Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы и история развития стандартизации

  • 👀 1089 просмотров
  • 📌 1041 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы и история развития стандартизации» doc
1 Основы стандартизации Стандартизация (в соответствии с законом «О техническом регулировании») — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добро­вольного многократного использования, направленная на достижение упорядо­ченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конку­рентоспособности продукции, работ или услуг. Стандартизация осуществляется в целях: • повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества фи­зических и юридических лиц, государственного или муниципального имуще­ства, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • обеспечения научно-технического прогресса; • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; рационального использования ресурсов; • технической и информационной совместимости; • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, техни­ческих и экономико-статистических данных; • взаимозаменяемости продукции. Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потен­циальных задач. Роль стандартизации в народном хозяйстве В развитом обществе стандартизация является одним из инструментов управле­ния народным хозяйством. Она непосредственно влияет на повышение эффек­тивности общественного производства, представляя собой научный метод оп­тимального упорядочения в масштабах государства номенклатуры и качества выпускаемой продукции. Стандарт и качество неотделимы друг от друга. Государственный стандарт предназначен концентрировать передовой промышленный опыт и новейшие достижения науки и техники, связывая их с перспективами развития народного хозяйства. Тем самым стандарт превращается в норму общественно необходимых требований к качеству продукции. Стандартизацию следует рассматривать как практическую деятельность, как систему управления и как науку. Стандартизация как практическая деятельность заключается в установлении нормативных документов по стандартизации и применению правил, норм и требований, обеспечивающих оптимальное решение повторяющихся задач в сферах об­щественного производства и социальной жизни. Эта деятельность направлена на: • комплексное нормативно-техническое обеспечение всестороннего совершен­ствования управления народным хозяйством; • интенсификацию общественного производства и повышение его эффективности; • ускорение научно-технического прогресса и улучшение качества продукции; • рациональное и экономное использование ресурсов. Стандартизация как система управления практической деятельностью осуществля­лся в Российской Федерации на основе Государственной системы стандартизации, являющейся системой планового управления практической деятельностью стандартизации. Она опирается на комплекс нормативно-технических доку­ментов, устанавливающих взаимоувязанные требования по организации и мето­дике выполнения практических работ по стандартизации. Стандартизация как наука о методах и средствах стандартизации выявляет, обобщает и формулирует закономерности деятельности по стандартизации в це­пом и по ее отдельным направлениям. Развитие стандартизации как науки помо­гает улучшать систему организации этой деятельности и способствует совершенствованию практических работ в этой области. Объектом стандартизации являются продукция, работа (процесс), услуга, подле­жащие или подвергшиеся стандартизации, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности. При этом услуга как объект стандартизации охватывает как услуги для населения, так и производст­венные услуги для предприятий и организаций. Продукция производственно-технического назначения и товары народного по­требления являются наиболее традиционными объектами стандартизации, на которые разработано наибольшее количество стандартов. Объектами стандарти­зации являются также типовые технологические процессы, формы и методы ор­ганизации труда и производства, правила выполнения производственных и кон­трольных операций, правила транспортировки и хранения продукции и т. п. В социальной жизни объектами стандартизации являются охрана труда и здоро­вья населения, охрана и улучшение природной среды обитания человека, рациональное использование природных ресурсов, средства информации и взаимопонимания людей и т.п. 2 Краткие сведения из истории развития стандартизации Стандартизацией человек занимается с древнейших времен. Например, письмен­ность насчитывает по меньшей мере 6 тысяч лет и возникла согласно последним находкам в Шумере или Египте. Знаки, пиктограммы и другие формы письма можно рассматривать как ранние примеры стандартизации. Цифры появились, по крайней мере, у вавилонян около 4 тыс. лет назад. Нотная запись также явля­ется, можно сказать, древним нормализованным языком, она появилась в Гре­ции, вероятнее всего, около 200 г. до н. э. Император Китая Цинь Шихуанди (около 2200 лет назад) для упрощения сбора налогов сделал все гири, меры и монеты одинаковыми. Он унифицировал напи­сание иероглифов и даже установил одинаковыми длины осей у телег для обес­печения единой колеи на дорогах. Искусство измерения было известно в Древнем Египте примерно 7 тысяч лет на­зад. В египетских гробницах были найдены эталоны длины, на строительстве пи­рамид применялся «царский локоть» длиной около 52,6 см. В XVIII веке до н. э. царь Хаммурапи издал закон, в котором были установлены и стандартизованы веса и меры. Со временем развитие мер и весов сильно расширилось. Чем сложнее станови­лись сделки и чем больше появлялось поддельных мер и гирь, тем всестороннее становились законы. Измерение времени дает очень ранние примеры стандартизации и восходит по меньшей мере к вавилонянам. В Китае уже в V веке до н.э. был принят кален­дарь, насчитывающий 365,25 дня. Наш календарь прослеживается до эпохи Це­заря (45 г. до н. э.), уточнен и исправлен в 1581 г. при правлении римского папы Григория XIII. В строительстве города Чатал-Гуют (6500-5700 гг. до н. э.) были использованы кирпичи со стандартными размерами (8 х 16 х 32 см). В эпоху Возрождения в результате развития экономических связей между государствами начинают широко использоваться различные методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции галеры начинают собирать из заранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унификации). В период перехода к машинному производству имели место такие впечатляю­щие достижения стандартизации, как создание французом Лебланом в 1785 г. 50 оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновре­менно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример достижения взаимозаменяемости и совместимости); с целью перехода к массовому производ­ству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен 13,9 мм; в 1845 г. в Англии была введена система крепежных резьб; тогда же в Германии была стандартизи­рована ширина железнодорожной колеи. Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г. представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учре­ждение Международного бюро мер и весов. Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандарт­ные калибры — кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные тре­бования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организо­вал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность этих комиссий входила тщательная проверка качества экспорти­руемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.). Развитие государственной стандартизации началось только при Советской власти. В 1918 г. Лениным был подписан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О введении Международной метрической системы мер и весов». В 1923 г. со­здано Бюро по стандартизации при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ) для подготовки предложений по созданию руководящего органа по стандартизации. В 1925 г. был организован Комитет по стандарти­зации при Совете Труда и Обороны СССР и введена государственная стан­дартизация в СССР. Первым председателем комитета был назначен В. В. Куй­бышев. В 1926 г. утвержден первый общесоюзный стандарт «Пшеница. Селективные сорта зерна. Номенклатура». В последующие три года Комитет по стандартиза­ции при СТО утвердил более 300 стандартов. В 1930 г. решением XVI съезда ВКП(б) была установлена ответственность за качество продукции. За период 1929-1932 гг. было утверждено более 4500 стандартов, главным обра­зом на продукцию тяжелой промышленности. В 1940 г. постановлением СНК СССР введена категория государственных стандартов (ГОСТ). С начала второй пятилетки и до 1941 г. было разработано и утверждено 8600 ГОСТов, что подго­товило промышленность страны к работе в военных условиях. Стандарты перио­да войны и послевоенных пятилеток (1945-1965 гг.) предусматривали сокраще­ние типов, марок, видов, размеров изделий, что обусловило ускорение выпуска продукции для фронта и процесс восстановления народного хозяйства. Только за один год войны было утверждено 2200 новых стандартов, которые позволили мобилизовать ресурсы страны В 1954 г. создан Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. С этого момента руководство стандартизацией и метрологи­ей в стране стало единым. В 1970 г. Комитет стандартов мер и измерительных приборов Совета Министров СССР был преобразован в Государственный комитет Совета Министров СССР по стандартам (Госстандарт). В 1968 г. был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов «Го­сударственная система стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0-68 были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт СССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт пред­приятия (СТП). Правительства государств — участников СНГ, признавая необходимость проведения в области стандартизации согласованной технической политики, подписали 13 марта 1992 г. Соглашение о политике в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с Соглашением был создан Межгосударствен­ный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входила организация работ по стандартизации (а также метрологии и сертифи­кации) на межгосударственном уровне. Для Российской Федерации это послу­жило началом формирования российской системы стандартизации. 3 Государственная система стандартизации (ГСС) Смотри дополнение к лекции 4 Задачи стандартизации Основными задачами стандартизации являются: • обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, про­давцами и потребителями (заказчиками); • установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продук­ции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; • установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, Электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимоза­меняемости продукции; • согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов; • унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий; установление метрологиче­ских норм, правил, положений и требований; • нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измере­ний), сертификации и оценки качества продукции; • установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономи­ческой информации; • нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социаль­но-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструк­турных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т. д.); • создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информаци­ей о номенклатуре и основных показателях продукции; • содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации. Основные понятия и определения в системе стандартизации Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Нормативный документ охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды правил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению. Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может держать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения; Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией; Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации; Комплекс стандартов — совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти. Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строе­ниям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Международная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Региональная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономиче­ского региона мира. Национальная стандартизация — стандартизация, которая проводится на уров­не одной страны. Безопасность — отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Охрана здоровья людей — защита здоровья людей от неблагоприятного воздейст­вия продукции, работ (процессов) и услуг, окружающей среды. Охрана окружающей среды — защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, работ (процессов) и услуг. Совместимость — пригодность продукции, процессов и услуг к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований. Взаимозаменяемость — пригодность одного изделия, процесса, услуги для ис­пользования вместо другого изделия, процесса, услуги в целях выполнения од­них и тех же требований. Унификация — выбор оптимального числа разновидностей продукции, процес­сов и услуг, значений их параметров и размеров. Применение стандарта — использование стандарта его пользователями с выпол­нением требований, установленных в стандарте, в соответствии с областью его распространения и сферой действия. Пользователь стандарта — юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей производственной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической, учебно-педагогической и других видах дея­тельности. Отрасль — совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительное или функцио­нальное назначение. Правила (ПP) — документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, устанавливающий обязательные для применения организацион­но-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила проце­дуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направ­лений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ. Рекомендации (Р) — документ в области стандартизации, метрологии, серти­фикации, аккредитации, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила, процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также рекомендуемые правила оформления результатов этих работ. Соответствие государственному стандарту (государственным стандартам) — соблюдение изготовителем всех установленных в государственном стандарте (государственных стандартах) требований к продукции. Контpль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - про­верка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки. 5 Органы и службы стандартизации Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Работы по стандартизации в области строительства организует Государственный комитет по жилищной и строительной по­литике. По закону «О техническом регулировании» Госстандарт России в области стандартизации решает следующие вопросы: • утверждает национальные стандарты; • принимает программу разработки национальных стандартов; • организует экспертизу проектов национальных стандартов; • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу; • осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; • создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность; • организует опубликование национальных стандартов и их распространение; • участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке Международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии; • утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; • представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осу­ществляющих деятельность в области стандартизации. Для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции и технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной (региональной) стандартизации создают технические комитеты (ТК) по стандартизации. К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представите­ли заинтересованных предприятий и организаций. К работе в технических коми­тетах должны привлекаться ведущие ученые и специалисты. ТК создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной облас­ти наиболее высоким научно-техническим потенциалом, в том числе на базе ор­ганизаций Госстандарта России. Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандарти­зации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100 (например, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске и в других центрах эко­номических районов). К российским службам стандартизации относятся научно-исследовательские институты Госстандарта России (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации. К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области Государствен­ной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — го­ловной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управле­ния качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ уни­фикации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ ком­плексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы класси­фикации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии. Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными ор­ганами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), то есть создавать технические регламенты. В частности, роль тех­нических регламентов выполняют санитарные нормы и правила (СанНиП), вво­димые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России, государственные образовательные стандарты Министерства образова­ния Российской Федерации и др. Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях экономики и иных сферах деятельности государственные органы управления в пределах их компетенции создают при необходимости подразделения (службы) стандарти­зации и (или) назначают головные организации по стандартизации. Субъекты хозяйственной деятельности также организуют и проводят работы по стандартизации. Их подразделения (службы) стандартизации (конструкторско-технологические и научно-исследовательские отделы, лаборатории, бюро) вы­полняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации, участвуют в выполнении работ по стандартизации, проводимых другими подразделениями предприятия, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии. Руководители предприятий несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. 6 Нормативные документы по стандартизации Нормативные документы по стандартизации применяются государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации доставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том чнсле технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию оказываемые услуги). Перечень нормативных документов по стандартизации, действующих в Российкой Федерации, приведен в табл. 1. Таблица 1. Нормативные документы по стандартизации Наименование документа Определение Обозн. Сфера действия Государственный стандарт РФ Стандарт, принятый Госстан­дартом России или Госстроем России ГОСТ Р Российская Федерация Региональный стандарт Стандарт, принятый региональ­ной организацией по стандар­тизации гост, ст сэв Страны — члены ре­гиона Межгосударственный стан­дарт (является стандартом регионального типа) Стандарт, принятый Межгосу­дарственным Советом по стан­дартизации, метрологии и сер­тификации или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве гост Страны — члены Меж­государственного сове­та (МГС) и (или) Межгосударственной научно-технической комиссии (МНТКС) Международ­ный стандарт Стандарт, принятый междуна­родной организацией по стан­дартизации исо, МЭК, исо/мэк Страны — члены и чле­ны-корреспонденты ИСО и МЭК Общероссий­ский классифи­катор технико-экономической информации Документ, принятый Госстан­дартом России или Госстроем России ок Российская Федерация Стандарт отрасли Стандарт, принятый государст­венным органом управления в пределах его компетенции при­менительно к продукции, рабо­там и, услугам отраслевого значения ОСТ В одной или несколь­ких отраслях Стандарт предприятия Стандарт, принятый предпри­ятием применительно к внут­ренним продукции, работам и услугам. СТП На данном предпри­ятии Стандарт науч­но-техническо­го, инженерно­го общества Стандарт, принятый научно-техническим, инженерным об­ществом или другим общест­венным объединением СТО На принципиально но­вые виды продукции, процессы, услуги, ме­тоды испытаний Технические условия Документ, разработанный на конкретную продукцию (изде­лие, материал, вещество) ТУ На конкретное изделие, материал, вещество Правила Документ в области стандарти­зации, метрологии, сертифика­ции, аккредитации, устанавли­вающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетех­нические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направ­лений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ ПР Российская Федерация Рекомендации Документ в области стандарти­зации, метрологии, сертифика­ции, аккредитации, содержа­щий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетех­нические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направ­лений, а также рекомендуемые правила оформления результа­тов этих работ Р Российская Федерация Правила по межгосударст­венной стандар­тизации См. «Правила» ПМГ Страны — члены МГС и (или) МНКТС Рекомендации по межгосудар­ственной стан­дартизации См. «Рекомендации» РМГ Страны — члены МГС и (или) МНКТС Регламент Документ, содержащий обяза­тельные правовые нормы и принятый органами власти Сфера действия регла­мента Все Действующие в Российской Федерации государственные, межгосударствен­ные, региональные, национальные стандарты других стран вносятся в ежегодно переиздаваемый указатель «Государственные стандарты». Государственные стандарты (ГОСТ Р) разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить зако­нодательству Российской Федерации. Государственные стандарты должны содержать: • требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окру­жающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования техники безопас­ности и производственной санитарии; • требования по технической и информационной совместимости, а также взаи­мозаменяемости продукции; • основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции; • правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, вы­полнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продук­ции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы. В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные. К обязательным относятся: требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, по обеспечению технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством РФ. К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно до­пустимые концентрации химических и загрязняющих веществ, безопасность при обслуживании машин и оборудования. 7 Виды стандартов В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавли­ваемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов: осново­полагающие; на продукцию (услуги); на работы (процессы); методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-техниче­ские положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие: • общие требования в процессах создания и использования продукции, охране окружающей среды, безопасности продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества; • взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности (нау­ке, технике, производстве); • информационную совместимость и однозначность понимания объекта стан­дартизации; • установление общих методов проектирования, подготовки производства, хра­нения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции. Основополагающие стандарты, как правило, образуют определенные системы (комплексы), которые состоят из государственных (межгосударственных, меж­дународных) стандартов и отраслевых, дополняющих государственные с учетом специфики отраслей. К таким стандартам относятся: основные (общие) положе­ния, порядок (правила), термины и определения, общие требования или нормы, методы, допуски, типовые технологические методы. Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам одно­родной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге). В этих стандартах устанавливаются: • всесторонние требования к разработке и производству продукции; • типоразмерные и параметрические ряды, обеспечивающие унификацию и взаимозаменяемость продукции; • условия обеспечения сохранности свойств продукции при ее транспортирова­нии и обращении. Стандарты и технические условия на продукцию образуют совокупность взаимо­увязанных стандартов и технических условий, регламентирующих информаци­онную, конструктивную, метрологическую, эргономическую, технологическую, эксплуатационную и надежностную совместимость и обеспечивающих высокий научно-технический уровень продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. Термические условия на конкретную продукцию должны, как правило, разрабатываться на основе и в строгом соответствии (взаимодействии) со стандартами, разработанными на группу однородной продукции, в. которую входит эта кон­кретная продукция. К таким стандартам относятся: основные параметры и (или) размеры, типы, мар­ки, сортамент, конструкция и размеры,, общие технические требования, мар­кировка, упаковка, транспортирование, хранение, эксплуатация, ремонт, общие технические условия, технические условия. Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспорти­рования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции. Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций. Эти воздействия могут иметь химический (выброс вредных химикатов), физический (радиационное излучение), биологический (заражение микроорганизмами) и механический характер. На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг). Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерении, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании. Такие стандарты должны в наибольшей степени обеспечивать объективность, точность и воспроизводимость результатов оценки обязательных требований к качеству продукции (услуги). Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений. Несмотря на многообразие методик, приемов и способов контроля, можно выде­лить и общие положения, подлежащие стандартизации. К ним относятся: средст­ва контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки и оформления результатов; допустимая погреш­ность испытания. Чтобы результаты были достоверны и сопоставимы, в стандартах даются реко­мендации относительно способа и места отбора пробы от партии товара с ее количественными характеристиками, схемами испытательных установок, прави­лами, определяющими последовательность проводимых операций и обработку полученных результатов. Возможны и смешанные стандарты, например в стандартах на продукцию (услуги) оговариваются и методы контроля. 8 Порядок разработки государственных стандартов По ГОСТ Р 1.2-92 разработку государственных стандартов Российской Федера­ции осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с планами государст­венной стандартизации Российской Федерации, программами (планами) работ ТК и договорами на разработку стандартов или в инициативном порядке. При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проект­ных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных до­стижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии. Предусмотрен следующий порядок разработки стандарта: • 1-я стадия — организация разработки стандарта; • 2-я стадия — разработка проекта стандарта (первая редакция); • 3-я стадия — разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и пред­ставление его для принятия; • 4-я стадия — принятие и государственная регистрация стандарта; • 5-я стадия — издание стандарта. Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов — по ГОСТ Р 1.5-92. Организация разработки стандарта заключается в подготовке и представлении заявки на разработку стандарта в технический комитет (ТК), которую могут по­давать ТК, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления Российской Федерации, предприятия и предприниматели. На разработку стандарта с разработчиком заключается договор, к которому в ка­честве приложения или в виде самостоятельного документа разрабатывается техническое задание. Технический комитет (ТК) определяет подкомитет (ПК), в котором будет разра­батываться стандарт, и формирует рабочую группу (РГ) или определяет пред­приятие для разработки стандарта. Разработка проекта стандарта (первой редакции) производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными, региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации, а так­же прогрессивными национальными стандартами других стран. Подготовленный проект стандарта проверяет секретариат ТК (ПК) и рассылает его членам ТК (ПК) на отзыв, с учетом которых затем подготавливает первую редакцию и направляет ее заказчику стандарта и в соответствующую научно-ис­следовательскую организацию Госстандарта России (Госстроя России). Кроме того, этот проект рассылается заинтересованным предприятиям и специалистам на отзыв. Разработку проекта (окончательной редакции) и представление его для приня­тия осуществляет ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов. Заключение по это­му проекту дают члены ТК (ПК), органы государственного контроля и надзора и научно-исследовательская организация Госстандарта России (Госстроя Рос­сии). Согласование и принятие решения по проекту стандарта проводится по проце­дуре, изложенной в ГОСТ Р 1.2-92. Издание стандарта и распространение его осуществляет Госстандарт России в установленном им порядке. Обновление (изменение, пересмотр) стандарта производится по инициативе членов ТК, других предприятий, предпринимателей, общественных объединений государственных органов управления. Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него но­вых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготов­ляемой по действующему стандарту. Отмена стандарта производится Госстандартом России: в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту; при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа; Q в других обоснованных случаях. Информация о принятых стандартах, изменениях, пересмотре и отмене стандар­тов публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты РФ» 8 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выяв­ления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг. Государственный контроль и надзор проводится: • у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (Эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги; • в органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтвержде­нию соответствия; • в Испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания про­дукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия. По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полно­мочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осущест­вляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промыш­ленном предприятии или предприятии сферы услуг. Это же касается других го­сударственных органов, которым дано право административного надзора в опре­деленной области деятельности, — комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарствен­ных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горно­го дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др. В современных условиях государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоро­вья и имущества людей и среды обитания. Одной из его основных задач следует считать предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований го­сударственных стандартов, правил обязательной сертификации. Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требо­ваний государственных стандартов (далее — Госнадзор) являются законы Рос­сийской Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единст­ва измерений», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контро­ля и надзора». 1. Государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми, субъекта­ми правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией. 2. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Фе­дерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответст­вия продукции,- производственных процессов и услуг установленным требо­ваниям качества и безопасности.. 3. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и приме­нением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измере­ний, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых опера­ций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их рас­фасовке и продаже. 4. Государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицен­зирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений. При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат: • продукция или товары (далее — продукция), выполняемые работы и оказы­ваемые услуги; • техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуги; • системы управления качеством; • работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции, работ и ус­ луг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами). Государственный контроль и надзор осуществляется в порядке, определяемом Госстандартом России с учетом положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля: 1. Госстандартом России в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля 2. Федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Госстандарта России (центры стандартизации, метрологии и сертификации). 3. Организациями со статусом государственного научного метрологического центра, находящимися в ведении) Госстандарта России и осуществляющими государственный метрологический контроль (государственные научные мет­рологические центры). Государственный контроле и надзор проводится посредством выборочных проверок. Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один рад в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводят в случаях: • проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным пред­принимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора; • получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринима­телей, органов государственной власти о несоблюдении обязательных требо­ваний, предъявляемых к продукции, работам и услугам, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно , причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; • возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных това­ров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; • обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Государственные инспектора имеют право: • доступа в служебные и производственные помещения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соблюдением установленного зако­нодательством порядка; • получать от юридического лица или индивидуального предпринимателя до­кументы, необходимые для проведения государственного контроля и надзора; • использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государствен­ного контроля и надзора; • проводить в соответствии с нормативными документами по стандартизации отбор проб (образцов) продукции, работ и услуг для контроля соответствия • получать копии документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов. Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуаль­ный предприниматель обеспечивает государственным инспекторам необходи­мые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответст­вии с действующим законодательством. При проведении государственного контроля и надзора проводятся: • отбор образцов (проб) продукции и (или) документов; технический осмотр продукции, работ и услуг; • исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки; • проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы; • оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям; • проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию. По результатам проверки главные государственные инспектора и государствен­ные инспектора в пределах предоставленной им законодательством компетен­ции выдают обязательные для исполнения юридическими лицами и индивиду­альными предпринимателями предписания. В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором составляется протокол об админи­стративном правонарушении на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального пред­принимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 9 Контроль технической документации (нормоконтроль) про­водится с целью повышение качества нормативно-технической документации и обеспечения внедрения требований стандартов на предприятии. Порядок про­ведения нормализационного контроля установлен ГОСТ 2.111-68, 3.1116-79 и, 21.002-81. Нормбконтролю подлежит комплексная нормативно-техническая документация на изделия основного и вспомогательного производств, разраба­тываемая самим предприятием и получаемая со стороны. Нормоконтроль осу­ществляется специалистами-нормоконтролерами, имеющими большой опыт ра­боты в соответствующей области. Задачей нормоконтроля является проверка: • комплектности представленной на контроль документации; • соблюдения конструктивной и технологической преемственности; ГД необходимости разработки специальных чертежей и технологий; • соответствия разработанной документации требованиям Единой системы кон­структорской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС); • использования стандартных и унифицированных элементов конструкций, из­готовляемых специализированными заводами; • Соблюдения в разрабатываемых изделиях норм, правил, установленных госу­дарственными, отраслевыми стандартами, стандартами предприятий и другой нормативно-технической документации (НТД); • соответствия оформления технической документации требованиям, установ­ленным стандартами; • использования установленных ограничительных номенклатур стандартизо­ванных изделий (крепежных деталей, винтов, болтов, гаек, шайб, типов контровок, резьб, шлицевых соединений, допусков и посадок), марок материалов, профилей проката, вспомогательных материалов; • соблюдения действующей системы классификации и кодирования. Необходимость повышения качества нормализационного контроля налагает на нормоконтролера определенные обязанности и предоставляет ему достаточные права. Нормоконтролер обязан выпускать в производство только ту документацию, ко­торая полностью отвечает требованиям стандартов; руководствоваться только действующими в момент проведения контроля стандартами и другими норма­тивно-техническими документами; давать консультации по вопросам примене­ния стандартов и другой НТД; вести работу по улучшению системы нормокон­троля, повышению его эффективности; систематически представлять сведения о качестве контролируемой документации; повышать свою квалификацию; знать Нормоконтролер имеет право: • возвращать конструкторскую документацию разработчику без рассмотрения в случаях нарушения установленной комплектности, отсутствия обязатель­ных подписей, небрежного выполнения; • требовать от разработчиков конструкторской документации разъяснений и дополнительных материалов по вопросам, возникшим при проверке. Изменения и исправления, указанные нормоконтролером и связанные с наруше­нием действующих стандартов и других нормативно-технических документов, обязательны для внесения в конструкторские документы. Нормоконтролер несет ответственность за соблюдение в конструкторской и тех­нологической документации требований действующих стандартов и других нор­мативно-технических документов наравне с разработчиками этой документации Нормоконтроль — ответственная и трудоемкая работа. Им занято около 30% специалистов от общего числа работников служб стандартизации предприятия (организации). Поэтому нормализационный контроль необходимо постоянно совершенствовать и снижать затраты на его проведение за счет широкой профи­лактики отступлений от требований стандартов. 10 Принципы стандартизации Стандартизация развивается с учетом достижений науки, техники, отечествен­ного и зарубежного опыта в этой области и определяет основу не только настоя­щего,' но и будущего развития общества и должна осуществляться неразрывно с научно-техническим прогрессом. Можно выделить следующие основные принципы стандартизации: 1. Сбалансированность интересов сторон. Стандартизация должна основывать­ся на взаимном стремлении всех заинтересованных сторон, разрабатываю­щих, изготавливающих и потребляющих продукцию, к достижению согласия с учетом мнения каждой из сторон по управлению многообразием продукции, ее качеству, экономичности, применимости, совместимости и взаимозаменяе­мости, ее безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущест­ва, а также другим вопросам, представляющим взаимный интерес. 2. Принцип системности. Под системой понимают совокупность взаимосвязан­ных элементов, функционирование которых приводит к выполнению постав­ленной цели с максимальной эффективностью и наименьшими затратами. Количественные связи элементов системы могут быть детерминированными или случайными. Совокупность взаимосвязанных элементов, входящих в систему, образуют структуру, позволяющую строить иерархическую зависи­мость их на различных уровнях. 3. Перспективность работ обеспечивается выпуском опережающих стандартов, устанавливающих повышенные по отношению к достигнутому уровню нор­ мы и требования к объектам стандартизации, которые будут оптимальными в будущем. Базой опережающей стандартизации служат научно-технические прогнозы. Перспективные стандарты обеспечивают наиболее полный учет научно и эко­номически обоснованных требований заказчика, использование результатов поисковых, фундаментальных, прикладных НИР, прогнозирования, откры­тий, изобретений, установление дифференцированных значений основных показателей технического уровня и качества групп однородной продукции. Перспективные стандарты способствуют разработке, постановке на производ­ство и выпуску новой (модернизированной) техники, снятию с производства устаревших изделий. Стандарты с перспективными требованиями должны предусматривать огра­ниченную номенклатуру основных показателей технического уровня и каче­ства и в то же время достаточно характеризовать изделие. Для машинострои­тельной продукции, например, такими показателями могут быть один-два показателя, наиболее полно характеризующие ее потребительские свойства: • эффективность производства и эксплуатации (грузоподъемность, техноло­гичность, скорость и т. п.); • надежность (безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость, долговеч­ность); • экономичность (удельный расход топлива, горюче-смазочных материалов, коэффициент полезного действия, себестоимость и т. п.); • показатели комфортности и безопасности. 4. Динамичность стандартизации обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, а также своевременным пересмотром или их отменой. Действующие стандарты подлежат проверке в соответствии со сроками их действия. При проверке определяется их научно-технический уровень и при необходимости разрабатываются предложения по обновлению устаревших показателей, норм, характеристик, требований, терминов, определений, обозначений. Результаты проверки могут служить основанием для пересмотра стандарта. 5. Оптимизация при стандартизации заключается в определении наивыгодней­ших параметров объектов стандартизации, а также в разработке методов оп­тимизации, их унификации и совершенствовании с отражением результатов в нормативно-технических и методических документах. Для широкого и эффективного внедрения наиболее совершенных методов оптимизации в работы по стандартизации, а также для обеспечения повыше­ния качества результатов и технологичности процесса оптимизации (в пер­вую очередь, технологичности процесса разработки оптимизационных моде­лей) научных работ разработан новый конструктивный подход к проблеме оптимизации требований стандартов. Сущность этого подхода заключается в создании и внедрении Системы опти­мизации параметров объектов стандартизации (СОПОС), которая объеди­няет все известные методы, сосредоточивает разработку (адаптацию к кон­кретным задачам, унификацию и стандартизацию) методов оптимизации качества продукции и требований стандартов и снабжает этими методами потребителей. Научно-методические положения СОПОС позволяют обеспечить постановку процесса оптимизации качества продукции на индустриальную основу, снаб­жать методами оптимизации потребителей, находящихся во взаимодействии с СОПОС, и решать конкретные задачи оптимизации, что достигается путем реализации следующих основных принципов создания и функционирования СОПОС: • объединение в единую систему методов математической теории оптими­зации, прогнозирования, теории принятия решений, экспериментальных методов оптимизации, а также принципов, методов и процедур, применяе­мых при разработке продукции и стандартов; • упрощение работ по оптимизации требований стандартов и качества про­дукции; • упрощение работ по оптимизации путем использования предварительно выполненных работ меньшим числом сотрудников, работающих, как пра­вило, на более высоких уровнях управления. Это в первую очередь отно­сится к разработке математических моделей оптимизации; • унификация и стандартизация методов оптимизации, включая процесс их разработки, который является наиболее трудоемкой и ответственной ча­стью всего процесса оптимизации. 6. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эти показатели имеют общегосударственное значение и поэтому их стандартизация, контроль за их выполнением и сертификация товаров, процессов и услуг в этих областях обязательны. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требова­ния и методы их объективной проверки, являются «обязательными стандар­тами» и отвечают указанному требованию. 7. Принцип гармонизации предусматривает разработку гармонизированных (взаи­моувязанных) стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящих­ся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандар­тизации нашей страны, так и международными (региональными) организа­циями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле. 8. Четкость формулировок положений стандарта, В стандартах не допускается двусмысленность толкования норм и требований. 9. Эффективность стандартизации достигается за счет экономического и соци­ального эффекта. Экономический эффект дают стандарты, обеспечивающие экономию ресурсов, повышение надежности, минимального удельного расхо­да материалов, техническую и информационную совместимость. Социальный эффект создают стандарты, направленные на обеспечение безопасности жиз­ни и здоровья людей, окружающей среды. 11 Методы стандартизации При стандартизации широкое применение получили следующие методы: упро­щение (симплификация); упорядочение (систематизация и классификация) объектов стандартизации; параметрическая стандартизация; унификация; агре­гатирование; типизация. Симплификация — это метод стандартизации, который заключается в сокраще­нии типов изделий в рамках определенной номенклатуры до такого числа, кото­рое является достаточным для удовлетворения существующей потребности на данное время. Упорядочение объектов стандартизации является универсальным методом в об­ласти стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управ­ление многообразием связано прежде всего с сокращением этого многообразия. В него входят систематизация и классификация. Систематизация заключается в расположении в определенном порядке и после­довательности, удобной для пользования. Наиболее простой формой системати­зации является расположение систематизируемого материала в алфавитном по­рядке (в справочниках, библиографиях и т. п.). В технике широко применяют цифровую систематизацию по порядку номеров или в хронологической последо­вательности. Например, в стандарт помимо номера вводят цифры, указывающие год его утверждения. Классификация заключается в расположении предметов и понятий по классам и размерам в зависимости от их общих признаков. В качестве международной системы принята универсальная десятичная система (УДК). Ее используют в публикациях, журналах, библиографических каталогах и т. п. Для классификации промышленной и сельскохозяйственной продукции исполь­зуют Единую десятичную систему классификации продукции (ЕДСКП). Все множество продукции делят на 100 классов в соответствии с отраслями произ­водства и конкретизируют ее по свойствам и назначению. Затем каждый класс делят на 10 подклассов, каждый подкласс на 10 групп, каждую группу на 10 под­групп и каждую подгруппу на 10 видов. Каждый вид может включать 9999 кон­кретных наименований продукции. Параметрическая стандартизация применяется для установления рациональ­ной номенклатуры изготавливаемых изделий с целью унификации, повышения серийности и развития специализации их производства. Для этого разрабатыва­ют стандарты на параметрические ряды этих изделий. Параметрическим рядом называют закономерно построенную в определенном диапазоне совокупность числовых значений главного параметра машин (или других изделий) одного функционального назначения и аналогичных по кине­матике или рабочему процессу. Разновидностью параметрического ряда является типоразмерный (или просто размерный) ряд, его главный параметр — размеры изделий. Унификация согласно определению, данному комитетом ИСО/СТАКО, — это форма стандартизации, заключающаяся в объединении одного, двух и более документов (технических условий) в одном с таким расчетом, чтобы регламен­тируемые этим документом изделия были взаимозаменяемыми. Унификация (от лат. unio — единство и facare — делать, то есть приведение чего-либо к единообразию, к единой форме или системе) — это приведение объектов одинакового функционального назначения к единообразию (например, к опти­мальной конструкции) по установленному признаку и рациональное сокращение числа этих объектов на основе данных об их эффективной применяемости. В основе унификации рядов деталей, узлов, агрегатов, машин и приборов лежит их конструктивное подобие, которое определяется общностью рабочего процес­са, условий работы изделий, то есть общностью эксплуатационных требований. Различают следующие виды унификации: типоразмерную, внутриразмерную и межтиповую. Типоразмерная унификация применяется в изделиях одинакового функциональ­ного назначения, отличающихся друг от друга числовым значением главного па­раметра. Внутритпиповая унификация осуществляется в изделиях одного и того же функ­ционального назначения, имеющих одинаковое числовое значение главного па­раметра, но отличающихся конструктивным исполнением составных частей. Межтиповая унификация проводится в изделиях различного типа и различного конструктивного исполнения (например, унификация продольно-фрезерных, строгальных, шлифовальных станков между собой). Работы по унификации могут проводиться на следующих уровнях: заводском, отраслевом, межотраслевом и международном. Однако проведение унификации, сопровождающейся определенными затратами, требует экономического обоснования. Неоправданно осуществленная унифика­ция может дать отрицательный эффект, в частности, когда приходится использо­вать ближайшие большие унифицированные детали, вызывающие неоправданное эксплуатационными условиями увеличение массы, габаритов и трудоемкости изготовления машин. Оптимизировать унификацию — это значит стандартизировать такие конструк­ции и их размерные ряды, при которых суммарная эффективность в сфере про­изводства и эксплуатации была бы наибольшей. Агрегатирование — это метод создания и эксплуатации машин, приборов и обо­рудования из отдельных стандартных, унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. Агрегатирование обеспечивает расширение области применения машин, прибо­ров, оборудования разного функционального назначения путем их компоновки из отдельных узлов, изготовленных на специализированных предприятиях. Эти агрегаты должны обладать полной взаимозаменяемостью по всем эксплуатаци­онным показателям, и присоединительным размерам. Агрегатирование дает возможность уменьшить объем проектно-конструкторских работ, сократить сроки подготовки и освоения производства, снизить трудоем­кость изготовления ;изделий; и снизить расходы на ремонтные операции. Большое распространение получили агрегатные станки, состоящие из унифици­рованных элементов. При смене объекта производства их легко разобрать и из тех же агрегатов собрать новые станки для обработки других деталей. Агрегатирование используется при создании контрольно-измерительных приборов, а также в радиоэлектронике. Результатом развития агрегатирования является модульный принцип конструи­рования систем (изделий, поточных и автоматических производственных линий и т. п.). Типизация — метод стандартизации, заключающийся в установлении типовых объектов для данной совокупности, применяемых за основу (базу) при создании других объектов, близких по функциональному назначению. Типизация развивается в трех основных направлениях: стандартизация типовых технологических процессов; стандартизация типовых конструкций изделий об­щего назначения; создание нормативно-технических документов, устанавливаю­щих порядок проведения каких-либо работ, расчетов, испытаний и т. п. Типизация технологических процессов — это разработка и установление техноло­гического процесса для производства однотипных деталей или сборки однотип­ных составных частей или изделий той или иной классификационной группы. Типизация технологических процессов вызвана необходимостью сокращения неоправданно большого их количества на однотипные детали или сборочные единицы. Очень часто технологический процесс разрабатывается заново без уче­та существующего опыта. При смене объекта производства весь объем техноло­гических разработок повторяется заново и значительная часть технологических процессов дублирует ранее разработанные процессы. Типизация технологических процессов при их оптимизации позволяет исклю­чить указанные недостатки и ускорить процесс подготовки производства. Типизация конструкций изделий — это разработка и установление типовых кон­струкций, содержащих конструктивные параметры, общие для изделий, сборочных единиц и деталей. При типизации анализируются не только уже существующие типы и типоразмеры изделий, их составные части и детали, но и разрабатыва­ются новые, перспективные, учитывающие достижения науки и техники. Часто результатом такой работы является установление соответствующих рядов изде­лий, их составных частей и деталей. 12 Комплексная стандартизация Комплексная стандартизация — это стандартизация, при которой осуществляет­ся целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаи­моувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом и его основным элементам, так и к материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, в целях обеспечения оптимального решения конкретной проблемы. Она обеспечивает наиболее полное и оптимальное удов­летворение требований заинтересованных организаций путем согласования по­казателей взаимосвязанных компонентов, входящих в объекты стандартизации, и увязки сроков введения в действие стандартов. Комплексная стандартизация обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость смежных отраслей по совместному производству продукта, отвечающего требо­ваниям государственных стандартов. Например, качество современного автомо­биля определяется качеством более двух тысяч изделий и материалов — ком­плектующих деталей и механизмов, металлов, пластмасс, резинотехнических и электротехнических изделий, лаков, красок, масел, топлива, изделий легкой и целлюлозно-бумажной промышленности и др. В свою очередь, качество каж­дого из перечисленных изделий определяется рядом показателей, регламенти­рованных стандартами. Основные задачи, решаемые комплексной стандартизацией: • регламентация норм и требований к взаимосвязанным объектам и элементам этих объектов (в машиностроении, например, — к деталям, узлам и агрега­там), а также к видам сырья, материалов, полуфабрикатов и т. п., к технологи­ческим процессам изготовления, транспортирования и эксплуатации; • регламентация взаимосвязанных норм и требований к общетехническим и от­раслевым комплексам нематериальных объектов стандартизации (системы документации, системы общетехнических норм и т. п.), а также к элементам этих комплексов; • установление взаимоувязанных сроков разработки стандартов, внедрение которых должно обеспечить осуществление мероприятий по организации и совершенствованию производства и, в конечном итоге, выпуск продукции высшего качества. Комплексное проведение работ по стандартизации опирается в своей основе на широкое применение программно-целевого планирования. Такое планирование позволяет осуществлять гибкое управление, контроль, а также изменять при необходимости тактические варианты плановых решений. В основе разработки программ лежат следующие принципы: ▪ системный подход, предусматривающий разработку стандартов на готовую продукцию, комплектующие изделия и т. п., а также установление взаимосвязанных требований с целью обеспечения высокого уровня качества; ▪ опережающее развитие стандартизации сырья, материалов, комплектующих изделий, качество которых оказывает решающее влияние на технико-эконо­мические характеристики готовой продукции; ▪ оптимальные границы программ (по номенклатуре объектов комплексной стан­дартизации, составу и количественным показателям параметров качества); ▪ логическая (иерархическая) последовательность разработки комплексов стан­дартов; • увязка с другими программами и действующими стандартами. Большое значение в деле повышения качества промышленной продукции имеет комплексная стандартизация норм проектирования (системы допусков и поса­док; профили резьб и зубьев, звездочек к приводным цепям; размеры концов ва­лов; методы расчета на точность и прочность; термины; оформление чертежей деталей и узлов; методы и средства контроля и испытаний и т. д.). 13 Опережающая стандартизация По мере развития науки и техники стандарты стареют и требуется их пересмотр с учетом долгосрочного прогноза и опережения темпов научно-технического прогресса. Опережающая стандартизация — это стандартизация, устанавливающая повышенные по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, тре­бований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут опти­мальными в последующее время. Опережающая стандартизация разрабатывается на научно-технической основе, включающей: результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований; открытия и изобретения, принятые к реализации; методы опти­мизации параметров объектов стандартизации; прогнозирования потребностей народного хозяйства и населения в данной продукции. Стандарты, систематически не обновляемые и только фиксирующие существую­щие параметры и достигнутый уровень качества изделий, могут оказаться тормозом технического прогресса, поскольку процесс развития и совершенство­вания продукции и улучшения ее качества в соответствии с потребностями об­щества и народного хозяйства идет непрерывно. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны ус­танавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспе­чения промышленным производством. Процесс опережающей стандартизации непрерывен, то есть после ввода в дейст­вие опережающего стандарта сразу же приступают к разработке нового стандар­та, которому предстоит заменить предшествующий. Следует отметить, что стандартизация не может опережать научные и техниче­ские открытия, но она должна базироваться на них, ускоряя процесс их широко­го внедрения в промышленность. За рубежом существует категория «предварительных стандартов», в которых оперативно закрепляются результаты научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ. 14 Международная стандартизация Важнейшим фактором технического прогресса в мире является международная стандартизация, позволяющая увязать и систематизировать требования мировой торговли и интересы потребителей, способствовать наиболее полному использо­ванию производительных сил. Для успешного осуществления торгового, экономического и научно-техническо­го сотрудничества различных стран первостепенное значение имеет междуна­родная стандартизация, поскольку различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли. Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, регио­нальными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную нацио­нальную экономику. Международная организация по стандартизации (ИСО) В 1946 г. на заседании Комитета по координации стандартов ООН было решено создать международную организацию по стандартизации (ИСО). Она начала ра­ботать в 1947 г. СССР был одним из ее основателей и постоянным членом руко­водящих органов. Россия как правопреемник СССР стала членом этой организа­ции. Штаб-квартира находится в Женеве, рабочие языки — английский, французский и русский. Деятельность ИСО направлена на содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. Диапозон объектов стандартизации в ИСО обширен и охватывает такие сферы деятельности, как обеспечения качества продукции, машиностроение химия, руды и металлы, охрана здоровья и медицина и т.д. В состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. В ИСО предусмотрены члены –корреспонденты, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Высшим органом управления ИСО является Генеральная ассамблея. В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой организации руководит Совет ИСО, в которых входят представители национальных организаций по стандартизации. Совету ИСО подчиняются семь комитетов: СТАКО, ПЛАКО, КАСКО, ДЕФКО, КОПОЛКО и РЕМКО. 15 Направления развития стандартизации в РФ «Концепция стандартизации в условиях рыночной экономики и подготовки Рос­сии к вступлению в ВТО», принятая в 1998 г., определяет задачи по актуа­лизации целей и методов стандартизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и международного сотрудничества в этой области, гармониза­ции основной терминологии с основополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др. Главными направлениями развития стандартизации в РФ по этой Концепции являются: 1. Выполнение условий присоединения России к ВТО. По этому направлению по­ставлены две главных задачи стандартизации: • создание условий для гармонизации отечественных стандартов и других нормативных документов с международными стандартами; • обеспечение информационного взаимодействия со всеми государствами — членами ВТО. Решение первой задачи должно осуществляться прежде всего в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров. Для решения второй задачи в России создан Центр обработки запросов (НИЦ ВТО), касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Информацион­ное взаимодействие предполагает выполнение определенных требований: опубликование не реже раза в шесть месяцев программы работ по стандарти­зации; направление в секретариат ВТО нотификаций (уведомлений) о выяв­ленных различиях в стандартах; представление по запросам членов ВТО копий проектов нормативных документов; обеспечение функционирования системы информационного обеспечения в режиме электронного обмена данными. 2. Сближение статуса отечественных и зарубежных стандартов, то есть по­вышение роли добровольных стандартов, которые имеют рекомендательный характер. К сугубо добровольным стандартам можно отнести в первую оче­редь стандарты с перспективными требованиями, опережающими возможно­сти традиционных технологий; международные (региональные) стандарты и национальные стандартов ведущих стран, уровень требований которых пре­восходит отечественные государственные стандарты. Эти стандарты пред­почтительны для применения в целях повышения конкурентоспособности продукции (услуг). 3. Интенсивное развитие работ в приоритетных направлениях, к которым отно­сятся: экология и безопасность, информационные технологии, ресурсосбережение, обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей, бухгалтерская и банковская деятельность, услуги по оценке имущества. 4. Формирование технического законодательства (технического регламента) должно осуществляться в следующих направлениях: • разработка законодательных актов по конкретным видам продукции (ус­луги, процесса); • включение в законодательные акты (законы, постановления Правительст­ва РФ и т. д.) конкретных требований, в частности нормативов, то есть норм прямого действия. Стандарт приобретает статус обязательного, если законодательный акт ссы­лается на данный стандарт либо текст законодательного акта непосредствен­но содержит его требования. 5. Развитие международного сотрудничества в области стандартизации. 6. Сближение стандартизации оборонной продукции с гражданской по организа­ционным и методологическим принципам. Приоритетными задачами стан­дартизации оборонной продукции являются: установление взаимосвязанных требований к военно-техническим комплексам; обеспечение безопасности личного состава, населения и окружающей среды при производстве, испы­таниях, эксплуатации и утилизации техники в мирное время; обеспечение создания продукции и технологий двойного применения; содействие безопас­ной утилизации оборонной продукции; внедрение на предприятиях оборон­ного комплекса систем качества на основе требований стандартов ИСО серии 9000; активизация работы по межгосударственной стандартизации в рамках СНГ в связи с необходимостью сохранения и развития кооперации предпри­ятий оборонного комплекса. 7. Актуализация действующего фонда государственных стандартов должна осуществляться более высокими темпами, чем сейчас. Обновление норматив­ных документов необходимо довести до уровня передовых стран. 8. Информационное обеспечение стандартизации должно быть доступным для заинтересованных пользователей, полным и оперативным. Федеральный фонд стандартов должен уделить особое внимание развитию системы катало­гизации и накоплению банка данных. 9. Классификация и кодирование технико-экономической и социальной информа­ции должна быть направлена на гармонизацию с международными принципа­ми и направлениями дальнейшего развития этой деятельности. Гармонизация может быть достигнута прямым либо косвенным применением международ­ного классификатора. Перспективные задачи классификации и кодирования касаются: оптимизации состава и структуры системы общероссийских классификаторов; обеспечения информационной совместимости продукции; охвата новых приоритетных на­правлений инфраструктуры рыночной экономики, таких, как социальная сфера, банковская и финансовая деятельность, оценка основных фондов и т. д.; постоянной актуализации общероссийских классификаторов, включая осущест­вление разработки и экспертизы общероссийских классификаторов и измене­ний к ним; обеспечения требований ВТО. 10. Государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов по мере пе­рехода России на добровольный статус стандартов должны трансформиро­ваться в надзор за соблюдением технических регламентов по обязательным требованиям. Госнадзор предполагается осуществлять и в случаях, когда при сертификации субъекты хозяйствования заявляют о соответствии товаров и услуг требованиям стандартов. 11. Подготовка и повышение квалификации кадров остаются важным направлени­ем, обеспечивающим реализацию тех направлений, которые сформулированы в Концепции.
«Основы и история развития стандартизации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 170 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot