Основные методы психодиагностики
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Основные методы
психодиагностики
???
Цель психолого-педагогического
обследования:
Выявление особенностей и
уровня актуального развития
ребенка
Определение путей развивающей
и коррекционной работы
Процесс диагностики нарушений
развития
1. Выявление детей с
недостатками развития –
скриннинг (медик)
2. Дифференциальная
диагностика (психолог, ПМПК)
3. Изучение индивидуальных
особенностей ребенка (психолог
ОО, педагог)
???
В первую очередь надо ответить на
вопросы:
1. что следует изучать?
2. какие критерии и показатели
выбрать?
3. какой инструментарий выбрать?
Технология психодиагностической
процедуры
1. Планирование обследования:
Цель
Предмет
Сложность проблемы
Подбор методик
Подготовка стимульного
материала
Схема обследования
Технология психодиагностической
процедуры
2. Обеспечение условий
проведения
3. Установка контакта с
испытуемым
4. Личность диагноста
5. Протокол обследования
Обработка полученных данных
Какие критерии и показатели
выбрать?
Каждая цель и задача (что
изучать) должна быть
подкреплена определенной
совокупностью критериев и
показателей, на основе которых
можно было бы судить об
успешности реализации
ориентиров
Пример
Критерии
Показатели
1. Интеллектуальная
развитость учащихся
А)освоенность учащимися обр.
программы
Б)развитость познават. процессов и
интересов
В) сформированность уч. деят-ти
2. Нравственная
развитость учащихся
А) сформированность нравств.
Качеств личности
Б) социальная активность
ребенка
3. Физическая
развитость учащихся
А)состояние здоровья школьников
Б)овладение навыками личной
гигиены
В) развитость силы, быстроты,
ловкости, гибкости и выносливости
???
1. что изучают?
2. какие критерии и показатели
выбрали?
3. какой инструментарий
выбрали?
???
Какой инструментарий выбрать?
К выбору методик (психодиагностические
средства) следует приступать после
определения критериев и показателей
Мало формализованные методики:
1. Наблюдение
2. Беседа, интервью, анкетирование
3. Анализ продуктов деятельности
Строго формализованные методики:
1. Тест
2. Опросник
3. Методики проективной техники
4. Психофизиологические методики
Наблюдение
- метод психологического
обследования, рассчитанные на
непосредственное получение
информации через органы чувств
Наблюдать – это ВИДЕТЬ, а не
созерцать (СМОТРЕТЬ)!
Симптомы наблюдения
Движения, действия, поступки,
деятельность
Мимика, жесты, пантомимика
Высказывания, речь, словесные
реакции
Вегетативные проявления
Беседа, интервью, анкета
Беседа – метод сбора фактов о
психических явлениях в процессе
личного общения по специально
составленной программе
Интервью – метод получения
информации в устной форме с
заранее определенными вопросами
Анкета - метод получения
информации в письменной форме с
заранее определенными вопросами
Правила составления анкет
Перед анкетированием необходима четкая
инструкция;
Вопросы должны формулироваться с учетом
возраста и интеллектуального развития
воспитанников;
Формулировка вопросов должна быть короткой,
ясной по смыслу;
Анкета с открытыми вопросами, в которых
воспитанники дают ответы своими словами,
должна составлять не более 3-4 вопросов.
Анкета с закрытыми вопросами (ответы типа
«Да», «Нет», цифры) - не более 6-7;
Для выяснения отношения воспитанников к
людям, мероприятиям в учреждении, явлениям
лучше использовать анонимные анкеты;
В конце анкеты следует поблагодарить
участников за ответы.
Виды вопросов
Прямые
Косвенные
Проективные
Вопросы внушающего действия
Контент – анализ
– метод выявления и оценки
характеристик информации,
содержащихся в текстах и речевых
сообщениях, а также в продуктах
человеческой деятельности.
Продукты контент-анализа:
Сочинения, сказки, стихи…
Дневники
Альбомы по рисованию
Изделия ручного труда
(рукоделье, постройки…)
Результаты тестов, опросников,
проективных методик
И др.
Определяется:
Категории анализа
Подкатегории анализа
Тест Стандартизированные и обычно
краткие и ограниченные по
времени испытания,
предназначенные для
установления количественных и
качественных индивидуальнопсихологических различий между
людьми.
Особенность – задания имеют
правильный ответ.
Классификация тестов
По задачам: вербальные и
практические
По содержанию: тесты
интеллекта и тесты личности
По форме: индивидуальные и
групповые, устные и письменные
Опросникиболее или менее
стандартизированная процедура
получения информации,
заключающаяся в предъявлении
испытуемому вопросов в
письменном виде и основанная
на определенном способе
интерпретации его ответов.
Нет «правильных» и
«неправильных» ответов!
Опросники:
Черт личности
1. Типологические
2. Мотивов
3. Интересов
4. Ценностей
5. Установок
Проективные методикиГруппа методик,
предназначенные для изучения
личности в целом с
использованием в них
неопределенных стимулов,
которые сам испытуемый должен
дополнять, развивать,
интерпретировать.
Прое́кция (лат. projectio — бросание
вперед) — психологический процесс,
относимый к механизмам
психологической защиты, в
результате которого внутреннее
воспринимается как приходящее
извне. Человек приписывает кому-то
или чему-то собственные мысли,
чувства, мотивы, черты характера и
пр., полагая, что он воспринял что-то
приходящее извне, а не изнутри
самого себя.