Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные принципы системного подхода к управлению

  • 👀 461 просмотр
  • 📌 431 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Основные принципы системного подхода к управлению
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные принципы системного подхода к управлению» pdf
Основные принципы системного подхода к управлению. Теория систем связана с именами Людвига фон Берталанфи (в зарубежной науке) и Александра Александровича Богданова (в российской науке). А. А. Богданов – крупный русский философ, экономист и публицист (1873–1928), автоp значительного труда «Тектология. Всеобщая организационная наука». Богданов разработал основы теории строения систем и обосновал общие закономерности их развития. Он утверждал, что существуют принципы и законы, общие для всех систем – сознательной деятельности людей, их психических и физических комплексов, живой и мертвой природы. Весь мир – та или иная организация опыта. А. А. Богданов первым разработал понятия управляющей и управляемой системы, обратной связи и обосновал универсальный закон физиологических затрат энергии. К понятию «система» ученые вновь обратились спустя несколько десятилетий – при исследовании управленческих проблем. Эта новая концепция, сформировавшаяся в рамках системного подхода, получила название «эргология». Широко известна теория функциональных систем, разработанная П. К. Анохиным, рассматривающая деятельность организма как единую систему. Адаптированная, исправно функционирующая система способна отторгнуть лишний элемент, но если какая-нибудь функциональная часть ее выйдет из строя, то под угрозой будет работа системы в целом. Второй подход предполагает рассмотрение системы не просто как суммы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, а как особого образования, имеющего особые качества, возникающие при объединении элементов. Эти новые качества, которые не присущи элементам в отдельности, получили название эмерджентных. Иногда это качество системы называют синергетическим эффектом …Мелодия не есть совокупность звуков, стихотворение – совокупность слов, статуя – совокупность линий (М. Бубер). . Под это определение подпадают целостные, или холические, системы . Человек – это сложная система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих клеток и органов. Системным качеством человека является жизнь. Общество подобно человеку. Системным качеством общества является социальная жизнь. Системы могут рассматриваться в единстве их изменчивости и устойчивости, в статике и динамике. Характер соотношения изменчивости и устойчивости определяет тип системы, которые разделяются на стабильные (относительно устойчивые) и динамичные (доминирует изменчивость). Существуют также закрытые и открытые системы. Открытые системы (а их большинство) устойчиво функционируют только благодаря поступлению извне информации, энергии, сырья, материалов и реагируют на изменения параметров внешней среды. Различают технические системы (энергосистемы, нефте-, газопроводы, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс и т. д.), социально-экономические системы (отдельные предприятия, отрасли, транспортные системы, сфера обслуживания и торговля и т. п.). Объектом управления в этом случае могут быть и такие сверхсложные управляемые системы, как семья и личность. В этом случае управление системой часто бывает весьма трудным, требующим большого опыта, знаний и искусства, так как ее реакции на команды управления зачастую неадекватны, иногда даже непредсказуемы и парадоксальны. Отдельно выделяют особо сложные системы – организационные, основным элементом которых является человек – сам по себе сложный, активный и далеко не всегда предсказуемый. Под организационной системой будем понимать социальную (или социотехническую) систему, осуществляющую сложную деятельность, направленную на удовлетворение определенной социальной потребности или решение социальной проблемы. Типичными примерами организационных систем являются производственные предприятия, фирмы, объединения, транснациональные компании, министерства и ведомства, различные комиссии и проблемные группы, программно-целевые комплексы. Существуют неавтоматизированные и автоматизированные системы управления. Если процесс управления осуществляется человеком (оператор, диспетчер, в общем случае – руководитель), то такая система называется неавтоматической. Для того чтобы проанализировать системное качество общества, определить тип системы, необходимо соблюдать следующие принципы системного анализа: 1. Учитывать целостность системы, т. е. несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов. Эффект целостности заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления. 2. Описывать структурность, т. е. требование описывать систему через связи, взаимодействия, взаимоупорядоченность ее элементов. 3. Принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать «принципом матрешки». В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг – это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь – очень важная проблема в методологии практического управления. Теория систем рассматривает управляемую систему не автономно, а в ее взаимосвязи с окружающей средой и исследует методы адаптации системы к изменяющимся внешним условиям. Рассматривать взаимозависимость системы и внешней среды (общество «встроено» в большую по масштабам метасистему, испытывает ее влияние). 4. Учитывать иерархичность, что означает отношения соподчинения между элементами системы. Это принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени. 5. Функциональность – требование выявления функций системы в целом и ее отдельных элементов. 6. Принцип пространственно-временного существования системы. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы – и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа. 7. Принцип историчности и цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов. 8. Принцип разделения системообразующих и системоразрушающих факторов, их флуктуации (взаимопереходов и взаимодействия). В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов. 9. Принцип коммуникативности. Он заключается в том, что элементы системы могут составлять целостность только благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяют функционирование и развитие системы. 2. Организация как система. Мы можем рассматривать жизнедеятельности или общество, организацию как отдельную сферу разновидности его социальной системы. В их структуре мы можем выделить ту часть, которая выполняет функции по управлению. Это управляющая подсистема. Можем говорить и об управляемой подсистемой (граждане, процессы и т. д., выступающие объектом управленческой деятельности). Например, в системе прессы мы можем выделить управляющую подсистему: это министерство по делам печати, контролирующие органы (цензурный комитет). Здесь имеет место известный в системологии эффект превращения элемента внешней среды (государственное воздействие) в компонент собственно системы (официальные руководящие и цензурные органы в поле журналистики). Управляемая подсистема – это сами печатные органы. Управление есть процесс, а система управления – механизм, который обеспечивает этот процесс. Рассмотрим организацию организацию можно как социотехническую рассматривать как систему, систему. Любую состоящую из взаимозависимых подсистем: организационная структура, внешняя и внутренняя среда и т. п. Понятие организации употребляют для обозначения единства группы людей и условий их деятельности. Организация – это сознательное, систематизированное объединение действий людей с целью достижения определенных целей. Организации создаются и существуют вследствие того, что некоторые цели не могут быть достигнуты человеком в одиночку. Например, с помощью организации люди получают доход и другие социальные блага (информацию, престиж, власть, славу, социальную защиту и т. д.). Иными словами, группа людей, работающих вместе, может создать больше, чем один человек в отдельности. Однажды возникнув, организация приобретает определенную самостоятельность и может существовать относительно независимо от людей, ее создавших. Организация может использовать возможности людей, из которых состоит, для своего укрепления и развития. В идеале взаимоотношения между организацией и ее отдельными членами должны быть сбалансированы. В действительности этот баланс может быть нарушен, причем инициатором нарушений может выступать и та, и другая сторона: люди могут использовать имя, ресурсы организации в своих корыстных целях, наносы ущерб ее потенциалу, репутации, так же и организация может низводить людей до уровня винтиков, может «выжимать» из них силы, способности, возможности. Организацию можно представить в виде открытой системы, встроенной во внешнюю среду. Можно определить функции организации как системы, перерабатывающей ресурсы внешней среды в необходимые продукты и услуги. Для функционирования организации недостаточно одних людей и их целей. Необходим ряд условий – материальных (помещения, мебель, компьютеры), экономических (капитал), правовых (документы). Таким образом, понятие организации объединяет в себе указание на единство людей и условий их деятельности. Организация обладает рядом важных признаков: 1. Наличие цели, обеспечивающей смысл существования организации. 2. Обособленность – замкнутость внутренних процессов, наличие границ от внешнего окружения. 3. Наличие технологических, связей между управленческих, элементами – информационных, экономических, социальных – обеспечивает единство всех ее частей. 4. Способность к саморегулированию – самонастройка параметров в ответ на изменения внешней среды. 5. Организационная культура. 6. Устойчивость – способность функционировать, развиваться и сохранять равновесие в изменяющихся условиях внешней среды. Предприятие, являющееся крупной системой, действует в сложной и динамичной окружающей среде, и его выживание обеспечивается за счет упрощения его структурной сложности. Адаптация к изменяющимся условиям внешнего мира происходит через образование соответствующих подсистем, функционально реагирующих на получаемую информацию. Часто технологический процесс управления осуществляется в условиях неопределенности, при неполной информации. Однако дефицит информации не является непреодолимым препятствием для принятия управленческого решения. Например, при изменении условий внешней среды предприятие, стремящееся к выживанию и достижению максимальной прибыли, будет адекватно реагировать на эти изменения. Механизм адаптации предприятия, принимаемые управленческие решения могут быть многовариантными (невольно напрашивается аналогия с естественным отбором в биологической эволюции). Системы управления должны быть такого качества, чтобы обеспечить реакцию на изменения окружающей среды и взаимосвязь подразделений. Если в организационной структуре есть элемент, действия которого не влияют на поведение системы и не реализуют ни одну из целей ее функционирования, то это является верным признаком ненужности этого элемента. Каждый из управляемых объектов является системой, состоящей из отдельных, но взаимосвязанных частей. Причем система приобретает новые свойства, которыми не обладают составляющие ее элементы. Так, коллектив – это не сумма отдельных личностей, это новое образование, новый организм со своими особенностями, который подчиняется иным законам, чем составляющие ее отдельные люди. В общем случае система состоит из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых обладает присущими ему свойствами, но в целом все они действуют целенаправленно.
«Основные принципы системного подхода к управлению» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 75 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot