Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы анализа бухгалтерской отчетности.Задачи и методы финансового анализа бухгалтерской отчетности. Горизонтальный анализ баланса

  • 👀 3359 просмотров
  • 📌 3275 загрузок
  • 🏢️ РФЭТ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы анализа бухгалтерской отчетности.Задачи и методы финансового анализа бухгалтерской отчетности. Горизонтальный анализ баланса» pdf
НССУЗ НП «Региональный финансово-экономический техникум» ОСНОВЫ АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ (Первая лекция) ______________________ http://rfet.ru © РФЭТ ©Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. 2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ.........................................................4 РАЗДЕЛ 2. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАЛАНСА......................31 3 РАЗДЕЛ 1. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ Организация, ведение бизнеса, управление им в рыночных условиях – процессы не из легких. Однако они характеризуются условиями, присущими почти всем сферам человеческой жизни. Во-первых, бизнесмену в основном приходится иметь дело с деньгами. А деньги, в свою очередь, составляют основу любого предприятия. Во-вторых, принимать деловые решения всегда приходится в условиях неполной информации. Причем информации может быть очень много, но ее все равно недостаточно, чтобы принять единственно правильное деловое решение. В-третьих, ни одно предприятие, ни один бизнес не может существовать обособленно сам по себе, он обязательно связан с другими подобными или отличными от него предприятиями. Даже трех перечисленных факторов вполне достаточно, чтобы сделать жизнь бизнесмена несладкой. Но если взглянуть на все это другими глазами, глазами простого обывателя, то можно сказать, что не только бизнесмен постоянно думает о подобных проблемах. Каждый из нас с утра до вечера размышляет о том, как ему взаимодействовать с другими людьми, чтобы получить пользу для себя и не причинить вред другому. Причем размышления эти происходят лишь на основе имеющегося у нас на данный момент объема информации. Мы обдумываем информацию, анализируем ее, и только после всестороннего обдумывания и анализа принимаем какое-то решение, которое считаем правильным. Получается, что анализом в той или иной степени занимаются все, кто живет в окружающем мире и хоть иногда взаимодействует с 4 другими людьми. И единственной целью анализа является попытка принять такое решение, которое не навредит ни тебе, ни остальным. Тут сразу следует остановиться и признать, что ни одно решение не будет самым правильным, самым лучшим и самым идеальным в мире. Почему? Потому что, как мы уже сказали, нам никогда не может быть доступна в один момент времени вся информация, существующая во Вселенной или хотя бы имеющая отношение к нам. Ее так много, что мы не в силах осознать ее всю. А поэтому нам никогда не удастся проанализировать ее целиком. Значит, проанализировав часть информации, мы сможем принять лишь то решение, которое покажется нам правильным именно в этих условиях, условиях владения именно этой конкретной частью информации. От чего же зависит степень правильности принятого решения? Давайте рассуждать логически. Если мы не в силах охватить умом все разнообразие имеющейся информации, то остается выжать как можно больше пользы из той ее части, которая нам сейчас доступна. Выжимание пользы из информации как раз и называется анализом информации. Получается, что более мудрым управленцем, принимающим более верные решения, будет не тот, что наберет большее количество информации (больше яблок), а тот, кто сможет выжать из нее больше яблочного сока, владея таким механизмом, как соковыжималка. В экономике роль соковыжималки выполняет экономический анализ. Как и соковыжималка, анализ состоит из различных механизмов, рычагов и пружин, нажимая на которые менеджер сумеет получить то или иное количество полезного сока и бесполезных отходов. Возвращаясь от яблок к бизнесу и анализу информации, мы можем поставить перед собой справедливый вопрос: как из всего много5 образия информации выжать максимум полезности, не запутаться в ней и не прийти к ложному выводу? Ответ на него еще в Средние века дал мудрейший французский математик Рене Декарт. В своем труде «Рассуждения о методе» он рассказал нам, какими четырьмя правилами надо пользоваться, когда собираешься что-либо анализировать. Вот эти правила. 1. Никогда не принимать за истинное ничего, что не было бы для нас очевидным, то есть старательно избегать торопливости и предубеждения, включать в свои рассуждения только то, что представляется уму столь ясно, что не даст ни малейшего повода для сомнения. 2. Делить всякое затруднение на столько частей, сколько их может быть и сколько требуется для его разрешения. 3. Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов наиболее простых и легких для познания и мало-помалу, как бы по ступеням, восходя к познанию самых сложных; устанавливать порядок даже между теми предметами, которые по природе своей не предшествуют одни другим. 4. Всюду делать перечни настолько полные и обзоры на- столько всеохватывающие, чтобы мы могли быть уверены, что ничего не упустили. Пожалуйста, перечитайте эти простые правила Декарта столько раз, сколько понадобится для того, чтобы вы их четко осознали и чтобы они отложились в вашей памяти. Конечно, в точности соблюдать их нелегко. Но, как сказал другой французский философ, Антуан Арно, «всегда полезно держать их в уме и, насколько это возможно, следовать им, если мы хотим средствами разума найти истину в той мере, в какой наш ум способен ее познать». 6 Но давайте отвлечемся от философии и вернемся к бизнесу и бизнесменам. Мы уже затронули мысль о том, что менеджер должен анализировать информацию для принятия различных решений, приносящих пользу бизнесу. А основной выгодой любого бизнеса является получение прибыли, то есть зарабатывание денег. Получается, что менеджер должен своими решениями влиять на процесс выработки денежных средств внутри организма предприятия. В этот момент наших рассуждений мы невольно представляем структуру предприятия в виде живого организма. Тогда денежные средства (финансы) будут составлять его кровеносную систему. Сейчас мы можем сделать такое предположение лишь интуитивно. Но в дальнейшем, занимаясь финансовым анализом, мы убедимся, что это действительно так. Получается следующее: менеджер должен принимать управленческие решения, приносящие пользу живому организму предприятия, обогащая его кровеносную систему. Но для правильного управления нужен анализ информации. Поскольку абсолютно всю информацию проанализировать нереально, значит, нужно выбрать ту, что имеет отношение к организму предприятия и его кровеносной системе и анализировать именно ее, пользуясь советами Р. Декарта. В этих советах великий философ говорит, что проблему нужно разложить на столько частей, на сколько возможно, и анализировать их по отдельности. Значит, и нам нужно исследовать не саму кровеносную систему организма, а отдельные его части, которые влияют на состояние кровеносной системы в целом. Тут нам следует обратиться к той отрасли знаний, которая изучает состояние здоровья. Это медицина. Если проводить аналогию между ней и экономикой, то мы можем сказать, что в медицине существу7 ют десятки различных методов диагностики, которые позволяют выявить нарушения состояния здоровья организма. Точно так же и в экономике есть множество методов анализа информации. Некоторые направления диагностики в медицине носят общий характер и используются почти во всех областях: в хирургии, психиатрии, травматологии (например, предварительный осмотр). Точно так же в финансовом анализе есть общие методы (например, метод сравнения). С другой стороны, как в медицине, так и в финансовом анализе есть специфичные методы, которые могут применяться лишь в определенных случаях. Причем заранее не всегда известно, каким методом и в какой ситуации придется воспользоваться врачу и финансовому аналитику. Но поскольку, как мы уже сказали, никакое решение не должно приниматься без всестороннего анализа информации, то любой специалист, считающий себя профессионалом в медицине или экономике, должен иметь представление о наиболее распространенных методах диагностики основных болезней, об условии их применимости, достоинствах и недостатках. Ведь в силу огромной сложности устройства человеческого организма не может быть такого универсального доктора, который смог бы выявить и излечить абсолютно любое заболевание. Да в этом и нет необходимости. Существуют врачи-терапевты, которые могут поставить общий диагноз о состоянии здоровья и направить пациента к врачу-специалисту узкого профиля. Точно так же и в бизнесе: каждый бизнесмен должен быть собственным терапевтом своего родного предприятия (или бизнеса). Он должен обладать такими методами диагностики (анализа), которые позволят ему получить общую картину о состоянии дел внутри орга8 низма фирмы, а точнее, о состоянии ее кровеносной системы, о финансах. Следует сказать, что финансовый анализ для менеджера – это не таблица умножения. Мы не можем назвать универсальные процедуры, пригодные для любого предприятия на все случаи жизни. Но мы можем показать, как узнать симптомы приближающегося заболевания и вовремя отправить фирму на более качественное медицинское обследование. Врач-терапевт общего профиля не применяет в своем медицинском осмотре очень сложные и современные методы диагностики, такие, как УЗИ или анализ ДНК. Он ограничивается лишь внешним осмотром, измерением температуры тела, прослушиванием легких. И на основании этих данных он уже может поставить предварительный диагноз. Точно так же и качество управленческих решений определяется вовсе не сложностью аналитических инструментов. Основное место, на наш взгляд, занимает ответственность за возможные последствия. Непродуманно поставленный диагноз и направление не к тому врачу может привести не к улучшению, а ухудшению здоровья пациента. Так же и необдуманно составленный договор о какой-то сделке или инвестиции может привести к большим финансовым потерям независимо от того, насколько долго и сложно менеджер анализировал финансовые ресурсы своего предприятия. Поэтому в нашем учебном курсе по дисциплине «Основы анализа бухгалтерской отчетности» мы рассмотрим общие методики диагностики финансового состояния предприятия, которые помогут принять решение о более эффективной работе его кровеносной системы. 