Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные понятия и методы системного подхода

  • 👀 972 просмотра
  • 📌 913 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Основные понятия и методы системного подхода
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные понятия и методы системного подхода» pdf
Лекции 5-6. Основные понятия и методы системного подхода Основные понятия системного подхода Приступим к изучению основных понятий и исходных моделей системного подхода. «Системный подход - это методология специально-научного познания и социальной практики, и также объяснительный принцип в основе которого лежит исследование объектов как систем» - так определил понятие автор термина – Щедровицкий. В настоящее время считается, что Системный подход обобщает методы, способы, приемы моделирования различных объектов, которые могут рассматриваться как одинаковые системы, и дает инструкции, позволяющие выявить эту одинаковость. Базовым является понимание Системнго анализа как научно-инженерной деятельности, которая позволяет строить модели объектов и/или процессов для конкретных прикладных (точный термин - предметных) областей, рассматривая их как системы. Результатом системного анализа является модель изучаемого конкретного объекта или процесса, рассматриваемого как система. Поскольку методы, способы, приемы моделирования и вид получаемых моделей для некоторых, а иногда и для всех областей совпадают, то появляется возможность их обобщенных формулировок. Эти обобщения и являются содержанием Системного подхода. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование: на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов; на выявление многообразных типов связей, сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину; а также реализует представление сложного объекта иерархической системой взаимосвязанных моделей, позволяющих фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику. Введем основные понятия системного подхода, опираясь на терминологию теории систем. Исходной характеристикой системы является ее противопоставление среде. Среда - это все то, что не входит в систему. Система - это конечное множество объектов, каким-то образом выделенное из среды. Среда представляет собой совокупность всех систем, кроме исследуемой, выделенной, интересующей нас в настоящий момент части реального окружающего мира. Между средой и системой существует бесконечное множество взаимных связей, с помощью которых реализуется процесс ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ среды системы. Представим соотношение между системой и и сpедой. Бесконечное множество взаимных связей между системой и внешней средой представим одной входной и одной выходной связями, выделив их по принципу существенности в заданном отношении. По входной и выходной связям между системой и средой происходит обмен путем взаимной передачи материальных, энергетических или информационных элементов. Элементы, передаваемые системой во внешнюю среду будем называть конечными продуктами деятельности системы (КПД), а из среды в систему - ресурсами. 1 Пусть в качестве системы выделен из среды ВУЗ. Под конечными продуктами деятельности (КПД) вуза следует понимать средства удовлетворения общественных потребностей (среды) в любой форме. Таким образом, к основным КПД вуза можно отнести: 1. 2. 3. 4. 5. Специалисты с высшим образованием; Научно-педагогические кадры; Результаты научных исследований; Информация (учебно- и научно-методическая, учебники, монографии и т.д.); Материальная продукция (приборы, макеты и т.д.). Кроме того, для некоторых вузов конечными продуктами деятельности будут выступать: • • • специалисты с высшим образованием для зарубежных стран, специалисты народного хозяйства, повышение квалификации и т.д. Конечными продуктами деятельности аппарата управления вузом всегда выступают решения, по обеспечиванию производства конечных продуктов деятельности вуза (специалистов с высшим образованием, научно-педагогических кадров и т.д.), а также по совершенствованию управления вузом, по социальному развитию коллектива вуза. Рассмотрение взаимодействия между системой и внешней средой показывает, что среда, поставляет системе ресурсы, а получает из системы и потребляет ее конечные продукты деятельности (КПД). Характерно, что КПД системы принципиально не могут быть созданы в среде ( в противном случае нет необходимости выделять систему из среды). Система нужна среде как источник удовлетворения своих потребностей в ее конечных продуктах. Следовательно, можно сделать вывод, что новую систему порождает наличие неудовлетворенной потребности или, как говорят, система создается для разрешения ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ во внешней среде. Таким образом, объективной основой формирования системы является проблемная ситуация, т.е. такое возникшее или назревающее неудовлетворительное состояние элементов внешней среды, которое собственными средствами ( совокупностью 2 внутренних систем во внешней среде ) на заданном пространственно-временном интервале не ликвидируется. Осознание проблемной ситуации отвечает на вопрос «зачем» должна быть создана, спроектирована и т.д., система – то есть приводит к формулировке Цели. Выделение проблемной ситуации задает смысл созданию системы и является первым этапом системного подхода. В связи со сказанным выше, обычно, говорят : «Нет системы без проблемы». Сформулировав проблемную ситуацию, т.е. получив ответ на вопрос «ЗАЧЕМ» создается система, имеется принципиальная возможность приступить к проектированию системы. Для этого сначала необходимо сформулировать цели, достижение которых разрешает проблемную ситуацию, т.е. ответить на вопрос «ЧТО» должна делать система для разрешения проблемной ситуации. Поскольку проблемная ситуация разрешается за счет потребления средой конечных продуктов системы, то цели практически представляют собой идеальный (информационный ) образ будущих конечных продуктов системы. Возьмем один из КПД вуза: «подготовка специалистов с высшим образованием», проиводство которого удовлетворяет потребность (разрешает проблемную ситуацию) народного хозяйства в специалистах с высшим образованием. Цель создания системы в этом случае может быть сформулированы следующим образом: «Обеспечение подготовки специалистов с высшим образованием .......» Глобальная цель: Обеспечение подготовки специалистов с высшим образованием, научнопедагогических кадров, эффективного использования научно-производственного потенциала вуза в соответствии с социально-экономическими потребностями общества, а также обеспечении социального развития коллектива вуза. Конечные продукты деятельности вуза. • • • • • • • • Обеспечение подготовки специалистов с высшим образованием. Обеспечение подготовки научно-педагогических кадров. Обеспечение повышения квалификации специалистов народного образования. Обеспечение подготовки специалистов для зарубежных стран. Обеспечение проведения научных исследований. Обеспечение производства информации. Обеспечение производства материальной продукции. Обеспечение социального развития коллектива вуза. Следующий логический шаг конструирования системы после того как получены ответы на вопросы «зачем» создается система и «ЧТО» она должна делать в идеальном случае, чтобы разрешить проблемную ситуацию, (т.е. заданы цели создания системы), заключается в том, чтобы выбрать способы достижения целей, т.е. ответить на вопрос «КАК» должна вести себя система, чтобы достигнуть заданной цели. Способ достижения поставленной цели, будем называть функцией системы. Напомним, что функцией в теории систем называется действие, направленное на достижение конкретной цели. Возьмем одну из целей деятельности вуза, например: «Обеспечить подготовку специалистов с высшим образованием» и сформирум вытекающие из нее функции вуза. Цель - Обеспечение подготовки специалистов с высшим образованием. Функции : 3 • • • • Обеспечение проведения профориентационной работы и набора студентов и слушателей подготовительного отделения. Обеспечение проведения учебно-воспитательного процесса. Обеспечение распределения молодых специалистов. Обеспечение послевузовского обучения и повышения квалификации. Рассмотренные выше этапы создания системы под проблемную ситуацию: формирование целей и способов их достижения (функций) объективно требуют следующего логического шага - выявление таких элементов и отношений между ними (внутреннего устройства системы), которые реализуют целенаправленное функционирование системы. Элементы любого содержания и субстанции (физические тела, идеи, знаки, и т.д.), необходимые для реализации функции назовем частями или компонентами системы. Совокупность частей (компонентов) системы образует ее элементный (компонентный) состав. Упорядоченное множество отношений между частями, существенных по отношению к цели, необходимое для реализации функции, образует структуру системы. Продолжая рассматривать вуз в качестве исследуемой системы, возьмем одну из ее функций например: обеспечение проведения учебно-воспитательного процесса и определим необходимую структуру для ее реализации. Реализация рассматриваемой функции по проведению учебно-воспитательного процесса должна быть обеспечена профессорско-преподавательским и учебно-воспитательным персоналом, необходимыми средствами обучения и воспитания, предметами деятельности (учебная, учебно-управленческая информация и т.д.), а также соответствующей технологией обучения и воспитания. Графически полученная структура, может быть представлена в следующем виде: Применение указанных выше этапов формирования системы под проблемнную cитуацию: определение целей, функций и структуры системы позволяют создать идеальнонормативную систему, которая может служить эталоном реальных систем, функционирующих в условиях ограничений, накладываемых внешней средой. Очевидно, что внешняя среда трансформирует нормативную систему; конструирование или исследование реальной системы должно учитывать ограничения, содействующие факторы и возможности внешней среды и ее влияние на цели, функции и структуру системы. Только при этом условии можно обеспечить адекватность созданной системы реальным потребностям среды. 4 Назовем влияние внешней среды на систему - внешними условиями. Представим наглядно ( схематически ) последовательность этапов системного подхода Перечисленные этапы системного подхода содержат основные характеристики системных объектов, что позволяет дать определение: Система - это целенаправленно функционирующая структура, способная к разрешению проблемной ситуации при определенных внешних условиях. Во взаимоотношениях между системой и внешней средой можно выделить два характерных режима: во-первых, когда система полностью удовлетворяет имеющиеся потребности среды, тогда имеет место функционирование системы; во-вторых, когда система не удовлетворяет внешних потребностей, тогда возникает потребность в ее развитии путем смены ее глобальной цели. Будем понимать под функционированием процесс перехода системы или ее элементов из состояния в состояние при условии постоянства заданной цели, в то же время развитие будем связывать с проведением системы при изменении цели. Понятия функционирования и развития являются относительными: элементы системы могут находится в состоянии развития, в то время как сама система функционирует. В целях более глубокого изучения составных элементов рассмотрим детальную структуру системы, представленную совокупностью связей между элементами. Прежде всего отметим тот факт, что на практике можно обнаружить существование систем, имеющих одну и ту же цель, но различающихся по структуре. С другой стороны, логичным представляется вывод о том, что если несколько систем имеют одинаковые цели, то они должны иметь нечто обязательно общее в своей структуре, что позволяет определить их, как системы одного назначения. 5 Назовем это общее формальной структурой (инвариантным аспектом системы), под которой будем понимать совокупность существенных отношений, необходимых и достаточных для достижения системой заданной цели. Например, формальной структурой любого производства являются: • рабочая сила, • орудия труда, • предметы труда, • отношения в процессе труда, объединенные набором определенных отношений. Формальная структура системы подготовки специалистов в вузе представляет собой совокупность элементов: преподаватели, средства обучения, студенты и технология обучения, объединяемых разнообразными отношениями (связями). Из допущения, что рассматриваемые системы имеют одну и ту же цель, соответственно вытекает вывод о том, что формальная структура однозначно определяется целью системы. Подставляя в функциональные места вместо формальных элементов соответствующие элементы материального содержания, можно получить материальную структуру или конструкцию системы. Так, на предприятии в качестве орудий труда с заданной функцией могут выступить к примеру, прессы или станки разного типа, рабочее место слесаря одного разряда могут занимать люди с различными нормами поведения, уровнем общего образования и культуры. Из сказанного вытекает вывод о том, что одной формальной структуре может соответствовать множество различных материальных структур. Наполним формальную структуру системы подготовки специалистов в вузе конкретным содержанием. Формальная структура подготовки специалистов в ВУЗe: Преподаватели: профессора доценты, ассистенты и т.д. Средства обучения: учебники, учебные и методические пособия, лабораторные стенды и т.д. Технология обучения: методы обучения (традиционные, проблемные, программированные, сотрудничества, учебная игра и т.д.); организационные формы обучения:лекция, практическое занятие, семинар, курсовой проект и т.д.). Рассмотренный выше формальный состав системы конкретизирует структуру любого производства, а также даёт ее содержательную интерпретацию на вуз, можно обобщить на любую систему социальной деятельности. Система социальной деятельности Задачей системы социальной деятельности является преобразование входов в заданные конечные продукты (выходы). Независимо от конкретного содержания входов внутренняя формальная структура системы социальной деятельности содержит элементы : субъект деятельности, средства деятельности, предметы деятельности и отношения в процессе деятельности (технология деятельности). Итак, Вы владеете теперь следующими основными понятиями и положениями системного подхода • • • • • • • • Система Внешняя среда Проблемная ситуация Цели системы Функции системы Структура системы Внешние условия Логическая последовательность действий при системном анализе и синтезе 6 • Формальная и материальная структура системы. В результате изучения основных понятий и исходных положений системного подхода у Вас должно сложиться представление, что одна из важных черт реальной действительности заключается в способности ее объектов вступать в такого рода взаимодействия, в результате которых образуются новые качества, не присущие исходным объектам взаимодействия. Это качественно новое образование (целостность) и есть система. Качества целостной системы