Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Дисциплина
«Физическая культура и
спорт»
Ст. преподаватель
кафедры теории физической культуры и
биомеханики
Юзлекбаева Венера Марисовна
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Основные понятия
Физическая культура –
органическая часть культуры общества,
совокупность материальных и духовных
ценностей, накопленных в этой области
культуры.
Её специфика заключается в
удовлетворении потребностей человека
в двигательной активности;
направленности на физическое
совершенство человека.
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Физическая культура часть культуры, представляющая собой
совокупность ценностей, норм и знаний,
создаваемых и используемых обществом в
целях физического и интеллектуального
развития способностей человека,
совершенствования его двигательной
активности и формирования здорового
образа жизни, социальной адаптации
путем ФВ, физической подготовки и
физического развития
(ФЗ №329 «О ФКиС в РФ»)
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Спорт –
как социально-общественное явление
- самое мощное, самое
действенное средство
физического совершенствования;
средство удовлетворения
эстетических потребностей и
расширения коммуникативных
связей.
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Спорт (в узком смысле)
1) соревновательная деятельность;
2) тренировочный процесс (подготовка к
соревнованиям);
3) специфические межличностные
отношения между людьми в этой
деятельности;
4) результаты соревновательной
деятельности (общественно значимые).
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Физическое воспитание –
- это педагогический процесс, направленный на
формирование физических качеств и физическое
образование человека.
- это процесс, направленный на воспитание
личности, развитие физических возможностей
человека, приобретение им умений и знаний в
области физической культуры и спорта в целях
формирования всесторонне развитого и
физически здорового человека с высоким уровнем
физической культуры (ФЗ №329 «О ФКиС в РФ»).
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Физическое образование –
это системное освоение человеком
необходимого фонда двигательных
умений и навыков и связанных с
ними знаний.
Физкультурное воспитание –
целенаправленный процесс
приобщения людей ко всем
ценностям физической культуры.
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Физическая подготовка это педагогический процесс, направленный
на воспитание физических качеств и
физическое образование человека, но этот
термин подчеркивает прикладную
направленность этого процесса (например,
физическая подготовка конькобежца,
военнослужащего, слесаря и т.п.).
Физическая подготовленность –
результат физической подготовки
(выражается в каком то уровне, цифрах).
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Система ФВ в России
– это исторически обусловленный тип
социальной практики ФВ,
включающий мировоззренческие,
научно-методические, программнонормативные и организационные
основы, обеспечивающие физическое
совершенство людей и формирование
здорового образа жизни.
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Функции ФК
это объективно присущие ей свойства
воздействовать на человека и
человеческие отношения,
удовлетворять и развивать
определенные потребности личности
и общества. Функции физической
культуры необходимо рассматривать
в единстве с ее формами.
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Общекультурные социальные
функции физической культуры
образовательные
воспитательные,
нормативные,
информативные,
познавательные,
эстетические,
ценностно-ориентационные,
экономические,
коммуникативные,
функции социальной интеграции.
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Специфические функции
физической культуры
1 Эвристически-достиженческая
функция заключается в том, что спорт
представляет собой особый тип
творческой поисковой деятельности.
На пути к спортивному результату
человек должен найти новые средства
подготовки, методы и условия
мобилизации функциональных и
двигательно-технических способностей
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Специфические функции
физической культуры
2 Спортивные» функции наиболее
ярко выражены в сфере спорта высших
достижений, где физическая культура
служит фактором достижения
максимальных результатов в
реализации физических возможностей
человека (соревновательнодостиженческая функция спорта).
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Специфические функции
физической культуры
3 Специфические рекреативные и
оздоровительно-реабилитационные
функции выражены преимущественно в
сфере организации досуга или в системе
оздоровительных мероприятий, где ФК
применяется как действенный фактор
восстановления временно утраченных
возможностей организма и борьбы с
утомлением.
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Специфические функции
физической культуры
4 Специфические прикладные
функции особенно выражены в
системе специальной подготовки
к профессиональной
деятельности (ППФК).
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Формы занятий физическими
упражнениями
Урочные
Неурочные
Формы занятий физическими
упражнениями - способы организации
учебно-воспитательного процесса,
каждый из которых характеризуется
определенными взаимодействиями
занимающихся и преподавателя
(тренера, судьи), а также
соответствующими условиями занятий.
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Признаки урочных форм:
а) наличие педагога;
б) постоянный состав занимающихся;
в) однородность состава занимающихся;
г) наличие расписания;
д) разнообразие методов обучения и воспитания;
е) использование коллективных и индивидуальных
форм учебной работы;
ж) занятия строятся по общепринятой структуре.
Н-р, Урок физической культуры, учебнотренировочное занятие или спортивная
тренировка.
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Неурочные формы –
это занятия, проводимые как
специалистами (организованно), так и
самими занимающимися (самостоятельно)
с целью активного отдыха, укрепления
здоровья, повышения и сохранения
работоспособности, развития физических
качеств и совершенствования
двигательных навыков.
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Занятия неурочного типа, в отличие от
урочных, осуществляются на основе
полной добровольности и могут быть
регулярными или эпизодичными.
В
зависимости
от
состава
занимающихся
различают
индивидуальные,
групповые,
и
массовые формы организации занятий.
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Разновидности
неурочных форм занятий:
1) Малые формы;
2) Крупные формы;
3) Соревновательные формы.
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Характеристика
относительно
узкая направленность
занятий (на повышение тонуса, быструю
врабатываемость организма, оптимизацию
оперативной работоспособности);
малая продолжительность (от 2 до 15 мин);
невыраженность структуры занятия;
невысокий уровень функциональных
нагрузок.
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Крупные формы:
Самодеятельные
Физкультурнотренировочные
рекреативные
занятия,
или
подобные
реабилитационн
урочным
ые
(индивидуальные,
формы занятий
групповые)
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»
Соревновательные формы:
1) Собственно спортивные соревнования предполагают максимальную реализацию
возможностей занимающихся, четкую
регламентацию предмета способов и условий
соревнований, судейство
2) Соревновательные формы занятий - признаки
присущие спорту здесь менее выражены
(контрольные уроки, сдача нормативов)
3) Спортивные праздники, показательные
выступления - предполагают массовость,
популяризацию ЗОЖ и отдельных видов спорта
Юзлекбаева В.М. дисциплина «ФКиС»