9 Здесь снова встает вопрос о той информации, которую можно использовать в финансовом анализе. Вновь сравним бизнес с медициной. Врач-терапевт оперирует данными, которые имеются в медицинской карте пациента. Некоторые из них уже записаны в карте (возраст, рост, вес), а чтобы получить другие, терапевт направляет пациента в определенные кабинеты (флюорографический, кабинет исследования крови, кардиограммы). В них врачи-помощники снимают с организма человека требуемые показатели и вносят в медицинскую карту. Пациент берет эту карту в руки и возвращается к терапевту для того, чтобы тот сделал общий анализ и поставил диагноз. Заметим, что врачи-помощники лишь записывают данные, анализ не проводят и диагноз не ставят. Здесь медицинская карта пациента является обобщенным источником информации для анализа состояния здоровья человека. На предприятии врачом-терапевтом является менеджер (или аналитик), который исследует финансовое положение фирмы. Ему тоже нужна подробная медицинская карточка организации для анализа содержащейся в ней информации. По аналогии можно предположить, что ему следует направить предприятие за получением данных к специалистам-помощникам. Для финансового менеджера (аналитика) такими помощниками являются бухгалтеры. Ведь именно они лучше других знают состояние дел в каждой отдельной части организма предприятия (в составе основных средств, нематериальных активов, материалов, производства, прибыли, капитала). Данные по каждой части бухгалтеры записывают в определенную часть медицинской карты предприятия, которая представляет собой не что иное, как бухгалтерский баланс. Именно в нем содержится информация по каждой составной части предприятия, расположенная в строгом порядке. 10 Бухгалтерам некогда заниматься анализом той составной части, с которой они работают. Их задача – точно и вовремя снять показания. Повторимся, что финансовый анализ проводится в основном для получения выводов об общем финансовом состоянии предприятия и для принятия решений общего характера. Эти решения могут быть необходимы не только менеджеру предприятия, но и другим заинтересованным лицам. Например, собственникам и инвесторам для ответа на вопрос, продолжать ли вкладывать средства в этот бизнес; кредиторам – для решений, давать ли еще деньги на развитие этого предприятия. Вполне логично предположить, что такие заинтересованные люди вправе не доверять выводам финансового аналитика о состоянии здоровья предприятия. В этом случае они сами могут провести анализ и убедиться в его правильности или неправильности. Значит, им тоже нужна информация для исследования. А, как мы знаем, бухгалтерский баланс (и вообще отчетность) является открытым документом, доступным всем заинтересованным лицам. Инвесторы и кредиторы могут взять отчетность и исследовать, проанализировать ее. Здесь также наблюдается полная аналогия баланса с медицинской картой. Если пациент не доверяет квалифицированности и компетентности своего врача, он вправе обратиться к любому другому доктору, предоставив ему свою медицинскую карту с информацией о состоянии отдельных частей организма. Итак, остановимся и сделаем небольшой, но важный вывод. Только что с помощью наших рассуждений мы увидели, что финансовый менеджер на предприятии выполняет работу врача-терапевта. Когда мы приходим в поликлинику на прием к терапевту, то можем наблюдать, как он производит над нами вполне конкретные уста11 новленные действия. Сначала он измеряет температуру тела, потом прослушивает легкие, осматривает состояние горла и языка, измеряет артериальное давление. Точно так же и у финансового менеджера есть вполне конкретный и заранее определенный набор процедур и инструментов для анализа финансового состояния предприятия (подобно термометру, фонендоскопу, тонометру). Повторимся, что финансовому менеджеру вовсе не надо в совершенстве знать высшую математику, статистику и теорию вероятностей. Точно так же как врачу-терапевту не нужно владеть навыками работы с аппаратом ультрадиагностики или проведения флюорографического исследования. То есть вам не придется изучать в нашей дисциплине что-то сложное, выходящее за рамки простейших арифметических вычислений, с которыми каждый из нас сталкивается в повседневной жизни. Потому что качество анализа зависит не от сложности применяемых методов, инструментов и процедур, а от ответственности за свою работу. С самого начала вы должны усвоить мысль, что мы вас будем учить не просто финансовым вычислениям, а искусству врачевания. Если кто-то из ваших знакомых обучается в медицинском институте, то вы, наверняка, наблюдали, как много и досконально они изучают на своих занятиях. Ведь врач не имеет права на ошибку, поскольку каждая такая ошибка может обернуться человеку жизнью. Конечно, мы не станем требовать от вас сейчас клятвы Гиппократа, просто усвойте мысль об ответственности, которая ляжет на вас после изучения нашего предмета, когда вы начнете применять его на практике. 12 Заметим также, что финансовый анализ может относиться не только к будущему. То есть финансовый менеджер необязательно исследует текущее состояние здоровья предприятия и делает выводы о его изменении в последующие месяцы. В задачу финансового аналитика и менеджера может входить исследование прошлых болезней предприятия, изучение его истории болезни. В качестве образного примера можно привести игру в шахматы. В процессе игры шахматист, анализируя возможные варианты действий, пытается найти выигрышную их комбинацию. Но по окончании партии, скорее всего, он будет заниматься анализом завершившейся игры с целью выявления допущенных им ошибок. В любом случае его размышления будут строиться по вполне определенному пути, который и представляет собой работу финансового менеджера. Эта работа состоит из последовательных этапов, подобно этапам, которые совершает врач при диагностике пациента. Курс лекций по дисциплине «Основы анализа бухгалтерской отчетности» посвящен каждому шагу в работе финансового аналитика. В нем будет определяться часть исследуемого организма, будут даны инструменты и рассказано, как, с использованием советов Декарта и этих инструментов анализировать часть. Точно так же как текущее состояние здоровья человека характеризуется определенным набором показателей (температура тела, артериальное давление, состояние легких, кардиограмма сердца и так далее), финансовое состояние предприятия также может описываться конкретными данными. Состояние здоровья человека может быть отличным, хорошим, удовлетворительным или кризисным. Аналогично финансовое состояние фирмы бывает устойчивым, неустойчивым (предкризисным), кризисным. Способность организма предприятия 13 успешно работать и развиваться, сохранять равновесие активов и пассивов, постоянно поддерживать свою платежеспособность и привлекательность для инвесторов говорит о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот. Безусловно, состояние здоровья человека зависит от той среды обитания, в которой он находится. При резкой смене места жительства или климата здоровье человека, как правило, несколько ухудшается. Организму требуется некоторый период времени для акклиматизации и восстановления. Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность также зависят от окружающей внешней среды. Если экономика подвергается кризису, то в результате спада производства и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли, и как следствие – ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Это происходит потому, что замедляется приток питательных веществ (финансовых ресурсов) в виде выручки и прибыли в кровеносную систему организма предприятия. А, как мы уже говорили, забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого предприятия. Сделаем несколько промежуточных выводов из наших рассуждений о медицине и экономике. Главная цель финансовой деятельности предприятия сводится к одной главной задаче – наращиванию собственного капитала и обеспечению устойчивого положения на рынке. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность, рентабельность и оптимальную структуру актива и пассива баланса. 14 Финансовый менеджер предприятия занимается финансовым анализом его хозяйственной деятельности для того, чтобы: • своевременно и объективно поставить диагноз финансового состояния предприятия и установить его «больные точки», а также определить причины их образования; • найти резервы улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости, то есть изыскать источник питательных веществ и витаминов для организма предприятия; • разработать конкретные мероприятия для более эффективного использования финансовых ресурсов или лечения больных точек (другими словами, выписать организму предприятия направление в процедурный кабинет для закаливания или лечения); • предположить возможные финансовые результаты и предусмотреть варианты финансового состояния при различных путях развития экономики. После подведения промежуточных выводов самое время вер- нуться к тем последовательным этапам, которые должен пройти финансовый аналитик в своей работе доктора. Сразу скажем, что конкретный список этих этапов будет разным у каждого финансового менеджера, точно так же, как у каждого врача сложились свои подходы к диагностике заболеваний – одни могут начинать с внешнего осмотра, другие сразу направляют пациента на флюорографию, третьи просят сдать все анализы. Но у каждого из них есть общие процедуры и методы в работе. Точно так же и в работе финансового аналитика и менеджера существуют основные этапы, которые применяются в большинстве случаев. Они могут идти не обязательно в строгом порядке, их можно ме15 нять местами, а некоторые опускать. Мы приведем здесь список тех последовательных этапов в работе аналитика, которых мы рекомендуем вам придерживаться. 1. Оценка имущественного положения и структуры капитала: • Анализ состава и изменения имущества (активов). • Анализ источников формирования имущества (пассивов). 2. Оценка эффективности и интенсивности использования капитала: • Анализ рентабельности (доходности) капитала. • Анализ оборачиваемости капитала. 3. Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности: • Анализ финансовой устойчивости. • Анализ ликвидности и платежеспособности. 4. Оценка кредитоспособности и риска банкротства. Еще раз скажем, что это лишь примерный, ориентировочный перечень этапов работы финансового аналитика. Мы уже упоминали ранее, что изучение данного курса не потребует от вас владения сложным математическим аппаратом. Все вычисления будут состоять из элементарных арифметических действий. Эти арифметические действия будут проводиться по данным баланса, чтобы привести их в более удобный для анализа вид. Чаще в финансовом анализе используются не абсолютные данные баланса (в рублях), а относительные (то есть деленные друг на друга). Это делается для того, чтобы можно было сопоставлять данные между собой. В финансовом анализе относительные показатели сопоставляются с: • общепринятыми нормами и нормативами; 16 • аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности; • аналогичными данными за предшествующие годы, чтобы посмотреть, как изменяется состояние здоровья организма предприятия – улучшается ли оно или ухудшается. И, наконец, поговорим о том, откуда берется информация для получения показателей, которые мы будем сравнивать. Вспоминаем, что врач использует информацию, записанную в медицинской карте пациента, которую туда записали врачи-помощники, измерившие «параметры» пациента. В случае с предприятием, как мы говорили, функцию врачей-помощников выполняют бухгалтеры организации, которые сводят воедино в медицинскую карту информацию, сформированную в результате хозяйственной деятельности предприятия. Несложно догадаться, что аналогом медицинской карточки для предприятия будет служить бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности. Перечислим основные: 1. Бухгалтерский баланс; 2. Отчет о прибылях и убытках (Отчет о финансовых результатах); 3. Отчет об изменениях капитала; 4. Отчет о движении денежных средств; 5. Иные приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. Обо всех этих формах отчетности мы говорили в курсе «Технология составления бухгалтерской отчетности». Из этого курса вы знаете, что основным документом отчетности является баланс. 17 Баланс – основной источник информации о самочувствии фирмы, это визитная карточка его здоровья, это информация, кропотливо собранная помощниками финансового аналитика – бухгалтерами. Баланс предприятия дает нам очень хорошую возможность увидеть, как на ладони, внешность фирмы, ее телосложение. Левая часть баланса – актив – показывает остатки имущества предприятия на определенный день и характеризует развитие и пропорции отдельных частей организма фирмы на эту дату. На другой стороне баланса, в его правой части – в пассиве – показываются остатки обязательств, долги предприятия. То есть здесь мы видим остатки питательных веществ и витаминов, которые потребляет организм фирмы для своей жизнедеятельности. Естественно, все количество пищи, съеденной предприятием, идет на формирование костных и мышечных тканей, поэтому сумма пассивов всегда равна сумме активов. Как вы уже поняли, задачей финансового аналитика является извлечение из баланса необходимой информации, которая только может в нем заключаться. Для этого используется финансовый анализ в качестве соковыжималки, с помощью которого над балансом производятся разные действия. В процессе анализа мы будем переделывать его, группировать и объединять строки, проводить математические вычисления. Для того чтобы наша работа была максимально плодотворной, откройте баланс реально действующего предприятия «Лакомка». Он находится в конце курса в Приложении 1. На протяжении курса мы не раз будем обращаться к этой форме бухгалтерской отчетности. 18 Кроме баланса вам понадобится несколько листов чистой бумаги, карандаш или ручка. Положите все это перед собой и только тогда продолжайте чтение. Если мы откроем настоящую медицинскую карточку человека на странице с общими данными (рост, вес и так далее), то увидим, что сверху над этими показателями записаны год, число и месяц. Да оно и понятно. Ведь врач, делая медицинское заключение о правильном и здоровом развитии ребенка, сравнивает его рост и вес с прошлыми периодами. Доктору важно знать, насколько ребенок прибавил в весе по сравнению с прошлым и позапрошлым годом, какими темпами идет это прибавление, или, может быть, его вес, наоборот, почему-то уменьшился. Точно так же должны обстоять дела и с предприятием, поскольку оно полностью похоже на живой организм. Каждый раз, чтобы проверить состояние его здоровья, нужно «остановить бизнес» и быстро снять все возможные измерения с организма фирмы. Вот почему баланс можно считать «моментальной фотографией» предприятия. Ведь баланс отражает состояние организма только на ту дату, когда он составлен. А баланс, как известно, составляется каждый квартал. Поэтому мы можем определять изменение состояния здоровья предприятия ежеквартально. Такой прием похож на диспансерный осмотр, который проводится в поликлинике через строго определенный момент времени. Промежуток времени, через который человек должен проходить медицинский осмотр, как правило, назначается лечащим или участковым врачом в зависимости от общего самочувствия пациента или специфики его работы (например, медицинский осмотр водителей, летчиков и других подобных категорий работников проводится каждый день). 19 Для предприятий обязательный диспансерный осмотр должен проводиться ежегодно. Каждый бизнесмен обязательно должен производить финансовый анализ своей фирмы по данным годовой отчетности. Кроме того, если предприятие переживает подъем или кризис, функционирует в нестабильной экономической среде, начинает действовать в новой сфере бизнеса, то в таких случаях ежегодных осмотров будет мало. Необходимо производить финансовый анализ по данным квартальной отчетности, то есть каждые три месяца. А в некоторых случаях финансовый анализ можно применять и ежемесячно, и даже ежедневно. Когда мы принимаемся за анализ, нужно знать, за какой период он делается и на какую дату имеется информация. Вот почему при работе с отчетными данными необходимо обязательно учитывать дату получения фотографического снимка, а затем сравнивать эти снимки с предыдущими. Иначе цифры будут абсолютно бессмысленны. Другими словами, перед началом финансового анализа нужно посмотреть на «шапку» бухгалтерского баланса и выписать дату, на которую этот баланс составлен. Сейчас самое время поговорить об агрегированном балансе. Вы впервые сталкиваетесь с этим понятием, поэтому давайте подробно с ним разберемся. Вообще, агрегирование – это объединение отдельных элементов в единое целое. Относительно бухгалтерского учета, агрегированием баланса называют прием, когда из всех строк баланса в таблице оставляются только итоговые строки. Заметьте один очень важный момент: агрегированный баланс – это тот же самый баланс, то есть он имеет главные атрибуты баланса: пассив, актив и их равенство между собой. Наименования же строк в нем немного другие. Однако они изменены так, чтобы итоговые значе20 ния актива и пассива не отличались от обычного баланса. Самое главное, чтобы количество строк было гораздо меньше, и чтобы этот агрегированный баланс сразу позволял получить представление о телосложении предприятия. Теперь откройте баланс «Лакомки» и составьте самостоятельно агрегированный баланс. Мы немного упростили вашу задачу и привели в конце этой страницы основу вашего агрегированного баланса. Вам остается только заполнить графы в активе и пассиве «На 31 декабря 2013 г.», «На 31 декабря 2012 г.» и «На 31 декабря 2011 г.». Приступайте. АГРЕГИРОВАННЫЙ БАЛАНС ХЛЕБОКОМБИНАТА «ЛАКОМКА» На На На На На На Актив 31 декабря 31 декабря 31 декабря Пассив 31 декабря 31 декабря 31 декабря 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. Имущество всего Обязательства всего (стр. 1600) (стр. 1700) Внеоборотные активы Собственный капитал (стр. 1100) (стр. 1300 + стр. 1530) Заемный капитал Текущие активы (стр. 1400 + стр. 1500 (стр. 1200): – стр. 1530) – долгосрочные обяза– запасы и затраты тельства (долгосроч(стр. 1210 + стр. 1220) ный заемный капитал) (стр. 1400) – дебиторская задол– краткосрочные заемженность и прочие ные средства (кредиты оборотные активы и займы) (стр. 1510) (стр. 1230 + стр. 1260) – кредиторская задол– денежные средства женность и прочие и краткосрочные фиобязательства нансовые вложения (стр. 1520 + стр. 1540 (стр. 1240 +стр. 1250) + стр. 1550) Справились? Отлично. Теперь сравните получившийся у вас баланс с образцом, который располагается на следующей странице. Надеемся, что вы не допустили ошибок и в этом случае двигаемся дальше. 21 АГРЕГИРОВАННЫЙ БАЛАНС ХЛЕБОКОМБИНАТА «ЛАКОМКА» На На На На На На 31 декабря 31 декабря 31 декабря Пассив 31 декабря 31 декабря 31 декабря 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. Актив Имущество всего (стр. 1600) Внеоборотные активы (стр. 1100) 70808 67101 63871 44286 40988 39856 Текущие активы (стр. 1200): 26522 26113 24015 – запасы и затраты (стр. 1210 + стр. 1220) 9668 10700 8791 – дебиторская задолженность и прочие оборотные активы (стр. 1230 + стр. 1260) 15561 14225 14200 – денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (стр. 1240 +стр. 1250) 1293 1188 1024 Обязательства всего (стр. 1700) Собственный капитал (стр. 1300 + стр. 1530) Заемный капитал (стр. 1400 + стр. 1500 – стр. 1530) – долгосрочные обязательства (долгосрочный заемный капитал) (стр. 1400) – краткосрочные заемные средства (кредиты и займы) (стр. 1510) – кредиторская задолженность и прочие обязательства (стр. 1520 + стр. 1540 + стр. 1550) 70808 67101 63871 54802 48955 46537 16006 18146 17334 120 130 90 3010 5151 4507 12876 12865 12737 Давайте попробуем понять, зачем нам нужно было из обычного баланса делать агрегированный баланс? Как видно невооруженным глазом, агрегированный баланс делается для упрощения его восприятия. Большое количество строк, имеющихся в полном балансе, сокращается до шести. Но какую выгоду мы от этого получили? Просто сократили объем записей, сэкономили на бумаге? Действительно, агрегированный баланс компактнее обычного. Но в задачи финансового анализа не входит увеличение прибыли предприятия за счет экономии бумаги, затраченной на то, чтобы нарисовать на ней баланс. Это, конечно, глупость. Никакой особой экономии в масштабах предприятия здесь нет. Однако агрегированный баланс на самом деле очень помогает нам в решении настоящих задач финансового анализа. Среди них – оценка текущего состояния здоровья организма предприятия. 22 Дело в том, что агрегированный баланс представляет для нас как финансовых аналитиков первую страницу медицинской карты предприятия. Вспомните свою личную медицинскую карточку. Наверняка, на первой странице указаны ваши так называемые антропологические данные: рост, вес, возраст и т. д. Взглянув на этот первый лист, врач сразу получит самое общее впечатление о вашем организме. Аналогичную функцию носит агрегированный баланс для финансового аналитика и менеджера. Однако есть одно очень существенное отличие. В простой медицинской карте человека его антропологические данные записаны один раз. В агрегированном балансе же есть суммы, записанные дважды. Вы, конечно, догадались, что имеются в виду значения «Имущество всего» и «Обязательства всего» (найдите их в таблице). Это связано с основным законом бухгалтерского баланса, гласящего, что все активы (имущество) должны быть равны всем пассивам (обязательствам). Вам не нужно лишний раз объяснять, откуда возникло такое равенство. Вы, вероятно, знаете, что имущество, принадлежащее предприятию, может быть куплено лишь за те деньги, которые оно у когото взяло и обязано вернуть обратно. То есть имущество равно обязательствам. С точки зрения медицины мы можем провести такую аналогию. Активы (имущество) – это то, из чего состоит сам организм предприятия. В финансовом анализе активы предприятия в целом называются имущественным комплексом. То есть это целая система, состоящая из различных видов имущества. Глядя в актив баланса, мы можем увидеть все эти виды имущества (они перечислены в статьях актива баланса). В агрегированном активе отдельные статьи собраны в обоб23 щенные группы. Поэтому в агрегированном активе баланса мы не видим каждый элемент имущества, а наблюдаем организм предприятия как бы издалека. Можно сказать, что мы видим общий скелет организации, общие пропорции ее организма. Но если из агрегированного актива мы уже можем почерпнуть основные антропологические данные, необходимые для первой страницы медицинской карты, то, может быть этого достаточно, и не нужно помещать рядом еще и агрегированный пассив? Пассив баланса показывает источники, из которых сформировалось имущество, отраженное в левой (активной) части баланса. То есть, другими словами, из пассива видны питательные вещества и витамины, которые полностью пошли на формирование скелета, показанного в активе. Теперь давайте будем вместе рассуждать и разбираться в том, каким образом агрегированный баланс может показать нам как докторам телосложение предприятия и структуру его питания. Для этого смотрим внимательно на составленный чуть выше сокращенный баланс. Начнем с активов, которые, как мы договорились, соответствуют пропорциям телосложения. По большому счету, актив агрегированного баланса состоит из двух основных частей: внеоборотных активов и текущих (оборотных) активов. Кроме того, нам будет полезна сумма всего имущества, показанная в самой верхней строке сокращенного баланса. С нее, пожалуй, и начнем. Как вы полагаете, чему в медицинской карте можно поставить в соответствие строку «Имущество всего»? Подумаем: эта строка говорит об общем количестве активов предприятия, показывает всю массу имущества в целом. Значит, эта статья может вполне соответствовать параметру веса тела в медицинской карточке пациента. Хорошо. То24 гда мы могли бы сказать, что, согласно личной медицинской карте предприятия, вес его на 31 декабря 2011 года составил 63 871 (правда, тыс. рублей, а не килограммов, поскольку организм «Лакомки» все-таки экономический). Ну и что из этого? А каким должна быть масса организма предприятия? Много это или мало? Хорошо или плохо? Как ответить на эти вопросы? Дело в том, что в некоторых аспектах финансовый анализ даже сложнее медицины. В медицине мы примерно знаем средний «нормальный» вес обычного здорового человека. По отклонениям от этой нормы врач может судить об избыточном или недостаточном весе пациента. В финансовом анализе дело обстоит несколько сложнее. Зная только лишь абсолютную величину веса тела предприятия (общий размер его имущества), мы не можем сделать полезного вывода о самочувствии и состоянии здоровья фирмы. Давайте подумаем, почему? В курсе «Теория экономического анализа» мы говорили, что любое предприятие является живым организмом. Ведь даже слова «ОРГАНИЗация» и «ОРГАНИЗм» имеют общее начало. Поскольку и предприятие, и живое существо состоят из определенных ОРГАНов. Но в то же время мы никогда не уточняли, на какой именно организм больше всего походит предприятие. Наоборот, мы договорились, что каждый раз будем сравнивать фирму с разными телами – с огромными или мизерными, неповоротливыми или шустрыми. Каждый раз это будет зависеть от того, для каких целей нам нужно подобное сопоставление и какое предприятие подвергается нашему анализу. 25 Глядя сейчас на агрегированный баланс хлебокомбината «Лакомка» и видя, что все имущество его равно 63 871 тыс. рублей, мы не можем сказать, хорошо это для конкретной фирмы или плохо. Посудите сами, ведь мы ничего не знаем о предприятии. Следовательно, мы не можем корректно сравнить его ни с одним из известных в природе животных или механизмов. Предположим, мы исследуем вес обычного человека среднего роста. Пусть он весит 75 килограммов. Это нормально? Конечно, вполне нормально. Теперь допустим, мы анализируем вес древнего динозавра, который равен четырем тоннам. Нормальный ли это вес? Разумеется, для динозавра – да. А если обычный человек будет весить четыре тонны, это хорошо? Мы можем делать выводы о здоровом весе человека, основываясь на том, что нормой считается масса тела, скажем, от 60 до 80 килограммов при среднем росте. Если весы показывают значение, выходящие за эти рамки, то мы говорим уже о подозрении на определенное заболевание. То же самое мы можем сказать и о фирмах. Если фирма маленькая, имущества у нее не много, покупателей незначительное число, и они закупают недорогие товары, которые производятся на дешевом оборудовании без лицензий, то, скорее всего, сумма по строке «Имущество всего» должна быть гораздо ниже, чем у крупного промышленного концерна, выпускающего уникальную дорогостоящую продукцию. Другими словами, всегда нужно сопоставлять имущество фирмы с масштабами и видами ее деятельности. Определенную информацию об этом содержит заголовок каждой из форм отчетности, где указывается не только название, но и сфера деятельности предприятия. (Посмотрите, что производит наш хлебокомбинат). Кроме того, некоторую информацию можно почерпнуть из пояснений к Бухгалтер26 скому балансу и Отчету о прибылях и убытках. Если бухгалтерия не поленилась, и пояснения составлены полно и развернуто, из них можно узнать о положении предприятия на рынке, наличии филиалов, основных покупателях продукции, поставщиках и т. д. Но даже сопоставление суммы имущества с масштабами деятельности не всегда дает правильные выводы. Ведь есть же люди с очень большим весом, которые чувствуют себя вполне нормально и довольны жизнью. (При этом не исключено, однако, что последствия скажутся уже в скором времени). Поэтому врача больше всего интересует не количество килограммов веса в определенный момент времени, а как изменяется вес в течение какого-то периода. То есть доктору важно знать, прибавляет ли пациент в весе или нет. Если говорить о предприятиях, то вам как личному доктору, тоже это необходимо. Ведь именно для подобных целей в баланс записывают не только данные об имуществе и долгах на конец периода, но и такие же показатели за предыдущие годы. А именно в балансе приводятся данные на 31 декабря предыдущего года и на 31 декабря года, предшествующего предыдущему. Ваша задача – сравнить их. Сейчас пришло время научиться сравнивать две величины. Вы скажете, что в этом нет ничего сложного. Нужно просто посмотреть на эти числа и сказать, какое из них больше. На самом деле в финансовом анализе такого сравнения будет недостаточно. Мы должны извлекать из сопоставления чисел гораздо больше информации. Мы должны знать, на сколько одно число больше или меньше другого, во сколько раз больше или меньше и на сколько процентов? Давайте внимательно разберемся с этими понятиями. Конечно, каждый из вас учился в школе и изучал математику, поэтому ни для кого не составит труда дать правильные ответы. 27 Сначала сравним данные граф бухгалтерского баланса «На 31 декабря 2011 г.» и «На 31 декабря 2012 г.». Прежде всего, посмотрим, в какую сторону произошло изменение суммы имущества: увеличилась она или уменьшилась. Для этого находим в агрегированном балансе строку «Имущество всего» и сравниваем ее значение на конец 2011 года и на конец 2012 года. Как видите, на 31 декабря 2011 года было 63 871 тыс. руб., а по итогам 2012 года стало 67 101 тыс. руб. Совершенно очевидно, что за отчетный период произошло увеличение размера имущества предприятия. То есть, как профессиональные доктора, мы можем сказать, что предприятие прибавило в массе, увеличило свой живой вес. Сравним итоговые показатели имущества предприятия за 2012 и 2013 г.г. Здесь также наблюдается положительная динамика. В строке «Имущество всего» по итогам 2012 года указана сумма 67 101 тыс. руб., а на конец 2013 года данный показатель уже составляет 70 808 тыс. рублей. Предприятие снова прибавило в весе. Теперь поразмышляем, хорошо это или плохо? Для этого опять будем сравнивать предприятие с живым человеком, а себя – с врачом. Размышляя, мы приходим к тому, что может быть несколько вариантов: исследуется здоровье растущего ребенка, взрослого больного пациента или взрослого и здорового человека. Рассмотрим каждый случай в отдельности. Предположим, доктор производит наблюдение за ребенком, которого мама каждый месяц приводит в поликлинику. Как врач отнесется к прибавлению в весе этого ребенка? Конечно, очень положительно. Растущий организм должен развиваться и прибавлять в весе. Наоборот, если бы масса тела уменьшалась или не изменялась, доктор обязан был бы забить тревогу. 28 Подобные рассуждения в полной мере можно отнести и к молодому растущему предприятию. Для таких фирм увеличение в балансе суммы по строке «Имущество всего» свидетельствует о росте производственных возможностей предприятия и заслуживает положительной оценки. Ведь только что образовавшееся предприятие не может сразу обеспечить себе очень большой объем производства и соответственно солидный объем выручки. Для этого нужны довольно крупные производственные мощности (станки, агрегаты, здания цехов), многочисленные покупатели, достаточные запасы материалов. То есть, все то, что относится к имуществу предприятия. Разумеется, при рождении фирмы такой объем невозможен. Он формируется с течением времени и связан с ростом и развитием организма фирмы. Вот почему увеличение статьи «Имущество всего» для молодого предприятия является очень хорошим явлением. Теперь переходим ко второй ситуации, когда на обследование к врачу пришел взрослый, но больной пациент. Предположим, человек долгое время болел каким-либо инфекционным заболеванием, но, наконец, выздоровел и теперь находится под пристальным наблюдением своего врача. И вот доктор заметил, что пациент прибавил в весе по сравнению с тем днем, когда был выписан из больницы. Хорошо это или плохо? Это просто замечательно. Значит, здоровье пациента идет на поправку и самочувствие улучшается. Как эти рассуждения применить на практике при анализе здоровья предприятия? Бывает так, что организм фирмы подвергается различным неблагоприятным воздействиям со стороны окружающей среды и заболевает. Например, это может быть глобальный экономический кризис, связанный с действиями государства. При такой болезни вполне возможно, что фирма потеряет часть покупателей, ее активы 29 могут обесцениться и так далее. То есть, произойдет уменьшение размера имущества. Предприятие станет бороться за свою выживаемость всеми способами. Главное для него – вновь выйти на прежние объемы работы. Поэтому рост сумм по статье баланса «Имущество всего» должен вами приветствоваться. 30 РАЗДЕЛ 2. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАЛАНСА Поскольку размеры (масштабы) каждого предприятия различны и зависят от огромного числа факторов, то для величины массы тела нет заранее заданной стандартной или нормальной границы. Поэтому знание лишь только одной цифры не имеет особой практической пользы для финансового аналитика. Практическая польза наступает в том случае, когда появляется другая подобная цифра, которая тоже показывает вес (массу) тела того же самого предприятия, но на другой момент времени. В этом случае по разнице между двумя величинами мы можем сделать вывод об изменениях массы тела и даже приблизительно сказать, хорошо это или плохо. Мы с вами разобрались с тем, что почти всегда увеличение суммы имущества у молодого и развивающегося предприятия можно считать положительным. Второе, что мы выяснили: если предприятие находится в кризисе или работает в неблагоприятной экономической среде, то рост его массы, увеличение суммы имущества чаще всего тоже является благоприятным. Но с другой стороны, это не совсем так. Бывают болезни, когда вес не уменьшается, а, наоборот, резко увеличивается. Для предприятия это выражается в неблагоприятном увеличении имущества. Вспомните, что включают в себя активы? Например, готовую продукцию. Представьте себе, что будет, если все ваши покупатели расторгнут с вами договора. Производство при этом еще некоторое время будет изготавливать продукцию, и на складе произойдет переполнение готовыми товарами. Такое явление называется затовариванием. Оно представляет собой как раз тот случай, когда рост имущества (веса) 31 предприятия нельзя считать положительным процессом. Но об этом мы будем подробнее говорить позже. Сейчас рассмотрим последний случай, когда увеличивается вес взрослого и здорового организма. Вероятнее всего, в этом случае нам тоже будет сложно сказать, хорошо это или плохо. Ведь посудите сами, если взрослый здоровый человек будет постоянно прибавлять в весе, то благоприятно для него это не закончится. Очевидно, он заработает ожирение и прочие неприятные вещи. С другой стороны, если ранее масса его тела была меньше нормы, то умеренное ее увеличение вполне благоприятно. Наверняка, перед многими из вас уже неоднократно вставал следующий вопрос: как можно проводить анализ изменения веса тела человека, не зная, как изменяется его рост. Ведь масса тела должна увеличиваться пропорционально росту ребенка, и такое увеличение нельзя рассматривать как ненормальное. Аналогией подобному явлению в экономике предприятий можно считать инфляцию. Как вы знаете, инфляция – это общий рост цен и снижение покупательной способности национальной денежной единицы. В чем состоит аналогия между ростом инфляции и ростом человеческого организма? Растет каждый ребенок, а значит, и вес каждого ребенка должен увеличиваться соответственно росту. Если же эти два изменения не соответствуют друг другу, вот тогда доктор должен серьезно задуматься и провести дополнительные исследования. Поэтому, если в экономике страны присутствует определенный уровень инфляции, то изменение в точно таких же пропорциях стоимости имущества предприятия – процесс естественный. В этом случае рост величины имущества предприятия принято считать нормальным и даже необходимым. А вот если вес тела или величина активов прибавляется более быстрыми темпами, чем растут цены в стране, или, наоборот, величи32 на имущества снижается – это явление, заслуживающее дополнительного финансового анализа, оно не является нормальным, и нужно срочно искать ему причины. Итак, мы с вами увидели, какие приблизительные и очень поверхностные выводы можно делать из изменения в сумме имущества. Уточнить эти выводы позволяют данные о величине этих изменений. То есть нам весьма полезно узнать не только, увеличились или уменьшились активы в течение года, но и на сколько, во сколько раз произошло это изменение. Ответить на эти вопросы очень несложно. Чтобы выяснить, на сколько рублей изменился размер имущества за отчетный период, надо из суммы на конец периода вычесть сумму на конец предыдущего периода. При этом, если мы получаем положительную величину, значит, активы выросли, если отрицательную – уменьшились. Для того чтобы узнать, во сколько раз произошло изменение, следует разделить эти числа. Если получится значение больше единицы, то имущество увеличилось, если меньше единицы – уменьшилось. Перечисленные нами только что изменения называются соответственно абсолютными и относительными. Если вы вычитаете из величины на конец года величину на конец предыдущего года, то получаете АБСОЛЮТНОЕ изменение. Если вы делите величину на конец года на величину на конец предыдущего года, то получаете ОТНОСИТЕЛЬНОЕ изменение. Абсолютные изменения измеряются в тех же единицах, что и исходные величины. Так, стоимость имущества, указанная в балансе, приведена в рублях или в тысячах рублей. Значит, абсолютное изменение стоимости имущества так же будет в рублях или в тысячах рублей. Например, стоимость имущества на 31 декабря предыдущего года равна 1200 тысяч рублей; стоимость имущества на 31 декабря отчетного года равна 1440 тысяч рублей. 33 Посчитаем абсолютное изменение стоимости имущества за год. Для этого нужно от величины на конец года вычесть величину на конец предыдущего года: 1440 – 1200 = +240. Получили изменение со знаком «плюс», который означает увеличение имущества за год. А 240 означают тысячи рублей, поскольку исходные данные (имущество на 31 декабря отчетного года и на 31 декабря предыдущего года) также были в тысячах рублей. Если бы при вычитании мы получили отрицательную величину (сумма со знаком «минус»), то сделали бы вывод, что размер имущества не вырос, а снизился на это количество рублей. Относительные изменения измеряются в разах или процентах. Чтобы узнать, во сколько раз возросла или снизилась величина имущества, делим стоимость на конец года на стоимость в конце предыдущего года. Далее применяем правило: • если при делении получена цифра больше единицы, то делаем вывод об увеличении показателя; • если при делении получена цифра меньше единицы, то делаем вывод об уменьшении показателя. Чтобы узнать, не во сколько раз, а на сколько процентов уве- личилось или уменьшилось имущество, необходимо результат от деления величин умножить на 100%. Например, стоимость имущества на 31 декабря предыдущего года равна 1200 тысяч рублей; стоимость имущества на конец текущего года стала равной 1440 тысяч рублей. Посчитаем относительное изменение стоимости имущества за год. Для этого нужно величину конца года разделить на величину на конец предыдущего года: 1440 : 1200 = 1,2 раза. Получили величину больше единицы, которая означает увеличение имущества за год: стоимость имущества возросла в одну целую и две десятых раза. 34 Теперь определим процентное изменение. Для этого относительное изменение в разах умножим на 100%, получим: 1,2 × 100% = 120%. В этом случае говорится, что имущество в конце отчетного года составляет 120% от начального. Ведь изначально у нас было 1200 тысяч рублей имущества, или 100%. В конце года его стало больше, чем сто. На сколько? На 20%. Чтобы это узнать, мы от 120% имущества на конец года отняли 100% имущества на конец предыдущего года. Окончательный вывод: за год стоимость имущества возросла на 20%. Закрепим все наши рассуждения на примере, обратившись к агрегированному балансу хлебокомбината «Лакомка». В нем представлены данные об имуществе предприятия за три отчетных года (с 2011 г. по 2013 г.). Посмотрим, как изменилась величина имущества в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Мы уже сказали чуть раньше, что имущество предприятия из года в год увеличивается. Вычислим, на сколько рублей. Для этого из размера активов на 31 декабря 2013 г. вычтем размер активов на 31 декабря 2012 г.: 70808 – 67101 = +3707. То есть за последний отчетный период (год) всё имущество хлебокомбината «Лакомка» возросло на 3707 тысяч рублей (поскольку присутствует знак «плюс»). Но полученная величина не совсем удобна для анализа. Ведь мы не можем сделать вывод, 3707 тыс. рублей – это большое изменение или незначительное. Все познается в сравнении. Скажем, если бы у нас по итогам предыдущего года было 10 тыс. рублей имущества, а на конец отчетного года стало бы 3717 тыс. рублей (возросло на 3707), то мы бы сказали, что это очень резкое и существенное увеличение. С другой стороны, пусть активы фирмы в начале года составляли 89 654 150 тыс. рублей, а на конец 35 года стали больше на 3707 тыс. руб., то есть 89 657 857. Такое изменение даже зрительно весьма трудно заметить. Вот почему так важно уметь определять, во сколько раз изменилась та или иная величина, то есть уметь определять не абсолютные, а относительные изменения. Тем более, что это не так уж сложно, как мы недавно увидели: просто делим сумму активов, приведенную на конец периода на сумму, указанную на конец аналогичного предыдущего периода: 70808/67101= 1,06 раза. Поскольку перед нами величина больше единицы, значит, имущество предприятия выросло в размерах в одну целую шесть сотых раза. А если бы имущество изменилось с 10 до 3717 тысяч рублей (тоже, заметьте, на 3707 тыс. рублей), то мы бы получили совсем другое значение: 3717/10 = 371,7 раза. Заметьте, одно и то же абсолютное изменение в 3707 тыс. рублей приводит к совсем разным относительным изменениям. Все зависит от величины тех сумм, которые мы сравниваем. Надо сказать, что при подобных сравнениях возникают некоторые неудобства, связанные с тем, что получаются дробные значения, которые сложно произносить. Например, нужно говорить, что имущество предприятия выросло в одну целую двадцать четыре сотых раза (1,24) или в две целых семьсот восемьдесят пять тысячных раза (2,785). Чтобы избавиться от подобного неудобства, было решено относительные изменения финансовых показателей выражать не в количестве раз, а в процентах. Мы уже усвоили, что, чтобы перейти от разов к процентам, следует лишь получившееся количество раз умножить на 100%. Например, 1,24*100%=124%. Теперь вместо «одна целая двадцать четыре сотых раза» можно сказать «сто двадцать четыре процента». Или 2,785*100%=278,5% – вместо «две целых семьсот восемьдесят пять тысячных раза» говорим «двести семьдесят восемь с половиной процентов». 36 Здесь мы должны остановиться и обратить особое внимание на нюанс, который уже упоминали. Предположим, в имуществе предприятия за год не произошло изменений: как было 67 101, так и осталось 67 101тыс. руб. Делим 67 101 на 67 101 и получаем, разумеется, единицу. Умножаем ее на 100% и получаем сто процентов. То есть, относительное изменение в сто процентов говорит об отсутствии и роста, и уменьшения. Далее, если мы получили, скажем, 130%, то мы должны сказать, что прирост имущества составил 30%! Почему 30%, а не 130%? Да потому, что 100% – это отсутствие изменений, следовательно, мы должны принимать во внимание ту величину, которая больше ста. Если вы немного поразмышляете, то придете к выводу, что, получив относительное изменение имущества, например, 95%, делается вывод об уменьшении размера имущества за год на 5%. Полагаем, большинству из вас понятны наши рассуждения, а кому не совсем понятно, нужно просто еще раз вдумчиво вчитаться в них и вспомнить школьную математику: нет изменений – это сто процентов, а 95% меньше ста на пять, значит изменения равны минус 5%. До этих пор мы говорили о процентных изменениях всего имущества предприятия в целом. Чтобы закрепить навыки, возьмите агрегированный баланс и посчитайте по нему процентное изменение составных частей имущества (внеоборотных и текущих активов), составных частей обязательств (пассивов), а также отдельных элементов текущих активов и заемного капитала. Сначала определите изменения в 2012 году по сравнению с 2011 годом, а затем сравните показатели 2013 года с аналогичными показателями 2012 года. Помните, что если вы получили значение меньше 100%, то это говорит об уменьшении соответствующего элемента имущества и обязательств. Высылать ответы на это задание нам не нужно, поскольку это важно не для нас, а для вас самих. Дальше пойдут более сложные вещи, и на расчете про37 центных изменений мы уже останавливаться не будем. Так что для вас лучше всего освоить их именно сейчас. В курсе вы часто будете находить различные задания с необходимостью что-либо рассчитать и сделать выводы. Это вовсе не значит, что вы спокойно можете пропустить выполнение задания и продолжить чтение. Решать задачи и тренироваться в финансовом анализе и менеджменте так же необходимо, как и при обучении в медицинском институте. Как вы думаете, почему в медицинских вузах гораздо больше времени, чем в экономических и инженерных вузах, уделяется практическим занятиям и практике в медучреждениях? На это есть вполне логичное объяснение. Что будет, если инженер неправильно произведет расчеты и допустит брак в производимой продукции? Очевидно, в этом случае бракованную партию придется снять с реализации, в результате чего фирма понесет определенные убытки. А что будет, если доктор неверно поставит диагноз и выпишет не те лекарства, которые на самом деле необходимы больному? Что произойдет, если нерадивый хирург неосторожно проведет важную операцию и затронет здоровые органы? Ответы на эти вопросы вам понятны, и они отнюдь не веселые. Вот почему врач ни в коем случае не имеет права на ошибку. С каждой ошибкой связано самое дорогое – жизнь человека. Жизнь и судьба вашего предприятия тоже находятся в ваших руках. Одно неосторожное движение, одна ошибка в расчетах, один неправильный вывод может стоить вам многолетних трудов по воспитанию и выращиванию фирмы, все ваши надежды превратятся лишь в воспоминания. Так что давайте будем учиться именно сейчас, когда у вас есть такая возможность. Ведь настоящий профессионализм не только в спорте достигается многочасовыми упорными тренировками. Остановитесь с чтением и продолжите только тогда, когда рассчитаете процентное изменение каждой статьи агрегированного баланса. 38 Для чего мы попросили вас сделать расчеты по всем строкам агрегированного баланса? Потому что данных об изменении лишь только общего количества имущества (и обязательств) всегда бывает слишком мало. Ведь эти данные показывают изменение всей массы тела фирмы. Но оно может происходить по разным причинам. По каким? Нам нужно задуматься, из чего состоит тело любого живого существа и, соответственно, из чего складывается его масса. Не будем вдаваться в анатомические подробности. Упрощенно мы можем сказать, что человек состоит из: • туловища; • конечностей (руки и ноги) (для простоты голову в рассмотрение не берем). Следовательно, развитие каждой из названных частей может идти по-разному. Можно тренировать мышцы рук и тем самым увеличивать их массу и силу или развивать торс. Вычисляя изменения по отдельности внеоборотных активов и текущих активов, мы можем установить, какая часть тела приобрела или утратила свое развитие. Можно также произвести другое сравнение: предположить, что внеоборотные активы – это скелет, остов тела фирмы, это то, что служит опорой для мышц. Тогда под мышцами будем подразумевать текущие (оборотные) активы. Ведь посмотрите сами: к внеоборотным активам можно отнести здание склада готовой продукции, а к текущим активам – саму готовую продукцию. Получается, что готовая продукция лежит в здании склада. То есть, можно сказать, что мышцы в виде товаров держатся на соответствующей костной ткани, представляющей собой склад. То же самое можно предположить и об обязательствах предприятия, о его пассивах. Как мы знаем, они представлены собственным капиталом, долгосрочным заемным и краткосрочным заемным капиталом. С другой стороны, мы говорили, что весь капитал, все 39 пассивы расходуются на формирование имущества. Ведь согласно закону сохранения энергии, если сумма появляется в пассиве, то такая же сумма должна появиться и в активе, поскольку энергия не может пропадать неизвестно куда. А любые питательные вещества и витамины несут в себе энергию. Значит весь вложенный в предприятие капитал, вся затраченная энергия обязательно должны превратиться в имущество: в клетки, мышцы и ткани. Поскольку мы заговорили о питательных веществах, вспомните немного школьный курс биологии. В нем вы изучали, что определенные питательные вещества отвечают за развитие конкретного элемента человеческого организма. Например, белковая пища полезна для увеличения мышечной массы, углеводы благоприятно сказываются на работе мозга, а пища, содержащая кальций, служит для укрепления суставов и костей. Точно так же обстоит дело с обязательствами предприятия. Есть пассивы, похожие на высококалорийную пищу с большим содержанием углеводов, а есть белковые источники. Если мы стремимся, чтобы у нашей фирмы был крепкий скелет, здоровые суставы, то нам нужно, очевидно, привлекать продукты, содержащие кальций. К ним, например, относится уставный капитал и другие долгосрочные обязательства. В дальнейшем мы для каждого вида пассивов постараемся найти соответствие в многообразии продуктов питания. Так нам будет легче формировать необходимое телосложение предприятия. Сейчас мы хотим подчеркнуть важность совместного анализа изменения и активов, и пассивов. Увидев, что объем внеоборотных активов (скелета) за прошедший год повысился в два раза, следует сразу посмотреть, какие изменения произошли в структуре питания. Если содержание кальция тоже увеличилось в два раза, то можно сделать вывод, что всё хорошо, организм растет и развивается. В случае же уменьшения долгосрочных обязательств мы получим тревожный сигнал. Структура питания 40 не соответствует развитию организма. Значит нужно искать проблемы в другом месте. Возможно, предприятие пренебрегает физическими упражнениями или заразилось каким-то вирусом. Скажем сразу, для каждой строки актива баланса есть наилучшая строка пассива. То есть, эти две статьи максимальным образом подходят друг другу, поскольку микроэлементы и витамины, содержащиеся в данной строке пассива, как нельзя лучше соответствуют данной статье имущества. Но ведь идеальной структуры питания достичь очень сложно, а в современных российских условиях и невозможно. Человеку тоже приходится отказывать себе во многих необходимых продуктах питания и заменять их менее полезными, но более дешевыми и доступными. Аналогичная ситуация существует и в экономике. Предприятие стремится занять деньги на наиболее выгодных условиях, зачастую пренебрегая их низкой полезностью для организма фирмы. Потому что главное – обеспечить жизнь и развитие фирмы. Это очень важная тема, и она будет рассматриваться еще далее. Сейчас давайте вернемся к основной сегодняшней теме – анализу баланса, медицинской карты предприятия. Сегодня мы уже учились рассчитывать процентное изменение количества активов и обязательств. Вы самостоятельно провели расчеты по основным элементам. Если нет, то вернитесь назад и сделайте это сейчас. Ниже приведена таблица, по которой вы можете проверить правильность своих расчетов. Это не агрегированный, а обычный баланс. Правда, из соображений экономии места мы исключили из него несколько строк, по которым не было сумм. Например, мы убрали статью «Результаты исследований и разработок», поскольку хлебокомбинат «Лакомка» не занимается научно-исследовательской работой, и несколько других. Повторяем, это было сделано исключительно для экономии места и вашего времени. Считайте, что перед вами обычный бухгалтерский баланс. Так вот, по нему вы легко можете проверить 41 правильность ваших расчетов, сделанных ранее по агрегированному балансу. Но теперь перед вами стоит другая задача: посчитать изменения всех строк обычного неагрегированого баланса. Напоминаем, что для этого вам нужно по каждой строке сумму на конец периода разделить на значение на конец предыдущего периода и умножить на 100%. Бывают такие случаи, когда либо по итогам предыдущего года, либо на конец отчетного сумма по строке равна нулю. То есть, процентное изменение вычислить нельзя. Тогда мы поступаем следующим образом: если ноль стоит на конец периода, то в изменениях тоже пишем ноль. Если строка отсутствовала в предыдущем году, то в столбце изменений пишем прочерк (поскольку делить на ноль нельзя). Итак, возьмите ручку и калькулятор и прямо в приведенной на следующей странице таблице по каждой строке в пустых ячейках двух последних граф записывайте процентные изменения. По некоторым строкам они уже есть. Напоминаем, что это сделано для проверки правильности ваших предыдущих расчетов по агрегированному балансу. Приступайте к работе. 42 Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2013 г. Коды Форма по ОКУД Дата (число, месяц, год) ОАО Хлебокомбинат «Лакомка» Организация Идентификационный номер налогоплательщика Вид экономической производство хлебобулочных деятельности 31 по ОКПО ИНН и кондитерских изделий по ОКВЭД 12 2013 47902419 4630006270 15.82 открытое Организационно-правовая форма/форма собственности акционерное общество / частная по ОКОПФ/ОКФС по ОКЕИ Единица измерения: тыс. руб. (млн. руб.) Местонахождение (адрес) 0710001 384 (385) 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 178 ____________________________________________________ Наименование показателя Код На На На Изменение ак- Изменение ак31 декабря 31 декабря 31 декабря тивов (%) тивов (%) 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2013 к 2012 г. 2012 к 2011 г. АКТИВ I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы 1110 19 7 11 Основные средства 1150 в том числе: незавершенные капитальные вложения 1151 44267 40981 39845 9415 6557 7585 Итого по разделу I 1100 44286 40988 39856 Запасы 1210 Налог на добавленную стоимость по 1220 приобретенным ценностям 8576 9970 7991 1092 730 800 Дебиторская задолженность 15561 14195 14200 15561 14195 14200 8203 9300 7250 108 103 110 100 II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ 1230 в том числе: краткосрочная 1231 из нее задолженность покупателей и заказчиков 1232 Финансовые вложения (за исключе1240 нием денежных эквивалентов) Денежные средства и денежные эк1250 виваленты Прочие оборотные активы 1260 140 1293 1048 1024 30 Итого по разделу II 1200 26522 26113 24015 102 109 БАЛАНС 1600 70808 67101 63871 106 105 43 Наименование показателя Код На На На Изменение ак- Изменение активов (%) 31 декабря 31 декабря 31 декабря тивов (%) 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2013 к 2012 г. 2012 к 2011 г. ПАССИВ III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) 1310 Добавочный капитал (без переоцен1350 ки) Резервный капитал 1360 Нераспределенная прибыль (непо1370 крытый убыток) Итого по разделу III 1300 10 10 10 43032 43032 41555 1 1 1 11759 5912 4971 54802 48955 46537 IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства 1410 1400 Итого по разделу IV V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 120 120 130 130 90 90 Кредиторская задолженность 1510 1520 3010 9932 5151 10106 4507 10337 Оценочные обязательства 1540 2944 2759 2400 Итого по разделу V 1500 15886 18016 17244 БАЛАНС 1700 70808 67101 63871 Заемные средства 92 144 58 114 106 105 Повторяем, в этой таблице вам необходимо самостоятельно рассчитать последние два столбца (изменения активов и пассивов) и вписать в них посчитанные значения. Это задание служит для закрепления ваших навыков в определении относительных показателей. Как вы заметили, некоторые строки уже рассчитаны. Это сделано для того, чтобы вы могли проверить правильность выполнения нашего предыдущего задания. Вы не можете продолжать чтение курса, пока у вас не рассчитаны изменения. Дело в том, что далее мы будем делать выводы на основе рассчитанных данных, а если у вас они не за44 писаны, то вы, конечно, ничего не поймете. Будем считать, что вы сделали все, о чем мы вас попросили, и продолжим изучение курса. Та таблица, которая только что была нами составлена, называется в финансовом анализе горизонтальным анализом бухгалтерского баланса. Давайте разберемся в смысле названия: почему анализом и почему горизонтальным? Подумайте сами: чтобы заполнить последние два столбца бухгалтерского баланса (посчитать процентные изменения), вам нужно было по каждой строке значение на конец одного периода поделить на величину на конец предыдущего аналогичного периода и умножить на сто процентов. Выполняя вычисления, вы провели над числами действия, потрогали их, поразмышляли над ними с целью получить конкретный результат. Все эти ваши размышления были ни чем иным, как анализом. Ведь вы попытались выжать из имеющихся в балансе данных полезную информацию. В качестве соковыжималки вы использовали калькулятор. В итоге из исходных данных вы получили дополнительные расчетные данные, которые, в свою очередь, будут использоваться для того, чтобы сформулировать нужные и полезные выводы. Таким образом, вы проанализировали числа по каждой строке. Значит, ваши действия можно назвать аналитическими. Теперь скажите, как вы анализировали суммы? Вы сравнивали их слева направо, то есть по горизонтали: количество на конец отчетного года с суммой по итогам предыдущего года. Получается, что анализ был горизонтальный. Именно по этим причинам нарисованную выше таблицу называют горизонтальным анализом баланса. Горизонтальный анализ заключается в построении аналитической таблицы, похожей на обычный бухгалтерский баланс, но в кото45 рой кроме столбиков с абсолютными балансовыми показателями добавлены еще графы с относительными данными. Это процентные изменения каждой статьи имущества и обязательств. Также процентные изменения называют темпами роста (снижения). Мы тоже иногда будем употреблять этот термин, поэтому запомните его. Для очень хорошего анализа нужно рассчитывать темпы роста (снижения) не за один период, а за несколько, как это сделали мы. Ранее говорилось, что выводы об изменениях веса отдельных частей организма предприятия и отдельных продуктов питания сильно зависят от процесса инфляции. То есть, когда «естественно» увеличивается вес (имущество) при росте тела фирмы и «естественно» увеличивается стоимость продуктов питания (пассивов), поскольку для растущего организма, разумеется, нужно больше пищи. В случае инфляции ценность горизонтального анализа существенно снижается. Но все равно такой анализ нельзя считать бесполезным. Он нужен, например, чтобы сравнить развитие организмов двух детей-ровесников, то есть сравнить наше предприятие с другой аналогичной фирмой, и посмотреть, насколько одинаково они растут и развиваются, выяснить, у кого из них есть проблемы с развитием. Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить изменения по каждой статье имущества и обязательств баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям. Вот именно этим мы сейчас и займемся: проследим полезность выполненных нами аналитических действий. В целях простоты изложения исследуем только последние два периода, а именно 2013 и 2012 годы. Давайте посмотрим в таблицу. Сначала обсудим изменение имущества. Итоговая строка актива баланса показывает увеличение иму46 щества на 6%. Этот вывод, как вы помните, мы уже делали из анализа агрегированного баланса. Он означает, что общий вес тела предприятия (если бы его целиком как бы положить на весы) возрос на 6%. Много это или мало? Ответить на такой вопрос однозначно нельзя. Для правильного ответа нужно посмотреть, как выросли другие предприятия, похожие на наше, за точно такой же период, и сравнить их. Одно мы можем сказать точно: увеличение имущества, сколь большим бы оно ни было, как правило, благоприятно для молодого растущего предприятия. Следующий наш шаг – посмотреть, за счет чего произошло увеличение веса тела фирмы: из-за того, что выросли в массе мышцы (оборотные активы) или стал мощнее скелет предприятия (внеоборотные активы)? Такой вывод тоже можно было бы сделать из рассмотрения агрегированного баланса. Для этого сравниваем процентные изменения по строке «Внеоборотные активы (раздел I)» и «Оборотные активы (раздел II)». Если вам удобно, то можете те же самые числа найти в общем горизонтальном аналитическом балансе. Смотрим «Итого по разделу I», столбец «Изменение активов (%) 2013 к 2012 г.», там записана цифра 108%. Что она означает? Во-первых, поскольку она больше 100, значит, произошел рост, а не снижение массы внеоборотных активов. Определяем на сколько: от 108 отнимаем 100% и получаем 8%. Делаем вывод: величина внеоборотных активов (масса скелета предприятия) увеличилась на 8% за отчетный период. Аналогично делаем вывод по итогу второго раздела. Там в предпоследней графе записано число 102%. Значит, объем оборотных активов (вес мышц) предприятия возрос на 2 процента. 47 Общий вывод. Сопоставляем процентные изменения всего имущества и основных его элементов. Мы видим, что общая величина активов предприятия возросла из-за того, что и внеоборотные, и оборотные активы выросли, однако внеоборотные активы росли быстрее, то есть у хлебокомбината стал «мощнее скелет». Обратите внимание, чтобы сделать такой вывод, нам пришлось проанализировать всего лишь три строки активов. Возникает закономерный вопрос: зачем же тогда мы рассчитывали изменения всех статей баланса? Дело в том, что тот вывод, который мы только что сделали, верный, но весьма поверхностный. По нему создается впечатление, что все активы предприятия за прошедший период набирали в своем весе. Однако если мы внимательно посмотрим в аналитическую таблицу, то увидим, что это совсем не так. Убедитесь сами. Взгляните на предпоследнюю графу актива аналитического горизонтального баланса. Исходим из того, что значения больше 100 по этой графе свидетельствуют о росте данной строки актива, а меньше 100 – о падении. Все ли строки имеют в этой графе величину больше 100%? Вовсе нет. Снизилась величина следующих активов: «Запасы» (стр. 1210) на 14%, «Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» (стр. 1232) на 12%, а если обратиться к пассиву «Долгосрочные заемные средства» (стр. 1410) на 8%, «Краткосрочные заемные средства» (стр. 1510) на 42%, «Кредиторская задолженность» на 2%. Обязательно найдите те изменения, о которых мы говорим. Проверьте, правильно ли вы их рассчитали. Не забывайте, что когда мы говорим, на сколько процентов снизилась величина той или иной статьи, то мы от 100% отнимаем процентное изменение данной статьи. То есть если мы сказали, что «Запасы» снизились на 14%, то у вас в аналити48 ческом балансе в графе «Изменение активов (%) 2013 к 2012 г.» по этой строке должно стоять число 86%, поскольку 100% – 86% = 14%. Итак, мы выяснили, что несколько элементов имущества уменьшились в своем весе. Это касается исключительно различных мышц предприятия, а не костей скелета. Действительно, скелет у нашего предприятия значительно укрепился за отчетный год. Ведь, если посмотреть на 1-ый раздел, то выросли все составляющие внеоборотных активов: и основные средства, и незавершенные капитальные вложения, и нематериальные активы. (Посмотрите, на сколько процентов выросла каждая статья). Это вряд ли было случайностью. Это означает, что руководство «Лакомки» специально укрепляло основу основ предприятия – производство: приобретало новое оборудование, новые компьютерные программы и технологии. Теперь давайте подумаем, так ли уж плохо, когда размер некоторых элементов оборотных активов снижается? Мы говорили, что оборотные (текущие) активы это то, что не является скелетом предприятия. Это могут быть различные внутренние органы, мышцы, ткани или жировые отложения. Некоторые из таких элементов являются более полезными для работы организма, другие менее полезными. Так вот, всякого рода дебиторские задолженности относятся к менее полезным. Да, дебиторская задолженность – это, безусловно, актив предприятия. Это наши деньги, но которые находятся пока у других субъектов. Они лежат тяжелым грузом в организме фирмы, числятся на ее балансе, требуют себе питания (ведь дебиторская задолженность должна быть уравновешена каким-то из элементов пассива), но реально никакой пользы не приносят. Поэтому дебиторскую задолженность можно легко сравнить с жировыми отложениями в организме фирмы. 49 В малых количествах такие отложения никакого вреда живому организму не наносят. Наоборот, они служат запасом питательных веществ, дают возможность организму некоторое время нормально функционировать в критических условиях. Предприятие знает, что у него есть небольшой объем дебиторской задолженности, который оно может быстро превратить в деньги и пустить в оборот. Но бывает наоборот, когда масса дебиторской задолженности очень велика, вам ее не погашают, у предприятия образуются большие «жировые отложения», ему трудно двигаться, активность его снижается. Вот почему падение количества дебиторской задолженности при росте других элементов активов считается положительным явлением. Посмотрите еще раз в аналитическую таблицу. Напоминаем, что мы проводим сравнение показателей бухгалтерского баланса на 31 декабря 2013 г. с данными на 31 декабря 2012 г. Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков (а это основная часть задолженности дебиторов любой организации) снизилась, но одновременно возросла масса по другой статье оборотных активов, а именно «Денежные средства». Это пример того, как предприятие с помощью физических упражнений смогло избавиться от излишней жировой массы и «перекачало» ненужные жировые отложения в полезную мышечную массу. Строка «Денежные средства» – это очень полезные мышцы, поскольку с помощью них предприятие может поднимать тяжесть – ведь за деньги можно купить любые другие активы. Можно сказать, что «Денежные средства» – это один из самых «активных активов», одни из самых полезных мышц всего организма предприятия. Так что «перекачка» энергии из ненужных жировых тканей в полезные мышцы – очень положительный момент в работе организма фирмы. Каки50 ми физическими упражнениями была достигнута такая польза? Хорошей работой с дебиторами. Итак, мы сейчас вкратце посмотрели, какими темпами и в каком направлении происходили изменения различных элементов имущества хлебокомбината «Лакомка». Теперь вы самостоятельно и очень внимательно проанализируйте процентные изменения каждой статьи актива, сделайте вывод, какие из них увеличились больше всего, а какие уменьшились сильнее всего. После этого точно так же исследуйте пассивы. Выясните, какие виды обязательств предприятия выросли, а какие сократились. Высылать ответы на эти вопросы не нужно. Проделайте подобную работу лично для себя, для закрепления своих навыков. Когда исследуете изменения всех показателей 2013 года по сравнению с 2012 годом, переходите к анализу изменений 2012 года по сравнению с 2011 годом. После проведенного вами анализа у некоторых может возникнуть вопрос, который на самый первый взгляд кажется странным. Почему по некоторым статьям происходит довольно сильное уменьшение, но это никак не сказывается на общем изменении веса тела. Общая масса все равно увеличилась. Или другой похожий вопрос по пассивам. Если посмотреть в аналитический баланс, то можно заметить следующее: заемный капитал «Лакомки» в 2013 году сократился – снизилась кредиторская задолженность, сократилась статья краткосрочных кредитов и займов. Но в то же самое время наблюдается общий рост пассивов предприятия. Почему? Подобные вопросы вызывают недоумение лишь в первое время. Если над ними немного задуматься, то становится понятно, что дело 51 состоит в том, насколько существенны изменения заемного капитала в общем изменении пассивов. Другими словами, насколько большую роль играет заемный капитал в целом в пассивах баланса. То же самое касается и активов. Вопрос состоит в том, насколько большую часть занимает туловище в общем весе тела. Если туловище по весу гораздо тяжелее конечностей, то, естественно, всякие изменения его массы будут очень сильно влиять на общую массу всего тела. От чего же зависят подобные пропорции: почему у некоторых предприятий гораздо больше развиты мышцы, чем скелетная часть, а у других совсем наоборот? Для этого давайте воспользуемся аналогией со спортом. Скажите, одинаково ли сложены все спортсмены во всех видах спорта? Конечно, нет. У пловцов наиболее развиты руки, плечевые и грудные мышцы. Бегуны особое внимание уделяют тренировке мышц ног. Все зависит от вида спорта, которым они занимаются. Но ведь по большому счету предприятие тоже занимается совершенно определенным видом деятельности. А любая хозяйственная деятельность, как мы говорили – это тот же спорт, где есть сильный и слабый, победитель и проигравший. Только учитывая это обстоятельство, можно делать вывод о правильном и рациональном развитии отдельных органов, отделов и мышц предприятия. Как мы уже знаем, наш хлебокомбинат «Лакомка» изготавливает хлебобулочные и кондитерские изделия. Давайте подумаем, что нужно для такого вида деятельности. Нужны различные технологические линии для хлеба, батонов, пирожных, слоек и т.д., нужны специальные емкости для хранения теста, муки, масла, нужны печи. Полу52 чается, что «скелет» пекарного предприятия, производящего и хлеб, и различные кондитерские изделия, довольно-таки мощный. Что же до оборотного капитала? Мука, дрожжи, масло – портящиеся продукты, значит, их не стоит покупать большими партиями. Выходит, что объем запасов должен быть небольшой. Хлебопекарная продукция тоже «не добреет», если долго лежит на складе и не поступает покупателю быстро: хлеб черствеет, пирожные и булочки портятся. Значит, остатки продукции на складе не могут быть очень большими. С другой стороны, мы (покупатели) каждый день заходим в магазин за хлебом. Это один из наших основных продуктов питания. Рассчитываемся мы с магазином деньгами, которые магазин перечисляет потом хлебокомбинату. В идеале поток денежных средств от нас к «Лакомке» не должен быть долгим, то есть дебиторская задолженность должна быть небольшая и погашаться должна оперативно. Выходит, что оборотные средства по своей сумме будут незначительны. (Запомните эти рассуждения. Они нам пригодятся дальше, когда мы будем делать итоговое аналитическое заключение по балансу «Лакомки»). О структуре пассивов, как и о структуре активов, можно сказать, что для каждого предприятия имеются свои рациональные пропорции. Ясно, что у каждого спортсмена свой режим питания, свой рацион. Кому-то нужно употреблять больше белков для развития мышц, комуто больше кальция для укрепления суставов. Конец первой лекции Все замечания и предложения отсылайте по адресу: feedback@rfet.ru 53
«Основы анализа бухгалтерской отчетности.Задачи и методы финансового анализа бухгалтерской отчетности. Горизонтальный анализ баланса» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot