Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные понятия психологии развития и возрастной психологии

  • 👀 1122 просмотра
  • 📌 1054 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные понятия психологии развития и возрастной психологии» doc
Тема 2. Основные понятия психологии развития и возрастной психологии Ключевые понятия возрастной психологии и психологии развития Развитие – процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры. Развитие – это всегда развитие системы, новое качество возникает только как преобразование системы. Соответственно, объект развития – система, а не изолированный элемент. Диалектическое понимание развития рассматривает его как необратимое изменение системы, вызванное разрешением её внутренних противоречий. Развитие – это закономерное изменение всех психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, структур. Л.С. Выготский писал, о том, что развитие есть непрерывный самообусловливающий процесс, а не марионетка, управляемая дёрганием двух ниток. Процесс развития психики как сложной системы целостен, неделим, в нём связаны все ступени и стадии. Л.С. Выготский предлагал две разновидности развития: преформированное (ограниченное рамками возможного) и непреформированное (которое трудно предвидеть в его результате). Развитие психики человека сочетает в себе признаки преформированности и непреформированности. Рост – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом. Рост – метафизическое развитие, количественное изменение системы, увеличение или уменьшение, повторение. . Созревание – часть общего процесса онтогенетического роста и развития, которая детерминирована главным образом наследственной программой. В терминах Л.С. Выготского, созревание – линия натурального (органического) развития, логически противопоставляемая линии культурного развития.    Созревание – запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Созревание включает количественные и качественные изменения. Созревание – количественные изменения в биологических системах организма, при которых происходят запрограммированные изменения в функциональных системах организма. Психика, как и все сложные системы, обнаруживает высокую чувствительность к фактору времени. В психологии используется понятие «сензитивность» - время в жизненном цикле, когда средовое воздействие наиболее эффективно. Любая способность или психическая функция имеет период, благоприятный для ее наилучшего развития.  Сензитивный период – время в жизненном цикле, когда средовое воздействие наиболее эффективно. Сензитивные периоды – периодыонтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определённым влияниям среды. Сензитивные периоды – это периоды оптимальных сроков развития определённых сторон психики (процессов и свойств). П.П. Блонский и Л.С. Выготский, обращая внимание на непостоянство темпа психического развития, предлагали выделять литические и критическиепериоды. • Критический период в психологии развития – период резких изменений и перехода к следующему стабильному периоду. • Литический (стабильный) период развития – период медленных изменений, идущих «подземным» путём. Стабильные периоды насыщены эволюционными, медленными изменениями, которые идут «подземным путем» и накапливаются к концу периода. Поэтому границы литического периода выделяются резко. Кризис – переломный момент в развитии человека, знаменующийся переходом на новую стадию развития, при которой движущие силы развития, характерные для предыдущей стадии, уже изжили себя, а новые только начинают формироваться.     Кризисы, напротив, имеют неотчетливые границы, и момент их наступления и окончания предсказать трудно. Но в середине этого периода характерно резкое обострение – кульминация. В течение критического периода большинство детей обнаруживает трудновоспитуемость, являющуюся результатом несоответствия привычных мер педагогического воздействия уже измененной личности, за развитием которой эти воздействия не поспевают. Всякий ребенок в период кризиса снижает темп развития по сравнению с предшествующим стабильным периодом. В ходе кризисов на первый план выступают негативные изменения (свертывание, распад, разложение) того, что возникло на предшествующей стадии, но по окончании кризиса становятся отчетливыми новообразования. Новообразование (innovation) – термин, используемый Л.С. Выготским для психологической характеристики возрастных периодов и обозначает те качественные психологические изменения в личности и деятельности, которые впервые возникают в данном периоде и определяют ход развития, а также отношения ребёнка к самому себе и к социальному окружению. Психологические новообразования – те новые образования в психике и личности человека, которые знаменуют собой переход на новую ступень или новый этап развития. Психологические новообразования выступают результатом развития человека как психологической системы, поэтому включают в себя и психические, и личностные новообразования.
«Основные понятия психологии развития и возрастной психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot