именно оригинальность замысла, нестандартность методического инструментария определяет уровень его научной значимости. 4. В прикладном исследовании этапы и специфика работы связана со стратегией получения и практического использования получаемой информации, в то время как в теоретико-прикладном исследовании доминирующий фактор - это необходимость научного осмысления анализируемых процессов и явлений. 5.Итоговым документом теоретико-прикладного исследования, как правило, является научная публикация, прикладного – конкретные рекомендации или социально-технологические разработки. Обозначая цель исследования, мы можем определить направленность исследования: теоретическую или практическую. Рассмотрим особенности каждого типа исследования. Таблица 1. Анализ специфических черт теоретико-прикладного и прикладного исследования. Теоретико-прикладное Прикладное Направленность Решение социальных проблем через разработку новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению Практическое решение достаточно четко поставленных социальных проблем с целью разработки конкретных рекомендаций Содержание Углубление научного знания, формирование новых теоретических концепций, выявление общественных закономерностей, устойчивых связей. Теоретические подходы, уже нашедшие свое отражение в научном знании, реализуются в конкретном приложении к обозначенной проблеме, непосредственным результатом становится разработка рекомендаций для внедрения в практику. Границы Полученные выводы имеют широкую направленность, могут использоваться для объяснения общих закономерностей и тенденций общественного развития Как правило, предметная область определена применительно к заданному социальному объекту, выводы и разработанные рекомендаций направлены на обеспечение эффективного функционирования и развития конкретного объекта (организации, муниципального образования). Таким образом, граница, разделяющая данные типы исследований, определяется в зависимости от основной цели, направленной на углубление научных знаний о тенденциях развития социальных процессов (теоретико-прикладное) или же на решение определенных управленческих задач, социальных проблем, выработку рекомендаций (прикладное). Фактором, инициирующим проведение теоретико-прикладных исследований, является определенная общественная потребность, требующая её изучение. Проведение прикладных исследований связано, как правило, с потребностями конкретного заказчика, управленческого органа, непосредственно заинтересованного в помощи исследователей. Граница, разделяющая данные типы исследований (теоретико-прикладные и прикладные социологические исследования), определяется в зависимости от основной цели, направленной на углубление научных знаний о тенденциях развития социальных процессов (теоретико-прикладное) или же на решение определенных управленческих задач, социальных проблем, выработку рекомендаций (прикладное). ПРИМЕР. Если целью исследования является анализ причин текучести кадров в конкретной организации, то данная тематика указывает на его прикладной характер. Теоретико-прикладной тип исследования задает более сложную цель, связанную с поиском устойчивых закономерностей, выявлением общих тенденций. Текучесть кадров на предприятии может быть следствием более глубоких социально-экономических проблем того или иного региона, отрасли промышленности. Например, может быть выявлена проблема миграции населения, что задает теоретико-прикладную цель исследования - анализ процессов миграции, их специфики и причин. Данная цель определяет постановку не только прикладных, но и теоретических задач, например, таких, как: проанализировать факторы миграционных процессов; изучить механизмы профессиональной мобильности как глобального социального процесса; изучить специфику миграционных процессов в регионе, их основные тенденции; разработать рекомендации по оптимизации миграционной политики. Вопрос 3: Приведите примеры теоретико-прикладных и прикладных социологических исследований. 1.1.3. Разведывательные, описательные и аналитические исследования Вопрос 4: В чем заключается специфика разведывательного, описательного и аналитического социологических исследований. В зависимости от состояния имеющихся знаний о проблеме, требований к репрезентативности выводов, выделяют такие типы социологического исследования, как разведывательное исследование, описательное и аналитическое. Описательные и разведывательные исследования являются противоположными по своим научным целям и полу­чаемым результатам типами фундаментальных исследований. Опи­сательное исследование является более сложным по своему содержанию, нежели разведывательное исследование. Таблица 2. Особенности описательного и разведывательного исследования. Описательное Разведывательное Цели скорее, содержательные скорее, поверхностные Сроки более длинные более сжатые Программа детальная, глубоко проработанная менее детальная и содержательная Инструментарий со­ответствует научным параметрам может требовать дальнейшей доработки Значение описание количественных и качественных характеристик явлений и процессов поверхностный срез явления, апробация инструментария Таким образом, название описательного исследования связано не с тем, что оно дает поверхностный срез анализа изучаемых процессов и явлений, а, в первую очередь, с тем, что не выявляет причинно-следственных связей. Однако, в современных исследованиях установление причинно-следственных связей достаточно редкая, практически эк­склюзивная практика. Роль описательных исследований очень значительна. Например, в рамках знаменитых Хоторнских экспериментов проводился массовый опрос, позволивший получить очень важную информацию о значении человеческого фактора на производстве. На основе полученных результатов был проведен зак­лючительный эксперимент. Именно данная информация позволила внести существенные коррективы в господствовавшие в те годы теории менеджмента. Описательное исследование позволяет получить целостную картину изучаемых явлений и, что наиболее важно, в количественных и качественных характеристиках описывает структуру явления и процессов, их динамику. В основе описательного исследования лежат репрезентативные сведе­ния, надежные данные, а инструментарий соответствует всем научным требованиям. Аналитическое исследование - самый глубокий и сложный вид социоло­гического анализа. Признаки аналитического и описательного исследования: • репрезентативность • надежность • достоверность Отличие аналитического исследования от описательного заключается в том, что оно выявляет скрытые детерминанты тенденций и закономерностей развития процессов и явлений. Аналитическое исследование является высшим уровнем профессионализма в рамках социологического научного анализа. Аналитическое исследование - наиболее сложный тип исследования, характеризующийся высоким уровнем научного осмысления проблемы. Цель - анализ факторов, определяющих тенденции и закономерности развития исследуемых процессов, выявление причинно-следственных связей, формирование объяснительных аналитических концепций, разработка научно-обоснованных рекомендаций. Вопрос 5: Приведите примеры разведывательного, описательного и аналитического социологических исследований. 1.1.4. Точеные и повторные исследования Вопрос 6: Объясните специфику точечного и повторного исследований. Точечное исследование позволяет получить инфор­мацию о состоянии, количественных и качественных характеристиках изучаемого явления непосредственно на момент исследования. Сравнить точечное исследование можно с моментальной фо­тографией события. Особенность точечного исследования заключается в том, что оно не позволяет получить данные о тенденциях из­менения явления на временных отрезках. Примером точечного исследования является монографическое исследование. Монографическое исследование представляет собой обследование одного или нескольких объектов с научно-познавательной или же практической целью. В качестве объекта могут выступать отдельные предприятия, определенные населенные пункты. Это исследование одного объекта «крупным планом», его детальное и подробное рассмотрение, а также связанных с ним контекстных условий. Монографическое исследование по своей специфике напоминает casestudy (исследование отдельного случая). При этом целью монографического исследования, как правило, является не столько получение нового знания (как в casestudy), а скорее постановка точного социального диагноза. При выборе объекта исследования предполагается, что он является наиболее типичным, характерен для всего класса изучаемых явлений. Монографические исследования чаще используются в практической деятельности антрополога, когда объектом анализа выступает одна деревня, изучаемая наиболее глубоко и интенсив­но. По­скольку сельские поселения, как правило, невелики, ученым удается со временем хорошо узнать каждого жителя, изучить образ жизни, ценности и установки. Наиболее известным является монографическое исследование первобытных племен, проведенное антропологом, этнографом Б. Малиновским в период Первой ми­ровой войны. Ученый поехал в британскую колониальную территорию Папуа, где проводил полевые исследования сначала на Маилу (1914), а затем на островах Тробриан (1915—1918). Уникальность исследования заключается в том, что ученый сам жил среди туземцев и лично узнавал их культуру, традиции и быт. Теория включенного наблюдения, реализованная Б. Малиновским, сегодня является ключевой в методологии антропологии. Отметим, что ученый в качестве непосредственного объекта исследования выбрал одну основа­тельно изученную деревню, выво­ды при этом были обобщены на всех жителей островов. Подобная практика вызывает определенные разногласия среди антропологов, многие считают, что нельзя результат исследования, проведенного в одной общине, распространить на всю местную культуру. Поэтому в антропологических исследованиях чаще изучаются группы общин, расположенных в разных концах страны, обобщение полученных результатов позволяет сделать более достоверные вывод о культу­ре страны в целом. Монографические исследования реализуются в рамках такой научной отрасли, как социология села. Основной целью при этом выступает детальный анализ новых явлений, отсутствие информации о которых делает невоз­можным проведение широких выборочных исследований. Таблица 3. Особенности монографического исследования при изучении сельских поселений. Цель получение «социального портрета» отдельных сельских поселений Задачи анализ структуры семей анализ источников и размеров доходов изучение особенностей трудовой деятельности исследование структуры и особенностей проведения досуга анализ традиционных видов общения изучение традиций, обычаев Инструментарий не претендует на получение репрезентативной информации Практическая значимость полный, подробный анализ конкретного объекта, нового явления; результаты исследования могут быть использованы при разработке программ крупномасштабных исследований. Повторные исследования представляют собой совокупность нескольких исследований, проведенных по одной программе и одному инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванные получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Целью повторных исследований является сравнительный анализ качественных и количественных характеристик объекта в различные временные отрезки. Таблица 4. Типы повторных исследований. Тип повторного исследования Содержание и специфика Цель лонгитюдное исследование длительное изучение одной совокупности лиц определение динамики изменения определенных показателей и их взаимовлияния когортное исследование изучение людей одного и того же возраста на протяжении длительного времени; объекты исследования при этом меняются, а люди сохраняются анализ изменений ценностных ориентаций, образа жизни людей одного поколения трендовое исследование исследование, проводимое в рамках одной и той же генеральной совокупности,с применением одинаковой методики; реализуется с определенным интервалом во времени установление трендов, тенденций социальных изменений; примером является перепись населения. панельное исследование исследование, проводимое по единой программе, одинаковой методике, на одной и той же выборке через определенные интервалы времени; объекты исследования при этом сохраняются (например, предприятие), а люди могут меняться анализ динамики процессов, событий и явлений Рассмотрим более подробно данные типы повторных исследований. Панель - это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (например, через 15 лет) исследовании. В повторном исследовании это будут уже респонденты, которые повзрослели на 15 лет. Псевдопанелью называется совокупность респондентов, которых подобрали так, чтобы по основным характеристикам (возраст, образование, профессия) она напоминала базовую, но при этом это не будут одни и те же люди (например, молодые предприниматели в 2000 г. и молодые предприниматели в 2015 г.). В процессе панельного исследования, которое представляет собой одну из разновидностей лонгитюдного, информация собирается посредством нескольких (не менее двух) опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели). Поскольку результаты исследования охватывают данные, полученные от каждого респондента в двух (или более) временных точках, то появляется уникальная возможность изучать не только изменения, охватывающие всю социальную группу, но и динамику индивидуальных изменений личности, факторов, влияющих на данные трансформации. Основная цель панельных исследований – анализ причинных связей, что особенно актуально для изучения общественного мнения. Поскольку обеспечение неизменности выборочной совокупности при повторном исследовании представляет собой определенные организационные сложности, то временной интервал между опросами в таких исследованиях, как правило, является небольшим (от нескольких дней до нескольких месяцев). Отметим, что длительность временных интервалов между опросами может быть различной и зависеть, от скорости протекания самих социальных процессов. Наиболее типичным примером панельного исследования являются исследования тенденций реализации жизненных планов выпускников средних школ, получившие известность в 1960—80-е гг. Первый раз выпускники были опрошены накануне выпускных экзаменов, затем при поступлении, окончании вуза, при прохождении определенных стадий трудовой карьеры. Лонгитюдное исследование (от англ. longitude - долгота) -исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определить динамику их изменения и взаимовлияния. Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») сформировался в детской и возрастной психологии, где он применялся в качестве своеобразной альтернативы методам «поперечных срезов». Впервые ввел его в психологию американский психолог, Гезелл Арнольд Луций (1880—1961), назвав его методом продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени (чаще всего с рождения до подросткового возраста). Самым крупным примером лонгитюдного исследования в нашей стране считается исследование семейных бюджетов, проводившееся еще в советские времена Госкомстатом. Целью этого панельного исследования являлся анализ ежемесячных доходов и расходов домохозяйств, в выборку было включено 48 600домохозяйств, результаты использовались в качестве основы для государственных статистических отчетов. Лонгитюдное исследование как разновидность повторного исследования иначе называется мониторингом. Мониторинг - такая форма организации социологического исследования, которая обеспечивает постоянное получение эмпирической информации о состоянии социальных процессов или явлений по единой системе показателей и методике. Это совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых состоит в научно-информационном обеспечении управленческих решений. В социологию данное понятие пришло из экологии, где под ним понималось непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды с целью выявления возможных нежелательных отклонений. При организации социологического мониторинга, как правило, определяются некоторые значимые показатели, характеризующие состояние социальной среды, и обеспечивается их регулярное измерение в течение длительного времени, что позволяет накапливать и изучать информацию в динамике, проводить сравнительный анализ. Цели мониторинга заключаются в обеспечении деятельности органов власти надежной, полной и достоверной информацией о состоянии социальных процессов, социальном самочувствии, общественном мнении, что значительно повышает качество управленческих решений. И.В. Бестужев-Лада считает, что мониторинг является наиболее эффективным средством разработки прогнозов. Условия проведения мониторинга: 1.изменение объекта исследования во времени, что позволяет отслеживать динамику и проводить сравнительный анализ; 2.нежелательные, угрожающие изменения в процессе функционирования объекта, что может привести к негативным последствиям. Роль мониторинга в процессе управления: • сравнительный анализ показателей, характеризующих развитие объекта исследования во времени; • выявление факторов, влияющих на тенденции развития объекта; • анализ тенденций и закономерностей изменения объекта исследования; • наглядное отображение динамики изменения процессов и явлений во времени с помощью аналитических и графических средств; • возможность предпринять корректирующие действия при нежелательном развитии процессов. Так, наблюдая образовательную систему региона в течение ряда лет, можно получить показатель потенциальной текучести кадров (количество педагогов, которые могут уйти из сферы образования). Сравнивая устойчивую негативную тенденцию с неким эталоном, скажем, критическим барьером, можно выявить степень ее опасности для общества или конкретного социального института. Можно сравнивать кривую изменения прибыли данной фирмы и фирм-конкурентов и анализировать уровень эффективности управления, получить основу для принятия решений о корректировке или модернизации определенных бизнес-процессов. 1.2. Опрос как основной метод сбора информации. В данном вопросе будут рассмотрены четыре подвопроса (рис.4) Рис. 4. Основные подвопросы вопроса 1.2 1.2.1 Специфика опросных методов Вопрос 7: Какие Вы знаете методы опроса и в чем их специфика? Опрос выступает основным методом сбора информации. Данный метод используется во многих сферах, где предполагается диалоговая форма общения в виде вопросов и ответов между людьми. «Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы (составление анамнеза – течения болезни). Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации. Специфика метода состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и получать различную по своей природе информацию».$$$Яо Л.М. Методика и техника социологических исследований /Учебное пособие. – Казань, КГТУ, 2010.%%%36^^^. В социологическом исследовании обращение к методу опроса актуально в том случае, если изу­чаемая проблема не в полной мере обеспечена документальными источ­никами либо такие источники вообще отсутствуют. Опрос наиболее эффективен при анализе содержательных характерис­тик общественного мнения, межличностных отношений, ценностных ориентаций и установок, исследовать которые не представляется возможным методами прямого наблюдения. Таким образом, с помощью опросных методов можно исследовать следующие аспекты: • состояние общественного мнения, социаль­но-психологические факторы его формирования; • потребности, интересы, мотивации, настроения, цен­ности, убеждения людей; • социаль­но-психологические аспекты межличностных отношений. Кроме того, опрос незаменим как дополнительный, контрольный метод, используемый для проверки данных, полученных, например, в процессе наблюдения или анализа документов. В этих ситуациях опрос также позволяет получить более глубокую и полную информации об изучаемых явлениях и процессах. Содержание опроса: • устное или письменное обращение интервьюера к респондентам с вопросами, в содержании которых отражена изучаемая проблема на уровне эмпирических индикаторов • регистрация и статистическая обработка полученных ответов • анализ и теоретическая интерпретация результатов. Цель опроса заключается в измерении мнений, установок и поведения людей, посредством анкетирования или интервью. Эффективность метода во многом зависит от качества разработанной анкеты, профессионально-сформулированные вопросы обеспечивают достоверные и точные ответы респондентов, двусмысленные, размытые по своему содержанию вопросы, напротив, не позволяют респондентам сфокусировать внимание, дают несоответствующие стимулы. Разрабатывая анкету, в первую очередь, следует избегать некорректных, двусмысленных, нечетких, неопределенных, неясных или наводящих формулировок и использовать соответствующий, язык и стиль общения, лексику, принятую в той социальной группе, где проводится опрос. Небрежность, некорректность сформулированных вопросов может вызвать раздражение или непонимание респондента, что, в результате может привести к отказу от участия в опросе или получению искаженной, недостоверной информации. Таким образом, опрос представляет собой систематизированный сбор информации, извлекаемой из ответов респондентов на вопросы, сформулированные исследователем. «Систематизированный сбор информации» предполагает, что результаты исследования будут содержать точные, достоверные данные, обеспеченные научно-обоснованным содержанием анкеты. Не менее значимым является возможность статической обработки данных, оценка их надежности и достоверности. Универсальность, незаменимость и надежность – это те наиболее значимые свойства опроса, которые обеспечивают его широкое использование в практике государственного и муниципального управления (см. таблицу 4). Таблица 4. Значимые свойства опроса. Свойства Специфика Универсальность Тематическая широта опрос охватывает самую разнообразную тематику, позволяет получить информацию, недоступную в процессе наблюдения или анализа документов, например, информацию о событиях прошлого, настоящего или будущих намерениях респондентов Широта охвата респондентов позволяет опросить большое число респондентов, обеспечивает широкий территориальный охват Незаменимость лучший источник знаний о внутренних побуждениях людей, оценках деятельности органов власти, позволяет выявить устойчивость мнений, намерений, мотивов. Надежность позволяет получить научно-востребованную и социально-значимую информацию, независящую от колебаний мировой конъюнктуры, места и времени проведения опроса; информацию, которая затем может быть воспроизведена при решении другой научной проблемы Универсальность и надежность опроса могут обеспечиваться только научно-обоснованным подходом и искусством применения опросного метода (см. рис. 5). Рис. 5. Искусство применения опросного метода Не менее значимый элемент – обоснованность применения метода, то есть обязательность ответа на вопрос: «можно ли получить требуемую информацию, не прибегая к методу опроса?». Диалог исследователя и респондента опосредован вопросником, в котором реализуется замысел, цели и теоретико-практические представления о содержании проблемы, факторах, определяющих ее решение. Именно вопросник выполняет функции инструментария для сбора эмпи­рических данных. При этом важную роль играет анкетер (или интервьюер), который может оказать значительное влияние на качество получаемой информации. Вопросник представляет собой формализованный набор вопросов. В зависимости от формы опроса, вопросник называется либо анкетой (в случае группового или заочного анкетирования), либо бланком интервью (в случае лично проводимого интервью). Требования, предъявляемые к вопроснику, аналогичны требованиям, которым должен удовлетворять любой нормативно-правовой акт – быть ясным и недвусмысленным. Разрабатывая вопросы, следует убедиться, что они понятны и ясны для восприятия респондентов. $$$Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.%%%37 ^^^. Таким образом, большую часть эмпирической информации, используемой в практике государственного и муниципального управления, получают посредством опросных методов. Достоинства опроса: • относительная простота и четкость требований к организации по сравнению с другими способами получения информации, например, наблюдением; • уникальность получаемой информации (анализ оценок деятельности органов власти, мнений, предпочтений и ценностных ориентаций может быть произведен только на основании данных, полученных в результате опроса; ни наблюдение, ни анализ документов не могут дать подобной информации); • относительная дешевизна; • конкретность и содержательность получаемой информации, относительная однозначность ее интерпретации; • возможность использования технических средств обработки данных. Однако, всегда следует учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса, связанное с особенностями процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей. Недостатки метода связаны с факторами, которые могут оказать негативное влияние на качество получаемой информации. В данном случае речь идет об участниках опроса (респондент и исследователь) и самой процедуре опроса: 1.факторы влияния респондента: особенности его восприятия вопросов, отношение к интервьюеру и организации, проводящей опрос, свойства памяти, психики, уровень образования и культуры; 2.факторы влияния исследователя: качество анкеты, специфика вопросов, профессионализм анкетера или интервьюера; 3.факторы организации процедуры опроса: выбор времени и места опроса, учет воздействия внешних факторов. Объект опроса – социальная общность, группа, коллектив, индивид. Предмет – субъективно-оценочная информация, выраженная в мнениях респондентов и характеризующая их поведение, ценностную ориентацию. Выбор процедуры сбора данных (анкетирование или интервью) представляет собой важный этап в исследовании, который определяет его эффективность в целом. Данный выбор должен быть научно обоснован и определяться целью исследования, особенностями и основными характеристиками выборочной совокупности. Вопрос 8:В чем заключаются достоинства и недостатки метода опроса? 1.2.2. Интервью: преимущества и недостатки Вопрос 9:В чем заключаются достоинства и недостатки метода интервью? Интервью представляет собой целенаправленную беседу по заранее составленному списку вопросов с целью получения эмпирических данных. Особо следует подчеркнуть, что интервью - это не просто беседа, а научный метод, вид опроса, предполагающий разведывание, получение социально-значимой информации, выяснение важных сведений. В словаре Ожегова по интересующему нас вопросу сказано: «Интервью -предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом». Слово «интервью» происходит от английского interview и означает беседу, встречу, обмен мнениями. Действительно, вторая составляющая этого слова переводится как точка зрения, взгляд, мнение, а приставка «интер» обозначает нечто, происходящее «между» кем-то. Однако обычную беседу считать «интервью» неверно - она протекает стихийно. Разговор на кухне или на улице - тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми. Интервью - это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных. Иными словами, способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. С развитием социологии термин обрел дополнительное значение. Для того чтобы дать определение интервью как методу в социологии, необходимо обозначить его отличие от других видов интервью. Журналист, берущий интервью у звезды шоу-бизнеса, актера, политика и т.д., первым делом стремится получить сенсационные факты. Часто ими является информация о личной жизни знаменитости. С интервью мы сталкиваемся и в нашей повседневной жизни. К примеру, врач опрашивает пациента, пытается установить причины болезни. И чем точнее будут ответы больного, тем доктору будет легче поставить диагноз или прописать лекарство. В данном случае ценность полученной информации в ее точности. Сотрудник уголовного розыска опрашивает свидетеля или подозреваемого с целью получения информации, необходимой для раскрытия преступления. Таким образом, интервью надо понимать в широком и узком значении. Интервью – 1) жанр публицистики, беседа журналиста, с одним или несколькими лицами, которая проводится в свободной манере для выяснения новых сведений, установления недостатющих подробностей, определения чьей-то позиции, взглядов на происходящее событие; 2) в науке - это способ научного познания с привлечением знаний посторонних людей, последующей статистической обработкой. Интервью в руках ученого - такой же точный и четко сконструированный инструмент, как радиотелескоп. Итак, научное интервью, в том числе социологическое, - это метод получения информации от человека в ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (последовательность, форма постановки вопросов и т.п.). Человека, с которым беседует ученый, именуют опрашиваемым, интервьюируемым, респондентом. Поскольку социолога называют врачом общества, то интервью в социологии по целям и задачам ближе всего к интервью, протекающему между доктором и пациентом. Соответственно, главными качествами информации в социологии является ее точность и полнота. Интервью - особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации. В основе интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования. В свете этого интервью как исследовательское общение представляет собой мотивированное извне «псевдообщение», при котором возникает обычная межличностная мотивация. От характера общения, от тесноты контакта и взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, качество получаемой информации. Планируя интервью необходимо обратить внимание на следующие аспекты: определение круга потенциальных респондентов (при необходимости установить предварительную договоренность); выбор времени и места интервью; определение процедуры регистрации ответов (запись ответов в анкетном бланке или использование технических средств)(см. рис.6). Интервью представляет собой проводимую по определенному плану беседу, в рамках которой предполагается прямой контакт интервьюера с респондентом с целью получения информации. Привлечение высокопрофессиональных, ответственных интервьюеров - фактор обеспечения эффективности данного вида опроса. Интервьюеру необходимо снизить влияние таких негативных аспектов, как трудности в восприятии вопросов и вариантов ответа, нетерпеливость респондента, страх перед опросом и связанное с этим стремление выбирать наиболее нейтральные позиции ответа. Как показывает практика, в процессе интервью респонденты крайне неохотно отвечают на большое количество вопросов, в этой ситуации интервьюеру необходимо убедить отвечающего продолжить беседу, не жертвуя точностью формулировок вопросов. Не менее сложной является ситуация при выборе одного варианта ответа из их списка. Как показывает практика, респонденты предпочитают выбирать самые первые варианты, не желая тратить время на прослушивание остальных. Интервьюеру необходимо зачитать весь список вариантов ответа (включая промежуточные, такие как, например, «скорее да, чем нет», «скорее положительно, чем отрицательно» и т.д.), убедить респондента внимательно отнестись к выбору. Все это предъявляет высокие требования к этическим нормам поведения интервьюера, его ответственности, профессионализму, компетенциям в сфере межличностного общения. Особенности интервью по-разному проявляются в различных его организационных формах. Рассмотрим их. Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами. Одна из причин, по которой в современной социологии интервью используется реже, чем анкетирование, - неразвитость сетей постоянных интервьюеров, имеющих специальную подготовку. Каждый раз заново формировать и обучать коллектив интервьюеров не выгодно, так как это существенно увеличивает затраты времени на исследование. К тому же качество работы временных интервьюеров может оказаться более низким, нежели штатных работников. Часто бывает так, что людям необходим дополнительный заработок (к примеру, в летний период студентам) и вопрос о том, чтобы удержаться в одной социологической фирме, не стоит. Если интервьюера увольняют за некачественную работу, он обращается в другую фирму. Штатный же сотрудник дорожит постоянством и стабильностью своего рабочего места, поэтому он заинтересован работать качественно и профессионально. Очень важным профессиональным качеством интервьюера является умение не влиять на качество получаемых в опросе результатов. Подобное влияние называется эффектом интервьюера. Чаще всего оно им не осознается и проявляется в различных формах неявного внушения или навязывания опрашиваемому своих установок. С другой стороны, у интервьюера заранее может сформироваться стереотипный образ определенной группы людей. Ему начинает казаться, что он полностью «постиг» особенности опрашиваемых и может предвидеть возможные ответы. В результате слушает и отмечает в плане только то, что совпадает с его мнением. Долгое пребывание исследователя «внутри» изучаемой проблемы может привести к идентификации себя с респондентами и как следствие - к потере столь необходимой отстраненности. Образование интервьюера также влияет на получаемые ответы. В исследовании, которое проводилось в Казани, была выявлена следующая закономерность: чем выше образование интервьюера, тем чаще он отмечает в анкете вариант «затрудняюсь ответить». Возможно, это связано с тем, что люди с высшим образованием менее терпеливы или менее склонны навязывать свою позицию опрашиваемому. Для того чтобы снизить эффект интервьюера, с последним проводится тщательный инструктаж: излагаются правила поиска респондентов и замены отсутствующих запасными кандидатурами; содержание вводной беседы с респондентом, условия получения его согласия на интервью. В тексте вопросника предусматриваются пояснения по технике заполнения: указатели переходов от вопросов-фильтров к специализированным вопросам, правила заполнения вопроса табличной формы, напоминания о карточках и т.д. Так формируется стройная система контроля качества работы интервьюера, наиболее распространенной формой которого является выборочное повторное посещение респондентов. Контролеры-интервьюеры выясняют, состоялась ли беседа и с кем именно, спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервьюер. Требования к интервьюерам, которые могут быть весьма различны в зависимости от контекста и ситуационных факторов. Например, С. Белановский считает, что одним из главных достоинств интервьюера является умение создать для респондентов максимально комфортную атмосферу, формирование у него ощущений собственной значимости, чувства ответственности, важности ответов на вопросы анкеты. И. Назарова считает, что дружелюбие интервьюера является наиболее важным фактором вовлечения респондента в процесс интервью, обеспечивая достоверность его ответов. $$$ Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.%%%40 ^^^. 1.2.3. Анкетный опрос в практике государственного и муниципального управления Вопрос 10:В чем заключается специфика анкетного опроса. Анкетирование представляет собой письменную форму опроса, который осуществляется, как правило, заочно, то есть без непосредственного контакта и прямого диалога интервьюера с респондентом. Целесообразность анкетирования определяется следующими факторами: а) сжатые сроки опроса и большое число респондентов; б) необходимость детального обдумывания содержания вопросов и вариантов ответов респондентами, в связи с чем, более удобной будет являться ситуация, когда респонденты имеют перед глазами отпечатанную анкету.$$$ Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.%%%41 ^^^. Анкетирование заключается в самостоятельном заполнении респондентами специально разработанных вопросников - анкет. Анкетирование может проводиться в отсутствие, так и в присутствии интервьюера (см. таблицу 5). Таблица 5. Особенности анкетирования. Вид анкетирования содержание работы анкетера особенности достоинства в присутствии интервьюера раздать и собрать анкеты, обеспечить контроль качества их заполнения, не участвовать напрямую в обсуждении содержания вопросов анкеты. контроль со стороны анкетера позволяет обеспечивать соответствующий уровень и качество заполнения анкеты охватывает большие массивы респондентов, что обеспечивает высокую достоверность эмпирической информации в отсутствие интервьюера организовать опрос путем рассылки анкет (по почте или с помощью электронных средств связи), обеспечить возврат заполненных анкет отсутствие контакта анкетера и респондента может негативно отразится на качестве заполнения анкеты. Необходимость математической обработки результатов массового анкетирования вызывает преимущественное использование в анкетах закрытых вопросов, предполагающих определенный и исчерпывающий перечень ответов на эти вопросы. Поэтому значительную опасность для качества опроса представляет допущение неполноты набора альтернатив в закрытых вопросах, влекущее за собой дезориентацию респондента и, как следствие этого, снижение достоверности получаемых по результатам опроса выводов. Опрос при помощи анкет является наиболее распространенным методом получения социологической информации. Его главным достоинством является масштаб охвата выборочной совокупности, позволяющий делать обобщения на большом массиве социологического материала. Правильно сформированная анкета дает возможность заключать обоснованные и содержательные выводы о свойствах и ценностных ориентациях социальных групп, попавших в выборку, выявлять закономерности, составляющие устойчивые и сущностные связи между различными составляющими исследуемого объекта. Поэтому необходимо тщательно подготовить вопросник, связав его логику и структуру с целями и задачами исследования. Анкетный опрос может быть представлен в двух видах, обусловленных целями, закладываемыми в процедуру опроса: информационный и перекрестный. • Целью информационного анкетного опроса является простой сбор информации, получаемой при помощи вопросов. • Целью перекрестного анкетного опроса является «парное сличение признаков, заложенных в вопросы анкеты с целью определения скрытых зависимостей в содержании и динамике объекта исследования». «На первом этапе проведения анкетного опроса - подготовительном - важно проверить логическую обоснованность (релевантность) каждого вопроса, включенного в анкету. Составитель анкеты должен знать, какую информацию можно получить на базе того или иного вопроса, с какими другими вопросами связан данный вопрос и какие выводы можно получить в ходе сравнительного анализа ответов на эти вопросы. Решить эту проблему при проведении перекрестного опроса позволяет формулировка перечня бинарных оппозиций, цель которого заключается в сопоставлении вопросов анкеты, матричное представление ответов на которые дает возможность получить скрытые от самих участников опроса устойчивые зависимости между свойствами объекта исследования. К примеру, оппозиционную пару в анкете могут составить вопросы о поле, возрасте или образовании - с одной стороны, и об отношении к региональной власти (отрицательное, положительное и равнодушное) - с другой. В идеале, практически все вопросы анкеты должны состоять в бинарных оппозициях друг с другом, это повысит информационную емкость анкеты и улучшит качество последующей ее обработки». Подводя итоги, обозначим достоинства и недостатки метода анкетирования, что позволит более обосновано подойти к выбору типа опроса при проведении исследования. 1.2.4. Заочные методы опроса Вопрос 11: Какие заочные методы опроса Вы знаете? К заочным методам опроса относится почтовый, прессовый, телефонный, а также Интернет-опрос. Виды заочных опросов Социологические опросы требуют высоких материальных затрат, особенно в случае необходимости опроса нескольких тысяч человек. Например, исследование культурных различий предполагает проведение опросов в нескольких странах одновременно. Стоимость таких исследований достаточно велика, поскольку складывается из цены единичного контакта с респондентом (работа анкетера, транспортные издержки), а также затрат на передачу полученных данных в единый центр их обработки. В данном случае одним из факторов снижения стоимости опроса становится использование телефона и компьютера. Телефонный опрос, а также Интернет-опрос обеспечивает охват большого количества респондентов, находящихся удаленно на разных территориях. Любопытный вывод сделали социологи в результате исследования 1995 года. Высказывания респондентов о президенте, опрашиваемых методом телефонного интервью, были более снисходительными и мягкими, нежели при личном интервью или анкетировании. Предпочтительные формы опроса: 1. Результаты зарубежных исследований Личное интервью – 48% Почтовый опрос – 30% Телефонный опрос – 7% 2. Результаты отечественных исследований. А.Ю. Мягков в 1998году выявил наиболее приемлемые формы опроса при обсуждении размеров и источников дохода: Личное интервью – 25% Анкетирование – 29% Телефонный опрос – 15% Любопытное исследование было проведено PewResearch для оценки разницы в ответах между респондентами, отвечающих на вопросы по телефону и по интернету. Это исследование было сделано специально именно для выяснения разницы между методами опросов, поэтому выборка была взвешенная по всем показателям. Соответственно исследователи исключили ошибку смещения выборки (это были совсем не те интернет-опросы, где может проголосовать каждый желающий). Всего было задано 60 вопросов на совершенно разные темы. Различия в ответах по разным темам вопросов оказались ожидаемо неодинаковыми. Рассмотрим, по какой тематике разница между ответами респондентов по телефону и по интернету оказалась наиболее существенной. Самая большая разница прослеживалась в ответах об удовлетворенности семейной жизнью. По телефону 62% отметили, что удовлетворены ею, а по интернету только - 44%. Уровень удовлетворенности социальной жизнью также оказался различен в разных опросах: 43% (телефонный опрос) и 29% (опрос через Интернет). Высок уровень различий и в ответах на вопрос о дискриминации различных слоев населения. Кроме того, в ответах по интернету люди чаще давали резко негативные оценки политикам, причем, как демократам, так и республиканцам. Вывод, который сделали исследователи, заключается в следующем: достоверность ответов в опросах через Интернет выше, чем в телефонных аналогах. По мнению исследователей, люди по интернету больше говорят то, что действительно думают. А по телефону люди чаще говорят то, что, как они думают, от них ждут, более социально-приемлемый ответ. Во-вторых, по телефону людям не очень хочется выглядеть не слишком достойно, показаться неполиткорректным и т.д. А по интернету респонденты более свободно выражают свое мнение». Заочные методы опроса: • почтовый • прессовый • телефонный • Интернет-опрос 1.3. Социологическая анкета: требования и принципы разработки В данном вопросе будут рассмотрены три подвопроса (рис.16) Требования при разработке анкеты Вопрос 17: Что собой представляет социологическая анкета? 1.3.1 Требования при разработке анкеты Анкета представляет собой документ, который содержит жестко фиксированный порядок вопросов с указанием правил заполнения. Анкета должна быть структурирована на блоки, объединяющие вопросы по тематике, что облегчает ее восприятие. Композиция анкеты должна включать в себя ряд разделов: 1.введение или преамбула (представляет респонденту организацию, которая проводит исследование, его цели, значимость участия, правила заполнения анкеты, сообщает о конфиденциальности получаемых сведений, анонимности); 2.информативная часть (включает в себя основные вопросы исследования); 3.классификационная часть или «паспортичка» (содержит вопросы, направленные на получение социально-демографических сведений о респонденте, таких, как пол, возраст, образование, профессия и т.д.); 4.заключительная часть включает в себя открытый вопрос с предложением высказать дополнительные сведения, предложения, идеи, которые есть у респондента по данной теме, а также содержит благодарность за заполнение анкеты. Таким образом, в начале анкеты располагается введение, представляющее собой обращение к респонденту. Затем располагаются вопросы, которые являются наиболее простыми, имеют нейтральный характер. Данные вопросы решают, как общую познавательную задачу, так и позволяют начать беседу, заинтересовать проблемой, вводят респондента в тему, формируя его установку на сотрудничество с исследователем. Более сложные вопросы, которые требуют определенных размышлений, следует размещать в середине анкеты. В конце анкеты уровень трудности вопросов должен снижаться. Обычно в конце анкеты располагают, так называемую,«паспортичку», в которой задаются вопросы социально-демографического характера. Таким образом, располагать вопросы следует с нарастанием степени трудности, обеспечивая плавный переход от простых, нейтральных вопросов к более сложным, эмоционально окрашенным. Наиболее сложные вопросы располагают в середине анкеты, затем уровень трудности должен снижаться, что продиктовано такими психологическими аспектами, как нетерпеливость респондента, усиление усталости, ослабление внимания по мере заполнения вопросника. Анкета должна быть структурирована на блоки, объединяющие вопросы по тематике, что облегчает ее восприятие. Данные блоки могут быть составлены по тематическому или проблемному принципу. Переход от одного блока к другому может быть дополнен пояснениями, например: «на данном вопросе мы завершаем разговор о благоустройстве Вашего района, перейдем теперь к проблеме качества дорог». Определенные правила заполнения анкеты, пояснения, сигнализирующие о возможных трудностях, могут располагаться непосредственно в тексте вопро­сов или на полях анкеты: данные инструктивные указания сообщают о том, сколько, например, вариантов ответов может выбрать респондент при ответе или же акцентируют внимание на правилах заполнения вопросов-таблиц. При разработке основной части анкеты особое внимание уделяется характеристикам поставленных вопросов: • тип вопросов (формат ответов), • содержание вопросов • число вопросов • последовательность вопросов в анкете • присутствие контрольных вопросов. Композиция анкеты определяется задачами исследования, те­мой опроса и особенностями вопросов. Расположение вопросов (или блоков вопросов) может следовать логике раскрытия темы опроса, иногда такая последовательность сознательно нарушается социологом в методических целях. Например, дополнительный вопрос, контролирующий достоверность ответа на основной вопрос, должен быть расположен не в прямой близости от него. Должны удаляться друг от друга вопросы, которые вызывают так называемый «эффект эха» (ответ на один вопрос определяет содержание ответа на следующий вопрос). Например, такой вопрос «Считаете ли Вы, что к людям следует относиться с доверием?» вызывает эффект эха при ответе на следующий: «Рассказываете ли Вы о своих семейных заботах товарищам по работе?» Вопросы не должны содержать неясные для респондента терми­ны и понятия. Число вопросов в анкете обычно не превышает 30— 40 (после 45 минут опроса внимание респондента снижается). Ан­кета считается «хорошей», если соблюдены два основных правила: формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, а сама анкета должна соответствовать возможностям респон­дента как источника информации (например, нельзя предъявлять непосильных требований к памяти, аналитическим способностям респондента или унижать чувство собственного достоинства) Типы вопросов в анкете Вопрос 18: Какие типы анкетных вопросов Вы знаете? Основания для выделения типов вопросов в анкете подразделяются на следующие: 1.по функциям 2.по отношению к респонденту 3.по наличию возможных ответов 4.по характеру возможных ответов 4.по оформлению 5. по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента). По функциям выделяют вопросы, решающие различные методические задачи по управлению ходом опроса, его психологической атмосферой, логической строгостью: • контрольные вопросы. • вопросы – фильтры. • контактные. По наличию возможных ответов: • Открытые вопросы • Закрытые вопросы • Полузакрытые вопросы Недостаток открытых вопросов: 1. Смысловая многозначимость разговорного языка и связанная с ней возможная неоднозначность восприятия вопросов, приводили к значительному разнообразию формулировок ответов, получаемых на открытый вопрос. Это затрудняло статистическую обработку и классификацию ответов. Здесь требуется искусство расшифровки реальных смыслов, вкладываемых респондентами в их суждения. 2. Незаполняемость анкет по данным вопросам. Когда формулировки вопросов и их содержание не соответствовали социально- психологическим особенностям респондента бывает много не ответивших или отвечающих не по существу. По оформлению (см. рис. 20): 1.текстовые 2.вопросы – таблицы. Рис. 20. Разновидность вопросов по типу оформления По предметному содержанию выделяются вопросы о знаниях людей, их мнениях по поводу различных явлений и фактов, о пожеланиях, ожиданиях и планах на будущее; о фактах поведения - поступках, действиях и результатах деятельности; наконец, о личности респондента. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер. В этом виде вопросов есть особый блок - вопросы о личности респондента, которые входят во все социологические анкеты и называются «паспортичкой», или социально-демографическими вопросами. Они выявляют пол, возраст, национальность, образование, профессию, семейное положение, доход, место жительства или работы и т.п. Другое направление классификации вопросов по предметному содержанию связано с выделением различных сфер социальной практики: труд, досуг, семья, культура, образование и т.п. Требования при включении вопросов в анкету: логическая обоснованность и информационная значимость каждого вопроса, включение в анкету контрольных вопросов, соразмерность объема и содержания вопросов уровню образования, квалификации респондентов, включение в анкету преимущественно закрытых и полузакрытых вопросов В научной литературе представлено значительное количество рекомендаций, обеспечивающих эффективность разработки вопросов анкеты. Принципы логического ана­лиза вопросов анкеты, предложенные, в частности, О.М. Масловой, позволяют отбраковать, исключить грубые логические ошиб­ки и оставить доброкачественные вопросы. Ведь если социолог допускает ошибки на этапе составления анкеты, то они добавля­ются к тем неизбежным ошибкам, которые сопровождают процес­сы формирования выборки, операционализации понятий, сбора и анализа данных. Хотя составление анкет до сих пор является в большей степе­ни искусством, чем наукой, можно сформулировать ряд простых общих правил, следование которым позволит вам быть уверенны­ми в том, что анкета будет понятна участникам опросов. Основные правила формулировки вопросов: 1.ясность анкетных вопросов; 2.исключить в анкете двусмысленные вопросы, абстрактные и многозначные термины; 3.в анкете необходим правильный порядок размещения воп­росов; 4.организация анкеты, ее форма должна обеспечивать удобство работы с ней; 5.обязательность предварительной проверки анкет в пилотажном опросе, чтобы выявить основные трудности и проблеме в процессе ее заполнения; 6.вопрос должен касаться только одного предмета; 7.язык анкеты должен быть понятен респонденту, быть близким к его разговорной речи; 8.корректность формулировок вопроса; 9.формулировки вопроса должны мотивировать респондента на достоверный, полный, искренний ответ; 10.соблюдение пропорций при подборе положительных и отрицательных суждений в вопросе-меню Вопрос 19: Назовите требования при постановке вопросов в анкете 1.3.3 Обеспечение качества анкетного опроса Вопрос 20: Какие меры могут повысить качество анкетного опроса Процесс составления анкеты представляет собой очень трудоемкую работу, которая требует квалификации, опыта, интуиции. Попытка стандартизировать данный процесс не представляется возможной, поскольку анкета направлена на получение актуальной информации по уникальной проблеме в контексте современных тенденций. Тем не менее, в отечественном опыте проведения социологических исследований присутствует практика стандартизации процесса разработки анкеты. В середине 80-х гг. были подготовлены отраслевые ме­тодические документы для заводских социологов. Согласно одному из них, была поставлена цель, в рамках которой предполагалась замена обычного социологического исследования стандартизированным анкетированием посредством типовой анкеты. На предприятия рассылались готовые анкеты, в которых содержался комплекс стандартных вопросов об уровне удовлетворенности трудом, организации труда, заработной плате и других аспектах. Широкого распространения данный опыт не получил. Еще менее рациональным представляется его применение в современных условиях, когда социально-экономические и политические факторы постоянно меняются, а производственная ситуация на каждом предприятии не может являться типичной и зависит от множества аспектов. Источники составления анкет (см. рис. 21): 1.анкеты, использованные в других исследованиях; 2.литература по данной проблематике, публикации в СМИ; 3.опыт исследователя, его интуиция. Рис. 21. Источники разработки анкеты Вопрос заимствования чужого, уже апробированного инструментария является достаточно сложным. Полное или частичное использование уже прошедших апробацию анкетных форм является фактором повышения качества анкетного опроса, обеспечивает надежность исследования, преемственность результатов, позволяет отслеживать динамику изменений. Это особенно актуально, например, при оценке деятельности органов власти во временной динамике, при анализе социально-экономических факторов, определяющих уровень удовлетворенности жителей действиями властей. В зарубежной практике данный прием получил широкое распространение: при разработке новой анкеты 60% составляют заимствованные вопросы (при этом обязательным является указание автора!!!), 40% - собственные вопросы, прошедшие пилотажную апробацию. В отечественной практике заимствование чужих вопросов, если и происходит, то, как правило, анонимно, без указания авторства. В данном контексте практика заимствования чужих вопросов имеет серьезную этическую проблему. Одним из механизмов обеспечения качества анкетного опроса, преемственности его результатов является создание, например, в муниципальных образованиях района «банка вопро­сов», используемых при опросах общественного мнения жителей. Включение в анкету надежных, апробированных на практике вопросов из «банка» позволит не только повысить качество исследования, но и анализ оценок жителей в динамике, сравнение качества управленческих процессов в различных муниципальных образованиях. При этом очень важно приращение, обновление «банка вопросов», что диктуется изменением социально-экономических условий. Вторым источником составления анкет могут являться публикации в средствах массовой информации. Трансформация публицистического материала в анкетный вопрос является интересным, но достаточно сложным делом. Рассмотрим следующий пример. Перед исследователем стоит задача выяснить отношение респондентов к местному самоуправлению. При формулировке базисной части вопроса может быть использована следующая конструкция: «В средствах массовой информации, по телевидению, в повседневных разговорах высказываются самые разные суждения относительно местного самоуправления. Какого мнения придерживаетесь Вы сами?». Далее излагается перечень вариантов ответа, формулировки которых заимствуются из средств массовой информации. При этом нужно проанализировать значительное количество публикаций для того, чтобы максимально полно представить всю палитру высказываний о местном самоуправлении, обязательно требуется учесть полярные суждения. Анализ газетных публикаций через определенное время показывает, что мнения в СМИ повторяются, это позволяет закончить научный поиск, поскольку весь спектр высказываний представлен в вариантах ответа. Следующий этап – обобщение высказываний, логический анализ, сжатие информации и литературная обработка, составление списка вариантов ответа (например, местное самоуправление – «это самостоятельная деятельность населения», «это деятельность местных чиновников, которые не учитывают мнения населения», «возможность проявления гражданской инициативы на местах» и т.д.). Перед тем, как использовать данные формулировки в широкомасштабных исследованиях обязательным является их пилотажная апробация, проверка того, насколько они понятны респонденту, а также анализ их соответствия целям и задачам исследования». Основой для разработки анкеты является программа социологического исследования. Опора на интерпретацию понятий, операционализацию, раскрытие основных задач и возможность проверки гипотез являются важнейшими факторами обеспечения качества анкетного опроса. Анкета представляет собой определенный механизм взаимодействия исследовате­ля и респондента, представляя собой не только средство научного анализа, измерения необходимых параметров, но и коммуникативный канал, инструмент общения. В связи с этим анкета должна обладать высоким уровнем надежности и точности, выполняя предписанные данному инструментарию функции и обеспечивая качество и достоверность информации. Ка­чество социологической анкеты определяется двумя факторами: научно-обоснованным подходом к ее разработке, искусством составления вопросов и восприятием текста со стороны респондентов, тем насколько адекватно были поняты вопросы. В связи с чем, техники оценки понимания текста вопросов являются весьма востребованными. В социологической практике используются следующие техники: экспертные оценки разра­ботчиков анкеты; экспертные оценки интервьюеров; логический анализ анкеты; когнитивные методы анализа текста анкет. Прежде всего, требуется анализ лексической или логической правильности вопросов (например, насколько сбалансированы между собой варианты закрытых вопросов), их соответствие задачам исследования. Цель когнитивного метода - изучить мыслительные процес­сы, определяющие содержание ответа респондентов. Данный метод позволяет конструировать более эффективный опросный инструментарий. Так, в процессе исследования было выяснено, что формулировки письменного вопроса и его воспроизведение вслух анкетером или же мысленно респондентом представляют собой разные вещи. Анкетер зачитывает вопрос одним образом, а сам респондент другим. При этом понимание вопроса и его восприятие определяется физическим и эмоциональным самочувствием, настроением, различными обстоя­тельствами и т.д. В процессе когнитивного ана­лиза изучается сам мыслительный процесс во время ответа на вопросы. При этом учитывается влияние таких факторов, как условия ситуации опроса, личностные особенности интервьюера и респондента, формулиров­ки вопроса и многообразие его интерпретаций. Методы когнитивного анализа связаны с улучшением формулировок вопросов и устранением неоднозначных суждений, а также повышением качества ком­муникаций между респондентом и интервьюером (см. рис. 22). Рис. 22. Методы когнитивного анализа Таким образом, обеспечение эффективности государственного и муниципального управления предъявляет высокие требования к качеству информации, характеризующей современные тенденции социально-экономических и политических процессов. При этом достоверная информация может быть получена только при соблюдении всех требований к разработке программы социологического исследования и инструментария опроса. Качество социологической анкеты определяется двумя факторами: 1.научно-обоснованный подход к ее разработке, искусство составления вопросов 2.восприятие текста со стороны респондентов, адекватность понимания задаваемых вопросов.
«Основы проведения социологических исследований в практике государственного и муниципального управления» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot