Основные аспекты философии современного образования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ФИЛОСОФИЯ
СОВРЕМЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Шурилова Т.Б.,
канд.пед.наук,
доцент кафедры теории и
истории педагогики
Института педагогики
Тема 2.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
ФИЛОСОФИИ
СОВРЕМЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Рубеж XIX – XX веков
Оф ормление множ ест венны х
« Педагогик» (основны х моделей
педагогических концепций)
+
Оф ормление государственны х сист ем
образования
Поиск смы слов, реф лексия
Рож дение ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
05.09.22
3
Рубеж XIX – XX веков
Философ ская
реф лексия в педагогике
« … последнее слово
философ ов –
педагогика»
Д. Вильгельм Дильтей
05.09.22
Сергей Иосиф ович
Гессен
« Основы педагогики.
Введение в прикладную
ф илософ ию»
(1923 год, Берлин, переиздана в
России в 1995 году)
4
Оформление Философии
образования как области знания
Запад - 40-е гг. Х Х века
Колумбийский университ ет (США) –
ф илософ ское общест во:
•Исследование философских проблем
образования;
•Налаживание сотрудничества между
философами и теоретиками педагогики;
•Подготовка учебных курсов по ФО;
•Подготовка специалистов по ФО;
•Философская экспертиза образовательных
реформ, образовательных программ и т.д.
05.09.22
5
Оформление Философии
образования как области знания
Россия - 90-е гг. Х Х века
•Межвузовский центр по философии образования
(Москва);
•Межвузовский центр по философии и методологии
гуманитарного образования (Новосибирск);
•Кафедра философии и методологии современного
образования (Москва);
•Научно-исследовательский институт философии
образования (Новосибирск);
•Кафедра философии образования философского
факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.
05.09.22
6
Рождение Философии
образования
Россия – причины акт уализации
•Системный кризис образования;
•Осмысление роли образования в
развитии общества;
•Процессы реформирования образования;
•Изменение образовательной парадигмы;
•Плюрализм научно-педагогических
концепций;
•…
05.09.22
8
Предмет Философ ии
образования
1. Исследование сф еры образования как:
•Феномена;
•Инструмента;
•Института культуры и общества.
2.
Исследование
образовательной
деятельност и, как одного из видов духовной
деятельности, необходимой для формирования
и развития субъектов культуры, носителей и
создателей
знаний,
смыслов,
идей
и
ценностей, способных действовать в обществе.
05.09.22
9
Проблемное поле
Философ ии образования
1. Сущность образования как феномена (его роль
в обществе и культуре)
2. Структура образования (система)
3. Динамика образования (история развития,
закономерности развития, кризисные моменты в
истории образования, сущность процессов
реформирования…)
4. Образование как целенаправленная
деятельность «педагогов» (философские
основания профессионально-педагогической
деятельности)
05.09.22
10
Основны е понят ия
Философ ии образования
• Образование (цели, ценности,
процесс, результат)
• Социокультурный тип образования
• Идеал образованности
• Образовательная парадигма
• Философская культура педагога
05.09.22
сущность,
11
Категории педагогики
Образование –
•зафиксированное достижение уровня
культуры, общих или профессиональных
знаний, достигнутого в процессе обучения
(результат);
•деятельность, направленная на такое
достижение (процесс);
•система учебных, научных и методических
органов и учреждений, его обеспечивающая
(система образования)
ШКОЛА
– « зеркало» общест ва, его
« лакмусовая бумаж ка» и « гарант
его будущего»
«В школе та же дисциплина, те же правила и
обязанности, те же поощрения и наказания, тот
же тип отношений, что и в обществе» (Эмиль
Дюркгейм)
«Образование – это самая рабочая часть
культуры» (И.Я. Лернер)
«Педагоги
– это кровь общества» (В. Тендряков)13
05.09.22
Идеал образованности
Социально значимые представления о
наиболее желательных результатах
образования (про реформы)
•Определяется социальными потребностями и
ожиданиями
•Его достижение – главная цель образования
05.09.22
14
Идеал образованност и
Средневековья
Человек
Творение Бога
Христианская монопедагогика
(учение Отцов Церкви)
Представитель
социального слоя
Множественны е педагогики
(в зависимости от принадлежности к
социальному слою )
Научная парадигма
- ???
Paradeigma (лат.) – мерило, образец, строй
мысли.
Томас Кун. Структура научных революций
(60-е гг. ХХ века)
Научная парадигма – принятое в научном
сообществе конкретной исторической эпохи
представление и целях, ожидаемых
результатах, нормах и правила
осуществления научной деятельности.
Педагогическая
парадигма - ???
принятое в научно-педагогическом
сообществе конкретной исторической
эпохи представление и целях, ожидаемых
результатах педагогического процесса,
предопределяющих его выстраивание и
характер педагогического взаимодействия
между субъектами.
Парадигма
• Очерчивает круг педагогических проблем,
имеющих главный смысл и актуальность,
• Описывает
принятые
образцы
научного
решения проблем,
• Устанавливает допустимые методы решения
этих проблем,
• Определяет границы результатов, которые
должны быть получены при решении
05.09.22
18
Смена парадигм – эт о смена
определенной
социокульт урной т радиции,
т о есть социокульт урного
типа образования
СССР - РФ
05.09.22
19
Педагогические парадигмы…
«термины» и ключевые
характеристики
Традиционная – Нетрадиционная
Формирования – становления (развития)
Технократическая - гуманитарная
Ж изнеспособная
личност ь
личность, готовая и способная к
счастливой жизни успешной
самореализации в обществе и культуре
Идеал:
Образование готовит человека к этому
Задание 1.
05.09.22
21
Философ ская культ ура
педагога
- это стержень общей культуры и важнейшая
составляющая его профессиональной
деятельности, предопределяющая ее
приоритеты и особенности выстраивания
Джордж Р. Найт. Философия и образование.
Современные теории образования
05.09.22
22
Компонент ы ф илософ ской
культ уры педагога
1. Знание основ философии (философия –
«родина» педагогики)
2. Понимание смысла, сущности образования
вообще и приоритетных направлений развития
образования на современном этапе его
развития.
3. Способность
осознанно
определять
и
обосновывать
цели
и
задачи
своей
профессиональной деятельности, отбирать в
соответствии с ними содержание и способы
деятельности.
05.09.22
23
Компонент ы ф илософ ской
культ уры педагога
4. Понимание особенностей педагогической
науки и пользоваться ее достижениями при
выстраивании педагогической деятельности
5. Ориентация в философских основаниях
своего учебного предмета
05.09.22
24
«Учитель – это мы слит ель, ощущающий всю
полноту возложенной на него священной
ответственности за судьбу доверенного и
доверившегося ему Человека, за его духовное,
интеллектуальное и физическое здоровье, за
будущее своей страны и всего Мира, всей
человеческой цивилизации»
Борис Семенович Гершунский
(Философия образования для XXI века. (В поисках практикоориентированных образовательных концепций)» – М.: Изд-во
«Совершенство», 1998)
05.09.22
Задание к практ ическому
занят ию.
Современный учитель –
требования???
Спасибо за внимание!