Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные аспекты философии современного образования

  • 👀 479 просмотров
  • 📌 418 загрузок
  • 🏢️ Институт педагогики РГПУ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные аспекты философии современного образования» ppt
ФИЛОСОФИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Шурилова Т.Б., канд.пед.наук, доцент кафедры теории и истории педагогики Института педагогики Тема 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рубеж XIX – XX веков Оф ормление множ ест венны х « Педагогик» (основны х моделей педагогических концепций) + Оф ормление государственны х сист ем образования Поиск смы слов, реф лексия Рож дение ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ 05.09.22 3 Рубеж XIX – XX веков Философ ская реф лексия в педагогике « … последнее слово философ ов – педагогика» Д. Вильгельм Дильтей 05.09.22 Сергей Иосиф ович Гессен « Основы педагогики. Введение в прикладную ф илософ ию» (1923 год, Берлин, переиздана в России в 1995 году) 4 Оформление Философии образования как области знания Запад - 40-е гг. Х Х века Колумбийский университ ет (США) – ф илософ ское общест во: •Исследование философских проблем образования; •Налаживание сотрудничества между философами и теоретиками педагогики; •Подготовка учебных курсов по ФО; •Подготовка специалистов по ФО; •Философская экспертиза образовательных реформ, образовательных программ и т.д. 05.09.22 5 Оформление Философии образования как области знания Россия - 90-е гг. Х Х века •Межвузовский центр по философии образования (Москва); •Межвузовский центр по философии и методологии гуманитарного образования (Новосибирск); •Кафедра философии и методологии современного образования (Москва); •Научно-исследовательский институт философии образования (Новосибирск); •Кафедра философии образования философского факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. 05.09.22 6 Рождение Философии образования Россия – причины акт уализации •Системный кризис образования; •Осмысление роли образования в развитии общества; •Процессы реформирования образования; •Изменение образовательной парадигмы; •Плюрализм научно-педагогических концепций; •… 05.09.22 8 Предмет Философ ии образования 1. Исследование сф еры образования как: •Феномена; •Инструмента; •Института культуры и общества. 2. Исследование образовательной деятельност и, как одного из видов духовной деятельности, необходимой для формирования и развития субъектов культуры, носителей и создателей знаний, смыслов, идей и ценностей, способных действовать в обществе. 05.09.22 9 Проблемное поле Философ ии образования 1. Сущность образования как феномена (его роль в обществе и культуре) 2. Структура образования (система) 3. Динамика образования (история развития, закономерности развития, кризисные моменты в истории образования, сущность процессов реформирования…) 4. Образование как целенаправленная деятельность «педагогов» (философские основания профессионально-педагогической деятельности) 05.09.22 10 Основны е понят ия Философ ии образования • Образование (цели, ценности, процесс, результат) • Социокультурный тип образования • Идеал образованности • Образовательная парадигма • Философская культура педагога 05.09.22 сущность, 11 Категории педагогики Образование – •зафиксированное достижение уровня культуры, общих или профессиональных знаний, достигнутого в процессе обучения (результат); •деятельность, направленная на такое достижение (процесс); •система учебных, научных и мето­дических органов и учреждений, его обеспечивающая (система обра­зования) ШКОЛА – « зеркало» общест ва, его « лакмусовая бумаж ка» и « гарант его будущего» «В школе та же дисциплина, те же правила и обязанности, те же поощрения и наказания, тот же тип отношений, что и в обществе» (Эмиль Дюркгейм) «Образование – это самая рабочая часть культуры» (И.Я. Лернер) «Педагоги – это кровь общества» (В. Тендряков)13 05.09.22 Идеал образованности Социально значимые представления о наиболее желательных результатах образования (про реформы) •Определяется социальными потребностями и ожиданиями •Его достижение – главная цель образования 05.09.22 14 Идеал образованност и Средневековья Человек Творение Бога Христианская монопедагогика (учение Отцов Церкви) Представитель социального слоя Множественны е педагогики (в зависимости от принадлежности к социальному слою ) Научная парадигма - ??? Paradeigma (лат.) – мерило, образец, строй мысли. Томас Кун. Структура научных революций (60-е гг. ХХ века) Научная парадигма – принятое в научном сообществе конкретной исторической эпохи представление и целях, ожидаемых результатах, нормах и правила осуществления научной деятельности. Педагогическая парадигма - ??? принятое в научно-педагогическом сообществе конкретной исторической эпохи представление и целях, ожидаемых результатах педагогического процесса, предопределяющих его выстраивание и характер педагогического взаимодействия между субъектами. Парадигма • Очерчивает круг педагогических проблем, имеющих главный смысл и актуальность, • Описывает принятые образцы научного решения проблем, • Устанавливает допустимые методы решения этих проблем, • Определяет границы результатов, которые должны быть получены при решении 05.09.22 18 Смена парадигм – эт о смена определенной социокульт урной т радиции, т о есть социокульт урного типа образования СССР - РФ 05.09.22 19 Педагогические парадигмы… «термины» и ключевые характеристики Традиционная – Нетрадиционная Формирования – становления (развития) Технократическая - гуманитарная Ж изнеспособная личност ь личность, готовая и способная к счастливой жизни успешной самореализации в обществе и культуре Идеал: Образование готовит человека к этому Задание 1. 05.09.22 21 Философ ская культ ура педагога - это стержень общей культуры и важнейшая составляющая его профессиональной деятельности, предопределяющая ее приоритеты и особенности выстраивания Джордж Р. Найт. Философия и образование. Современные теории образования 05.09.22 22 Компонент ы ф илософ ской культ уры педагога 1. Знание основ философии (философия – «родина» педагогики) 2. Понимание смысла, сущности образования вообще и приоритетных направлений развития образования на современном этапе его развития. 3. Способность осознанно определять и обосновывать цели и задачи своей профессиональной деятельности, отбирать в соответствии с ними содержание и способы деятельности. 05.09.22 23 Компонент ы ф илософ ской культ уры педагога 4. Понимание особенностей педагогической науки и пользоваться ее достижениями при выстраивании педагогической деятельности 5. Ориентация в философских основаниях своего учебного предмета 05.09.22 24 «Учитель – это мы слит ель, ощущающий всю полноту возложенной на него священной ответственности за судьбу доверенного и доверившегося ему Человека, за его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, за будущее своей страны и всего Мира, всей человеческой цивилизации» Борис Семенович Гершунский (Философия образования для XXI века. (В поисках практикоориентированных образовательных концепций)» – М.: Изд-во «Совершенство», 1998) 05.09.22 Задание к практ ическому занят ию. Современный учитель – требования??? Спасибо за внимание!
«Основные аспекты философии современного образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot