Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы ораторского мастерства

  • 👀 815 просмотров
  • 📌 747 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы ораторского мастерства» doc
ТЕМА 3. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА (4 ч.) 1. Многоаспектность понятия речь. 2. Законы современной риторики. Вы уже знаете, что для ораторского искусства и риторики, особенно в современном их понимании, важны все стороны речевого поведения человека в процессе общения – и вербальные, и невербальные проявления речи. Поэтому прежде чем познакомиться с риторическими законами, правилами, требованиями, необходимо рассмотреть многозначное, синтетическое понятие речь, являющееся предметом изучения многих наук (психологических, социологических, филологических и др.). Каждая из этих наук дает свое определение данного феномена. Выделим из них наиболее значимые с позиции риторики. 1. Речь есть «процесс превращения мысли в слово, материализация мысли» (Л.С. Выготский), синоним – речевая деятельность. В современных теориях речи различают речь внутреннюю (мысленную) и внешнюю (вербальное и невербальное выражение мысли), имеющую четыре вида: • говорение (устное выражение мысли); • письмо (письменное, графическое, выражение мысли); • аудирование (восприятие речи на слух и ее понимание); • чтение (восприятие и понимание чужой записанной речи). 2. Речь есть продукт речевой деятельности, результат порождения речи – текст (письменный, устный или мысленный), который может делиться на составные части: темы, главы, подтемы... предложения, слова. Текст как продукт речи (речевой деятельности) бывает трех типов: описание, повествование, рассуждение. Описание не всегда является самостоятельным произведением, оно не содержит событий, сюжетов и действующих лиц и раскрывает признаки предмета, их связи. Описания могут быть детальными и краткими, научными и художественными, существуют описания одиночного предмета, сравнительные описания (2-3 предметов), описания целых сложных картин. Повествование имеет сюжет, в нем действуют персонажи. Обычно это рассказ, в котором говорится о событиях, протекающих действиях. Рассуждение – это цепи умозаключений, это доказательства и опровержения, сопоставления и противопоставления, это причинно-следственные связи явлений, обобщения и выводы. Цель рассуждения – проверка истинности какого-либо утверждения, таких доводов, которые признаются убедительными, не вызывающими сомнений. Это тип научной речи, политических, дипломатических дебатов; это статьи, лекции, учебники, дискуссии и т.д. В речевой деятельности чаще всего встречаются смешанные тексты, в которых ведущую роль играет один из типов, например, повествование с элементами описания и рассуждения или рассуждения с описательными фрагментами и повествовательными эпизодами. 3. Речь по активности участников общения делится на монолог и диалог (устная речь, как правило, диалогична, письменная же речь – всегда монологична). Помимо того, существует понятие полилог – разговор нескольких человек. Неориторика, как и классическая риторика, первостепенное внимание уделяет устному, живому общению, которое обеспечивает лучший контакт. 4. Речь по цели высказывания классифицируется как эпидейктическая (торжественная), аргументирующая и информирующая. Каждая из этих разновидностей характеризуется содержательно-целевым и композиционным своеобразием (которое будет рассмотрено в последующих лекциях). Тем не менее их объединяют универсальные риторические правила и общериторическая цель – убедить слушателей, и результат этого убеждения – главный критерий ораторского мастерства. 5. Речь есть жанр ораторского выступления (например: речь адвоката, речь прокурора, речь дипломата и др. – каждая имеет свою профессиональную специфику). Такая речь определяется сферой использования и целью. Как жанр ораторского выступления речи (и монологи, и диалоги) подразделяются по сферам использования на: социально-бытовое; академическое (лекционное); дискутивно-полемическое (социально-политическое), к которому относятся: парламентское, дипломатическое, митинговое; судебное; военное; духовное (гомилетика); деловое и административное; педагогическое; торговое (коммерческое) красноречие и многие другие, связанные с областями «повышенной речевой ответственности» и разрабатываемые частными риториками. Каждый вид имеет свою специфику, стратегию и тактику, речевой этикет (как и речевое поведение учителя, политика, юриста, продавца и т.д.). Так, социально-бытовое красноречие изучает законы в бытовом диалогическом слое общения, рассматривает формы изъяснения и обращения, принятые в семье и в обществе, в кругах интеллигенции. Ведь, как писал Чехов, «для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как и не уметь читать и писать...» Академическое и лекционное красноречие, возникшее в России в 19 веке, сочетает в себе прогрессивную гражданскую позицию с глубоким научным анализом и подлинной познавательной ценностью излагаемого материала. (Основоположник – профессор Московского университета знаменитый историк Т.Н.Грановский). Оно питает и современное педагогическое красноречие, в котором научная информация не заключается в завершенные истины, а как бы создается перед слушателями – аудитория вовлекается в творческий процесс становления истины. В основе дискутивно-полемического красноречия лежит изучение логических, психологических и языковых аспектов спора. «В споре рождается истина», – говорили древние. Владение способами ведения спора-диалога, спора-дискуссии, его построением, содержанием и словесной формой, включая и определенные формы речевого этикета – эти и другие вопросы есть предмет рассмотрения социально-политического, парламентского, дипломатического красноречия. Судебное красноречие – красноречие особого рода. Судебная речь имеет целью способствовать формированию убеждения судей и присяжных заседателей установлению истины и принятию правильного решения. По меткому выражению знаменитого русского юриста Н.П. Карабчевского, «это вечный турнир перед возвышенной и недосягаемой «дамой с повязкой на глазах» [Фемидой]. Она слышит и считает удары, которые наносят друг другу противники, угадывает и каким орудием они наносятся». Русское судебное красноречие второй половины 19 века было явлением столь значительным, что о нем написано немало специальных исследований. Военное красноречие выделяется в особый вид с древних времен. Наиболее талантливые полководцы всех народов понимали, что для успеха в войне недостаточно лишь вооружения и войск большой численности. Военное красноречие отличает прежде всего нравственный заряд, краткость, эмоциональность и впечатляющая сила слова. И не случайно: оно должно наставлять, пленять и побуждать (Вспомним: «Позади Москва, отступать некуда!») Духовное красноречие иногда называют церковно-богословским, или искусством проповеди. В России этот род красноречия со времени введения христианства был наиболее разработанным по жанрам и формам отделки высокого стиля - слово успокаивающее, примиряющее с другими и самим собой, слово, очищающее душу. (Не случайно в недавнем прошлом воинствующие атеисты «проигрывали» словесные баталии с церковнослужителями). В жестких рамках церковных канонов со временем (сегодня особенно) все больше проступали и проступают современные языковые формы и современная лексика, поразительно соседствует и старое, и новое (показательна в этом смысле речь А.Меня, митрополита Кирилла). Таким образом, различные частные риторики имеют свои особенности, но вместе с тем они строятся на традиционных принципах человеческого речевого общения и подчинены общим риторическим законам. Познакомимся с законами современной риторики. 1 ЗАКОН. Закон гармонизирующего диалога. В образной форме его можно сформулировать следующим образом: речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика. Соблюдение этого закона требует, во-первых, внимания к фактору адресата, во-вторых, гармонии речевого события. Фактор адресата предполагает учет особенностей личности слушателя, его психологии и восприятия. В свою очередь, гармония речевого события возможная лишь при выстраивании диалогического взаимодействия участников речевой ситуации. Как следовать этим условиям? Прежде всего помнить о принципе внимания к адресату, предусматривающего деликатность в выборе тем и обсуждении вопросов; ориентацию на реакцию, ее предугадывание). Помимо того, соблюдать принцип близости, – соответствия содержания речи интересам и жизни адресата: нужно опираться на факты, примеры, доказательства из области, хорошо знакомой, интересной, доступной слушателю. Наконец, реализовывать принцип конкретности (обязательно должны быть примеры; важна точность отобранных слов), ибо чем конкретнее речь, тем легче и приятнее адресату вас слушать, тем больше он усвоит, запомнит, поймет, так как сможет «увидеть» вашу речь внутренним взором. 2 ЗАКОН. Закон ориентации адресата в пространстве речи. В соответствии с этим законом слушатель должен вместе с говорящим продвигается к цели, предугадывать и понимать ход мыслей. Достижение этой задачи обеспечивается общей структурой речи – неуклонным продвижением к цели, а не топтание на месте; языковыми средствами, и прежде всего риторическими фигурами диалогизации; произнесением речи (темпом, отсутствием лишних пауз и т.д.); мимикой и жестами. 3 ЗАКОН. Закон эмоциональности речи. Говорящий не только рассудком творит свою речь, но и чувствует ее, переживает эмоционально то, что говорит, о чем сообщает (беседует). Более того, только субъективно (личностно, внутренне) пережитое, прочувствованное можно сообщить убедительно, не оставив слушателя равнодушным. Однако сама по себе эмоциональной речь не станет. Для этого используются ораторства (выразительные) средства – как языковые (тропы и риторические фигуры), так и инонациональные (…..), обеспечивающие подтекст, передающие все оттенки чувств и делающие речь убедительной. 4 ЗАКОН. Закон удовольствия. Логическое ударение, паузы, игры голоса, темп, тон и др. Речь говорящего должна доставлять радость слушателю, делать общение приятным, поэтому она должна быть легкой: ясной, непутаной, нескучной, выразительной, с четко очерченным началом и концом. Иными словами, соблюдение закона удовольствия является результатом соблюдения законов гармонизирующего диалога, ориентации слушателя в пространстве речи и эмоциональности речи. Конечно же, есть и дополнительные средства, обеспечивающие реализацию закона удовольствия, связанные с композиционно-содерджательными особенностями речи, такие как чередование «трудных» и «легких» мест, игровая установка и др. Вместе с тем все четыре закона находятся во взаимосвязи, дополняют, уточняют друг друга и опираются на общий принцип – принцип коммуникативного сотрудничества участников общения. Рекомендуемая литература: 1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие/О.А. Баева. – 5-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2005. – С.19-32; 62-83; 185-250. 2. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: Вербум, 2004. – С.44-58; 77-94 (гриф УМО). 3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2004. – С.281-286; 331-355. 4. Волков А.А. Основы риторики: Учебное пособие. – М.: Академический проспект, 2003. – С.7-90 (гриф УМО). 5. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: Логос, 2005. – С.12-25; 297-347. 6. Каверин Б.И. Ораторское искусство: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2004. – С.26-47; 194-237. 7. Кузнецов И.Н. Современная риторика: Учеб. пособие. – М.: «Дашков и К», 2005. – С.48-66; 93-120; 140-148. 8. Михайличенко Н.А. Риторика: Учеб. пособие. – М..: Новая школа, 1994. – С. 40-73. 9. Порубов Н.И. Риторика: Учеб. пособие/Н.И. Порубов. – 2-е изд., перераб. – Мн.: Высшая школа, 2004. – С.20-84. 10. Риторика, или Ораторское искусство: Учеб. пособие для студентов вузов/Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С.91-168; 214-245 (гриф УМЦ). 11. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики/ Ю.В. Рождественский; Под ред. В.И. Аннушкина. – 4-е изд. испр. – М.: Флинта: Наука, 2005. – С.96-104; 144-162. 12. Рождественский Ю.В. Теория риторики: учебное пособие. – М.: Флинта, 2005. – С.66-114; 232-258. 13. Стернин И.А. Практическая риторика: для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С.21-55; 65-84. 14. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. – М.: Николо-Медиа, 2002.– С.156-162; 217-222.
«Основы ораторского мастерства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot