Основные операции по управлению социальным предприятием
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2. Основные операции по управлению социальным предприятием
1.Управление персоналом
2.Финасирование проекта
3.Бизнес-план и его основные разделы
1.Управление персоналом на социальных предприятиях должно строиться на системной основе и учитывать многообразие задач. Создание социального предприятия сложный процесс, учитывающий различные виды профессиональной деятельности, что невозможно для одного человека. Поэтому уже на этапе стартапа большое внимание должно уделяться формированию команды, под которой понимается группа специалистов, работающих над реализацией проекта и имеющих мотивацию на общую цель и общий результат и строго подчиняющихся руководителю проекта. Создание творческой атмосферы в команде способствует активное взаимодействие всех членов команды и ее руководства. Сотрудничество и взаимодействие повышают коллективную ответственность и развитие творческого потенциала организации.
«Руководство к своду знаний по управлению проектами» (РМВОК, США) включает следующие процессы управления командой проекта: формирование проектной команды; развитие проектной команды; управление проектной командой. Критериями оценки потенциальных членов команды являются – доступность (для работы в определенный период); расходы (возможности бюджета для выполнения задач); опыт (наличие определенного опыта для успешной работы проекта); квалификации (необходимые компетенции для выполнения каждым участником своей доли общих задач); знания и навыки (для использования опыта и инструментария проекта); отношения (способность работать в команде); учет существующих факторов окружающей среды (особенности международного характера, региональных особенностей, специфики делового цикла, отраслевой принадлежности и т.д.).
Развитие команды понимается как процесс совершенствования компетенций членов команды проекта, укрепления условий их работы и взаимодействия, что достигается на основе – повышение уровня знаний и навыков членов команды; рост уровня сплоченности коллектива и доверия между ними; повышение качества командной работы; минимизация числа конфликтных ситуаций в коллектива; формирование плодотворной среды для повышения квалификации сотрудников. Создание и развитие команды состоит из следующих этапов: а)формирование (подбор руководителем членов команды и определение их роли в проекте); б)адаптация (согласование идей, задач и ответственности); в)нормализация (развитие тесных профессиональных и межличностных связей, формирование общих ценностей); г)работа (по эффективной реализации проекта); д)закрытие (запуск социального предприятия и переход к работе в рамках текущей операционной деятельности).
Важными принципами работы команды являются – единство в понимании и трактовке общих задач; наличие атмосферы открытости в коллективе и желание в совместной работе; взаимоуважение и доверие у членов команды; корпоративный дух команды; отсутствие дублирования и взаимозаменяемость в команде; наличие общего языка общения и терминологии; общая доступность и открытость информации; готовность к работе в любых изменениях; отсутствие конфликтов и нареканий друг к другу; поддержание атмосферы повышения роста компетенций членов команды.
Обучение персонала социального предприятия вызвано целями его адаптации и необходимостью действовать в соответствии с миссией социального предприятия. Адаптация способствует сокращению текучести кадров, снижению издержек, сокращению стрессов и психологической напряженности, сокращению времени на освоение сотрудниками новых обязанностей и обеспечению лояльности сотрудника к новому предприятию уже на начальном этапе реализации социального проекта. В названных целях используются индивидуальная и групповая методики (лекции, беседы, обучающие тренинги и курсы, встречи с руководителями предприятия и ведущими специалистами, зарубежными и отечественными консультантами).
Необходимость обучения персонала обусловлена– потребностями повышения квалификации сотрудников, так как на МСП работает много неквалифицированных работников. Во-вторых, на малых предприятиях существует необходимость освоения новых знаний, в силу потребности взаимного замещения работников и освоении параллельных обязанностей. К специфическим формам обучения персонала здесь относятся – наставничество, наблюдение новых работников за работой более опытных сотрудников, обучение практическим действиям и др. В силу большой текучести на МСП нет высокой заинтересованности в обучении персонала, а ориентация направлена на привлечение готовых специалистов. Возможности обучения персонала на таких предприятиях во многом зависят от руководителя, его ценностных убеждений, готовности идти на дополнительные затраты для повышения эффективности работы предприятия.
2. В социальном секторе применяются формы финансирования, отражающие специфические особенности субъектов финансирования. Государственные структуры наиболее часто используют прямое целевое финансирование, систему грантовой поддержки, а также государственные субсидии. Прямое целевое финансирование предполагает выделение определенных финансовых ресурсов для реализации конкретного социального проекта. В зарубежных странах эта форма известна как грантовое финансирование.
В Налоговом Кодексе РФ гранты как целевое финансирование рассматриваются при соблюдении двух условий, а)они должны быть направлены на осуществление конкретных программ, по утвержденному Правительством Перечню в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина; б)гранты предоставляются на условиях определяемых грантодателем с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании гранта. Грантовый механизм охватывает средства общегосударственного и регионального (муниципального) бюджетов. Эти средства также передаются на безвозмездной и невозвратной основе.
В РФ Федеральный бюджет выделяет регионам денежные средства для распределения в виде грантов, предприятиям малого и среднего бизнеса, относящегося к социальному предпринимательству. Грантовая форма не предусматривает возврата денежных средств и выплаты по ним процентов (дивидендов). К ее недостаткам относится – срочность финансирования и целевое использование; соответствие требованиям грандодателя; ограничение предпринимательской инициативы целевым использованием финансовых ресурсов; требования юридического оформления социальных предприятий, как благотворительных, что ограничивает вовлечение в эту сферу большинства коммерческих организаций. Кроме того, получение гранта требует участия в конкурсах и оформления большого объема документации, отсутствие гарантий в получении и средств и необходимость ожидания средств (начало финансирования).
Финансовую поддержку социальным проектам государство оказывает также через специализированные государственные фонды - учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Они предоставляют финансирование социальным предприятиям от имени государства и способствуют целевому финансированию важных социальных проектов. В России к числу таких структур относятся – Фонд поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам», фонд «КАФ», который регулярно проводит конкурс «Создавая возможности», ориентированный на социальные проекты, связанные с развитием личного потенциала отдельных социально незащищенных групп населения и др.
Финансовые фонды могут создаваться также на совместной основе государства и коммерческих организаций (например, посреднические фонды). Частные фонды создаются негосударственными (коммерческими) организациями, в виде – независимых (фонд Рокфеллера, фонд Сороса), которые финансируются учредителями и процентами на первоначально вложенный капитал. Ассоциированные фонды создаются за счет коммерческой организации, ассоциации крупных корпораций, представляющих гранты в основных или смежных с видами их деятельности. В России, как и в международной практике в целом, находят развитие грантовые формы поддержки социальных предприятий через региональные и муниципальные Фонды. Исходным пунктом в их создании выступает заинтересованность в продвижении социальных проектов, имеющих большое значение для данной территории.
Еще одна форма участия в финансировании социальных предприятий – государственные субсидии, под которыми понимают бюджетные средства, предоставляемые социальному предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе для обеспечения текущей деятельности предприятия и реализации социально-значимых функций. В зарубежных странах, наряду с государственными субсидиями, практикуется совместное финансирование социально-значимых проектов (США). В частности, получили развитие так называемое, долевое субсидирование (государство выделяет субсидии при наличии частного субъекта субсидирования).
Еще одна форма – возвратное субсидирование, когда государство выделяет субсидии только в том случае, когда организация принимает на себя обязательства частично или полностью вернуть полученные из бюджета средства. В РФ государственные субсидии выделяются для финансирования малого и среднего предпринимательства в рамках Федеральной программы их поддержки.
Одна из наиболее известных процедур финансирования социальных проектов и предпринимательства в целом, кредиты и займы банков и других коммерческих организаций. Помимо традиционных форм кредитования эти структуры используют такие формы как, например, образование специальных социальных фондов, социальных облигаций и др. Их задача - содействовать развитию социального предпринимательства в удобных для него формах. Примером является созданная в 2007 году в России некоммерческая организация «Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Фонд выдает на конкурсной основе беспроцентные займы для реализации социальных программ. Максимальная сумма на один проект может составлять 40 млн.рублей. Размер займа для финансирования социальных стартапов со сроком деятельности менее года составляет 2 млн. рублей, а максимально возможный срок возврата заемных средств -10 лет.
Новый эффективный инструмент кредитования социального предпринимательства социальные облигации. Органы государственного и муниципального управления выпускают их с неопределенной датой погашения, что является их преимуществом. При этом эмитент гарантирует их выкуп только тогда, когда достигнута цель, поставленная в социальном проекте. В период обращения социальные облигации не приносят дохода, но он может быть получен после реализации проекта. В зарубежных странах социальные облигации применяются также для борьбы с социальными рецидивами – наркоманией, алкоголизмом, для решения проблем мигрантов, бездомных и др.
Благотворительность как источник финансирования социальных проектов, получает импульсы развития от реализации конкретных мер по решению социальных проблем и повышению социальной ответственности бизнес-структур. Участие коммерческой компании в социальных проектах повышает ее корпоративный имидж, репутацию в бизнес-среде и в обществе. В РФ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (Федеральный закон «О благотворительной деятельности», 1995). Основными субъектами благотворительной деятельности выступают – граждане, корпорации и некоммерческие организации. Для получения благотворительных средств социальный бизнес может проводить благотворительные акции - вечера, спортивные и культурно-массовые мероприятия и др.
Спонсорство, как деятельность, строится на взаимовыгодных условиях, когда бизнес оказывает партнеру финансовую помощь, получая взамен общественную поддержку, в виде распространения в целевой аудитории средства рекламы или паблик-рилешнз. Согласно Федерального закона «О рекламе» (2006 г.), спонсор характеризуется как лицо, которое предоставляет средства либо обеспечивает их для организации и/или проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и/или трансляции теле- радиопередачи либо создания и/или использования иного результата творческой деятельности. Отличия между благотворительностью и спонсорством в том, что в первом случае речь идет о добровольной и бескорыстной помощи, тогда как в другом случае имеет место особый вид коммерческой сделки между бизнесом и социальным предприятием, связанный с обменом ресурсами на рекламные и тому подобные мероприятия.
Эффективным механизмом привлечения финансовых инвестиций в инновационном бизнесе в целом является венчурное финансирование. Венчур в переводе с английского означает «рискованное начинание», а сама форма как инвестиции частного капитала в акционерный капитал новых инновационных предприятий и стартапы МСБ, а также в различные инновационные проекты, связанные с решением социальных проблем. Высокие риски финансовых инвестиций обеспечиваются определенным залогом, например, на долю уставного капитала в закрытом или открытом акционерном обществе. При этом основной риск перекладывается на инвестора, который в случае неудачи проекта, потерпит убытки. Использование венчурного финансирования характерно для компаний, не имеющих других источников финансирования. Прежде всего – наукоемких компаний, не имеющих залоговой базы, кредитной истории, что ограничивает получение этими предприятиями банковских кредитов.
В роли венчурных инвесторов могут выступать частные компании, венчурные фонды и бизнес-ангелы - физические лица, которые на начальном этапе инвестируют собственные средства в финансирование социальных предприятий, имеющих потенциал роста в обмен на долю (пакет акций) этой компании без залога и других дополнительных гарантий. Цель бизнес-ангелов – максимизация рыночной стоимости компании и выгодная продажа в ней своей доли через несколько лет. В РФ венчурное финансирование и движение бизнес-ангелов в социальной сфере требует большего внимания со стороны бизнеса, общества и государства.
Одной из современных форм финансирования социального бизнеса является также краудфандинг, который связан с добровольным объединением людей (доноров), объединяющих свои капиталы, финансы или другие ресурсы, для решения важных идей и проектов других людей. В РФ краудфандинг как финансовый инструмент используется сравнительно недавно. С помощью сайтов в Интернете открываются специальные платформы, на базе которых формируются финансовые поступления для реализации социальных проектов. В числе первых были открыты сайты – Kroogt и Tank You. Краудфандинговая платформа – это сайт-посредник, который предоставляет проектам интернет-пространство для презентации своих идей и проектов.
3. Бизнес-план (БП) - документ, в котором содержится описание бизнеса (предприятия) и его среды, системы управления отдельными процессами и бизнесом в целом. . БП отражает потребность в различных ресурсах, а также дает представление о получении в будущем результатов своей деятельности и их соответствия интересам предпринимателя и всех участников бизнес-процесса.
Бизнес-план социального предприятия может быть направлен на достижение задач внутреннего порядка, упорядочение привлечения ресурсов и их распределения внутри предприятия. Он также разрабатывается для внешних потребителей, предоставляя им необходимую информацию о самом бизнесе (предприятии), о целях проекта, о потребности в ресурсах и ожидаемых результатах от участия партнеров в данном бизнесе. Бизнес-план также используется в качестве эффективного инструмента стратегического управления на уровне малых и средних предприятий. Любой Бизнес-план включает основные разделы (совокупность планов).
К их числу относятся, Резюме (Введение); Характеристика объекта (предприятие, проект, идея); Маркетинговый раздел (анализ и прогноз рынка); Организационный раздел (организация и управление персоналом); Производственный раздел (продукция, услуга, работы); Финансовый раздел (финансовые потоки, прибыли и убытки, баланс доходов и расходов); Инвестиционный план (потребности в инвестициях и возможности их привлечения); Оценка рисков (основные риски и возможности их ограничения); Приложения.
Резюме – обязательная и составная часть бизнес-плана, в которой отображены краткие сведения по его разделам, потребности в ресурсах и инвестициях. Резюме составляется по завершению разработки БП. Для социального предприятия в этом разделе важно подчеркнуть социальную значимость предлагаемого проекта, участие в решении важной социальной проблемы.
Характеристика объекта – включает краткое описание предприятия, (отдельного проекта, идеи). Необходимо показать возможность и готовность данной организации реализовать ее на должном уровне. В том числе – описание продукта (услуги); его уникальность; соответствие принятым стандартам; стадия на которой он находится; предполагаемая стоимость; правовая защита и другие характеристики.
Маркетинговый план должен показать, что предлагаемый продукт (услуга) имеют свой рынок сбыта, содержит прогноз предполагаемых объемов продаж. Проводятся анализ и прогноз рынка (основных потребителей по их сегментам; поиск выгод по каждому сегменту; определение конкурентов и их преимуществ в разрезе отдельных сегментов рынка и рынка в целом; состояние спроса и предложения и другую информацию о рынке. Раздел часто состоит из совокупности таблиц, отражающих информацию, полученную в ходе маркетинговых исследований. Здесь могут использоваться данные вторичных источников (статистические данные, сведения о ценах, рекламные проспекты, информация в научной литературе, Интернете и др.).
Задача организационного раздела бизнес-плана доказать заинтересованным лицам эффективность организации, потенциал персонала и системы управления персоналом, показать - правовую основу бизнеса и наличие необходимых патентов, лицензий, договоров и др. А также дать представление в какой степени персонал данного социального предприятия готов реализовать заявленные цели и меры ответственности каждого члена коллектива за свой участок и общее дело и др.
Производственный план –отражает специфику технической части проекта, его технологической составляющей и должен подтвердить реальную возможность производства продукта (услуги) в запланированном количестве и качестве. В том числе описать – способ производства продукции, специфику производственного процесса и его основные стадии, сроки и продолжительность производственного процесса, потребности в сырье, материалах, оборудовании\, технологиях, квалификации работников и др. А также основные составляющие конкурентоспособности продукции – качество, соответствие стандартам, контроль со стороны персонала. Меры технологической безопасности, экологичности, охраны труда, а также меры в части энергосбережения, снижения трудозатрат, обеспечении надлежайшей производительности труда и др.). План производства связан с показателями коммерческого плана (плана продаж), а также тесно увязан с возможностями привлечения инвестиций и финансирование проекта.
Финансовый раздел плана – отражает потребность в финансовых ресурсах, их достаточность для реализации задуманного проекта, а также представляет все результаты проекта в виде потребностей в капитале. План содержит - анализ движения финансовых потоков; Отчет о прибылях и убытках; разработка баланса доходов и расходов и составление бюджета (при необходимости). Все данные составляются в прогнозной форме и отражают возможные показатели – помесячно, поквартально, на год и планируемый период в целом.
Инвестиционный план отражает потребности социального предприятия в инвестициях и возможности их привлечения со стороны различных инвесторов и государства. Инвестиционный план является продолжением Финансового плана, но его главное предназначение обосновать доходность проекта на вложенный инвестиционный капитал. План должен отражать сведения о потребностях в инвестиционном капитале (затратах); потенциальные источники финансирования и сферы вложения средств; обеспечение кредитных расчетов и выплаты процентов в установленные сроки; оценку эффективности инвестиций и другую информацию.
Задача раздела Оценка рисков показать, что запланированные цели проекта будут достигнуты при допустимых для предприятия и инвесторов рисках. Основные риски выявляются на прогнозной основе и оценке вероятности их появления. Возможности ограничения рисков базируются на определении приемлемости того или иного риска и мер по их ограничению. Анализ раздела поможет определить наиболее потенциально опасные риски проекта, что является в значительной степени интегрирующим показателем опасности по предыдущим разделам БП.
Приложения – данный раздел в более подробной и расширенной форме отражает целевые установки и задачи всех предыдущих разделов, содержит дополнительные сведения по ним, необходимые заинтересованным лицам.
2.Задания СРС (сдается как самостоятельная работа) – часы по УП
1.Список основных источников изучения курса (1 неделя)
2.Реферат на тему «Зарубежный опыт социального предпринимательства» (2 неделя)
3.Презентация отечественного социального предприятия (3 неделя)
4.Глоссарий (4 неделя)