Основные органы СНГ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №4
Основные органы СНГ.
Непосредственно любая организация, в том числе СНГ не исключение, она обладает всегда свободностью органов каких-то. Что закрепляется основным документом в организациях СНГ, в данном случае в Уставе организации. И сегодня мы остановимся на Уставных органах СНГ, в данном случае основных органах СНГ, предусмотренных Уставом.
В настоящий момент, не считая отдельных комитетов, комиссии, созданных в рамках Содружества за прошедшие двадцать с лишним лет существования выделяют несколько совокупностей органов, которые являются основополагающими, являются Уставными в Содружестве. Целесообразность с технической стороны объясняется тем, что именно через него проходит основное обеспечение деятельности каждого исполнительного комитета СНГ. Когда образовывается Содружество независимых государств изначально возникает вопрос о создании органа технического обеспечения деятельности Содружества для того, чтобы более продуктивно подготавливать и проводить заседания.
Это объясняется тем, что некоторое время в рамках Содружества была создана совокупность комитетов и комиссий. Многие из них, к сожалению, дублировали друг друга, что приводило к неэффективности их деятельности. В итоге к концу 90-х годов было принято решение объединить все эти отдельные иногда дублирующие, подменяющие друг друга органы в какую то некую единую структуру. Если говорить конкретно, 2 апреля 1999 года Совет глав государств СНГ принял решение о создании исполнительного комитета СНГ, который заменил собой единую ЖК структуры и ряд структурных подразделений, которые существовали до этого. Секретариат СНГ по структуре присуще очерченными функциями достаточно аморфно. Существовал государственно экономический комитет, рабочие аппараты и т.д. Вот все они в итоге были объединены в исполнительный координирующий орган, исполнительный комитет Содружества независимых государств. Возглавляет его исполнительный секретарь Содружества независимых государств, который фактически организует его работу с 2007 года и по настоящий день эту должность занимает Сергей Лебедев Совета Российской Федерации. Исполнительный секретарь Содружества переизбирается Советом глав государств, вот Лебедев уже переизбирался 3 раза. Устав Содружества не предусматривает какого-то ограничения по срокам, поэтому Совет глав государств будет доверять тому исполнительному секретарю, который может занимать этот пост неограниченное время. Какого то ограничения по возрасту, по срокам Устав не предусматривает. Но любой орган имеет предельные функции исполнительного комитета СНГ. Так значит, основной функцией исполкома СНГ можно выделить следующее: 1-я функция это обеспечение деятельности высших органов СНГ, прежде всего Совета глав государств, Совета глав правительства, Совета министров иностранных дел, экономического Совета и т.д., то есть техническое обеспечение. 2-я функция из основных, которая имеет место в деятельности исполкома СНГ это выработка предложений о стратегии Содружества. Сама стратегия принимается непосредственно Советом глав государств, а предложения по поводу того, что следует включить в стратегические объективы деятельности Содружества обрабатываются в рамках исполнительного комитета. Вот еще одна функция, которая имеет место в деятельности исполкома СНГ это правовая проработка документов. Не секрет, что документы принимают в рамках такого объединения государств, которое является СНГ и документом правового характера и для этого необходимо предать черты нормативного акта, но в связи с этим, в принципе эта работа в какой то мере техническая, потому что документы все основные тоже принимаются в СНГ на высшем уровне. Но с точки зрения юридической это тот же исполнительный комитет СНГ. Еще одна функция, которая достаточно важная в деятельности исполкома, это анализ хода реализации решений, договоров и т.д., которые были заключены в рамках Содружества. Значит анализ выполнения решений, принятых в рамках СНГ. Ну это такая аналитическая функция. Она достаточно важная, потому что мало принять какое решение, нужно посмотреть реализуется оно. Если оно не реализуется, надо понять из за чего оно не реализуется, чтобы избежать этого в будущем. Потому что в противном случае это обратится в решение какой-то стопы бумаги, что не является позитивным моментом. Поэтому это тоже функция достаточно важная. Официальное пребывание исполкома СНГ является город Минск – это столица СНГ. Хотя у исполкома имеются представители во всех республиках членах СНГ. В состав СНГ входит 10 государств, но во все эти республики направляются исполнители исполкома СНГ. Кроме того, наличие такого технического органа позволяет более действенно организовывать деятельность Содружества. Сам комитет состоит из председателя исполнительного комитета, это исполнительный секретарь СНГ, на сегодняшний момент это Сергей Лебедев. Также в состав комитета входят заместители исполнительного секретаря. Кроме того, главы департаментов и иных структурных подразделений, которые входят в исполком СНГ. Подводя итог, можно сказать, что исполком является техническим органом, организовать и предать некоторые весомые, внести более четкие моменты в саму деятельность Содружества, предать ему некую организационную определенную законченность. Но я неслучайно начал с этого технического уровня, потому что в принципе он непосредственно способствует организации всей работы Содружества, но не является высшим. Это орган именно технического характера. А теперь если говорить о структуре самих органов СНГ в плане в порядке убывания, то здесь можно выделить следующие основные органы, действующие в СНГ, соответствующие Уставу. Во-первых это Совет глав государства (СГГ). Совет глав государств это согласно Уставу – это высший уровень Содружества независимых государств. Он решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников. Он рассматривает любые вопросы, с которыми к нему обращаются те или иные как главы государств, так и представители государств-членов СНГ. Кроме того, непосредственно к функциональным задачам Совета глав государств, к решению которые может только принять сами главы государства, относятся следующие. Совет глав государств во-первых вносит поправки в Устав СНГ. В начале говорил о том, что Устав СНГ практически минимально изменялся. Поправки вносились технического характера. Например, в 2005 году была внесена поправка об ассоциировании членства, об этом говорили и раньше. Но было четко внесено после выхода из СНГ Грузии, соответствующая поправка была внесена в Устав СНГ. Но тем не мене возможно, что по мере развития Содружество учитывает современное новое в котором столкнулось советское пространство в целом и Содружество независимых государств в частности возможно какие то серьезные поправки будут внесены. Но решение о них может принципиально принять только Совет глав государств. Второй момент, относящийся к деятельности чисто Совета глав государств это создание новых органов и упразднение старых существующих органов СНГ. В случае необходимости, в силу появления какой-то новой функции у Содружества, новых задач и т.д. в данном случае принять соответствующее решение о создании новых органов и упразднении старых это тоже принципиальное решение Совета глав государств. Предложить то может в принципе любая инфраструктура, тот же исполком например. Но исполком принять решение не может. Это принципиальное решение, принимаемое соответственно Советом глав государств. Кроме того, также, еще одна функция, которая принципиально выполняет то, что относится к центру деятельности глав государств заслушивание отчетов о деятельности органов СНГ. Дальше будем говорить о деятельности других органов. Вот все они на заседании совета глав государств предусматриваются повесткой дня. Но не обязательно что это делается каждый раз, но периодически они отчитываются. Официально принимают эти отчеты о деятельности этих органов позитивных и негативных и т.д. это функция Совета глав государств. Кроме того, еще одна функция Совета глав государств это назначение руководителей органов СНГ, если это отнесено к компетенции Совета глав государств. Что касается второго момента, почему я именно оговорился здесь, если это отнесено к компетенции, если это по поводу отдельных органов. Значит специальное назначение оговаривается по договору по каждому органу, иногда специального назначения руководителя того или иного не требуется. Это уже предусмотрено Уставом откуда он появляется и кто это. И меняется он в некоторых органах в порядке ротации по русскому алфавита и т.д. Но есть органы, руководителем которых назначает Совет глав государств, например того же исполкома. Исполнителем стран СНГ назначается на заседании Совета глав государств это могут быть председатели каких-то комитетов, комиссий. Но в любом случае это те структуры, назначение руководителей Совет глав государств. Что касается очередности заседаний Совета глав государств, по предусмотренному Уставом СНГ, которое проводится очередное заседание одно и неофициальное заседание, средства массовой информации. Что касается второго неофициального заседания, в частности средства массовой информации называют эти встречи без галстуков. Но понятно, что Устав СНГ официально не предусматривает такое название. Но несмотря на то, что оно называется неофициальным, это ничего не означает. На неофициальных заседаниях очень часто принципиально принимались какие-то принципиальные решения, декларации, конвенции и т.д. Но в целом если не возникает каких-то серьезных проблем, нет необходимости в созватии совета глав государств, он может быть сослан как по общему решению совета глав государств, так и по предложению одного из глав государств членов СНГ, в любом случае каждый год проводится 2 заседания совета глав государств. Но, кроме того, что касается председательства совета глав государств. Председательство в совета глав государств осуществляется политикой ротации. Каждое государство занимает пост председателя совета глав государств в течение года. Ротация осуществляется по русскому алфавиту и непосредственно, что касается, ротации в последнее время в 2013 году председателем совета глав государств был президент Туркменистана Гурбангул Бердымухамедов. Туркменистан это ассоциированный член. Но это ассоциированное членство не препятствует возможности осуществления председательства в совете глав государств. Схожая ситуация сложилась в 2014 году. В декабре 2013 года в порядке ротации председателем Совета глав государств становится Виктор Янукович. Председательством стала Украина. А после тех событий, произошедших на Украине в феврале 2014 года, новая пришедшая власть к руководству Украины, тогда еще исполняющий обязанности президента Украины Турчинов, объявил, что Украина не будет председательствовать в СНГ, в 2014 году этот пост занимал Александр Лукашенко. На сегодняшний момент в 2015 году председателем Совета глав государств является Нурсултан Назарбаев. Поэтому соответственно очередное заседание СНГ пройдет в Казахстане. Что в принципе существует положение, что официально в странах СНГ что как очередное и внеочередное заседание оно осуществляется на территории того государства, которое председательствует Содружеством. Как правило, это происходит в столице государства, но это не обязательно. Заседания проводились не только в столице, но в любом случае на территории государства, которое председательствует в СНГ. Последний совет глав государств состоялся 10 октября 2010 года в Белоруссии в Минске под председательством глав Лукашенко, который в тот момент был председателем совета глав государств. В принципе за последнее время совет был достаточно представительный, потому что там были проблемы, когда очень часто на совет приезжали далеко не все главы государств СНГ. Особенно таким малопредставительным был Кишиневский совет 2009 года, где всего пять президентов приехали. В прошлом году, в октябре 2014 года, на последний совет, который ставился в рамках Содружества, приехали все президенты всех государств, кроме Украины. В центре обсуждений стал Украинский вопрос. Учредителем выступали президенты с критикой Порошенко. С очень резкой критикой Петра Порошенко выступал президент Узбекистана Ислам Каримов назвав это предательством общих интересов. Помимо обсуждений конфликтов на Украине, обсуждались ряд текущих вопросов, например, празднование грядущего 70-летия победы в Великой Отечественной войне и главы всех государств СНГ объявили официально, что приедут все в Москву в мае 2015 года. Кроме того, еще одним из моментов, который показал некоторый существующий разлад в СНГ, это произошедший словестный конфликт между президентом России Владимиром Путиным и президентом Молдовы Николаем Тимофтцем, который обвинил Россию, в том, что она препятствует ввозу Молдавских товаров на свою территорию. В ответ, на что Путин буквально сказал, что не надо было вступать в ассоциацию с ЕС. Мы неоднократно объявляли о том, что это замедлит приток товаров на рынке таможенного союза. Об этом говорилось неоднократно, еще с 2009 года. Поэтому никакого секрета в этом не было. Но еще одной проблемой, которая обсуждалась на совете Совета глав государств в Минске это была проблема Центральной Азии в связи с предстоящим выводом с Афганистана войск коалиции, кроме того и достаточной сложной ситуации на регионе Центральной Азии, обострения проблем в приграничных с Афганистаном регионах. Граничат три государства с Афганистаном, это Таджикистан очень большая граница 1400 км, кроме того это Туркменистан и Узбекистан. Во всех этих трех странах достаточно сложная ситуация. В Афганистане примерно в туркмено-афганской границе компактно проживают туркмены. Относительно недавно, как раз незадолго до проведения этого совета, на официальном сайте исламского движения Узбекистана появилась например информация, что они себя рассматривают себя официальной ячейкой исламского государства со всеми вытекающими последствиями. Это тоже проблема, которая рассматривалась. Говорилось о том, что здесь нужно привлекать структуры, созданные в рамках СНГ, в том числе более действенно использовать коллективные силы оперативного реагирования, которые находятся в регионах Центральной Азии, и структуры ОДКВ, а также применить систему противовоздушной обороны государств участников СНГ. Но в целом, на сегодняшний момент, совет глав государств продолжает оставаться основным органом Содружества, но не единственным. Потому что все вопросы, которые возникают в рамках Содружества невозможно решить только на уровне Совета глав государств.
Вторым высшим органом в СНГ является Совет глав правительства СНГ (СГП СНГ). Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти, как это подчеркивается в Уставе СНГ, координирует сотрудничество, прежде всего в экономической, социальной, гуманитарно-культурной и иных областях. К этому Совету глав правительств также отнесен ряд вопросов, которые тоже он может непосредственно решать. Несколько основных функций деятельности Совета глав правительств. Первая основная функция – это реализация поручений и решений Совета глав государств. Это является правительством стран СНГ, а как бы сказать такой коллективный президент СНГ. Президент определяет всегда основные правила внутренней и внешней политики. Здесь нет никаких особенностей, это нормальная мировая практика. Кроме того, еще одной из функций является принятие совместных программ развития промышленности сельского хозяйства и других отраслей экономики в рамках Содружества. Кроме того, Совет глав правительств, главным образом в своей деятельности реализует какие-то направления, касающиеся экономических вопросов. Поэтому как раз именно вопросы, которые связаны с экономикой в целом, с инфраструктурой их достаточно много. Но в качестве примера его функций можно привести Совета глав правительств. Он способствует развитию систем транспорта, связи, энергетических систем и т.д. в рамках СНГ. Ну, в частности, это связано с тем что, в создании процесса по переработке практически завершается. Вопрос, связанный с созданием единой энергетической системы в рамках Содружества, тоже, например, неоднократно поднимался на заседании Совета глав правительств. Кроме того, он выполняет в принципе другие функции, отнесенные в органы исполнительной власти, которые являются фактически в рамках СНГ. Что касается технического рода деятельности. Политики собираются два раза в год. Внеочередные заседания могут проводиться и проводились неоднократно по инициативе правительства одного из государств членов совета. Порядок председательствования правительств осуществляются также в порядке ротации. Председателем СГП является глава правительства государства председатель существующего СНГ. Я уже говорил, что председателем СНГ является Казахстан, а председателем Совета глав правительств является премьер-министр республики Казахстан Карим Масимов. Здесь тоже предусматривается жесткий порядок ротации, что председатель правительства того государства является главой совета глав правительств. В прошлом году, например, председатель Лукашенко, а председателем совета глав правительств был премьер-министр республики Белоруссии Михаил Ясникович. Что касается деятельности совета глав правительств, если говорить о последних событиях, последний сценарий СПГ произошел в конце ноября 2014 года. Нужно отметить тот факт, что заседание совета глав правительств не обязательно происходит на территории того государства, которое председательствует в совете глав правительств. А, как правило, это может быть то государство, которое предложило провести это заседание. Последний раз было проведено заседание совета глав правительств по инициативе Туркменистана. В связи с этим проводилось заседание совета глав правительств в конце ноября 2014 года в Ашгабате. Тоже самое, в основном обсуждался целый комплекс вопросов, в том числе вопросы, связанные с областью ядерной радиационной безопасностью, обсуждались вопросы гуманитарно-туристической сферы тоже достаточно, потому что не всегда присутствуют все главы представительств с точки зрения председателей правительств заседания. Не все главы правительств там присутствовали, например, не присутствовал посол Туркменистана, не приезжал на заседание. Но в целом, на сегодняшний момент, совет глав правительств выполняет функции координационного правительства и является в какой-то мере высшим органом исполнительной власти СНГ.
Есть еще один орган Содружества независимых государств, который тоже входит в систему высших органов Содружества это (СМИД) Совет министров иностранных дел СНГ. Это высший орган Содружества, который обеспечивает сотрудничество во внешней политической сфере. Вот он собственно в период между заседаниями совета глав государств и совета глав правительств Совет министров иностранных дел решает принципиальные вопросы, касающихся внешней политики государств участников СНГ. Что касается основных функций, основных задач, которые стоят перед Советом министров иностранных дел СНГ определяются, во-первых Уставом СНГ, а также Положением министров иностранных дел СНГ, что является основным документом, которому руководствуется этот орган в своей деятельности. Ну вот несколько можно выделить основных задач, функций. Во-первых, это организация выполнения решений совета глав государств, совета глав правительств, касающихся внешней политической деятельности организаций. В выполнении решений СГЛ СГП СНГ касающихся вопросов во внешней политической сфере, дипломатических может каких-то служб и так далее. То есть все те вопросы, которые принимаются в рамках вот этих первых высших органов СНГ по вопросам внешней политической деятельности и потом это реализует СМИД. Вторая из основных его функций, это содействие развитию гуманитарного и правового сотрудничества государств участников СНГ. В данном случае подразумевается объединение совместных усилий по поводу решения гуманитарного сотрудничества, социальной защиты прав человека и так далее и сотрудничества в сфере каких-то вопросов, связанных с правовым обеспечением деятельности Содружества. Еще одна из функций, из задач совета министров иностранных дел это поиск путей мирного урегулирования споров и конфликтов. Не секрет, что территория СНГ достаточно конфликтогенная. Основная часть конфликтов, которые вспыхнули еще на рубеже 80-90-х годов не урегулированы до сих пор. Поэтому здесь понятное дело, что совет министров иностранных дел выступает таким гарантом обеспечения мирного разрешения подобных споров и конфликтов. Кроме того, еще одной из основных функций совета министров иностранных дел, это выработка общей внешней политической стратегии государств участников СНГ. Не секрет, что касается последнего здесь, проблем очень много, иногда не всегда, к сожалению. Поэтому очень много можно видеть публикации по поводу неэффективности деятельности СНГ. Как раз вот основное эту неэффективность выделяют именно в плане внешней политики. Это различные интересы, различные цели, иногда страны выступают неконсолидированно, иногда в принципиальном решении одного государства не находят поддержки со стороны других государств членов Содружества. Характерным примером является признание Абхазии Южной Осетии, которое вслед за Россией не сделало ни одно из государств СНГ. То есть когда говорили о кризисе этих структур, потому что, несмотря на то, что Лукашенко обещал первый, так и не признал, а остальные и не обещали на самом деле. Это называю пример характерный. Об этом неоднократно говорил российский президент, что это планируется такого негативного момента избегать в деятельности российского союза, в котором планируют предать такие национальные функции, что если принято, то что мы можем увидеть, несмотря на расхождения, так называемую блоковую солидарность как на Западе, если принимается решение они его все поддерживают. В любой организации, созданной на Западе, будь то военная, экономическая, социально-гуманитарная или без разницы, соответственно одна из идей создания в том числе евророссийского союза избежать вот этого момента, который местный. Кроме того, одно из направлений деятельности совета министров иностранных дел сотрудничает это вопрос миротворческой деятельности. Здесь совет министров иностранных дел тесно сотрудничает с советом министров обороны. Совместны с ними разработаны положения о коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ) Содружества независимых государств. Коллективные силы, вообще решения о них принималось значительно давно, об этом говорили еще в 90-е годы. Коллективные силы окончательно созданы не были. Единственный пример за все время существования СНГ, несмотря на многочисленные конфликты, использования именно коллективных сил, это был только Таджикистан. По сравнению с регионами, куда водились даже миротворцы, они вводились в Абхазию, в Южной Осетию, никогда не вводились в каравах. Но там были силы российские только, коллективных так и не было. Но формально они существуют. Пару нескольких батальонов там государство посылает, но пока не используются они в плане коллективных сил по поддержанию мира. Кроме того, в рамках СМИД, была подготовлена концепция предотвращения конфликтов на территории государств участников СНГ. Концепция эта принята была еще в середине 90-х годов, неоднократно вносились изменения. Но вот сейчас основной документ по международному праву, на базе которого осуществляется урегулирование конкретных ситуаций, которые имеют место или могут возникнуть на территории государств участников СНГ. В год проводится не менее 2-х заседаний министров иностранных дел. Что касается ротаций председателем совета министров иностранных дел является министр иностранных дел того государства, которое председательствует в СНГ. На сегодняшний момент это министр иностранных дел Казахстана Идрисов. Здесь тоже ротации предусматриваются достаточно жесткие. Страна председатель и министр иностранных дел председальствует прав СМИД.
Понятно, что помимо вопросов общих, экономического характера, и вопросов внешней политики, большое значение в деятельности СНГ играло и играет вопросы военного сотрудничества. В связи с этим одним из одним из высших органов можно выделить Совет министров обороны. Совет министров обороны – это высший орган СНГ по вопросам военной политики и военного строительства, осуществляемого в рамках СНГ. Что характерно, что все государства СНГ не являются членами СМО, министры обороны Молдавии, Туркменистана и Украины. Что касается министров обороны СНГ было образовано в начале существования организации. Создано оно было 14 февраля 1992 года. Решение соответствующее принял Совет Глав Государств СНГ. Регулирует целую деятельность Устав СНГ, а также принятым 15 апреля 1994 года положением о совете министров обороны СНГ. Кроме того, что касается, очередности заседаний советов министров обороны, они тоже собираются не реже 2-х раз в год. Для руководства председательства совета министров обороны не предусмотрены ротации. Председателем совета министров обороны является министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу. Совет министров обороны выполняет ряд функций. Можно выделить следующие. Во-первых это координация военного сотрудничества государств участников СНГ. Это исходит из его самого названия, понятно, что прежде всего связана его деятельность между государствами. Кроме того еще одну функцию можно выделить, это рассмотрение подходов к реализации военной политики и военного строительства в рамках СНГ. В данном случае это тоже проблема достаточно важная, включая три направления. Это пограничное сотрудничество, снабжение взаимовыгодное вооружением, совместных учений и т.д. Кроме того также еще одна из функций, которая реализуется в деятельности СМО, это выработка предложений по вопросам реализации усилий государств СНГ, направленных предотвращение вооруженных конфликтов. В принципе решения в принятии каких-то шагов по этому поводу, по поводу предотвращения вооруженных конфликтов может принять только совет глав государств, и вот предложения соответствующие как это лучше сделать и так далее выдвигает совет глав государств. Кроме того, также, что касается структуры совета министров обороны, вообще проблема была достаточно важная и сложная. Потому что с одной стороны, когда распадается СНГ, распадаются единые вооруженные силы, сталкиваются страны СНГ с множеством вызовов и угроз. С одной стороны необходимость деятельности в создании эгиды советов министров обороны, единых военных структур, оно не требовало комментарий. С другой стороны многие страны это рассматривали одновременно говорили, что это вмешательство в наши внутренние дела. Поэтому это все достаточно продвигалось сложно. Тем не менее, некоторые структурные подразделения, которые были и имеют место на сегодняшний момент выделить можно. В сентябре 1993 года от эгиды совета министров обороны был создан штаб по координации военного сотрудничества государств участников СНГ. Вот он являлся постоянным действующим органом, рабочим органом совета министров обороны. Да он действовал и действует не постоянно. В промежутках действовал штаб по координации военного сотрудничества государств СНГ. Но в последствии, в силу реформирования органов СНГ, с января 2006 года, этот штаб упразднен, а его функции переданы секретариату совета министров обороны СНГ. Установленным четко документом в секретариате СМО даже четко его численность известна до 20 человек. Определяется в соответствии с квотой распределенной большинством Российской Федерации по понятным причинам. Возглавляет этот секретариат так скажем исполнительный рабочий орган совета министров обороны возглавляет один из заместителей Сергея Шойгу Александр Синайский. Тоже самое, здесь предусматривается, что, как и во главе самого министра обороны Российской Федерации, так и во главе этого секретариата представителем военного ведомства Российской Федерации в настоящий момент Александр Синайский. Это на самом достаточно правильно, потому что тут соотношение военного потенциала в случае не Дай Бог какого то конфликта в плане России, в урегулировании этого конфликта по сравнению с другими странами, потенциала России, конечно не сравнить с потенциалом стран государств СНГ. Кроме того, действует еще ряд органов, которые из них целесообразно выделить. Которые действуют как кратковременно и так на постоянной основе. Наиболее важные назову. Это комитет начальников штабов вооруженных сил государств участников СНГ, куда по должности входят начальники вооруженных сил государственных штабов государств СНГ. В рамках СМО действует военно-технический комитет. Он решает вопросы в плане технического сотрудничества, строительства, взаимосвязей и так далее. В силу того, что необходимо обеспечить охрану воздушного пространства в рамках СМО действует координационный комитет по вопросам противовоздушной обороны. Кроме того из органов можно выделить это военно-научный совет. Через него осуществляется организация совместной подготовки и обучения военной карты для государств участников СНГ. Действует например военно-мемориальный комитет, который учувствует в подготовке тех или иных мемориальных мероприятиях. Ну вот военно-мемориальный комитет принял участие в подготовке празднования 70-летия победы в великой отечественной войне. Есть спортивный комитет, в рамках него происходят спортивные мероприятия и так далее. Вот одним из таких важных достижением деятельности совета министров обороны СНГ было создание объединенной системы ПВО СНГ, которая фактически начала функционировать в 1995-1996 годах. Кроме того, еще одна из проблем стояла и стоит перед советом министром обороны это проблема создания совместной системы вооруженных сил. Вообще о создании совместной системы вооруженных сил говорили на первых саммитах СНГ в 1992-1993-х годах и обсуждалось это на совете министров обороны сразу после его создания. Но на сегодняшний момент, несмотря на многочисленные обсуждения этих проблем, подобные объеденные единые вооруженные силы они не созданы даже в рамках созданного государства в России Беларусь. Не говоря уже об СНГ в целом. Хотя очень часто поднимается проблема о том, что необходимо осуществлять эту работу хотя бы в рамках УДКВ, возможно и в рамках Евразийского союза. Сейчас говорят, что возможно выйдет за рамки Евразийский союз чисто экономической интеграции. Пропадет эта буковка Э ЕАЭС, будет просто ЕАС, хотя и сейчас его так называют. Чтобы убрать это подчеркнутую его задачу чисто экономическую, тогда в него будет включена военная составляющая. Более тесно будет военная интеграция СНГ. Но возможно эти обсуждения по этому поводу проводятся, это приведет к реорганизации, а может быть упразднению отдельных структур СНГ, вот сейчас упразднение УДКВ дублирует Евразийский союз. Кроме того, еще одну проблему, которую можно выделить в деятельности совета министров обороны, это вопросы социально-правовой защиты военнослужащих. Этот момент действительно очень важный. Потому что очень часто говорят о том, что военнослужащие, а многие герои, проявившие себя в тех или иных горячих точках, абсолютно социально не защищенные. В совете министров обороны действуют несколько комитетов, осуществляющих работу по социальной защите военнослужащих, но не говоря уже о том, что совет министров обороны в рамках социально-гуманитарной деятельности проводит определённые там какие-то конкурсы, слеты и так далее, конкурсы военной песни и мастерства, то бишь проводится под эгидой совета министров обороны. В принципе в этом блоке военных органов, одним из них является совет министров обороны, наверное отдельно выделить еще одну структуру, она в принципе связана с советом министров обороны, хотя фактически на сегодняшний момент действует как отдельный орган, поэтому целесообразно ее отдельно выделить, это совет командующих пограничными войсками (СКПВ). Когда распадается СНГ одной из наиболее серьезных проблем стала проблема охраны границ. Ситуация была связаны с тем, что на момент распада СССР, четкие войска были далеко не во всех странах СНГ, то есть они были четко например в Российской Федерации, в Казахстане, в принципе определенным образом они были например там в Узбекистане, в Азербайджане. Но вот многие страны, которые неспокойны в окружении, особенно тот же Таджикистан, столкнулись с проблемой, что у них нет границ. Учитывая протяженную границу с Афгинистаном, начавшись на тот момент гражданской войны с самом Таджикистане, это вызывало очень серьезные проблемы. В связи с этим одним из первых вопросов, который поднимался на заседании высших органов СНГ еще в момент его образования в начале 90-х годов, это был вопрос о координации усилия в рамках совместной охраной границ. В результате в июле 1992 года было принято решение совета глав государств СНГ о создании совета командующих пограничными войсками. В принципе этот договор был подписан в большей или меньшей степени в сложной приграничной ситуации у всех стран. Поэтому важность этого органа понимали все. Здесь было проявлено такое достаточное завидное по сравнению с другими структурами единство. Единственная страна, которого член является СНГ непосредственно в совет приграничными войсками не входит это Азербайджан. Азербайджан с 1992 года сотрудничает с СКПВ но на правах наблюдателя. Хотя это не означает, что вопрос военного сотрудничества не решается. У Азербайджана например двусторонний договор с Россией в том числе в плане военного сотрудничества. В принципе фактически не принимает участие в СКПВ Туркменистан, тут же склоняются к тому, что проблема улажена, ну вот он тоже ведет переговоры с Россией на двухсторонней основе, а не в рамках какого-то такого крупного объединения. В 2009 году после выхода из СНГ не является членом структуры Грузия. Официально командующим пограничными войсками то же устанавливают СНГ. Его деятельность определяется 31 статьей Устава СНГ и как определяет 31 статья. Основное предназначение СКПВ это орган СНГ по вопросу охраны внешних границ. В данном случае под внешней границей понимается граница соседства государств СНГ со странами, не входящих в Содружество независимых государств. Устав СНГ, Положение о совете командующих пограничными войсками предусматривает функции, цели, задачи которые ставятся советом командующих пограничными войсками. Первая основная его функция это координация усилий пограничных войск СНГ в области охраны внешних границ, сюда же входит обеспечение стабильного положения на них, незаконного пересечения данных границ и т.д. то есть все те моменты, которые всегда входят в проблему охраны границ. Еще одну функцию, которую бы я выделил в качестве основной, это развитие связей между погран. войсками государств СНГ. Не секрет, в свое время в рамках СССР единые войска, потом СССР распадается, каждая из стран создает подобные свои подразделения, ну вот для того, чтобы осуществлять совместную охрану границ необходима координация усилий между ними. Кроме того, также еще одна из функций совета пограничных командующих пограничными восками СНГ это координация деятельности погран войск СНГ по вопросам, требующих совместных действий. Это вот расположение тоже важное, чтобы у каких-то стран не возникало сразу противостояние этого вмешательства во внутренние дела, то есть Устав уговаривается по вопросам, требующим совместных действий. Например, если подвергнется агрессии, нападению какое то государство СНГ, в этом случае совместные действия осуществляются по охране границ. Но совет командующих пограничными войсками это орган постоянно действующий. Что находят представители соответствующих структур военных ведомств СНГ. При этом тоже самое предусмотрено то что, председателем совета командующих пограничными войсками является первый заместитель директора ФСБ руководитель погран службы Российской Федерации на сегодняшний момент это генерал полковник Кулишев. Ну в целом здесь тоже ротации не предусматриваются. Возглавляет этот орган руководитель погран службы ФСБ Российской Федерации. Ну это основной совет министров обороны и совет командующих пограничными войсками, основной такой блок военных органов действующих курантов. При этом после создания СНГ одним из таких важным проблем, которые перед ним стояли и стоят по сей день это, как называют ученые это гармонизация законодательства. То есть соотношение законодательств, создание такого в рамках Содружества нормативных актов, законодательных актов, которые бы привели к тому, что базируются на них ориентир, нормативные акты Содружества бы не противоречили друг другу. В этой связи был создан еще один орган, это межпарламентская ассамблея. Но главное предназначение пар. СНГ это принятие законодательных актов в рамках Содружества. Выступает оно своеобразным парламентом СНГ. Принятие законодательных актов Содружества, а также приведение законодательства СНГ под мировые стандарты, то есть в соотношение с нормами международного права. Но в принципе в силу того, что эта функция изначально была важной, этот орган должен был создан еще на заре зарождения СНГ. Пара СНГ была основана в марте 1992 года. Основана она была тогда еще в столице Казахстана Алама-Ате. Соглашение соответствующее было подписано представителями парламента государств участников СНГ. На сегодняшний момент парламентами участников СНГ являются представители парламентариев 9-ти государств СНГ. Легче сказать кто не является членом это Туркменистан, это своим выходом в 2009 году Грузия и не является членом Узбекистан. Две недели назад был поставлен вопрос о выходе парламентария верховной рады Украины из МПА.