Основные схемы поточных сборочно-сварочных линий
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Основные схемы поточных сборочно-сварочных линий (табл. 13):
Сквозная схема
требует применения специализированного оборудования и оснастки, способных пропускать сквозь себя транспортное устройство с изделием. Это позволяет избежать непроизводительных потерь времени, связанных с перестановкой изделия с главного транспортера к рабочему месту. ч
Несквозная схема.
Ее преимуществом является невысокая стоимость сварочного оборудования. Переход на новый тип изделий в таких линиях намного упрощается по сравнению со сквозной схемой, требующей для этого, как правило, полной замены всей линии.
Однопоточные линии с последовательным агрегатированием позиций.
К этому типу относятся линии 1—12 (см. табл. 13) со сквозной транспортировкой изделий и линии 13 и 14, как типичные для несквозной транспортировки.
Пунктирной линией в табл. 13 разграничены однопоточные линии, в которых не предусматривается изготовление подузлов изделия, от линий, представляющих собой однопоточные системы жестко связанных участков, в которых, помимо изготовления изделия, предусматривается и изготовление входящих в него основных подузлов
При этом линии 1—5 построены по замкнутой схеме, а линии 6—12 — по незамкнутой схеме. Как правило, замкнутые схемы предусматривают транспортировку изделий на тележках. В линиях, предусматривающих изготовление подузлов, входящих в изделие, возможны схемы с разными способами сквозной транспортировки.
Линии с замкнутой сквозной схемой.
Механизированные линии с производительностью 20—60 изделий в час часто строят по схеме 1 и 2, именуемой иногда «каруселью», которые представляют собой круговой или эллиптический пульсирующий, или непрерывно движущийся конвейер с закрепленной на нем оснасткой (спутниками). При этом схему 2 можно выполнять как горизонтально, так и вертикально - замкнутой. Последняя занимает меньшую площадь, но требует устройства приямков для возвратной ветви конвейера, которую к тому же нельзя использовать для работы.
Автоматические линии со спутниками могут быть выполнены по двум вариантам:
а) с возвращением спутников в вертикальной плоскости (схема 3).
б) с возвращением спутников в горизонтальной плоскости (схема 4).
Линии с незамкнутой сквозной схемой.
В таких полуавтоматических и автоматических линиях широко используется шаговый транспорт.
По схеме 6 (см. табл. 13) строят как механизированные, так и автоматические линии (с доставкой готовых частей к линии со стороны на место их присоединения к базовой части).
Схему 7 (см. табл. 13) используют на механизированных линиях, имеющих большую протяженность.
Схему 8 применяют в двух случаях:
1. при крупногабаритном оборудовании, размещающемся в линии только под углом(например, машины со сменными штампами) по отношению к сетке колонн;
2. при доступности для установки частей изделия с двух сторон внешнего угла, образуемого двумя транспортерами (на схемах обозначены стрелками
Схемы 9—12 (см. табл. 13) предназначены для построения однопоточных систем жестко связанных участков с изготовлением в них основных подузлов, входящих в изделие. Схема 11 имеет в начале линии два параллельных участка по изготовлению подузлов, заканчивающихся одним участком окончательной сварки собранных узлов. Такие линии сборки-сварки работают в комплексе с линиями штамповки основных деталей, входящих в сварной узел.
Схема 10 представляет пример встречных потоков сборки и сварки подузлов в одно изделие, выдаваемое из середины линии.
Линии с несквозной схемой транспортировки с перестановками изделий.
Схема 13 (см. табл. 13) аналогична схеме 6, а схема 14— схеме 11, описанным выше с той разницей, что в линиях использовано оборудование, не приспособленное для сквозной транспортировки.
Однопоточные линии с параллельным агрегатированием позиций.
К ним относятся линии со схемами 18—21 (см. табл. 13), которые встречаются реже и вызваны необходимостью выполнять на малопроизводительном одинаковом оборудовании большие программы однотипных изделий.
Наилучший выход — создание линий роторного типа (схема 21).
Многопоточные линии (схемы 23—26 в табл. 13)
дают расходящиеся - сходящиеся потоки, так как смешанная схема агрегатирования появляется в результате невозможности в одном потоке синхронизировать операции разной длительности, которые нельзя дифференцировать на более мелкие части (переходы).
В этом случае используются параллельные ветви линии, производительность которых кратно меньше производительности основной ветви.
Отличие многопоточных линий со смешанным агрегатированием от однопоточных систем жестко связанных линий с изготовлением в одном потоке подузлов, входящих в изделие. Несмотря на сходство схемы 11 со схемой 25,они принципиально отличаются, так как в первом случае перед нами однопоточная схема с изготовлением на параллельных участках разных подузлов одного изделия на разном (по типу и числу единиц) оборудовании, а во втором случае — это многопоточная линия с изготовлением на параллельных участках одинаковых изделий на одинаковом оборудовании, число единиц которого также одинаково.Схема 26 аналогична схеме 23, но с применением универсального оборудования, встраиваемого лишь в линии с несквозным транспортом.
Линии с применением толкающих конвейеров,
будучи составной частью комплексной линии с изготовлением подузлов (схема 5, табл. 13), позволяет без перевешивания подузла со спутника подавать его сразу на главную сборочно-сварочную линию.
Роторные линии
Применяют в массовом производстве (свыше 1500 шт/ч) изделий небольших габаритных размеров (до 500 мм в длину и до 300—500 мм в поперечнике) простой формы, т.к. они удобны для автоматического захвата изделий и ориентирования последних относительно инструментов.
Роторными они названы потому, что сборка, сварка и другие виды обработки осуществляются автоматически на непрерывно вращающихся многопозиционных столах с вертикальной осью вращения (роторах) в едином транспортном потоке.
В табл. 13 роторные линии представлены схемой 21 в графе несквозных схем транспортировки с перестановками изделий. Несквозными они являются потому, что транспортный поток идет по периферии автоматов роторного типа. Для передачи с одного рабочего ротора Р на другой в линиях роторного типа используют транспортные роторы Т, снабженные захватами, переставляющими изделия из рабочих блоков одного ротора в рабочие блоки другого.
Основными преимуществами роторных линий являются:
1. однопоточность транспортной схемы при параллельном агрегатировании операций различной продолжительности;
2. возможность вести обработку на оптимальных режимах, благоприятных с точки зрения надежности работы оборудования;
3. независимость транспортной скорости от технологической скорости сварки или обработки, так как скорость транспортировки в роторных линиях зависит лишь от заданной производительности и шага между рабочими блоками;
4. возможность подналадки или замены инструментов рабочих блоков на ходу
5. возможность использования транспортных роторов для выполнения межоперационных транспортных операций, связанных с переворачиванием изделий вверх дном или изменения уровня перемещения и т. п
Линии с гибкой транспортной связью (см. схемы 15, 16, 17, 22 и 27 в табл. 13).
Создание страховых межоперационных заделов между отдельными машинами или между участками автоматической линии позволяет поддерживать работу всей линии при кратковременной случайной остановке одной из ее машин.
Межоперационные заделы подразделяют на пассивные и активные.
Пассивными называют заделы узлов, деталей или заготовок, создаваемые, пополняемые и расходуемые вручную. Такие заделы находятся поблизости от сборочно-сварочной линии на специальных площадках, рольгангах, поддонах и т. п. Межоперационные пассивные заделы образуются в прямоточных линиях, страховые пассивные заделы создают, например, в линиях с распределительными конвейерами.
Активными называют заделы-накопители, пополняемые и расходуемые автоматически. Простейшими активными накопителями заделов могут быть полозы, лотки, желоба, наклонные рольганги, монорельсы и т. п. универсальные гравитационные транспортеры в сочетании с отсекателями, автооператорами и механическими руками. В автоматических линиях, построенных по схемам 15, 16, 17, 22 и 27 (см. табл. 13), для этой цели применяют автоматические загрузочные устройства (АЗУ). Для крупных изделий и заготовок в автоматических линиях используют механизированные штабели (магазины) со штабелерами.
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
СОСТАВ СБОРОЧНО-СВАРОЧНОГО ЦЕХА И ЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЦЕХАМИ ЗАВОДА
Рациональное размещение в пространстве запроектированного производственного процесса и всех основных элементов производства, необходимых для осуществления этого процесса, требует разработки чертежей плана и разрезов проектируемого цеха. Для этого прежде всего необходимо установить состав последнего.
Независимо от принадлежности к какой-либо разновидности сварочного производства сборочно-сварочные цехи при полном их составе могут включать следующие отделения и помещения.
Производственные отделения.
1. Заготовительное отделение включает производственные участки: правки и наметки металла, газопламенной обработки (резки), электротермической резки, станочной обработки, трубный, кузнечно-котельный или штамповочный (прессовый), слесарно-механический и очистки металла.
2. Сборочно-сварочное отделение, подразделяющееся обычно на узловую и общую сборку-сварку, с производственными участками сборки, сварки, наплавки, пайки, клепки, термообработки, механической обработки, испытания готовой продукции и исправления пороков, нанесения поверхностных покрытий и отделки продукции.
3. Участки механической обработки, нанесения покрытий и отделки продукции не входят в состав проектируемого сборочно-сварочного цеха, если сваренные в нем конструкции подлежат передаче в механосборочный цех для монтажа механизмов, окончательной сборки, отделки и выпуска изделий завода.
Вспомогательные отделения.
1. Цеховой склад металла с разгрузочно-сортировочной площадкой и участком подготовки металла, промежуточный склад деталей и полуфабрикатов с участком их сортировки и комплектации, межоперационные складочные участки и места, склад готовой продукции цеха с контрольным и упаковочным отделениями и погрузочной площадкой.
2. Кладовые электродов и флюсов, баллонов с горючими и защитными газами, инструмента, приспособлений, запасных частей и вспомогательных материалов.
3. Мастерские: изготовления шаблонов, ремонтная, электромеханическая и др.
4. Отделения: электромашинное (для централизованного размещения сварочных генераторов и других источников питания энергией рабочих мест дуговой и электрошлаковой сварки), ацетиленовое, компрессорное.
5. Цеховые трансформаторные подстанции.
Административно-конторские и бытовые помещения. Контора цеха, гардероб, уборные, умывальные, душевые, буфет, комната для отдыха и приема пищи, медпункт.
В зависимости от размеров сборочно-сварочного цеха и особенностей размещаемых в нем производственных процессов некоторые из перечисленных выше отделений, участков и помещений могут отсутствовать или объединяться с другими; возможно также выделение некоторых отделений и участков в самостоятельные цехи.
Проектируемый в составе завода самостоятельный сборочно-сварочный цех (рис. 30) всегда является, с одной стороны, потребителем продукции заготовительных и обрабатывающих цехов и складов завода, а с другой — поставщиком своей продукции для цехов окончательной отделки изготовляемых изделий и (в некоторых случаях) для общезаводского склада готовой продукции.
Таким образом, между проектируемым сборочно-сварочным цехом и другими цехами, сооружениями и устройствами завода существует определенная производственная связь, необходимая для обеспечения нормального выполнения процесса изготовления заданной продукции по заводу в целом.
Связь проектируемого сборочно-сварочного цеха с другими цехами и общезаводскими устройствами в количественном отношении может быть различной. Наиболее общим измерителем этой связи является грузооборот в мегаграммах (тоннах) за единицу времени (год, месяц, сутки или смена) либо в процентах от количества годового выпуска продукции. Чем больше грузооборот по получению и отправке материалов, полуфабрикатов, сборочных единиц и т. д. из одного цеха в другой, тем больше связь между ними.
При проектировании как всего завода в целом, так и отдельных его цехов необходимо стремиться к осуществлению прямоточности всех производственных связей между отдельными цехами, к наиболее удобному их взаимному расположению и недопущению возвратных перемещений материалов и изделий.
В целях наиболее рациональной компоновки отдельных звеньев производственных процессов вне цеха и внутри него необходимо выяснять производственную связь между проектируемым сборочно-сварочным цехом и всеми его поставщиками и потребителями на заводе. При этом расположение проектируемого цеха по отношению к другим цехам, складам и прочим общезаводским сооружениям должно быть тем ближе, чем больше его производственная связь с каждым из них. Выполнение этих требований обусловливает наименьшие транспортные расходы и потери времени на перемещение грузов между цехами и устанавливает основные предпосылки для проектирования внутрицеховых грузопотоков.
Разумеется, что все сказанное выше относительно производственной связи и взаимного размещения самостоятельных цехов завода в одинаковой мере относится и к разрешению аналогичных вопросов взаимного расположения отделений и производственных участков в цехе.
ТИПОВЫЕ СХЕМЫ КОМПОНОВОК СБОРОЧНО-СВАРОЧНЫХ ЦЕХОВ
Размещение цеха — всех его производственных отделений и участков, а также вспомогательных, административно-конторских и бытовых помещений должно удовлетворять требованиям сборочно-сварочных работ.
Эти требования обусловливаются количественным составом заданного выпуска продукции; степенью производственной связи основных (сборочно-сварочных) отделений и участков с другими производственными и вспомогательными отделениями цеха.
В соответствии с различными (см. п. 3) типами сварочных производств и разновидностями их организации в практике проектирования одноэтажных сборочно-сварочных цехов установились определенные типовые схемы (табл. 23) взаимного расположения (компоновки) включаемых в их состав следующих производственных отделений и участков, а также вспомогательных, бытовых и прочих помещений: I — склад металла; II — кузнечно-прессовое отделение; III — заготовительное отделение; IV — промежуточный комплектовочный склад деталей; V — отделение узловой сборки"и сварки; VI — отделение общей сборки и сварки; VII — отделение покрытий и отделки продукции; VIII — склад готовой продукции; IX — административно-конторские, служебные и бытовые помещения; X — пожарные проезды (см. рис. 31—36).
Каждая типовая схема удовлетворяет требованиям организации отдельных разновидностей сварочных производств. Направления грузопотоков в пределах цеха, а также ввоза металла в цех и вывоза продукции из цеха показаны на рис. 31—36 стрелками.
В дополнение к представленным выше (табл. 23) схемам компоновок сборочно-сварочных цехов необходимо отметить, что дальнейшее развитие этих типовых схем получило отражение в использовании сблокированного расположения в одном здании нескольких взаимно связанных цехов со всеми необходимыми их отделениями. При этом административно-конторские и бытовые помещения блока цехов вынесены в отдельное здание, соединенное подземным тоннелем с расположенным вблизи производственным корпусом. Такая новая схема планировки цехов сварочного производства появилась в результате роста специализации и концент
Типовые схемы компоновок сборочно-сварочных цехов
Направление производственного потока в цехе на всем его протяжении совпадает с направлением, заданным на плане завода. Продольное перемещение обрабатываемого металла и изготовляемых деталей, сборочных единиц и изделий выполняется обычно мостовыми кранами, а поперечное (на складах) — электрокарами, автокарами либо тележками по рельсовым путям. Специализация пролетов в заготовительном отделении осуществляется по группам сортамента обрабатываемого металла, а в отделениях узловой и общей сборки-сварки — по типоразмерам изготовляемых изделий.
Рекомендуется для изготовления различных несложных изделий преимущественно в серийном производстве: может быть использована в производстве единичном и массовом также несложных изделий
Направление производственных потоков в отделениях заготовительном и узловой сборки-сварки совпадает, а в пролете общей сборки-сварки — перпендикулярно направлению, заданному на плане завода. Перемещения всех грузов в пролетах цеха выполняется такими же средствами, как по схеме на рис. 31. Специализация пролетов заготовительного отделения осуществляется тоже по группам сортамента обрабатываемого металла. Размещение процессов изготовления сборочных единиц изделия по специализированным I, продольным пролетам отделения ,узловой сборки-сварки обусловлено расположением процесса об щей сборки-сварки того же изделия в заключительном поперечном пролете цеха. При этом необходимо, чтобы изготовленные сборочные единицы изделия, выходя из продольных пролетов в поперечный, попадали точно на те рабочие места потока, где они требуются для включения их в процесс общей сборки-сварки изделия. Рекомендуется для массового (реже крупносерийного) производства однотипных сложных изделий.
Эта схема отличается от предыдущей (рис. 32) только наличием отделения кузнечно-прессового отделения покрытий(окраски) и отделки готовой продукции, которое в некоторых случаях требует значительных протяженности и площади. Этот заключительный производственный процесс располагается в продольном пролете после поперечного пролета общей сборки-сварки: направление потока в этом продольном пролете — противоположное направлению потоков в остальных продольных пролетах цеха
Основное направление производственного потока в цехе на всем его протяжении совпадает с направлением, заданным на плане завода. Наряду с этим производственный поток либо часть его систематически перемещается в поперечном направлении — из одного пролета в другие и обратно. Продольные перемещения деталей, сборочных единиц и изделий в потоке осуществляются на вагонетках по рельсовым путям: освободившиеся в конце пролетов вагонетки возвращаются в исходное положение также по рельсовым путям, расположенным рядом с путями для потока изготовления изделий. Поперечные перемещения (подача деталей, сборочных единиц и изделий к манипуляторам, автоматам и другому высоко-производительному оборудованию, обслуживающему несколько пролетов, а также возврат указанных деталей, сборочных единиц и изделий в исходный пролет) выполняется кран-балками (или кранами). Специализация пролетов организуется так же, как по схеме рис. 31.
Рекомендуется для мелкосерийного и единичного производства тяжелых и громоздких изделий
Направление производственного потока в цехе отклоняется от заданного (на плане завода) попеременно в противоположные стороны. В разных случаях число таких отклонений (поворотов) может быть различным. Перемещение всех грузов и специализация участков в пролетах организуется так же, как по схеме на рис. 31.
Рекомендуется для единичного и мелкосерийного производства сравнительно сложных изделий, обусловливающих значительную протяженность производственных отделений цеха. В этих случаях указанная схема обеспечивает компактность планировки площадей цеха
Направление производственного потока в цехе отклоняется отзаданного (на плане завода) в противоположную сторону только один раз (частный случай схемы, представленной на рис. 35). Склады металла и готовой продукции располагаются рядом и обслуживаются одними путями для ввоза и вывоза. Перемещение всех грузов и специализация пролетов заготовительного отделения организуются так же, как по схеме рис. 31. В отделении узловой сборки-сварки пролеты специализируются по изготовлению различных сборочных единиц выпускаемого изделия. Возможно применение кольцевой (замкнутой) системы конвейеров.
Рекомендуется для серийного и массового производства однотипных и относительно несложных изделий
рации его процессов, а также широкого внедрения поточных методов работы на машиностроительных заводах не только массового и крупносерийного, но даже мелкосерийного и единичного производства.
Удачным примером новой типовой компоновки блока цехов с поперечной планировкой крановых пролетов комплексного много-номенклатурного производства сварных металлических конструкций (БЦСМК) служит следующая схема. Весь производственный процесс БЦСМК размещен (рис. 37 и 38) в здании, занимающем площадь размерами 264x396 м. На ней расположены 3 поперечных пролетов шириной 18—36 м и два прохода шириной по 6 м на уровне второго этажа. Общая площадь здания блока Оставляет 104 544 м2. Все 13 пролетов пересекают два железнодорожных пути с заходом на них вагонов железнодорожного транспорта и четыре продольных технологических пути нормальной колеи для внутрицеховой межпролетной передачи металла, заготовок, сборочных единиц и готовых изделий. Все технологические участки и линии размещены между каждыми двумя технологическими смежными путями.
Расстояние между путями 60 и 72 м, что позволило рационально разместить необходимое оборудование и складские площади. Отдельно от здания блока цехов расположена крытая эстакада для склада и отгрузки готовой продукции. Подобная компоновка позволяет правильно организовать грузопотоки в блоке цехов.
Организация цехов заготовительного передела основана на использовании исходного материала по группам его профиля.
В основу структуры сборочно-сварочных цехов принят принцип раздельного выпуска серийно и единично изготовляемых сборочных единиц и изделий. Между заготовительными и сборочно-сварочными цехами расположен цех комплектации.
В цехе термообработки и окраски производственные участки сформированы по технологическому принципу выполняемых операций. Здесь размещены специализированные участки термообработки и очистки, грунтовки и окраски изготовленной продукции (раздельно для изделий серийного и единичного производства).
31. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩАЯ МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЛАНА И РАЗРЕЗОВ ЗДАНИЯ ЦЕХА
Основная и довольно сложная задача описываемой проектной разработки — составление плана цеха, представляющего один из главнейших результатов проектирования цеха. Такой план цеха (отделения, участка), определяющий пространственное расположение в нем технологического процесса производства, называют технологическим, в отличие от строительного плана, разрабатываемого впоследствии строителями с целью выявления конструктивных особенностей и деталей здания цеха.
В процессе разработки плана и разрезов здания проектируемого сборочно-сварочного цеха определяют необходимые размеры последнего и расположение в нем всех элементов производства. Разработка технологического плана включает выбор наиболее рациональной для проектируемого производства схемы компоновки цеха, определение ее геометрических размеров и последующую детализацию ее содержания.
Составление плана цеха в целом и каждого его отделения представляет собой техническую задачу, допускающую несколько решений. Рациональное решение этой задачи достигается путем параллельной разработки нескольких (двух-трех) вариантов компоновочной схемы технологического плана цеха и последующего технико-экономического сравнения их между собой.
Каждая типовая схема компоновки (см. п. 30) с присущими ей производственно-техническими характеристиками имеет особенности, определяющие рекомендуемое ее использование в различных проектах сварочных производств. Это позволяет в самом начале разработки технологического плана цеха (отделения) произвести выбор рациональной его схемы, наиболее соответствующей разрабатываемому проекту сварочного производства.
В целях снижения стоимости строительства промышленных зданий путем унификации и значительного сокращения количества типоразмеров их конструкций, использования индустриальных методов их изготовления, а также сокращения проектных работ и продолжительности строительства существуют унифицированные типовые секции и пролеты для строительства всех производственных зданий ряда отраслей промышленности.
Для цехов машиностроительных заводов установлены унифицированные типовые секции следующих размеров в плане:
основные секции (для продольных пролетов) 144 X 72 и 72 х 72 м с сеткой колонн 24 X12 и 18 X12 м, где размер 12 м представляет собой шаг колонн (т. е. расстояние между осями соседних колонн вдоль пролета), а размеры 18 и 24 м означают ширину пролетов (между осями колонн);
дополнительные секции (для поперечных пролетов) 24x72 м, (24 Ч- 24) X 72 и 30x72 м, где размеры 24 и 30 м относятся к ширине пролетов.
Указанная длина унифицированных типовых секций и пролетов может быть изменена с учетом технико-экономической целесообразности, обусловленной рациональным размещением производственного процесса в проектируемом цехе. Таким образом, общая ^площадь каждой компоновочной схемы должна состоять из площадей некоторого числа унифицированных типовых секций.
Последовательность определения геометрических размеров принятой компоновочной схемы плана цеха с учетом применения унифицированных типовых секций и пролетов сводится к следующему.
1. подсчитывают необходимую общую площадь проектируемого цеха (без бытовых и административно-конторских помещений). Для этого пользуются заданным количеством годового выпуска продукции (в Мг), результатами ранее проведенных расчетов (см. гл. IV) по определению требуемого количественного состава элементов производства для проектируемого цеха и укрупненными показателями (см. гл. VII). Примерами таких показателей, используемых в подобных приближенных расчетах, могут служить: удельный годовой выпуск продукции, приходящийся на 1 м2 общей площади цеха и каждого его производственного отделения (в Мг/м2); общая площадь цеха и каждого его отделения, приходящаяся на одно сборочно-сварочное место (стенд) либо на один станок соответственно; допускаемая масса металла, приходящаяся на единицу общей площади склада, т. е. допускаемая плотность нагрузки общей площади склада (в Мг/м2) и т. п.
2. подбирают соответствующее количество и .типоразмеры описанных выше унифицированных типовых секций для проектируемого цеха с учетом максимальных габаритных размеров подлежащих размещению в его пролетах оборудования и изготовляемых изделий. Совместная компоновка этих типовых секций и пролетов должна удовлетворять предварительно выбранному типу компоновочной схемы (см. п. 30) и занимать площадь, соответствующую расчетной площади проектируемого цеха. Полученные таким образом геометрические размеры выбранной компоновочной схемы проектируемого цеха позволяют вычертить ее в принятом масштабе 1 : 1000 либо 1 : 500 с нанесением на ней сетки колонн и границ расположения всех производственных отделений и вспомогательных помещений цеха (как на рис. 31 — 36). Размещение оборудования и рабочих мест на компоновочных |ремах не показывают.
В проектах разработка технологического плана цеха включает составление его компоновочной схемы и затем подробного технологического плана в принятом масштабе 1 : 200 или 1 : 400 (для особо крупных цехов 1 : 800) и разрезов здания цеха в масштабе 1 : 200. В процессе этой разработки, выполняемой одновременно по всем отделениям проектируемого цеха, уточняют ранее принятую его компоновочную схему и планировку его производственных отделений и вспомогательных помещений; вычерчивают на плане — в пролетах цеха — размещение всех сборочно-сварочных и других рабочих мест, всего производственного оборудования и складочных мест для материалов и деталей и т. п.; увязывают комплексную механизацию производства во всех отделениях и схему работы внутрицехового транспорта.
В целях достижения наиболее рационального размещения технологического процесса заготовительных и сборочно-сварочных работ необходимо стремиться
1. к его прямоточности во всех пролетах проектируемого цеха.
2. Отсутствие возвратных перемещений собираемых, свариваемых: и обрабатываемых сборочных единиц и комплектов изготовляемых изделий и
3. сокращение до минимума количества поперечных перемещений в каждом пролете
После взаимной увязки планов основных отделений проектируемого цеха рассчитывают и планируют остальные вспомогательные отделения и другие площади цеха: участки контроля и испытания изделий, исправления и доделок продукции, поверхностных покрытий, склады, бытовые помещения и т. д.
Окончательно согласуют между собой все упомянутые выше планировки после разработки поперечных разрезов всех пролетов цеха. Последнее приводит к корректировке и окончательной компоновке технологического плана и разрезов сборочно-сварочного цеха.
Общая методика подробной разработки технологического плана и разрезов проектируемого цеха, используемые при этом практические и нормативные данные, а также применяемые основные расчеты изложены в п. 32—35.