не сводятся к аддитивной сумме качеств ее составляющих. Для системы характерны также новые интегративные качества, которые по существу и выражают ее специфику. Способность процессов и явлений мира образовывать системы, наличие системы, системного строения материального мира и форм его познания называется системностью. Целостная система активно воздействует на компоненты, из которых она образована, и преобразует их соответственно своей природе. В результате исходные компоненты претерпевают заметные изменения: нередко теряют свои прежние свойства, присущие им до вхождения в исходную систему, другие их свойства актуализируются, приобретаются новые качества, количественным и качественным изменениям подвергаются также и сохраняемые ими свойства. Кроме того при образовании целостной системы не только возникают новые качества, не только изменяются свойства компонентов, но нередко образуются и новые части, которые до образования целого отсутствовали. Установим основные признаки целостной системы 1. Главным признаком целостной системы является наличие именно системного интегративного, коллективного качества (или качеств) образующих его компонентов. 2. Непременной принадлежностью целостных систем являются их компоненты, части , именно то, из чего образовано целое и без чего оно невозможно. Система, целостность есть, прежде всего, продукт своих компонентов. Но компоненты целостной системы являют собой не набор случайных бессвязных объектов. Они интегрированы системой, являются компонентами именно данной системы. Исследование и конструирование системы, с точки выявления ее компонентного состава для обеспечения целенаправленного функционирования, называют системно-структурным подходом. Системно-структурный подход (морфологический, предметный, компонентный) предлагает рассмотрение особенностей строения объекта как целостности, поэлементно расчлененный в заданный интервал времени. 3. Целостная система - система целесообразная, стремящаяся к достижению определенной цели ( целеустремленная ). Цель выступает в системе как один из важных системообразующих факторов. Но цель требует действий по ее достижению. Действия (поведение) системы в среде по достижеению цели есть ни что иное как ее функции. Функции по отношению к цели выступают как способы ее достижения. Исследование или конструирование системы с точки зрения ее поведения в среде для достижения целей называют системно-функциональным подходом. 4. Каждая система не является неизменной, раз и навсегда заданной. Она не абсолютна, не вечна главным образом потому, что ей присущи внутренние противоречия. Каждая система не только функционирует, но и движется, 7 развивается; она имеет свое начало, переживает время своего зарождения и становления, развития и расцвета, упадка и гибели. А это значит, что время является неприменным атрибутом системы, что каждая система исторична. Исследование и конструирование системы, с точки зрения ее развития во времени, называют системно-генетическим подходом. Системно - генетический исторический подход определяет возникновение, происхождение и становление объекта как системы - генезис. 5. Каждая система всегда есть компонент другой, более высокого уровня (мета) системы, и сама, в свою очередь, образована из компонентов, подсистем более низкого уровня . Иначе говоря, никакая система не изолирована, множеством отношений связана с самыми различными системными и несистемными образованиями. Система действует, развивается во внешней, по отношению к ней самой среде, связана с ней множеством коммуникаций. Исследование или конструирование системы, с точки зрения ее отношений с другими системами и несистемными образованиями, называют системно-коммуникативным подходом. 6. Система постоянно испытывает на себе возмущающие воздействия. Это прежде всего внутренние возмущения, являющиеся результатаом внутренней противоречивости любой системы. Это и внешние возмущения, которые далеко не всегда благоприятны: недостаток ресурсов, жесткие ограничения и т. д. Между тем, система живет, функционирует, развивается. Значит, наряду со специфическим набором компонентов, внутренней организацией (структурой) и тому подобное, есть и другие системообразующие, системосохраняющие факторы. Эти факторы обеспечения устойчивости жизнедеятельности системы называют управлением. Исследование и конструирование системы, с точки зрения обеспечения ее целенаправленного функционирования в условиях внутренних и внешних возмущений, называют системно-управленческим подходом. 7. Управление в системе немыслимо без передачи, получения, хранения и обработки информации. Информация - способ связи компонентов системы друг с другом, каждого из компонентов-с системой в целом, а системы - в целом со средой. В силу сказанного, нельзя раскрыть сущность системности без изучения ее информационного аспекта. Исследование или конструирование системы, с точки зрения передачи, получения, хранения и обработки данных внутри системы и со средой, называют системно - информационным подходом. При изучении или конструировании любой системы следует рассматривать следующие аспекты: • • • • • • интегративный; системно - структурный; системно - функциональный; системно - генетический; системно - управленческий; системно - информационный; 8 Нетрудно заметить, что изученные выше основные понятия и положения системного подхода, а также приведенная логическая последовательность действий при анализе и синтезе систем решают первую методологическую задачу системного подхода - дают средства представления исследуемых и конструируемых объектов как систем. Решения второй методологической задачи системного подхода вооружают пользователей методами и приемами формирования обобщенной модели сложной системы, а так же дают алгоритмы и процедуры ее последовательной декомпозиции на комплекс взаимосвязанных моделей адекватных сложной системе в заданном исследованием отношении. 9 Лекция 7. Модели систем Рассмотрим теперь вопросы, связанные с построением моделей систем. Важной задачей любого исследования является создание адекватной модели изучаемого объекта. При системном подходе в распоряжение пользователя поступает набор моделей, применяя которые в определенной последовательности и, идя от простых к сложным, он может получить адекватную модель исследуемой системы. Руководствуясь принципом от простого к сложному, введем совокупность моделей уровней описания системы. Модель типа «черный ящик» (названием подчеркивается отсутствие сведений о внутреннем содержании «ящика») отображает только связи системы со средой в виде перечня «входов» и «выходов». Трудность построения модели «черного ящика» состоит в том, что надо решать, какие из многочисленных реальных связей включать в состав модели, т.е. отвечать на вопрос, какие связи существенны с точки зрения решаемой задачи. Кроме того, всегда существуют и такие связи, которые нам неизвестны (не выявлены), но они тоже могут оказаться существенными. Очевидно, что вопросы, касающиеся внутреннего устройства системы, невозможно решить с помощью модели «черного ящика». Для этого необходимы более развитые, детальные модели. Система, представленная моделью «черного ящика», взаимодействует со средой как целостное уникальное образование, несмотря на внутреннюю неоднородность, что позволяет говорить о необходимости различения составных частей системы. Те части системы, которые мы рассматриваем как неделимые, будем называть элементами. Части системы, состоящие более чем из одного элемента, назовем подсистемами. 10 Модель состава системы отображает, из каких частей (элементов и подсистем) состоит система. Продолжая рассматривать в качестве исследуемого объекта систему подготовки специалистов в вузе и зная перечень, классов входов системы: содержание (цели) подготовки, ресурсы и ограничения, сформулируйте модель состава содержания (целей) подготовки . Элементами модели состава содержания подготовки специалистов будут: • • • квалификационные характеристики по специальностям подготовки; учебные планы по специальностям подготовки; программы учебных курсов. Определим теперь модели состава других классов входов: Ресурсные обеспечение подготовки специалистов: • • • • материально-техническое; информационное; энергетическое; кадровое. Элементы модели состава ограничений: • • • профессиограммы специальностей; медицинские противопоказания; правила приема в вуз. Модель состава выходов системы подготовки, очевидно, будет содержать перечень специальностей по которым идет подготовка специалистов в данном ВУЗе. Для достижения ряда практических целей достаточно модели «черного ящика» или модели состава. Однако, очевидно, что есть вопросы, решить которые с помощью этих моделей нельзя. Чтобы получить велосипед, недостаточно иметь «ящик» со всеми его отдельными деталями (элементами системы). Необходимо еще правильно соединить все детали между собой, или говоря более общо, установить между элементами определенные связи - отношения. Совокупность необходимых и достаточных для достижения цели отношений между элементами, как Вам уже известно, называется структурой системы. Модель структуры системы отображает связи между частями модели состава системы. Графически структура содержания (цели) подготовки может быть представлена следующим образом : 11 Квалификационная характеристика порождает систему ограничений профессиограмму, медицинские противопоказания и т. д.), учебный план, рограммы предметов учебного плана и формирует требования к ресурсному обеспечению подготовки специалистов по данной специальности. Мы рассмотрели первую группу моделей системного подхода. Ввели совокупность моделей уровней описания системы: • • • уровень "черного ящика"; уровень состава ; уровень структуры, которая может быть применена как к системе в целом, так и к ее элементам. Рассмотренная совокупность моделей ранее была представлена на рисунке. Отметим, что рассматриваемая группа моделей является наиболее обобщенной, поскольку содержат множество формальных моделей, содержательная интерпретация которых определяется целями исследования или проектирования системы. Укажем сразу же на циклический характер описания системы с помощью предлагаемой группы моделей, поскольку по окончании процедуры описания исходной системы его можно повторить вновь относительно любого выделенного элемента. При этом общая глубина описания системы будет определяться требованиями к адекватности модели. При выборе второй группы моделей будем исходить из тех соображений, что гораздо эффективнее, особенно для систем, состоящих из большого числа взаимосвязанных подсистем, вначале выделить основные подсистемы (декомпозировать систему на подсистемы), установить существенные взаимосвязи между ними, а затем переходить к детальному моделированию механизмов функционирования различных подсистем. Большой класс систем (организационно-экономических, социально-технических и т. д.) можно представить в виде совокупности подсистем социальной деятельности со следующими условными названиями: • • • • подсистема "Природа"; подсистема "Производство"; подсистема "Население"; подсистема "Управление" 12 Примем во внимание тот факт, что природа - это среда, в которой осуществляется социальная деятельность. Социальная деятельность в свою очередь заключается в необходимости производства и воспроизводства воздействий на природу, что осуществляется подсистемой «Производство». С другой стороны, социальная деятельность связана с необходимостью воспроизводства определенных отношений между людьми (их образа жизни), что осуществляется подсистемой «Население» . И, наконец, для увязки различных, а иногда и противоречивых интересов указанных подсистем имеется необходимость согласова- ния их деятельности, что обеспечивается подсистемой «Управление». При этом органом управления должно обеспечиваться выполнение стандартных (рутинных) процедур, связанных с функционированием, и нестандартных действий, 13 обеспечивающих развитие объекта управления ( в дальнейшем для обозначения субъекта управления мы будем пользоваться терминами «система» или «аппарат управления»). Рассмотренные подсистемы полностью покрывают все возможные виды жизнедеятельности людей, и , следовательно, модель будет полной, если в нее включить подсистемы • «население», • «производство», • «природа», • «управление». Структура модели показана на рисунке выше, где представлены основные взаимосвязи между подсистемами. Другим примером указанных моделей может являться следующий. Управление является неотъемлемой функцией любой организационной системы и реализуется специально выделенной подсистемой, иными словами, с точки зрения управления, любая организационная система состоит из управляемой (объекта) и управляющей (субъекта) частей, взаимодействующих между собой, что изображено на рис.8 схематически. Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта управления на объект посредством решений, обеспечивающих получение конечного продукта организационной системы. Управление должно при этом обеспечивать либо удержание системы у достигнутой цели (функционирование), либо обеспечить перевод системы в новое состояние, к новой цели (развитие). Как видно, наиболее общим случаем управления является задание или выбор (участие в выборе) направления движения объекта к цели и удержание его на выбранной траектории. Для наполнения предложенных моделей конкретным содержанием требуются определенные языковые средства, которые назовем языками описания оргсистемы. Дадим обоснование их желательному составу. Оговоримся еще раз, что термин "язык" употребляется здесь в узком смысле и обозначает набор лексических и грамматических средств, служащих для описания объектов в виде системы показателей, адекватно отображающих изучаемые организационные системы. Для социальной деятельности характерны прежде прежде всего преобразования в процессе производства предметов труда в соответствии с интересами общества и общения людей в процессе общественно – производственной деятельности. Это приводит к выводу о потребности двух языков (одного – для оценки производственного эффекта, второго - для оценки социальнопсихологического эффекта, связанного с взаимоотношениями людей и развитием личности). Назовем условно первый из них производственным, а второй - социально ценностным языком. Очевидно, что полнота производственного языка должна быть достаточной, чтобы отражать любой вид интересующей нас социальной деятельности: • промышленное производство, • культура и искусство, • здравоохранение и т. д. Сохранение товарно-денежных отношений в условиях развитого социалистического общества требует сопоставления и сравнения всех видов деятельности в денежном выражении. Эти оценки осуществляются путем введения третьего языка - финансового (финансово-экономического). Подчеркнем, что финансовый язык есть отражение специфической (денежной) формы экономических отношений. На этом мы заканчиваем изучение основных понятий и моделей системного подхода. 14
«Основные понятия и методы системного подхода» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 462 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot