Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные теоретические проблемы психологии больших групп

  • 👀 714 просмотров
  • 📌 642 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Основные теоретические проблемы психологии больших групп
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные теоретические проблемы психологии больших групп» doc
План – конспект лекции на тему: «Социальная психология больших групп» План лекции I. Основные теоретические проблемы психологии больших групп. II. Виды и методы исследования больших социальных групп. III. Структура психологии больших социальных групп. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. Исследователи давно обратили внимание на эти явления. Собственно зарождение социальной психологии связано с исследованием «духа народа», «психологии народов», психологических образований, существовавших в массах людей (психология толпы, психология масс, социальных движений и др). Социальные группы на Западе и в России были объектом социологических исследований. На Западе акцент переместился на психологию малых групп. Исследованием больших социальных групп, их психологических особенностей занимались прежде всего марксистски ориентированные исследователи, исключая, может быть, изучение толпы, паники. В отечественной психологии привлекали внимание исследователей ряд общих теоретических и методологических проблем, а также характеристика психологических особенностей классов, наций, возрастных и профессиональных групп. Существуют различные виды социальных групп (схема 1, схема 2). 1. Для всех больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах: Это – нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции больших групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп – это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь. Однако эти общие черты нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность больших групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь. Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности. 2. Следующая проблема, которая была поставлена выше, – это проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. Психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть одинаковое для всех, но именно общее. Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью. 3. Здесь мы вплотную подходим к вопросу о том, какими же методами можно исследовать общественную психологию больших социальных групп. Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном случае прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Нельзя сказать, что эти методы вообще неизвестны социальной психологии: если вспомнить предложения В. Вундта об изучении языка, мифов и обычаев для познания «психологии народов», то станет ясным, что на заре своего возникновения социальная психология обращалась к проблеме использования таких методов.1 Одной из современных форм применения таких методов являются так называемые межкультурные исследования, имеются в виду сравнительные исследования, причем сравниваются отнюдь не обязательно различные культуры, но и различные социальные группы. При изучении психологии больших социальных групп могут применяться и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа, корреляционного исследования. Кроме названных методов исследования, при изучении больших групп социальная психология использует также приемы, принятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей приходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем. Виды больших социальных групп (схема 3) Г. М. Андреева «большие» в количественном отношении образования людей разделяет на два вида: - случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, - социальные группы в точном значении слова, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.). Общепринятым в социальной психологии является деление больших социальных групп на два вида общностей людей, которые определяют специфические социально - психологические особенности групп (по Герману Германовичу Дилигенскому, российский политолог). Основанием служат объективные социальные связи. - Первый тип — объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Класс, как большую группу, характеризует место, детерминированное общественным разделением труда. Основание для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно.2 - К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примером таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения. В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки. Среди всего многообразия больших социальных групп особый интерес представляют собой социальные классы, при анализе психологии которых социальная психология в особенно большой степени сопряжена с определенным социологическим подходом. Другим примером больших социальных групп, значимых в историческом процессе, являются различные этнические группы. В отличие от психологии классов психологические особенности различных этнических групп и прежде всего наций исследованы значительно лучше. Выделилась специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии – этнопсихология. Некоторые авторы вообще рассматривают этнопсихологию как составную часть социальной психологии.3 Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она описывает определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида. Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. Психические явления в больших группах могут быть разделены по сферам психики. В целом, можно выделить две части общественной психологии: - динамические ее элементы. Это эмоциональная сфера: в нее входят потребности, интересы, настроения — все то, что обычно и называют «настроением умов и чувств»; - более устойчивые образования - психический склад. Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Когнитивные структуры – основа обыденной психологии. Высший их уровень – идеология отдельных общностей, идеология общества в целом. Общественное мнение представляет собой публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности. Общественное мнение проявляется в ряде функций: 1) регулирует и предписывает определенное поведение; 2) выражает и отражает оценки событий и фактов. Характерная черта общественного мнения состоит в том, что любое событие, явление, попавшее в его фокус, рассматривается прежде всего с точки зрения одобрения или осуждения, т.е. с точки зрения оценки. Следовательно, отражение действительности в общественном мнении носит преимущественно оценочный характер. Социальная оценка, выражающая одобрение или осуждение, складывается на основе элементов знания, которые выступают в форме информированности людей, которая дает возможность более или менее аргументированно отстаивать точку зрения, выраженную в общественном мнении. Различные этапы формирования общественного мнения характеризуются как спецификой элементов содержания распространяемой информации, так и формами, способами подачи ее на газетной полосе, в радио- и телепередаче.4 В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что общественное мнение подвержено воздействию и манипулированию. Поэтому оно далеко не всегда адекватно отражает объективную ситуацию в области политики, экономики и общества. Общественное мнение, выступая совместно с настроением, образует умонастроение. Менталитет, по его мнению, сложная многоуровневая и многомерная система образов и представлений архетипов сознания, обнаруживающихся в видах жизнедеятельности личности, социумов и детерминируемых этноестественно-историческими процессами отражает уровень сознания и интеллекта его носителей Мотивационно - потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Групповые потребности: - потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; - потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности. Интересы социальных групп — это такое социально - психологическое явление, которое играет решающую роль в институционализации общества. В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему. Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.5 Мнения и настроения далеко не всегда точно отражают какую-либо социальную ситуацию. Нередко в таких случаях массовое общение проявляется в виде слухов. Слухи представляют собой недостоверные или частично достоверные сообщения о каких-либо событиях, исходящие от одного лица или группы, ничем другим не подтвержденные, устно передающиеся от одного лица другому. Следует иметь в виду два решающих условия, составляющих в совокупности основную причину возникновения и распространения слухов 1. Неудовлетворенный интерес аудитории к некоторой теме. Самое нелепое сообщение может быть переданным дальше, если оно вызывает интерес. Множество смехотворных ситуаций подобного рода можно обнаружить как в практических исследованиях, наблюдениях, так и в художественной литературе. При наличии исчерпывающей и неподлежащей сомнению информации о теме вероятность возникновения слуха, касающегося данной темы, стремится к нулю. 2. Отсюда второе условие - дефицит надежной информации. Самые точные сведения, полученные из источника, не пользующегося у аудитории доверием, сохраняют информационный дефицит, тогда как ложные сведения из престижного для данной аудитории источника ликвидируют дефицит и блокируют распространение слухов. Итак, мнения и настроения как социально-психологические; явления играют большую роль в поведении общностей. Они являются регуляторами их поведения. Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение. Устойчивые образования - психический склад. Этот компонент раскрыт лишь для одного вида больших групп – для наций. Психический склад обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном характере. Из традиций других научных дисциплин – истории, философии, культурологии – можно почерпнуть большой материал относительно проявлений различных черт социального характера, особенно в поворотные эпохи исторического развития, но в собственно социально-психологической литературе проблема эта занимает весьма скромное место. Вопросы для самопроверки 1. Какие признаки характерны для больших социальных групп? 2. Какими методами можно исследовать психологию больших социальных групп? 3. Какие виды больших социальных групп существуют? 4. Какие элементы включает в себя психология большой социальной группы? 5. Каковы причины возникновения слухов и настроений в больших группах? Тестовые задания 1) Социальная психология выделяет следующие виды групп: а) большая, малая, официальная, формальная б) большая, малая, формальная, реальная в) большая, малая, условная, контактная г) большая, малая, оформленная. 2) Различают следующие структуры группы: а) формальная, нормальная б) формальная, несформированная в) неофициальная и неформальная г) официальная, неофициальная 3) В зависимости от характера межличностных отношений выделяют следующие группы: а) условная группа, первичный коллектив, референтная группа. б) условная группа, реальная группа, первичный коллектив в) диффузная группа, ассоциация, реальная группа, первичный коллектив г) диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив. 4) Статус личности в группе это: а) вклад личности в групповую деятельность б) признания личности группой, его положение в структуре группы в) отношение личности к группе г) место, которое отводит себе личность в группе 5. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку? а) абитуриенты б) экономисты в) горожане г) выпускники 6. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку? а) священнослужители б) европейцы в) мусульмане г) женщины Список литературы Основная 1. Анцупов, А.Я., Основы конфликтологии / А.Я. Анцупов // – М.: Владос, 2015 – 528 с.; 2. Галустова, О.В., Конспект лекций по этнопсихологии / О.В. Галустова // Приор, М.: - 2013 – 160 с; 3. Денисова, Ю.В., Социальная психология / Ю.В. Денисова // М.: Омега - Л - 2010 – 172 с.; 4. Корягина, Н.А., Социальная психология / Н.А. Корягина // – М.: Юрайт, 2016 – 492 с.; 5. Лебедева, Н.М., Этнопсихология: учебник / Н.М. Лебедева // Юрайт, М.: - 2016. – 491с. Дополнительная 6. Корягина, Н.А., Социальная психология / Н.А. Корягина // – М.: Юрайт, 2016 – 492 с.; 7. Лебедева, Н.М., Этнопсихология: учебник / Н.М. Лебедева // Юрайт, М.: - 2016. – 491с. Схема 1. Виды социальных групп Схема 2. Виды социальных групп Схема 3. Виды больших социальных групп План – конспект лекции на тему: «Социальная психология общения» План: I. Сущность феномена общения II. Виды информации и ее восприятие III. Типы коммуникации IV. Факторы и эффекты восприятия I В психологической науке общение традиционно рассматривается как специфический вид совместной деятельности людей. Так, в работах известного отечественного психолога Б. Г. Ананьева человек рассматривается как субъект трех основных видов деятельности — труда, познания и общения. В структуре общения обычно выделяют когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент связан с обменом информацией словесными (знаковыми) средствами, аффективный — с обменом информацией на эмоциональном уровне, поведенческий — с общением с позиций взаимной регуляции поведения и деятельности партнеров по общению. Под коммуникацией в узком смысле слова понимается процесс обмена информацией между людьми. Однако следует понимать, что, в отличие от простого «движения информации», между двумя устройствами мы имеем дело с отношением двоих индивидов, говорящих «на одном языке», являющихся активными субъектами и влияющими друг на друга в процессе общения. Еще Л. С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов». Поэтому у общающихся должны быть не только идентичные лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности. Кроме того, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры носят социально-психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут быть связаны с социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, а также с различным мировоззрением. С другой стороны, барьеры могут возникнуть вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся: застенчивости, скрытности, некоммуникабельности, а также взаимной неприязни или недоверия. II Информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов — побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Выделяется побуждение нескольких видов: активизация (побуждение к действию в заданном направлении), интердикция (запрет нежелательных видов деятельности), дестабилизация (рассогласование или нарушение некоторых форм поведения или деятельности партнера). Помощь со студенческой работой.6 Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, ... структур, человек в своей деятельности регулируется знаниями, т. е. особой небиологической формой информации. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, при этом не предполагается непосредственное изменение поведения. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения элементов явного убеждения. Убедительность — это способность формировать убеждения, т. е. «осознанные потребности личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями». Факторы, повышающие убедительность сообщения, изучались и в отечественной социальной психологии, и в зарубежной. Шведский ученый К. Асп сформулировал способы повышения убедительности информации: 1. Релевантность информации. Все факты и аргументы должны иметь отношение к той идее, которую хочет донести источник информации. 2. Широта информации. Выражается в разнообразии аргументации. 3. Глубина информации. Выражается не только в логической, но и в научной обоснованности. В отечественных исследованиях также приводится целый перечень факторов, способствующих повышению доверия к воспринимаемой информации. 1. Свойство желательности. Человек более склонен доверять тому, что для него приятно или полезно, или тому человеку, который ему симпатичен. 2. Свойство логического следования. Если исходная посылка признается человеком истинной, а вывод производится со строгой логической необходимостью, то человек будет доверять истинности вывода тем больше, чем короче логическая цепь вывода и чем отчетливее вывод сформулирован в понятиях, выражающих привычные для человека представления.7 3. Свойство эмоциональности. Убеждающая сила речевого сообщения пропорциональна его эмоциональной насыщенности. Эмоционально насыщены в порядке убывания: беседа с одним человеком «с глазу на глаз», лекция, кино или телевидение, радио, печатный или рукописный текст. 4. Кумулятивное свойство. Доверие тем выше, чем чаще встречаются факты, послужившие основанием для доверия. 5. Свойство непосредственности. Больше доверия вызывают факты, случившиеся с самим рассказчиком. 6. Свойство согласия. Доверие выше, если другие компетентные лица согласны с приведенными фактами. Причем степень уверенности пропорциональна отношению числа соглашающихся к числу несогласных. III Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе: соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации. При вербальной коммуникации в качестве знаковой системы используют человеческую речь. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.8 В последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации. Речь одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. В структуру речевого общения входят: значение и смысл слов, фраз; важную роль играют точность употребления слова, его доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, точность произносимых звуков, слов, выразительность и смысл интонации; речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи; выразительные качества голоса — характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хм-хм», «э-э-э» и др.9 Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», т. е. смена «говорящего» и «слушающего», когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он понял смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид общения представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит обогащение, развитие информации. Кроме вербальных, коммуникативный процесс бывает представлен невербальными средствами. Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Существует несколько подходов к разделению жестов на группы. К первому из них относится разделение жестов на выразительные в зависимости от их роли в коммуникативном процессе: 1. Жесты-«иллюстраторы» — это жесты сообщения: указатели («указующий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («Вот такого размера и конфигурации»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки>>); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы (схема 1). 2. Жесты — «регуляторы» — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками. 3. Жесты — «эмблемы» — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания». 4. Жесты — «адапторы» — это специфические привычки человека, связанные со стремлением установить контакт: касания, похлопывания партнера по плечу, поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.) 5. Жесты — «аффекторы» — жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Как отмечалось выше, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.10 Последнее позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви или же, напротив, в конфронтации, соперничестве, неприязни. В любом случае главное значение имеет процесс восприятия одним человеком другого, называемый перцептивной стороной общения. Социальная перцепция — это процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения, потому что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Осознание себя через другого человека происходит путем идентификации и рефлексии. Одним из способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, которое носит название эмпатия. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Социальные психологи выделили факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей (Схема 2): 1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. 2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. 3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его. 4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ строго определенные личностные качества, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается. 5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке — на оценку его отдельных качеств. 6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. 7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. На восприятие людей влияют стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых имеются скудная информация и установки. Установка — это неосознанная готовность человека привычно воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации. Вопросы для самопроверки 1. Что такое общение и какую структуру оно имеет? 2. Какие существуют виды информации и каким образом она воспринимается нашим сознанием? 3. Какие типы коммуникации существуют в современном мире? 4. Назовите и проиллюстрируйте примерами факторы и эффекты восприятия? 5. Каким образом на людей влияют стереотипы восприятия? Тест 1. Общение как взаимодействие представляет собой одну из следующих сторон деятельности: а) коммуникативную; б) интерактивную; в) перцептивную; г) все ответы верны 2. Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению в структуре общения представлен следующей стороной: а) коммуникативной; б) интерактивной; в) перцептивной. 3. Невербальная коммуникация включает в себя все нижеследующие системы, за исключением: а) визуального контакта; б) организации пространства и времени; в) пара- и экстралингвистической; г) оптико-кинетических; д) эффектов восприятия. 4. Невербальная коммуникация включает в себя: а) мимику; б) жесты; в) диапазон голоса; г) все ответы верны. 5. Сопереживание, вчувствование, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется: а) идентификацией; б) эмпатией; в) рефлексией; г) экстраверсией. Список литературы Основная 1. Виговская, М.Е., Психология делового общения / М.Е. Виговская // – М.: Дашков и К, 2016 – 140 с.; 2. Дмитриева, Л.А., Конспект лекций по этнопсихологии / Л.А. Дмитриева // Юнити, М.: - 2015 – 191 с.; 3. Денисова, Ю.В., Социальная психология / Ю.В. Денисова // М.: Омега - Л - 2010 – 172 с.; 4. Ефимова, Н.С., Психология общения / Н.С. Ефимова // – М.: Форум, 2018 – 288 с.; 5. Жарова, М.Н., Этнопсихология: учебник / М.Н. Жарова // Юрайт, М.: - 2017. – 100 с. Дополнительная 6. Корягина, Н.А., Социальная психология / Н.А. Корягина // – М.: Юрайт, 2016 – 492 с.; 7. Лебедева, Н.М., Этнопсихология: учебник / Н.М. Лебедева // Юрайт, М.: - 2016. – 491с. Схема 1. Невербальное общение Схема 2. Эффекты восприятия План – конспект лекции на тему: «Социальная психология личности» I. Определение понятия «личность». Процесс формирования личности II. Анатомические и физиологические особенности развития личности III. Социальные и психологические особенности личности I. Определение понятия «личность». Процесс формирования личности Личность –это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать. Социально - психологические особенности личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние наличность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли. Личность – не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено (приложение 1). Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями. II. Анатомические и физиологические особенности развития личности Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности. Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности – это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т.д. Анатомофизиологические особенности личности – характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.11 III. Социальные и психологические особенности личности Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество. Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда – группа, микрогруппа, семья и так далее –также является важной детерминантой формирования личности. В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания. Общественно полезная деятельность –это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества. Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны. Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы–психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства –наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.12 Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним –«глубинные» инстинктивные влечения. Л. Клягесом предложена схема, включавшая компоненты личности и характера: 1)материя; 2)структура; 3)движущие силы. Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности: 1) интересы; 2) способности; 3) темперамент. Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как (схема 2): 1) направленность (установки, интересы, потребности); 2) способности; 3) темперамент и характер. Вслед за Дж. Мидом современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе. Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов. Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а причина возникновения зависит от личности. Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности. Анатомофизиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств. Существуют три социально-психологических типа: пикники, атлетики и астеники. Пикники отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими. Атлетики общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью. Астеники малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией. Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью. Экстраверсия указывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость. Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными. Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы связаны с доминирующими инстинктами. Истинкты – фиксированная в генетическим коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим. Из доминирования инстинкта вытекает первичное различие людей. Движущие силы психического развития –это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками. Факторы психического развития–то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек, внутренними –биогенетические и физиологические особенности человека и его психики. Предпосылки психического развития –то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень его психического развития. Внешними предпосылками выступают качество и особенности воспитания человека, внутренними – активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах своего развития как личности. Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека в процессе и на различных этапах формирования его личности. Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способность человека. Он свидетельствует о том, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества развиты. Уровень ближайшего развития личности –показатель того, что человек не может выполнить состоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении. Развитие –всеобщий принцип объяснения природы и общества, включающий в себя понимание необратимого, направленного, закономерного изменения, характерного для состава и структуры состояния субъекта. Список литературы Основная 1. Бурлачук, Л.Ф, Психология жизненных ситуаций / Л. Ф. Бурлачук // - М.: РПА, 2013 - 354 с.; 2. Корягина, Н.А., Социальная психология / Н.А. Корягина // – М.: Юрайт, 2016 – 492 с.; 3. Лебедева, Н.М., Этнопсихология: учебник / Н.М. Лебедева // Юрайт, М.: - 2016. – 491с. 4. Макарова, И.В., Основы профессиональной деятельности педагога - психолога / И.В. Макарова – М.: Бахрах - М, 2013 - 288 с.; 5. Маценко, В.Ф., Психология сознания / В.Ф. Маценко – М.: Ника - Центр, 2012 – 122 с. Дополнительная 6. Корягина, Н.А., Социальная психология / Н.А. Корягина // – М.: Юрайт, 2016 – 492 с.; 7. Лебедева, Н.М., Этнопсихология: учебник / Н.М. Лебедева // Юрайт, М.: - 2016. – 491с. Вопросы для самопроверки 1. Что такое личность? 2. Какие характеристики личности Вам известны? 3. В чем заключается основной смысл развития личности? 4. Что такое уровень актуального развития личности? 5. Что такое инстинкты? Тестовые задания 1. Структура личности в психологии: - классификация профессиональных навыков человека; + совокупность характеристик, которая демонстрирует психологические особенности человека; - этапы прохождения личностного роста индивидом. 2. Личность это в психологии (определение): - человек на всех стадиях взросления; - индивид зрелого возраста, который занимается самосовершенствованием на постоянной основе; + набор психических и физических особенностей человека, который определяет его поступки и связь с социумом. 3. Направленность личности в психологии: + свойство личности, в котором продемонстрирована совокупность стремлений к деятельности; - установка для достижения определенных результатов; - наклонная прямая жизненных целей индивида. 4. Факторы развития личности в психологии: - образование, возраст, наследственность; + воспитание, наследственность, среда; - темперамент, сфера деятельности, внешность. 5. Сферы личности в психологии: + особенности человека, характеризующие его поступки, действия, мотивации, потребности; - области осуществления личностного роста человека; - градация поступков, осуществляемых личностью. Приложение 1 Структура личности Приложение 2 Структура личности
«Основные теоретические проблемы психологии больших групп» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot