Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы оценки бизнеса; затратный подход

  • 👀 451 просмотр
  • 📌 397 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Основы оценки бизнеса; затратный подход
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы оценки бизнеса; затратный подход» pdf
ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД 1 Раздел 3 ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД Принцип замещения: максимальная стоимость объекта собственности не должна превышать наименьшей цены, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью Экономическое содержание: рыночная стоимость собственного капитала определяется на основе рыночной стоимости суммы активов компании за вычетом текущей стоимости всех ее обязательств 2 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАТРАТНОГО ПОДХОДА          наравне с двумя другими подходами, если нет ограничений на его использование, для более полного итогового согласования стоимости; для объектов специального назначения, по которым нет аналогичных продаж; в условиях пассивного рынка, когда нет аналогичных продаж; для целей страхования. Здесь предпочтение этому подходу отдается потому, что страховая сумма, сумма страхового взноса и страхового возмещения определяются исходя из затрат страхователя с помощью затратного подхода; при анализе наилучшего и наиболее эффективного использования свободного земельного участка; при оценке объекта доходным подходом, если объект требует ремонта или реконструкции; в инвестиционных проектах – при реконструкции существующего объекта или строительстве нового; 3 для целей налогообложения; для получения кредита в банке. ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД Используются методы:  накопления активов предприятия;  чистых активов;  стоимости замещения;  восстановительной стоимости;   расчета ликвидационной стоимости предприятия; расчета стоимости компании с ликвидируемым бизнесом. 4 МЕТОД НАКОПЛЕННЫХ АКТИВОВ Использование: Считается, что метод накопления активов адекватен в большей степени при оценке предприятия как ликвидируемого. Однако данный метод может быть вполне использован и при оценке предприятия как действующего в следующих случаях: 1. Если у предприятия много финансовых активов в виде пакетов акций других предприятий (например, холдинговая компания). В такой ситуации метод накопления активов, как «матрёшка в матрёшке», будет подразумевать использование методов доходного подхода. 2. Если нематериальные активы предприятия составляют решающую долю его имущества. 3. Если предприятие специализируется на держании достаточно диверсифицированного инвестиционного портфеля. В этом случае оценка предприятия по стоимости его портфеля не 5 будет предполагать его ликвидации МЕТОД НАКОПЛЕННЫХ АКТИВОВ предполагает оценку предприятия по сумме рыночной или ликвидационной стоимости его активов – за вычетом совокупной кредиторской задолженности фирмы на момент её оценки Требует переоценки балансовой стоимости предприятия 6 ЭТАПЫ ОЦЕНКИ 1 2 3 4 • определение активов и обязательств оцениваемой компании по данным последней на момент оценки бухгалтерской отчетности • определение рыночной (или иной) стоимости активов компании; • определение рыночной (или иной) стоимости обязательств • оценка стоимости чистых активов как разницы между переоцененными активами и обязательствами 7 ПЕРЕОЦЕНКА СТОИМОСТИ АКТИВОВ Активы Материальные Реальные активы Недвижимость Оборотные средства Оборудование Нематериальные Финансовые активы Ценные бумаги Банковские депозиты 8 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОЦЕНКА Оценка машин и оборудования Оценка недвижимости Оценка нематериальных активов (интеллектуальной собственности) Оценка бизнеса затратный подходом Оценка финансовых активов 9 УЧЕТ ИЗНОСА •определяется степенью исчерпания срока службы материального актива длительного использования • обесценение актива в случае его конструктивной или функциональной недоработки по сравнению с более поздними аналогами Физический Экономический Функциона льный износ Технологический • измеряется обесценением аналогичного имущества вследствие изменения на рынке спроса и предложения соответствующе го товара. • обесценение актива вследствие появления на рынке аналогов, имеющих лучшее соотношение цена/качество. 10 ОЦЕНКА ИЗНОСА Если на рынке на момент переоценки можно найти аналогичный актив с точно такими же охарактеризованными выше видами износа у переоцениваемого актива, то задача сводится к замене балансовой стоимости актива на наблюдаемую текущую рыночную. Если невозможно найти на рынке соответствующий аналог, то необходимо учесть все виды накопленного износа. 11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ Финансовые активы Имеющие котировку Методы сравнительного подхода Недостаточно ликвидные Методы доходного подхода 12 РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ Предприятие ликвидируемое: Рб = А – Об, где Рб – рыночная стоимость бизнеса; А – рыночная стоимость активов предприятия на момент оценки; Об – рыночная стоимость обязательств предприятия на момент оценки 13 РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ Предприятие действующее: Предприятие не будет гасить все обязательства единомоментно, аналогично ДЗ также не будет получена вся сразу Рб = А – Об ДЗкор = ΣДЗ/(1+rдз)t КЗкор = ΣКЗ/(1+rкз)t Ставка дисконтирования с учетом поправки на риск каждого дебитора Общая ставка дисконтирования 14 МЕТОД ЧИСТЫХ АКТИВОВ Метод чистых активов включает только балансовое имущество Метод накопленных активов включает всё имущество, включая не отраженное в балансе 15 МЕТОДЫ ЗАМЕЩЕНИЯ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ Метод восстановительной стоимости Стоимость строительства в текущих ценах на дату оценки точного аналога оцениваемого объекта Учитывает материальные и нематериальные активы Метод стоимости замещения Стоимость оценивают исходя из затрат на полное замещение его активов, сохраняя при этом хозяйственный профиль предприятия (текущая стоимость создания современного предприятияаналога) Учитывает только материальные активы 16 МЕТОДЫ ЛИКВИДАЦИОННЫЕ Метод ликвидационной стоимости •основан на рыночных ценах, но не с точки зрения покупки активов, а с точки зрения их быстрой реализации. Позволяет оценить нижний уровень стоимости предприятия. Для расчета ликвидационной стоимости предприятия необходимо определить и суммировать ликвидационную стоимость его накопленных активов (срочная продажа), вычитая из полученной суммы балансовую стоимость подлежащих срочному погашению обязательств и затраты на его ликвидацию. •Ликвидационная стоимость определяется как разница между доходами от ликвидации предприятия, полученными в результате раздельной распродажи его активов, и расходами на ликвидацию. Метод расчета стоимости предприятия с ликвидируемыми активами • является модификацией метода накопления активов. Устанавливая стоимость предприятия с ликвидируемыми активами, нужно оценивать и суммировать рыночную стоимость накопленных активов (дебиторская задолженность дисконтируется в пределах срока свертывания бизнеса) за вычетом дисконтированной в пределах данного срока 17 свертывания бизнеса задолженности. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ К достоинствам имущественного подхода обычно относят то, что его методы дают возможность учесть как реальную стоимость участвующих в производственном процессе активов предприятия, так и стоимость различных его обязательств и обременений.  Недостатки Однако часто баланс организации не содержит в себе информации о большей части интеллектуального капитала предприятия. В результате чего использование имущественного подхода для оценки предприятия (бизнеса), основу которого составляет капитал интеллектуальный, приведет к существенному занижению стоимости фирмы. Часто традиционные методы не подходят к оценке бизнеса, основу которого 18 составляет интеллектуальный капитал.  ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ 19 ОЦЕНКА НЕДВИЖИМОСТИ    Недвижимое имущество - это физические объекты с фиксированным местоположением в пространстве и все, что неотделимо с ними связано как под поверхностью, так и над поверхностью земли, или все, что является обслуживающим предметом, а также права, интересы и выгоды, обусловленные владением объектами. Рынок недвижимости — это совокупность отношений вокруг операций с объектами недвижимости. Этот рынок представляет собой сферу вложения капитала в объекты недвижимости и систему экономических отношений, возникающих при операциях с недвижимостью, которые появляются при купле-продаже недвижимости, ипотеке, сдаче объектов недвижимости в аренду. Основными сегментами рынка недвижимости являются рынок земли, рынок жилья и рынок нежилых помещений (в соответствии с основными типами недвижимости) 20 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД    Наиболее распространенным методом оценки в группе сравнительного подхода является метод прямого сравнительного анализа продаж. Метод прямого сравнительного анализа продаж (далее – метод анализа продаж) заключается в анализе фактических сделок купли-продажи объектов недвижимости и сравнении объектов, по которым эти сделки проводились с оцениваемым объектом недвижимости. Данный метод оценки недвижимости основан на принципе замещения, который гласит: покупатель не купит объект недвижимости, если его стоимость будет превышать затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой же полезностью. Поэтому предполагается, что цены, по которым на рынке недвижимости состоялись сделки купли-продажи объекта, схожего или аналогичного оцениваемому объекту, отражают его рыночную стоимость. При использовании метода анализа продаж эксперт-оценщик анализирует сопоставимые объекты недвижимости, которые были проданы за последнее время в соответствующем секторе рынка недвижимости и делает поправки к цене на различия, которые имеются между оцениваемым и сопоставимыми объектами недвижимости. В результате этой процедуры определяется продажная цена каждого сопоставимого объекта таким образом, как если бы при продаже он имел те же основные характеристики, что и оцениваемый объект. Метод прямого сравнительного анализа в наибольшей степени применим к развитым секторам рынка недвижимости, например к рынку жилья. В рамках сравнительного подхода к оценке недвижимости также применяется метод валового рентного мультипликатора. 21 ДОХОДНЫЙ ПОДХОД    Дисконтирование будущих доходов – это метод, используемый для оценки объектов доходной недвижимости как текущей стоимости ожидаемых в будущем выгод от владения объектом. Инвестор рассматривает объект недвижимости в виде набора будущих преимуществ и оценивает его привлекательность как соотношение между денежным выражением этих преимуществ и ценой, по которой объект может быть приобретен. Метод дисконтирования будущих доходов предполагает прогнозирование размера ЧОД (чистого операционного дохода) на определенный период в будущем и вероятной цены продажи объекта недвижимости в конце этого периода, а затем расчет и суммирование текущих стоимостей всех будущих доходов. Метод капитализации используется в случае, если 22 недвижимость приносит стабильный доход ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД Реализация затратного подхода к оценке недвижимости предполагает осуществление следующих этапов. 1. Определяется стоимость земельного участка, на котором находится объект недвижимости. 2. Рассчитывается стоимость замещения или восстановительная стоимость объекта недвижимости. В отчете по оценке обязательно надо указать, какая из этих двух стоимостей определена. 3. Рассчитываются все виды износа объекта недвижимости: физический, функциональный и внешний. 4. Общий износ объекта недвижимости вычитается из затрат на его воспроизводство или замещение. Получается стоимость объекта недвижимости за минусом износа. 5. Рассчитывается общая стоимость объекта недвижимости и 23 земельного участка путем суммирования этих стоимостей. ОЦЕНКА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ     При оценке машин, оборудования и транспортных средств большую остроту имеет проблема идентификации объектов оценки. Задача идентификации таких объектов значительно сложнее, чем при оценке объектов недвижимости. Количество оцениваемых объектов только на одном предприятии может достигать десятков тысяч единиц самого разнообразного по назначению, устройству и характеристикам оборудо вания. При этом оценщик машин, оборудования и транспортных средств часто сталкивается с трудностями разграничения, как единиц оборудования, так и объектов, относящихся к другим видам активов предприятия. С одной стороны, объекты машин и оборудования должны быть отграничены от объектов недвижимости. При этом в большинстве случаев проблем не возникает. Однако встречаются такие объекты, которые настолько основательно связаны со зданием или сооружением, что возможно с равным правом их отнесение как к недвижимости, так и к оборудованию. Например, вентиляционные, отопительные и осветительные системы в зданиях по существу представляют собой оборудование, но относятся к недвижимости. Их стоимость является составной частью стоимости здания. Лифт в здании, его кабина, привод и управление — 24 это оборудование, а шахта лифта — это сооружение и к оборудованию не относится. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Согласно сравнительному подходу рыночная стоимость машин и оборудования определяется по формуле: Sa = Ca *K1 *K2 *K3....Kn ±Cдоп где: Са – цена аналога; К1,2…n – корректирующие коэффициенты, учитывающие отличия в значениях параметров; Сдоп – цена дополнительных устройств, наличием которых отличается оцениваемый объект. Сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа25 информация о ценах и характеристиках объектованалогов. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД Применяя сравнительный подход к оценке рыночной стоимости, необходимо:  выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения. Выбор единиц сравнения должен быть обоснован, следует обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения;  скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. При внесении корректировок следует ввести и обосновать шкалу корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения введенных корректировок будут иными. Шкала и процедура корректирования единицы сравнения не должны меняться от одного объекта-аналога к другому;  согласовать результаты корректирования значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам, обосновать схему согласования скорректированных значений единиц сравнения и скорректированных цен объектов-аналогов. 26 ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД Как правило, величины затрат на замещение и рыночной стоимости ближе всего друг к другу для новых объектов. Поэтому затратный подход наиболее уместен при работе с объектами, недавно сданными в эксплуатацию. Затратный подход также используется при оценке стоимости планируемых объектов, объектов специального назначения и прочего имущества, сделки по которому достаточно редко заключаются на рынке. Затратный подход применяется, когда существует возможность заменить объект оценки другим объектом, который либо является точной копией объекта оценки, либо имеет аналогичные полезные27 свойства. ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД В общем случае стоимость объекта рассчитывается по формуле: S = C*(1 - K ) где: С – полная стоимость воспроизводства, К – совокупный накопленный износ оцениваемого объекта. 28 ДОХОДНЫЙ ПОДХОД Доход создается всей бизнес системой, к активам которой относятся не только технические средства, но и недвижимость, и нематериальные активы, поэтому доход от эксплуатации машин определяется путем расчета чистого дохода от функционирования всей системы, затем из стоимости всей системы выделяют стоимость машин. Либо выделяют из чистого дохода системы ту его часть, которая непосредственно создается машинным комплексом и по ней определяют его стоимость. Стоимость отдельной позиции технического парка бизнеса определяют, используя долевой коэффициент. 29 ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ   Интеллектуальная собственность представляет собой исключительные права физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и др.). Достижения науки и техники, литературные, художественные, музыкальные произведения и другие предметы творческой деятельности являются объектами интеллектуальной собственности, они имеют нематериальный характер, различное содержание и форму представления. В российской теории и практике для отражения любых нематериальных объектов бизнес-процесса в подавляющем числе случаев используется термин «интеллектуальная собственность», а для целей ведения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии применяется понятие30 «нематериальные активы». ДОХОДНЫЙ ПОДХОД Доходом от использования интеллектуальной собственности является разница за определенный период времени между денежными поступлениями и денежными выплатами (далее - денежный поток), получаемая правообладателем за предоставленное право использования интеллектуальной собственности. Основными формами денежных поступлений являются платежи за предоставленное право использования интеллектуальной собственности, например, роялти, паушальные платежи и другие. Величина платежей за предоставленное право использования интеллектуальной собственности рассчитывается на основе наиболее вероятного значения, которое может сложиться, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине платежей не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. 31 ДОХОДНЫЙ ПОДХОД Основными формами выгод от использования интеллектуальной собственности являются: экономия затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и/или на инвестиции в основные и оборотные средства, в том числе фактическое снижение затрат, отсутствие затрат на получение права использования интеллектуальной собственности (например, отсутствие лицензионных платежей, отсутствие необходимости выделения из прибыли наиболее вероятной доли лицензиара);  увеличение цены единицы выпускаемой продукции (работ, услуг);  увеличение физического объема продаж выпускаемой продукции (работ, услуг);  снижение выплат налогов и (или) иных обязательных платежей;  сокращение платежей в счет обслуживания долга;  снижение риска получения денежного потока от использования объекта оценки; 32  улучшение временной структуры денежного потока от использования объекта оценки;  различные комбинации указанных форм. ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД Затратный подход используется для целей инвентаризации, балансового учета, определения минимальной цены интеллектуальной собственности, ниже которой сделка для владельца нематериального актива становится невыгодной. В рамках затратного подхода при оценке стоимости нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности используются следующие методы:  метод суммирования фактических затрат;  метод восстановительной стоимости;  метод стоимости замещения;  метод приведенных затрат. 33 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА 34 Раздел 4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД Сравнительный подход основан на принципе замещения – покупатель не купит объект, если его стоимость превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой же полезностью.  Область применения сравнительного подхода – это оценка компаний на основе фактических данных фондового рынка о котировках оцениваемой компании и (или), компаний-аналогов, а также на основе фактической информации о сделках с пакетами акций оцениваемой компании или сопоставимых компаний вне фондового рынка, в том числе информации о слияниях и поглощениях.  35 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ   Экономическое содержание сравнительного подхода заключается в том, что оценка основывается на реально сформированных рынком ценах, интегрально учитывающих все факторы, оказывающие влияние на величину стоимости собственного капитала, в том числе производственные и финансовые возможности оцениваемой компании, перспективы ее развития. Сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Основным условием применения методов оценки бизнеса в рамках сравнительного подхода является наличие достоверной информации о сделках с акциями оцениваемой компании и ее аналогов на рынке капитала. 36 ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ 1. правило общности отраслевой принадлежности оцениваемого бизнеса и тех аналогов, акции которых котируются на рынке ценных бумаг, основываясь на требованиях стандартной отраслевой классификации; 2. условия приблизительного соответствия доли профильной продукции в общем объеме реализации оцениваемого бизнеса и компаниианалога; 3. требование примерно равных размеров оцениваемого бизнеса и компании-аналога; 4. отсутствие существенных событий в деятельности компаний, которые могут привести к резким колебаниям курса их акций; 5. отсутствие процедур слияния или поглощения37 компаний-аналогов. Преимущества ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ 1. Оценщик ориентируется на фактические цены куплипродажи аналогичных предприятий. Цена определяется рынком, а оценщик лишь вносит корректировки для сопоставимости объектов. 1. Данный подход игнорирует перспективы развития предприятия в будущем предложения. Недостатки 2. Получение информации от предприятий-аналогов 2. Оценка основана на ретро является довольно информации и, следовательно, сложным процессом. отражает фактические 3. Оценщик должен результаты деятельности. осуществить сложные 3. Цена фактически корректировки, совершённой сделки требующие серьёзного максимально учитывает ситуацию на рынке, а значит, обоснования, в итоговую величину и является реальным промежуточные расчёты. отражением спроса и Т.о., возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия активного финансового рынка, доступности информации и наличия служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. 38 МЕТОДЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА метод рынка капитала метод сделок метод отраслевых коэффициентов (соотношений) метод статистического моделирования стоимости 39 МЕТОД РЫНКА КАПИТАЛА Область применения метода рынка капитала (метода компании-аналога): оценка компаний по компаниям-аналогам, акции которых обращаются на фондовом рынке. Базой для сравнения является индивидуальная цена акции открытого акционерного общества. Ценовой мультипликатор – это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия и финансовой базой, которая является измерителем финансовых результатов деятельности предприятия. Наиболее часто используются следующие оценочные мультипликаторы: цена/выручка; цена/прибыль; цена/балансовая стоимость собственного капитала; цена/активы. 40 МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ - ПРИМЕНЕНИЕ      Показатель цена/выручка более применим, когда оцениваемая и сопоставимая компании имеют сходные операционные расходы. Мультипликатор цена/прибыль уместен, когда прибыль относительно высока и отражает реальное экономическое состояние компании. Может быть использован мультипликатор цена/прибыль до налогообложения. Его применение целесообразно, если сопоставляемые компании имеют различные налоговые условия. Показатель цена/денежный поток используется, когда компания имеет относительно низкий доход, сравнимый с амортизацией. Показатель цена/балансовая стоимость собственного капитала наиболее применим к компаниям, имеющим на балансе значительные величины активов, и когда имеется устойчивая связь между показателем балансовой стоимости 41 и генерируемым компанией доходом. МЕТОД РЫНКА КАПИТАЛА. АЛГОРИТМ 1) 2) 3) 4) выявление сопоставимых компаний, акции которых имеют рыночные котировки; определение оценочных мультипликаторов, которые наиболее применимы для определения стоимости компании; определение финансовых и рыночных данных, которые будут использованы для расчета мультипликаторов (важна сопоставимость данных финансовой отчетности компанийаналогов и оцениваемой компании); для каждой из отобранных компаний-аналогов необходимо рассчитать выбранные мультипликаторы; 42 МЕТОД РЫНКА КАПИТАЛА. АЛГОРИТМ 5) выбрать мультипликатор, который наиболее адекватен для определения рыночной стоимости оцениваемой компании; 6) умножить выбранный мультипликатор (мультипликаторы) на соответствующий финансовый показатель оцениваемой компании. Если используются различные мультипликаторы, необходимо произвести их взвешивание 7) внести заключительные поправки 43 ВЗВЕШИВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ Определение итоговой величины стоимости производится методом взвешивания мультипликаторов. В зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации каждому мультипликатору придается свой вес. На основе взвешивания получается итоговая величина стоимости. Если не удается подобрать наилучший аналог оцениваемой компании, то в целях повышения точности итоговой оценки рекомендуется брать показатель "цена/прибыль" нескольких компаний- 44 аналогов. ТИПИЧНЫЕ ПОПРАВКИ      поправка на величину избыточных (неоперационных) активов портфельная скидка, предоставляемая при наличии непривлекательного для инвестора характера диверсификации фондового портфеля; дефицит собственного оборотного капитала или экстренная потребность в капитальных вложениях вычитается из итоговой стоимости компании; скидка за низкую ликвидность активов компании; премия, предоставляемая инвестору за дополнительные права контроля над компанией. 45 ПЕРЕХОД К ОЦЕНКЕ ДОЛИ Итоговое значение рыночной стоимости оцениваемой доли определяется – характером контроля доли; – ликвидностью доли. 46 МЕТОД СДЕЛОК Область применения метода: оценка бизнеса по компаниям-аналогам, с которыми недавно были совершены сделки купли-продажи со 100-процентными долями или (и) с контрольными долями в их собственном капитале. Метод сделок – частный случай метода рынка капитала Основные отличия:  на «входе» алгоритма используется информация о сделках с контрольными или крупными долями в собственном капитале сопоставимых компаний;  соответственно, на «выходе» алгоритма – результат – оценка рыночной стоимости контрольной доли в собственном капитале. 47 ПЕРЕХОД К ОЦЕНКЕ ДОЛИ Итоговое значение рыночной стоимости оцениваемой доли определяется – характером контроля доли; – ликвидностью доли. 48 МЕТОД ОТРАСЛЕВЫХ СООТНОШЕНИЙ Область применения метода: оценка компаний, относящихся к отраслям, в рамках которых сложилось соотношение между стоимостью и факторами ее определяющими; как правило, такие соотношения складываются на развитых рынках по мелким монопродуктовым компаниям. 49 АЛГОРИТМ МЕТОДА ОТРАСЛЕВЫХ СООТНОШЕНИЙ 1) 2) 3) 4) 5) определение основного по отрасли (виду деятельности) ценообразующего фактора; в таком качестве могут выступать: прибыль, денежный поток, выручка и т. д.; определение наиболее вероятного соотношения между значением стоимости и значением основного ценообразующего фактора; определение абсолютного значения ценообразующего фактора по оцениваемому бизнесу; расчет стоимости бизнеса путем умножения абсолютного значения ценообразующего фактора по оцениваемому бизнесу на значение наиболее вероятного соотношения между стоимостью и основным ценообразующим фактором; расчет итогового значения рыночной стоимости оцениваемой доли. 50 ОПЫТ ОТРАСЛЕВЫХ СООТНОШЕНИЙ Опыт западных оценочных фирм свидетельствует:  рекламные агентства и бухгалтерские фирмы продаются, соответственно, за 0,7 и 0,5 от годовой выручки;  рестораны и туристические агентства – соответственно 0,25–0,5 и 0,04–0,1 от выручки;  заправочные станции – 1,2–2 от месячной выручки;  предприятия розничной торговли – 0,75–1,5 от суммы: чистый доход + оборудование + запасы;  машиностроительные предприятия – 1,5–2,5 от суммы: чистый доход + запасы 51 ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРИМЕНЕНИИ Метод отраслевых коэффициентов редко применяют в российской практике в связи с отсутствием необходимой информации, которая требует длительного периода наблюдения. Поэтому наиболее приемлемыми на отечественном рынке являются методы компании-аналога (метод рынка капитала) и метод сделок (продаж). 52 МЕТОД СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ Область применения метода: оценка бизнеса по компанияманалогам, у которых сложился рынок акций. Допущение метода: взаимосвязь искомой характеристики (стоимости) и факторов определяющих, ее описывается уравнением линейной регрессии. 53 АЛГОРИТМ МЕТОДА 1) отбор не менее 5 компаний-аналогов, акции которых котируются на рынке, или недавно проданных в соответствии с критериями сопоставимости 2) определение значений функциональной характеристики – рыночной капитализации сопоставимых компаний или фиксация цены продажи предприятия 3) по данным бухгалтерской и статистической отчетности определение значений факторных признаков – абсолютных показателей деятельности предприятий-аналогов, влияющих на их стоимость. 54 РАСЧЕТ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ Расчет параметров регрессии производится с использованием специализированного программного обеспечения (например, Excel). 55 РАСЧЕТ СТОИМОСТИ 56
«Основы оценки бизнеса; затратный подход» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 54 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot