Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Основы государственной полтики по повышению профессионального уровня служащих
После принятия в 2004 году закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», идет процесс постоянного совершенствования системы профессионального развития гражданских служащих.
Одним из направлений развития гражданской службы, определённых Указом Президента РФ от 24.06.2019 N 288 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы" является внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий.
Распоряжением Правительства РФ от 24.07.2019 N 1646-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы» предусмотрен ряд мероприятий, нацеленных на реализацию положений Указа Президента N 288. В частности предусмотрено обеспечение функционирования на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих. Постановлением Правительства РФ от 15.08.2019 N 1056 утверждено положение о едином специализированном информационном ресурсе, предназначенном для профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации. Единый ресурс создается в целях широкого применения информационно-коммуникационных технологий в ходе планирования, организации и реализации мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих, которые реализуются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам для гражданских служащих, и (или) иными организациями, а также государственными органами.
Кроме этого дорожной картой по реализации положений Указа Президента РФ № 288 предусмотрен мониторинг качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам. Мониторинг оценки качества предполагает разработка инструментария оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ для гражданских служащих в целях проведения мониторинга качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам.
Указом Президента РФ от 31.08.2020 N 536 "Об утверждении Положения о порядке организации экспериментов, направленных на развитие федеральной государственной гражданской службы" в рамках совершенствования системы подготовки и профессионального развития гражданских служащих в органах власти могут проводиться эксперименты.
Кроме перечисленных нормативных правовых актов государственная политика в сфере профессионального развития гражданских служащих регламентируется целым рядом других нормативных правовых актов, определяющих принципы, сущность и порядок применения технологий, нацеленных на достижение профессионализма служащих.
Анализ проводимой в данной сфере государственной политики показывает формирование принципиально нового подхода к профессиональному развитию кадров государственной гражданской службы. Профессиональное развитие гражданских служащих заключается в приобретении служащими новых знаний, умений и развития профессиональных и личностных качеств, основными целями которого являются поддержание и повышение уровня квалификации служащих. В настоящее время новый подход к профессиональному развитию гражданского служащего строится на положениях Федерального закон № ФЗ-79, определяющих, что профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы, что означает непрерывный характер.
Законодатель не определяет периодичность повышения квалификации, тогда как ранее повышение квалификации должно было осуществляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Сегодня упор сделан на то, что гражданскому служащему предложен целый комплекс мероприятий по профессиональному развитию, основаниями для участия в которых являются, например, решение представителя нанимателя; результаты аттестации гражданского служащего; поступление гражданина на государственную гражданскую службу Российской Федерации впервые и др.
Организация программ дополнительного профессионального образования до настоящего времени осуществлялась только на основе государственного заказа, формируемого с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих. Механизм государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является основным. В настоящее время нормативным правовым актом предусмотрен целый ряд иных инструментов профессионального развития служащих – образовательный сертификат, самообразование наставничество и т.д.
Несмотря на достигнутые результаты можно отметить отдельные проблемы, сохраняющиеся для системы профессионального развития гражданских служащих. Так, например, «самообразование» требует значительной конкретизации мероприятий, которые могут быть отнесены к процессу именно профессионального самообразования гражданского служащего. Необходимо уточнить сферы профессионального самообразования, его формы, сформировать контролируемые и зримые программы самообразования, видимо, учитывающие актуализацию так называемой «зоны ближайшего профессионального развития» государственного гражданского служащего. Это повлечет за собой необходимость решения вопросов, связанных с регламентацией процесса и технологий оценки профессионального саморазвития государственных гражданских служащих, разработки методики проведения оценочных процедур и улучшения (корректировки) эффективности и результативности профессиональной деятельности государственных гражданских служащих.
Также необходимо отметить и тот факт, что в органах государственной власти нормативно определены (только в общем виде) формы и характер образования, соответствующие профилю профессиональной деятельности гражданских служащих; отсутствуют нормы, непосредственно связывающие процессы профессионального развития и должностного продвижения, профессионального развития и оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. В настоящее время профессиональное образование государственных гражданских служащих недостаточно ориентировано на профессиональные потребности. Крайне необходимым и наиболее значимым процессом, который должен быть начальным этапом в разработке методологии профессионализации государственной гражданской службы является формирование соотнесения функционала должностей государственной гражданской службы и направления (специальности), по которой получено образование. Это должно стать фундаментом профессионального развития и профессионализации кадровой политики. Необходимо также строго следить за тем, чтобы процесс овладения компетенциями по программам дополнительного профессионального образования соотносился с компетентностной моделью должности гражданского служащего. В противном случае, бюджетные средства, расходующиеся на оплату реализации программ переподготовки или повышения квалификации государственного гражданского служащего, фактически расходуются не по назначению. Не достигается основная цель, на которую выделяется финансирование: накопление компетенций гражданского служащего, что должно повлечь более компетентное и эффективное, а значит, качественное выполнение должностных обязанностей и предоставление качественных с точки зрения процесса и результата государственных услуг. Таким образом, складывается ситуация, при которой государство несет расходы, связывая с ними надежды на потенциальный накопительный эффект, который приведет к повышению качества государственного управления, а результат не соответствует цели.