Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы «Общественного здоровья и здравоохранения» как учебной и научной дисциплины

  • 👀 471 просмотр
  • 📌 424 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы «Общественного здоровья и здравоохранения» как учебной и научной дисциплины» doc
Лекция 1. Основы «Общественного здоровья и здравоохранения» как учебной и научной дисциплины. 1 вопрос. Общественное здоровье и здравоохранение как наука, предмет общественного здоровья. Общественное здоровье , по мнению ВОЗ, следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позво­ляющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Все должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам. Здоровье общественное (популяционное или здоровье населения) - ос­новной признак, основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающее индивидуальные приспособительные реакций каждого из общности людей и способность всей общности в конкретных условиях наиболее эффективно осуществлять свои социальную и биологическую функ­ции. Качество поиуляционного здоровья отражает степень вероятности для каждого человека достижения максимального уровня здоровья и творческой работоспособности на протяжении максимально про/дленной индивидуальной жизни, а также характеризует жизнеспособность всего общества как социально­го организма и его возможности непрерывного гармоничного роста и социаль­но-экономического развития. По результатам оценки здоровья можно говорить об его уровне, напри­мер, регион с высоким уровнем здоровья населения, или страна с низким уров­нем гюпуляционного здоровья и т.д. Таким образом, общественное здоровье - это важнейший экономиче­ский и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием раз­личных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволя­ющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасность жизни людей. Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: соци­ально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-эстетическом, психофизическом и т. д. Поэтому сейчас в практике стали широ- ко использоваться термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоро вья населения - «психическое здоровье», «репродуктивное здоровье», «общесо матическое здоровье» и т.д., либо здоровье отдельной демографической ши социальной группы - «здоровье беременных», «здоровье детей» и т.п. Задачи общественного здоровья как науки: 1. Оценка и изучение здоровья населения и его динамики. 2. Оценка и изучение условий, влияющих на здоровье населения. 3. Разработка методов и способов укрепления здоровья, предупрежде­ния заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации. 4. Теоретическое обоснование принципов развития, оценка качества и эффективности здравоохранения. 5. Решение проблем управления, финансирования и экономики здра­воохранения. 6. Правовое регулирование охраны здоровья и здравоохранения. Разделы общественного здоровья как науки: 1. Санитарная статистика (общественное здоровье). 2. Экспертиза нетрудоспособности. 3. Организация медицинской помощи (здравоохранение). 4. Управление, планирование, финансирование, экономика здраво­охранения. Значение общественного здоровья для практического здравоохране­ния: 1) изучение и оценка здоровья населения на основе комплексных ме­дико-социальных исследований, с учетом влияния большего числа факторов, их взаимосвязи и ранговой оценки каждого из них; 2) совершенствование системы здравоохранения, улучшение доступ­ности и качества оказываемой населению медицинской помощи на основе вы­работки стратегии формирования системы управления общественным здоро­вьем; 3) эффективное использование материально-технических, финансо­вых, кадровых и других ресурсов, а также формирование новой системы управ- ления отраслью на основе статистики экономической деятельности учреждени! здравоохранения; 4) решение задач модернизации сети медицинских учреждений, со­вершенствования диспансеризации населения, оптимизации нагрузки персона­ла на основе расчета и анализа показателей, характеризующих различные сто­роны деятельности учреждений здравоохранения; 5) мотивация и качественная социально-пропагандистская работа, направленная на осмысление населением здоровья как первоочеред­ной основополагающей жизненной ценности, формирования здорового образа жизни. Общественное здоровье как предмет науки — это статистическое по­нятие, включающее совокупность показателей (заболеваемость, основные ме­дико-демографические показатели, показатели физического развития, инва­лидность), обусловленные комплексным воздействием медико-социальных, со­циально-экономических, экологических факторов. Предметом изучения общественного здоровья - является изучение воз­действия общественных отношений, социально-экономических условий и фак­торов внешней среды на здоровье населения в целом и однородных социальных групп, индивидуумов в частности. Предмет изучения включает следующие разделы: 1) историю здравоохранения; 2) теоретические проблемы здравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4) организация медико-социального обеспечения и медицинского страхо­вания; 5) организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент, маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное сотрудничество-в области медицины и здравоохране­ния. демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психиче­ское, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятель­ность в рамках определенных социальных общностей. По определению ВОЗ здоровье - состояние зёщшяье полного физическо­го, психического и социального благополучия, а не только отсутствие забо­леваний или физических дефектов. В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня: 1 уровень - здоровье отдельного человека - индивидуальное здоровье; 2 уровень - здоровье социальных и этнических групп - групповое здоро­вье; 3 уровень - здоровье населения административных территорий - регио­нальное здоровье; 4 уровень - здоровье популяции, общества в целом - общественное здо­ровье. Характеристики группового, регионального, общественного здоровья в статике и динамике рассматриваются как интегральное состояние здоровья всех вместе взятых индивидуумов, как сумма взаимосвязанных количественных и качественных показателей. С понятием здоровья тесно связаны представления о факторах риска -состояниях, способствующих возникновению и развитию болезней. При изуче­нии общественного здоровья факторы, его определяющие, принято объединять в следующие группы: а) социально-экономические факторы (условия труда, жилищные усло­ вия, материальное благосостояние и т. д.); б) социально-биологические факторы (возраст родителей, пол, тече­ ние антенатального периода и т. д.); в) экологические и природно-климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и т. д.); г) организационные или медицинские факторы (уровень, качество и доступность медико-социальной помощи и т. д.). Здравоохранение - это система социально-экономических и медицински: мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждой человека и населения в целом. Общественное здравоохранение - область научной и практической дея тельности, обеспечивающей управление здравоохранением как одной из круп­нейших социальных систем, где медицина является одним из компоненте»! наряду с экономикой, социологией, политическими науками, промышленно­стью. Создание рациональной общественной службы здравоохранения является главной целью общественного здоровья. Поэтому для нее особое значение имеют исследования, связанные с усовершенствованием работы органов и учреждений здравоохранения, с научной организацией труда медицинского персонала и т.д. Стратегическая роль в вопросе охраны здоровья населения сегодня напрямую связана с созданием единой системы здравоохранения, базирующей­ся на: 1) достоверных результатах социально-гигиенических исследований; 2) прикладном опыте деятельности организаций (учреждений) здраво­охранения; 3) четком распределении обязанностей и ответственности основных секторов системы здравоохранения. 2 вопрос. Методологическая основа общественного здоровья как науки. Методы общественного здоровья. Показатели общественного здоро­вья и требования к ним. Методологическая основа общественного здоровья как науки состоит в изучении и правильной трактовке причин, связей и взаимозависимости между состоянием здоровья населения и общественными отношениями, т.е. в пра- вильном решении проблемы взаимоотношения социального и биологического обществе. К социально-гигиеническим факторам, влияющим на общественное здо ровье, следует отнести условия труда и быта населения, жилищные условия уровень заработной платы, культуру и воспитание населения, питание, отноше ния в семье, качество и доступность медицинской помощи. Вместе с тем на общественное здоровье оказывают влияние и климато-географические, гидрометеорологические факторы внешней среды. Значительная часть названных условий может изменяться самим обще­ством в зависимости от его общественно-политической и экономической струк­туры, причем влияние их на здоровье населения может быть как отрицатель­ным, так и положительным. Следовательно, с социально-гигиенической точки зрения здоровье насе­ления можно характеризовать следующими основными данными: 1) состоянием и динамикой демографических процессов: рождаемостью, смертностью, естественным приростом населения и другими показателями естественного движения; 2) уровнем и характером заболеваемости населения, а также инвалидно­сти; 3) физическим развитием населения. В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группо­вого, регионального и общественного здоровья у нас в стране традиционно принято использовать следующие индикаторы: 1. Демографические показатели. 2. Заболеваемость. 3. Инвалидность. 4. Физическое развитие. Методы общественного здоровья: 1). Статистический метод - основной метод общественных наук, кото­рый позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определять эффективность деятельности ор­ганов и учреждений здравоохранения. Применяется в любых медицинских научных исследованиях. 2). Метод экспертных оценок служит дополнением к статистическому. Его основной задачей является определение косвенным путем тех или иных по­правочных коэффициентов, т.к. общественное здоровье использует количе­ственные измерения, применяя статистику и эпидемиологические методы. Это позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулирован­ных закономерностей, например, возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность и т.п. 3). Исторический метод - это описательный метод, который строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохране­ния на различных этапах истории. 4). Метод экономических исследований дает возможность устанавли­вать влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику общества. Для этого используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят применение при изучении и разработке таких во­просов, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранени­ем, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения. 5). Экспериментальный метод - это метод поиска новых, наиболее ра­циональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д. В общественном здоровье эксперимент может использоваться редко из-за связанных с ним административно-законодательных трудностей. 6). Метод моделирования применяется в области организации здраво­охранения и состоит в создании моделей организации для экспериментальной проверки. В зависимости от целей и проблем модели значительно варьируют по объему и организации, бывают временными или постоянными. 7). Метод наблюдения и опроса - используется для дополнения данных, при помощи специальных исследований. Например, для получения более пол­ных данных о заболеваемости лиц определенных профессий - используют ре­зультаты, полученные при медицинских осмотрах. Для выявления характера \ степени влияния социально-гигиенических условий на заболеваемость илт смертность могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный ме тод) отдельных лиц, семей или групп по специальной программе. 8). Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологиче ских методов исследования занимает эпидемиологический анализ, который представляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемиче ского процесса с целью выяснения причин, способствующих распространении данного явления на данной территории, и разработки практических реко мендаций по его оптимизации. С точки зрения методики общественного здоро вья, эпидемиология представляет собой прикладную медицинскую статистику которая в этом случае выступает как основной, в значительной степени специ­фический, метод. Использование эпидемиологических методов в разных областях здраво­охранения на больших популяциях позволяет выделить различные составляю­щие эпидемиологии: клиническую эпидемиологию, экологическую эпидемио­логию, эпидемиологию неинфекционных заболеваний, эпидемиологию инфек­ционных заболеваний и т.д. В общественном здоровье, выделяют эпидемиоло­гию показателей общественного здоровья. Цель эпидемиологии общественного здоровья (социальной эпидемиологии) - разработка мер политического, эконо­мического, медико-социального и организационного характера, направленных на улучшение показателей общественного здоровья. Показатели общественного здоровья и требования к ним. В настоящее время крайне мало показателей, которые объективно отра­жали бы количество, качество и состав общественного здоровья. Во всем мире ведется поиск и разработка интегральных показателей и индексов оценки здо­ровья населения. Это связано с рядом причин. Во-первых, правильно собранные и хорошо проанализированные стати­стические данные о здоровье служат основой для государственного и регио­нального планирования оздоровительных мероприятий, разработки организа­ционных форм и методов работы органов и учреждений здравоохранения, а также для контроля за эффективностью их деятельности по сохранению и укреплению здоровья населения. Во-вторых, к интегральным показателям и индексам здоровья населения предъявляются высокие требования. ВОЗ считает, что эти показатели должны обладать следующими качествами: 1. Доступностг^анньгх. Должна существовать возможность для получе­ния требуемых данных без проведения сложных специальных исследований. 2. Полнота охвата. Показатель должен быть получен из данных, охваты­вающих все население, для которого он предназначен. 3. Качество. Национальные (или территориальные) данные не должны изменяться во времени и пространстве таким образом, чтобы на показатель ока­зывалось значительное влияние. 4. Универсальность. Показатель по возможности должен быть отражени- • ем группы факторов, которые определены и влияют на уровень здоровья. 5. Вычислимость. Показатель должен рассчитываться как можно более простым способом, расчет не должен быть дорогостоящим. 6. Приемлемость (интерпретируемость). Показатель должен быть прием­лем, и должны существовать приемлемые методы для расчета показателя и его интерпретации. 7. Воспроизводимость. При использовании показателя здоровья разными специалистами в различных условиях и в различное время результаты должны быть идентичными. 8. Специфичность. Показатель должен отражать изменения только в тех явлениях, выражением которых он служит. 9. Чувствительность. Показатель здоровья должен быть чувствительным к изменениям соответствующих явлений. 10. Валидность. Показатель должен быть истинным выражением факто­ров, мерой которых он является. Должна быть создана некоторая форма незави­симого и внешнего доказательства этого факта. 11. Репрезентативность. Показатель должен быть представительным при отражении изменений в здоровье отдельных возрастно-половых и других кон-тингентов населения, выделенных для целей управления. 12. 12. Иерархичность. Показатель должен конструироваться по едином принципу для разных иерархических уровней, выделяемых в изучаемой сово купности населения для учитываемых заболеваний, их стадий и последствий Должна существовать возможность его унифицированной свертки и развертю по составляющим компонентам. 13. 13. Целевая состоятельность. Показатель здоровья должен адекватно от ражать цели сохранения и развития (улучшения) здоровья и стимулировать об­ щество к поиску наиболее эффективных путей достижения этих целей. 14. В документах ВОЗ неоднократно указывалось, что здоровье населения -качество социальное, в связи с чем, для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели: 15. 1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение. Эффективность здравоохранения (отношение результатов к затратам) по мере увеличения выделяемых на него средств должна расти. Для нормального функ­ ционирования систем здравоохранения ВОЗ рекомендует выделять как мини­ мально необходимую величину 6-8% от ВНП при бюджетном финансировании в развитых государствах и не менее 5% ВНП в развивающихся странах. 16. 2. Доступность первичной медико-социальной помощи. В Алма-Атинской декларации ПМСП определена как «зона первого контакта» населения и меди­ ко-санитарных служб и как важнейшее звено здравоохранения, неразрывно свя­ занное с другими звеньями. При этом ПМСП не ограничивается лишь органи­ зацией лечебной медицинской помощи, она, в соответствии с решениями Алма- Атинской конференции, должна быть комплексом медико-санитарных лечеб­ ных, профилактических, гигиенических мер. 17. 3. Охват населения медицинской помощью. Предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой населению территории. Без эффективно функционирующей системы финансирования здравоохранения невозможно достичь всеобщего охвата медико-санитарными услугами. Государства — члены ВОЗ в 2005 г. взяли на себя обязательство раз­ вивать национальные системы финансирования здравоохранения таким обра- ^ш, -11 мы в«.с люди имели доступ к медико-санитарным услугам, не испыты вая финансовых затруднений при их оплате. 4. Уровень иммунизации населения. Иммунизация является одной и наиболее эффективных и экономически целесообразных мер медицинской вмешательства, существующих в настоящее время. Если число людей, про шедших иммунизацию в данном регионе, достаточно высоко, это предотвраща­ет распространение болезней. Чем большее количество людей будет вакцини­ровано, тем безопаснее будет находиться на данной территории. Для обеспече­ния эпидемиологического благополучия уровень охвата населения плановой иммунизацией во всем регионе должен составить не менее 90%, а среди детей -более 95%. 5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом. Материнская смертность из-за невысокого уровня не оказывает заметного вли­яния на демографическую ситуацию, однако в полной мере отражает состояние системы охраны материнства и детства в регионе. Цель тысячелетия в области развития 5 (ЦТР 5), направленная на улучшение материнского здоровья, ставит задачи по снижению уровней материнской смертности на 75% и обеспечению всеобщего доступа к охране репродуктивного здоровья к 2015 году. 6. Состояние питания детей. Рациональное питание - является одним из важнейших критериев здорового образа жизни. Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован. Он должен содержать в достаточном коли­честве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. 7. Уровень детской смертности. Важным показателем качества жизни является коэффициент детской смертности, а социальное и экономическое зна­чение системы здравоохранение состоит в снижении детской смертности. Это демографический показатель, который характеризует положение дел в государ­стве. Общество, считающее себя гуманным, обязано максимально снизить эту цифру. Средняя продолжительность предстоящей жизни. Этот показатель интегрирует в себе, в известной мере, не только изменение жизнеспособности различных возрастно-половых групп, но также и влияние всего комплекса фак- торов, воздействующих на здоровье населения, в том числе факторов медицин ского характера. Средняя продолжительность жизни одним из основных инте гральных показателей, характеризующих состояние здоровья населения данно го региона, качество его жизни, уровень медицинского обслуживания на дан ной территории. Ожидаемая (при рождении) продолжительность жизни - одш из основных индикаторов качества системы здравоохранения в критерия} оценки ВОЗ. Имеет прямую корреляцию с показателем общих расходов ш здравоохранение. 9. Гигиеническая грамотность населения. Не имея представления о со­стоянии своего здоровья и путях развития заболевания, считая себя здоровыми, люди не обращают внимание на свое здоровье и постепенно переходят в болез­ненное состояние. Поэтому Оттавская хартия укрепления здоровья (1986) при­зывает членов ВОЗ больше внимания уделять вопросам сохранения здоровья, а не болезням, и изменить характер взаимоотношений между службами здраво­охранения и населением.
«Основы «Общественного здоровья и здравоохранения» как учебной и научной дисциплины» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 137 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot