Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Ошибки эксперимента, обусловленные факторами участия и общения

  • 👀 633 просмотра
  • 📌 566 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Ошибки эксперимента, обусловленные факторами участия и общения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Ошибки эксперимента, обусловленные факторами участия и общения» docx
Задание: примеры ошибок эксперимента, обусловленных факторами участия и общения 1. Ошибка «отношения к наблюдаемому» - на результаты исследования влияет понимание испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции. К данным ошибкам можно отнести следующие эффекты: 1. Эффект плацебо. Проявляется в том, что человек верит в действенность препарата и действительно выздоравливает даже при отсутствии объективных причин. Эффект основан на механизме внушения и самовнушения. 2. Эффект Хотторна. Проявляется в том, что приглашение принять участие в эксперименте расценивается как проявление особого внимания. Участники ведут себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора. 3. Эффект социальной фасилитации. Проявляется в том, что присутствие внешнего наблюдателя изменяет поведение человека. Например, чем более значимым является наблюдатель, тем более выражен эффект; новые, сложные навыки и умения более подвержены негативному влиянию данного процесса, чем старые, простые, перцептивные; соревнование и совместная деятельность, повышение количества наблюдателей усиливают эффект; тревожные испытуемые испытывают большие затруднения, чем эмоционально стабильные личности. Действие данного эффекта можно описать законом оптимума активации Йеркса- Додсона. Присутствие внешнего наблюдателя повышает мотивацию испытуемого, значит, она может либо улучшить продуктивность, либо привести к угасанию мотивации. 2. Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Так, считается, что в ходе эксперимента у испытуемого могут возникать разные мотивы. - Стремление к одобрению со стороны экспериментатора; стремление проявить себя с наилучшей стороны (эффект фасада); - Стремление «не поддаваться» давлению экспериментатора, вести себя стабильно, в соответствии со своими установками; - Стремление действовать «вопреки» целям, задачам экспериментатора. В эксперименте в равной степени актуализируется два мотива: - Мотив социального одобрения особенно сильно проявляется тогда, когда испытуемый знает, что у экспериментатора нет возможности проконтролировать истинность результатов. - Мотив самопрезентации проявляется в стремлении испытуемого достойно выглядеть в своих собственных глазах. При этом испытуемый строит собственную модель экспериментальной ситуации. 3. Влияние личности экспериментатора и его оценок. Личность экспериментатора влияет на ход эксперимента и его результаты. - Эффект Пигмалиона (экспериментатор сознательно или бессознательно стремится подтвердить свою гипотезу, а не открыть объективный закон). У экспериментатора могут существовать ожидания не только относительно результатов исследования, но и относительно поведения испытуемого. Отклонение поведения испытуемого от ожиданий экспериментатора может вызвать раздражение и др. чувства. Установки экспериментатора передаются с помощью: - мимики, пантомимики; - интонации; - эмоций. Достоверно выявлено влияние экспериментатора в зависимости от типа исследования: · в экспериментах, связанных с исследованием личности, социальных отношений влияние экспериментатора максимально; · в исследованиях, близких к психофизиологическим – минимально. · Дети предпочитают экспериментаторов – женщин; · взрослые – экспериментаторов – мужчин. Экспериментаторы - мужчины: вызывают действия, направленные на осмысление информации; Экспериментаторы-женщины: вызывают стремление к откровенности. Вопросы для самопроверки: 1. Как в эксперименте сочетаются качественный и количественный подходы? Данные подходы функционально дополняют друг друга. Качественные методы позволяют испытуемым отвечать своими словами, использовать свои категории, ассоциации, направлены на более глубокое изучение личности. Тем не менее, если мы хотим получить достоверные объективные данные, так еще и на большой выборке обращение к количественным методам просто необходимо. Они дают возможность перепроверки полученных результатов благодаря выполнению требований репрезентативности, надежности и валидности. Также количественный метод позволяет обобщить полученные данные. Однако, стоит учитывать, что не все явления в равной мере поддаются количественным измерениям, поэтому необходимо разумное сочетание качественных и количественных подходов. 2. Чем в психологии различаются понятия эмпирической закономерности и экспериментально установленного факта? В обоих случаях речь идет об эмпирически полученных данных. Но понятие эмпирической закономерности является более широким. Во-первых, оно не ограничивает в выборе метода психологического исследования. Эмпирические данные психолог получает, используя множество методов: наблюдение, корреляционный подход, психодиагностика, анализ индивидуального случая и т.д. то есть могут использоваться любые методы. Во-вторых, опытным путем, т.е. эмпирически, могут устанавливаться зависимости различных типов, не только каузальные (в отличие от экспериментального факта) , но и структурно-функциональные, генетические и т.д. Психологический эксперимент – основной метод реконструкции ненаблюдаемых зависимостей. В экспериментальном факте дана именно ненаблюдаемая (не очевидная без использования этого метода) психологическая закономерность. 3. Что определяют нормативы экспериментирования? Выдвижение и проверка гипотез как нормативы экспериментирования. Отличия экспериментального метода обусловлены видом проверяемых гипотез и используемыми способами контроля причинного вывода. Эксперимент рассматривается в качестве гипотетико-дедуктивного метода, который предполагает, что от общих высказываний о теоретических зависимостях исследователь переходит к выдвижению гипотез о следствиях действия предполагаемых законов. Проверка гипотез осуществляется на основе сбора эмпирических данных в экспериментально контролируемых условиях. Гипотетико-дедуктивный метод предполагает, что от общих высказываний о теоретических зависимостях исследователь переходит к выдвижению эмпирически "загруженных" гипотез о следствиях действия предполагаемых законов, которые можно наблюдать или фиксировать в определенных эмпирических показателях. Итак, проверка гипотез осуществляется на основе сбора эмпирических данных в экспериментально контролируемых условиях. Экспериментальный метод применяется для проверки не любых психологических гипотез, а только каузальных, или причинно-следственных. Не все психологические закономерности допускают (с точки зрения их структуры) применимость к ним экспериментальных нормативов рассуждений. 4. Какие факторы ситуации общения влияют на результаты эксперимента? 1. Ошибки «отношения к наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции. 2. Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента. 3. Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора. 5. Как соотносятся представления о психологическом и поведенческом экспериментах? Психологические эксперименты характеризуются попыткой обоснования психологических явлений и закономерностей. Для многих поведенческих экспериментов направленность выводов не является психологической вследствие направленности гипотез не на психологические факторы, процессы и объяснительные схемы.
«Ошибки эксперимента, обусловленные факторами участия и общения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Горбунова М.Ю.
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot