Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы менеджмента социально-культурной деятельности. Менеджмент: базовые понятия. Исторические этапы развития менеджмента

  • ⌛ 2017 год
  • 👀 548 просмотров
  • 📌 502 загрузки
  • 🏢️ СПбГИК
Выбери формат для чтения
Статья: Основы менеджмента социально-культурной деятельности. Менеджмент: базовые понятия. Исторические этапы развития менеджмента
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы менеджмента социально-культурной деятельности. Менеджмент: базовые понятия. Исторические этапы развития менеджмента» docx
Основы менеджмента социально-культурной деятельности Востряков Лев Евгеньевич, д.полит.н. lev-vostriakov@yandex.ru 11 апреля 2017 г. Лекции:11 апреля 2017 г. Семинары: 20 апреля 2017 г. БРС: посещаемость – до 30 баллов семинары – до 40 баллов аттестация – до 30 баллов Отметки на экзамене: 5 - больше 86 баллов 4 : 73-85 баллов 3 : 60-72 балла Учебная дисциплина «Основы менеджмента социально-культурной деятельности» тесно связана с – общей теорией управления, – теорией и историей социально-культурной деятельности Целостной теории управления до начала ХХ в. не существовало Успешные управленческие практики насчитывают более 2,5 тысячелетий: – Феспис из Икарии (Thespis) в 534 г. осуществил первую постановку в рамках Великих Дионисий – древнегреческие фестивали: Панафинейские игры в Афинах, - Олимпийские в Олимпии, -Пифийские в Дельфах Литература: Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008. – 791 с. Герчиков, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчиков. – М.: Академия, 2007. – 453 с. Друкер, П. Менеджмент. Вызов XXI века. / П. Друкер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 256 с. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер. – М.: «Вильямс», 2007. – 272 с. Друкер, П.Ф. Эффективный руководитель / П.Ф. Друкер. – 3-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер [и др.], 2013. Коленько, С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум / С.Г. Коленько, 2016. – 370 с. Менеджмент в сфере культуры / под ред. И.М. Болотникова, Г.Л. Тульчинского. – СПб.: СПб ГУКИ, 2007. – 448 с. Переверзев, М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства / М.П. Переверзев, Т.В. Косцов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 192 с. Чижиков В.М. Введение в социокультурный менеджмент / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М.: Изд-во МГУКИ, 2006. – 384 с. Чижиков В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента: Учебное пособие / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков.. – М.: МГУКИ, 2008 – 382с. Шекова Е.Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях: учебное пособие. – СПб.: изд-во Лань, 2014. – 416 с. Электронные ресурсы: «Справочник руководителя учреждения культуры»: журнал. – Режим доступа:http//www.mcfr.ru/publish/page14html Культура: экономика, управление, право: журнал ИГ Юрист. – Режим доступа: http//www.lawinfo.ru/ru/catalog/detail.php Обсерватория культуры: журнал РГБ. – Режим доступа: http//infoculture.rsl.ru/NIKLib/home/resr/r ART-Менеджер: журнал. – Режим доступа: http//www.artmanager.ru Менеджмент: научные истоки и базовые понятия План: 1. Менеджмент: базовые понятия 2. Исторические этапы развития менеджмента Теория управления: базовые понятия Оксфордский словарь английского языка: менеджмент (management) – – способ, манера обращения с людьми; - власть и искусство управления; - особого рода умелость и административные навыки; - орган управления, административная единица Менеджмент – система управленческой деятельности, обеспечивающая успешное функционирование социальных институтов – организаций, призванных осуществлять социально значимую деятельность Технология менеджмента зависит – от социально-экономического развития общества – конкретной сферы, – информационного обеспечения, – действующего законодательства Культура - «весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную группу. Культура включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение» (Стокгольм, 1998 г.) Культура -- «совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.)» (Основы ГКП РФ, 2014) Культура – конкретная сфера жизни общества (сфера культуры) включает – сохранение и использование культурно-исторического наследия, – художественное образование и детское творчество, – искусство, творческая (преимущественно художественная) деятельность, исполнительство, концертная деятельность, – организация досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, – экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды и др. В сфере культуры функционируют коммерческие и некоммерческие организации. Согласно ГК РФ, коммерческие организации – основной целью имеют получение прибыли Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их деятельность направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей Организации СКД отличают особенности ресурсов и результатов труда (высокая трудоемкость, низкая фондовооруженность, высокий уровень квалификации работников, уникальность и особая значимость, сложность измерения результатов и др.) Главный социально-экономический интерес субъекта культурной деятельности – в потребности в творческом развитии Исторические этапы развития менеджмента Первая управленческая «революция» – начало III тыс. до н.э., Древний Египет: формирование профессиональной деятельности и социального института «менеджмент» Второй этап – деятельность царя Хаммурапи (1760 г. до н.э.), Месопотамия (Вавилон): формирование правовой составляющей управленческой деятельности и лидерского стиля управления Третья стадия – это VI–V в. до н.э., Вавилон: внедрение эффективных методов управления и инноваций в деле контроля Четвертый этап управленческих перемен – XVII–XVIII вв.: появление нового особого слоя управленцев, не являющихся собственниками, – наемных менеджеров Пятая «революция» – кон. XIX–нач. XX вв.: профессионализация менеджмента Основатель школы научного управления – Фредерик Уинслоу Тейлор (Taylor , Frederick Winslow ; 1856–1915) «Управление предприятием» (1903 г. ), «Принципы научного управления» (1911 г. ) Принципы теории Тейлора: 1. отвечают за организацию труда – менеджеры; 2. научные методы труда; 3. отбор работников 4. обучение работников 5. контроль Отец административной «классической школы управления» – Анри Файоль (Fayol, Henri;1841–1925) «Общее и практическое управление», 1916 Принципы управления А. Файоля: Структурные принципы Принципы процесса Принципы конечного результата Макс Вебер (Weber, Maximilian Carl Emil; 1864–1920) – теория бюрократической организации: идеальная организация обеспечит скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость Основные элементы идеальной рациональной бюрократии Вебера: разделение труда на базе функциональной специализации; хорошо определенная иерархическая система распределения власти; система правил и норм, определяющих права и обязанности работников; стандартный набор правил и процедур поведения в конкретных ситуациях; Основные элементы идеальной рациональной бюрократии Вебера (продолжение): -безличностные отношения (роли с ролью); -координация осуществляется сверху вниз; -прием в организацию на основе компетентности и потребности организации; -профессиональная карьера в организации на основе компетентности и широких знаний организации Школа человеческих отношений Мэри Паркер Фоллет (Follett, Mary Parker; 1868–1933) Элтон Мэйо (Mayo, George Elton;1880–1949) М. Паркер Фоллет: управлять – «обеспечить выполнение работы с помощью других лиц» Была одним из инициаторов исследований в г. Хотторн (близ Чикаго) на заводе Вестерн Электрик (1924–1932) – Хотторнские эксперименты Э. Мэйо «Человеческие проблемы промышленной цивилизации» (1933) Исходные принципы доктрины Мэйо: ◦ человек – это «социальное животное», включенное в контекст поведения группы; ◦ жесткая иерархия и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; ◦ руководители должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию Реализация доктрины Мэйо возможна с помощью: • социально-психологических инструментов воздействия на персонал: ◦ благоприятный моральный климат, ◦ демократический стиль управления; • группового (коллективного) вознаграждения работников. Для повышения производительности труда: ◦ «паритетное управление»; ◦ «гуманизация труда» ◦ «групповые решения»; ◦ «просвещение работников» Школа поведенческих наук Крис Арджирис (Argyris, Chris; 1923––2013) Ренсис Лайкерт (Likert , Rensis; 1903–1981) Дуглас МакГрегор (McGregor, Douglas; 1906–1964) Абрахам Маслоу (Maslow, Abraham Harold; 1908–1970) Фредерик Герцберг (Herzberg, Frederick Irving; 1923–2000) Абрахам Харальд Маслоу: «Пирамида Маслоу» По Маслоу, средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени: 85% — физиологические, 70% — безопасность и защита, 50% — любовь и принадлежность, 40% — самоуважение и 10% — самоактуализация Исторические этапы Эверетт Шостром (Shostrom, Everett L.; 1921—1992): Personal Orientation Inventory Краткий индекс самоактуализации Элвин Джоунс (Jones, Alvin) и Рик Крэндалл (Crandall, Rick): Особенности самоактуализированных личностей: 1. Более эффективное (правильное и беспристрастное) восприятие реальности, включая других людей. 2. Приятие себя, других и природы. 3. Непосредственность, простота и естественность. 4. Центрированность на проблеме. 5. Независимость: потребность в уединении. Фредерик Герцберг (Herzberg, Frederick Irving;1923—2000) «Еще раз о том, как вы стимулируете своих работников» // Harward Business Review. 1968 Теория организационной мотивации, основанная на потребностях Фредерик Герцберг 1. Потребности: * гигиенические факторы (связаны с окружающей средой: управление, политика администрации, условия труда, межличностные отношения, заработок, неуверенность в стабильности работы, влияние работы на личную жизнь) * мотивации (связаны с характером и сущностью работы: интерес к работе и заданиям, ответственность, достижение и признание успеха, профессиональный рост и деловая карьера); 2. наличие гигиенических факторов всего лишь предотвращает возникновение чувства неудовлетворенности работой; 3. мотивации активно воздействуют на поведение человека; 4. для того чтобы мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы Дуглас МакГрегор (McGregor, Douglas; 1906–1964) «Человеческое лицо предприятия» (1957) Основные положения теории Х: ◦ средний индивид обладает врожденной неприязнью к труду и по возможности избегает его; ◦ большинство людей относятся к работе с антипатией, руководитель обязан принуждать подчиненных к труду, контролировать и направлять их действия, угрожать нерадивым наказанием; ◦ средний человек предпочитает, чтобы им управляли, он не желает брать на себя ответственность, обладает относительно невысокими амбициями и более высоко ценит безопасность Дуглас МакГрегор (1906–1964), Теория У: врожденная неприязнь к труду у среднего индивида ошибочна (физические и умственные усилия индивидов естественны, как игра или отдых); внешний контроль и угрозы наказаний – не единственный способ побуждения индивида (человек, стремящийся к целям, которые разделяет, демонстрирует эффективный самоконтроль); в определенных условиях индивид не только принимает на себя ответственность, но готов исполнить дополнительные обязательства; большинство работников способны проявлять высокий уровень воображения, изобретательности и мастерства; интеллектуальный потенциал среднего индивида используется не полностью Уильям Оучи (Ouchi, William G.; 1943–) «концепция Z» – пожизненная занятость работников, – забота о работниках, в том числе об их социальной жизни, – решения, принимаемые на основе консенсуса, – медленное карьерное продвижение, – отличная передача информации, – преданность компании и активная забота о достижении высокого качества Генри Минцберг (Mintzberg, Henry; 1939—) «Структура-5»: Пять координационных механизмов, обеспечивающих согласованное управление: ◦ взаимное регулирование, ◦ прямое управление, ◦ стандартизация рабочих процессов, ◦ стандартизация выпуска, ◦ стандартизация рабочих навыков Генри Минцберг Типология организаций: 1. Предпринимательская организация; 2. Машинная организация; 3. Профессиональная организация; 4. Инновационная организация; 5. Миссионерская организация Игорь Ансофф (Ansoff, Igor; 1918–2002): «теория организационного потенциала»: Основная задача высшего руководства фирмы – решение стратегических задач в условиях изменяющейся внешней среды. Основными стратегиями являются: ◦ достижение экономичности использования ресурсов, ◦ обеспечение конкурентоспособности, активная политика в области нововведений Питер Фердинанд Дракер (Drucker, Peter Ferdinand; 1909–2005) В России: Кароль Адамецкий (1866–1933) Московское техническое училище: методика «рационализации трудовых движений» Платон Михайлович Керженцев (1881–1940) Алексей Капитонович Гастев (1882–1941) Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873–1928) Основы менеджмента социально-культурной деятельности Лекция 2. Социальная организация как объект управления План: 1. Становление исследований менеджмента социокультурной деятельности 2. Основные элементы организаций социально-культурной сферы Становление исследований менеджмента социокультурной деятельности У. Баумоль (Baumol, William Jack; 1922–) У. Боуэн (Bowen, William G.; 1933–2016) Baumol W.J., Bowen W.G. Performing Arts: The Economic Dilemma. – N.Y.: The Twentieth Century Fund, 1966 Особенности управленческой деятельности в социокультурной сфере (по Баумолю и Боуэну): – проблема измерения и роста производительности труда персонала СКД – проблема материального стимулирования труда персонала СКД – опережающий рост расходов организаций СКД над их доходами У. Баумоль: Никто еще не нашел возможности сократить затраты исполнения 45 мин квартета Шуберта, равные трем человеко-часам П. Друкер (Drucker, Peter Ferdinand; 1909–2005): повышение производительности труда творческого работника должно начинаться с определения самим работником – сущности производственного задания, – конкретных форм реализации этого задания – конечных результатов выполнения производственного задания «Психологический доход» работника СКД формируется под воздействием таких факторов, как свобода творчества, реализация личных идей, гибкий график, частичная занятость, высокий престиж профессии в обществе и т.д. Работников культуры следует мотивировать – делегированием ответственности за конечные результаты работы, – возможностями постоянного повышения квалификации, – возможностями разработки и внедрения инноваций, – отношением к сотруднику как к «капиталу» организации Дж. Хелбрун (Heilbrun, James; 1924-2008) и Ч. Грей (Gray, Charles Мel) подтвердили результаты исследований У. Баумоля и У.  Боуэна Б. Вайсброд (Weisbrod, Burton A., 1931–) Дж. Шиф (Schiff, Jerald Alan; 1957–) И. Илман (Ellman, Ira Mark; 1945–) Г. Хансманн (Hansmann, Henry; 1945–) Теория «контроля стейкхолдеров» А. (Ben-Ner, Avner), Б. Гуи (Benedetto M. Gui) Т. ван Хомиссен (Van Hoomissen Theresa Christine) Ю. Фама (Fama, Eugene Francis "Gene"; 1939–) М. Дженсен (Jensen, Michael Cole "Mike"; 1939–) Общие особенности деятельности и управления организаций СКД: применение – социального маркетинга, – фандрайзинга, – добровольчества – наличие контроля со стороны стейкхолдеров 1977 г. – сектор научного управления и прогнозирования развития художественной культуры ВНИИ искусствознания – сектор экономики и проблем управления в НИИ культуры 1978 г. – кафедра управления и экономики в Ленинградском государственном институте культуры им. Н.К. Крупской А.Я. Рубинштейн повторил исследование по методике Баумоля-Боуэна: За 40 лет (с 1971 по 2010 гг.) ◦ среднегодовое число спектаклей на один театр в России сократилось в 2,1 раза, ◦ число зрителей на один спектакль сократилось в 2,0 раза, ◦ при этом сеть театров и численность работников выросла в 1,9 раза ◦ число концертных организаций увеличилось в 4 раза, ◦ численность работников выросла в 2,4 раза, ◦ производительность труда упала в 8 раз А.Я. Рубинштейн: За 20 лет (с 1991 по 2010 гг.) ◦ количество музеев выросло в 2 раза, ◦ штатная численность увеличилась в 2,5 раза, ◦ число посетителей на один музей упало в 2,3 раза, ◦ производительность труда – сократилась в 2,8 раза Основные элементы внутренней среды организаций социально-культурной сферы Организация – от лат. «organiso», т.е. сообщаю стройный вид, устраиваю Организация – устройство, расположение в порядке и по системе; то, что обладает правильным устройством, целесообразным соотношением частей и целого (Словарь Брокгауза и Ефрона) Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей (Майкл Мескон) Организация – целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешней средой, самоорганизующаяся система, для которой характерна целенаправленность функционирования и развития (Борис Мильнер) Организация – это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей (Олег Виханский) Организация – социотехническая система Техническая ПОДСИСТЕМА Преобразование ресурсов Иерархические уровни организации: Технический Управленческий Институциональный Формальная организация – официально установленная и юридически оформленная схема внутреннего устройства и функционирования Неформальные группы образуются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей Параметры организации: структурные и контекстуальные Формализованность – поток письменной документации Специализация – распределение задач между работниками Иерархия – объем контроля, численность подчиненных, подотчетных руководителю Централизация – где принимаются решения Профессионализм – степень формального образования и обученности персонала Структура персонала – распределение по функциям и подразделениям Размер организации : ◦ число участников, ◦ объем продаж / бюджет, ◦ общая стоимость имущества Организационная технология –инструменты, технические средства, методы и действия, которые использует организация Окружающая среда Микросреда (среда прямого воздействия): • поставщики, • потребители, • конкуренты Макросреда (среда косвенного воздействия): - экономическая составляющая - правовая составляющая - политические факторы - социокультурные факторы - технология - взаимоотношения с местным сообществом Цели и стратегия – конкретные конечные состояния / желаемый результат, которого стремится добиться организация Организационная культура –набор ключевых ценностей, убеждений, суждений и норм, разделяемых работниками, правила, по которым ведется «игра» в организации Формируемые и направляемые менеджментом внутриорганизационные процессы: ◦ принятие решений, ◦ коммуникация ◦ (+ координация) Внутренняя среда – источник жизненной силы организации Организация культуры: основная деятельность направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению Альфред Дюпон Чендлер-мл. (Chandler, Alfred Dupont, Jr; 1918–2007) – жизненный цикл организации: – рост, – борьба за эффективность, – диверсификация, – дивизионализация Ицхак Калдерон Адизес (Adizes, Ichak Kalderon; 1937–) Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. –512 с. Борис Захарович Мильнер (1929–2013): Детство  Отрочество  Ранняя зрелость  Расцвет сил  Полная зрелость  Старение  Обновление Г. Минцберг (Mintzberg, Henry; 1939–) Ключевые управленческие компетенции менеджера: ◦ способность управлять саморазвитием; ◦ способность управлять взаимоотношениями; ◦ способность управлять организацией; ◦ способность управлять изменениями; ◦ способность управлять контекстом Минцберг: Ключевые управленческие практики: • стратегия, • исполнение, • организационная структура, • организационная культура. • Вспомогательные управленческие инструменты: • способность привлекать таланты; • взрывная инновационность; • лидерский потенциал; • использование слияний и партнерств
«Основы менеджмента социально-культурной деятельности. Менеджмент: базовые понятия. Исторические этапы развития менеджмента» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 179 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot