Основы прогнозирования оптимальной структуры, пропорций и темпов роста народного хозяйства
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ, ПРОПОРЦИЙ И ТЕМПОВ РОСТА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
1 Структура народного хозяйства. Взаимосвязь пропорций и темпов роста
Народное хозяйство представляет собой систему воспроизводства материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности общества.
Сложная динамическая система «народное хозяйство» объединяет множество взаимосвязанных элементов на различных уровнях, сосуществующих в следующих важнейших структурах: воспроизводственной, социальной, отраслевой, региональной и внешнеторговой.
Воспроизводственная структура характеризует деление народного хозяйства на производственную и непроизводственную сферы; деление созданного продукта по стоимости на фонды воспроизводства (возмещения, необходимого и прибавочного продукта, накопления и потребления) и одновременно по вещественной форме на I подразделение (средства производства) и II (предметы потребления). Эта структура характерна для бывшей советской экономической науки.
Социальная структура характеризует деление народного хозяйства на секторы: государственный, частный и смешанный. Внутри каждого из них - на производственную и непроизводственную сферы. Деление производственной сферы - на общественное и личное хозяйство. И одновременно - на отрасли производственной и непроизводственной сферы.
Отраслевая структура характеризует деление производственной сферы на крупные народно-хозяйственные комплексы, отличающиеся специфическими чертами, при которых сочетаются вещественные и личные элементы производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь и т,д.).
Региональная структура характеризует деление народного хозяйства в двух аспектах: экономико-географическом (с выделением природно-экономических зон, крупных экономических регионов, территориальных комплексов, промышленных узлов) и административном (с выделением республик, краев, областей, городов, районов).
Внешнеторговая структура характеризует внешнюю торговлю страны, ее эффективность, прогрессивные товарные структуры экспорта и импорта, их соотношение. Исчисление объемов ВВП производится по отраслям материального производства, непроизводственной сферы и по формам хозяйства. Например, в производственной сфере отрасли делятся на две группы:
- отрасли непосредственного производства, создающие продукт в вещественной форме и по стоимости (промышленность, сельское хозяйство, водное и лесное хозяйство, строительство);
- отрасли производственной инфраструктуры, не создающие продукт в вещественной форме, но увеличивающие его стоимость в связи с затратами общественно необходимого труда при продолжении производства в сфере обращения (грузовой транспорт, производственная связь, материально-техническое обеспечение, заготовки сельскохозяйственной продукции, торговля).
Экономическая структура, состоящая из многих взаимосвязанных макроэкономических элементов, имеет огромное значение для сбалансированности народного хозяйства, его эффективного и устойчивого роста. Свое конкретное проявление - она находит в системе пропорций (воспроизводственных, социальных, отраслевых и территориальных).
Народно-хозяйственная пропорция - конкретная, объективно обусловленная зависимость друг от друга производств, отраслей, сфер экономики, при которой эти элементы соответствуют друг другу. В пределах того или иного этапа развития общества такое соответствие имеет более или менее устойчивый характер. В случае несоответствия между элементами структуры народного хозяйства в нем возникают диспропорции.
Создание оптимальной системы пропорций народного хозяйства неразрывно связано с действием закономерностей развития рынка и непрерывной деятельностью государства по прогнозированию, программированию и регулированию экономики страны.
Прогнозирование различных темпов развития отраслей и их подразделений, сфер, районов позволяет осуществить целесообразные изменения структур и пропорций общественного производства.
Изменение темпов развития отраслей, сфер, регионов и т.п. объективно обусловлено, но не находится в прямой зависимости от уровней экономического развития, поскольку определяется тесно связанными между собой факторами:
• уровнем потребностей общества;
• движением нормы производственного накопления;
• эффективностью использования фондов воспроизводства.
Вопрос о соответствии между темпами роста производства, накоплением и фондоемкостью прироста продукции решается на основании анализа схемы расширенного воспроизводства. Этот анализ позволяет установить ряд важных зависимостей.
1. Если фондоемкость производства в базисном и плановом периодах стабильна, то темпы роста валового продукта определяются нормой производственного накопления.
2. Темпы роста валового продукта изменяются прямо пропорционально изменению нормы накопления и обратно пропорционально изменению фондоемкости.
3. Если фондоемкость производства продукта не изменяется, то темпы (прироста) фондов и валового продукта совпадают.
Выступая в качестве инструмента изменения структуры экономики, формирования оптимальной системы народно-хозяйственных пропорций, темпы экономического роста страны находятся в значительной зависимости от последних. Поэтому совершенствование отраслевой структуры народного хозяйства в направлении приоритетного развития наукоемких отраслей промышленности, определяющих НТП, оптимизация территориальной структуры, позволяющей рационально сочетать специализацию регионов с комплексным развитием их хозяйства, совершенствование структуры производства внутри комплексных отраслей народного хозяйства влекут за собой рост его эффективности, позволяют обеспечивать устойчивые темпы подъема экономики страны.
2 Прогнозирование темпов общественного производства
Прогнозирование темпов экономического роста является центральной проблемой, которую призваны решать государственные экономические и хозяйственные органы в процессе разработки общегосударственных и региональных программ, стратегических и текущих планов экономического и социального развития страны. До недавнего времени существовала и в определенной степени может быть использована следующая методика. Так, на предварительной стадии разработки проекта стратегического плана экономического и социального развития величина совокупного общественного продукта, национального дохода и темпы их роста в планируемом периоде определялись на основе укрупненных расчетов с учетом влияния на величину этих показателей личного и вещественного факторов. Такого рода расчеты велись на основе использования трех взаимодополняющих друг друга методов.
Первый метод. Основан на определении величины и темпов роста совокупного общественного продукта исходя из прогнозируемой динамики численности населения, занятого в сфере материального производства, и намечаемого в плановом периоде уровня производительности совокупного общественного труда. В таком случае расчет осуществляется по следующей формуле:
где - совокупный общественный продукт в планируемом периоде; - численность населения, занятого в материальном производстве в базисном периоде; - прирост численности населения, занятого в народном хозяйстве в плановом периоде; - уровень производительности общественного труда в плановом периоде; К - коэффициент, характеризующий долю прироста численности занятых в отраслях материального производства в общем приросте трудовых ресурсов в планируемом периоде.
Пример. Определить темпы роста общественного продукта в плановом периоде, если известно (цифры условные), что: равен 700 млрд руб.; - 90 млн чел.; -5 млн чел., К - 0,5; - 8 тыс. руб. Объем общественного продукта в плановом периоде составит в нашем примере 740 млрд. руб. (90 млн. чел. х 8 тыс. руб.) + + (5 млн.чел. х 0,5 х 8 тыс. руб.). Тогда темп роста общественного продукта будет равен 105,7% (740:700 х 100).
Второй метод расчета темпов роста общественного продукта базируется на учете влияния на его динамику величины основных производственных фондов в плановом периоде и эффективности. При этом применяется следующая формула:
где - основные производственные фонды на начало планируемого периода; - прирост основных производственных фондов в планируемом периоде; и - уровень фондоотдачи с фондов, действовавший на начало планируемого периода и планируемый с и вновь вводимых фондов.
Пример. Определить темпы роста общественного продукта в клановом периоде, если известно (цифры условные), что стоимость основных производственных фондов на начало планируемого периода составляла 1500 млрд руб., а на его конец - 1600 млрд руб. Фондоотдача на действующих и вновь вводимых фондов соответственно составляла 800 и 850 руб. В таком случае общественный продукт составит (1500 х 800) +' (1600 - 1500) х 850 - 1200 + 100 х 850 = 1285 млрд руб., а темп роста общественного продукта (1285 :1200 х 100) - 107,1%.
Третий метод расчета темпов общественного воспроизводства основан на исчислении следующих основных факторов:
а) доли национального дохода в общественном продукте;
б) доли фонда накопления в национальном доходе;
в) доли накопления производственных фондов в общем фонде накопления (в некоторых случаях накопление в форме основных производственных фондов);
г) фондоемкости производства продукции (в необходимых случаях фондоемкость по отношению к основным производственным фондам).
Для расчетов может быть использована следующая формула:
Количественная мера этих факторов определялась на основе данных, содержавшихся в отчетных балансах народного хозяйства, с учетом возможных изменений в планируемом периоде. Если, допустим, доля национального дохода в общественном продукте в плановом периоде была бы равна 0,54, фонда накопления в национальном доходе - 0,25, накопления производственных фондов в общем фонде накопления – 0,82, а фондоемкость общественного производства -1 (иначе говоря, для создания единицы совокупного общественного продукта потребовалась бы работа единицы производственных фондов), то возможный темп прироста общественного продукта в плановом периоде составил бы 11% (0,54 х 0,25 х 0,82 х 1), а темп роста -111%.
3 Основы методики прогнозирования важнейших народно-хозяйственных пропорций
Наряду с прогнозированием и стратегическим планированием темпов роста экономического и социального развития страны чрезвычайно важно определить важнейшие народно-хозяйственные пропорции. К ним относятся пропорции между:
А - производством и потреблением;
Б - накоплением и потреблением;
В -I и II подразделениями общественного производства;
Г- добывающими и перерабатывающими отраслями народного хозяйства;
Д -промышленностью и сельским хозяйством.
А. Прогнозирование и планирование пропорций между производством и потреблением
Одной из важнейших целей прогнозирования и планирования социально-экономического развития является следующая задача: при данном уровне развития производительных сил в конкретных условиях общества распределить ресурсы в пропорциях, обеспечивающих оптимальное сочетание производства и потребления. Планирование пропорций между ними основано на использовании двух основных методов: статистического и нормативного. В практике они применяются путем объединения в процессе разработки плановых потребительских бюджетов населения. При этом особое значение имеют определения «потребительской» емкости общественного производства и коэффициента изменений показателей потребительской емкости в плановый период. Потребительская емкость общественного производства определяется отношением фонда потребления к общественному продукту:
Коэффициент изменения потребительской емкости по действующей методике в силу тенденции опережающего развития I подразделения в сравнении со II подразделением общественного производства должен быть меньше единицы. Но данный коэффициент может быть и больше единицы. В этом случае доля непроизводственного потребления возрастает.
Расчеты фонда непроизводственного потребления осуществляют, исходя из увеличения численности населения и исчисления потребительского бюджета на плановый период. Численность и структура населения определяется по данным демографических прогнозов.
Для расчетов фонда потребления используются следующие формулы:
где - фонд непроизводственного потребления; П - общественный продукт; Пе - потребительская емкость общественного продукта; L - коэффициент изменения потребительной емкости производства; H - численность населения; Бпи - индивидуальный потребительский бюджет населения; t - обозначение базисного года; t + п - обозначение планируемого года.
Б. Прогнозирование и планирование пропорций между накоплением и потреблением
Прогнозирование и планирование пропорций между накопленном и потреблением имеет важное значение как при определении возможных темпов роста экономики, так и при решении вопросов повышения уровня жизни народа.
Накопление как необходимый избыток продукта над текущим производственным и личным потреблением включает следующие три экономически неравнозначных элемента.
1. Собственно накопление, или создание избыточных средств производства и жизненных средств для дополнительно вовлекаемых работников.
2. Накопление запасов (резервов), гарантирующих бесперебойность общественного воспроизводства и его устойчивость при непредвиденных обстоятельствах (стихийные бедствия, войны и т.д.).
3. Накопление потребительского имущества для удовлетворения потребностей всего населения и жизненных средств для работников непроизводственной сферы.
При разработке прогнозов и перспективных планов экономического и социального развития в составе фонда накопления выделяют три функционально различные части:
- фонд производственного накопления;
- фонд непроизводственного накопления;
- фонд расширения резервов.
В практике разработки прогнозов и перспективных расчетов после анализа фактической структуры фонда накопления и фонда потребления за предплановый период осуществляется прогноз изменения их отдельных частей.
После предварительной оценки необходимых изменений доли накопления в непроизводственных фондах и в резервах обычно приступают к анализу изменений доли производственного накопления.
Далее разрабатывается баланс накопления, который наряду с методами баланса потребления и баланса труда используется при разработке прогнозного баланса народного хозяйства.
Исходя из «баланса накопления», решаются две задачи:
1) какой должна быть норма производственного накопления, чтобы сохранить на плановый период достигнутые в базисном периоде темпы роста производства;
2) какими могут быть в плановом периоде темпы роста при сохранении сложившейся общей нормы накопления и с учетом необходимых изменений доли непроизводственного накопления и резервов.
Расчеты нормы производственного накопления ведутся по следующей формуле:
где - норма производственного накопления в плановом периоде;
- темп роста общественного производства;
и - фондоемкость производства в базисном и плановом периоде.
Очевидно, что возможность изменения нормы накопления неразрывно связана с фондоемкостью производства (фактически сложившейся и планируемой), а также с долей фонда потребления в национальном доходе.
В составе фонда потребления можно выделить две части:
1) фонд потребления работников отраслей материального производства (Фмпл), обслуживающий процесс расширенного воспроизводства;
2) фонд потребления работников непроизводственной сферы (Фнпл), который обслуживает потребности общества, связанные с развитием непроизводственных отраслей.
Для анализа процесса воспроизводства существенное значение имеет выделение в составе фонда потребления частей, используемых для личного и коллективного, общественного потребления.
В. Перспективное планирование пропорций между первым и вторым подразделениями общественного производства
В основе всей системы пропорций экономики страны еще совсем недавно было соотношение между двумя подразделениями общественного производства: производством средств производства и производством предметов потребления.
В перспективном планировании экономического и социального развития объем и долю продукции I подразделения в используемом общественном продукте определяли по формуле:
Clucn. = Mв + Nвn + Np ,
где Me - материалоемкость общественного производства.
Она определяется путем деления разности между фондом возмещения () и амортизации (А) на общественный продукт, т.е. Ме = (Фвозм. - А)/П;
Nвп - норма валового производственного накопления общественного продукта, начисляемая путем деления общей суммы капитальных вложений в производственное строительство, капитальный ремонт производственных фондов и расширение оборотных фондов (Квп) на общественный продукт, т.е,
где Np - норма накопления общественного продукта в резервах средств обороны и материальных ресурсов, определяемая путем деления фонда государственных резервов (Фрг) на общественный продукт.
Для расчетов объема и доли I подразделения в произведенном общественном продукте в приведенную выше формулу вводятся дополнительные обозначения, позволяющие учесть влияние внешнеэкономических связей на эти показатели. В таком случае эта формула примет вид
где Nnэ - норма использования общественного продукта в чистом экспорте средств производства:
Г. Прогнозирование и планирование пропорций между добывающим и обрабатывающими отраслями
Важной пропорцией общественного производства является соотношение между двумя крупными группами отраслей: добывающими и обрабатывающими. Пропорции между ними определяются путем следующих расчетов.
1, Уровня и динамики «коэффициента сырья»:
Ке = Пд / П; 0 <КС< 1;
где Кс - коэффициент сырья, показывающий долю продукции добывающих отраслей в общественном продукте; Пд - продукт добывающих отраслей; П - общественный продукт.
2, Уровня и динамики «коэффициента интенсивности структуры»:
Кис = (П-Пд) / Пд;;
где Кис - коэффициент интенсивности структуры, показывающий, какое количество продукции вторичных отраслей (обрабатывающих и перерабатывающих) получается из единицы продукции добывающих отраслей.
3, Доли добывающих отраслей в численности занятых в материальном производстве, в основных производственных фондах, в национальном доходе.
Д. Прогнозирование и планирование пропорций между промышленностью и сельским хозяйством
Проблема соотношения между промышленностью и сельским хозяйством принадлежит к числу основных экономических и социальных проблем развития общества. От ее решения зависит рост благосостояния народа.
Для характеристики пропорций между промышленностью и сельским хозяйством используют следующие показатели.
1. Коэффициент индустриализации:
Ки = (П-Пс.х.) / П;;
где Кц - коэффициент индустриализации; П - общественный продукт; Пс.х. - продукт сельского хозяйства.
2. Доля промышленности и сельского хозяйства в валовой продукции этих двух отраслей, в основных производственных фондах страны, в численности занятых в народном хозяйстве, в общественном продукте, в национальном доходе, в капитальных вложениях в народное хозяйство за плановый (отчетный) период в целом, а также в базисном и конечном годах периода. Для выявления пропорций между этими отраслями необходимо было исчисление объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Данные показатели определялись на предварительной стадии планирования по балансам за предшествующий период, а также на основе расчетов фонда потребления в планируемом периоде. При разработке прогноза и стратегических планов проводились детальные расчеты промышленного и сельскохозяйственного производства, опиравшиеся на систему плановых балансов.
4 Балансы в системе макропланирования и прогнозирования
В дореформенный период в процессе разработки планов общегосударственного характера широко использовалась (в определенной (степени применяется и в настоящее время) система балансов, включающая в себя, во-первых, балансы вещественных элементов производства, потребления и накопления; во-вторых, балансы труда и., и третьих, финансовые балансы. Каждая из этих групп представляет, в свою очередь, совокупность частных балансов.
Наиболее развитой является система баланса вещественных элементов производства, потребления и накопления. Она состоит из балансов естественных ресурсов, производственных мощностей, основных фондов и материальных балансом (балансов продукции).
Балансы природных ресурсов дают характеристику состояния и изменений внешних естественных условий общественного производила. Балансы производственных мощностей характеризуют состояние мощностей по отраслям народного хозяйства, их изменение в течение прогнозируемого и планируемого периода и обеспечивают увязку между ресурсами производственных мощностей и потребителями в важнейших видах промышленной продукции, а также между ресурсами и потребностями в энергетических мощностях.
Балансы основных фондов - система взаимосвязанных показателей процесса воспроизводства основных фондов, Они разрабатываются в двух видах: по полной первоначальной оценке и по полной первоначальной оценке с учетом износа.
Баланс основных фондов по полной первоначальной оценке рассчитывается следующим образом. К основным фондам на начало периода прибавляется ввод в действие основных фондов и вычитается их выбытие.
Баланс основных фондов по полной первоначальной оценке с учетом износа рассчитывается по-другому. К основным фондам по первоначальной оценке с учетом износа на начало периода прибавляется ввод в действие основных фондов и капитальный ремонт и вычитается амортизация основных фондов. Этот баланс служит для определения размеров возмещения и накопления фондов.
Наиболее широко в прогнозировании и планировании экономического и социального развития применяются материальные балансы, которые подразделяются на народнохозяйственные, территориальные и частные. Они используются для установления оптимальных пропорций в экономике и выявления обеспеченности производства соответствующими видами продукции.
Балансы труда обеспечивают возможность согласования потребностей отдельных отраслей народного хозяйства и регионов страны с ресурсами рабочей силы и квалифицированных кадров.
Очень важной группой в планировании являются стоимостные и финансовые балансы (государственный бюджет, балансы доходов и расходов предприятий, министерств, ведомств, балансы денежных доходов и расходов населения и др.). Их цель - обеспечить всестороннюю увязку между производством, распределением и обращением продукции народного хозяйства в натуральной, вещественной форме, с одной стороны, и образованием и использованием доходов предприятий, организаций и населения - с другой.