Основные этапы проведения генерации при использовании НФЭМ. Метод «мозговая атака»
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Основные этапы проведения генерации при использовании НФЭМ
При рассмотрении сущности разновидностей метода «мозговая атака» происходит разделение во времени процессов генерации идей, критического их анализа и конструкторской проработки выбранных идей.
В соответствии с таким разделением можно выделить следующие этапы:
I. Организационный
Основная задача данного этапа — подготовка к проведению коллективного обсуждения проблемы методом «мозговая атака».
Этап начинается с выявления и четкого определения проблемы, которую предполагается вынести на обсуждение. Обязательным условием при этом является выбор для каждой сессии «мозговой атаки» только одной проблемы (самой сложной или самой важной на данный момент времени для фирмы), ибо в противном случае Внимание группы будет рассеиваться между несколькими одновременно решаемыми задачами, в силу чего возникнет хаотичность и разброс мыслей. Кроме того, возникнет сложность с выбором ведущего «мозговой атаки», так как разным руководителям интересны различные проблемы. В результате всего этого вероятность нахождения оптимального решения в значительной степени снижается. Возможно назначение 2-х ведущих:
-процедурного ведущего, задача которого в обеспечении комфортной обстановки при обсуждении и соблюдении правил генерации( отсутствие критики и т.д.);
-проблемного ведущего, задача которого дать ориентировку по исследуемой проблеме и следить за содержанием хода обсуждения.
После выбора проблемы и определения ведущего приступают к формированию групп. Опыт показывает, что оптимальная численность группы колеблется от 5 до 9 человек (правило «семь плюс/минус два»).
В процессе «мозговой атаки» принимают участие три группы участников:
-генераторы.
Задача этой группы — выдвижение возможно большего количества новых, оригинальных идей, использование необычных аналогий. Генераторы должны быть оптимистичны, иметь развитое художественное мышление. Желательно, чтобы они в какой-то степени были бы дилетантами в данной области, так как узкие специалисты, как правило, «зациклены» на своем предмете и с трудом могут выйти за его рамки;
-аналитики
Данная группа, как правило, состоит из двух подгрупп: синтетиков и критиков. Основные функции синтетиков — выявление «рациональных зерен» в предлагаемых генераторами идеях, анализ и синтез их, прогнозирование возможных последствий; зачача критиков – проверка идей на реализуемость;
-конструкторы
Их задача — доведение выбранных идей до конкретного уровня — уровня проекта.
II. Этап генерации
Организация и проведение данного этапа являются наиболее сложными и ответственными моментами при применении метода «мозговая атака».
Генерация идей — творчество высшего порядка, поэтому для членов данной группы должны быть созданы непринужденная обстановка и комфортные условия (удобная мебель, оптимальный температурный режим, соответствующий световой или музыкальный фон, прохладительные напитки или кофе и т. д.). Однако комфортность не должна быть чрезмерной, ибо это, как правило, расслабляет людей, снижая их творческий потенциал. Для обеспечения непринужденности кресла или стулья рекомендуется расставлять по кругу, что устраняет ощущение наличия «президиума» и «галерки» и приводит к созданию неофициальной обстановки.
В начале данного этапа ведущему следует четко представить и сформулировать для участников сессии выдвинутую для обсуждения проблему, охватив при этом вопросы, связанные с анализом возникшей ситуации, оценкой степени напряженности проблемной ситуации, сущности и квалификации данной проблемы. В результате проведения такой работы у участников генерации создается полное представление о проблеме и намечаются пути ее разрешения.
Чтобы не нервировать и не отвлекать участников группы, запись всех предложений рекомендуется производить на скрытый магнитофон.
Участники должны соблюдать правила генерации и ни в коем случае не обращаться к ведущему за поддержкой, так как он все равно до окончания сессии не имеет права на публичную оценку.
Ведущий должен находиться в «тени», в общем кругу, не вмешиваясь в ход обсуждения. Однако, как и любой участник, он может выдвигать свои идеи (как правило, ему целесообразно это делать в тот момент, когда поток идей начинает иссякать или участники «зациклились» на том или ином варианте).
В этом случае он должен дать новый импульс к генерации идей, вовремя «подтолкнуть» группу к новым путям решения.
После окончания данного этапа. все высказывания расшифровываются, переносятся на бумагу (без указания авторства, чтобы избежать на последующем этапе влияния «фактора предвзятости»), группируются и направляются в группу аналитиков.
III. Аналитический этап
Вначале работает подгруппа синтетиков, которая «совмещает» в одной системе предложения, а также классифицирует и обобщает полученные идеи, сводя все их многообразие к небольшому их количеству. При этом отмечаются наиболее перспективные, в максимальной степени отвечающие требованию полноты выполнения условий задачи решения.
После окончания работы синтетиков к делу приступает подгруппа критиков. Ее задача — «разгромить» предложенные идеи с различных позиций: логической, внедренческой, социальной и т. п., а также определить техническую и, самое главное, экономическую целесообразность их реализации.
В связи с тем, что критика должна быть конструктивной и не затрагивать личности генерировавших идеи, чтобы, как уже отмечалось выше, избежать влияния «фактора предвзятости», члены подгруппы критиков рассматривают обезличенные идеи (то есть им неизвестен состав той группы генераторов, которая их разработала).
IV. Конструктивный этап
Основная задача этапа — детальная проработка идеи, доведение ее до конкретного технического проекта.
Принципы генерации идей
Успех проведения неформально-эвристических методов зависит от соблюдения двух главных принципов.
Первый из них лежит в области теории синергетики (синергизм, синергия от греч. synergeia - сотрудничество, содружество). Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет интерактивного эффекта, большая степень взаимодействия приводит к «перекрестному опылению», так что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.
Второй принцип состоит в том, что если участники совещания находятся в состоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей.
В основу неформально-эвристических методов положен креативный процесс
Алекс Осборн подразделял креативный процесс на следующие этапы:
1. ориентация: определение конкретной цели;
2. подготовка: сбор необходимой информации;
3. анализ: классификация имеющихся данных;
4. фильтрация: отсев лишних вариантов идей;
5. инкубация - временная пауза, стимулирующая приход озарения;
6. синтез: объединение «фрагментов мозаики»;
7. оценка: критическое суждение о полученных идеях
Наиболее важным этапом креативного процесса выступает инкубация, следует учитывать, что в процессе генерации должны предлагаться новые идеи. Поэтому ведущий на этапе ориентации задает креативный диапазон.
Нижняя граница – беспроигрышная ставка представляет собой перечень вариантов ликвидации проблемы, которые уже известны, их сразу озвучивает ведущий, чтобы генераторы к ним не возвращались;
Верхняя граница - Экстремальный диапазон задается объемом ресурсов, которые можно использовать для ликвидации проблемы.
Креативный диапазон имеет особое значение при применении метода синектика.