Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3
Основные направления реализации Федерального государственного образовательного стандарта
1.Реализация требований ФГОС в современных учебниках.
2.Практическая реализация требований ФГОС в образовательном процессе.
3. Учет требований ФГОС при аттестации учительских кадров.
1.Реализация требований ФГОС в современных учебниках
В условиях модернизации содержания образования и совершенствования механизмов управления качеством предоставляемых услуг, внимание общественности в значительной степени сосредоточено на учебниках для школьников как на одном из основных средств реализации образовательных программ и стандартов. Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития Российского государства, поэтому учебник – это важнейшее средство обучения и носитель информации. Главное, что должно соблюдаться в учебнике - принцип соответствия ФГОС и научным представлениям. Учебник должен соответствовать основному содержательному минимуму ФГОС.
Все учебники, входящие в федеральный перечень, соответствуют предъявляемым требованиям стандарта 2004 года. Есть государственный измеритель качества учебника – Единый государственный экзамен, который может показать, достигнуты ли результаты. Конечно, учебник не предназначен для того, чтобы готовить к ЕГЭ, но если в нем обобщен, систематизирован набор знаний, необходимых ученику при сдаче ЕГЭ, он может стать хорошим помощником в работе. Следует заметить, что сам ЕГЭ пока ещё не анализируется и оценивается с точки зрения соответствия ФГОС и заложенным в стандарте требованиям к результатам учебного процесса.
Если рассматривать учебники как объект оценивания, то у них есть определённые показатели. Такими показателями - критериями качества учебника могут быть:
• целенаправленность — соответствие учебника целям образования;
• фундаментальность — обеспечение учебником подготовки обучающихся как минимум для дальнейшего обучения;
• гуманитарность — мера ориентации учебника на развитие личности, расширение кругозора и т.п.;
• методическая обеспеченность — методическое обеспечение учебника, например, наличие контрольно-измерительных материалов;
• технологичность — наличие способов и средств диагностической постановки учебных целей;
• политехничность;
• экологичность.
Современным школьникам нужны новые учебники по иностранному языку.
ФГОС начального общего образования является документом, необходимым
не только для того, чтобы унифицировать требования
к учебному процессу, но и чтобы повысить качество используемых для обучения иностранному языку и другим предметам материалов.
Федеральный отраслевой стандарт представляет собой совокупность требований, которые необходимо учитывать при реализации основной образовательной программы общего образования, включая программу
по иностранному языку. Это означает, что положения ФОС в полной мере относятся к содержанию публикуемых для школы учебников, включая все вновь издаваемые учебники по иностранным языкам. Именно учебник является формой наиболее полной, продуманной и системной реализации образовательной программы. Отсюда закономерно возрастают требования
к новым учебникам иностранного языка, с помощью которых будет реализовываться современный образовательный стандарт.
Эффективность современного учебника оценивается не только по его методическому оснащению, но и, прежде всего, по реально достигаемым
с его помощью результатам. Сама идея оценки учебников по «заложенным
в них» результатам обучения предлагалась и разрабатывалась специалистами и раньше, но с появлением нового ФГОС, ориентация учебника и обучения на результат приобретает силу государственного требования. Заложенный
в стандарте результат намного шире ставшего привычным представления
о «практическом владении иностранным языком».
Впервые планируемые результаты реализации образовательной программы по иностранным языкам с помощью учебника классифицируются как личностные, метапредметные и предметные. Отметим, что личностные результаты обучения и воспитания выносятся на первое место. Тем самым подчеркивается приоритет формирования личности учащихся как мобильного в межкультурном пространстве субъекта социально полезной деятельности. Внимание к личности дополняется метапредметным содержанием учебно–воспитательной деятельности, включая интегрированный, межпредметный и деятельностный характер практических и теоретических знаний образованного человека, готового активно и гибко действовать в широкой и динамичной сфере общественно – экономических отношений со знанием иностранного языка. Подчеркнем, что метапредметные результаты впервые выносятся в целевое содержание образования как «стандартные», т.е. обязательные для достижения.
Наконец, предметные результаты предполагают овладение программным содержанием учебной дисциплины, включая необходимые для практической деятельности компоненты коммуникативной компетенции.
Личностные результаты работы с учебником включают:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• овладение научными навыками адаптации к динамично развивающемуся миру;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты в учебнике имеют свое специфическое содержание:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Для этого школьникам предлагается выполнять многосоставные задания, состоящие из нескольких этапов (посмотри, выбери и опиши или прослушай, нарисуй и расскажи);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Например, учащимся предлагается назвать несколько способов употребления того или иного предмета или описать три случая использования молока в жизненных ситуациях;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Для этого учебник может содержать разделы типа самопроверки (Checkpoint). Включены также задания типа Now I can для оценки собственных достижений;
• использование знаково-символических средств представления информации для создания учебных моделей изучаемых объектов и процессов (грамматические таблицы, схемы и диаграммы в разделах Grammar Land);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Этому способствуют многочисленные задания на чтение с пониманием в разных форматах, включая тестовые;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. Например, классификация «верно — неверно» способствует развитию у школьников критического мышления;
• определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Для этого в учебник включены многочисленные задания, требующие совместного выполнения и объединения усилий. Учащимся предлагается, например, написать записку и дать её прочитать своему другу, а после этого услышать его мнение. Школьники с интересом выполняют задание изготовить рисунки и затем участвовать в игре с использованием этих изображений (Draw and play);
Таким образом, с помощью заданий, направленных на метапредметные результаты учебной работы, формируется целый комплекс умений, необходимых учащимся для совместной учебной и внеучебной, а также самостоятельной познавательной деятельности.
Предметные результаты, заложенные в учебнике, могут включать:
• приобретение начальных навыков общения в устной и письменной речи. Учебник изобилует заданиями коммуникативной направленности для развития у учащихся всех видов речевой деятельности;
• освоение правил речевого/неречевого поведения. Например, учащиеся учатся комментировать действия своих сверстников с использованием картинок и фотографий учебника (задания типа What are they doing?);
• дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка. Этот предметный результат достигается с помощью заданий, в которых учащиеся погружаются в атмосферу иной культуры
и знакомятся с ее лучшими образцами;
Другой важный вопрос – экспертиза учебников. Требования стандарта могут привести к серьезным переменам на рынке учебников и уменьшению числа издательств, чьи книги включаются в ежегодные федеральные перечни.
2. Практическая реализация требований ФГОС в образовательном процессе
Практическая реализация требований ФГОС в образовательном процессе заключается в мониторинге результатов, которые подлежат проверке.
К результатам, которые подлежат проверке, относятся следующие:
• научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
• умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённые способы деятельности;
• коммуникативные и информационные умения;
• умение оценивать объекты окружающей действительности
с определённых позиций;
• способность к контролю и самоконтролю;
• способность к творческому решению учебных и практических задач.
Не подлежат итоговой аттестации:
• ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
• характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
• индивидуальные психологические характеристики личности.
Эти результаты образования выявляются в ходе массовых
мониторинговых, социологических и других исследований и служат одним
из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном
и федеральном уровнях.
Практическая реализация требований ГОС в учебном процессе потребует как сохранения ценных традиций учебно- воспитательного процесса, так
и внедрения инноваций.
Сохраняется значение предметных результатов обучения английскому языку, включая формирование у учащихся четырёх видов речевой деятельности (слушание и говорение, чтение и письмо). Стандарт
не определяет роли и места учебного перевода (пятого вида речевой деятельности) в учебном процессе, однако перевод как приём обучения практическому владению иностранным языком и контроля знаний достаточно активно применяется на уроках и в самостоятельной работе. Задания на перевод включаются в рабочую тетрадь для учащихся. Помимо коммуникативной, современный учебник имеет также социокультурную направленность, способствуя освоению правил речевого и неречевого поведения, формированию умений комментировать свои и чужие действия, развитию дружелюбного отношения и толерантности к представителям иных культур. Можно сказать, что предметные результаты современного учебника охватывают разные стороны процесса межкультурной социализации учащихся коммуникативными средствами.
Новым в учебниках будет достижение с их помощью личностных результатов учебно-воспитательной работы. Например, уже делаются попытки с помощью учебника английского языка формировать у учащихся основы российской гражданской идентичности. Это достигается с помощью материалов, содержащих информацию как об отечественной, так
и о зарубежной культуре. Важно также, чтобы учебник содержал материалы для овладения навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире. Для этого учащимся нужна информация о межличностных, межкультурных и деловых отношениях в современном поликультурном обществе. Отметим, что личностные результаты учебного процесса
не оцениваются и не составляют содержание аттестации учащихся. Однако наличие подобных материалов в учебнике необходимо.
Особое внимание в учебниках нового поколения уделяется материалам для достижения метапредметных результатов обучения. Например, нужны задания не только для их выполнения, но и для постановки целей, конкретизации задач учебных действий, поиска средств выполнения задания, последовательного выполнения нескольких этапов задания, планирования, самоконтроля и самооценки. Повышается значение заданий творческого
и поискового характера. Подчёркивается необходимость развития знаково-символического мышления учащихся на основе схем, диаграмм и таблиц, что развивает абстрактные языковые представления и важно для овладения универсальными учебными действиями межпредметного значения. Учебники также призваны способствовать формированию у учащихся умений совместной познавательной деятельности, распределения ролей и функций, сотрудничества с элементами взаимопомощи и взаимоконтроля.
3. Учёт требований ФГОС при аттестации учительских кадров.
В современных условиях необходимо учитывать требования ФГОС
в аттестации учительских кадров.
В этой связи важно вести работу по нескольким направлениям:кадровому, финансово-экономическому, материально-техническому, учебно-материальному, информационному обеспечению. Кадровое обеспечение — укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию. Финансово- экономическое обеспечение — параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения, обеспечивающие переход от финансирования затрат учреждений общего образования к финансированию результатов их деятельности. Материально-техническое обеспечение — общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды), соответствующей санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам
и строительным нормам и правилам. Учебно-материальное обеспечение — требования к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования. Информационное обеспечение — обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно - методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации,
по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио-
и видеоматериалов.
По мнению самих преподавателей, низкий уровень психолого-педагогической подготовки современного учителя выражен в следующем:
учитель:
• не умеет организовать урок в деятельностной парадигме;
• не умеет организовать работу в группах;
• не знает типологии детских проблем (детства в целом);
• не умеет работать с различными категориями детей;
• не владеет общей психологической культурой общения;
• не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т. д.;
• не знает психологии, психофизиологии и физиологии (особенно детей);
• не владеет здоровьесберегающими технологиями.
Процедура аттестации учителей организована так, чтобы установить соответствие педагогических работников требованиям ФГОС. В ряде регионов предполагается аттестация учителей в три этапа:
• на первом этапе планируется проверка предметной компетентности учителя в форме ЕГЭ по тем же тестам, которые сдают ученики;
• на втором этапе у учителей проверят знания компьютерных технологий;
• на заключительной стадии будет оцениваться результативность работы педагогического работника.
В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении учителя создают условия для:
• достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• работы с одарёнными детьми, организации интеллектуальных
и творческих соревнований, научно-технического творчества
и проектно-исследовательской деятельности;
• участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
• эффективного использования времени, отведённого на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения и с учётом особенностей субъекта Российской Федерации;
• использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
• включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
• обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий
её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей), а также с учётом особенностей субъекта Российской Федерации;
• эффективного управления образовательным учреждением
с использованием информационно-коммуникационных технологий,
а также современных механизмов финансирования.
Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения — также квалификационной категории.
Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 72 ч не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
• Какие общие требования предъявляются к современному учителю иностранных языков в соответствии с ФГОС?
• Какая психолого-педагогическая подготовка нужна современному учителю иностранных языков?
• На что в ряде регионов обращается внимание при аттестации учителей иностранных языков?
• Какие условия учителю необходимо создать для учащихся
в реализации ФГОС?
• Какие существуют квалификационные категории для оценки деятельности учителя иностранных языков и что они означают?
• Какие существуют требования к повышению квалификации учителей и освоения ими дополнительных профессиональных образовательных программ?