Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы прогнозирования оптимальной структуры, пропорций и темпов роста народного хозяйства

  • 👀 784 просмотра
  • 📌 719 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Основы прогнозирования оптимальной структуры, пропорций и темпов роста народного хозяйства
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы прогнозирования оптимальной структуры, пропорций и темпов роста народного хозяйства» docx
ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ, ПРОПОРЦИЙ И ТЕМПОВ РОСТА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 1 Структура народного хозяйства. Взаимосвязь пропорций и темпов роста Народное хозяйство представляет собой систему воспроизводства материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности общества. Сложная динамическая система «народное хозяйство» объединя­ет множество взаимосвязанных элементов на различных уровнях, со­существующих в следующих важнейших структурах: воспроизводственной, социальной, отраслевой, региональной и внешнеторговой. Воспроизводственная структура характеризует деление народного хозяйства на производственную и непроизводственную сферы; деление созданного продукта по стоимости на фонды воспроизводства (возмещения, необходимого и прибавочного продукта, накопления и потребления) и одновременно по вещественной форме на I подразде­ление (средства производства) и II (предметы потребления). Эта струк­тура характерна для бывшей советской экономической науки. Социальная структура характеризует деление народного хо­зяйства на секторы: государственный, частный и смешанный. Внутри каждого из них - на производственную и непроизводственную сферы. Деление производственной сферы - на общественное и личное хозяй­ство. И одновременно - на отрасли производственной и непроизвод­ственной сферы. Отраслевая структура характеризует деление производствен­ной сферы на крупные народно-хозяйственные комплексы, отличающиеся специфическими чертами, при которых сочетаются веще­ственные и личные элементы производства (промышленность, сель­ское хозяйство, строительство, транспорт, связь и т,д.). Региональная структура характеризует деление народного хо­зяйства в двух аспектах: экономико-географическом (с выделением природно-экономических зон, крупных экономических регионов, тер­риториальных комплексов, промышленных узлов) и административ­ном (с выделением республик, краев, областей, городов, районов). Внешнеторговая структура характеризует внешнюю торгов­лю страны, ее эффективность, прогрессивные товарные структуры экспорта и импорта, их соотношение. Исчисление объемов ВВП производится по отраслям материально­го производства, непроизводственной сферы и по формам хозяйства. Например, в производственной сфере отрасли делятся на две группы: - отрасли непосредственного производства, создающие продукт в вещественной форме и по стоимости (промышленность, сельское хозяйство, водное и лесное хозяйство, строительство); - отрасли производственной инфраструктуры, не создающие продукт в вещественной форме, но увеличивающие его стоимость в связи с затратами общественно необходимого труда при продолже­нии производства в сфере обращения (грузовой транспорт, производ­ственная связь, материально-техническое обеспечение, заготовки сельскохозяйственной продукции, торговля). Экономическая структура, состоящая из многих взаимосвя­занных макроэкономических элементов, имеет огромное значение для сбалансированности народного хозяйства, его эффективного и устойчивого роста. Свое конкретное проявление - она находит в сис­теме пропорций (воспроизводственных, социальных, отраслевых и территориальных). Народно-хозяйственная пропорция - конкретная, объективно обусловленная зависимость друг от друга производств, отраслей, сфер экономики, при которой эти элементы соответствуют друг дру­гу. В пределах того или иного этапа развития общества такое соот­ветствие имеет более или менее устойчивый характер. В случае несо­ответствия между элементами структуры народного хозяйства в нем возникают диспропорции. Создание оптимальной системы пропорций народного хозяйства неразрывно связано с действием закономерностей развития рынка и непрерывной деятельностью государства по прогнозированию, про­граммированию и регулированию экономики страны. Прогнозирование различных темпов развития отраслей и их подразделений, сфер, районов позволяет осуществить целесообразные изменения структур и пропорций общественного производства. Изменение темпов развития отраслей, сфер, регионов и т.п. объ­ективно обусловлено, но не находится в прямой зависимости от уровней экономического развития, поскольку определяется тесно связанными между собой факторами: • уровнем потребностей общества; • движением нормы производственного накопления; • эффективностью использования фондов воспроизводства. Вопрос о соответствии между темпами роста производства, нако­плением и фондоемкостью прироста продукции решается на основа­нии анализа схемы расширенного воспроизводства. Этот анализ позволяет установить ряд важных зависимостей. 1. Если фондоемкость производства в базисном и плановом пе­риодах стабильна, то темпы роста валового продукта определяются нормой производственного накопления. 2. Темпы роста валового продукта изменяются прямо пропор­ционально изменению нормы накопления и обратно пропорцио­нально изменению фондоемкости. 3. Если фондоемкость производства продукта не изменяется, то темпы (прироста) фондов и валового продукта совпадают. Выступая в качестве инструмента изменения структуры эконо­мики, формирования оптимальной системы народно-хозяйственных пропорций, темпы экономического роста страны находятся в значи­тельной зависимости от последних. Поэтому совершенствование от­раслевой структуры народного хозяйства в направлении приоритет­ного развития наукоемких отраслей промышленности, определяю­щих НТП, оптимизация территориальной структуры, позволяющей рационально сочетать специализацию регионов с комплексным раз­витием их хозяйства, совершенствование структуры производства внутри комплексных отраслей народного хозяйства влекут за собой рост его эффективности, позволяют обеспечивать устойчивые темпы подъема экономики страны. 2 Прогнозирование темпов общественного производства Прогнозирование темпов экономического роста является центральной проблемой, которую призваны решать государственные экономические и хозяйственные органы в процессе разработки об­щегосударственных и региональных программ, стратегических и те­кущих планов экономического и социального развития страны. До недавнего времени существовала и в определенной степени может быть использована следующая методика. Так, на предвари­тельной стадии разработки проекта стратегического плана экономи­ческого и социального развития величина совокупного общественно­го продукта, национального дохода и темпы их роста в планируемом периоде определялись на основе укрупненных расчетов с учетом влияния на величину этих показателей личного и вещественного факторов. Такого рода расчеты велись на основе использования трех взаимодополняющих друг друга методов. Первый метод. Основан на определении величины и темпов рос­та совокупного общественного продукта исходя из прогнозируемой динамики численности населения, занятого в сфере материального производства, и намечаемого в плановом периоде уровня производи­тельности совокупного общественного труда. В таком случае расчет осуществляется по следующей формуле: где - совокупный общественный продукт в планируемом перио­де; - численность населения, занятого в материальном производ­стве в базисном периоде; - прирост численности населения, занятого в народном хозяйстве в плановом периоде; - уровень производительности общественного труда в плановом периоде; К - коэффициент, характеризующий долю прироста численности заня­тых в отраслях материального производства в общем приросте тру­довых ресурсов в планируемом периоде. Пример. Определить темпы роста общественного продукта в плановом периоде, если известно (цифры условные), что: равен 700 млрд руб.; - 90 млн чел.; -5 млн чел., К - 0,5; - 8 тыс. руб. Объем общественного продукта в плановом периоде со­ставит в нашем примере 740 млрд. руб. (90 млн. чел. х 8 тыс. руб.) + + (5 млн.чел. х 0,5 х 8 тыс. руб.). Тогда темп роста общественного про­дукта будет равен 105,7% (740:700 х 100). Второй метод расчета темпов роста общественного продукта ба­зируется на учете влияния на его динамику величины основных про­изводственных фондов в плановом периоде и эффективности. При этом применяется следующая формула: где - основные производственные фонды на начало планируемо­го периода; - прирост основных производственных фондов в планируемом периоде; и - уровень фондоотдачи с фондов, действовавший на начало планируемого периода и планируемый с и вновь вводимых фондов. Пример. Определить темпы роста общественного продукта в клановом периоде, если известно (цифры условные), что стоимость основных производственных фондов на начало планируемого перио­да составляла 1500 млрд руб., а на его конец - 1600 млрд руб. Фондо­отдача на действующих и вновь вводимых фондов соответственно составляла 800 и 850 руб. В таком случае общественный продукт составит (1500 х 800) +' (1600 - 1500) х 850 - 1200 + 100 х 850 = 1285 млрд руб., а темп роста общественного продукта (1285 :1200 х 100) - 107,1%. Третий метод расчета темпов общественного воспроизводства основан на исчислении следующих основных факторов: а) доли национального дохода в общественном продукте; б) доли фонда накопления в национальном доходе; в) доли накопления производственных фондов в общем фонде накопления (в некоторых случаях накопление в форме основ­ных производственных фондов); г) фондоемкости производства продукции (в необходимых слу­чаях фондоемкость по отношению к основным производст­венным фондам). Для расчетов может быть использована следующая формула: Количественная мера этих факторов определялась на основе данных, содержавшихся в отчетных балансах народного хозяйства, с учетом возможных изменений в планируемом периоде. Если, допус­тим, доля национального дохода в общественном продукте в плано­вом периоде была бы равна 0,54, фонда накопления в национальном доходе - 0,25, накопления производственных фондов в общем фонде накопления – 0,82, а фондоемкость общественного производства -1 (иначе говоря, для создания единицы совокупного общественного про­дукта потребовалась бы работа единицы производственных фондов), то возможный темп прироста общественного продукта в плановом периоде составил бы 11% (0,54 х 0,25 х 0,82 х 1), а темп роста -111%. 3 Основы методики прогнозирования важнейших народно-хозяйственных пропорций Наряду с прогнозированием и стратегическим планированием темпов роста экономического и социального развития страны чрез­вычайно важно определить важнейшие народно-хозяйственные про­порции. К ним относятся пропорции между: А - производством и потреблением; Б - накоплением и потреблением; В -I и II подразделениями общественного производства; Г- добывающими и перерабатывающими отраслями народного хозяйства; Д -промышленностью и сельским хозяйством. А. Прогнозирование и планирование пропорций между производством и потреблением Одной из важнейших целей прогнозирования и планирования социально-экономического развития является следующая задача: при данном уровне развития производительных сил в конкретных условиях общества распределить ресурсы в пропорциях, обеспечивающих оптимальное сочетание производства и потребления. Пла­нирование пропорций между ними основано на использовании двух основных методов: статистического и нормативного. В практике они применяются путем объединения в процессе разработки плановых потребительских бюджетов населения. При этом особое значение имеют определения «потребитель­ской» емкости общественного производства и коэффициента изме­нений показателей потребительской емкости в плановый период. Потребительская емкость общественного производства определяется отношением фонда потребления к общественному продукту: Коэффициент изменения потребительской емкости по дейст­вующей методике в силу тенденции опережающего развития I подразделения в сравнении со II подразделением общественного произ­водства должен быть меньше единицы. Но данный коэффициент может быть и больше единицы. В этом случае доля непроизводственного потребления возрастает. Расчеты фонда непроизводственного потребления осуществляют, исходя из увеличения численности населения и исчисления потреби­тельского бюджета на плановый период. Численность и структура на­селения определяется по данным демографических прогнозов. Для расчетов фонда потребления используются следующие фор­мулы: где - фонд непроизводственного потребления; П - общественный продукт; Пе - потребительская емкость общественного продукта; L - коэффициент изменения потребительной емкости производства; H - численность населения; Бпи - индивидуальный потребительский бюджет населения; t - обозначение базисного года; t + п - обозначе­ние планируемого года. Б. Прогнозирование и планирование пропорций между накоплением и потреблением Прогнозирование и планирование пропорций между накопленн­ом и потреблением имеет важное значение как при определении воз­можных темпов роста экономики, так и при решении вопросов повы­шения уровня жизни народа. Накопление как необходимый избыток продукта над текущим производственным и личным потреблением включает следующие три экономически неравнозначных элемента. 1. Собственно накопление, или создание избыточных средств производства и жизненных средств для дополнительно вовлекаемых работников. 2. Накопление запасов (резервов), гарантирующих бесперебой­ность общественного воспроизводства и его устойчивость при не­предвиденных обстоятельствах (стихийные бедствия, войны и т.д.). 3. Накопление потребительского имущества для удовлетворе­ния потребностей всего населения и жизненных средств для работ­ников непроизводственной сферы. При разработке прогнозов и перспективных планов экономиче­ского и социального развития в составе фонда накопления выделяют три функционально различные части: - фонд производственного накопления; - фонд непроизводственного накопления; - фонд расширения резервов. В практике разработки прогнозов и перспективных расчетов после анализа фактической структуры фонда накопления и фонда потребления за предплановый период осуществляется прогноз изме­нения их отдельных частей. После предварительной оценки необходимых изменений доли накопления в непроизводственных фондах и в резервах обычно при­ступают к анализу изменений доли производственного накопления. Далее разрабатывается баланс накопления, который наряду с ме­тодами баланса потребления и баланса труда используется при раз­работке прогнозного баланса народного хозяйства. Исходя из «баланса накопления», решаются две задачи: 1) какой должна быть норма производственного накопления, чтобы сохранить на плановый период достигнутые в базисном периоде темпы роста производства; 2) какими могут быть в плановом периоде темпы роста при со­хранении сложившейся общей нормы накопления и с учетом необхо­димых изменений доли непроизводственного накопления и резервов. Расчеты нормы производственного накопления ведутся по сле­дующей формуле: где - норма производственного накопления в плановом перио­де; - темп роста общественного производства; и - фондоемкость производства в базисном и плановом периоде. Очевидно, что возможность изменения нормы накопления не­разрывно связана с фондоемкостью производства (фактически сло­жившейся и планируемой), а также с долей фонда потребления в на­циональном доходе. В составе фонда потребления можно выделить две части: 1) фонд потребления работников отраслей материального про­изводства (Фмпл), обслуживающий процесс расширенного воспроиз­водства; 2) фонд потребления работников непроизводственной сферы (Фнпл), который обслуживает потребности общества, связанные с развитием непроизводственных отраслей. Для анализа процесса воспроизводства существенное значение имеет выделение в составе фонда потребления частей, используемых для личного и коллективного, общественного потребления. В. Перспективное планирование пропорций между первым и вторым подразделениями общественного производства В основе всей системы пропорций экономики страны еще совсем недавно было соотношение между двумя подразделениями общественного производства: производством средств производства и про­изводством предметов потребления. В перспективном планировании экономического и социального развития объем и долю продукции I подразделения в используемом общественном продукте определяли по формуле: Clucn. = Mв + Nвn + Np , где Me - материалоемкость общественного производства. Она определяется путем деления разности между фондом возме­щения () и амортизации (А) на общественный продукт, т.е. Ме = (Фвозм. - А)/П; Nвп - норма валового производственного накопления обществен­ного продукта, начисляемая путем деления общей суммы капиталь­ных вложений в производственное строительство, капитальный ре­монт производственных фондов и расширение оборотных фондов (Квп) на общественный продукт, т.е, где Np - норма накопления общественного продукта в резервах средств обороны и материальных ресурсов, определяемая путем деле­ния фонда государственных резервов (Фрг) на общественный продукт. Для расчетов объема и доли I подразделения в произведенном общественном продукте в приведенную выше формулу вводятся до­полнительные обозначения, позволяющие учесть влияние внешне­экономических связей на эти показатели. В таком случае эта формула примет вид где Nnэ - норма использования общественного продукта в чистом экспорте средств производства: Г. Прогнозирование и планирование пропорций между добывающим и обрабатывающими отраслями Важной пропорцией общественного производства является соот­ношение между двумя крупными группами отраслей: добывающими и обрабатывающими. Пропорции между ними определяются путем следующих расчетов. 1, Уровня и динамики «коэффициента сырья»: Ке = Пд / П; 0 <КС< 1; где Кс - коэффициент сырья, показывающий долю продукции добы­вающих отраслей в общественном продукте; Пд - продукт добываю­щих отраслей; П - общественный продукт. 2, Уровня и динамики «коэффициента интенсивности структуры»: Кис = (П-Пд) / Пд;; где Кис - коэффициент интенсивности структуры, показывающий, какое количество продукции вторичных отраслей (обрабатывающих и перерабатывающих) получается из единицы продукции добываю­щих отраслей. 3, Доли добывающих отраслей в численности занятых в матери­альном производстве, в основных производственных фондах, в национальном доходе. Д. Прогнозирование и планирование пропорций между промышленностью и сельским хозяйством Проблема соотношения между промышленностью и сельским хо­зяйством принадлежит к числу основных экономических и социаль­ных проблем развития общества. От ее решения зависит рост благо­состояния народа. Для характеристики пропорций между промышленностью и сельским хозяйством используют следующие показатели. 1. Коэффициент индустриализации: Ки = (П-Пс.х.) / П;; где Кц - коэффициент индустриализации; П - общественный продукт; Пс.х. - продукт сельского хозяйства. 2. Доля промышленности и сельского хозяйства в валовой про­дукции этих двух отраслей, в основных производственных фондах страны, в численности занятых в народном хозяйстве, в обществен­ном продукте, в национальном доходе, в капитальных вложениях в народное хозяйство за плановый (отчетный) период в целом, а также в базисном и конечном годах периода. Для выявления пропорций между этими отраслями необходимо было исчисление объемов про­мышленной и сельскохозяйственной продукции. Данные показатели определялись на предварительной стадии планирования по балансам за предшествующий период, а также на основе расчетов фонда потребления в планируемом периоде. При разработке прогноза и стратегических планов проводились детальные расчеты промышленного и сельскохозяйственного производства, опиравшиеся на систему плановых балансов. 4 Балансы в системе макропланирования и прогнозирования В дореформенный период в процессе разработки планов общего­сударственного характера широко использовалась (в определенной (степени применяется и в настоящее время) система балансов, вклю­чающая в себя, во-первых, балансы вещественных элементов произ­водства, потребления и накопления; во-вторых, балансы труда и., и третьих, финансовые балансы. Каждая из этих групп представляет, в свою очередь, совокупность частных балансов. Наиболее развитой является система баланса вещественных эле­ментов производства, потребления и накопления. Она состоит из ба­лансов естественных ресурсов, производственных мощностей, основ­ных фондов и материальных балансом (балансов продукции). Балансы природных ресурсов дают характеристику состояния и изменений внешних естественных условий общественного производ­ила. Балансы производственных мощностей характеризуют состоя­ние мощностей по отраслям народного хозяйства, их изменение в те­чение прогнозируемого и планируемого периода и обеспечивают увязку между ресурсами производственных мощностей и потребите­лями в важнейших видах промышленной продукции, а также между ресурсами и потребностями в энергетических мощностях. Балансы основных фондов - система взаимосвязанных показате­лей процесса воспроизводства основных фондов, Они разрабатыва­ются в двух видах: по полной первоначальной оценке и по полной первоначальной оценке с учетом износа. Баланс основных фондов по полной первоначальной оценке рас­считывается следующим образом. К основным фондам на начало пе­риода прибавляется ввод в действие основных фондов и вычитается их выбытие. Баланс основных фондов по полной первоначальной оценке с учетом износа рассчитывается по-другому. К основным фондам по первоначальной оценке с учетом износа на начало периода прибав­ляется ввод в действие основных фондов и капитальный ремонт и вычитается амортизация основных фондов. Этот баланс служит для определения размеров возмещения и накопления фондов. Наиболее широко в прогнозировании и планировании экономи­ческого и социального развития применяются материальные балан­сы, которые подразделяются на народнохозяйственные, территори­альные и частные. Они используются для установления оптимальных пропорций в экономике и выявления обеспеченности производства соответствующими видами продукции. Балансы труда обеспечивают возможность согласования потреб­ностей отдельных отраслей народного хозяйства и регионов страны с ресурсами рабочей силы и квалифицированных кадров. Очень важной группой в планировании являются стоимостные и финансовые балансы (государственный бюджет, балансы доходов и расходов предприятий, министерств, ведомств, балансы денежных доходов и расходов населения и др.). Их цель - обеспечить всесторон­нюю увязку между производством, распределением и обращением продукции народного хозяйства в натуральной, вещественной форме, с одной стороны, и образованием и использованием доходов пред­приятий, организаций и населения - с другой.
«Основы прогнозирования оптимальной структуры, пропорций и темпов роста народного хозяйства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 94 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot