Основные модели социального государства в современном мире
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЗАДАНИЕ №4: На основе описанных моделей социальной политики определите модель социальной политики РФ. Предложите ее характеристику.
4.1. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Разнообразие опыта построения социального государства позволяет выделять его определенные типы, или модели. При этом следует учитывать, что, во-первых, выделяемые модели являются «идеальными типами», – на практике в тех или иных странах преобладают черты определенного типа, но им свойственны и черты других типов. Во-вторых, с течением времени черты самих типов постепенно меняются. В последние десятилетия, как считают многие специалисты, существует тенденция к сближению моделей социального государства в разных странах. В свою очередь модели социального государства, сформировавшиеся в развитых странах, выступают в качестве образцов его построения для других стран. Существует несколько типологий моделей социального государства. Наиболее распространенной является типология, предложенная датским исследователем Г. Эспинг-Андерсеном32. Она построена по признаку ведущих идеологических принципов, положенных в основу построения социального государства в тех или иных странах. Для характеристики и различения типов государства благосостояния Эспинг-Андерсен предлагает следующие параметры: уровень декоммодификации («растоваривания», т.е. замещения рыночного распределения благ государственным); стратификация общества (уровень неравенства); государственное вмешательство (интервенция). На основании указанных параметров ученый выделяет следующие типы государств:
1. Неолиберальный (или англо-американский): – уровень декоммодификации – низкий; – стратификация общества – высокая; – государственное вмешательство осуществляется в форме регулирования рынков.
2. Социально-демократический (скандинавский, шведская модель социальной политики): – уровень декоммодификации – высокий; – стратификация общества – низкая; – вмешательство государства осуществляется в форме прямого предоставления финансового обеспечения. 3. Консервативно-корпоративистский (франко-германский): – уровень декоммодификации – высокий; – стратификация общества – высокая; – вмешательство государства осуществляется в форме прямого предоставления финансового обеспечения и регулирования рынков.
Критики концепции Эспинг-Андерсена указывали на неполноту его типологии. Наиболее обоснованный пункт этой критики – необходимость выделения еще как минимум одного типа (модели) социального государства – государственно-социалистического (советской модели социального государства), распространенного в СССР и других социалистических странах с полным или подавляющим преобладанием государственной собственности на средства производства. Неолиберальный тип характеризуется относительно низким уровнем декоммодификации, относительно высоким уровнем расслоения с точки зрения неравенства доходов и государственным вмешательством, для которого более типично регулирование рынка, чем предоставление прямого социального обеспечения. В неолиберальной модели социальная помощь оказывается по остаточному принципу бедным и малообеспеченным слоям населения, не способным самостоятельно добывать средства существования. По сути, речь идет об обязанности государства предоставлять определенный минимум социальных гарантий всем членам общества. Этот тип характерен для США, Канады, Великобритании, Японии. Социал-демократический тип, напротив, характеризуется высоким уровнем декоммодификации, низкой степенью расслоения и прямым государственным обеспечением, регулированием и финансированием программ помощи малоимущим слоям общества. Социальнодемократический принцип (который также называют либеральносоциалистическим), первоначально основанный на концентрации общественных фондов поддержки профсоюзных и иных демократических общественных организаций, позднее распространился на всех граждан государства, имеющих права на равные льготы, независимо от степени нужды и трудового вклада. К числу стран, осуществивших на практике данную модель социальной политики, относятся скандинавские государства, где принципы универсализма социальных прав соседствуют с нерушимостью индивидуальной автономии. Франко-германский корпоративный тип отличается соединением черт первых двух типов, в частности довольно существенным расслоением общества по доходам и социальному статусу при значительном растоваривании, которое происходит через жесткое регулирование рынка, а не через прямое государственное обеспечение. Этот тип реализован в основном в странах континентальной Европы – Германии, Франции, Австрии, Италии, Бельгии, Испании.
4.1.1. «Скандинавский социализм» Особенности социального государства позволяет понять опыт скандинавских стран (Швеция, Норвегия). Здесь сумели создать высокий уровень жизни, хорошую систему социального обеспечения. Государство в экономике скандинавских стран пока занимает сильные позиции, но есть и большой частный сектор. Например, ещё в 1980-х гг. шведская финансовая группа Skandinavska Enskilda Banken, в которую вошли семейные группы Валенбергов, Янсонов, Лундбергов, Седербергов и Баньеров, контролировала 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивала 40% занятости в шведской промышленности. В 1986 г. 25 компаний Валенбергов имели оборот 250 млрд крон. Существуют также компании смешанного типа, в которых часть акций принадлежат государству, а часть – частные. Частный сектор составляет большую часть экономики, а роль государственного сектора (не считая государственных компаний) сводится к распределению денег, получаемых от частного сектора через налоги. Этими деньгами обеспечивается социальная система. В Норвегии раньше государству принадлежало 51% акций нефтегазовой компании Norsk Hydro. Теперь – 43,8%. Знаменитая компания Statoil была создана как государственная, но в 2001 г. норвежское правительство продало 17,5%-ный пакет акций и продолжает постепенную политику расширения участия частного капитала в делах компании (через приватизацию). Затем государству принадлежало уже 70,9% акций Statoil. К 2007 г. правительство планировало объединить Statoil и Norsk Hydro. В новой компании государству принадлежит 62,5% акций, но правительство планирует постепенно повысить свою долю в компании до 67,5%. Чтобы реализовать эти планы, придётся потратить примерно 30 млрд крон (более 4,8 млрд дол.). На этом фоне происходил медленный рост безработицы: в 2000 г. она составила 3,4%, в 2005 г. – 4,8–4,9%. 60 Безработица не рассматривается как серьёзная проблема в этих странах, поскольку государственный бюджет обеспечивал возможность получения хорошего социального пособия. Благодаря хорошей социальной системе человеку выгодно просто учиться дальше. Поэтому там есть так называемый феномен «вечно учащейся молодёжи», которая уже давно не молодая. В то же время правительство ищет пути для передачи определённой доли социальных обязательств на плечи частных предприятий, так как предприятия могут зарабатывать хорошие деньги и поэтому должны обеспечивать достойный «социальный пакет» для своих работников. В последнее время правительство ориентируется на постепенное снижение пособий по безработице и других социальных программ, чтобы было выгоднее работать, нежели жить на пособия или бесконечно учиться. Различия в получаемых денежных доходах между самыми бедными и самыми богатыми в этих странах не имеют резких диспропорций: 20% наиболее бедного населения обладают примерно 8% совокупного денежного дохода населения страны; а 20% наиболее богатого населения обладают примерно 37% совокупного денежного дохода населения страны (разница примерно в 4,5 раза). Для сравнения, в США аналогичные показатели составляют примерно 5% и 42% (разница примерно в 8,5 раза), а в России такая разница достигает почти 25 раз (Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения/ ред. В.О. Рукавишников. М.: Совпадение, 1998. С. 67). Отдельное важное обстоятельство – создание комфортной жилой среды, где удобно находиться и детям, и пожилым людям, и инвалидам, и велосипедистам, и автомобилистам.
4.1.2. Социальное государство в Германии
Как уже отмечалось, именно в Германии в середине XIX в. оформились понятие и идея социального государства. Сильное давление снизу в пользу улучшения социально-экономического положения трудящихся сочеталось в Германии с традицией реформ сверху. В результате во второй половине ХIХ–начале ХХ в. в стране был выработан и законодательно закреплен ряд мер государственного и общественного характера по защите социальных интересов низших классов. В 1871 г. в Конституции Германии была обозначена забота 61 государства «о благе немецкого народа». В 1883 г. было введено пособие по безработице, в 1884 г. – страхование от несчастных случаев, в 1889 г. – элементы пенсионного обеспечения трудящихся. В 1910 г. было введено обязательное пенсионное страхование. Начиная с 1949 г. в послевоенной Германии на конституционном уровне произошло возвращение к идее и ценностям социального государства. Этот процесс тесно связан с именем ученого экономиста и политика, министра экономики, а затем канцлера (1963–1969 гг.) ФРГ Людвига Эрхарда, которого называют отцом германского «экономического чуда» и создателем модели социального рыночного хозяйства. В 1949 г. Германия была провозглашена «демократическим и социальным федеративным государством» (ст. 20 Конституции 1949 г.). В это же время происходит становление системы «социального государства» – определенных служб, учреждений, а также нормативно-правовой базы. В дальнейшем, в практике формирования моделей «социального государства», ФРГ была своего рода мировым лидером. Основные положения социальной политики в Германии во второй половине XX в. можно свести к следующим пунктам: – социальная политика германского государства базируется на конституционно закрепленных статусе, функциях и ответственности человека перед самим собой и государством, государства перед человеком и обществом в целом; – целевыми инструментами социальной политики становятся социальное страхование, государственное социальное обеспечение и социальная работа. В содержательном и финансовом балансе эти инструменты социальной политики обеспечивают выполнение функций социального государства; – субъектами социальной политики в соответствии с законодательством являются как государственные, так и негосударственные организации, а также частные лица. Сложившаяся система обеспечивается и контролируется непосредственным участием граждан в обсуждении, проектировании и принятии важнейших социальных решений. В Германии в 80–90-е гг. XX в. теория и практика государства 33 Здесь и далее изложение дается по: Гутник В.П. Германия: успехи и провалы социального рыночного хозяйства// Рыночная демократия в действии. Современное политико-экономическое устройство развитых стран. М.: Изд-во Ин-та экономики переходного периода, 2005. С. 24–26. 62 оказались под критикой неолиберальных идей. Социальные расходы в этот период становятся самой крупной статьей государственных расходов, доходя до 60% бюджета. Повышение цены на нефть привело к подорожанию всех товаров и услуг. Главной экономической проблемой становится инфляция. В результате кризиса 80-х возникли сомнения в устойчивости модели «социального государства». На рубеже XX–XXI вв. стало понятно, что социальное государство как система имеет свои достоинства и недостатки. Часть немецких политиков выступала за сохранение прежней модели «социального государства» в Германии, другая часть осознавала необходимость его реформирования. Лидером той части немецких политиков, которые осознавали необходимость реформирования «социального государства» в Германии, стал Г. Шредер. Во время его канцлерства к жизни была вызвана «Повестка дня 2010», которая включала в себя реформы рынка труда, социального страхования, налоговую и финансовую реформу, преобразование системы межбюджетных отношений, меры по дерегулированию экономики, государственное стимулирование инновационной деятельности. Однако эти реформы, хотя и были экономически обоснованными, в то же время были непопулярны среди ряда заинтересованных сторон – профсоюзов, безработных и т.д. В 2005 г. в Германии к власти пришло коалиционное правительство христианских демократов и свободных демократов во главе с А. Меркель, которое в своем программном документе о «новой социальной рыночной экономике» выступило за дальнейшую либерализацию немецкого социального государства, но столкнулось с жестким противодействием гражданского общества и левых политических сил. В итоге новое правительство отказалось от планов сокращения социальных программ и расходов. В то же время в 2010 г. А. Меркель признала провал политики мультикультурализма в Германии, которую начало проводить социал-демократическое правительство в 1990-е гг.
4.1.3. Либеральная модель социального государства
Либеральная модель социального государства сформировалась в англоязычных странах, а также в ряде других высокоразвитых государств (Япония, Швейцария, Республика Корея). Кроме того, черты 63 этой модели прослеживаются в формирующихся социальных государствах многих стран с так называемой переходной экономикой (страны Восточной и Южной Европы, бывшего СССР, Латинской Америки, Восточной Азии). Рассмотрим современные тенденции эволюции либеральной модели на примере США, где её черты выражены наиболее отчетливо34. С 1930-х гг., начиная с «Нового курса» президента Ф. Рузвельта, в США все более активно использовались меры государственного вмешательства в решение социальных проблем. Как отмечают специалисты, к началу XXI в. экономика США пришла с весьма внушительными результатами. Это касается прежде всего таких традиционно ключевых областей национальной экономической политики, как устойчивые экономический рост и занятость, низкая инфляция, сбалансированный бюджет и успешное решение социальных задач. Еще в 1998 г. подчеркивалось, что правительство имеет экономическую стратегию, состоящую из трех ключевых элементов: сокращение дефицита, инвестирование в человеческий капитал, открытие зарубежных рынков. Список стратегических задач государства в социально-экономической сфере оказался значительно более широким. Частично они были ориентированы на удержание уже достигнутых позиций (стабильные темпы роста, низкая безработица и инфляция, рост реальных доходов населения, бюджетный профицит и т.п.), но главным образом на более долговременные цели и задачи – на развитие образования, усиление его влияния на экономический рост и уровень жизни населения, содействие ускоренному развитию НТП и прежде всего фундаментальной науки, обеспечение социальной функции государства через оптимизацию социальных программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования, выработку сбалансированной промышленной политики с целью достичь устойчивого развития. Одним из важнейших направлений в развитии социальной политики представляется повышение степени приоритетности в социальном бюджете государства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. увеличение ассигнований на образование, профессиональную подготовку и переподготовку, а также на здравоохранение. Так, государственное финансирование из фондов федерального правительства, а также местных властей системы образования (начального, среднего и высшего) в США составляло в 1998 г. более 456 млрд дол. (более 80% общих расходов на эти цели). Государство также в конце 1990-х гг. взяло на себя свыше 46% всех расходов на здравоохранение. Главный социально-экономический приоритет конца 1990-х гг. – развитие высшего образования. Государственные ассигнования на эти цели достигли рекордной величины – почти 150 млрд дол. Развитию высшего образования в США уделяется особое внимание по двум основным причинам. Во-первых, оно все в большей степени способствует экономическому росту и росту производительности труда. По оценке Бюро трудовой статистики, с 1983 г. по 1992 г. вклад высшего образования в рост производительности труда составил не менее 20%. Во-вторых, все более заметным становится значение высшего образования для повышения уровня доходов населения и жизненного уровня в целом. Так, у американцев, имеющих высшее образование, уровень доходов в среднем на 60% выше, чем у выпускников средней школы. В США поставлена общенациональная задача: в начале XXI в. сделать высшее образование таким же доступным, каким на рубеже веков является среднее образование. Средний уровень образования должен составить не менее 14 лет (в 1998 г. он был равен 12,8 годам обучения). Приняты программы, расширяющие доступ к услугам здравоохранения, что является частью общей стратегии расширения инвестирования в человеческий капитал. Прежде всего, это касается детей, а также лиц, потерявших работу, в возрасте 55–61 года и американцев в возрасте 62–65 лет, не охваченных медицинским страхованием. Одним из серьезных вызовов XXI в. станет адаптация к демографическим изменениям в составе населения, прежде всего в связи с его старением. Признается необходимость реформировать систему социального страхования, в первую очередь пенсионное обеспечение, а также систему социального вспомоществования. Один из выходов – расширение системы частного пенсионного страхования (в настоящее время ею охвачено менее половины американцев в возрасте 65 лет и старше). В частности, предполагается к 2020 г. поднять пенсионный возраст с 65 до 67 лет, а также увеличить трудовой стаж, необходимый для исчисления полной пенсии, с 35 до 37 лет. Действия государства отчетливо прослеживаются в таких областях социально-экономической жизни, которые либо не приносят 65 быстрого дохода, либо определяют необходимые условия жизнедеятельности общества и воспроизводства (фундаментальная наука, охрана окружающей среды, поддержание социальной инфраструктуры). К XXI столетию американское общество пришло с осознанием того, что устойчивое развитие возможно лишь на основе некоего баланса между рынком и государственным регулированием. Несмотря на политическую риторику, подчеркивающую различия либеральных и консервативных ценностей, наблюдается явное сближение социально-экономической политики демократов и республиканцев. Либеральные принципы построения социального государства существенно повлияли на эволюцию социальной политики в странах континентальной Европы. Специалистами это влияние оценивается как противоречивое и в целом отрицательное. Либеральная модель способна эффективно работать в условиях высокоразвитой, эффективной экономики, которая может во многом «автоматически» решать социальные проблемы за счет экономического роста. В то же время в условиях становления новых экономических, политических и социальных институтов эта модель приводит к сильной имущественной дифференциации населения, росту бедности, безработицы, преступности, ослаблению социальной солидарности, размыванию человеческого (в первую очередь интеллектуального), социального и культурного капитала. Ускоренная социальная и экономическая либерализация в условиях отсутствия прочных политических и социальных институтов, а также соответствующих исторических и культурных традиций тормозит или блокирует инновационное научно-техническое развитие, экономический рост, становление светских демократических политических режимов, что и показывает опыт реформирования во многих «переходных» странах, включая Российскую Федерацию.
4.1.4. Государственно-социалистический вариант социального государства
По мнению многих специалистов, в СССР и других странах государственного социализма сформировался особый тип социального государства. Его экономической основой была государственная собственность на средства производства, а политической – светский тоталитарный режим. Теоретическая социалистическая программа была изложена в 66 работе «Государство и революция» (1917 г.). Каждый член общества, выполняя известную долю общественно-необходимой работы, получает удостоверение от общества, что он такое-то количество работы отработал. По этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потребления соответственное количество продуктов. За вычетом того количества труда, которое идет в общественный фонд, каждый рабочий, следовательно, получает от общества столько же, сколько он ему дал. «Равенство мы здесь действительно имеем, – писал Ленин, – но это еще “буржуазное право”, которое, как и всякое право, предполагает неравенство. Всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не одинаковы, не равны друг другу; и потому “равное право” есть нарушение равенства и несправедливость. В самом деле, каждый получает, отработав равную с другим долю общественного труда, – равную долю общественного производства (за указанными вычетами)» («Государство и революция»). Справедливости и равенства, следовательно, социализм дать еще не может: различия в богатстве останутся, и различия несправедливые, но невозможна будет эксплуатация человека человеком, ибо нельзя захватить средства производства, фабрики, машины, землю и прочее в частную собственность. Государство отмирает, поскольку капиталистов уже нет, классов уже нет, подавлять поэтому какой бы то ни было класс нельзя. Но государство еще не отмерло совсем, ибо остается охрана «буржуазного права», освящающего фактическое неравенство. Кроме того, провозглашается перспектива решения «жилищного вопроса» для рабочих и вопроса о равенстве мужчин и женщин. На практике в 1918–1920 гг. провозглашается политика «военного коммунизма», частью которой становится «красный террор» – указания организовывать расстрелы, изолировать неблагонадёжных в концентрационных лагерях и проводить прочие чрезвычайные меры, например высылку из России («Философский пароход», 1923 г.). Так, 9 августа 1918 г. Ленин отправил в Пензенский губисполком указания: «Необходимо произвести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города». Остриё социальной политики было направлено, таким образом, во-первых, на изъятие продовольствия (у зажиточных крестьян) и ценностей (у «буржуев», РПЦ) для организации снабжения городских революционных рабочих, крестьян и солдат; во-вторых, на резкое изменение социальной структуры населения в пользу преобладания городских промышленных рабочих 67 и революционно настроенных солдат; в-третьих, на борьбу с инакомыслящими. В 1922 г., после гражданской войны, была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), социальная сторона которой была направлена на улучшение благосостояния населения (через самозанятость), а также на временную эмансипацию мелкого частного производства и мелкой частной торговли. После смерти В.И. Ленина к власти пришла новая генерация большевиков во главе с И.В. Сталиным (1879–1953 гг.). В 1937 г. принята новая Конституция СССР, которая действовала до 1977 г. Она провозгласила, что социализм победил и в основном построен. Это означало, что уничтожены частная собственность и эксплуататорские классы. Конституция 1937 г. декларировала следующие равные права: – всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; – право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное); – свободу совести, слова, печати, собраний и митингов; – неприкосновенность личности и тайну переписки. При этом реальная социальная политика была подчинена, с одной стороны, задачам концентрации и удержания власти в руках правящей группы большевиков во главе со Сталиным, с другой – задачам создания индустриальной экономики, в том числе военнопромышленного комплекса. Человеческая жизнь рассматривалась в качестве самого дешёвого ресурса для этих исторических свершений. По умолчанию считалось, что истинный гражданин первого социалистического государства должен быть коммунистом, а истинный коммунист беззаветно предан коммунистической партии, его жизнь принадлежит не ему, а партии и он готов отдать свою жизнь, если этого требует партия. А если человек не убеждённый коммунист, то он не может быть и истинным гражданином Страны Советов. Тогда он враг, ему не место среди истинных граждан, и жизнь его гроша не стоит. Таким образом, социальная политика сталинского государства базировалась на неписанном признании за ним права на имущество и жизнь каждого человека. Преданность партии была главным критерием социальной селекции в период правления Сталина, а определялась она службами ОГПУ–НКВД. После смерти Сталина «долг жизни» как основа негласной социальной селекции устраняется из политики (борьба с культом личности Сталина), но остаётся борьба с инакомыслием: люди, не раз68 деляющие официальной идеологии, вытеснялись на обочину социальной жизни. Официальная социальная политика с 1953 г. по 1985 г. нацелена на реализацию целого ряда задач: – массовое переселение людей из бараков и коммунальных комнат в отдельные квартиры («хрущёвки», «брежневки») (табл. 2); – сближение уровня жизни в городе и в деревне; – обеспечение всеобщего среднего образования; – обеспечение всеобщего медицинского обслуживания; – обеспечение всеобщей доступности культурных ценностей, развитие национальных культур народов СССР; – повышение уровня научной организации труда; – поддержку и укрепление семьи, – рост благосостояния народа, – формирование новой исторической общности – советского народа и др.
XXIV съезд КПСС провозгласил рост благосостояния народа высшей целью политики партии. Главным путем повышения доходов населения объявлялся рост оплаты по труду. В реальности доля зарплаты в стоимости чистой продукции советской промышленности к середине 1980-х гг. снизилась до 36% (в промышленно развитых странах она составляла 65–75%). Средняя зарплата рабочих и служащих в СССР в 1970 г. равнялась 122 руб. В соответствии с разработанной в 1972 г. Комплексной программой научно-технического прогресса к 1990 г. она должна была увеличиться до 250 руб., т.е. более чем в 2 раза при неизменных ценах. На практике в 1980 г. средняя зарплата достигла 169 руб., а в 1985 г. – 190 руб. Максимальная пенсия со всеми надбавками составила 132 руб. (буханка 69 чёрного хлеба – 18–20 коп., буханка белого – 13–25 коп.; билет на трамвае – 3 коп., троллейбусе – 5 коп., автобусе – 6 коп., водка 0,5 л. – 3 р.62 коп., коробок спичек – 1 коп.). В течение 1970-х гг. удельный вес людей, имеющих полное и неполное среднее образование, среди занятых в народном хозяйстве увеличился с 65 до 80%. В 1975 г. было введено обязательное 10-летнее образование. Если в середине 1950-х гг. полную среднюю школу закончили менее 40% детей, в конце 1960-х гг. – около 70%, то в 1976 г. – 97%. Социальная структура советского общества (реальная ситуация): – партийно-советская номенклатура; – руководители торговых, закупочных, складских предприятий; – руководители производственных предприятий различных отраслей хозяйства; – служащие государственных и общественных учреждений; – наёмные работники в промышленности (рабочий класс); – наёмные работники в сельском хозяйстве (крестьянство); – наёмные работники в сферах образования, науки, искусства, здравоохранения (интеллигенция); – маргинальные группы (алкоголики, диссиденты, др.); – криминальные группы. Основным и единственным источником власти и политического управления была партийно-советская номенклатура. Н о м е н к л а т у р а – способ организации политической работы с кадрами, когда специально отбираемые кадры распределяются по перечню ключевых должностей, строго (административно и идеологически) подчинены единому центру власти и поэтому получают доступ к социальным привилегиям. Устойчивость этой социальной политики на протяжении почти трёх десятилетий базировалась, во-первых, на сплочённости партийно-советской номенклатуры, во-вторых, на особенностях советской индустриальной экономики (дешевизна рабочей силы, рост внешнего рынка нефти и газа), в-третьих, на борьбе с инакомыслием. В 1985–1991 гг. (период перестройки) все три фактора стали ослабляться, в результате начала свёртываться и советская социальная политика. Номенклатура не имела надёжного механизма смены политических команд на высшем уровне. В 1985 г. к этой трудности прибавились проблемы снижения эффективности отечественной экономики и падения мировых цен на нефть. Для сохранения социалистического социального государства новая генерация номенклатуры (М.С. Горбачёв) в 1985 г. провозглашает программу ускорения социально-экономического развития, а с 1987 г. провозглашается перестройка. Попытка вовлечения в процесс принятия политических решений более широких слоёв населения (через политику «гласности») привела к частичной эмансипации инакомыслия, а внутренняя противоречивость номенклатурной смены команд высшего политического руководства – к внутреннему конфликту номенклатурных групп, финальным эпизодом которой стал арест Горбачёва в Форосе и создание ГКЧП (18–21 августа 1991 г.).