Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Основные направления деятельности, по которым проводится кадровый аудит
План:
1. Планирование трудовых ресурсов;
2. Набор персонала;
3. Отбор персонала;
4. Разработка системы стимулирования;
5. Адаптация персонала;
6. Обучение персонала;
7. Оценка трудовой деятельности;
8. Повышение, понижение, перевод, увольнение;
9. Подготовка руководящих кадров;
10. Мониторинг социально-психологической ситуации и организация коммуникации внутри предприятия.
Планирование трудовых ресурсов
Аудит позволяет провести оценку наличных ресурсов, целей, условий и перспектив развития организации, будущих потребностей в кадрах.
Процесс планирования трудовых ресурсов предусматривает ряд задач:
1. определение общих целей на данный период (например, по условиям прогноза сбыта или выпуска продукции);
2. приспособление этих целей к требованиям рабочей силы (человеко-час, человеко-день и т. д.), учитывая изменения производственного процесса, структуры продукции и т. д.;
3. оценка уровня увольняемости из компании и прогноз величины замены;
4. оценка эффективных изменений в рабочем времени, выгодных для привлечения рабочей силы;
5. определение места и времени возникновения дефицита рабочей силы;
6. прогнозирование изменений спроса на рабочую силу за счёт таких факторов, как новые технологии, повышение производительности, изменение рынков сбыта, изменение условий национального и международного бизнеса;
7. определение путей преодоления названных проблем (или приспособления к ним);
8. развитие рабочей силы, адаптация к скорости технологических, экономических и социальных изменений;
9. координация и управление всеми видами политики относительно рабочей силы.
Набор персонала
Аудит набора персонала касается описания способов распространения информация о потребности в персонале, используемых способов набора, оценки результативности набора (финансовой и качественной) и оценки перспективного списка кандидатов на работу, обеспеченности вакансий кандидатами.
Аудит набора персонала позволяет оптимизировать временные затраты на поиск нужного специалиста.
Подготовка квалификационных требований.
Эффективный набор персонала начинается с точной характеристики работы.
Для руководящей и управленческой работы существенными данными служат:
- цель работы,
- ее роль в организации,
- основные задачи работы,
- право нанимать на работу или увольнять, лимиты финансовых затрат и т.д.,
- членство в комитетах, связи с другими отделами и др.
При подготовке квалификационных требований важно быть точным, нужно тщательно выбирать слова и избегать таких обобщений, как "хорошая внешность", “уровень образования выше среднего” и т.д. Подробные данные, необходимые по каждой позиции, будут включать, по меньшей мере некоторые из этих требований, хотя точная информация будет различаться от одной работы к другой.
Квалификационные требования к персоналу должны быть насколько возможно конкретными, чтобы работник отдела кадров мог сформировать четкое представление о человеке, который требуется.
Когда четкое представление о кандидате уже сформировано, следующий шаг публикация объявления о работе.
Методы набора персонала.
Когда организации необходимо принять новых работников, возникают два вопроса: где искать потенциальных работников и как известить будущих работников об имеющихся местах?
Соотношение между широтой использования внешнего и внутреннего отбора (рекрутинга) определяется той кадровой политикой, которая выработана в организации.
Внутренний отбор используется для заполнения вакансий за счет работников организации; при внешнем отборе для заполнения вакансий привлекаются кандидаты со стороны. Соответственно, различаются и методы, используемые при внешнем и внутреннем отборе.
Отбор персонала
Аудиторы анализируют корректность схемы процедуры отбора:
1. телефонное интервью (свести число кандидатов к списку, включающему только тех, с кем имеет смысл проводить личную встречу),
2. первый (или формальный) этап собеседования и
3. заключительные переговоры с лучшими кандидатами (повторное интервью позволит сделать окончательный выбор).
Адаптация персонала
Аудит проводит анализ используемых процедур адаптации, оценку их эффективности (количество работников, увольняемых в течение полугода, одного года, конфликты в подразделениях новичков).
Актуальность обусловлена тем, что адаптация персонала в организации, является необходимым звеном кадрового менеджмента. Становясь работником конкретного предприятия, новый сотрудник оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т.д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценивать свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выбрать соответствующую линию поведения. От того, на сколько быстро пройдет адаптация, зависит эффективность труда сотрудника.
Обучение персонала
Аудит обучения персонала анализирует цели и используемых форм обучения, оценивает количество прошедших обучение (по темам), анализирует процесса сбора и распространения в организации информации о программах обучения и системы оценки эффективности обучения (выделение параметров оценки: с точки зрения затрат, количества персонала, практической ориентированности, программ, фактических результатов, изменения мотивации к труду и социально- психологического климата и т.д.)
Эффективное построение системы обучения и развития требует не только определенной квалификации кадрового менеджера, но и эффективного процесса обучения. Специалисты по персоналу должны предоставить очевидные доказательства возврата инвестиций в образование сотрудников. Без стандартизированной системы обучения персонала организация не сможет эффективно развиваться. Проведение аудита системы обучения позволит оценить эффективность существующей системы обучения на предприятии, а также способность организации к дальнейшему развитию и повышению конкурентоспособности на рынке.
Оценка трудовой деятельности
Оценка труда – это мероприятие по определению соответствия количества и качества труда к требованиям технологии производства.
Для организации эффективной системы оценки результативности труда необходимо:
- установить стандарты результативности труда для каждого рабочего места и критерий её оценки;
- выработать на предприятии систему проведения оценок результативности труда (когда? как часто? кому? проводить оценку);
- доводить до работников и обсуждать с ними оценку их труда.
Повышение, понижение, перевод, увольнение
Аудит оценивает эффективность используемой системы кадрового мониторинга, адаптации компьютерных методов кадрового мониторинга и результативность методов планирования карьеры.
Подготовка руководящих кадров;
Аудит проверяет эффективность подготовки руководящих кадров, управления продвижением по службе, разработку программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.
Мониторинг социально-психологической ситуации и организация коммуникации внутри предприятия.
Аудит проводит:
- диагностику кадровых процессов и социально-психологического климата,
- оценку уровня социальной напряженности в организации,
- диагностику организационной культуры, типа управленческой команды,
- оценку уровня их соответствия другим элементам организации (целям, структуре, технологии, финансам, системе управления, кадровому составу),
- определение потребности в подготовке и реализации программ развития внутриорганизационной коммуникации.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
1. Зачем проводить аудит планирования трудовых ресурсов?
2. К чему может привести некорректный процесс оценки трудовой деятельности?
3. Цели проведения аудита социально-психологической ситуации?