Основные понятия психологии развития и возрастной психологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2. Основные понятия психологии развития и возрастной психологии
Ключевые понятия возрастной психологии и психологии развития
Развитие – процесс качественного изменения,
перестройки, преобразования структуры. Развитие – это всегда развитие системы,
новое качество возникает только как преобразование системы. Соответственно,
объект развития – система, а не изолированный элемент.
Диалектическое понимание развития рассматривает его как необратимое изменение системы, вызванное разрешением её внутренних противоречий.
Развитие – это закономерное изменение всех психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, структур.
Л.С. Выготский писал, о том, что развитие есть непрерывный самообусловливающий
процесс, а не марионетка, управляемая дёрганием двух ниток.
Процесс развития психики как сложной системы целостен, неделим, в нём связаны все ступени и стадии. Л.С. Выготский предлагал две разновидности развития:
преформированное (ограниченное рамками возможного) и непреформированное
(которое трудно предвидеть в его результате).
Развитие психики человека сочетает в себе признаки преформированности и
непреформированности.
Рост – количественные изменения,
увеличение размеров, функциональных
возможностей отдельных органов, их
системы, организма в целом.
Рост – метафизическое развитие,
количественное изменение системы,
увеличение или уменьшение, повторение.
.
Созревание – часть общего процесса
онтогенетического роста и развития,
которая детерминирована главным
образом наследственной программой. В
терминах Л.С. Выготского, созревание –
линия натурального (органического)
развития, логически
противопоставляемая линии культурного
развития.
Созревание – запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Созревание включает количественные и качественные изменения.
Созревание – количественные изменения в биологических системах организма, при которых происходят запрограммированные изменения в функциональных системах организма.
Психика, как и все сложные системы, обнаруживает высокую чувствительность
к фактору времени. В психологии используется понятие «сензитивность» - время в жизненном цикле, когда средовое воздействие наиболее эффективно. Любая способность или психическая функция имеет период, благоприятный для ее наилучшего развития.
Сензитивный период – время в жизненном цикле, когда средовое воздействие наиболее эффективно.
Сензитивные периоды – периодыонтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определённым влияниям среды. Сензитивные периоды – это периоды оптимальных сроков развития определённых сторон психики (процессов и свойств).
П.П. Блонский и Л.С. Выготский, обращая внимание на непостоянство темпа психического развития, предлагали выделять литические и критическиепериоды.
• Критический период в психологии развития – период резких изменений и перехода к следующему стабильному периоду.
• Литический (стабильный) период развития – период медленных изменений, идущих «подземным» путём.
Стабильные периоды насыщены эволюционными, медленными изменениями, которые идут «подземным путем» и накапливаются к концу периода. Поэтому границы литического периода выделяются резко.
Кризис – переломный момент в развитии человека, знаменующийся переходом на новую стадию развития, при которой движущие силы развития, характерные для предыдущей стадии, уже изжили себя, а новые только начинают формироваться.
Кризисы, напротив, имеют неотчетливые границы, и момент их наступления и окончания предсказать трудно. Но в середине этого периода характерно резкое обострение – кульминация.
В течение критического периода большинство детей обнаруживает трудновоспитуемость, являющуюся результатом несоответствия привычных мер педагогического воздействия уже измененной личности, за развитием которой эти воздействия не поспевают. Всякий ребенок в период кризиса снижает темп развития по сравнению с предшествующим стабильным периодом. В ходе кризисов на первый план выступают негативные изменения (свертывание, распад, разложение) того, что возникло на предшествующей стадии, но по окончании кризиса становятся отчетливыми новообразования.
Новообразование (innovation) – термин, используемый Л.С. Выготским для психологической характеристики возрастных периодов и обозначает те качественные психологические изменения в личности и деятельности, которые впервые возникают в данном периоде и определяют ход развития, а также отношения ребёнка к самому себе и к социальному окружению.
Психологические новообразования – те новые образования в психике и личности человека, которые знаменуют собой переход на новую ступень или новый этап развития. Психологические новообразования выступают результатом развития человека как психологической системы, поэтому включают в себя и психические, и личностные новообразования.