Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы бизнес-разведки

  • 👀 922 просмотра
  • 📌 870 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы бизнес-разведки» doc
Тема 6. Основы бизнес-разведки 1. Бизнес-разведка: понятие, задачи, направления проведения. 2. Понятие «информационное задание» в бизнес-разведке. 3. Методы сбора информации, применяемые в бизнес-разведке. 4. Способы официального получения информации из государственных органов. 5. Сбор информации в сети Интернет. 6. Аналитические методы бизнес-разведки. 1. Бизнес-разведка: понятие, задачи, направления проведения. Бизнес-разведка (синонимы конкурентная, экономическая, стратегическая, коммерческая, деловая разведка) – сбор и анализ информации об окружающей бизнес-среде с целью снятия неопределенности при принятии управленческих решений. Бизнес-разведка используется для: минимизации деловых рисков, выработки стратегически важных решений, повышения конкурентоспособности предприятия и т.п. Бизнес-разведка проводится по двум основным направлениям: 1. информационная работа (сбор информации законными методами); 2. аналитическая работа (анализ собранной информации). Бизнес-разведка занимается прогнозированием угроз в будущем (например, будет оплачивать счета организация или нет; будет контрагент выполнять свои обязательства или нет). Основные задачи бизнес-разведки: - управление рисками бизнеса; - раннее выявление угроз, уязвимостей, возможностей и иных факторов влияния на успех бизнеса; - обеспечение конкурентных преимуществ за счет своевременного принятия нестандартных оптимальных управляющих решений; - проверка надежности партнеров, в том числе сбор и анализ информации о лицах (контрагентах), с которыми предполагается заключить гражданско-правовые отношения; - предвидение изменений на рынке, на котором функционирует организация; - проведение грамотной рекламной компании (зная минусы конкурентов); - предвидение действий конкурентов; - сбор опасной информации (например, компромата); - выявление новых или потенциальных конкурентов; - изучение успехов и неудач конкурентов; - установление обстоятельств недобросовестной конкуренции со стороны других компаний; - рассмотрение фактов неправомерного использования товарных (фирменных) знаков предприятия; - поиск и изучение компаний, предполагаемых к покупке; - изучение новых технологий, продукции и процессов; - предоставление руководству компании необходимой информации при проведении деловых переговоров; - мониторинг изменений в политической, законодательной и регулирующей областях, влияющих на бизнес; - изучение новых инструментов управления. Основные направления проведения бизнес-разведки компании: 1. стратегическое направление. Задачи стратегического направления по смыслу близки задачам стратегического планирования и маркетинга и сводятся к прояснению структуры и динамики того поля хозяйственно-экономической деятельности, на котором работает (или собирается работать) предприятие, с выявлением и анализом всех конкурентов и контрагентов на этом поле (выход на новые рынки, возможные слияния-поглощения с другими компаниями, изменение профиля деятельности компании и т.д.). 2. оперативное направление. Задачи оперативного направления связаны с получением и анализом информации при взаимодействии с конкретной организацией или физическим лицом (проверка благонадежности и платежеспособности компании, подготовка к переговорам, составление профиля предприятия-конкурента, поиск специалистов и т.д.). Оперативное направление представляет собой, например, сбор информации для переговоров; сбор информации перед заключением сделки. Предметом интереса стратегического направления бизнес-разведки чаще всего являются: законодательство (та его часть, что регламентирует процессы и обстоятельства, связанные с деятельностью компании); конкурентная среда (конкуренты, рынки и т.д.); новые технологии и вопросы интеллектуальной и промышленной собственности; ресурсы (при намерении предприятия расширить либо производственные, либо сбытовые возможности); тенденции изменения всех перечисленных выше объектов. Предметы интереса оперативного направления бизнес-разведки: изучение конкретной компании (история создания, деятельность, руководство, собственники, возможности, угрозы, методы управления, кадровая политика и т.д.); изучение конкретного человека (сильные и слабые стороны, возможности и т.д.); изучение конкретной ситуации (подготовка к переговорам, к слиянию или разделению, к смене деятельности и т.д.). Основные этапы бизнес-разведки 1 этап – постановка проблемы и определение целей. Четко ставится задача, четко правильно ставить вопрос: «соберите информацию для принятия такого-то решения». 2 этап – получение информации из всех возможных источников Существуют разные методики, на которых остановимся ниже. 3 этап – оценка информации и перевод ее в сведения. Сведения – это оцененная, обобщенная информация информация Оценка – надежность источника; релевантность выборки и др. Справочно. Отличие информация от сведений. В информационной работе применяют термины «информация» и «сведения». Информация состоит из фактов. Это цифры, статистические материалы, разрозненные данные о людях и компаниях. Нельзя принимать правильные решения, основанные только на необработанной информации независимо от ее точности и полноты. Сведения — это подборка информационных фрагментов, которые отфильтрованы и проанализированы. Информация преобразована в сведения, на основе которых можно принимать обоснованные решения. 4 этап – анализ полученных сведений. 5 этап – подготовка выводов. Итог 5 этапа - это определенный документ, чаще всего информационно-аналитическая записка. Состоит из 2 частей: 1 - информационная часть 2 часть – ответы на поставленные вопросы. Вывод – ответ на вопросы, которые поставлены. Классификация и оценка информации. Классификация информации: первичная информация – достоверные факты, полученные непосредственно из источников информации (выступление руководителя, официальное заявление государственных структур, подлинники документов, архивная информация и т.д.). Является наиболее точной; вторичная информация – обработанная первичная информация (информация в газетах, журналах, аналитические материалы и т.д.). Характеризуется субъективным изложением первичной информации. Информация оценивается с точки зрения: важности (наличие связей с проблемой и способность информации внести вклад в решение проблемы); точности (достоверности), которая проявляется в наличии подтверждения из иных источников, состыковывании с другой информацией, знании источника и его мотивов, авторитете или длительной работе с источником и т.д.; актуальности; полноты; степени закрытости; надежности источника; ценности; Виды оперативного представления информационных услуг на персональный компьютер: push – технологии – оперативная доставка (рассылка) информации на персональный компьютер пользователя (без запроса) в соответствии с согласованным рубрикатором или по каким-либо критериям; pull – технологии – оперативная доставка (рассылка) информации на персональный компьютер пользователя по запросу. В этом случае пользователь формирует запрос по интересующей его теме и получает необходимую информацию. 2. Понятие «информационное задание» в бизнес-разведке. Информационное задание на проведение проверки юридического лица, как правило, включает в себя следующий сбор информации: • регистрационные данные (данные из ЕГРЮЛ, телефоны, дочерние компании, реестродержатель и т.д.); • учредители и акционеры (распределение акций, кто реально управляет и владеет компанией и т.д.); • история создания и развития, приватизация (кредитная история, участия в проектах, достижения и неудачи, юридическая чистота приватизации и т.д.) ; • направления деятельности (номенклатура, объемы и характеристика выпускаемой продукции, положение и роль в отрасли, регионе, состояние основных фондов, износ и работоспособность оборудования и т.д.); • наличие материальных и иных ценностей (наличие офиса, его состояние, оборудование, право на пользование помещениями, наличие активов, их ликвидность, нахождение в залоге, наличие складских помещений, их местоположение и правовой статус, взаимоотношения с арендодателем и т.д.; • деловая репутация (участие в судебных разбирательствах, претензии со стороны государственных, контролирующих, правоохранительных и иных органов, связи с криминалом, «имидж» в средствах массовой информации, данные по участникам арбитражных процессов, участие в благотворительных проектах, в общественных организациях, движениях, ассоциациях и т.д.); • руководство (лица, реально принимающие решения, лица, связанные с организованной преступностью или трудоустроенные на предприятия по их рекомендации, личные и деловые характеристики, психологические портреты, деловые связи и опыт, участие в качестве учредителей или акционеров в других коммерческих проектах , наличие параллельных финансовых интересов, кто имеет право действовать по доверенности, были ли утери паспортов в руководстве компании, нет ли дисквалифицированных лиц и т.д.); • отношения внутри предприятия (отношения и их обострения в команде управления, наличие группировок и семейных кланов, взаимоотношения между командой управления и трудовым коллективом, наличие в коллективе неформальных лидеров, степень их влияния на коллектив, другие факторы, свидетельствующие о внутренней напряженности на предприятии и т.д.); • система безопасности (наличие «крышевого» прикрытия, позиции в местных и федеральных органах власти и правоохранительных органах, собственная служба безопасности или аутсорсинг безопасности, методы решения конфликтных ситуаций и т.д.); • сведения о финансовом положении (финансовое положение, последний баланс, источники финансирования, номинальная и реальная себестоимость продукции, номинальная и реальная прибыль, взаимоотношения с банками, средний оборот по счетам, распределение прибыли, отношение с налоговыми органами, задолженность в бюджет, наличие задолженности своим контрагентам, факты неудачных инвестиционных проектов в других сферах деятельности, финансовые проблемы и т.д.); • тенденции дальнейшего развития (планы и т.д.); • партнеры (взаимоотношения, условия сотрудничества, задолженности компании своим партнерам и наоборот и т.д.); • конкуренты (конкуренты и враги, формы противоборства, характеризующие данные на лидеров противоборствующей стороны и т.д.); 3. Методы сбора информации, применяемые в бизнес-разведке. • кабинетные легкодоступные методы (СМИ, Интернет, книги, CD-ROM и т.д.); • кабинетные труднодоступные методы (маркетинговые исследования, малотиражные сборники, внутрифирменные отчеты, документы на иностранных языках и т.д.); • полевые методы (опросы, интервью, посещение выставок, презентации, наблюдения («живая» фирма или «неживая» и т.д.); • оперативные методы (использование «человеческого фактора», например, посещение ресторана, напоить человека, получить информацию); • экспертные методы - методы использования консалтинговых компаний, специализирующихся на сборе информации. • Работу по сбору информации о юридическом лице можно систематизировать следующим образом: 1. Получение информации из открытых источников: • получение информации от самого юридического лица; • запрос учредительных документов, регистрационных свидетельств, лицензий, документов, подтверждающих право нахождения по данному адресу (договор купли-продажи недвижимости либо договор аренды помещения), последнего баланса; • заполнение специальных анкет, вопросы в которых подобраны специальным образом. 2. Получение информации из регистрационных органов: • запрос в МРП (регистрационный орган по месту нахождения предприятия), либо в торгово-промышленную палату субъекта федерации; • запрос в налоговую инспекцию по месту постановки на учет; • запрос в фонды (социального страхования, пенсионный, медицинский) о постановке на учет. 3. Получение информации из СМИ: • изучение прессы за определенный промежуток времени на предмет упоминания данного предприятия, лиц, его возглавляющих, либо лиц, его учредивших. 4. Получение информации из иных источников: • получение информации о предприятии, его руководителях (работниках) и учредителях из баз данных МРП, ЕГТС, БТИ, ГИБДД; • получение информации из правоохранительных органов (по результатам заказных проверок); • получение информации из компаний, предоставляющих информационные услуги; • получение информации от детективных агентств; • получение информации по документам маркетинговых исследований; • получение информации из банка исследуемого предприятия; 5. Получение информации оперативными методами: • получение информации через работников компании; • получение информации через партнеров и контрагентов исследуемой компании; • получение информации через аренду площадей в исследуемой компании; • получение информации посредством технических средств; • получение дополнительной информации посредством наружного наблюдения (активность работы, автотранспорт, заполненность склада); • посещение исследуемого предприятия под видом клиента, комивояжера, проверяющего и т.д. • проведение анкетирования сотрудников компании под видом маркетинговых исследований; • получение информации от людей, ранее работавших в этой компании; - получение информации в рамках инициированных судебных процессов. Если подать на организацию в суд (пусть и по вымышленным основаниям), то можно истребовать через суд важные документы и информацию. Это позволяет п. 2 ст. 57 ГПК РФ и п. 4 ст. 66 АПК РФ. Единственное, что необходимо в данном случае будет доказать, что данные документы не могут быть получены стороной по делу самостоятельно и что они необходимы для рассмотрения дела в суде; • получение информации через миноритарных акционеров или от их лица по доверенности. Например, обладая 1% акций компании акционер может требовать представить реестр акционеров. 4. Способы официального получения информации из государственных органов 1. Получение информации из Единого государственного реестра юридических лиц (статистический регистр) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В реестре содержится следующая информация о юридическом лице: • наименование юридического лица (полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке); • организационно-правовая форма; • адрес (место нахождения); • способ образования юридического лица (создание или реорганизация); • сведения об учредителях юридического лица: • для юридического лица (наименование учредителя, ОГРН или регистрационный номер - для юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 года, дата регистрации, адрес, размер и доля вклада в уставный капитал); • для физического лица (фамилия, имя, отчество, ИНН (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес, размер и доля вклада в уставный капитал); • наименование и реквизиты документов, представленных при государственной регистрации юридического лица; • сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации (наименование юридического лица, ОГРН или регистрационный номер (для юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 года), дата регистрации, наименование органа, зарегистрировавшего юридическое лицо); • сведения о внесении изменений в учредительные документы (дата регистрации изменений, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы); • сведения о прекращении деятельности юридического лица (способ прекращения деятельности юридического лица, дата принятия решения о прекращении деятельности, наименование органа, принявшего решение о прекращении деятельности юридического лица); • размер уставного капитала; • сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (фамилия, имя, отчество, должность, реквизиты документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ, ИНН); • сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом (наименование лицензирующего органа, номер лицензии, дата принятия решения о предоставлении (переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлении, возобновлении, аннулировании) лицензии, срок действия лицензии, наименование территории, на которой действует лицензия, лицензируемый вид деятельности). Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438. Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей утверждены постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 Информация из реестров предоставляется: • Федеральной налоговой службой РФ (www.nalog.ru), которое является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц. Информация предоставляется по запросу за плату при условии представления одновременно с запросом копии платежного документа: • юридическому лицу о нем - при повторном обращении в течение одного календарного года в виде выписки из государственного реестра либо при обращении в регистрирующий орган за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр; • гражданам и организациям - сведения о конкретном юридическом лице при обращении за информацией о нем, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. • «Валаам» (www.valaam-info.ru). Предоставляет бесплатно минимальную информацию из статистического регистра. • из официальных баз данных с сайта www.egrul.ru • журнал «Вестник государственной регистрации», учрежденного МНС России • «Интерфакс» (www.interfax.ru). Эта организация представляет системы: • информационно–аналитическая база «СПАРК» («Система профессионального анализа рынков и компаний») интегрирует в себе, помимо ЕГРЮЛ и ЕГРИП, целый ряд баз других организаций плюс массив новостей компаний с 1992 года; • система раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг www.e-disclosure.ru; • система комплексного анализа новостей СКАН www.scan-interfax.ru информационный продукт для поиска, отбора и анализа новостной информации; • общероссийский информационный справочник ГДЕ24 www.gde24.ru. Справочные данные по предприятиям и организациям России; • портал приватизации www.privatize.ru. 2. Получение информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними. Он содержит описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав. Порядок предоставления информации содержится в Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах утвержденой приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. № 226. Срок представления необходимых сведений не превышает пяти рабочих дней, размер платы — 2 МРОТ. Данная информация предоставляется из Московского комитета по регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Однако следует иметь в виду, что данный реестр ведется с начала 1998 года и многие объекты недвижимости, приобретенные ранее в него не внесены, следовательно юридической экспертизы прав на данный объект не проводилось. Кроме того, даже если права на объект недвижимости зарегистрированы в реестре, это не гарантирует, что не появится какой-нибудь претендент на эту собственность, так как приватизация начала 90-х годов проводилась с многочисленными юридическими нарушениями, которые можно использовать при оспаривании сделки. 3. Получение информации из Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики, (www.gmcgks.ru): • из статистического регистра учета предприятий и организаций хозяйствующих субъектов - о составе показателей годового бухгалтерского баланса, информация об основных средствах, запасах и затратах, денежных средствах, капитале и резервах, финансовых результатах деятельности, движении денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности и др.; • из базы по бухгалтерской отчетности организаций 4. Получение информации из Единого государственного реестра налогоплательщиков. В нем содержится огромный объем информации, но доступно из него немногое. Правила ведения и получение информации из этого реестра утверждены постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110. 5. Получение информации из государственного земельного кадастра. Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 918. 6. Получение информации из реестров лицензий, которые, согласно ст. 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ведут лицензирующие органы. 7. Получение информации из баз данных Торгово-промышленных палат, которые приступили к ведению негосударственного Реестра российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности (Реестр надежных партнеров). В рамках этой программы регулярно проводится экономический мониторинг предприятий, что позволяет совершенствовать их управление. Аналогичная программа осуществляется в Москве. Московская ТПП проводит добровольную паспортизацию предприятий. Организациям, прошедшим паспортизацию, предоставляются льготы государственных органов Москвы. 8. Получение информации с официальных сайтов государственных органов. Наиболее востребованы следующие сайты: • сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru; • сайт Федеральной службы по финансовым рынкам www.fcsm.ru. (общие сведения об эмитенте, структуре уставного капитала, корпоративных событиях и т. д.); • сайт Управления по экономической безопасности г. Москвы www.ecbez.mos.ru (содержит реестр недобросовестных поставщиков по государственным контрактам); • сайты арбитражных судов, например Арбитражного суда г. Москвы www.msk.arbitr.ru (судебные дела с участием интересующего лица, в том числе, и дела о банкротстве); • правоохранительный портал РФ www.112.ru (база данных по частным охранным предприятиям, по недействительным паспортам); • сайт Федеральной миграционной службы www.fmsrf.ru (проверка паспортов, проверка выданных разрешений на работу иностранным гражданам); • сайт Центробанка www.cbr.ru (базы данных по кредитным организациям) 9. Получение информации через Арбитражные суды и комитет по делам о несостоятельности, которые осуществляют выдачу справок об отсутствии возбужденного дела о банкротстве в отношении конкретного лица. 10. Получение информации из базы данных Национальной ассоциации участников фондового рынка которая называется «Система комплексного раскрытия информации и новостей» (СКРИН) (www.skrin.ru). 5. Сбор информации в сети Интернет Порядок поиска необходимой информации в сети Интернет: • фактографическая информация об интересующей организации может быть частично получена из нескольких источников - собственный сайт организации (история организации, его реквизиты, руководство, перечень предоставляемых услуг или производимой продукции, перспективные планы), сайт региональной Торгово-промышленной палаты, сайты областной и городской администрации; • информация об акциях организации может быть получена на сайтах Федеральной комиссии по ценным бумагам, сайты информационных и консалтинговых компаний, а также средств массовой информации, исследующих экономические проблемы (например, журнал "Эксперт"); • информация о балансе организации, а также о задолженности организации в бюджет может быть получена на сайте местного отделения Министерства по налогам и сборам; • инвестиционная информация может быть получена на сайте областной Администрации и на сайтах консалтинговых агентств; • информация о перспективах развития, а также аналитические обзоры в динамике всей отрасти может быть получена на сайтах отраслевых журналов, сайтах местных СМИ; • информация о компаниях, работающих с ценными бумагами организации, может быть получена с сайтов объявлений о продаже акций и векселей; • персональная информация о руководстве организации может быть получена на сайтах местных СМИ и сайтов местных органов власти; • компрматериалы могут быть получены на сайтах местных и центральных СМИ, специальных сайтах, специализирующихся на компроматах. Схема сбора информации с официального сайта компании. Ведение бизнес-разведки о компании с ее официального сайта может осуществляться по следующей схеме: 1. проанализировать всю информацию, опубликованную на официальном сайте, и получить на основе ее выводы о деятельности компании; 2. проанализировать всю информацию, опубликованную на официальном сайте, на предмет конфиденциальности. Как правило, опубликование конфиденциальной информации на сайте чаще всего происходит в компании, где информационное наполнение сайта возложено на технический персонал, который редко придает значение вопросам ограничения распространения конфиденциальной информации и считает, что чем больше информации выложено на сайте, тем лучше. Например, часто выкладывают списки партнеров/заказчиков с указанием их контактной информации; 3. иногда представляется возможным получить конфиденциальную информацию через “форму обратной связи”. Любой сайт предоставляет инструменты для организации обратной связи между его посетителями и компанией. На данный момент наиболее распространенными являются размещение на страницах Интернет–ресурса электронных адресов персонала компании или возможность отправить в компанию письмо прямо с сайта. Можно попробовать отправить письмо от посетителя сайта и любезно просить уточнить потребительские характеристики какого-нибудь интересующего товара. В дальнейшем, получив ответ, можно отправить еще одно сообщение с просьбой более детально расписать техническую сторону товара и этапы его производства. Все это мотивировать как “аргументы для дальнейшей работы с компанией”. Таким образом можно попытаться получить конфиденциальную информацию. Чтобы подобные вещи не случились в компании желательно, чтобы все электронные письма приходили на один почтовый ящик, обработку и отправление корреспонденции желательно поручить одному человеку, знающему какую информацию можно, а какую нельзя отправлять потенциальным заказчикам; 4. проанализировать размещение на сайте новостей и пресс-релизов компании. Сбор и анализ этой информации может позволить определить стратегические направления развития компании, понять, куда двигается в развитии компания, чего хочет достичь, чему уделяет больше внимания и что является для компании главным. Чтобы подобное не случилось с компанией, желательно важную новостную информацию дополнять освещением других, незначительных сторон деятельности компании. Также никогда не выкладывайте на сайт новости, которые описывают события в ближайшем будущем. Всегда описывайте факты, которые уже прошли; 5. с официального сайта компании можно получить информацию о корпоративной политике, о рабочем дне компании, фамилии и должности сотрудников, которую можно использовать в атаках social engineering; 6. по вакансиям и требованиям к соискателям вакансий можно получить информацию о том, чем планирует заниматься компания (например, если банку требуется специалист по пластиковым картам, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время данный банк выйдет на рынок с пластиковыми картами); 7. проанализировать раздел «партнеры», «региональные офисы», «дочерние предприятия». Информация из этих разделов также может быть использована для social engineering, т.к. люди в центральном офисе или компании обычно не знают сотрудников удаленных офисов, что позволяет злоумышленникам маскироваться и выпытывать различную конфиденциальную информацию. В том случае, если компания имеет региональные представительства, то с высокой долей вероятности все эти территории объединены в единую корпоративную сеть. При этом с удаленными филиалами устанавливаются доверенные отношения и требования по контролю доступа из этих офисов существенно ниже, чем при аналогичном доступе, но из Internet. Поэтому можно попытаться взломать сервер удаленного офиса и уже из него атаковать головную контору; 8. получив информацию о контактных телефонах компании, можно попытаться обнаружить модемные входы, которые активизируются в нерабочее время для доступа в Internet (например, для загрузки электронной почты) или для других целей (например, для обновления базы данных консультационно-правовой системы); 9. проанализировать рейтинговые системы и каталоги Интернет–ресурсов компании. Для получения таких данных используются счетчики. Они часто бывают доступны и размещаются на каждой странице Интернет – ресурса и фиксируют ее просмотр. По показателям счетчика можно увидеть страницы и разделы сайта, которые являются наиболее просматриваемыми. Если на них размещена информация о продуктах или описание услуг, то становится ясно, на чем именно фокусируют свое внимание посетители. Имея данную информацию можно уделить в своей работе больше внимания тем товарам и услугам, которые интересны посетителям, и тем самым увеличить объемы своих продаж. По счетчику, фиксирующему информацию о посетителях, можно получить информацию о регионах, которые интересуются тем или иным продуктом, то есть дать возможность получить карту распределения заинтересованности посетителей ресурса по регионам. Кроме того, можно перехватить потенциальных заказчиков/партнеров, как только они проявят интерес к сайту вашего конкурента. Счетчики могут позволить провести анализ поведения посетителей сайта. Статистика счетчика позволяет просматривать переходы посетителей по страницам, что дает возможность изучения их мотивации, выявление причин принятия ими того или иного решения. Кроме того, например, если открыт счетчик сайта электронного магазина, то можно получить статистику посещаемости и поведения, а значит объем продаж, доход и иную коммерческую информацию. Некоторые информационные ресурсы, представленные в Интернете • АК&М, (www.akm.ru) • Прайм-ТАСС (Агентство экономической информации), (www.prime-tass.ru) • Финмаркет (информационно-аналитическое агентство), (www.finmarket.ru) • Информационно-аналитическая система FIRA PRO (www.pro-demo.fira.ru) • Росбизнесконсалтинг (информационно-аналитическое агентство) (www.rbc.ru) • Межбанковский информационно-аналитический центр (МИАЦ) (www.bpl.ru) • Российская торговая система (РТС) — внебиржевой рынок кор­поративных ценных бумаг (www.rtsnet.ru) • Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) (www.micex.com) • Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР) (www.auver.ru) • Информационный ресурс российского бизнес-сообщества в Internet-BUSINESS.RU (www.business.ru) • Вестник НАУФОР (www.naufor.ru) • Национальное кредитное бюро (www.creditnet.ru) • Бизнес-инфо (www.businessinfo.ru) • Московский центр экономической безопасности (www.ogrn.ru) • Информационная система «Панорама» (www.panorama.ru) • Рейтер (Reuter) — английское информационное агентство, (www.about.reuters.com) • Агентство мониторинга СМИ «WPS» (www.wps.ru) • Агентство «Мобиле» (www.mobile.ru) Некоторые интересные профессиональные российские базы данных: • СИНС (Специальная информационная служба) (www.sis-inform.ru) • Социум инфо полис (www.sociuminfo.ru) • Аргус-информ (www.pulset.ru) • Интегрум (www.integrum.ru) • Интралекс (www.intralex.ru) • Кронос (www.cronos.ru) • МБИТ (Международное бюро информации и технологии) • ИКОС (Информационно-консультационная служба) • ИКБ «Де-факто» • Медиалогия (архив информации, публикуемой в средствах массовой информации www.medialogia.ru) • публичная библиотека (база данных средств массовой информации www.public.ru) Наиболее крупные профессиональные иностранные базы данных • LEXIS-NEXIS (www.lexisnexis.com) • BSG • DOW JONES (www.dj.com) • QUESTEL-ORBIT (www.questel.orbit.com) • STN (www.stn-international.ru) • Dan & Bradstreet (www.dnb.ru) • Coface IGK (www.coface-igk.com) Неофициальные базы данных информационного рынка, которые можно использовать для проведения бизнес-разведки: • «Банки РФ» - сведения ЦБ, аналитика, балансы, кредиты юридическим лицам, отчеты о прибылях и убытках, кредиты акционерам, реквизиты, учредители, персоналии, дочерние и зависимые структуры, выпущенные сертификаты и облигации, векселя и т.д. по банкам Москвы и России; • «Производители товаров и услуг России и СНГ» - подробная информация по предприятиям и организациям с полным перечнем предлагаемых товаров и услуг; • «Единый Государственный Реестр предприятий России» - регистрационные данные обо всех предприятиях России, включая данные местных регистрационных палат и данные Госкомстата, с разбивкой по регионам; • «Статистическая отчетность крупнейших российских предприятий» - сведения по 50 000 крупнейших российских предприятий, включающие в себя экономические показатели, статистическую отчетность, балансы, объемы и перечень выпускаемой продукции, экспортно-импортные операции, и т.д.; • «VIP» - сведения по политикам, предпринимателям и общественным деятелям России. Возможность поиска информации по юридическим лицам; • «Лабиринт» - досье на политиков, предпринимателей, государственные органы, коммерческие структуры; • «Таможня» - база по экспортно-импортным операциям, проведенным в России. Полная и подробная информация о покупателе, поставщике, номере ГТД, описанию товара, коде товара по ТНВЭД, количестве, стоимости, дате сделки, банках, обслуживающих сделку, таможенном терминале и т.д.; • «Пресса» - работники средств массовой информации – ф.и.о., место работы, телефон, дата рождения, тема публикаций и т.д.; • «Телефонный справочник ведомств и крупнейших предприятий РФ» - крупнейшие предприятия РФ, федеральные и муниципальные органы управления и контроля, министерства, ведомства, комиссии, государственные комитеты, надзоры и т.д. – ф.и.о. сотрудников, прямые телефоны, адреса, занимаемые должности; • «Московская регистрационная палата» - юридические лица и частные предприниматели г. Москвы. Реквизиты, уставные данные, учредители юридических лиц, дочерние и вышестоящие организации, филиалы и правопреемники. Полная история любого юридического лица с момента создания (перерегистрации, смена руководства, учредителей, директоров, бухгалтеров, адресов). Содержит замечания Госналогинспекции по нарушениям в сдаче бухгалтерской отчетности; • «Московская областная регистрационная палата» - юридические лица и частные предприниматели Московской области; • «Бизнес-инфо» - юридические лица и частные предприниматели г. Москвы; • «Московский земельный комитет» - информация по земельным участкам, включающая в себя точный адрес, площадь, данные по организации или физическому лицу, контактный телефон, номер договора, дату начала и окончания договора, характеристики и назначение участка; • «Московская недвижимость» - арендаторы и собственники нежилых помещений г. Москвы, подробная информация по любому арендатору и собственнику, полная информация по арендуемым площадям, помещениям, их техническим характеристикам, данные по договорам аренды и купли-продажи, сроки аренды; • «Частная собственность» - квартиры Москвы и их собственники. Возможность поиска предыдущих владельцев квартиры; • «ГИБДД Москва» - информация по зарегистрированным в Москве автотранспортным средствам начиная с 1960 г. и их владельцам. Имеется информация по документам – основаниям для регистрации, содержатся особые отметки и комментарии ГИБДД (замена агрегатов, нахождение в розыске Интерпола, транзитные номера и т.д.); • «Угон» - информация по автотранспортным средствам, находящимся в розыске с 1984 г.; • «Водительские удостоверения» - сведения о частных лицах, имеющих право управления транспортными средствами, архив водительских удостоверений старого образца, водители, задержанные в состоянии алкогольного опьянения, временные разрешения, информация о нарушениях водителями; • «Физические лица Москвы» - информация о зарегистрированных жителях Москвы – ф.и.о., адрес регистрации, дата рождения; • «ОВИР» - база данных по заграничным паспортам частных лиц г. Москвы и области; • «Похищенные паспорта» - сведения по утраченным, похищенным и признанным недействительными гражданским, заграничным паспортам, национальным паспортам граждан СНГ, вкладышам о гражданстве, свидетельствам о заключении брака, пропускам, бланкам, гербовым печатям и штампам; • «Розыск-судимость» - информация по физическим лицам, находящимся в розыске либо имеющим судимость; • «Спецучет» - сведения по лицам, состоящих на спецучете в МВД и имеющих судимость в Москве и области. Возможность проверки криминального прошлого лица; • «Ирбис-3» - проверка физического лица на спецучет и причастность к организованной преступной группировке. Сведения по установленным связям, контролируемые объекты, задержания; • «Административные нарушения» - сведения по совершенным на территории Москвы административным правонарушениям; • «Дорожно-транспортные происшествия» - подробная информация о ДТП, произошедших с 1998 года на территории Москвы и области, включая данные по участникам ДТП, автомобилям, обстоятельствам и причинам ДТП; • «Криминал» - сводки по Москве и области по преступлениям и правонарушениям, происшествиям и угонам за последние 5 лет. Возможность проверки физического, юридического лица, автомобиля на причастность к тому или иному преступлению; • «Изъятые записные книжки» - сведения по владельцу, данные по изъятию, телефонно-адресная информация, проходящие телефонные номера с комментариями правоохранительных органов, возможность проверки телефона физического или юридического лица на присутствие в записных книжках; • «Экономические преступления» - налоговые преступления и нарушения, задолженность перед бюджетом, валютно-экспортный контроль, налоговые преступления физических лиц; • «Должники Государственной налоговой инспекции г. Москвы» - итоги года, сведения по нарушениям в сдаче бухгалтерской отчетности юридическими лицами г. Москвы, сведения по нарушениям сдачи ежеквартальной отчетности эмитентами РФ в ФКЦБ»; • «Единый телефонный справочник» - данные на владельцев телефонов в московском регионе. Официальная проверка информации о физическом лице возможна следующими способами: • проверка действительности паспорта через сайт Федеральной миграционной службы; • проверка выданных разрешений на работу иностранных граждан через сайт Федеральной миграционной службы; • проверка задолженности через сайт ФНС России; • проверка нахождения физического лица в числе лиц, разыскиваемых Федеральной службой судебных приставов (через сайт ФССП России); • проверка ИНН через сайт Московского центра экономической информации www.businessinfo.ru; • проверка страховых свидетельств пенсионного фонда через сайт Московского центра экономической информации www.businessinfo.ru; • проверка по базам данных дисквалифицированных лиц; • проверка по базам данных телефонных абонентов; • проверка регистрации через городскую справочную службу. 6. Аналитические методы бизнес-разведки. Аналитическая работа в бизнес-разведке обычно строится по двум направлениям: 1. анализ деятельности компании (конкурента, партнера, контрагента и т.д.); 2. анализ конкурентной среды, окружающую интересующую компанию. Общие подходы к анализу информации в бизнес-разведке Обычно применяют следующие общие подходы к анализу информации 1. метод синтеза (логическое объединение элементов информации, внешне не обладающими связями, в систему единой направленности). В процессе этого метода выдвигается обоснованная гипотеза. В дальнейшем упор делается на поиск недостающих элементов гипотезы; Например, существуют событие А, событие Б и событие С мы их объединяем и получаем единую гипотезу. 2. метод аналогии (повторения); Если событие А вызвало за собой событие Б, то возникновение события А1 позволяет прогнозировать появление события Б1. 3. метод исключения. Из события А может быть событие Б1, Б2, Б3. Но если есть информация, что события Б1 и Б2 не может быть, тогда остается прогнозировать наступление события Б3. 4. метод причинно-следственных связей (есть причины, есть следствия). 5. технический анализ (анализ графиков и показателей). 6. контент-анализ – анализ текстов, с т.з. направленности, авторства, социальной ориентации, заказных вещей и т.д. Анализ конкурентной среды. При анализе конкурентной среды обращают внимание на следующее: - тенденции в изменении законодательства, регулирующего бизнес; - тенденции изменения рынка в сфере бизнеса; - новые технологии; - ресурсы в сфере бизнеса; - организации, которые прямо сейчас предлагают подобные продукты или услуги; - организации, которые прямо сейчас предлагают альтернативные продукты или услуги; - организации, которые могли бы предложить подобные продукты или услуги в будущем; - организации, которые могли бы вообще ликвидировать потребность в товаре или услуге. Анализ конкурента Бизнес-разведка по изучению конкурента включает направления: • изучение существующего положения дел конкурента; • изучение ресурсов и возможностей конкурента; • изучение намерений конкурента. Методы анализа деятельности конкурента: 1. метод 5 сил Майкла Портера; 2. метод Due Diligence; 3. метод SWOT (матричный метод анализа предприятия, оценивающий силу, слабость, возможности и угрозы изучаемой компании); 4. метод диверсионного анализа; 5. экспертные методы. 1. Прогноз развития конкурента может строиться на основе модели «пяти сил» конкуренции Майкла Портера и включает решение следующих подзадач: оценка деятельности и планов конкурента (по методу SWOT, по методу Бостонской группы и др.); оценка деятельности и планов поставщиков сырья и комплектующих изделий (по методу связей, по методу SWOT и др.); оценка возможностей появления товаров-заменителей (патентный анализ, анализ публикаций в научно-технических изданиях, анализ экспонатов специализированных выставок и др.); оценка планов заказчиков и покупателей продукции и услуг (метод опроса, метод связи, экспертные методы и др.); оценка возможностей появления потенциальных конкурентов (экспертные методы, анализ СМИ и др.); оценка административного и государственного ресурса (особенность России); оценка преступной среды (особенность России); оценка судебной системы (особенность России); оценка СМИ (особенность России). 2. Метод Due Diligence применяется в основном при покупке бизнеса и включает в себя следующие направления: финансовый анализ; юридический анализ; налоговый анализ; анализ положения на рынке. Справочно. Метод Due Diligence1. В настоящее время для участников рынка все более очевидной становится необходимость управления рисками своей деятельности, улучшения управления финансами, формирования взвешенной инвестиционной политики. Формирование новых взаимосвязей компаний, необходимость модернизации производства, развития отношений с инвесторами и возможность выхода на международные рынки капитала привели к тому, что требование прозрачности деятельности сегодня - уже не мода, а обязательное требование как для компаний, претендующих на лидирующие позиции на своих рынках, так и для менее крупных развивающихся компаний. Принцип "Знай своего партнера" - основополагающий при выборе формы бизнес-партнерства и договорных условий реализации проекта или сделки. Банк, предоставляющий кредит клиенту, инвестор, намеревающийся приобрести бизнес, фирма, заключающая торговый контракт - все они хотят быть уверены в надежности и прибыльности совершаемой сделки. Такая уверенность может быть основана только на полной, достоверной и объективной информации о финансовом состоянии, правовом статусе и рыночной позиции компании-контрагента. Для сбора и анализа необходимой информации заинтересованное лицо прибегает к специальной процедуре комплексной проверки, получившей в мировой практике название due diligence. Due diligence - (в дословном переводе с англ. - обеспечение должной добросовестности) это система или комплекс аналитических и оперативных мероприятий, направленных на всестороннюю проверку законности и коммерческой привлекательности планируемой сделки, инвестиционного проекта, процедуры и т.д. с целью избежать или максимально снизить существующие предпринимательские риски (правовые, налоговые, политические, маркетинговые и т.д.). Впервые понятие due diligence появилось в законодательстве США о ценных бумагах в 1933 г. При этом сам термин не был прямо определен, поскольку, как отмечалось судами штатов, невозможно установить единый объем требований по проведению due diligence разных компаний. Современные стандарты due diligence были выработаны в Швейцарии в 1970-х годах с целью избежать жесткого государственного регулирования и контроля за деятельностью банков. Соглашение швейцарских банков о должной проверке (The Swiss Bank's Due Diligence Agreement), подписанное в 1977 г., установило единый подход к сбору информации о клиентах при открытии счетов и в процессе их обслуживания. В дальнейшем принципами, заложенными Ассоциацией швейцарских банков, стали пользоваться все участники инвестиционного процесса. Итак, Вам потребуется due diligence, если Вы или Ваша компания: • хотите продать свой бизнес либо купить готовый; • намерены произвести слияние, или поглощение компаний; • намерены создать совместное предприятие; • собираетесь обратиться в банки или финансовые организации за кредитом; • хотите правдиво показать потенциальному партнеру или инвестору свою состоятельность и солидность; • желаете проверить надежность и платежеспособность своего контрагента. Наиболее часто за проведением due diligence в настоящее время обращаются инвесторы с целью оценки разнообразных рисков, связанных с инвестированием, как правило, при решении вопроса о покупке доли в бизнесе или бизнес-проекта в целом. Условно исследование due diligence может быть разделено на несколько частей, отличающихся друг от друга как по целям, так и по методам проведения. Однако все эти элементы крайне необходимы для целостного и всестороннего исследования деятельности и финансового состояния компании. Обычно процедура Дью дилидженс проводится силами трех подразделений: финансовые аналитики и оценщики; аудиторы; юристы. Работа финансовых аналитиков и оценщиков предполагает: • анализ финансовых показателей бизнеса, его перспектив, • оценка динамики финансовых показателей деятельности бизнеса; • оценка имущества, прав и обязательств, продаваемых в составе бизнеса; • оценка состояния основных средств: их пригодность для производства, износ, потребность в обновлении, необходимость основных средств для бизнеса (и перспективы продажи ненужных основных средств), • оценка финансовой схемы бизнеса, круга юридических лиц, результаты деятельности которых участвуют в формировании финансовых показателей бизнеса. Задача аудиторов - провести финансовую проверку деятельности предприятия, что включает в себя: • анализ структуры выручки и затрат Компании за анализируемый период, анализ основных показателей деятельности Компании, • оценка системы внутреннего контроля в части документооборота, относящегося к расходам Компании, выборочный анализ качества и полноты документов, подтверждающих расходы Компании, • анализ основных средств: общий состав, начисленный износ, результаты переоценки, • анализ финансовых вложений Компании, • анализ дебиторской задолженности, • анализ запасов Компании: состав, стоимость, динамика, неликвиды, • анализ кредиторской задолженности, • анализ условных обязательств (штрафы; пени; поручительства, выданные в обеспечение долгов третьих лиц; индоссированные векселя; иски, предъявленные Компании; залоги и иные вещно-правовые обременения имущества Компании), • анализ полноты и достоверности учета активов и обязательств, отраженных за балансом Компании, • выявление и обобщение всех существенных налоговых рисков, неучтенных и (или) потенциальных налоговых обязательств, имеющихся у Компании Юридическая часть due diligence представляет собой проверку: • прав на имущество, продаваемое в составе бизнеса, рисков оспаривания прав на имущество третьими лицами; • прав и обязательств, входящих в состав бизнеса, на предмет их существования, действительности, законности, рисков оспаривания сделок, в результате которых возникли права и обязательства; • трудовых отношений с коллективом, работающим в бизнесе (наличие и законность трудовых договоров, соглашений о материальной ответственности, правомерность увольнения сотрудников, риски предъявления неправомерно уволенными сотрудниками имущественных требований, связанных с их увольнением, и т.п.); • соблюдения корпоративного законодательства по всем направлениям, риска предъявления претензий акционерами/участниками этих юридических лиц, связанных с несоблюдением законодательства при продаже акций/долей, а также при совершении крупных сделок или сделок с заинтересованностью с имуществом этих юридических лиц. В процессе проведения Due Diligence проектная группа, в которую входят оценщики, юристы, и аудиторы посещает исследуемое предприятие, собирает информацию, проверяет методы составления финансовой и иной отчетности. Используя методы финансового анализа и опроса руководства, анализируются существующие и прогнозируемые тенденции в отношении результатов, чистых активов и движения денежных средств. Таким образом, значительное время тратится на работу непосредственно на исследуемом предприятии как для получения информации о деятельности предприятия, так и для независимого анализа информации. Крайне важно, чтобы компания, заинтересованная в проведении Due Diligence, и консультант (компания, проводящая Due Diligence) имели общее понимание относительно целей и задач, стоящих при проведении проверки. Необходимо выработать четкое совместное понимание того, как клиент оценивает стоимость исследуемого предприятия, как предприятие соответствует стратегии клиента, и на какой информации базируется предположение. Консультант должен также выяснить доводы продавца относительно продажи и его интересы в отношении прибыли после покупки предприятия. Ответы на эти вопросы помогут определить объем работы и, в частности, выявить области, имеющие исключительную важность для клиента. Результаты выполнения работ основываются на полученной внутренней информации, законодательных и внутренних нормативных актах, данных, предоставленных конкурентами и партнерами компании - объекта исследования и оформляются в виде соответствующих отчетов. Особенности бизнеса таковы, что существенные риски, влияющие не только на окончательную цену сделки, но и на ее возможную структуру, могут быть вскрыты только при проведении тщательной проверки. Привлечение консультационной компании, которая способна в короткие сроки сфокусироваться на специфических рисках инвестирования и комплексно (с привлечением финансовой и правовой экспертизы) оценить компанию-объект, чрезвычайно важно для успеха инвестирования. Ущерб, понесенный компанией, отказавшейся от due diligence, может быть несравним с расходами на проведение комплексной проверки. Заинтересованным инвесторам (как зарубежным, так и российским) необходимо рассматривать due diligence как обязательный этап инвестиционного процесса, предшествующий совершению сделки по приобретению акций или активов компаний. Комплексная проверка позволит выработать пути управления рисками (например, провести реорганизацию, предшествующую сделке, отказаться от приобретения акций в пользу сделки с активами и т. п.). Объективность и достоверность представленной его вниманию информации позволит инвестору принять независимое и оптимальное решение. 3. Метод SWOT анализа конкурента Данный метод предполагает внесение в особую таблицу данных, характеризующих деятельность компании. Таблица состоит из четырех блоков: блок сила (strength) – в этом блоке анализируются наиболее сильные стороны компании, в том числе: продукция (высокое качество, низкая себестоимость, грамотное ценообразование, сильная реклама и т.д.); сервис/персонал (высокий профессионализм персонала, развитие сотрудников, социальные программы, сервисная поддержка, торговые марки и позиционирование и т.д.); инжиниринг и разработка новых продуктов (модернизация оборудования, совершенствование технологий, повышение качества и т.д.); менеджмент (низкие расходы на управление, мобильная структура, единая координация, быстрое прохождение управленческих сигналов и т.д.); блок слабость (weakness) – в этом блоке анализируются слабые стороны компании, в том числе долговые обязательства, низкая квалификация рабочих, трудовые конфликты, плохое качество продукции, неудачный имидж, устаревшее оборудование, неэффективные технологии и т.д.; блок возможности (oportunities) – в этом блоке анализируются возможности компании, в том числе: административные возможности (лобби, связь с властью, зависимость власти от компании, возможность влиять на принятие властных решений и т.д.); экономические возможности (возможности по наращиванию объемов производства, по переориентации производства, по повышению качества, по снижению цены, по привлечению инвестиций, по получению кредитов и т.д.); криминальные возможности (возможность использовать криминал, зависимость от криминала, заинтересованность криминала в компании, планы криминала по отношению к компании и т.д.); научно-технические возможности (взаимодействие с НИИ, модернизация технологий, вложения в науку, иное участие в научной деятельности); рыночные возможности (сильная конкурентная позиция, рост спроса, рыночная власть производителя, отсутствие товаров-заменителей и т.д.) блок угрозы (threats) – в этом блоке анализируются внешние условия, которые могут нанести вред компании, в том числе нехватка сырья, усиление государственного регулирования, появление новых конкурентов, возрастание процентных ставок на кредиты и т.д. После заполнения таблицы рассматриваются комбинации полученных характеристик. Комбинации "возможности - сильные стороны" можно использовать как ориентиры стратегического развития, комбинации "возможности - слабые стороны" применять для внутренних преобразований, комбинации "угрозы - слабые стороны" рассматриваются как ограничения стратегического развития, комбинации "угрозы - сильные стороны" - как потенциальные стратегические преимущества. 4. Метод диверсионного анализа Данный метод предполагает специальное моделирование возникновения нежелательных явлений, чтобы затем, найдя способы их нейтрализации, упредить их реальное появление. По сути, речь идет о придумывании диверсии, отсюда и название подхода. Естественно, после того, как диверсия придумана, следует проверить, не реализована ли она на практике, есть ли вероятность ее реализации и если такая возможность не исключается, необходимо решить, как этого не допустить. Этапы метода диверсионного анализа определение диверсионной задачи в виде: «Дана компания, осуществляющая определенные виды деятельности. Необходимо создать максимально возможное количество вредных эффектов, связанных с данной компанией»; определяются основные параметры компании и их значения для нормального режима работы компании; выявляются вредные явления, которые могут нарушить нормальный режим деятельности компании и проводится их экспериментальный анализ, резко увеличивая или, наоборот уменьшая параметры этих явлений; определяются опасные зоны (болевые точки) т.е. наиболее уязвимые места компании. Как правило, к типовым опасным зонам относятся зоны концентрации проходящих через систему потоков (потоки людей, денежные потоки, информационные потоки и т.п.), зоны, где сотрудники выполняют большое количество разных функций, зоны контакта с внешней средой (зоны контакта с клиентами, с конкурентами, с проверяющими органами и т.п.), зоны стыковки разных систем, отделов (например, отдел закупок – отдел продаж – рекламный отдел – бухгалтерия, из-за несогласованности на стыках этих отделов часто возникают аварийные ситуации), зоны, в которых ответственные решения должны приниматься в условиях высокой неопределенности, недостатка времени и информации (в стрессовых обстоятельствах) и т.п.; анализируются причины вредных явлений и определяется, какие из них можно реализовать в данной задаче; анализируется обострение смоделированной ситуации, т.е как усилить вредные эффекты. Анализ «благонадежности» компании перед заключением гражданско-правовых отношений. Существует определенная методика проведения анализа юридического лица перед заключением гражданско-правовых отношений (договора): анализ первого контакта; анализ представленных документов (учредительных документов, свидетельств о регистрации, о постановки на учет в госорганов и т.д.); анализ хозяйственной деятельности и возможностей компании; анализ финансового состояния; анализ устава компании; анализ учредителей, руководителей компании и лиц, принимающих решение; анализ легитимности деятельности компании; анализ предложенных договорных отношений; визуальный анализ помещений компании; анализ атрибутов, стиля, имиджа компании; анализ организационной структуры компании. Прогнозировать «благонадежность» партнеров – юридических лиц с определенной степенью вероятности можно, основываясь на следующей информации. 1. Время существования компании и произошедшие организационные изменения. Признаки опасности: • непродолжительное время существования; • частая смена названия; • частая смена организационно-правовой формы; • частая смена юридического или фактического адреса; • компания куплена у фирмы, создавшей заранее несколько юридических лиц специально на продажу; • частая смена банка или счета; • нет «первичных» документов или они утеряны; • частая смена места постановки на налоговый учет; • смена направлений деятельности. 2. Адрес регистрации компании. Признаки опасности: • регистрация по одному адресу большого количества организаций; • адрес (здание по этому адресу) не существует. 3. название компании. Признаки опасности: • аббревиатура типа "International" или "Ltd" в названии неизвестной компании, учредитель которой - одно или несколько физических лиц (в каждой стране приняты свои обозначения правовых форм: Ltd, Plc, Inc, Corp, AG и т.д. Поэтому российские предпринимательские структуры, включающие в свое наименование, к примеру, Лимитед или Ltd, действуют неправомерно - эти термины означают принадлежность к странам, правовая система которых базируется на британском праве); • название копирует полностью или частично известный бренд или известную добропорядочную компанию. 4. материальные ценности компании. Признаки опасности: • административные помещения отсутствуют или не приспособлены для выполнения задач; • отсутствуют основные средства, необходимые для деятельности (транспорт, склад, торговые точки и т. п.); • отсутствуют постоянные телефоны, секретари и иные «атрибуты» организации; • отсутствуют товарно-материальных ценностей. 5. учредители (руководители) компании. Признаки опасности: • учредителем (руководителем) является лицо, у которого исполнение функциональных обязанностей затруднено или невозможно (преклонный возраст, учащийся, военнослужащий срочной службы, осужденный или отбывающий наказание, находится на длительном лечении, без определенного места жительства, беженец, вынужденный переселенец, недееспособен и т.д.); • большое количество учредителей; • имеющиеся конфликты между учредителями (руководителями), а также между руководителями и трудовым коллективом; • частая смена учредителей (руководителей); • учредителем (руководителем) является лицо с утерянными документами; • учредитель (руководитель) является одновременно учредителем (руководителем) большого количества компаний; • несоответствие статуса учредителя (руководителя) его внешнему виду и материальному положению; • учредитель (руководитель) часто встречается в числе ее контрагентов; • учредитель (физическое или юридическое лицо) ранее учреждал неблагонадежную компанию; • вместо руководителей осуществляется представление интересов компании иными лицами (особенно не связанных с компанией) по доверенности; • отсутствие у учредителя (руководителя) постоянной регистрации или постоянного места жительства в данном регионе. 6. сотрудники компании. Признаки опасности: • в штате только генеральный директор и главный бухгалтер; • наличие дисквалифицированных лиц; • наличие лиц с утерянными документами; • использование иностранной рабочей силы без разрешения или с аннулированными разрешениями; • заработная плата сотрудников компании меньше прожиточного минимума. 7. хозяйственная деятельность. Признаки опасности; • отсутствие регулярной хозяйственной деятельности; • отсутствие счета в банке; • организация внесена в список юридических лиц, контролируемых налоговой инспекцией в первую очередь; • «нулевая» налоговая или бухгалтерская отчетность в течение одного или нескольких налоговых периодов; • предоставление недействительных или неправильно оформленных документов (ИНН, баланс, договоров аренды и т.д.); • негативный имидж компании, интерес к компании со стороны государственных контролирующих и правоохранительных органов; • динамическое ухудшение параметров деятельности компании; • неритмичный характер бизнеса компании; • компания проводит единичные непрофильные операции; • небольшой уставной капитал (неликвидный уставной капитал); • отсутствие долговременных партнеров; • негативные отзывы контрагентов; • отсутствие экономической целесообразности в операциях компании; • компания применяет нерыночные цены или же цены сильно колеблются; • компания использует нестандартные средства расчета (вексель, бартер, уступка прав требования); • компания проводит финансово-хозяйственные операции, нехарактерные для зарегистрированных видов деятельности по ОКВЭД; • наличие большой дебиторской задолженности; • наличие связей с недобросовестными компаниями (организациями) или опасными физическими лицами; • случаи мошенничества в прошлой жизни компании или прошлой жизни владельцев (руководителей) компании; • наличие судебных или административных разбирательств с участием компании или ее учредителей или руководителей. 8. организация компании. Признаки опасности: • отсутствие дочерних (материнских) компаний; • большое количество акционеров; • компания зарегистрирована с организационно-правовой формой ООО; • компания передает владение собой (доли) юридическому лицу, которое в настоящее время находится в стадии ликвидации; • компания по факту является малым предприятием (численность, оборот), но при этом выступает контрагентом крупного налогоплательщика с большими суммами сделок. 9. правовая сторона деятельности компании. Признаки опасности: 10. документы заверены у нотариуса, сложившего свои полномочия, или чья подпись ранее подделывалась; 11. отсутствие лицензии на деятельность, которая должна быть лицензирована; 12. учредительные документы компании созданы нестандартно или не соответствуют реальной деятельности компании; 13. отсутствие правовой чистоты создания и функционирования. Классификация «неблагонадежных» компаний. По результатам анализа, при наличии растровых признаков опасности, можно сделать вывод о том, к какой группе компаний принадлежит исследуемая компания. Сомнительные компании делятся на несколько категорий: 1. директорская компания. Используется для осуществления платежей за личные услуги, укрытия личного дохода от налогов и ведения приватного финансового обеспечения одного или нескольких человек, обычно владельцев компании. Подобные структуры не проявляют ощутимой деловой активности. Признаки: учредители - одно или небольшое число физических лиц; руководителем является один из учредителей; зарегистрирована как ООО; расположена рядом с местом жительства ее руководителя (учредителя); вид деятельности связан с наличными деньгами; 2. компания-зомби. Практически "мертвая" компания, выполняющая некие заданные функции. Представляет собой явного, скрытого и обреченного банкрота. Признаки: как правило, повторной перерегистрации не проходит и своих установочных данных не обновляет; отсутствие налогооблагаемой базы, а в бухгалтерском балансе, за исключением позиций уставного капитала и заемных средств, подавляющее число нулевых позиций; 3. жиро-компания, или компания-оператор. Используется для аккумулирования на своих счетах поступающих доходов и проведения финансовых операций с целью их обналичивания, "отмывки", перевода средств в оффшорные зоны. Как правило, существует недолго. Признаки: учредители - несколько юридических лиц, которые либо зарегистрированы в оффшорных зонах, либо характеризуются большим географическим разбросом; значительное положительное или отрицательное сальдо кредитовых и дебетовых оборотов компании за длительный, не менее полугода, период; 4. компания-подставка (псевдокомпания). Компания-однодневка, которая используется для подставы под возможные санкции при проведении мошеннических сделок. Признаки: зарегистрирована на вымышленных лиц или по потерянным (похищенным) паспортам, как правило, в форме ООО; состав учредителей состоит из компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах; минимально допустимый на момент регистрации уставной капитал; 5. компания-камуфляж. Легальная "крыша" для нелегальной деятельности. Создается в целях легендирования криминальной или пограничной деятельности головной компании - для придания внешне правдоподобных доброкачественных признаков компании-инициатору мошеннических сделок. Может быть создана также для ведения бизнеса в сегменте повышенного предпринимательского риска. Признаки: используются внешние реквизиты и атрибуты реальных компаний (иногда весьма именитых), часто и не подозревающих, что их именем прикрываются мошеннические операции; сама компания - карликовая с "копеечным" уставным капиталом, зато учредитель - одно юридическое лицо, крупная компания со значительным капиталом; 6. компания-фантом. Несуществующая, "дутая" компания. Имеет расчетный счет в банке под фальсифицированные документы без какой-либо регистрации.
«Основы бизнес-разведки» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot