Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. Законодательство о техническом регулировании
27.12.2002 г. был принят ФЗ РФ «О техническом регулировании», ко- торый введен в действие с 01.07.2003 г. Сферой применения ФЗ «О техниче- ском регулировании» являются отношения, возникающие при:
• разработке, принятии, применении и исполнении обязательных тре- бований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, пе- ревозки, реализации и утилизации;
• разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказа- ния услуг;
• оценки соответствия.
Этот закон пришел на смену ранее действовавшим законам РФ «О сер- тификации продукции и услуг» и «О стандартизации».
2. Основные понятия и принципы технического регулирования
Техническое регулирование – это установление правоотношений в трех основных направлениях:
• обязательные для исполнения и применения требования к продукции, процессам производства, перевозки, хранения, эксплуатации, утилизации;
• добровольные для исполнения и применения требования к продукции, процессам производства, перевозки, хранения, эксплуатации, утилизации, а также услугам (работам), системам менеджмента качества;
• оценка соответствия (подтверждение соответствия, аккредитация, государственный контроль (надзор), регистрация и др.).
Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хра- нения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состоя- ние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридиче- ских лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответ- ствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регла- ментов.
Заявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обя- зательное подтверждение соответствия.
Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирова- ния приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Идентификация продукции - установление тождественности характе- ристик продукции ее существенным признакам.
Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регла- ментов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, про- цессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути- лизации и принятие мер по результатам проверки.
Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламен- тов, положениям стандартов или условиям договоров.
Принципы технического регулирования должны создавать основу для решения двух комплексов задач:
• обеспечение регулированиея внутреннего рынка;
• создание благоприятных условий для развития внешней торговли.
В соответствии с этими двумя задачами можно сформулировать две группы принципов.
Первая группа – это основные принципы технического регулирования для внутреннего рынка. Они предусматривают следующее:
• формирование механизма технического регулирования на основе оценки риска применения продукции;
• единство и обязательность для исполнения на всей территории России требований технических регламентов (директив);
• применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
• соответствие системы технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и научно- технического развития. Устанавливаемые в технических регламентах требо- вания должны быть минимально необходимыми для достижения целей регу- лирования;
• независимость органов по аккредитации и органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и потребителей;
• наличие единой системы и правил аккредитации, недопустимость совмещения деятельности по аккредитации и сертификации и ограничения конкуренции при выполнении этих работ;
• недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
• установление в технических регламентах эксплуатационных характе- ристик, а не конструкционных;
• доказательной базой выполнения требований технических регламен- тов могут быть национальные стандарты.
Вторая группа принципов сводится к тому, чтобы накладываемые на производителей и продавцов разных стран обязательные требования к про- дукции, процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утили- зации не перерастали в торговые барьеры. Страны должны стремиться к со- зданию таких механизмов, которые позволят избежать препятствий в торгов- ле при введении в действие технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия.
Международная практика в этой области базируется на следующих ос- новных положениях:
1) устранение избыточных барьеров в торговле. Технические барьеры являются результатом принятия странами технических регламентов, стандар- тов и процедур оценки соответствия. При этом из-за разницы в социально- экономическом развитии, климате, национальных традициях, вкусах и т.д. разных стран эти регламенты, стандарты и процедуры могут отличатся друг от друга;
2) недискриминационная основа - требования технических регламентов для допуска в страну импортируемой продукции должны устанавливать не менее благоприятный режим, чем для допуска собственной продукции на свой рынок. Такой же режим распространяется и на процедуры оценки соот- ветствия.
3) гармонизация – она предполагает использование международных стандартов в качестве основы для национальных технических регламентов в том случае, если они обеспечивают достижение целей технического регули- рования. Международные стандарты должны применяться также в качестве основы для процедур оценки соответствия, если они не противоречат целям регулирования;
4) эквивалентность - страны должны положительно воспринимать тех- нические регламенты других стран как эквивалентные их собственным при условии достижения тех же целей технического регулирования. Характер конструктивных решений при этом не должен иметь значения;
5) взаимное признание результатов оценки соответствия - процедуры оценки соответствия могут создавать технические барьеры в торговле, если продукция, поставляемая в другие страны, должна быть вторично подвергну- та оценке соответствия вследствие различий в требованиях как к самой про- дукции, так и к процедурам оценки.
3. Технический регламент: понятие, порядок разработки
Цели принятия технических регламентов:
1) охрана окружающей среды, жизни и здоровья растений;
2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
3) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Принятие технических регламентов для иных целей не допускается. Особенностями технических регламентов является то, что они содержат в се- бе исчерпывающие перечни минимально необходимых требований с учетом степени риска1 причинения вреда к продукции или процессам, устанавливае- мые государством.
Таким образом, технические регламенты устанавливают только требо- вания к безопасности2 продукции или процессов.
Федеральный закон «О техническом регулировании», предусматрива- ющий требования в технических регламентах:
1) безопасность излучений;
2) биологическая безопасность;
3) взрывобезопасность;
4) механическая безопасность;
5) пожарная безопасность;
6) промышленная безопасность;
7) термическая безопасность;
8) химическая безопасность;
9) электрическая безопасность;
10) ядерная и радиационная безопасность;
11) электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности ра- боты приборов и оборудования, а также единство измерений.
Содержащиеся в технических регламентах требования являются исчер- пывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствую- щий технический регламент. Не внесенные в технический регламент требо- вания не могут носить обязательный характер. Технический регламент со- держит требования к характеристикам продукции и процессам на стадиях ее жизненного цикла, не должен содержать требования к конструкции, за ис- ключением случаев, если их отсутствие не обеспечивает целей технических регламентов. Технический регламент не может также содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливае- мый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требования, касающиеся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
1Риск – это вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юри- дических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, с учетом тяжести этого вреда.
2 Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, перевозки, хранения, реализации и ути- лизации – это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муни- ципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Очень важным является то, что требования технических регламентов являются минимально необходимыми и не должны служить препятствиями для осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для целей принятия технических регламентов. Другими словами, они не должны создавать технических барьеров в торговле, особен- но в международной.
Правительством РФ организуется постоянный учет и анализ всех слу- чаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических ре- гламентов жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридиче- ских лиц. Государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью растений и животных с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических ре- гламентов.
Технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов. Разработчиком техниче- ского регламента может быть любое лицо.
При разработке технического регламента необходимо максимально обеспечить:
• прозрачность процедур разработки;
• возможность участия в разработке всех заинтересованных лиц;
• достижение согласия большинства заинтересованных сторон.
С этой целью необходимы постоянные публикации о ходе разработки и доступность текстов технических регламентов. О разработке проекта техни- ческого регламента публикуется уведомление в печатном органе федераль- ного органа исполнительной власти по техническому регулированию –
«Вестник технического регулирования».
Уведомление о разработке проекта технического регламента содержит информацию о том. В отношении какой продукции и процессов жизненного цикла будут устанавливаться разрабатываемые требования с кратким изло- жением цели этого технического регламента. Обоснования необходимости разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отлича- ются от положений соответствующих международных стандартов3 или обя- зательных требований действующих на территории РФ в момент разработки проекта технического регламента.
С момента опубликования уведомления о разработке проект техниче- ского регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для озна- комления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление копии, не должна превышать затраты на ее изготовление.
Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, прово-
3 Международный стандарт – это стандарт, принятый международной организацией по стандартизации (ИСО)
дит публичное обсуждение проекта технического регламента, составляет пе- речень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуж- дения.
Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме заме- чания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соот- ветствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их депутатам Государственной Думы, представителям феде- ральных органов исполнительной власти и экспертным комиссиям по техни- ческому регулированию по их запросам.
Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта ФЗ о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при нали- чии следующих документов:
• обоснования необходимости принятия ФЗ о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответству- ющих международных стандартов или обязательных требований действую- щих на территории РФ в момент разработки технического регламента;
• финансово-экономического обоснования принятия ФЗ о техническом регламенте;
• документы, подтверждающие опубликование уведомления о разра- ботке проекта технического регламента;
• документы, подтверждающие опубликование уведомления о заверше- нии публичного обсуждения проекта технического регламента;
• перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересован- ных лиц.
Внесенный в Государственную Думу проект ФЗ о техническом регла- менте4 с приложением документов направляется Государственной Думой в Правительство РФ. На проект ФЗ о техническом регламенте Правительство РФ направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом за- ключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
Проект ФЗ о техническом регламенте, принятый Государственной Ду- мой в первом чтении, публикуется в «Вестнике технического регулирова- ния». Поправки к принятому в первом чтении проекту ФЗ о техническом ре-
4 В технический регламент в общем случае включаются структурные элементы, следующие вопросы:
• объекты технического регулирования;
• терминология;
• общее положение для размещения на рынке;
• требования безопасности;
• положение о свободном перемещении;
• подтверждение соответствия;
• оценка соответствия;
• перечень стандартов;
• контроль и надзор на рынке;
• назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического ре- гламента;
• переходный период
гламенте после окончания срока их подачи путем информационной сети об- щего пользования.
Проект ФЗ о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство для подго- товки экспертной комиссией отзыва. Заключение экспертной комиссии под- лежит обязательному опубликованию в «Вестнике технического регулирова- ния».
4. Цели и принципы стандартизации
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характе- ристик в целях их добровольного многократного использования, направлен- ная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Таким образом, деятельность по стандартизации предусматривает до- стижение оптимальной степени упорядочения в определенной области по- средством установления положений для всеобщего и многократного исполь- зования в отношении реально существующих или потенциальных задач. В частности, эта деятельность проявляется при разработке, опубликовании и применении стандартов.
Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функцио- нальному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно- техническому сотрудничеству.
Объектами стандартизации могут быть продукция, процесс, услуга, си- стема, требования, методы и т.д. Основным итогом деятельности по стандар- тизации является стандарт.
Основными целями стандартизации являются:
◦ защита объектов от негативных природных и техногенных факторов;
◦ безопасность и охрана ноосферы;
◦ взаимозаменяемость;
◦ техническая и информационная совместимость;
◦ единство измерений, исследований (испытаний), технических и эко- номико-статистических данных;
◦ конкурентоспособность продукции и услуг;
◦ ресурсосбережение;
◦ научно-технический прогресс.
Стандартизация осуществляется в соответствии со следующими прин- ципами:
◦ добровольного применения стандартов;
◦ максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
◦ максимально возможного применения международных стандартов;
◦ недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
◦ недопустимости установления таких стандартов, которые противоре- чат техническим регламентам;
◦ обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
5. Нормативные документы в области стандартизации, порядок их разработки
Российская Федерация имеет свою национальную систему стандарти- зации, включающую следующие документы в области стандартизации:
◦ национальные стандарты, т.е. государственные стандарты Россий- ской Федерации (обозначаются «ГОСТ Р»). К ним относятся собственные стандарты РФ, разработанные российскими специалистами;
◦ правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стан- дартизации. Это применяемые в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
◦ стандарты организаций, которые разрабатываются и утверждаются внутри организаций. Как правило, они распространяются на продукцию, процессы, методы, системы и т.п. применительно к конкретным организаци- ям.
В форме национальных стандартов на территории Российской Федера- ции могут применяться международные стандарты, и в частности стандарты стран Содружества Независимых Государств (обозначаются «ГОСТ»), вклю- чающие государственные стандарты, разработанные в период существования СССР, и признанные необходимыми для применения странами Содружества в целях обеспечения более эффективного сотрудничества организаций дан- ных стран.
При этом возможны два варианта применения международных стан- дартов в РФ:
◦ в виде прямого применения международных стандартов, предусмат- ривающего их прямой перевод или принятие как основы для разработки национального стандарта;
◦ в форме косвенного применения данных стандартов, при котором мо- гут быть существенные отличия от оригинала. Косвенное применение допус- кается в тех случаях, когда прямое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климати- ческим, географическим, техническим, технологическим и другим особенно- стям РФ, а также, если РФ в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.
Особое место среди стандартов в РФ занимают «Общероссийские клас- сификаторы технико-экономической информации». Они служат для класси- фикации видов, подвидов и модификаций продукции, услуг, процессов, их
кодирования, обеспечения автоматизированного выбора, учета и применения материалов, комплектующих и готовой продукции по кодам электронно- математической и статистической обработки информации. Это в современ- ных условиях исключительно актуально, в том числе в области прогнозиро- вания, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информацион- ных систем и информационных ресурсов.
Применение таких классификаторов позволяет не только резко повы- сить эффективность маркетинговых исследований, разработки, производства, реализации, использования по назначению и утилизации продукции, но и кардинально улучшить финансовую, налоговую, банковскую и многие дру- гие виды деятельности.
Таким образом, российская система стандартизации включает нацио- нальные стандарты, общероссийские классификаторы технико- экономической и социальной информации, а также правила их разработки и применения. При этом все национальные стандарты применяются на добро- вольной основе независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок. Это же относится и к лицам, являющимся изготовите- лями, исполнителями, продавцами или приобретателями продуктов труда. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответ-
ствия национальному стандарту.
Особый порядок применения имеют общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Эти нормативные доку- менты обязательны для применения при создании государственных инфор- мационных систем и информационных ресурсов и межведомственном об- мене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ве- дения и применения общероссийских классификаторов в социально- экономической области устанавливается Правительством РФ.
Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно. Соответственно и порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавли- вается ими самостоятельно. Целью их применения может быть совершен- ствование производства и обеспечение качества продукции выполнения ра- бот, оказания услуг, а также распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований измерений и разрабо- ток.
Применительно к объектам стандартизации и особенностям использо- вания различают следующие виды стандартов:
• стандарт гармонизированный - относится к одному и тому же объ- екту и утверждается различными органами, занимающимися стандартизаци- ей, обеспечивает взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и вза-
имное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этим стандартом;
• стандарт на продукцию устанавливает требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции с тем, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению. Стандарт на продукцию может включать кроме требования соответствия назначению (непосредственно или с помо- щью ссылки) такие аспекты, как термины и определения, отбор проб, испы- тания, упаковывание и этикетирование, а иногда технологические требова- ния;
• стандарт на процесс - устанавливает требования, которым должен удовлетворять процесс с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению;
• стандарт на совместимость — стандарт, устанавливающий требо- вания, касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочле- нения;
• стандарт на услугу — стандарт, устанавливающий требования, кото- рым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению. Подобные стандарты могут быть разработаны в таких областях, как стирка белья, гостиничное хозяйство, транспорт, автосервис, телевизионная связь, страхование, банковское дело, торговля и т.п.;
• стандарт на систему - устанавливает требования к системам;
• стандарт правил приемки - устанавливает правила маркировки, упа- ковки, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта;
• стандарт технических требований - устанавливает требования и нормы, определяющие все или основные эксплуатационные, а в ряде случаев и производственные показатели качества и свойства изделий. Стандарт со- держит оптимальные показатели качества, которые необходимы при разра- ботке и изготовлении деталей.
В форме национальных стандартов на территории Российской Федера-ции могут применяться международные стандарты, и в частности стандарты стран Содружества Независимых Государств (обозначаются «ГОСТ»), вклю- чающие государственные стандарты, разработанные в период существования СССР, и признанные необходимыми для применения странами Содружества в целях обеспечения более эффективного сотрудничества организаций дан- ных стран.
При этом возможны два варианта применения международных стандар-тов в Российской Федерации. Во-первых, в виде прямого применения между- народных стандартов, предусматривающего их прямой перевод или принятие как основы для разработки национального стандарта. Во-вторых, в форме косвенного применения данных стандартов, при котором могут быть суще- ственные отличия от оригинала. Косвенное применение допускается в тех случаях, когда прямое применение признано невозможным вследствие несо- ответствия требований международных стандартов климатическим, геогра- фическим, техническим, технологическим и другим особенностям Россий- ской Федерации, а также, если Российская Федерация в соответствии с уста- новленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.
Особое место среди стандартов в Российской Федерации занимают «Об- щероссийские классификаторы технико-экономической информации». Они служат для классификации видов, подвидов и модификаций продукции, услуг, процессов, их кодирования, обеспечения автоматизированного выбо- ра, учета и применения материалов, комплектующих и готовой продукции по кодам электронно-математической и статистической обработки информации. Это в современных условиях исключительно актуально, в том числе в обла- сти прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, нало- гообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.
Применение таких классификаторов позволяет не только резко повысить эф- фективность маркетинговых исследований, разработки, производства, реа- лизации, использования по назначению и утилизации продукции, но и карди- нально улучшить финансовую, налоговую, банковскую и многие другие ви- ды деятельности.
Таким образом, российская система стандартизации включает нацио-нальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и соци- альной информации, а также правила их разработки и применения. При этом все национальные стандарты применяются на добро-вольной основе незави- симо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок. Это же относится и к лицам, являющимся из-готовителями, исполнителями, продав- цами или приобретателями продуктов 12
труда. Применение национального стандарта подтверждается знаком соот- ветствия национальному стандарту.
Особый порядок применения имеют общероссийские классификаторы тех- нико-экономической и социальной информации. Эти нормативные доку- менты обязательны для применения при создании государственных инфор- мационных систем и информационных ресурсов и межведомственном об- мене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ве- дения и применения общероссийских классификаторов в социально- экономической области устанавливается Правительством Российской Феде- рации.
Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утвер- ждаться ими самостоятельно. Соответственно и порядок разработки, утвер- ждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавли- вается ими самостоятельно. Целью их применения может быть совершен- ствование производства и обеспечение качества продукции, выполнения ра- бот, оказания услуг, а также распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований, измерений и разрабо- ток.
Применительно к объектам стандартизации и особенностям использова-ния различают следующие виды стандартов.
Стандарт гармонизированный относится к одному и тому же объекту и утверждается различными органами, занимающимися стандартизацией, обеспечивает взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соот- ветствии с этим стандартом.
Стандарт на продукцию устанавливает требования, которым должна удо- влетворять продукция или группа продукции с тем, чтобы обеспечить ее со- ответствие своему назначению. Стандарт на продукцию может включать кроме требования соответствия назначению (непосредственно или с помо- щью ссылки) такие аспекты, как термины и определения, отбор проб, испы- тания, упаковывание и этикетирование, а иногда технологические требова- ния.
Стандарт на процесс устанавливает требования, которым должен удо- влетворять процесс с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению.
Стандарт на совместимость — стандарт, устанавливающий требова-ния, касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочлене-ния. Стандарт на услугу — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению. Подобные стандарты могут быть разработаны в таких обла- стях, как стирка белья, гостиничное хозяйство, транспорт, автосервис, теле- визионная связь, страхование, банковское дело, торговля и т.п. 13
Стандарт на систему устанавливает требования к системам. Стандарт правил приемки устанавливает правила маркировки, упаковки, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта. Стандарт технических требо- ваний устанавливает требования и нормы, определяющие все или основные эксплуатационные, а в ряде случаев и производственные показатели качества и свойства изделий. Стандарт содержит оптимальные показатели качества, которые необходимы при разработке и изготовлении деталей.
Контрольные вопросы по лекции 11
1. Что такое техническое регулирование? Перечислите и опишите основные принципы технического регулирования.
2. Перечислите основные цели технического регулирования и требования к нему.
3. Опишите порядок разработки технического регламента?
4. Что такое стандартизация и каковы ее основные цели?
5. Перечислите и опишите основные принципы стандартизации.
6. Какие нормативные документы в области стандартизации Вам известны?
7. Опишите порядок разработки нормативной документации в области стан- дартизации.