Основы менеджмента социально-культурной деятельности. Менеджмент: базовые понятия. Исторические этапы развития менеджмента
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Основы менеджмента социально-культурной деятельности
Востряков Лев Евгеньевич,
д.полит.н.
[email protected]
11 апреля 2017 г.
Лекции:11 апреля 2017 г. Семинары: 20 апреля 2017 г.
БРС: посещаемость – до 30 баллов семинары – до 40 баллов аттестация – до 30 баллов
Отметки на экзамене: 5 - больше 86 баллов
4 : 73-85 баллов
3 : 60-72 балла
Учебная дисциплина «Основы менеджмента социально-культурной деятельности» тесно связана с
– общей теорией управления,
– теорией и историей социально-культурной деятельности
Целостной теории управления до начала ХХ в. не существовало
Успешные управленческие практики насчитывают более 2,5 тысячелетий:
– Феспис из Икарии (Thespis) в 534 г. осуществил первую постановку в рамках Великих Дионисий – древнегреческие фестивали: Панафинейские игры в Афинах,
- Олимпийские в Олимпии,
-Пифийские в Дельфах
Литература:
Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008. – 791 с.
Герчиков, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчиков. – М.: Академия, 2007. – 453 с.
Друкер, П. Менеджмент. Вызов XXI века. / П. Друкер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 256 с.
Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер. – М.: «Вильямс», 2007. – 272 с.
Друкер, П.Ф. Эффективный руководитель / П.Ф. Друкер. – 3-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер [и др.], 2013.
Коленько, С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум / С.Г. Коленько, 2016. – 370 с.
Менеджмент в сфере культуры / под ред. И.М. Болотникова, Г.Л. Тульчинского. – СПб.: СПб ГУКИ, 2007. – 448 с.
Переверзев, М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства / М.П. Переверзев, Т.В. Косцов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 192 с.
Чижиков В.М. Введение в социокультурный менеджмент / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М.: Изд-во МГУКИ, 2006. – 384 с.
Чижиков В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента: Учебное пособие / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков.. – М.: МГУКИ, 2008 – 382с.
Шекова Е.Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях: учебное пособие. – СПб.: изд-во Лань, 2014. – 416 с.
Электронные ресурсы:
«Справочник руководителя учреждения культуры»: журнал. – Режим доступа:http//www.mcfr.ru/publish/page14html
Культура: экономика, управление, право: журнал ИГ Юрист. – Режим доступа: http//www.lawinfo.ru/ru/catalog/detail.php
Обсерватория культуры: журнал РГБ. – Режим доступа: http//infoculture.rsl.ru/NIKLib/home/resr/r
ART-Менеджер: журнал. – Режим доступа: http//www.artmanager.ru
Менеджмент: научные истоки и базовые понятия
План:
1. Менеджмент: базовые понятия
2. Исторические этапы развития менеджмента
Теория управления: базовые понятия
Оксфордский словарь английского языка:
менеджмент (management) –
– способ, манера обращения с людьми;
- власть и искусство управления;
- особого рода умелость и административные навыки;
- орган управления, административная единица
Менеджмент – система управленческой деятельности, обеспечивающая успешное функционирование социальных институтов – организаций, призванных осуществлять социально значимую деятельность
Технология менеджмента зависит
– от социально-экономического развития общества
– конкретной сферы,
– информационного обеспечения,
– действующего законодательства
Культура - «весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную группу. Культура включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение»
(Стокгольм, 1998 г.)
Культура -- «совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.)»
(Основы ГКП РФ, 2014)
Культура – конкретная сфера жизни общества (сфера культуры) включает
– сохранение и использование культурно-исторического наследия,
– художественное образование и детское творчество,
– искусство, творческая (преимущественно художественная) деятельность, исполнительство, концертная деятельность,
– организация досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла,
– экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды и др.
В сфере культуры функционируют
коммерческие и некоммерческие организации.
Согласно ГК РФ,
коммерческие организации – основной целью имеют получение прибыли
Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их деятельность направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей
Организации СКД отличают особенности ресурсов и результатов труда (высокая трудоемкость, низкая фондовооруженность, высокий уровень квалификации работников, уникальность и особая значимость, сложность измерения результатов и др.)
Главный социально-экономический интерес субъекта культурной деятельности – в потребности в творческом развитии
Исторические этапы развития менеджмента
Первая управленческая «революция» – начало III тыс. до н.э., Древний Египет:
формирование профессиональной деятельности и социального института «менеджмент»
Второй этап – деятельность царя Хаммурапи (1760 г. до н.э.), Месопотамия (Вавилон): формирование правовой составляющей управленческой деятельности и лидерского стиля управления
Третья стадия – это VI–V в. до н.э., Вавилон:
внедрение эффективных методов управления и инноваций в деле контроля
Четвертый этап управленческих перемен – XVII–XVIII вв.: появление нового особого слоя управленцев, не являющихся собственниками, – наемных менеджеров
Пятая «революция» – кон. XIX–нач. XX вв.: профессионализация менеджмента
Основатель школы научного управления – Фредерик Уинслоу Тейлор (Taylor , Frederick Winslow ; 1856–1915)
«Управление предприятием» (1903 г. ),
«Принципы научного управления» (1911 г. )
Принципы теории Тейлора:
1. отвечают за организацию труда – менеджеры;
2. научные методы труда;
3. отбор работников
4. обучение работников
5. контроль
Отец административной «классической школы управления» – Анри Файоль (Fayol, Henri;1841–1925)
«Общее и практическое управление», 1916
Принципы управления А. Файоля:
Структурные принципы
Принципы процесса
Принципы конечного результата
Макс Вебер (Weber, Maximilian Carl Emil; 1864–1920)
– теория бюрократической организации: идеальная организация обеспечит скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость
Основные элементы идеальной рациональной бюрократии Вебера:
разделение труда на базе функциональной специализации;
хорошо определенная иерархическая система распределения власти;
система правил и норм, определяющих права и обязанности работников;
стандартный набор правил и процедур поведения в конкретных ситуациях;
Основные элементы идеальной рациональной бюрократии Вебера (продолжение):
-безличностные отношения (роли с ролью);
-координация осуществляется сверху вниз;
-прием в организацию на основе компетентности и потребности организации;
-профессиональная карьера в организации на основе компетентности и широких знаний организации
Школа человеческих отношений
Мэри Паркер Фоллет (Follett, Mary Parker; 1868–1933)
Элтон Мэйо (Mayo, George Elton;1880–1949)
М. Паркер Фоллет: управлять – «обеспечить выполнение работы с помощью других лиц»
Была одним из инициаторов исследований в г. Хотторн (близ Чикаго) на заводе Вестерн Электрик (1924–1932) – Хотторнские эксперименты
Э. Мэйо «Человеческие проблемы промышленной цивилизации» (1933)
Исходные принципы доктрины Мэйо:
◦ человек – это «социальное животное», включенное в контекст поведения группы;
◦ жесткая иерархия и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;
◦ руководители должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию
Реализация доктрины Мэйо возможна с помощью:
• социально-психологических инструментов воздействия на персонал:
◦ благоприятный моральный климат,
◦ демократический стиль управления;
• группового (коллективного) вознаграждения работников.
Для повышения производительности труда:
◦ «паритетное управление»;
◦ «гуманизация труда»
◦ «групповые решения»;
◦ «просвещение работников»
Школа поведенческих наук
Крис Арджирис (Argyris, Chris; 1923––2013)
Ренсис Лайкерт (Likert , Rensis; 1903–1981)
Дуглас МакГрегор (McGregor, Douglas; 1906–1964)
Абрахам Маслоу (Maslow, Abraham Harold; 1908–1970)
Фредерик Герцберг (Herzberg, Frederick Irving; 1923–2000)
Абрахам Харальд Маслоу:
«Пирамида Маслоу»
По Маслоу, средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени:
85% — физиологические,
70% — безопасность и защита,
50% — любовь и принадлежность,
40% — самоуважение
и 10% — самоактуализация
Исторические этапы
Эверетт Шостром (Shostrom, Everett L.; 1921—1992):
Personal Orientation Inventory
Краткий индекс самоактуализации
Элвин Джоунс (Jones, Alvin) и
Рик Крэндалл (Crandall, Rick):
Особенности самоактуализированных личностей:
1. Более эффективное (правильное и беспристрастное) восприятие реальности, включая других людей.
2. Приятие себя, других и природы.
3. Непосредственность, простота и естественность.
4. Центрированность на проблеме.
5. Независимость: потребность в уединении.
Фредерик Герцберг (Herzberg, Frederick Irving;1923—2000)
«Еще раз о том, как вы стимулируете своих работников» // Harward Business Review. 1968
Теория организационной мотивации, основанная на потребностях
Фредерик Герцберг
1. Потребности:
* гигиенические факторы (связаны с окружающей средой: управление, политика администрации, условия труда, межличностные отношения, заработок, неуверенность в стабильности работы, влияние работы на личную жизнь)
* мотивации (связаны с характером и сущностью работы: интерес к работе и заданиям, ответственность, достижение и признание успеха, профессиональный рост и деловая карьера);
2. наличие гигиенических факторов всего лишь предотвращает возникновение чувства неудовлетворенности работой;
3. мотивации активно воздействуют на поведение человека;
4. для того чтобы мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы
Дуглас МакГрегор (McGregor, Douglas; 1906–1964)
«Человеческое лицо предприятия» (1957)
Основные положения теории Х:
◦ средний индивид обладает врожденной неприязнью к труду и по возможности избегает его;
◦ большинство людей относятся к работе с антипатией, руководитель обязан принуждать подчиненных к труду, контролировать и направлять их действия, угрожать нерадивым наказанием;
◦ средний человек предпочитает, чтобы им управляли, он не желает брать на себя ответственность, обладает относительно невысокими амбициями и более высоко ценит безопасность
Дуглас МакГрегор (1906–1964),
Теория У:
врожденная неприязнь к труду у среднего индивида ошибочна (физические и умственные усилия индивидов естественны, как игра или отдых);
внешний контроль и угрозы наказаний – не единственный способ побуждения индивида (человек, стремящийся к целям, которые разделяет, демонстрирует эффективный самоконтроль);
в определенных условиях индивид не только принимает на себя ответственность, но готов исполнить дополнительные обязательства;
большинство работников способны проявлять высокий уровень воображения, изобретательности и мастерства;
интеллектуальный потенциал среднего индивида используется не полностью
Уильям Оучи (Ouchi, William G.; 1943–)
«концепция Z»
– пожизненная занятость работников,
– забота о работниках, в том числе об их социальной жизни,
– решения, принимаемые на основе консенсуса,
– медленное карьерное продвижение,
– отличная передача информации,
– преданность компании и активная забота о достижении высокого качества
Генри Минцберг (Mintzberg, Henry; 1939—)
«Структура-5»:
Пять координационных механизмов, обеспечивающих согласованное управление:
◦ взаимное регулирование,
◦ прямое управление,
◦ стандартизация рабочих процессов,
◦ стандартизация выпуска,
◦ стандартизация рабочих навыков
Генри Минцберг
Типология организаций:
1. Предпринимательская организация;
2. Машинная организация;
3. Профессиональная организация;
4. Инновационная организация;
5. Миссионерская организация
Игорь Ансофф (Ansoff, Igor; 1918–2002):
«теория организационного потенциала»:
Основная задача высшего руководства фирмы – решение стратегических задач в условиях изменяющейся внешней среды.
Основными стратегиями являются:
◦ достижение экономичности использования ресурсов,
◦ обеспечение конкурентоспособности,
активная политика в области нововведений
Питер Фердинанд Дракер (Drucker, Peter Ferdinand; 1909–2005)
В России:
Кароль Адамецкий (1866–1933)
Московское техническое училище: методика «рационализации трудовых движений»
Платон Михайлович Керженцев (1881–1940) Алексей Капитонович Гастев (1882–1941)
Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873–1928)
Основы менеджмента социально-культурной деятельности
Лекция 2.
Социальная организация как объект управления
План:
1. Становление исследований менеджмента социокультурной деятельности
2. Основные элементы организаций социально-культурной сферы
Становление исследований менеджмента социокультурной деятельности
У. Баумоль (Baumol, William Jack; 1922–)
У. Боуэн (Bowen, William G.; 1933–2016)
Baumol W.J., Bowen W.G. Performing Arts: The Economic Dilemma. – N.Y.: The Twentieth Century Fund, 1966
Особенности управленческой деятельности в социокультурной сфере (по Баумолю и Боуэну):
– проблема измерения и роста производительности труда персонала СКД
– проблема материального стимулирования труда персонала СКД
– опережающий рост расходов организаций СКД над их доходами
У. Баумоль: Никто еще не нашел возможности сократить затраты исполнения 45 мин квартета Шуберта, равные трем человеко-часам
П. Друкер (Drucker, Peter Ferdinand; 1909–2005): повышение производительности труда творческого работника должно начинаться с определения самим работником
– сущности производственного задания,
– конкретных форм реализации этого задания
– конечных результатов выполнения производственного задания
«Психологический доход» работника СКД формируется под воздействием таких факторов, как свобода творчества, реализация личных идей, гибкий график, частичная занятость, высокий престиж профессии в обществе и т.д.
Работников культуры следует мотивировать
– делегированием ответственности за конечные результаты работы,
– возможностями постоянного повышения квалификации,
– возможностями разработки и внедрения инноваций,
– отношением к сотруднику как к «капиталу» организации
Дж. Хелбрун (Heilbrun, James; 1924-2008) и Ч. Грей (Gray, Charles Мel) подтвердили результаты исследований У. Баумоля и У. Боуэна
Б. Вайсброд (Weisbrod, Burton A., 1931–)
Дж. Шиф (Schiff, Jerald Alan; 1957–)
И. Илман (Ellman, Ira Mark; 1945–)
Г. Хансманн (Hansmann, Henry; 1945–)
Теория «контроля стейкхолдеров»
А. (Ben-Ner, Avner),
Б. Гуи (Benedetto M. Gui)
Т. ван Хомиссен (Van Hoomissen Theresa Christine)
Ю. Фама (Fama, Eugene Francis "Gene"; 1939–)
М. Дженсен (Jensen, Michael Cole "Mike"; 1939–)
Общие особенности деятельности и управления организаций СКД:
применение
– социального маркетинга,
– фандрайзинга,
– добровольчества
– наличие контроля со стороны стейкхолдеров
1977 г. – сектор научного управления и прогнозирования развития художественной культуры ВНИИ искусствознания
– сектор экономики и проблем управления в НИИ культуры
1978 г. – кафедра управления и экономики в Ленинградском государственном институте культуры им. Н.К. Крупской
А.Я. Рубинштейн повторил исследование по методике Баумоля-Боуэна: За 40 лет (с 1971 по 2010 гг.)
◦ среднегодовое число спектаклей на один театр в России сократилось в 2,1 раза,
◦ число зрителей на один спектакль сократилось в 2,0 раза,
◦ при этом сеть театров и численность работников выросла в 1,9 раза
◦ число концертных организаций увеличилось в 4 раза,
◦ численность работников выросла в 2,4 раза,
◦ производительность труда упала в 8 раз
А.Я. Рубинштейн:
За 20 лет (с 1991 по 2010 гг.)
◦ количество музеев выросло в 2 раза,
◦ штатная численность увеличилась в 2,5 раза,
◦ число посетителей на один музей упало в 2,3 раза,
◦ производительность труда – сократилась в 2,8 раза
Основные элементы внутренней среды организаций социально-культурной сферы
Организация – от лат. «organiso», т.е. сообщаю стройный вид, устраиваю
Организация – устройство, расположение в порядке и по системе; то, что обладает правильным устройством, целесообразным соотношением частей и целого
(Словарь Брокгауза и Ефрона)
Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей (Майкл Мескон)
Организация – целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешней средой, самоорганизующаяся система, для которой характерна целенаправленность функционирования и развития (Борис Мильнер)
Организация – это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей (Олег Виханский)
Организация – социотехническая система
Техническая ПОДСИСТЕМА
Преобразование ресурсов
Иерархические уровни организации:
Технический
Управленческий
Институциональный
Формальная организация – официально установленная и юридически оформленная схема внутреннего устройства и функционирования
Неформальные группы образуются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей
Параметры организации:
структурные и
контекстуальные
Формализованность – поток письменной документации
Специализация – распределение задач между работниками
Иерархия – объем контроля, численность подчиненных, подотчетных руководителю
Централизация – где принимаются решения
Профессионализм – степень формального образования и обученности персонала
Структура персонала – распределение по функциям и подразделениям
Размер организации :
◦ число участников,
◦ объем продаж / бюджет,
◦ общая стоимость имущества
Организационная технология –инструменты, технические средства, методы и действия, которые использует организация
Окружающая среда
Микросреда
(среда прямого воздействия):
• поставщики,
• потребители,
• конкуренты
Макросреда
(среда косвенного воздействия):
- экономическая составляющая
- правовая составляющая
- политические факторы
- социокультурные факторы
- технология
- взаимоотношения с местным сообществом
Цели и стратегия – конкретные конечные состояния / желаемый результат, которого стремится добиться организация
Организационная культура –набор ключевых ценностей, убеждений, суждений и норм, разделяемых работниками, правила, по которым ведется «игра» в организации
Формируемые и направляемые менеджментом внутриорганизационные процессы:
◦ принятие решений,
◦ коммуникация
◦ (+ координация)
Внутренняя среда – источник жизненной силы организации
Организация культуры: основная деятельность направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению
Альфред Дюпон Чендлер-мл. (Chandler, Alfred Dupont, Jr; 1918–2007) –
жизненный цикл организации:
– рост,
– борьба за эффективность,
– диверсификация,
– дивизионализация
Ицхак Калдерон Адизес (Adizes, Ichak Kalderon; 1937–)
Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. –512 с.
Борис Захарович Мильнер (1929–2013):
Детство Отрочество Ранняя зрелость Расцвет сил Полная зрелость Старение Обновление
Г. Минцберг (Mintzberg, Henry; 1939–)
Ключевые управленческие компетенции менеджера:
◦ способность управлять саморазвитием;
◦ способность управлять взаимоотношениями;
◦ способность управлять организацией;
◦ способность управлять изменениями;
◦ способность управлять контекстом
Минцберг:
Ключевые управленческие практики:
• стратегия,
• исполнение,
• организационная структура,
• организационная культура.
•
Вспомогательные управленческие инструменты:
• способность привлекать таланты;
• взрывная инновационность;
• лидерский потенциал;
• использование слияний и партнерств