Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2 Основные задачи и функции логистики
распределения
Логистика распределения непосредственно работает на конечных
потребителей, в качестве которых, как правило, выступают предприятия
розничной торговли и сферы обслуживания.
Логистика распределения предусматривает единое управление
всеми логистическими функциями и операциями в послепроизводственный период.
Материальный поток в сфере распределения принимает форму
готовой продукции (товар-услуга).
Между функциональными областями существует тесная взаимосвязь (рисунок 1). Цель логистики может быть достигнута лишь при
полной согласованности функционирования всех указанных областей.
Рисунок 1 – Место логистики распределения в логистической системе
Однако такое деление не означает изолированного подхода к
управлению потоками в каждой функциональной области логистики.
Напротив, концепция интегрированной логистики основана на комплексном подходе, требует рассмотрения всех базовых областей в отношении оптимизации сквозных потоков, проходящих через них и работающих, в конечном счете, на потребителя. При этом каждая
функциональная область логистики имеет свои локальные цели и задачи, которые вытекают из общей цели всей логистической системы.
Например, колебания спроса на потребительские товары постоянно вносят изменения в процесс распределения (зарождение новых рынков сбыта, увеличение спроса или его спад на действующем рынке и
т.п.), что непосредственно отражается в первую очередь на уровне запасов готовой продукции, а это влечет за собой корректировку объемов
выпуска продукции предприятием-изготовителем. Изменения, связанные с объемом выпуска, отражаются на потребностях в исходных материалах, сырье и других ресурсах, связанных с обеспечением производства, что, в свою очередь, влияет на деятельность участников процесса
снабжения. Таким образом, координация действий всех областей логистической системы является непременным условием эффективного ее
функционирования.
Функционирование области распределения логистической системы имеет свои особенности в сравнении с другими областями. Ее характеризуют:
–
широкий ассортиментный перечень реализуемых товаров;
–
минимизация запасов у конечных потребителей (страховые
запасы), что требует осуществления частых поставок мелкими партиями;
–
независимый спрос на товары, усложняющий управление запасами;
–
повышение требований к гибкости обслуживания, связанное
с возможностью незапланированных заказов;
–
разветвленная складская сеть, максимально приближенная к
потребителю;
–
приоритет складской формы поставки перед транзитной для
большинства видов товаров;
–
сложность организации доставки конечным потребителям изза наличия централизованной и децентрализованной поставки;
–
значительное число посреднических структур.
В общем виде область распределения может охватывать производителя (сбыт начинается со складов готовой продукции и склада отходов) готовой продукции, выпускающего товар на рынок сбыта, торговых посредников, логистических посредников, банки, страховые
компании, предприятия сферы обслуживания и розничной торговли и
т.д. При этом именно данная область логистики включает большое число различных оптовых предприятий, осуществляющих широкий спектр
функций и услуг.
Логистам в их практической деятельности, решая задачи, связанные с логистикой распределения, приходится отвечать на следующие
основные вопросы:
1) Соответствует ли существующая сеть распределения поставленным целям и задачам компании?
2) Не эффективнее ли перейти на аутсорсинг логистических
услуг?
3) Насколько эффективна действующая система распределения?
Какими показателями измеряется эффективность системы?
4) Обеспечивает ли система распределения требуемый уровень
обслуживания клиентов?
5) Оптимальна ли складская сеть в системе распределения: по
количеству, размещению организации товароснабжения, распределению
товарных запасов?
6) Какие стратегии деятельности компании вызовут изменения
эффективности системы распределения? Потребует ли это реорганизации в системе распределения? Как должна действовать логистика?
7) Нашли ли отражение современные технические, технологические и информационные новации в деятельности логистической инфраструктуры компании?
8) Как учитывается логистическая составляющая в показателях?
Логистика распределения охватывает многие функции:
–
управление распределением материальных потоков при
снабжении конечных потребителей;
–
подготовку и поставку заказов в рамках функции управление
заказами (логистическая составляющая);
–
обслуживание клиентов посредством предоставления логистических услуг (логистический сервис);
–
складирование и грузопереработку товарных запасов в сети ,
распределения;
–
транспортировку заказов потребителям;
–
управление запасами в сети распределения;
–
упаковку грузовой единицы в партии поставки;
–
управление возвратом тары и дефектной продукции от потребителей.
Среди функций логистики распределения есть такие, которые
встречаются во всех функциональных областях логистики: складирование и грузопереработка, транспортировка, управление запасами, упаковка и управление возвратом тары и товаров (в логистике снабжения,
производства и распределения).
Функции: управление распределением, управление заказами и обслуживание клиентов характерны только для логистики распределения.
При этом необходимо отметить, что реализация указанных функций
тесно связана с интересами смежных отделов компании и выполнение
их невозможно только силами отдела логистики. Эффективность осуществления функций управления распределением, управления заказами
и обслуживания клиентов напрямую связана с результативностью деятельности компании и зависит от согласованной деятельности всех отделов (служб, департаментов, подразделений), и особенно закупки, маркетинга, продаж, а в производственных компаниях и от
производственного отдела (рисунок 3.2).
Современная концепция интегрированной логистики требует высокого уровня не только координации, но и интеграции всех функций
как внутри компании, так и при взаимодействии с контрагентами по
бизнесу.
Рисунок 3.2 – Функции логистики распределения и координация
смежных служб при их реализации
При организации логистического процесса в дистрибьюции перед
персоналом службы логистики фирмы возникает комплекс задач разной
сложности. К часто встречающимся задачам (по логистическим функциям) относятся:
1. Информационная поддержка управления заказами:
разработка структуры сети передачи заказов;
определение степени автоматизации обработки заказов;
использование собственных и внешних телекоммуникационных сетей.
2. Управление запасами и складирование:
определение гарантийного (страхового) запаса;
контроль складских запасов;
приобретение или аренда склада и складского оборудования;
определение числа, местонахождения, мощности складов;
выбор формы собственности складов;
техническое обеспечение складирования и комплектации заказов;
объемно-планировочные решения склада.
3. Транспортировка:
выбор видов транспорта и способов транспортировки;
приобретение своего транспорта или использование посредников в транспортировке;
организация процесса транспортировки (оптимальные транспортные маршруты, планы использования и загрузка транспортных
средств).
4. Упаковка:
выполнение логистических функций упаковки (функция защиты, манипулирования и информирования);
выбор логистических единиц тары и упаковки (складские,
погрузочные, транспортные);
гармонизация упаковочных единиц.
5. Послепродажный сервис:
возврат дефектных товаров;
гарантийное обслуживание;
утилизация упаковки.
6. Логистическое администрирование:
пооперационный учет и распределение логистических затрат;
оптимизация складских запасов и партий отгрузок;
управление оборотными средствами.
В распределении также существуют апробированные методы модели, алгоритмы и решения многих из перечисленных задач логистики.
К таким задачам, в частности, относятся:
задача о коммивояжере – для выбора маршрутов автотранспорта при кольцевой доставке продукции потребителям;
задача о ранце – для максимизации использования грузоподъемности и грузовместимости транспортной единицы;
задача о кратчайшем пути – нахождение на ориентированном
графе пути наименьшей длины между двумя заданными его вершинами
(для составления оптимальных маршрутов перевозок и распределения
ресурсов);
задача о перевозках с промежуточными пунктами – при
транспортировке грузов через промежуточные базы (терминалы);
стандартные задачи оптимизации запасов;
задача об оптимальной дислокации распределительного центра (склада) в заданной территориальной зоне и др.
Тема 2 Оценка эффективности системы распределения
Для того чтобы оценить показатели эффективности распределения, необходимо знать следующее.
Равномерность поставки – это соблюдение хозяйственными
партнерами обязательств по поступлению товарных потоков равной
мощности через равные промежутки времени.
Ритмичность поставки – эта соблюдение временных и количественных параметров поставки, обусловленных договором поставки, с
учетом сезонных и циклических особенностей производства, продажи,
продвижения товарных потоков и потребления.
Коэффициент равномерности поставки определяется по формуле
и измеряется в процентах от 0 до 100. Чем ближе этот коэффициент к
верхней границе, тем равномернее поставка
К равн 100 Квар
где Квар – коэффициент вариации, который рассчитывается по
формуле:
Квар
100
n
П ср
где σn – среднеквадратичное отклонение объемов поставки за
каждый равный отрезок времени от среднего уровня за весь период;
n
n
(П П
ср
i
)2
i
n
где Пi – поставка за i-й отрезок времени.
Пср – средний размер поставки за весь период.
n
Пср
П
i
i
n
Для того чтобы рассчитать ритмичность поставки, необходимо
вычислить коэффициент аритмичности.
Коэффициент аритмичности также исчисляется в процентах, однако поскольку мы рассчитываем не ритмичность, а аритмичность, то
нетрудно догадаться, что тем лучше (ритмичнее) поставка, чем ближе
данный коэффициент к нулю.
n
Кар 1
i
Пф
Пд
где n – количество периодов поставки;
Пд – поставка по условиям договора за i-й промежуток времени (в
натуральных или стоимостных единицах);
Пф – поставка фактическая за i-й промежуток времени (в натуральных или стоимостных единицах).
Чтобы определить среднее время задержки поставок обратимся к
формуле и произведем соответствующий
расчет.
m
ТЗ
ср
1
n
ТЗ
i
1
где n – количество анализируемых периодов
m – количество поставок, по которым зафиксирован факт отклонения
ТЗi – длительность задержки по i-й поставке
Пример 1
Перед предприятием по производству каучуковой продукции
(ООО «Тольяттикаучук») стал вопрос оценки системы управления распределением готовой продукции. Учитывая, что продукция этого предприятия имеет производственное назначение, вопрос о каналах распределения здесь не актуален, поскольку в данный момент он имеет
оптимальную структуру: производитель – потребитель. Особое внимание необходимо уделить именно процессу сбыта готовой продукции:
оценить систему управления поставками, уровень сервиса, а также систему управления товарными запасами.
Таким образом, сотрудники отдела логистики получили задание,
одним из пунктов которого являлась оценка характера поставок с точки
зрения их равномерности и ритмичности. Результаты были необходимы
для того, чтобы при продлении договорных отношений рациональным
образом оформить условия договора и предложить клиенту более высокий уровень его обслуживании. Это, в свою очередь, приведет к тому,
что предприятие пересмотрит и улучшит управление системой распределения.
До этого времени, согласно договору поставки (который был заключен на шесть месяцев), предприятие обязалось к десятому числу
каждого месяца поставлять клиенту партию каучуков (бутилкаучука,
бутадиеновых каучуков и термоэластопластов) в размере 2,5 тыс. тонн.
Анализ динамики поставок специалистами по логистике выявил следующие результаты, представленные в таблице 1.1.
На основании этих результатов логистам необходимо провести
расчеты по заданию, а также сравнить эти результаты с результатами
главного конкурента (ОАО «Воронежсинтезкаучук»). При этом известно, что коэффициент равномерности поставок конкурента равен 87%;
коэффициент аритмичности – 0,55; среднее время задержки поставок –
3 дня.
Таблица 1.1
Динамика объема поставок и времени задержек поставки
Месяц поставки
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Объем поставки,
тыс. тонн
2,0
3,0
1,5
2,0
0,5
1,0
Время задержки поставки,
дни
4
2
Решение.
Согласно известным данным, произведем расчеты по формулам,
причем сделаем это в обратном порядке.
2,0 + 3,0 + 1,5 + 2,0 + 0,5 + 1,0
= 1,67 ≈ 1,7 ед.
Пср =
6
�6 = √
√
(2,0 − 1,7)2+, (3,0 − 1,7)2 + (1,5 − 1,7)2 +
6
+(2,0 − 1,7)2 + (0,5 − 1,7)2 + (1,0 − 1,7)2
= 0,8
6
0,8 × 100
= 48%
Квар =
1,7
Кравн = 100 − 48 = 52%
Таким образом, в сравнении с главным конкурентом наше предприятие имеет менее равномерные поставки в отношении объемов партии.
Для того чтобы рассчитать ритмичность поставки, необходимо
вычислить коэффициент аритмичности. Произведем по формуле расчет.
3,0
1,5
2,0
0,5
1,0
| + |1 − | + |1 − | + |1 − | + |1 − | + |1 − |
ар
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
= 2,4
Согласно произведенным расчетам мы видим, что в отношении
ритмичности поставки мы также не имеем преимущества перед нашим
конкурентом.
Чтобы определить среднее время задержки поставок обратимся к
формуле и произведем соответствующий расчет.
1
(2 + 4) = 1 день
=
ТЗСР
6
К
= |1 −
2,0
Расчеты показали, что средняя длительность задержки поставок
анализируемого предприятия меньше времени его основного конкурента.
Вывод: в сравнении с основным конкурентом предприятие не
имеет преимуществ в отношении всех основных показателей эффективности распределения.