Основания возникновения права пользования недрами
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №4
Основания возникновения права пользования недрами
План лекции
1 Основания возникновения права пользования участками недр
2 Конкурсы или аукционы
3 Переход права пользования участками недр
4 Рациональное использование и охрана недр
5 Застройка площадей залегания полезных ископаемых
6 Консервация и ликвидация предприятий недропользования
7 Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недр
8 Лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.
1 Основания возникновения права пользования участками недр
Правовые основания предоставления прав пользования недрами в Российской Федерации были закреплены в федеральном законодательстве (Закон РФ «О недрах») в 1995 году посредством включения специальной статьи 101 «Основания предоставления права пользования недрами» в ранее действующую редакцию названного Закона
Основание возникновения права пользования участками недр:
1. Решение правительства РФ;
2. Решение ФОУГН или его территориального органа;
3. Решение комиссии, созданной ФОУГН;
4. Решение конкурсной или аукционной комиссии;
5. Решение органов власти субъектов РФ;
6. Государственный контракт на проведение регионального геологического изучения по результатам конкурса по размещению заказа за счет средств госбюджета;
7. Вступившее в силу Соглашение о разделе продукции;
8. Переход права пользования по основаниям, установленным законом «О недрах».
Форма предоставления права пользования участками недр
1. На основании конкурса или аукциона (в соответствии с Законом РФ «О недрах»);
2. На бесконкурсной основе (в соответствии с Законом РФ «О недрах»);
3. На основе конкурса (тендера, торгов) в соответствии с ФЗ от 21.06.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
2 Конкурсы или аукционы
В соответствии с Законом РФ «О недрах» существует три формы предоставления участков недр в пользование: безконкурсная, конкурсная, аукционная.
Проведение конкурсов и аукционов по предоставлению в пользование участков недр в пользование регламентируется статьей 13.1 Закона РФ «О недрах».
Проведение аукционов и конкурсов – это государственная услуга, с целью ее детальной регламентации в развитие статьи 13.1 ЗоН приказом Минприроды России от 17.06.2009 №156 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 05.08.2009 №14476).
3 Переход права пользования участками недр
Одним из оснований возникновения права пользования участком недр является переход права пользования.
Переход права осуществляется по основаниям, которые сформулированы в статье 17.1 Закона РФ «О недрах».
Право пользования участком недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть предано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, статьёй 17.1 Закона РФ «О недрах» или иными федеральными законами.
В соответствии со статьёй 17.1 Закона РФ «О недрах» право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях:
1) Реорганизация юридического лица – пользователя недр путем его преобразования – изменения его организационно-правовой формы;
2) Реорганизация юридического лица – пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством РФ;
3) прекращение деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством РФ при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ;
4) реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством РФ, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр;
5) юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при определенных условиях
Право пользования участком недр передается: основным обществом его дочерним обществам; дочерним обществом основному обществу; дочерним обществом другому дочернему обществу основного общества пи соблюдении условий, что общество, которому переходит право:
1. Создано в соответствии с законодательством РФ;
2. Соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством РФ; условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком НДР, условиям лицензии на пользование участком недр;
3. Обществу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка;
4. Приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», имущества предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии: Приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством РФ; Отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством РФ о недрах.
5 Рациональное использование и охрана недр
Это один из основных принципов недропользования в РФ.
Рациональное использование недр – это система требований, реализация которых обеспечивает полное и комплексное использование ресурсов недр для удовлетворения материальных потребностей общества.
Комплексное использование недр – элемент рационального недропользования, предлагающий извлечение из недр как основных, так и попутных компонентов.
В Закон РФ «О недрах» вопросам рационального использования и охране недр посвящен Раздел 3.
Рациональное использование и охран недр – это комплекс правовых, экономических, экологических, технических и технологических мер по обеспечению наиболее полного использования ресурсов недр и находящихся в них ПИ в целях удовлетворения экономических потребностей страны, обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и на возмещение причиненного в процессе пользования недрами здоровью и имуществу граждан.
В статье 23 Закона «О недрах» определены основные требования по рациональному использованию и охране недр:
1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (предоставление участков недр в пользование только через систему лицензирования);
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (ведение государственного баланса запасов, государственного кадастра месторождений и проявлений, государственная регистрация геологоразведочных работ и участков, обеспечение передачи в госфонды геологической информации);
3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (реализация государственных программ геологического изучения как за счет гос.средств, так и за счет средств недропользователей);
4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
5 Застройка площадей залегания ПИ
Законодательно установленный порядок получения разрешения на строительство объектов на земельном участке под которым находятся ПИ.
Разрешение на застройку выдается Федеральным агентством по недропользованию или его территориального органом на основании лицензии на право пользования недрами и проекта проведения строительных работ.
Требования к застройке площадей залегания содержаться в статье 25 Закона РФ «О недрах».
1. Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения ФОУГФН или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
2. Застройка площадей залегания ПИ, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения ФОУГФН или его территориального органа только при условии обеспечения возможности извлечения ПИ или доказанности экономической целесообразности застройки.
6 Консервация и ликвидация предприятий недропользования
Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых – важнейший элемент обеспечения рационального использования и охраны недр.
Основные положения по ликвидации и консервации предприятий содержаться в статье 26 Закона РФ «О недрах».
1. Предприятия по добыче ПИ и подземные сооружения, не связанные с добычей ПИ, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
2. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет всю ответственность, возложенную на него законодательством о недрах.
3. При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
4. При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.
5. Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемы считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.
6. Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр.
7. Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции (СРП), осуществляются за счет средств создаваемого инвестором ликвидационного фонда.
Порядок ликвидации и консервации скважин устанавливается Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 22 мая 2002 года №22.
7 Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недр
Безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами – это система требований, реализация которых обеспечивает состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от аварий и инцидентов при производстве работ, связанных с пользованием недрами.
Основные требования по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами:
1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование;
2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;
4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;
5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;
6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;
7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;
8) осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;
9) управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках;
10) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.
Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности.
Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов.
8 Лицензии на осуществление отдельных видов деятельности
Для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии) (статья 9 Закона РФ «О недрах»).
Пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользование недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, определен Федеральным законом РФ от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензия на осуществление видов деятельности отличается от лицензии на право пользования участком недр, так как регулируются разными законами и имеют различный правовой смысл.
Список литературы
1. Горное право: Учебник / И. В. Изюмов, В. И. Карасев, М. И. Клеандров, И. Р. Салиев (и др.); отв. ред. И. А. Ларочкина, Р. Н. Салиева. – М.: ООО «ПравоТЭК», 2010. – 504 с
2. Лисица В.Н. Экологическое право. Учебно-практическое пособие. – Новосибирск: НГУ, 2017. – 242 с.
3. Олейникова А.Я. Горное право России.
Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. – 128 с.
4. Перчик А.И. Горное право. Учебник. Изд. 2-е, перераб и доп. – М.: Издательский Дом "Филология три", 2002. – 525с.