Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные понятия отрасли и структуры

  • 👀 662 просмотра
  • 📌 616 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Основные понятия отрасли и структуры
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные понятия отрасли и структуры» pdf
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОТРАСЛИ И СТРУКТУРЫ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА СОДЕРЖАНИЕ 1 РАЗДЕЛА: 1.1 Предмет и задачи дисциплины 1.2 Основные понятия отрасли 1.3 Классификация видов экономической деятельности 1.4 Жизненный цикл отрасли 1.5 История развития отрасли 1.6 Технологический и энергетические уклады в мировой экономике 1.7 Общая характеристика отраслевого рынка 1.8 Конкурентная среда в отрасли. Основные направления и методы анализа конкурентной среды 1.9 Анализ положения компании 1.10 Барьеры для входа в отрасль 1.1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины – усвоение теоретических знаний в вопросе отраслевой экономики Задачи дисциплины: 1. Анализировать социально значимые проблемы и процессы в отрасли 2. Оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование нефтяного бизнеса 3. Понимать основные механизмы государственного регулирования 4. Знать экономические основы поведения нефтяных компаний 5. Иметь представление о различных структурах рынков 6. Понимать роль и направления инновационного развития нефтяного комплекса России 7. Видеть глобальные экономические проблемы нефтяной и газовой промышленности 8. Понимать классификацию запасов нефти и газа и владеет навыками расчета запасов 9. Понимать современную картину мира и место нефти и газа в ней 1 1.2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОТРАСЛИ ОТРАСЛЬ – это отдельная область деятельности, науки, производства совокупность организаций с «родственной» технологией, совокупность «родственных» производств совокупность производителей одного блага, которые продают его на одном рынке совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности (ООН) 1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Многообразие областей общественного труда порождает соответствующее разнообразие отраслей и принципов их классификации До 2003 года С 2003 года ОКОНХ ОКВЭД Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКОНХ был призван сгруппировать предприятия и организации по отраслям с целью обеспечения научного анализа межотраслевых связей и пропорций в развитии народного хозяйства, сопоставимости показателей при анализе экономической эффективности общественного производства и роста производительности общественного труда, а также увязки плановых и отчетных показателей, характеризующих развитие экономики и культуры страны. 2 ОТРАСЛИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА Лесное хозяйство Рыбное хозяйство Транспорт и связь Промышленность Сельское хозяйство Строительство Заготовки МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО Торговля и общественное питание Материальнотехническое снабжение и сбыт Операции с недвижимым имуществом Информационновычислительное обслуживание Прочие виды деятельности сферы материального производства Коммерческая деятельности по обеспечению функционирования рынка Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологиче ская служба В ОКОНХ выделено 16 комплексных отраслей промышленности, включающих 405 отраслей производства: 1. Машиностроение и металлообработка 136 2. Легкая промышленность 48 3. Цветная металлургия 36 4. Пищевая промышленность 34 5. Промышленность строительных материалов 32 6. Химическая и нефтехимическая промышленность 30 7. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 19 8. Топливная промышленность 16 9. Черная металлургия 11 10. Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность 10 11. Электроэнергетика 7 12. Микробиологическая промышленность 7 13. Медицинская промышленность 3 14. Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность 2 15. Полиграфическая промышленность 1 16. Другие отрасли промышленности 13 3 ОТРАСЛИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА Народное образование Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение Управление Культура и искусство НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО Наука и научное обучение Жилищнокоммунальное хозяйство Непроизводственные виды бытового обслуживания населения Экстерриториальные организации и органы Общественные объединения ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе StatisticalclassificationofeconomicactivitiesintheEuropeanCommunity (NACE Rev. 1) путем сохранения в ОКВЭД из NACE Rev. 1 кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами 4 ОКВЭД используется при решении следующих основных задач: 1. классификация и кодирование видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации; 2. определение основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов; 3. разработка нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности; 4. осуществление государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов; 5. кодирование информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах; 6. обеспечение потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач. ОКВЭД содержит 17 разделов, обозначающих буквами от А до Q. A B Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Рыболовство, рыбоводство J Финансовая деятельность K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение Образование C Добыча ископаемых полезных L D Обрабатывающее производство Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство M P H Оптовая и розничная торговля; ремонт Гостиницы и рестораны I Транспорт и связь E F G N O Q 5 Здравоохранение и предоставление социальных услуг Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства Деятельность экстерриториальных организаций РАЗДЕЛ С. ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ Подраздел CA. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 10 ДОБЫЧА КАМЕННОГО УГЛЯ, БУРОГО УГЛЯ И ТОРФА 10.1 Добыча, обогащение и агломерация каменного угля 10.2 Добыча, обогащение и агломерация бурого угля 10.3 Добыча и агломерация торфа 11 ДОБЫЧА СЫРОЙ НЕФТИ И ПРИРОДНОГО ГАЗА; ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ В ЭТИХ ОБЛАСТЯХ 11.1 Добыча сырой нефти и природного газа 11.2 Предоставление услуг по добыче нефти и газа 12 ДОБЫЧА УРАНОВОЙ И ТОРИЕВОЙ РУД Подраздел CB. Добыча полезных ископаемых, кроме топливноэнергетических 13 ДОБЫЧА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ РУД 13.1 Добыча железных руд 13.2 Добыча руд цветных металлов, кроме урановой и ториевой руд 14 ДОБЫЧА ПРОЧИХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 14.1 Разработка каменных карьеров 14.2 Добыча гравия, песка и глины 14.3 Добыча минерального сырья для химических производств и производства удобрений 14.4 Добыча и производство соли 14.5 Добыча прочих полезных ископаемых, не включенных в другие группировки 6 РАЗДЕЛ D. ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА Подраздел DA. Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Подраздел DB. Текстильное и швейное производство Подраздел DC. Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви Подраздел DD. Обработка древесины и производство изделий из дерева Подраздел DE. Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность Подраздел DF. Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов 23 ПРОИЗВОДСТВО КОКСА, НЕФТЕПРОДУКТОВ И ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ 23.1 Производство кокса 23.2 Производство нефтепродуктов 23.3 Производство ядерных материалов Подраздел DG. Химическое производство 24 ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО 24.1 Производство основных химических веществ 24.2 Производство химических средств защиты растений (пестицидов) и прочих агрохимических продуктов 24.3 Производство красок и лаков 24.4 Производство фармацевтической продукции 24.5 Производство мыла; моющих, чистящих и полирующих средств; парфюмерных и косметических средств 24.6 Производство прочих химических продуктов 24.7 Производство искусственных и синтетических волокон 7 1.4 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОТРАСЛИ Жизненный цикл отрасли – временной интервал, включающий несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. прибыль 2 3 4 5 6 7 время убытки 1 Фазы жизненного цикла отрасли 1 организация (создание); 2 становление; 3 стадия ускоренного роста; 4 стадия замедленного роста; 5 устойчивость (зрелость); 6 спад; 7 ликвидация 8 КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОТРАСЛИ: продолжительность стадий жизненного цикла в отраслях различна, и часто неясно, в какой именно стадии жизненного цикла находится отрасль, что искажает результаты анализа и может привести к неадекватным выводам. рост отрасли не всегда соответствует рассмотренной модели. Иногда отрасль сразу переходит от стадии роста к стадии спада (минуя зрелость). Иногда рост отрасли возобновляется после периода длительного спада. предприятия отрасли в состоянии влиять на характер кривой роста с помощью освоения новой продукции, использования новых видов сырья, технологий и др. Необходимо различать стадию спада жизненного цикла отрасли и кризис в ее развитии, который является важнейшим элементом механизма саморегулирования рыночной экономики. 9 1.5 3000 до н.э. 347 г.н.э. 7 век н.э. 1274 г. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ Древние египтяне, жители Междуречья и обитатели государств Ближнего Востока собирают нефть с поверхности воды. Ее используют в строительстве, для освещения домов, в качестве топлива и даже добавляют в состав для бальзамирования В Китае закладывают первую скважину для получения нефти, используя полые стебли бамбука в качестве труб. Буровой инструмент – долото и бамбуковые штанги – опускались в скважину на канатах толщиной 1-4 см, свитых из индийского тростника Изобретено сильнейшее оружие Средних веков – «греческий огонь», который нельзя было затушить ни водой, ни песком. Современные ученые считают, что в состав этого средства входят нефть, смола, селитра, канифоль и сера Марко Поло сообщает, что жители Апшеронского полуострова на территории современного Азербайджана собирают нефть, просачивающуюся из земли. 1500 В Польше освещают улицы полученной в районе Карпат 1711 Греческий врач Эйринид’Эйринис обнаруживает залежи природного асфальта в местечке Валь-де-Травер (современный город Невшатель в Швейцарии), где в 1719 году открывает битумную шахту, которая будет функционировать до 1986 года. 1745 В России на реке Ухта строится первое предприятие по переработке нефти 1900 Россия занимает 1-е место по объемам добычи нефти 10 при помощи нефти, 1911 Завершено строительство самого большого в то время в мире по протяженности магистрального нефтепровода Баку - Батуми диаметром 200 мм и длиной 835 км, который продолжает эксплуатироваться и по сей день. 1920 Национализация нефтяной промышленности Установление государственной монополии. иностранными государствами России в связи с советского правительства выплатить стоимость иностранных нефтяных компаний 1922 Образование «Нефтесиндиката» – монопольной структуры в Советской России, контролировавшей реализацию нефти как на внутреннем, так и внешнем рынках 1938 1939-1945 России. Бойкот отказом активов Российские геологи во главе с Губкиным И. М. доказали наличие значительных запасов нефти на территории между Волгой и Уралом. Впоследствии этот нефтедобывающий район стали называть «Вторым Баку». Месторождения нефти открыты в Кувейте и Саудовской Аравии. Вторая Мировая война. Контроль над месторождениями нефти в Закавказье, на Ближнем Востоке и в Румынии – один из важнейших вопросов для противоборствующих сторон. Планы гитлеровской Германии терпят крах, но германские химики изобретают эрзацбензин, производящийся из каменного угля. Впоследствии технология почти не используется 1948 В России, на юге Республики Татарстан открыто Ромашкинское месторождение. Запасы нефти, оцениваемые сегодня в 12-14 млрд бар, залегают на глубине 0,6-1,8 км 1956 Суэцкий кризис. После вторжения англо-французских войск в Египет мировые цены на нефть за короткое время вырастают вдвое. Месторождения нефти открыты в Алжире и Нигерии. 1959 Открытие гигантского газового месторождения Гронинген (запасы – свыше 4,2 трлн куб. м газа) на побережье Нидерландов. Именно с этого открытия и началась история нефти и газа Северного моря. 11 1960 В Багдаде (Ирак) образуется Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Ее основателями становятся Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. 1964 Введен в строй крупнейший в то время нефтепровод «Дружба», позволявший поставлять нефть из СССР в страны Восточной Европы – Польшу и ГДР. 1965 В России открыто месторождение-супергигант Самотлор, входящий в число крупнейших месторождений в мире, с начальными запасами нефти промышленных категорий свыше 47 млрд. баррелей 1974-1975 Страны Запада переживают тяжелый экономический кризис. СССР получает огромные доходы от продажи нефти 1979 1990 1991 1998 Политические события ведут к стремительному повышению цен на нефть. Исламская революция в Иране, приход к власти Саддама Хусейна, нападение Ирака на Иран и другие события приводят к скачку цен с 13 до 34 долларов за баррель Ирак захватывает Кувейт. Мировые цены на нефть выросли вдвое, достигнув 36 долларов за баррель Войска коалиции освобождают Кувейт. Отступая, иракцы поджигают кувейтские нефтяные скважины. Война приводит к крупнейшей в истории экологической катастрофе – до 4 миллионов баррелей нефти вылилось в Персидский залив. СССР распадается, и экспорт нефти из бывших советских республик резко уменьшается Экономический кризис в Азии. Из-за теплой зимы и увеличения производства нефти в Ираке цены резко снижаются. Чтобы остановить падение цен, страны ОПЕК уменьшают производство нефти 12 1.6 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УКЛАДЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Технологический уклад – совокупность комплексов технологически сопряженных производств, функционирующих на основе сходных научнотехнических принципов. В рамках каждого технологического уклада осуществляется замкнутый производственный цикл, включающий добычу и получение первичных ресурсов, все стадии их переработки и выпуск конечных продуктов, а также используются совместимые технологии, формы и методы управления, формы экономических отношений. Технологические нововведения, участвующие в создании нового технологического уклада, получили название «ключевой фактор». Отрасли, играющие ведущую роль в его распространении, являются несущими отраслями, а их совокупность образует ядро технологического уклада. V. Информационнокоммуникационная технология Описание уклада Биотехнологии. Спутники. Технологии окружающей среды. Тонкая химия. III. Фордовское массовое производство III. Электричествои Тяжелая промышленность II. Сила пара. Железные дороги I. Ранняя механизация Станки. Паровые машины. Пароходы. Железные дороги Текстиль. Сила воды. Каналы 1770 Хлопок сырье, железо 1840 Электростанции. Тяжелая промышленность. Синтетические волокна. Электричество. Вооружения. Алюминий. Нефтехимия. Пром. процессы Пластмассы. Автомобили. Самолеты. Скоростные магистрали. Ядра технологического уклада 1890 Уголь транспорт Компьютеры. Телекоммуникации. Программное обеспечение. CIM. Новые материалы. ISDN 1940 Сталь 1990 Энергия (особенно нефть) Ключевые отрасли промышленности 13 ? Микроэлетроника Номер уклада I Знаковое начальное событие Создание Ричардом Аркрайтом прядильной машины «Waterframe» и строительство им текстильной фабрики в Кромфорде Содержание Начало Ранняя механизация (промышленная революция) 1772 II Сила пара и железные дороги (эпоха пара) 1825 Паровоз Locomotion № 1, строительство железной дороги Стоктон — Дарлингтон III Электрическая и тяжелая промышленность (эпоха стали) 1875 Изобретение бессемеровского процесса, создание на базе конвертера Бессемера завода EdgarThomsonSteelWorks в Питтсбурге IV Фордовское массовое производство (эпоха нефти) 1908 Внедрение на предприятиях Форда ленточного конвейера, начало выпуска автомобиля FordModel T. V Информационнокоммуникационные технологии (эпоха компьютеров) 1971 Первое употребление названия «Силиконовая долина», появление первого микропроцессора Intel 4004 VI Нанотехнологии 2018 ---- 14 Энергетические уклады 15 Смена энергетических укладов сопровождается двумя закономерностями: в каждом существующем энергетическом укладе активно развивается последующий доминирующий энергоноситель (растет удельный вес в общем потреблении) смена энергетических укладов сопровождается увеличением энергетической ценности доминирующего энергоносителя (количество энергии (т у.т.), содержащееся в метрической тонне энергоносителя) Смена дровяного уклада на угольный сопровождалась фактическим удвоением энергетической ценности. Смена угольного уклада нефтяным обеспечила более чем двукратное увеличение энергетической ценности. Энергетическая ценность газа более чем в полтора раза выше энергетической ценности нефти. При смене энергетического уклада, как правило, не происходит критических изменений в производстве других энергоносителей (кроме доминирующего). Такие энергоносители как дрова и отходы, занявшие энергетическую «полку» в 1,8 млрд т у.т. еще в начале XX века, продолжают в ней находиться и в настоящее время. Уголь, как мировой энергоресурс, занимает уровень 3,6 млрд т у.т/год. В перспективе, снизившись до уровня производства 2000 года, займет свою энергетическую «полку» в объеме около 6 млрд т у.т. и ныне доминирующий энергоресурс – нефть. Лишь газовые и неуглеводородные ресурсы существенно увеличат свои объемы производства. Только в 2005-2020 гг. годовой объем потребления газа должен возрасти минимум в 1,5 раза. Неуглеводородная энергетика должна за этот же период увеличиться на 30 %. 16 НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА: развитие альтернативных источников энергии (солнечная, ветровая, геотермальная, использование гидро- и биоресурсов), появление принципиально новых, значительно более эффективных источников энергии (например, так называемый гелий-3); смена «углеводородной энергетики» на «водородную энергетику»; создание двигателя внутреннего сгорания, синтезирующего в себе достоинства дизеля и бензинового двигателя, что потребует принципиально нового типа моторного топлива (или работающего на биотопливе); развитие нанотехнологий, позволяющих получать продукты с заданными качественными параметрами, «конструируя» вещества на молекулярном уровне; использование технологии получения жидких углеводородов из промышленных и бытовых отходов. 17 1.7 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА Рынок (в узком смысле)– это механизм, сводящий вместе покупателей, формирующих спрос, и продавцов – поставщиков отдельных товаров и услуг, формирующих предложение; Рынок (в широком смысле)– это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров (услуг, ценных бумаг, валюты), формирующая и уравновешивающая спрос, предложения и цены. ФУНКЦИИ РЫНКА Посредническая Ценообразующая Информирующая Регулирующая Стимулирующая Оздаравливающая рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом, устанавливать отношения купли-продажи возникает при столкновении товарного спроса и предложения в условиях конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги Сложившиеся цены «сообщают» участникам рынка о состоянии экономики: насыщенности рынка, запросах покупателей и т.д. из менее выгодных отраслей (перепроизводство продукции и, как следствие, низкая рентабельность производства продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли цены «вознаграждают» дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто повышает эффективность производства «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности 18 1.8 КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА В ОТРАСЛИ Методы анализа конкурентной среды: Концепция взаимодействия структуры рынка – поведения фирм – результата Модель пяти сил Майкла Портера Модель теории конкурентных преимуществ Петерафа Концепция взаимодействия структуры рынка – поведения фирм – результата- это один из базовых методов, используемых для анализа влияния отраслевой структуры на результаты деятельности коммерческих организаций, известен. При этом подходе мы начинаем с рассмотрения структуры отрасли и анализа взаимосвязи данной отрасли с различными типами рынков. Природа отраслевой структуры в значительной степени определяет поведение фирм в ключевых сферах деятельности 1 блок Структура рынка 2 блок Поведение фирмы 19 3 блок Результат 1 блок Структура рынка 1 Количество продавцов и покупателей Много или мало фирм, выпускающих аналогичную продукцию, существует на рынке? Сколько фирм или потребителей покупают производимый продукт? 2 Дифференциация продукта Выпускают ли фирмы идентичный продукт или же они выпускают продукт, который отличается от продукта, производимого другими фирмами? 3Барьеры входа Легко или трудно войти новым фирмам на данный отраслевой рынок? 4 Структура издержек Как распределяются затраты элементам? Имеет ли место существенная экономия от масштаба производства? 5 Вертикальная интеграция Контролируют ли фирмы выпуск продукции в отрасли начиная от сырьевых материалов и заканчивая конечными потребителями или они сосредотачивают внимание только на одной стадии производственного процесса? 6 Уровень конгломерации Сосредотачиваются ли фирмы на выпуске всего лишь одного вида продукции или же целого набора товаров? 20 2 блок Поведение фирмы 1 Ценообразование, маркетинг и реклама Какова наиболее вероятная стратегия ценообразования фирм? На какие группы покупателей будут ориентироваться фирмы? Каков объем средств может быть затрачен на рекламу? 2 Товарная стратегия Выпускают ли фирмы идентичный продукт или же они выпускают продукт, который отличается от продукта, производимого другими фирмами? 3 Инновации Можем ли мы ожидать, что изменение структуры и параметров рынка приведет к определенному уровню инноваций, что, в конечном счете, повысит перспективы экономического роста? 3 блок Результат 1 Прибыль и эффективность Насколько прибыльны фирмы и насколько 3эффективно блок Результат они используют имеющиеся ресурсы? 2 Экономический рост Насколько успешно фирмы смогут наращивать реальный объем производства? 21 Модель теории конкурентных преимуществ Петерафа Разнородность ресурсов Последующие пределы (ограничения) конкуренции Рента (монопольная или рикардианская) Устойчивые ренты КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА Ренты устойчивые внутри фирм Ренты, не компенсируемые издержками Несовершенная мобильность Существующие ограничения конкуренции 22 Модель пяти сил Майкла Портера ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ НОВЫЕ КОНКУРЕНТЫ Угроза входа на рынок со стороны новых фирм ПОСТАВЩИКИ ОТРАСЛЕВЫЕ КОНКУРЕНТЫ Сила торгового давления покупателей Соперничество между существующими фирмами Сила торгового давления поставщиков ПОКУПАТЕЛИ Угроза со стороны товаров, являющихся субститутами СУБСТИТУТЫ 23 1.9 АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПАНИИ Анализ положения компании на рынке является задачей ситуационного анализа и включает определение места, занимаемого предприятием в общем экономическом пространстве, основных факторов, воздействующих на предприятие. Ситуационный анализ складывается из анализа: • сильных и слабых сторон в их взаимодействии с угрозами и возможностями внешней среды (SWOT–анализ); • стратегической позиции, занимаемой предприятием; • сегментов рынка; • конкуренции; • позиционного. Направления анализа Содержание Источник информации 1. SWOT–анализ Выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз, исходя из состояния внешней среды Информация о внешней среде, сведения о производственной структуре компании и прочее 2. Анализ Выявление и анализ стратегических зон стратегической позиции хозяйствования Информация о внешней среде, производственные показатели деятельности фирмы, организационная структура 3. Анализ сегментов рынка Определение и анализ рыночных сегментов, на которых функционирует компания; анализ покупательского спроса Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования) 4. Анализ конкуренции Определение и анализ видов и основных факторов конкуренции, конкретных конкурентов Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования) 5. Позиционный анализ Определение и анализ места, занимаемого фирмой, ее продукцией, отдельными торговыми марками и товарами по отношению к другим фирмам, торговым маркам и продуктам Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования), анализ собственной продукции 24 1.10 БАРЬЕРЫ ДЛЯ ВХОДА В ОТРАСЛЬ Термин «барьеры входа» был впервые введен Д. Бэйном в 1956 году. Барьер входа – это совокупность факторов, которые либо препятствуют фирме организовать прибыльное производство на данном товарном рынке, либо препятствуют выйти с рынка без существенных потерь. Д. Бэйн предложил классифицировать отраслевые рынки в зависимости от наличия барьеров входа следующим образом: • легкий вход; • слабо затрудненный (предоставляемый); • сильно затрудненный (сдерживаемый); • блокированный Типы входных барьеров Стратегические Ценовые Неценовые Нестратегические Административные Социальноэкономические экономия на масштабе емкость отраслевого рынка устойчивые связи с другими участниками рынка преимущества в уровне затрат дифференциация продукта экологические ограничения 25 состояние рыночной инфраструктуры минимальный уровень первоначальных инвестиций В мировой практике для оценки уровня входных барьеров на конкретный товарный рынок используются два основных статистических показателя. норма входа фирм на отраслевые рынки: Нвх=Мв/ Мв+д где Нвх – норма входа фирм на отраслевые рынки; Мв – число вошедших за год на рынок фирм; Мв+д – общее число действующих на рынке фирм на конец года. норма проникновения новых фирм на действующий рынок: Нпр=Вв/ Вв+д где Нпр – норма проникновения новых фирм на действующий рынок; Вв – объем выпуска (продаж) продукции вошедшими на рынок фирмами; Вв+д – общий объем выпуска (продаж) продукции на рынке. 26
«Основные понятия отрасли и структуры» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot