Основы менеджмента
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ОСНОВЫ
МЕНЕДЖМЕНТА
1.Понятие и содержание менеджмента
1.1.Сущность и задачи менеджмента
В последнее время понятие менеджмента приобрело очень широкое
распространение.
Менеджмент (management – англ. управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность методов, принципов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Другое определение менеджмента: менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.
Менеджмент можно представить в виде формулы:
менеджмент = искусство + опыт + обучение
Т.е. управление производством требует специальных врожденных способностей. Эти способности развиваются в результате практической деятельности с приобретением опыта. Опыт, в свою очередь, приобретается практическим путем, путем проб и ошибок или методами интенсивного освоения опыта, т.е. с помощью обучения. Обучение менеджменту представляет собой анализ большого количества управленческих ситуаций, непосредственное участие в управленческих играх, стажировках в крупных фирмах и т.д.
Существует мнение, что термин «менеджмент» труден для понимания, т.к. он типично американский и не может быть буквально переведен на какой-либо другой язык. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении непредпринимательских организаций.
Термин «менеджмент» обычно не употребляется для обозначения государственного или общественного управления («government administration» или «public administration»).
Объектом менеджмента как науки являются люди в организациях и совокупность отношений между ними.
Предметом изучения – экономический механизм, организационные структуры, маркетинг, персонал, информация, организационная культура и другие составные части системы управления.
Менеджер (англ. manager – manage – управлять) – наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению. Он принимает решения и несет за них персональную ответственность.
Нельзя любого инженера или экономиста, занятого управлением считать менеджером. Менеджер – человек, имеющий специальную подготовку.
Специфические особенности управленческого труда:
• это интеллектуальный труд, характеризующийся многообразием решаемых задач;
• участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
• предметом труда является информация;
• средством труда – организационная и вычислительная техника;
• результат труда – управленческие решения, дающие положительный результат. С этой точки зрения, менеджмент – один из факторов производства.
Основные задачи менеджера:
• координация,
• руководство,
• управление,
• принятие решений.
Менеджер начинает свою деятельность с изучения объекта, которым предстоит руководить и подбора команды.
Слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Предприниматель берет на себя риск организации нового предприятия, в дальнейшем он может нанять менеджера для управления этим предприятием. На этой основе возникла теория менеджеризма, согласно которой контроль над производством перешел от частных собственников к наемным управляющим – менеджерам.
Переход России к рыночной экономике повышает роль менеджмента и обуславливает необходимость подготовки специалистов по менеджменту.
1.2.Функции менеджера
В начале ХХ в. Французский промышленник Г. Файоль писал, что все менеджеры выполняют пять основных управленческих функций. Они планируют, организуют, руководят, координируют и контролируют. В настоящее время эти функции обычно сводят к следующим:
планирование,
организация работы,
руководство,
контроль.
Планирование. Поскольку организация существует для того, чтобы достичь конкретных целей, кто-то должен определить эти цели и средства, посредством которых они могут быть достигнуты. Менеджеры, осуществляя функцию планирования, вырабатывают цели организации и общую стратегию ее деятельности, а также планы, направленные на осуществление интеграции и координации этой деятельности.
Организация работы. Менеджеры также несут ответственность за проектирование организационной структуры. Это предполагает определение того, на каком уровне принимаются решения, кому следует докладывать об их выполнении, а также конкретных задач и их исполнителей.
Руководство. В процессе повседневной работы, которая складывается из мотивации других людей, направления их деятельности, выбора наиболее эффективных норм их взаимодействия и общения, а также разрешения конфликтных ситуаций, менеджеры осуществляют руководство организацией.
Контроль. Менеджеры осуществляют контроль деятельности организации. После того как цели поставлены, планы их достижения разработаны, а люди, которые будут их выполнять, подобраны, обучены и мотивированы, не исключена возможность возникновения непредвиденных сбоев и отклонений в процессе работы. Именно поэтому менеджеры должны осуществлять постоянный контроль, сравнивая реальные достижения и результаты с теми, которые были запланированы. В ситуациях, когда возникают существенные отклонения, задача менеджеров состоит в том, чтобы вернуть организацию на первоначально выбранное направление или скорректировать само это направление (если в силу изменившихся условий появилась такая необходимость).1
1.3.Роль менеджера
В конце 60-х гг. Г.Минтцберг, основываясь на тщательном обследовании работы менеджеров, пришел к заключению, что менеджеры выполняют ряд тесно взаимосвязанных ролей. Условно они были разделены на три группы.
Первую группу образуют роли, связанные с осуществлением межличностных отношений и взаимодействием работников в организации (мотивация, координация деятельности подчиненных, делегирование полномочий, формальное представительство: принятие участия в церемониях, награждениях и т.п.).
Во вторую группу выделена информационная роль, которая включает сбор. Обработку и передачу необходимой информации. Например, прочитав в журнале о планируемых изменениях в конкурирующей фирме, менеджер доводит эту информацию (если она покажется ему важной) до высшего руководства, организует ее обсуждение с подчиненными, продумывает дополнительные меры по повышению конкурентоспособности продукции своей фирмы.
Третью группу образуют роли, непосредственно связанные с принятием управленческих решений. Как правило, менеджеры являются инициаторами новых проектов и решений, несут ответственность за корректировку решений в случае непредвиденных изменений или возникновения кризисных ситуаций, за использование ресурсов, а также участвуют в переговорах и несут ответственность за принимаемые решения и их выполнение.2
Тема 2. Научные основы менеджмента
Поднаучными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Наука об управлении получила развитие в трудах отечественных ученых – Д.М. Гвишиани, Г.Х. Попова, А.В. Попова, А.Г. Аганбегяна, Ю.П. Васильева, О.С. Виханского, Э.М. Короткова, Д.С. Львова и в трудах зарубежных авторов – А. Файоля, С. Фишера, П. Друкера, М.Х. Мескона, Х. Вольфганга, И. Ансоффа, Дж. Хедоури, П. Маршала, М. Портера.
Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные требования:
• использование научного анализа для определения наилучших способов достижения целей и решения конкретных задач;
• важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечение их обучения;
• необходимость обеспечения работников ресурсами для эффективного выполнения задач.
В зарубежной науке управления сложились следующие важнейшие
концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления:
• научного управления;
• административного управления;
• управления с позиций психологии и человеческих отношений;
• управления с позиций науки о поведении;
• адаптации;
• глобальной стратегии;
• целевой ориентации;
• рыночного управления [2, с. 8-9].
2.1. Концепция научного управления
Концепция научного управления получила развитие в США с 1885 года и особенно в 1920-е годы. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Он сформулировал важный вывод: работа по управлению – это определенная специальность, и организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточиться на том, что она делает успешнее всего.
Авторы концепции научного управления Ф. Тейлор, Г. Френк, Л. Гилбрет посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства. Они полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно значительно усовершенствовать многие операции ручного труда. Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и на отдых.
Количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать выполнимые нормы производства и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. Авторы теоретических разработок также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой работе; подчеркивалось большое значение обучения.
Основными положениями в данной школе являются:
* рациональная организация труда. Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа в управлении трудом рабочих:
- научный подход к выполнению элементов работы,
- научный подход к подбору, обучению и развитию рабочего,
- кооперация с рабочим,
- деление ответственности между рабочими и менеджерами;
* отделение управленческих функций от фактического выполнения работ;
* разработка функциональной структуры управления.
2.2. Концепция административного управления
Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 1920-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию.
Организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять, чтобы более эффективно достигать целей. Эта концепция получила также название классической школы управления.
А. Файоль (один из представителей классической школы) рассматривал управление (в его терминологии – администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности при наиболее эффективном, оптимальном использовании ресурсов и возможностей фирмы. Главный вклад Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.
* Сформулирована концепция административного управления, включающая пять элементов административной функции на любом уровне управления:
- планирование,
- организация,
- руководство,
- координация,
- контроль.
* Практически отработана линейно-штабная структура управления.
* Файоль сформулировал следующие требования к управлению:
• разделение труда – сокращение числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;
• полномочия и ответственность – полномочия дают право отдавать приказ, ответственность – их противоположность;
• дисциплина;
• единоначалие – работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
• единство направления – каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
• подчиненность личных интересов общим;
• вознаграждение персонала – справедливая зарплата;
• централизация – необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;
• скалярная цепь – ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, - вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;
• порядок – место для всего и все на своем месте;
• справедливость – сочетание доброты и правосудия;
• стабильность рабочего места для персонала – высокая текучесть кадров снижает эффективность организации;
• инициатива – означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;
• корпоративный дух – союз – это сила, а она является результатом гармонии персонала.
2.3. Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений
1930-е – 1950-е годы. Исследования, проведенные американским психологом А. Маслоу, показали, что поступки людей мотивируются не экономическими силами, как считали сторонники концепции научного управления, а различными потребностями, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.
* Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходят усилия руководителя.
* На производительность труда влияют:
- межличностные отношения,
- удовлетворенность работой,
- забота о работниках.
2.4. Концепция управления с позиции науки о поведении
(школа поведенческих наук)
Эта теория получила развитие в 1950-е – 1960-е годы. Ее основное кредо – повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда – исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.
Представителями поведенческой концепции были Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт.
* Важнейшее достижение школы – разработка теорий «Х» и «Y».
* Теория «Х» - средний индивидуум не любит работать, поэтому его необходимо постоянно принуждать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремиться избегать ответственности.
* Теория «Y» - люди не являются от природы пассивными. Затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремиться к ней. Он не нуждается в контроле, так как способен сам себя контролировать.
Из школ человеческих отношений и поведенческих наук современный менеджмент использует:
- рассмотрение коллектива как особой социальной группы;
- использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства;
- исследование поведения людей в организациях в процессе совместного труда;
- отношение к членам коллектива как к активным человеческим ресурсам.
2.5. Концепция адаптации
Суть концепции адаптации, или стратегии приспособления, состоит в том, что в реальной хозяйственной жизни стратегия фирмы – это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды, т.е. это стратегия маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров между предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости от издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, политической стабильности страны.
2.6. Концепция глобальной стратегии
Она направлена на оптимизацию международной деятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не отдельных ее частей.
2.7. Концепция целевой ориентации
Она утверждает, что должна доминировать роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля, мотивации.
2.8. Концепция рыночного управления
В основе менеджмента как концепции рыночного управления лежит объективная тенденция к обобществлению производства, в результате которого у крупнейших фирм появилась возможность воздействовать на рынок.
Менеджмент как концепция рыночного управления направлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий. В этой концепции обосновывается необходимость в той или иной форме регулировать процессы развития, управлять ими, а не полагаться полностью на рынок, стихийно регулирующий экономические процессы [2, с.14].
2.9. Менеджмент как научная дисциплина
Менеджмент – это наука об управлении организацией.
Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность в тех или иных условиях практически решать проблемы функционирования организации.
В современных условиях широко распространено мнение ученых о том, что процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации, а, следовательно, к практике.
Получили распространение четыре научных подхода к управлению:
• процессный;
• системный;
• ситуационный;
• программно-целевой.
2.10.Подход к управлению как к процессу
Он определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления.
2.11. Системный подход
Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение целей, единых в условиях меняющейся внешней среды. К основным элементам организации относятся ее функциональные подразделения, ориентированные на достижение различных целей.
Любая система характеризуется наличием 3-х основных элементов:
1. вход в систему – поступающие ресурсы;
2. процесс преобразования ресурсов в продукт;
3. выход из системы – продукт.
1 3
2.12. Ситуационный подход
Он предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации.
2.13. Программно-целевой подход
Такой подход к управлению предполагает:
• составление и реализацию целевых комплексных программ, в которых увязываются цели, сроки выполнения и ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей;
• единство целевой ориентации программы;
• комплексность намечаемых и проводимых мероприятий;
• определение сроков осуществления мероприятий;
• адресность заданий, обязательность их исполнения;
• определение критериев для выбора альтернатив принимаемых в ходе реализации программы решений [2, с.17].
Тема 3. Организации
Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной , обуславливающей существование менеджмента. Поэтому начнем изучение менеджмента, усвоив сначала, что такое организация и почему ею нужно управлять.
3.1. Что такое организация
Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
2. наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;
3. наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают, как общую все члены дано группы;
4. наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение:
организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Это - пересказ определения Честера Барнарда, одного из классиков менеджмента 30-40-х годов. Барнард называет формальную организацию «системой сознательно координируемых действий двух или более человек».
Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. В соответствии с общепринятой практикой, говоря о неформальных организациях, мы так и будем их называть. А, используя слово «организация», мы всегда будем иметь в виду формальную организацию.
Формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Мы будем рассматривать управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей
Один простой пример: «Мак Доналдс» является организацией, состоящей из семи с лишним тысяч самостоятельных предприятий, работа которых обеспечивается поддержкой большого числа организаций, работающих «за кулисами», ведущих строительство магазинов и цехов, осуществляющих рекламу, производящих закупку продуктов, разрабатывающих новые виды продукции, осуществляющих контроль качества. Каждое заведение «Мак Доналдс» имеет свои планы реализации продукции и прибыли. Каждая вспомогательная единица также имеет свои цели, такие как, например, закупка говядины по выгодным ценам. Эти цели взаимосвязаны и взаимозависимы. Например, ресторан может реализовать свои цели, добившись запланированной прибыли, только если служба закупки добьется своих целей, обеспечив достаточное количество булочек по нужной цене, если служба маркетинга обеспечит достаточный приток покупателей, технологи найдут способ эффективного приготовления и т.д. Основная причина, позволившая «Мак Доналдсу» стать крупнейшим предприятием в своем бизнесе в мире, заключается в том, что компании удается не только достичь всех вышеперечисленных целей, но и эффективно взаимоувязать их с наименьшими затратами [1, с.31-32].
3.2. Общие характеристики организаций
Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными
в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики.
Эти общие черты помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией надо управлять.
• Ресурсы. Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.
• Зависимость от внешней среды. Ни одна организация не может быть «островом в себе». Организации полностью зависимы от окружающего мира – от внешней среды – как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. Большое значение имеет и тот факт, что, хотя организация и зависит полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров [1, с.32-33].
• Горизонтальное разделение труда. Самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Если, по крайней мере, два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны делить работу между собой. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если то же самое количество людей работало самостоятельно.
• Подразделения. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих конкретные специфические задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами.
• Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной.
• Необходимость управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда [1, с.34-35].
Итак, в организации существуют две органичные внутренние формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления [1, с.35].
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации [1, с.38].
Тема 4. Сущность и содержание понятия
менеджмент
4.1. Менеджмент в условиях рынка
Менеджмент – управление в условиях рынка, рыночной экономики – означает:
• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль;
• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
• хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем лицам, которые несут ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
• выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
• необходимость использования современной информационной базы для проведения многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений [2, с. 2-3].
4.2. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной
деятельности
Менеджер не зависит от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера.
Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также от профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта – хозяйственной деятельности фирмы в целом или ее конкретной сферы (производства, сбыта, финансов, и др.).
«Менеджмент» относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности.
Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспективы – это главное в менеджменте. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. Различают цели общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития фирмы в целом, специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.
Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.
4.3. Экономический механизм менеджмента
Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена [2, с. 4-5].
Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменного управления; управления производством; управления персоналом.
Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.
4.4. Менеджмент как организация управления фирмой
В зависимости от конкретных функций фирма делится на подразделения, выполняющие возложенные на них задачи по реализации специфических целей. Подразделения (отделы, службы, отделения) представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Такое содержание понятия «менеджмент» соответствует нашему понятию внутрифирменного управления.
Менеджмент как аппарат управления. Обычно под аппаратом управления понимается состав подразделений, в рамках которых проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей. Под аппаратом управления часто понимают также руководство, которое представляет фирму, и действует от ее имени.
Менеджмент как различные уровни аппарата управления. Крупная фирма обычно имеет в своем аппарате три уровня, каждый из которых в названии на английском языке содержит слово «менеджмент»:
Top management – высшее звено управления, высшее руководство;
Middle management – среднее звено управления;
Lower management – низовое звено управления.
Менеджмент как управление персоналом. Менеджмент понимается как организация работы людей, сотрудников, коллектива для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом. Предполагается, что управление персоналом необходимо строить с таким расчетом, чтобы оно соответствовало потребностям сотрудников и позволило активизировать их работу, повышать производительность труда и, следовательно, эффективность производства.
Менеджмент как система управления. Здесь первостепенное значение имеют взаимные связи между подразделениями фирмы, рассматриваемыми как единое целое. Система управления должна располагать материальными , финансовыми, трудовыми и другими ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управленческие воздействия поступают в исполнительные органы как изнутри управляемого объекта, так и извне, т.е. из внешней среды. Наличие информации о внешней среде и выводы о ее влиянии на систему управления повышают эффективность системы, поскольку позволяют своевременно вносить коррективы в процесс управления и приспосабливаться к изменениям внешней среды – рыночных условий и системы их регулирования.
Основной оценкой эффективности и качества управления служит степень достижения поставленных целей, как на текущий период, так и на средне- и долгосрочную перспективу.
4.5. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений
Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для руководителя – менеджера – и требует от него принятия решений, в частности в отношении изменения целей и программы действий. Это касается всех уровней управления.
Всякое управленческое решение – это результат обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.
Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение конкретизируется для исполнителей и контроля за выполнением. Иначе говоря, управленческое решение должно содержать ответ на вопрос: как реализовать принятое решение и как проконтролировать его исполнение[2, с. 6-8].
Тема 3. Научные основы менеджмента
Поднаучными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Наука об управлении получила развитие в трудах отечественных ученых – Д.М. Гвишиани, Г.Х. Попова, А.В. Попова, А.Г. Аганбегяна, Ю.П. Васильева, О.С. Виханского, Э.М. Короткова, Д.С. Львова и в трудах зарубежных авторов – А. Файоля, С. Фишера, П. Друкера, М.Х. Мескона, Х. Вольфганга, И. Ансоффа, Дж. Хедоури, П. Маршала, М. Портера.
Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные требования:
• использование научного анализа для определения наилучших способов достижения целей и решения конкретных задач;
• важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечение их обучения;
• необходимость обеспечения работников ресурсами для эффективного выполнения задач.
В зарубежной науке управления сложились следующие важнейшие
концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления:
• научного управления;
• административного управления;
• управления с позиций психологии и человеческих отношений;
• управления с позиций науки о поведении;
• адаптации;
• глобальной стратегии;
• целевой ориентации;
• рыночного управления [2, с. 8-9].
3.1. Концепция научного управления
Концепция научного управления получила развитие в США с 1885 года и особенно в 1920-е годы. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Он сформулировал важный вывод: работа по управлению – это определенная специальность, и организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточиться на том, что она делает успешнее всего.
Авторы концепции научного управления Ф. Тейлор, Г. Френк, Л. Гилбрет посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства. Они полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно значительно усовершенствовать многие операции ручного труда. Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и на отдых.
Количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать выполнимые нормы производства и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. Авторы теоретических разработок также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой работе; подчеркивалось большое значение обучения.
3.2. Концепция административного управления
Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 1920-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию.
Организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять, чтобы более эффективно достигать целей. Эта концепция получила также название классической школы управления.
А. Файоль (один из представителей классической школы) рассматривал управление (в его терминалогии – администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности при наиболее эффективном, оптимальном использовании ресурсов и возможностей фирмы. Главный вклад Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.
Файоль сформулировал следующие требования к управлению:
• разделение труда – сокращение числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;
• полномочия и ответственность – полномочия дают право отдавть приказ, ответственность – их противоположность;
• дисциплина;
• единоначалие – работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
• единство направления – каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
• подчиненность личных интересов общим;
• вознаграждение персонала – справедливая зарплата;
• централизация – необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;
• скалярная цепь – ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, - вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;
• порядок – место для всего и все на своем месте;
• справедливость – сочетание доброты и правосудия;
• стабильность рабочего места для персонала – высокая текучесть кадров снижает эффективность организации;
• инициатива – означает разработку плана и обеспечение аго успешной реализации;
• корпоративный дух – союз – это сила, а она является результатом гармонии персонала.
3.3. Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений
1930-е – 1950-е годы. Исследования, проведенные американским психологом А. Маслоу, показали, что поступки людей мотивируются не экономическими силами, как считали сторонники концепции научного управления, а различными потребностями, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.
3.4. Концепция управления с позиции науки о поведении
Эта теория получила развитие в 1950-е – 1960-е годы. Ее основное кредо – повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда – исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.
Представителями поведенческой концепции были Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт.
3.5. Концепция адаптации
Суть концепции адаптации, или стратегии приспособления, состоит в том, что в реальной хозяйственной жизни стратегия фирмы – это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды, т.е. это стратегия маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров между предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости от издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, политической стабильности страны.
3.6. Концепция глобальной стратегии
Она направлена на оптимизацию международной деятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не отдельных ее частей.
3.7. Концепция целевой ориентации
Она утверждает, что должна доминировать роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля, мотивации.
3.8. Концепция рыночного управления
В основе менеджмента как концепции рыночного управления лежит объективная тенденция к обобществлению производства, в результате которого у крупнейших фирм появилась возможность воздействовать на рынок.
Менеджмент как концепция рыночного управления напрвлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий. В этой концепции обосновывается необходимость в той или иной форме регулировать процессы развития, управлять ими, а не полагаться полностью на рынок, стихийно регулирующий экономические процессы [2, с.14].
3.9. Менеджмент как научная дисциплина
Менеджмент – это наука об управлении организацией.
Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность в тех или иных условиях практически решать проблемы функционирования организации.
В современных условиях широко распространено мнение ученых о том, что процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации, а, следовательно, к практике.
Получили распространение четыре научных подхода к управлению:
• процессный;
• системный;
• ситуационный;
• программно-целевой.
3.10.Подход к управлению как к процессу
Он определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления.
3.11. Системный подход
Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентировны на достижение целей, единых в условиях меняющейся внешней среды. К основным элементам организации относятся ее функциональные подразделения, ориентированные на достижение различных целей.
Любая система характеризуется наличием 3-х основных элементов:
1. вход в систему – поступающие ресурсы;
2. процесс преобразования ресурсов в продукт;
3. выход из системы – продукт.
1 3
3.12. Ситуационный подход
Он предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации.
3.13. Программно-целевой подход
Такой подход к управлению предполагает:
• составление и реализацию целевых комплексных программ, в которых увязываются цели, сроки выполнения и ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей;
• единство целевой ориентации программы;
• комплексность намечаемых и проводимых мероприятий;
• определение сроков осуществления мероприятий;
• адресность заданий, обязательность их исполнения;
• определение критериев для выбора альтернатив принимаемых в ходе реализации программы решений [2, с.17].
Список литературы
1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента: пер.с англ. – М., Дело, 2002. – 704 с.
2. Герчикова И.Н., Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. И доп. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511с.