Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Основное электрооборудование лифтов.
Совокупность электрических машин, электрической аппаратуры, приборов и электропроводки, используемых в лифтовых установках - все это оборудование лифтов.
Приведение в действие лифта, т. е. подъем или спуск кабины с грузом или пассажирами, выполняет электрический привод, который состоит из двигателя или из нескольких электрических машин. Электропривод преобразует электрическую энергию, потребляемую из сети, в механическую энергию движения кабины.
Управление электроприводом лифта, т. е. его включение и отключение, изменение направления движения, изменение скорости при разгоне и замедлении кабины, производится с помощью аппаратуры управления.
В современных лифтах на долю человека (пассажира, провод ника или лифтера) приходится минимальная часть обязанностей по их управлению, в то время как большая часть операций управления осуществляется автоматически при помощи оборудования лифтов. В пассажирских лифтах, например, участие пассажира в управлении лифтом сводится к простейшему нажатию двух или даже одной кнопки. Поэтому электрооборудование лифта включает также аппаратуру автоматического управления, которая осуществляет такие операции управления, как вы бор направления движения кабины, снижение скорости при подходе кабины к уровню этажа, остановка кабины на заданном уровне, попутная остановка по вызовам, открывание и закрывание дверей и др.
Устройство лифта должно быть таким, чтобы его эксплуатация была безопасной как для пассажиров, так и для обслуживающего персонала. Безопасность работы лифта обеспечивают с помощью средств автоматической защиты и блокировок, которые включают в себя и механические, и электрические устройства. Поэтому одним из важных назначений электрического оборудования лифтов является создание безопасных условий работы лифта.
Современный лифт для удобства пользования им оборудован средствами автоматической сигнализации, большей частью световой. Например, в любом лифте устанавливают световую сигнализацию занятости лифта. На пассажирском лифте часто устраивают сигнализацию о месте нахождения кабины и т. д.
Электрические машины и аппараты лифта находятся в различных местах: в машинном помещении, в шахте и кабине. Для электрической связи отдельных аппаратов между собой применяют электропроводку, занимающую довольно важное место в комплексе оборудования лифтов. Особенно трудно осуществлять электрическую связь между аппаратами кабины и неподвижными аппаратами, расположенными в шахте и в машинном помещении. В большинстве случаев эту связь осуществляют с помощью гибкого подвесного кабеля.
Для нормальной эксплуатации лифта необходимо предусматривать освещение кабины, представляющее собой составную часть всего электрооборудования лифта. Освещение же этажных площадок, машинного помещения и т. п. выполняют по проекту освещения всего здания, в котором работает лифт.
Основными требованиями, предъявляемыми к лифтам, являются безопасность работы, надежность, плавность разгона, движения и торможения, точность остановки кабины, малошумность работы и недопущение помех радиоприему и телевидению. Эти требования следует соблюдать как при проектировании и изготовлении лифтов, так и при их монтаже и эксплуатации. Надежная и безопасная работа лифтов зависит от качества изготовления и эксплуатации механической части и оборудования лифтов, поскольку лифт является единым электромеханическим агрегатом.
Безопасность работы лифта, особенно лифта, не перевозящего людей, является основным требованием. При работе лифт, возможно появление некоторых аварийных ситуаций, которые могут быть причиной несчастных случаев. К ним относятся обрыв каната (либо элементов подвески) кабины или противовеса, превышение скорости кабины выше допустимой, произвольны и лифта, перегрузка кабины, пуск лифта при открытых дверях шахты, кабины, приямка и помещения верхних блоков, подъем кабины выше или опускание ниже нормальных верхнего и нижнего положений, ослабление натяжения канатов ограничителя скорости, повреждение изоляции проводов или случайное прикосновение к токопроводящим элементам.
Кабина перемещается вдоль вертикальных направляющих. Кабина подвешена к канатам, огибающим канатоведущий и направляющий шкивы приводной электрической лебедки. На концах каната укреплен противовес, движущийся по направляющим. Масса противовеса равна сумме массы кабины и (0,42 - 0,5) массы груза (или половине наиболее вероятной нагрузки кабины).
Аппараты управления лифтов
Этажные переключатели предназначены для коммутации цепей управление движением. Они регистрируют положение кабины, автоматически выбирают направление движения ("верх" или "низ") и дают команду на отключение электропривода при остановке. Конструктивно это трехпознцнонные рычажные переключатели (путевые командоаппараты) на три положения (1-0-2), имеющие подвижные (на рычаге) к неподвижные (на корпусе) контакты.
Этажные переключатели устанавливаются в шахте на уровне этажа, а на кабине — фасонная отводка, которая действует на рычаг этажного переключателя.
При ходе кабины "вверх" поворотом рычага замыкается одна группа неподвижных контактов, а "вниз"— другая. Когда кабина находится на уровне этажа, этажный переключатель находится в нейтральном положении "О", а неподвижные контакты разомкнуты.
Переключатели скорости предназначены для подачи импульса на снижение скорости перед остановкой кабины. Применяются в быстроходных лифта с электроприводом двухскоростного исполнения. Они построены по принципу действия этажных переключателей, но конструктивный вид имеют другой. Переключатели скорости устанавливаются в стволе шахты комплектно выше и ниже этажа на расстоянии от 0,5 до 0,6 м.
Рычажные переключатели предназначены для управлении грузовыми лифтами с проводником. Конструктивно это трехпозицнонные рычажные переключатели с самовозвратом рукоятки в нейтральнее положение ("верх"-0-"низ"), установленные в кабине. Поворотом рукоятки выбирается направлен не движения, что достигается замыканием пары неподвижных контактов. При отпускании рукоятки контакты размыкаются и двигатель останавливается (отключается). Рычажные переключатели одновременно используется как конечный выключатель в крайних положениях кабины. Это достигается действием на ролик рычага специальных направляющих в стволе шахты.
Индуктивные датчики предназначены для применения в быстроходных лифтах. Схема таких датчиков на переменном и выпрямленном токе показана на рис. 2.
Рис. 2. Принципиальная электрическая схема индуктивных датчиков на переменном (а) и выпрямленном (б) токе
В стволе шахты устанавливается П-образный шихтованный магнитопровод из стали 3, а на кабине стальная скоба 4 представляющая собой магнитный шунт. На магнитопроводе находится катушка с обмоткой 2 к которой подключается реле управления 1 непосредственно или через выпрямитель Вп. При уходе скобы (магнитопровод размыкается) индуктивное сопротивление катушки мало, что обеспечит срабатывание реле управления. Если стальная скоба перекрывает магнитопровод, резко возрастает индуктивное сопротивление катушки и реле отпускает.
Надежность и четкость срабатывания реле управления обеспечена включением емкости С параллельно катушке, которая выбирается из условия получения близкого к резонансу токов режима. Применение выпрямителя для питания реле управления повышает надежность срабатывания магнитной системы реле.
Кроме того, в путевых датчиках нашли широкое применение устройства с герметичными контактами (герконы). Применение индуктивных датчиков устраняет такие недостатки этажных переключателей и переключателей скорости, как шумность и радиопомехи, возникающие при работа контактных устройств.
Магнитная отводка - это электромагнитное устройство, устанавливаемое на кабине и контролирующее работу замков дверей шахты. Упор магнитной отводки соединен с якорем электромагнита отводки. При нахождении кабины на этаже электромагнит отводки обесточен, упор под действием пружины отводит защелку замка двери шахты, позволяя ее открыть.
При движении электромагнит отводки под питанием — защелка введена, что запрещает открытие двери. Такие защелки применяются в лифтах старой конструкции (или модернизированных) с ручным приводом дверей шахты.
Электроприводом должна обеспечиваться:
- реверсивная работа,
- жесткость механической характеристики,
- плавность пуска и торможения при условии, что ускорение и замедление не превышают допустимых значений,
- минимальное время переходных процессов,
- точность остановки кабины на уровне пола этажа,
- режим работы—повторно-кратковременный или длительный.
Рекомендуется устанавливать на;
•тихоходные лифты — АД с короткозамкнутым ротором или фазным ротором,
• быстроходные — АД двухскоростные, обеспечивающие понижение скорости при остановке или с фазным ротором, в случае ограниченной мощности сети,
• скоростные — систему «Г—Д» с магнитными, электромашинными или тиристорными усилителями для литания обмотки возбуждения генератора,
• высокоскоростные — систему «ТП-Д», наиболее перспективную и обеспечивающую наиболее оптимально законы управления.
Автоматика лифтов
Основным отличием работы лифтов и подъемников является их многопозиционность, выражающаяся в том, что механизмы могут занимать большое число фиксированных положений. Поэтому после каждой остановки приходится решать логическую задачу о выборе последующего перемещения. Решение этой задач в настоящее время осуществляется с помощью логических микросхем и микропроцессоров. Перед схемой управления лифтами ставятся следующие задачи: контроль положения кабины в шахте, автоматический выбор направления движения, определение времени начала торможения, точной остановки кабины на этаже, автоматического открывания и закрывания дверей и защиты электроприводов и лифта.
Командные сигналы, задающие программу движения кабины, разделяются на два типа: "приказы", поступающие из кабины, и "вызовы", поступающие с этажных площадок. Команды подаются кнопками, расположенными соответственно в кабине и на этажных площадках. В зависимости от реакции на команды и способы их отработки различаются схемы раздельного и собирательного управления. При раздельном принципе управления схема воспринимает и отрабатывает только одну команду и во время ее выполнения не реагирует на другие приказы и вызовы.
Такая схема наиболее проста в реализации, но ограничивает возможную производительность лифта и поэтому применяется лишь для лифтов жилых домов высотой до девяти этажей с относительно небольшим потоком пассажиров. При собирательном принципе управления схема воспринимает одновременно несколько команд и выполняет их в определенной очередности, обычно в порядке следования этажей.
Основой системы управления лифтами является поэтажный тактовый опрос. Тактовый опрос может быть маятниковым, когда опрос производится в двух направлениях, снизу вверх и сверху вниз и одного направления, например, только сверху вниз. Чаще применяется маятниковый опрос.
Принципиальная электрическая схема пассажирского быстроходного лифта
Назначение. Для пуска, управления и защиты приводного АД лифта.
Основные элементы схемы.
Д ЭмТ — приводной АД с КЗ-ротором, двухскоростной и электромагнитный тормоз с раздельным питанием.
KB, КН— контакторы «верх» и «низ», реверсирующие.
КБ, КМ — контакторы большой и малой скорости.
Примечание — КМ имеет пристроенное маятниковое реле времени РВ, для контроля времени торможения Д при переходе с большой на малую скорость.
КО, МО — контактор отводки и электромагнит отводки, для контроля замков дверей шахты.
Примечание— Магнитная отводка — электромагнитное устройство, установленное на кабине. Якорь МО имеет упор с пружиной. Если лифт находится на этаже, МО без питания и защелка двери шахты отводится упором под действием пружины, что позволяет открыть дверь. При движении кабины МО под напряжением — запрет на открытие двери.
Такие отводки применяются в лифтах старой конструкции с ручным приводом дверей шахты.
КУ — контактор управления, для шунтирования Яд по истечении времени генераторного торможения Д
КТ— контактор тормоза.
РЭ — реле этажные, по количеству этажей (9).
ВКДК, ВКДШ, ВКЛ, ВКК — выключатели контактные дверей кабины, дверей шахты, устройства ловителей, канатов (при обрыве или ослаблении).
ВКП — выключатели контактные пола кабины.
ВК — выключатель конечный, для ограничения перемещения кабины вверх.
ВБ — выключатель безопасности, отключается при ревизии и наладке.
ВП — выключатель питания цепей управления.
Органы управления.
Кн.К, Кн.В — кнопки кабины и вызова (на этажах).
ПСН, ПСВ, ПЭ — переключатели скорости низа и верха, этажные.
Примечание — Все переключатели трехпозиционные, рычажные, устанавливаются в стволе шахты ниже (ПСН) н выше (ПСВ) этажа на 0,5 м. Предназначены для информации о положении кабины (ПЭ) н для подачи импульса на снижение скорости ее (ПСН, ПСВ). При нахождении кабины вверху — замкнуты верхние контакты. При опускании кабины подвижные контакты переводятся вниз. При нахождении кабины на уровне этажа ПЭ переводятся в среднее положение.
Режимы работы.
Полуавтоматический—от Кн.К, Кн.В, ПСН, ПСВ, ПЭ.