Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 2. Основные периоды развития социальной психологии
При изучении данной темы, особое внимание следует обратить:
• на специфику каждого периода в развитии социальной психологии с детальным усвоением его особенностей.
• детально ознакомится с основными социально-психологическими теориями возникавшими на различных этапах становления социальной психологии.
• изучить биографии наиболее ярких представителей социальной психологии на различных этапах её развития.
Конспект лекции.
• История становления социальной психологии, как науки.
• Первые попытки создания социально-психологических концепций. Становление социальной психологии как самостоятельной науки. Развитие социальной психологии в России.
Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также характеристики самих групп.
В течение длительного периода социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках различных философских учений (Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель). Элементы социальной психологии складывались внутри конкретных наук – в психологии и социологии, а также в антропологии (Э.Тейлор), этнографии (Л.Морган, Леви-Брюль), криминологии и языкознании.
Ко второй половине Х1Х века относятся первые попытки создания социально-психологических концепций: «психология народов» (М.Лацарус, Х.Штейнталь, В.Вундт), «психология масс» (С.Сигеле, Г.Лебон) и теория «инстинктов социального поведения» (У.Макдугалл).
Экспериментальный период развития социальной психологии. Экспериментальная практика складывалась в рамках традиционной социальной психологии. Начало 20 века и особенно период конца 19-начала 20 века (после Первой мировой войны) считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф.Г. Олпортом, считается официальной вехой, сформулировавшей требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие социальная психология получает в США, бурное развитие экономики стимулировало практику прикладных исследований. Именно в рамках этого периода социальная психология набрала силу как научная дисциплина, были проведены многочисленные исследования малых групп, разработаны методики,но, с другой стороны, проблематика массовых процессов, больших групп оказалась практически исключены из поля зрения.
Начиная с 1950-х годов 20 века резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии, в частности, вызванное оживлением к теоретическому знанию. Четыре основные теоретические ориентации, в рамках которых группируются исследования: бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории, интеракционизм. Три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвертое - интеракционизм - социологический источник.
Социальная психология как наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей, психологические характеристики групп, как больших (классы, нации), так и малых ( изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия групповых решений и др.), психология личности, практические приложения социальной психологии.
Значение социальной психологии определяется необходимостью привлечения данных о закономерностях социального поведения людей, их психических свойствах и процессах, что необходимо для налаживания совместной деятельности людей в различных сферах жизнедеятельности современного общества, для организации быта и досуга, обучения и общения, для формирования личности человека.
Становление и развитие социальной психологии в нашей стране осуществлялись в условиях дискуссий по кардинальным методологическим проблемам. Расхождения во взглядах социальных психологов касались определения объекта, предмета и места социальной психологии.
Первая точка зрения считает центральной проблемой социальной психологии изучение личности, вторая – «массовидные явления психики», третья – «социальная психология – наука, изучающая групповую и массовую психологию, и особенности поведения индивида, личности в группе».
Задачи социальной психологии:
1. Изучение специфики и своеобразия феноменов, составляющих общественное сознание людей, и соотношение между его компонентами,
2. Всестороннее осмысление и обобщение данных об источниках возникновения, формирования и развития социально-психологических процессов,
3. Выявление закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных социальных условиях,
4. Социально-психологический анализ факторов, обуславливающих специфику и эффективность совместной деятельности.
5. Изучение социально-психологического своеобразия явления и процессов, возникающих в малой группе, их влияния на поведение и общение включенных в нее людей.
6. Изучение психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих особенностей представителей этих групп.
7. Выявление роли и значения социально-психологических феноменов в религиозной, политической, экономической и управленческой психологии.
Выделяют следующие функции социальной психологии: методологическая, теоретико-познавательная, мировоззренческая, регулятивная, прогностическая, аксиологическая.
Теоретические исследования концентрируются вокруг четырех основных направлений: бихевиоризма, психоанализа, когнитивных теорий и интеракционизма.
Бихевиоризм в социальной психологии использует преимущественно те варианты этого направления,которые связаны с необихевиоризмом - выделяют следующие направления: подход К.Халла (идея промежуточных переменных) и подход Б.Скиннера (классический бихевиоризм). Центральной идеей во всех теориях (Н.Миллера, Д.Долларда, Дж.Тибо, Г.Келли) является идея подкрепления. Необихевиоризм в социальной психологии претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения. Основной методологический упрек, который обычно делается бихевиоризму (большинство работ выполнено с перенесением особенностей животных на людей) социальные психологи этого направления пытаются преодолеть. В рамках этого направления меньше всего прослеживается "социальный контекст".
Построением социальной психологических теорий занимались представители классического фрейдизма: Л.Байон, В.Беннис, Г.Шепард, Л.Шутц (в рамках этих теорий зародилась практика создания Т-групп, где используются социально-психологические механизмы воздействия людей друг на друга), и представители неофрейдизма: Э.Фромм, Дж.Салливан. В отличие от бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического взаимодействия и рассмотреть процессы в более многочисленных группах. В рамках данных направлений содержится вкрапление отдельных положений психоанализа в исследовательскую практику. Примером этого является работа под руководством Т. Адорно "Авторитарная личность", где идея фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства использована для выявления психологических предпосылок появления фашизма.
К теориям когнитивистской ориентации относятся: теория сбалансированных структур Ф.Хайдера, теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера и теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума. Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных (когнитивных) процессов индивида. В отличие от бихевиористски ориентированной социальной психологии в данной ориентации подчеркивается с особой силой роль и значение "менталистских " образований в объяснении социального поведения человека. Внимание уделяется к рациональному поведению человек.
В современной социальной психологии интеракционизм включает идеи Г.Мида, Г.Блумера, М.Куна; теорию ролей (Т.Сарбин), теорию референтных групп (Г.Хаймен и Р.Мертон), развиваются идеи «социальной драматургии» Э.Гофмана. В интеракционизме сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится ключевое понятие "взаимодействие", в ходе которого осуществляется формирование личности. Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается исключенным из анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему общественных отношений, в социальную структуру общества.
Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:
1. Кто из зарубежных учёных стоял у истоков зарождения социальной психологии?
2. Кому из зарубежных учёных принадлежит авторство теории «групповой динамики»?
3. В чём заключается суть «деятельностного подхода» к исследованию социально-психологических явлений и кто автор данного подхода?
4. Какие работы по социально-психологической проблематике принадлежат А.В. Петровскому?
Учебные задания для самостоятельной работы:
1. Назовите основные периоды становления социальной психологии как самостоятельной науки и дайте подробную характеристику каждому периоду.
2. Назовите фамилии наиболее известных отечественных учёных в области социальной психологии.
3. Назовите наиболее известные направления развития социальной психологии за рубежом.
Составьте перечень фамилий зарубежных учёных внёсших наиболее существенный вклад в становление социальной психологии как науки.