Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные направления реализации Федерального государственного образовательного стандарта

  • 👀 265 просмотров
  • 📌 199 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные направления реализации Федерального государственного образовательного стандарта» docx
Лекция 3 Основные направления реализации Федерального государственного образовательного стандарта 1.Реализация требований ФГОС в современных учебниках. 2.Практическая реализация требований ФГОС в образовательном процессе. 3. Учет требований ФГОС при аттестации учительских кадров. 1.Реализация требований ФГОС в современных учебниках В условиях модернизации содержания образования и совершенствования механизмов управления качеством предоставляемых услуг, внимание общественности в значительной степени сосредоточено на учебниках для школьников как на одном из основных средств реализации образовательных программ и стандартов. Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития Российского государства, поэтому учебник – это важнейшее средство обучения и носитель информации. Главное, что должно соблюдаться в учебнике - принцип соответствия ФГОС и научным представлениям. Учебник должен соответствовать основному содержательному минимуму ФГОС. Все учебники, входящие в федеральный перечень, соответствуют предъявляемым требованиям стандарта 2004 года. Есть государственный измеритель качества учебника – Единый государственный экзамен, который может показать, достигнуты ли результаты. Конечно, учебник не предназначен для того, чтобы готовить к ЕГЭ, но если в нем обобщен, систематизирован набор знаний, необходимых ученику при сдаче ЕГЭ, он может стать хорошим помощником в работе. Следует заметить, что сам ЕГЭ пока ещё не анализируется и оценивается с точки зрения соот­ветствия ФГОС и заложенным в стандарте требованиям к ре­зультатам учебного процесса. Если рассматривать учебники как объект оценивания, то у них есть определённые показатели. Такими показателями - критериями качества учебника могут быть: • целенаправленность — соответствие учебника целям обра­зования; • фундаментальность — обеспечение учебником подготовки обучающихся как минимум для дальнейшего обучения; • гуманитарность — мера ориентации учебника на развитие личности, расширение кругозора и т.п.; • методическая обеспеченность — методическое обеспечение учебника, например, наличие контрольно-измерительных мате­риалов; • технологичность — наличие способов и средств диагности­ческой постановки учебных целей; • политехничность; • экологичность. Современным школьникам нужны новые учебники по ино­странному языку. ФГОС начального общего образования является документом, необходимым не только для того, чтобы унифицировать требова­ния к учебному процессу, но и чтобы повысить качество исполь­зуемых для обучения иностранному языку и другим предметам материалов. Федеральный отраслевой стандарт представляет собой сово­купность требований, которые необходимо учитывать при реали­зации основной образовательной программы общего образования, включая программу по иностранному языку. Это означает, что положения ФОС в полной мере относятся к содер­жанию публикуемых для школы учебников, включая все вновь издаваемые учебники по иностранным языкам. Имен­но учебник является формой наиболее полной, продуманной и системной реализации образовательной программы. Отсюда закономерно возрастают требования к новым учебникам ино­странного языка, с помощью которых будет реализовываться со­временный образовательный стандарт. Эффективность современного учебника оценивается не только по его методическому оснащению, но и, прежде всего, по реально достигаемым с его помощью результатам. Сама идея оценки учебников по «заложенным в них» результатам обуче­ния предлагалась и разрабатывалась специалистами и раньше, но с появлением нового ФГОС, ориентация учебника и обучения на результат приобретает силу государственного требования. Заложенный в стандарте результат намного шире ставшего привычным представления о «практическом владении иностранным языком». Впервые планируемые результаты реализации образовательной программы по иностранным языкам с помощью учебника классифицируются как личностные, метапредметные и предметные. Отметим, что личностные результаты обучения и воспитания выносятся на первое место. Тем самым подчеркивается приоритет формирования личности учащихся как мобильного в межкультурном пространстве субъекта социально полезной деятельности. Внимание к личности дополняется метапредметным содержанием учебно–воспитательной деятельности, включая интегрированный, межпредметный и деятельностный характер практических и теоретических знаний образованного человека, готового активно и гибко действовать в широкой и динамичной сфере общественно – экономических отношений со знанием иностранного языка. Подчеркнем, что метапредметные результаты впервые выносятся в целевое содержание образования как «стандартные», т.е. обязательные для достижения. Наконец, предметные результаты предполагают овладение программным содержанием учебной дисциплины, включая необходимые для практической деятельности компоненты коммуникативной компетенции. Личностные результаты работы с учебником включают: • формирование основ российской гражданской идентичности; • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; • овладение научными навыками адаптации к динамично развивающемуся миру; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Метапредметные результаты в учебнике имеют свое специфическое содержание: • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Для этого школьникам предлагается выполнять многосоставные задания, состоящие из нескольких этапов (посмотри, выбери и опиши или прослушай, нарисуй и расскажи); • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Например, учащимся предлагается назвать несколько способов употребления того или иного предмета или описать три случая использования молока в жизненных си­туациях; • формирование умения планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия. Для этого учебник может содержать разделы типа самопроверки (Checkpoint). Включены также зада­ния типа Now I can для оценки собственных достижений; • использование знаково-символических средств представле­ния информации для создания учебных моделей изучаемых объ­ектов и процессов (грамматические таблицы, схемы и диаграммы в разделах Grammar Land); • овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ных стилей и жанров. Этому способствуют многочисленные за­дания на чтение с пониманием в разных форматах, включая тес­товые; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. Например, классификация «верно — неверно» способствует развитию у школьников крити­ческого мышления; • определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Для этого в учебник включены многочисленные задания, требующие совместного выполнения и объединения усилий. Учащимся предлагается, например, написать записку и дать её прочитать своему другу, а после этого услышать его мне­ние. Школьники с интересом выполняют задание изготовить ри­сунки и затем участвовать в игре с использованием этих изобра­жений (Draw and play); Таким образом, с помощью заданий, направленных на метапредметные результаты учебной работы, формируется целый комплекс умений, необходимых учащимся для совместной учеб­ной и внеучебной, а также самостоятельной познавательной дея­тельности. Предметные результаты, заложенные в учебнике, могут вклю­чать: • приобретение начальных навыков общения в устной и письменной речи. Учебник изобилует заданиями коммуникатив­ной направленности для развития у учащихся всех видов речевой деятельности; • освоение правил речевого/неречевого поведения. Напри­мер, учащиеся учатся комментировать действия своих сверстни­ков с использованием картинок и фотографий учебника (задания типа What are they doing?); • дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка. Этот предметный результат достигается с помощью заданий, в которых учащиеся погружаются в атмосферу иной культуры и знакомятся с ее лучшими образцами; Другой важный вопрос – экспертиза учебников. Требования стандарта могут привести к серьезным переменам на рынке учебников и уменьшению числа издательств, чьи книги включаются в ежегодные федеральные перечни. 2. Практическая реализация требований ФГОС в образовательном процессе Практическая реализация требований ФГОС в образователь­ном процессе заключается в мониторинге результатов, которые подлежат проверке. К результатам, которые подлежат проверке, относятся сле­дующие: • научные знания и представления о природе, обществе, че­ловеке, знаковых и информационных системах; • умения учебно-познавательной, исследовательской, прак­тической деятельности, обобщённые способы деятельности; • коммуникативные и информационные умения; • умение оценивать объекты окружающей действительности с определённых позиций; • способность к контролю и самоконтролю; • способность к творческому решению учебных и практиче­ских задач. Не подлежат итоговой аттестации: • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстети­ческие взгляды, политические предпочтения и др.); • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерант­ность, гуманизм и др.); • индивидуальные психологические характеристики лич­ности. Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мо­ниторинговых, социологических и других исследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образова­тельных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Практическая реализация требований ГОС в учебном про­цессе потребует как сохранения ценных традиций учебно- воспитательного процесса, так и внедрения инноваций. Сохраняется значение предметных результатов обучения ан­глийскому языку, включая формирование у учащихся четырёх видов речевой деятельности (слушание и говорение, чтение и письмо). Стандарт не определяет роли и места учебного перевода (пятого вида речевой деятельности) в учебном процессе, однако перевод как приём обучения практическому владению иностран­ным языком и контроля знаний достаточно активно применя­ется на уроках и в самостоятельной работе. Задания на перевод включаются в рабочую тетрадь для учащихся. Помимо коммуни­кативной, современный учебник имеет также социокультурную направленность, способствуя освоению правил речевого и нере­чевого поведения, формированию умений комментировать свои и чужие действия, развитию дружелюбного отношения и толе­рантности к представителям иных культур. Можно сказать, что предметные результаты современного учебника охватывают раз­ные стороны процесса межкультурной социализации учащихся коммуникативными средствами. Новым в учебниках будет достижение с их помощью лич­ностных результатов учебно-воспитательной работы. Например, уже делаются попытки с помощью учебника английского языка формировать у учащихся основы российской гражданской иден­тичности. Это достигается с помощью материалов, содержащих информацию как об отечественной, так и о зарубежной культуре. Важно также, чтобы учебник содержал материалы для овладения навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяю­щемся мире. Для этого учащимся нужна информация о межлич­ностных, межкультурных и деловых отношениях в современном поликультурном обществе. Отметим, что личностные результаты учебного процесса не оцениваются и не составляют содержание аттестации учащихся. Однако наличие подобных материалов в учебнике необходимо. Особое внимание в учебниках нового поколения уделяется материалам для достижения метапредметных результатов обуче­ния. Например, нужны задания не только для их выполнения, но и для постановки целей, конкретизации задач учебных дей­ствий, поиска средств выполнения задания, последовательного выполнения нескольких этапов задания, планирования, само­контроля и самооценки. Повышается значение заданий творче­ского и поискового характера. Подчёркивается необходимость развития знаково-символического мышления учащихся на осно­ве схем, диаграмм и таблиц, что развивает абстрактные язы­ковые представления и важно для овладения универсальными учебными действиями межпредметного значения. Учебники так­же призваны способствовать формированию у учащихся умений совместной познавательной деятельности, распределения ролей и функций, сотрудничества с элементами взаимопомощи и взаи­моконтроля. 3. Учёт требований ФГОС при аттестации учительских кадров. В современных условиях необходимо учитывать требования ФГОС в аттестации учительских кадров. В этой связи важно вести работу по нескольким направле­ниям:кадровому, финансово-экономическому, материально-техническому, учебно-материальному, информационному обес­печению. Кадровое обеспечение — укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию. Финансово- экономическое обеспечение — параметры соответствующих нор­мативов и механизмы их исполнения, обеспечивающие переход от финансирования затрат учреждений общего образования к финан­сированию результатов их деятельности. Материально-техническое обеспечение — общие характеристики инфраструктуры общего об­разования (включая параметры информационно-образовательной среды), соответствующей санитарно-эпидемиологическим прави­лам и нормативам и строительным нормам и правилам. Учебно-­материальное обеспечение — требования к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования. Инфор­мационное обеспечение — обеспечение каждого субъекта обра­зовательного процесса широким доступом к информационно­ - методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических по­собий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также на­глядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. По мнению самих преподавателей, низкий уровень пси­холого-педагогической подготовки современного учителя выра­жен в следующем: учитель: • не умеет организовать урок в деятельностной парадигме; • не умеет организовать работу в группах; • не знает типологии детских проблем (детства в целом); • не умеет работать с различными категориями детей; • не владеет общей психологической культурой общения; • не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т. д.; • не знает психологии, психофизиологии и физиологии (осо­бенно детей); • не владеет здоровьесберегающими технологиями. Процедура аттестации учителей организована так, чтобы установить соответствие педагогических работников требовани­ям ФГОС. В ряде регионов предполагается аттестация учителей в три этапа: • на первом этапе планируется проверка предметной компе­тентности учителя в форме ЕГЭ по тем же тестам, которые сда­ют ученики; • на втором этапе у учителей проверят знания компьютер­ных технологий; • на заключительной стадии будет оцениваться результатив­ность работы педагогического работника. В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении учителя создают условия для: • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными воз­можностями здоровья; • выявления и развития способностей обучающихся че­рез систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей; • работы с одарёнными детьми, организации интеллектуаль­ных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; • участия обучающихся, их родителей (законных представи­телей), педагогических работников и общественности в разра­ботке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной соци­альной среды, а также в формировании и реализации индивиду­альных образовательных маршрутов обучающихся; • эффективного использования времени, отведённого на ре­ализацию части основной образовательной программы, форми­руемой участниками учебного процесса в соответствии с запро­сами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения и с учётом особенно­стей субъекта Российской Федерации; • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников; • включения обучающихся в процессы понимания и преоб­разования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; • обновления содержания основной образовательной про­граммы начального общего образования, а также методик и тех­нологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (закон­ных представителей), а также с учётом особенностей субъекта Российской Федерации; • эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных техноло­гий, а также современных механизмов финансирования. Уровень квалификации работников образовательного учреж­дения, реализующего основную образовательную программу на­чального общего образования, для каждой занимаемой должно­сти должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работ­ников государственного или муниципального образовательного учреждения — также квалификационной категории. Непрерывность профессионального развития работников об­разовательного учреждения, реализующего основную образо­вательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреж­дения дополнительных профессиональных образовательных про­грамм в объёме не менее 72 ч не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ве­дения данного вида образовательной деятельности. Вопросы для обсуждения: • Какие общие требования предъявляются к современному учителю иностранных языков в соответствии с ФГОС? • Какая психолого-педагогическая подготовка нужна совре­менному учителю иностранных языков? • На что в ряде регионов обращается внимание при аттеста­ции учителей иностранных языков? • Какие условия учителю необходимо создать для учащихся в реализации ФГОС? • Какие существуют квалификационные категории для оцен­ки деятельности учителя иностранных языков и что они означают? • Какие существуют требования к повышению квалифика­ции учителей и освоения ими дополнительных профессио­нальных образовательных программ?
«Основные направления реализации Федерального государственного образовательного стандарта» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot