Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные понятия и принципы технического регулирования

  • 👀 1670 просмотров
  • 📌 1604 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Основные понятия и принципы технического регулирования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные понятия и принципы технического регулирования» docx
1. Законодательство о техническом регулировании 27.12.2002 г. был принят ФЗ РФ «О техническом регулировании», ко- торый введен в действие с 01.07.2003 г. Сферой применения ФЗ «О техниче- ском регулировании» являются отношения, возникающие при: • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных тре- бований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, пе- ревозки, реализации и утилизации; • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказа- ния услуг; • оценки соответствия. Этот закон пришел на смену ранее действовавшим законам РФ «О сер- тификации продукции и услуг» и «О стандартизации». 2. Основные понятия и принципы технического регулирования Техническое регулирование – это установление правоотношений в трех основных направлениях: • обязательные для исполнения и применения требования к продукции, процессам производства, перевозки, хранения, эксплуатации, утилизации; • добровольные для исполнения и применения требования к продукции, процессам производства, перевозки, хранения, эксплуатации, утилизации, а также услугам (работам), системам менеджмента качества; • оценка соответствия (подтверждение соответствия, аккредитация, государственный контроль (надзор), регистрация и др.). Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хра- нения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состоя- ние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридиче- ских лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответ- ствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регла- ментов. Заявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обя- зательное подтверждение соответствия. Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирова- ния приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Идентификация продукции - установление тождественности характе- ристик продукции ее существенным признакам. Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регла- ментов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, про- цессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути- лизации и принятие мер по результатам проверки. Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламен- тов, положениям стандартов или условиям договоров. Принципы технического регулирования должны создавать основу для решения двух комплексов задач: • обеспечение регулированиея внутреннего рынка; • создание благоприятных условий для развития внешней торговли. В соответствии с этими двумя задачами можно сформулировать две группы принципов. Первая группа – это основные принципы технического регулирования для внутреннего рынка. Они предусматривают следующее: • формирование механизма технического регулирования на основе оценки риска применения продукции; • единство и обязательность для исполнения на всей территории России требований технических регламентов (директив); • применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; • соответствие системы технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и научно- технического развития. Устанавливаемые в технических регламентах требо- вания должны быть минимально необходимыми для достижения целей регу- лирования; • независимость органов по аккредитации и органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и потребителей; • наличие единой системы и правил аккредитации, недопустимость совмещения деятельности по аккредитации и сертификации и ограничения конкуренции при выполнении этих работ; • недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; • установление в технических регламентах эксплуатационных характе- ристик, а не конструкционных; • доказательной базой выполнения требований технических регламен- тов могут быть национальные стандарты. Вторая группа принципов сводится к тому, чтобы накладываемые на производителей и продавцов разных стран обязательные требования к про- дукции, процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утили- зации не перерастали в торговые барьеры. Страны должны стремиться к со- зданию таких механизмов, которые позволят избежать препятствий в торгов- ле при введении в действие технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. Международная практика в этой области базируется на следующих ос- новных положениях: 1) устранение избыточных барьеров в торговле. Технические барьеры являются результатом принятия странами технических регламентов, стандар- тов и процедур оценки соответствия. При этом из-за разницы в социально- экономическом развитии, климате, национальных традициях, вкусах и т.д. разных стран эти регламенты, стандарты и процедуры могут отличатся друг от друга; 2) недискриминационная основа - требования технических регламентов для допуска в страну импортируемой продукции должны устанавливать не менее благоприятный режим, чем для допуска собственной продукции на свой рынок. Такой же режим распространяется и на процедуры оценки соот- ветствия. 3) гармонизация – она предполагает использование международных стандартов в качестве основы для национальных технических регламентов в том случае, если они обеспечивают достижение целей технического регули- рования. Международные стандарты должны применяться также в качестве основы для процедур оценки соответствия, если они не противоречат целям регулирования; 4) эквивалентность - страны должны положительно воспринимать тех- нические регламенты других стран как эквивалентные их собственным при условии достижения тех же целей технического регулирования. Характер конструктивных решений при этом не должен иметь значения; 5) взаимное признание результатов оценки соответствия - процедуры оценки соответствия могут создавать технические барьеры в торговле, если продукция, поставляемая в другие страны, должна быть вторично подвергну- та оценке соответствия вследствие различий в требованиях как к самой про- дукции, так и к процедурам оценки. 3. Технический регламент: понятие, порядок разработки Цели принятия технических регламентов: 1) охрана окружающей среды, жизни и здоровья растений; 2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей; 3) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Принятие технических регламентов для иных целей не допускается. Особенностями технических регламентов является то, что они содержат в се- бе исчерпывающие перечни минимально необходимых требований с учетом степени риска1 причинения вреда к продукции или процессам, устанавливае- мые государством. Таким образом, технические регламенты устанавливают только требо- вания к безопасности2 продукции или процессов. Федеральный закон «О техническом регулировании», предусматрива- ющий требования в технических регламентах: 1) безопасность излучений; 2) биологическая безопасность; 3) взрывобезопасность; 4) механическая безопасность; 5) пожарная безопасность; 6) промышленная безопасность; 7) термическая безопасность; 8) химическая безопасность; 9) электрическая безопасность; 10) ядерная и радиационная безопасность; 11) электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности ра- боты приборов и оборудования, а также единство измерений. Содержащиеся в технических регламентах требования являются исчер- пывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствую- щий технический регламент. Не внесенные в технический регламент требо- вания не могут носить обязательный характер. Технический регламент со- держит требования к характеристикам продукции и процессам на стадиях ее жизненного цикла, не должен содержать требования к конструкции, за ис- ключением случаев, если их отсутствие не обеспечивает целей технических регламентов. Технический регламент не может также содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливае- мый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требования, касающиеся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит. 1Риск – это вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юри- дических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, с учетом тяжести этого вреда. 2 Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, перевозки, хранения, реализации и ути- лизации – это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муни- ципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Очень важным является то, что требования технических регламентов являются минимально необходимыми и не должны служить препятствиями для осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для целей принятия технических регламентов. Другими словами, они не должны создавать технических барьеров в торговле, особен- но в международной. Правительством РФ организуется постоянный учет и анализ всех слу- чаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических ре- гламентов жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридиче- ских лиц. Государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью растений и животных с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических ре- гламентов. Технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов. Разработчиком техниче- ского регламента может быть любое лицо. При разработке технического регламента необходимо максимально обеспечить: • прозрачность процедур разработки; • возможность участия в разработке всех заинтересованных лиц; • достижение согласия большинства заинтересованных сторон. С этой целью необходимы постоянные публикации о ходе разработки и доступность текстов технических регламентов. О разработке проекта техни- ческого регламента публикуется уведомление в печатном органе федераль- ного органа исполнительной власти по техническому регулированию – «Вестник технического регулирования». Уведомление о разработке проекта технического регламента содержит информацию о том. В отношении какой продукции и процессов жизненного цикла будут устанавливаться разрабатываемые требования с кратким изло- жением цели этого технического регламента. Обоснования необходимости разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отлича- ются от положений соответствующих международных стандартов3 или обя- зательных требований действующих на территории РФ в момент разработки проекта технического регламента. С момента опубликования уведомления о разработке проект техниче- ского регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для озна- комления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление копии, не должна превышать затраты на ее изготовление. Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, прово- 3 Международный стандарт – это стандарт, принятый международной организацией по стандартизации (ИСО) дит публичное обсуждение проекта технического регламента, составляет пе- речень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуж- дения. Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме заме- чания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соот- ветствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их депутатам Государственной Думы, представителям феде- ральных органов исполнительной власти и экспертным комиссиям по техни- ческому регулированию по их запросам. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта ФЗ о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при нали- чии следующих документов: • обоснования необходимости принятия ФЗ о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответству- ющих международных стандартов или обязательных требований действую- щих на территории РФ в момент разработки технического регламента; • финансово-экономического обоснования принятия ФЗ о техническом регламенте; • документы, подтверждающие опубликование уведомления о разра- ботке проекта технического регламента; • документы, подтверждающие опубликование уведомления о заверше- нии публичного обсуждения проекта технического регламента; • перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересован- ных лиц. Внесенный в Государственную Думу проект ФЗ о техническом регла- менте4 с приложением документов направляется Государственной Думой в Правительство РФ. На проект ФЗ о техническом регламенте Правительство РФ направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом за- ключения экспертной комиссии по техническому регулированию. Проект ФЗ о техническом регламенте, принятый Государственной Ду- мой в первом чтении, публикуется в «Вестнике технического регулирова- ния». Поправки к принятому в первом чтении проекту ФЗ о техническом ре- 4 В технический регламент в общем случае включаются структурные элементы, следующие вопросы: • объекты технического регулирования; • терминология; • общее положение для размещения на рынке; • требования безопасности; • положение о свободном перемещении; • подтверждение соответствия; • оценка соответствия; • перечень стандартов; • контроль и надзор на рынке; • назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического ре- гламента; • переходный период гламенте после окончания срока их подачи путем информационной сети об- щего пользования. Проект ФЗ о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство для подго- товки экспертной комиссией отзыва. Заключение экспертной комиссии под- лежит обязательному опубликованию в «Вестнике технического регулирова- ния». 4. Цели и принципы стандартизации Стандартизация – деятельность по установлению правил и характе- ристик в целях их добровольного многократного использования, направлен- ная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Таким образом, деятельность по стандартизации предусматривает до- стижение оптимальной степени упорядочения в определенной области по- средством установления положений для всеобщего и многократного исполь- зования в отношении реально существующих или потенциальных задач. В частности, эта деятельность проявляется при разработке, опубликовании и применении стандартов. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функцио- нальному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно- техническому сотрудничеству. Объектами стандартизации могут быть продукция, процесс, услуга, си- стема, требования, методы и т.д. Основным итогом деятельности по стандар- тизации является стандарт. Основными целями стандартизации являются: ◦ защита объектов от негативных природных и техногенных факторов; ◦ безопасность и охрана ноосферы; ◦ взаимозаменяемость; ◦ техническая и информационная совместимость; ◦ единство измерений, исследований (испытаний), технических и эко- номико-статистических данных; ◦ конкурентоспособность продукции и услуг; ◦ ресурсосбережение; ◦ научно-технический прогресс. Стандартизация осуществляется в соответствии со следующими прин- ципами: ◦ добровольного применения стандартов; ◦ максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; ◦ максимально возможного применения международных стандартов; ◦ недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации; ◦ недопустимости установления таких стандартов, которые противоре- чат техническим регламентам; ◦ обеспечения условий для единообразного применения стандартов. 5. Нормативные документы в области стандартизации, порядок их разработки Российская Федерация имеет свою национальную систему стандарти- зации, включающую следующие документы в области стандартизации: ◦ национальные стандарты, т.е. государственные стандарты Россий- ской Федерации (обозначаются «ГОСТ Р»). К ним относятся собственные стандарты РФ, разработанные российскими специалистами; ◦ правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стан- дартизации. Это применяемые в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; ◦ стандарты организаций, которые разрабатываются и утверждаются внутри организаций. Как правило, они распространяются на продукцию, процессы, методы, системы и т.п. применительно к конкретным организаци- ям. В форме национальных стандартов на территории Российской Федера- ции могут применяться международные стандарты, и в частности стандарты стран Содружества Независимых Государств (обозначаются «ГОСТ»), вклю- чающие государственные стандарты, разработанные в период существования СССР, и признанные необходимыми для применения странами Содружества в целях обеспечения более эффективного сотрудничества организаций дан- ных стран. При этом возможны два варианта применения международных стан- дартов в РФ: ◦ в виде прямого применения международных стандартов, предусмат- ривающего их прямой перевод или принятие как основы для разработки национального стандарта; ◦ в форме косвенного применения данных стандартов, при котором мо- гут быть существенные отличия от оригинала. Косвенное применение допус- кается в тех случаях, когда прямое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климати- ческим, географическим, техническим, технологическим и другим особенно- стям РФ, а также, если РФ в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения. Особое место среди стандартов в РФ занимают «Общероссийские клас- сификаторы технико-экономической информации». Они служат для класси- фикации видов, подвидов и модификаций продукции, услуг, процессов, их кодирования, обеспечения автоматизированного выбора, учета и применения материалов, комплектующих и готовой продукции по кодам электронно- математической и статистической обработки информации. Это в современ- ных условиях исключительно актуально, в том числе в области прогнозиро- вания, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информацион- ных систем и информационных ресурсов. Применение таких классификаторов позволяет не только резко повы- сить эффективность маркетинговых исследований, разработки, производства, реализации, использования по назначению и утилизации продукции, но и кардинально улучшить финансовую, налоговую, банковскую и многие дру- гие виды деятельности. Таким образом, российская система стандартизации включает нацио- нальные стандарты, общероссийские классификаторы технико- экономической и социальной информации, а также правила их разработки и применения. При этом все национальные стандарты применяются на добро- вольной основе независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок. Это же относится и к лицам, являющимся изготовите- лями, исполнителями, продавцами или приобретателями продуктов труда. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответ- ствия национальному стандарту. Особый порядок применения имеют общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Эти нормативные доку- менты обязательны для применения при создании государственных инфор- мационных систем и информационных ресурсов и межведомственном об- мене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ве- дения и применения общероссийских классификаторов в социально- экономической области устанавливается Правительством РФ. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно. Соответственно и порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавли- вается ими самостоятельно. Целью их применения может быть совершен- ствование производства и обеспечение качества продукции выполнения ра- бот, оказания услуг, а также распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований измерений и разрабо- ток. Применительно к объектам стандартизации и особенностям использо- вания различают следующие виды стандартов: • стандарт гармонизированный - относится к одному и тому же объ- екту и утверждается различными органами, занимающимися стандартизаци- ей, обеспечивает взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и вза- имное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этим стандартом; • стандарт на продукцию устанавливает требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции с тем, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению. Стандарт на продукцию может включать кроме требования соответствия назначению (непосредственно или с помо- щью ссылки) такие аспекты, как термины и определения, отбор проб, испы- тания, упаковывание и этикетирование, а иногда технологические требова- ния; • стандарт на процесс - устанавливает требования, которым должен удовлетворять процесс с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению; • стандарт на совместимость — стандарт, устанавливающий требо- вания, касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочле- нения; • стандарт на услугу — стандарт, устанавливающий требования, кото- рым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению. Подобные стандарты могут быть разработаны в таких областях, как стирка белья, гостиничное хозяйство, транспорт, автосервис, телевизионная связь, страхование, банковское дело, торговля и т.п.; • стандарт на систему - устанавливает требования к системам; • стандарт правил приемки - устанавливает правила маркировки, упа- ковки, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта; • стандарт технических требований - устанавливает требования и нормы, определяющие все или основные эксплуатационные, а в ряде случаев и производственные показатели качества и свойства изделий. Стандарт со- держит оптимальные показатели качества, которые необходимы при разра- ботке и изготовлении деталей. В форме национальных стандартов на территории Российской Федера-ции могут применяться международные стандарты, и в частности стандарты стран Содружества Независимых Государств (обозначаются «ГОСТ»), вклю- чающие государственные стандарты, разработанные в период существования СССР, и признанные необходимыми для применения странами Содружества в целях обеспечения более эффективного сотрудничества организаций дан- ных стран. При этом возможны два варианта применения международных стандар-тов в Российской Федерации. Во-первых, в виде прямого применения между- народных стандартов, предусматривающего их прямой перевод или принятие как основы для разработки национального стандарта. Во-вторых, в форме косвенного применения данных стандартов, при котором могут быть суще- ственные отличия от оригинала. Косвенное применение допускается в тех случаях, когда прямое применение признано невозможным вследствие несо- ответствия требований международных стандартов климатическим, геогра- фическим, техническим, технологическим и другим особенностям Россий- ской Федерации, а также, если Российская Федерация в соответствии с уста- новленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения. Особое место среди стандартов в Российской Федерации занимают «Об- щероссийские классификаторы технико-экономической информации». Они служат для классификации видов, подвидов и модификаций продукции, услуг, процессов, их кодирования, обеспечения автоматизированного выбо- ра, учета и применения материалов, комплектующих и готовой продукции по кодам электронно-математической и статистической обработки информации. Это в современных условиях исключительно актуально, в том числе в обла- сти прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, нало- гообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов. Применение таких классификаторов позволяет не только резко повысить эф- фективность маркетинговых исследований, разработки, производства, реа- лизации, использования по назначению и утилизации продукции, но и карди- нально улучшить финансовую, налоговую, банковскую и многие другие ви- ды деятельности. Таким образом, российская система стандартизации включает нацио-нальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и соци- альной информации, а также правила их разработки и применения. При этом все национальные стандарты применяются на добро-вольной основе незави- симо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок. Это же относится и к лицам, являющимся из-готовителями, исполнителями, продав- цами или приобретателями продуктов 12 труда. Применение национального стандарта подтверждается знаком соот- ветствия национальному стандарту. Особый порядок применения имеют общероссийские классификаторы тех- нико-экономической и социальной информации. Эти нормативные доку- менты обязательны для применения при создании государственных инфор- мационных систем и информационных ресурсов и межведомственном об- мене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ве- дения и применения общероссийских классификаторов в социально- экономической области устанавливается Правительством Российской Феде- рации. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утвер- ждаться ими самостоятельно. Соответственно и порядок разработки, утвер- ждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавли- вается ими самостоятельно. Целью их применения может быть совершен- ствование производства и обеспечение качества продукции, выполнения ра- бот, оказания услуг, а также распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований, измерений и разрабо- ток. Применительно к объектам стандартизации и особенностям использова-ния различают следующие виды стандартов. Стандарт гармонизированный относится к одному и тому же объекту и утверждается различными органами, занимающимися стандартизацией, обеспечивает взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соот- ветствии с этим стандартом. Стандарт на продукцию устанавливает требования, которым должна удо- влетворять продукция или группа продукции с тем, чтобы обеспечить ее со- ответствие своему назначению. Стандарт на продукцию может включать кроме требования соответствия назначению (непосредственно или с помо- щью ссылки) такие аспекты, как термины и определения, отбор проб, испы- тания, упаковывание и этикетирование, а иногда технологические требова- ния. Стандарт на процесс устанавливает требования, которым должен удо- влетворять процесс с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению. Стандарт на совместимость — стандарт, устанавливающий требова-ния, касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочлене-ния. Стандарт на услугу — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению. Подобные стандарты могут быть разработаны в таких обла- стях, как стирка белья, гостиничное хозяйство, транспорт, автосервис, теле- визионная связь, страхование, банковское дело, торговля и т.п. 13 Стандарт на систему устанавливает требования к системам. Стандарт правил приемки устанавливает правила маркировки, упаковки, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта. Стандарт технических требо- ваний устанавливает требования и нормы, определяющие все или основные эксплуатационные, а в ряде случаев и производственные показатели качества и свойства изделий. Стандарт содержит оптимальные показатели качества, которые необходимы при разработке и изготовлении деталей. Контрольные вопросы по лекции 11 1. Что такое техническое регулирование? Перечислите и опишите основные принципы технического регулирования. 2. Перечислите основные цели технического регулирования и требования к нему. 3. Опишите порядок разработки технического регламента? 4. Что такое стандартизация и каковы ее основные цели? 5. Перечислите и опишите основные принципы стандартизации. 6. Какие нормативные документы в области стандартизации Вам известны? 7. Опишите порядок разработки нормативной документации в области стан- дартизации.
«Основные понятия и принципы технического регулирования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot