Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра экономической теории и национальной экономики
ЛЕКЦИЯ
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ИНДИКАТОРОВ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Форма обучения: очная
Составитель: к.э.н., доцент Меньшикова Е.А.
Хабаровск
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные группы индикаторов экономической безопасности …………….
2. Интегральные индикаторы, используемые для межстрановых сопоставлений
уровня экономического развития......................……………………………………
1. Основные группы индикаторов экономической безопасности
Для совершенствования системы экономической безопасности необходима индикативная системы анализа, оценки и прогнозирования экономической безопасности. Это обусловлено возрастающими потребностями органов
государственной власти в надежной и качественной информации, необходимой для планирования и реализации мероприятий, направленных на обеспечение социально-экономического развития. Система индикаторов экономической
безопасности может быть использована в оценке кратко- и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития страны и проектов федерального
бюджета. Далее указаны важнейшие особенности системы индикаторов экономической безопасности в современных условиях.
Система индикаторов экономической безопасности включает большое
число показателей, которые могут быть сгруппированы по тем или иным критериям. Экономика как сложная система имеет тысячи показателей, характеризующих ее состояние и развитие. Только в официальных таблицах прогноза социально-экономического развития РФ содержится более 300 показателей. Для
оценки экономической безопасности Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН предложено использовать 150 индикаторов, количественно отражающих угрозы экономической безопасности, обладающих высокой чувствительностью, изменчивостью и способностью предупреждать обще-
2
ство, государство и субъекты рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации и принимаемых правительством мер экономической политики1.
Ключевым звеном в этой системе являются пороговые значения важнейших индикаторов экономической безопасности. Сопоставление фактического и
прогнозируемого уровней индикаторов экономической безопасности показывает вектор развития экономики России, состояние ее основных жизнеобеспечивающих систем. Выход за пределы пороговых значений индикаторов означает появление угроз экономической безопасности страны. Важнейшие индикаторы экономической безопасности характеризуют такие аспекты, как динамика
и структура ВВП, состояние природно-ресурсного, производственного, научнотехнического потенциала, финансово-бюджетной системы, обеспеченность
населения товарами и услугами, состояние окружающей среды и др.
Выбор показателей для оценки уровня экономической безопасности
определяется, прежде всего, выбором приоритетов социально-экономического
развития страны. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ приоритетной целью на современном этапе является
повышение уровня и улучшение качества жизни населения. В связи с этим
особое место в системе индикаторов экономической безопасности занимают
социальные индикаторы, отражающие уровень и качество жизни населения,
первыми разработчиками которых стали еще в 70-х годах XX века такие организации как ООН, МОТ, ОЭСР и др. Многие из этих индикаторов используются в современных российских условиях в качестве основы определения пороговых значений индикаторов экономической безопасности. Кроме того, в числе
важнейших индикаторов – система индикаторов финансовой безопасности, от-
1
Экономическая безопасность России : общий курс : учеб. пособие / под ред. В. К. Сенчагова. М. : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2015. 818 с.
3
ражающих золотовалютные резервы, платежный баланс, внутренний и внешний долг и др., а также числовые зависимости между основными индикаторами.
Далее приведены основные показатели (индикаторы) состояния экономической безопасности, заданные в Стратегии экономической безопасности
РФ на период до 2030 г., исходя из целей обеспечения экономической безопасности РФ.2 К сожалению, в этом документе 40 показателей даны без количественной оценки и группировки, что затрудняет их применение в анализе угроз
экономической безопасности. Для практической работы по оценке состояния
экономической безопасности необходима группировка важнейших показателей (индикаторов) таким образом, чтобы отражать состояние и развитие различных сфер экономики, подверженных специфичным для них угрозам.
1. Индикаторы способности экономики к устойчивому росту:
− объем ВВП в текущих/сопоставимых ценах;
− индекс физического объема ВВП;
− ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности);
− доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом
внутреннем продукте;
− индекс промышленного производства;
− индекс производительности труда;
− энергоемкость валового внутреннего продукта;
− индекс производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых»;
− индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств.
2. Индикаторы структуры экономики:
− уровень экономической интеграции субъектов РФ;
2
Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года : утверждена Указом Президента РФ от
13 мая 2017 г. № 208. URL: http: // consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2019).
4
− доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта;
− доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам
полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов;
− баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения);
− доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта;
− доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров.
3. Индикаторы научно-технического развития, инвестиционной и
инновационной активности:
− доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте;
− степень износа основных фондов;
− доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в
общем объеме инвестиций в основной капитал;
− доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг;
− доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте;
− доля организаций, осуществляющих технологические инновации;
− доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта
товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства.
4. Индикаторы социально-демографического развития:
− коэффициент напряженности на рынке труда;
− доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения;
− доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного
минимума;
− оборот розничной торговли;
5
− распределение численности занятых в экономике по уровню образования;
− соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного населения и 10 %
наименее обеспеченного населения;
− доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного
минимума трудоспособного населения;
− уровень преступности в сфере экономики.
6. Индикаторы устойчивости денежно-финансовой сферы:
− индекс денежной массы (денежный агрегат М2);
− уровень инфляции;
− внутренний государственный долг РФ, государственный долг субъектов РФ и муниципальный долг;
− внешний долг РФ, в том числе государственный внешний долг;
− чистый ввоз (вывоз) капитала;
− дефицит федерального бюджета, в том числе ненефтегазовый дефицит
федерального бюджета;
− отношение золотовалютных резервов РФ к объему импорта товаров и
услуг;
− индекс физического объема экспорта;
− индекс физического объема импорта;
− сальдо торгового баланса;
− дефицит консолидированного бюджета субъектов РФ.
Приведенный выше перечень содержит ключевые индикаторы экономической безопасности на данном этапе развития экономики, он, безусловно, должен уточняться и дополняться в ходе проведения анализа и оценки состояния
экономической безопасности страны и ее регионов в связи с выявлением новых
угроз экономической безопасности. С изменением социально-экономической
ситуации в стране изменяются состав и уровень угроз экономической безопасности. В соответствии с этим важно определять, какие индикаторы утрачивают
6
свое значение, а какие, наоборот, следует добавлять при оценке угроз экономической безопасности. Кроме того, отдельные блоки индикаторов могут быть
существенно расширены в зависимости от целей исследования и глубины анализа той или иной сферы экономики.
2. Интегральные индикаторы, используемые для межстрановых
сопоставлений уровня экономического развития
Оценка уровня экономической безопасности требует соответствующего
инструментария, включающего множество показателей экономического развития, условий жизни, занятости населения, потребления продуктов питания,
одежды, жилищных условий, системы образования, здравоохранения и т. д. ООН
рекомендовано для межстрановых сопоставлений использовать отдельные индикаторы (каждый из которых представляет агрегат, сформированный из ряда частных показателей), а для обобщающей оценки – интегральные показатели, примеры которых рассмотрены далее.
Страны принято сопоставлять по Индексу уровня развития (ИУР), учитывающему такие составляющие, как экономическое, экологическое и социальное
развитие. Данный индекс рассчитывается как сумма трех индексов: экономического измерения, экологического измерения и социального измерения с соответствующими весовыми коэффициентами. Показатели, влияющие на составляющие приведенных индексов, измеряются в разных единицах и имеют различные
интерпретации, поэтому они приводятся к нормированной форме так, чтобы их
изменения, как и изменения самих индексов, находились в диапазоне от 0 до 1.
Наихудшие значения индикаторов соответствуют значениям, близким к 0, а
наилучшие близки к 1. Такое нормирование позволяет рассчитать каждый из вышеуказанных индексов, а также интегральный индекс уровня развития в виде
усредненной суммы составляющих с соответствующими весовыми коэффициентами.
7
Индекс экономического измерения (ИЭКИ) включает два широко известных макроэкономических индекса: Индекс конкурентоспособного развития
и Индекс экономической свободы3.
1. Индекс конкурентоспособного развития (ИК) иначе называют индексом конкурентоспособности. Он разработан организаторами Всемирного экономического форума (World Economic Forum, ВЭФ) и с 1979 г. ежегодно определяется для ряда стран мира и публикуется в форме глобального отчета о конкурентоспособности. Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний – обширного ежегодного исследования, которое проводится ВЭФ совместно с сетью партнерских организаций – ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. Список этих стран постоянно растет. Так, в докладе, опубликованном в 1996 г., включены 49 стран, в 2002
г. – 80 стран, в 2010 г. – 104 страны, на долю которых приходится 97 % мирового
ВВП. При формировании доклада 2019 г. были опрошены более 14 000 лидеров
бизнеса в 141 стране.
В исследовании ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global
Competitiveness Index, GCI), впервые опубликованный в 2004 г., и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира,
находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми
являются: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка
труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал.
3
Экономическая безопасность : учеб. пособие / под ред. Н. В. Манохиной. М. : ИНФРА-М, 2014. С. 68
8
В соответствии с докладом 2019 г. возглавил рейтинг глобальной конкурентоспособности Сингапур, оценка которого поднялась до 84,8, позволив переместиться со второй позиции на первую. Второе место с оценкой 83,7 у США,
утративших позиции лидера. Кроме того, в десятке лидеров Гонконг (3), Нидерланды (4), Швейцария (5), Япония (6), Германия (7), Швеция (8), Великобритания (9) и Дания (10). Крупные развивающиеся экономики стран БРИК демонстрируют различные показатели. Китай (28) по-прежнему продолжает лидировать в группе. Бразилия (71) за последний год поднялась в рейтинге, а Индия (68)
переместились вниз, Россия сохранила свою позицию в рейтинге, заняв 43 место.
Соседями РФ в списке оказались Словакия (42 и Кипр (44). Среди стран бывшего
СССР Россия пропустила вперед Эстонию (31), Литву (39), Латвию (41). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Казахстан
(55), Азербайджан (58), Армения (69), Грузия (74 место), Украина (85), Молдова
(86), Таджикистан (104), Кыргызстан (96) 4.
Индекс конкурентоспособности оценивает способность стран обеспечить
высокий уровень благосостояния своих граждан, что зависит от того, насколько
эффективно страна использует ресурсы, которыми располагает. В докладе отмечается существенное улучшение макроэкономической среды в РФ, т. к. рецессия
осталась позади, инфляция находится на низком уровне в 3%, а состояние государственных финансов устойчивое. Присутствие РФ в верхней половине рейтингов отмечено для таких индексов, как размер рынка, внедрение информационных
технологий, инновационный потенциал, макроэкономическая стабильность, инфраструктура, динамичность бизнеса, высшее образование и профессиональная
подготовка, эффективность рынка труда. В нижней половине рейтингов РФ оказалась по таким факторам конкурентоспособности, как общественные институты, эффективность рынка товаров и услуг, развитость финансовой системы и
здоровье. Инновационный потенциал РФ вырос благодаря улучшению качества
4
Global Competitiveness Report 2019: How to end a lost decade of productivity growth. URL: https://www.weforum.org/reports/ (дата обращения: 17.01.2020).
9
научно-исследовательских институтов и расходам на НИОКР (1,1 % ВВП). Инновации поддерживались внедрением информационных технологий благодаря
быстрому распространению Интернета (доступ 81% населения). Негативным моментом стало ухудшение профессиональной подготовки в РФ. Три главные области, в которых России необходимо улучшить позиции: это прозрачность, свобода прессы и открытость торгового сектора.
2. Индекс экономической свободы (далее – ИЭС, Index of Economic
Freedom), разработанный американским исследовательским центром «Фонд
наследия» (Heritage Foundation), ежегодно печатается на страницах Wall Street
Journal. Эксперты определяют экономическую свободу как отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам
защиты и поддержки свободы как таковой. Анализ экономической свободы проводится Фондом наследия с 1995 г. ИЭС формируется как среднее арифметическое из двенадцати параметров, сгруппированных в 4 блока: 1) верховенство закона (право собственности, свобода от коррупции, эффективность судебной системы); 2) участие правительства (фискальная свобода, налоговое бремя, расходы правительства); 3) регулирование (свобода предпринимательства, свобода
труда, монетарная свобода); 4) открытые рынки (свобода торговли, свобода инвестиций, финансовая свобода). Эти индикаторы получают, используя 50 наборов разнообразных данных экономического, финансового, законодательного и
административного характера. Таким образом, в абсолютно свободной экономике в итоге должно получиться 100 баллов, а там, где свободы нет в принципе,
соответственно, ноль. Все страны мира разделены на 5 условных групп в соответствии с рейтингом по индексу экономической свободы: со свободной экономикой (80–100), с преимущественно свободной экономикой (70–79,9), с умеренно свободной экономикой (60–69,9), с преимущественно несвободной экономикой (50–59,9), с несвободной экономикой (менее 50). Составители индекса
считают, что между свободой экономики и успешностью ее развития есть взаимосвязь, которую можно наблюдать благодаря данному исследованию.
10
В 2019 г. исследование охватило 186 стран мира, однако количественные
оценки получили только 180 (ряду стран аналитики не смогли присвоить оценки,
сославшись на недостаток информации). В соответствии с докладом 2019 г. среднемировое значение ИЭС выросло составило 60,8 балла, что является самым высоким показателем за всю историю наблюдений. Гонконг получил 90,2 балла,
также к числу стран со свободной экономикой отнесены Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, Австралия, Ирландия. Таким образом, лишь 6 странах, набравших более 80 баллов, по мнению экспертов, созданы комфортные и благоприятные условия для функционирования бизнеса, а закон максимально защищает
частную инициативу и предпринимательскую деятельность. В группу преимущественно свободных стран, занесены 29 государств (Великобритания, Канада,
Объединенные Арабские Эмираты, Тайвань, Исландия, США, Нидерланды, Дания и др.). Всего 59 стран отнесены к странам с умеренно свободной экономикой.
Остальные 86 стран получили оценку ниже 60 баллов и отнесены к странам с
преимущественно несвободной или несвободной экономикой5.
Россия отнесена к группе преимущественно несвободных стран, получивших от 50 до 60 баллов. За последний год РФ продвинулась со 107 на 98 позицию
в рейтинге, набрав 58,9 пунктов. Ее соседями в группе государств с преимущественно несвободной экономикой – Молдова и Намибия. Из числа стран бывшего СССР наиболее свободные экономики созданы и функционируют в Эстонии (15 место), Грузии (16), Литве (21) и Латвии (35). По оценке экспертов, РФ
достигла определенного прогресса благодаря улучшению ситуации в сфере монетарной политики и прав собственности. Вместе с тем, противостояние России
с Западом усилило статистические, националистические и протекционистские
тенденции, задержав переход России от централизованной плановой экономики
к рыночной. Реформы подчинились императивам политической стабильности.
Крупные государственные учреждения и неэффективный государственный сек-
5
Highlights of the 2019 Index Economic Freedom. URL: https://nonews.co/wp-content/uploads/2019/ (дата обращения: 18.01.2020).
11
тор доминируют в экономике. Судебная система уязвима для коррупции, а слабая защита прав собственности подрывает перспективы оптимального долгосрочного экономического развития. Составляющие ИЭС и их значения для РФ
за 2019 г. приведены в табл. 10.16.
Таблица 10.1
Составляющие индекса экономической свободы в РФ за 2019 год
Составляющая ИЭС
Балльная оценка
Права собственности
52,4
Свобода от коррупции
36,6
Эффективность судебной системы
45,1
Свобода предпринимательства
78,4
Свобода труда
52,5
Монетарная свобода
65,1
Расходы правительства
62,3
Налоговое бремя
89,4
Фискальная свобода
86,6
Свобода торговли
77,8
Свобода инвестиций
30,0
Финансовая свобода
30,0
Таким образом, РФ имеет высокие позиции по таким составляющим, как
свобода торговли, налоговое бремя, фискальная свобода и свобода предпринимательства, однако экономическая свобода недостаточна, так как высокие показатели в значительной степени нивелированы низким уровнем свободы инвестиций, финансовой свободы и свободы от коррупции.
В числе несвободных стран, где экономические свободы подавляются и
чей индекс экономической свободы не превысил 50 баллов, последние места в
списке достались Кубе, Венесуэле и Северной Корее. Характеризуя Северную
Корею, эксперты указывают, что в этой стране совершенно отсутствуют свобода
бизнеса, свобода инвестирования, свобода торговли, финансовая свобода. Все
аспекты деловых операций контролируются государством, не существует независимой судебной системы и даже такого понятия, как частная собственность.
6
Индекс экономической свободы: какой у России?. URL: https://zen.yandex.ru/media/openjournal/indeksekonomicheskoi-svobody (дата обращения: 18.01.2020).
12
Многие экономические показатели Северной Кореи вообще не могут быть измерены, так как международным организациям не разрешено собирать информацию в этой стране.
Ведущие американские политологические институты, общественная организация Американский Фонд Мира (The Fund for Peace) и влиятельный американский журнал Foreign Policy, публикуют экспертный рейтинг несостоятельности государств мира (Fragile States Index), который отражает способность (или
неспособность) властей контролировать целостность территории, демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Индекс несостоятельности государств выпускается с 2005 г. под названием The Failed States
Index, который позже переименован в индекс хрупкости государств (The Fragile
States Index). В процессе подготовки данного индекса все страны, охваченные
исследованием, анализируются с помощью системного инструмента оценки конфликтов (Conflict Assessment System Tool). Анализ проводится на основании двенадцати критериев несостоятельности (хрупкости) государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и военно-политические. Для общей оценки состояния страны эксперты подвергают анализу способность пяти
ключевых государственных институтов – политического руководства, армии, полиции, судебной системы и гражданских служб – обеспечить безопасность государства и его граждан. Оценивается свыше 100 показателей, в течение года анализируются информационные материалы, размещенные в открытых источниках
и подсчитывается количество негативных и позитивных оценок по всем индикаторам. Затем эксперты анализируют всю совокупность информации для каждой
страны и рассчитывают итоговый индекс по шкале от 0 (наивысшая степень стабильности – максимально низкие риски и угрозы) до 10 (наименьшая степень
стабильности – максимально высокие риски и угрозы) с использованием десятых
долей. Общий результат – сумма всех показателей (максимальная – 120 баллов)
определяет рейтинг. Таким образом, крайне нестабильное государство теоретически может набрать 120 баллов, однако до этого пока не дошло. В исследовании
13
178 стран в 2019 г. Йемен, занявший верхнюю строчку в этом сомнительном первенстве, получил 113,5 баллов. В первую пятерку рейтинга самых несостоятельных стран также вошли Сомали, Южный Судан, Центральноафриканская Республика, Сирия. В 31 стране мира отмечен критический уровень хрупкости государства. В целом, лидером неблагополучия среди регионов мира по-прежнему
остается африканский континент. Во многих странах идут боевые действия, экономическая ситуация близка к катастрофической, а население живет в крайней
нищете. Опасный уровень хрупкости у стран, занявших места с 32 по 119. Россия
вошла в эту группу (73 место), улучшив свои позиции по сравнению с предыдущим периодом. Соседи России по рейтингу – Индия и Алжир. К факторам, которые негативно влияют на позицию России, эксперты относят политическую нестабильность, неравномерность экономического развития, неэффективную работу государственных структур, высокую степень криминализации общества, а
также усиливающееся давление на гражданское общество. Страны с низким
уровнем хрупкости занимают рейтинги со 120 по 160 (Япония, Франция, США,
Великобритания и др.). Государства группы отсутствия риска заняли места со
161 по 178, они считаются самыми стабильными и наиболее подходящими для
нормальной человеческой жизни. В данном рейтинге самой благополучной страной уже седьмой год подряд считается Финляндия, которая вместе с Швейцарией, Данией, Норвегией, Австралией образует группу лидеров. Все эти страны
имеют сильные социально-экономические показатели, развитые общественные
институты, высокий уровень качества государственных услуг, уважения прав человека и верховенства закона7.
Несмотря на уменьшение числа межгосударственных конфликтов за последние годы, в мире растет количество линий политической нестабильности, а
ряд государств находится на пороге деградации институтов власти. По оценкам
экспертов, более двух миллиардов человек живут в нестабильных государствах,
балансирующих на грани экономического и политического кризиса. Кроме того,
7
Рейтинг самых слабых государств мира. URL: https: //nonews.co/directory/lists/countries/fragile-states-index
(дата обращения: 18.01.2020).
14
неблагополучные государства являются не только угрозой для сопредельных
стран и регионов, но и угрозой для окружающей среды, так как существует сильная корреляция между стабильностью государства и устойчивостью экологической системы. Рейтинги хрупкости могут использоваться правительствами для
анализа проблемных моментов в политике и разработки стратегий для уменьшения вероятности возникновения конфликтов.
15