Органы исполнительной власти как субъекты административно-правовой деятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Органы исполнительной власти
как субъекты административноправовой деятельности
Правительство Российской Федерации - высший
исполнительной орган государственной власти
Российской Федерации
Правительство Российской Федерации является Высшим органом
исполнительной власти России, представленным высококвалифицированным
персоналом, осуществляющим свою деятельность на коллегиальной основе,
что позволяет ему эффективно реализовать внутреннюю и внешнюю политику
государства.
На Правительство РФ возложена многие задачи, связанные с организацией
деятельности всех органов исполнительной власти, в том числе и находящихся
в подчинении Президента РФ, без чего в принципе невозможно реализовать
внутреннюю и внешнюю политику государства. Вместе с тем, эффективность
деятельности Правительства РФ обусловлена такими объективными
причинами как:
oсостояние административного законодательства России;
oдуховно-нравственное состояние кадрового аппарата Правительства РФ;
oправовое положение Правительства РФ в системе органов государственной
власти.
Правовое положение Правительства РФ
Правовое положение Правительства РФ определено гл. 6 Конституции РФ, а так же принятым на
ее основе Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Правительство РФ, действует на коллегиальной основе и осуществляет свою исполнительнораспорядительную деятельность, в основном, в форме коллегиального принятия постановлений и
распоряжений, обязательных для исполнения всеми иными органами исполнительной власти,
которые руководящие акты Правительства РФ претворяют в общественной жизни страны.
Постановления Правительства являются нормативно-правовыми актами по предметам ведения
федеральных и региональных органов исполнительной власти и обязательны для исполнения на
всей территории Российской Федерации. Правительства и администрации субъектов Российской
Федерации осуществляют свою управленческую деятельность на территориях субъектов РФ
аналогично органам исполнительной власти РФ.
В ст. 113 Конституции РФ отмечен и принцип единоначалия осуществляемого Председателем
Правительства РФ. Глава Правительства РФ единолично определяет основные направления
деятельности Правительства РФ как высшего исполнительного органа государственной власти.
Вместе с тем, решения различных задач и проблем общественной жизни государства принимаются
коллегиально. Постановление Правительства РФ представляет собою подзаконный акт, высшего
органа исполнительной власти, действующий на всей территории Российской Федерации и
обязательный для исполнения всеми органами исполнительной власти, имеющими федеральный
статус, а так же отнесенных к подведомственности субъектов РФ.
Состав правительства
Согласно Конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями) состав Правительства РФ представлен членами
Правительства Российской Федерации :
•Председателем Правительства Российской Федерации,
•заместителями Председателя Правительства Российской Федерации и федеральными
министрами.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации заместители Председателя
Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать должности
полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Число
министров, заместителей и первых заместителей Председателя Правительства не Конституцией
РФ не указанным законом не установлено.
Правительство РФ является высшим коллегиальным юрисдикционным органом исполнительной
власти, состоящим из высококвалифицированных, юридически подготовленных субъектов,
обладающим самыми широкими полномочиями, охватывающими все сферы государственной
управленческой деятельности
\
Порядок назначения и освобождения от должности
Председателя Правительства РФ
Согласно ст. 111 Конституции РФ и ст. 7 ФКЗ № 2 от 17 декабря 1997 г., Председатель Правительства Российской
Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы, из числа граждан
Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного
документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на
территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее
двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или
после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры
Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской
Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения
предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя
Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает
Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые
выборы. Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом
Российской Федерации: по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке; в случае
невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий. Президент
Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об
освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения.
Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой
отставку Правительства Российской Федерации. В ст. 8 ФКЗ № 2 от 17 декабря 1997 сказано, что случае
временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации его обязанности исполняет один из
заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с письменно оформленным
распределением обязанностей. В случае освобождения от должности Председателя Правительства Российской
Федерации Президент Российской Федерации вправе до назначения нового Председателя Правительства
Российской Федерации поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации
одному из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации на срок до двух месяцев.
Основы и направления деятельности
Правительства РФ
В соответствии со статьей 12 ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 03.12.2012)
Правительство РФ руководит работой федеральным министерств и иных федеральных органов исполнительной
власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы
исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных
задач. Возглавляет Правительство РФ его Глава - Председатель Правительства РФ (Премьер министр). Вся
деятельность Правительства Российской Федерации строится на принципах: народовластия, федерализма,
разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и
назначать соответствующих должностных лиц. Правительство РФ распределяет функции между федеральными
органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных
федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов
и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в
федеральном бюджете. Правительство РФ устанавливает порядок создания и деятельности территориальных
органов и федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их
аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Правительство РФ
назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей
федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ, и их заместителей,
руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных
министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при
Правительстве РФ. Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или
приостанавливать действие этих актов. Правительство РФ вправе учреждать организации, образовывать
координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.
Особенности руководства Правительства РФ
Особенности руководства федеральными министерствами и иными
федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным
Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ к полномочиям Президента РФ,
устанавливаются статьей 32 ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997
г. (в ред. от 03.12.2012).
Правительство РФ в случае изменения в установленном порядке системы и
структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия ФЗ о
внесении соответствующих изменений в ФЗ может перераспределять
установленные ФЗ функции федеральных органов исполнительной власти, за
исключением функций федеральных органов исполнительной власти,
деятельностью которых в соответствии с частью первой статьи 32 ФКЗ «О
Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 03.12.2012) руководит
Президент РФ.
Общие полномочия Правительства РФ
Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию
внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социальноэкономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в
РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует
федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует
предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов
РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не
противоречит Конституции РФ, и Федеральному законодательству государства.
Правительство РФ осуществляет полномочия, переданные ему органами
исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих
соглашений. В административно-правовой системе государства Правительство
РФ занимает ключевую роль, и именно на нем лежит основная ответственность
за обеспечение качественного уровня жизни всего российского народа, за
обеспечение национальной безопасности государства.
Полномочия Правительства РФ в сфере
экономики:
-
Правительство РФ осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ,
нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;
обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической
деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет
программы развития приоритетных отраслей экономики;
вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры
по ее реализации;
осуществляет управление федеральной собственностью;
разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного
экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
осуществляет общее руководство таможенным делом;
принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей
работ и услуг;
формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование
оборонного производства РФ.
Полномочия Правительства РФ в сфере
бюджетной, финансовой, кредитной и
денежной политики
-
обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной
политики;
разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет
и обеспечивает его исполнение;
представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального
бюджета;
разрабатывает и реализует налоговую политику;
обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом
РФ;
осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с ин.
Государствами и др.
Полномочия Правительства Российской
Федерации в социальной сфере
-
-
обеспечивает проведение единой государственной социальной политики,
реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения,
способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает
реализацию этих программ;
обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства,
принимает меры по реализации молодежной политики;
взаимодействует
с
общественными
объединениями
и
религиозными
организациями;
разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и
туризма, а также санаторно-курортной сферы.
-
Полномочия Правительства Российской
Федерации в сфере науки, культуры,
образования
разрабатывает и осуществляет меры государственной
поддержки развития науки;
- обеспечивает государственную поддержку фундаментальной
науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных
направлений прикладной науки;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в
области образования, определяет основные направления
развития и совершенствования общего и профессионального
образования, развивает систему бесплатного образования;
- обеспечивает государственную поддержку культуры и
сохранение как культурного наследия общегосударственного
значения, так и культурного наследия народов Российской
Федерации.
Полномочия Правительства Российской
Федерации в сфере природопользования и
охраны окружающей среды
-
-
обеспечивает проведение единой государственной политики в области
охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную
окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
организует деятельность по охране и рациональному использованию
природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию
минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий,
аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их
последствий.
Полномочия Правительства Российской Федерации
в сфере обеспечения законности, прав и свобод
граждан, борьбы с преступностью
-
-
-
участвует в разработке и реализации государственной политики в
области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан,
по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с
преступностью и другими общественно опасными явлениями;
разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и
укреплению материально-технической базы правоохранительных
органов;
осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной
власти.
Полномочия Правительства Российской Федерации по
обеспечению обороны и государственной безопасности
Российской Федерации
- осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и
государственной безопасности Российской Федерации;
- организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение
материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской
Федерации;
- обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов
развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военноучетным специальностям;
- обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц,
привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или
обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;
- принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;
- руководит гражданской обороной.
Полномочия Правительства Российской Федерации
в сфере внешней политики и международных
отношений
-
-
осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики
Российской Федерации;
обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных
государствах и международных организациях;
в пределах своих полномочий заключает международные договоры
Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств
Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает
за выполнением другими участниками указанных договоров их
обязательств;
отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает
граждан Российской Федерации за пределами ее территории;
осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере
внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научнотехнического и культурного сотрудничества.
Иные федеральные органы исполнительной власти.
Министерства Российской Федерации. Федеральные
службы России. Федеральные агентства
Структурными элементами системы федеральных государственных органов
исполнительной власти являются: федеральные министерства, федеральные службы и
федеральные агентства, а также создаваемые ими территориальные органы
исполнительной власти.
Если рассматривать в узком смысле, то органы исполнительной власти представляют
собою следующее: Федеральное министерство – самостоятельно осуществляет правовое
регулирование, осуществляет функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию. ФМ не вправе осуществлять функции по
контролю и надзору, правоприменительные функции и функции по управлению
государственным имуществом. Федеральная служба – осуществляет функции по
контролю и надзору в установленной сфере деятельности, осуществляет специальные
функции в области обороны, государственной безопасности, борьбы с преступностью.
ФС не имеет права осуществлять информационно-правовое регулирование, управление
государственным имуществом и оказывать платные услуги. Федеральное агентство –
осуществляет функции по оказанию государственных услуг, например, по управлению
государственным имуществом, по архивному делу и др.. Функции федеральных агентств
могут исполнять некоторые комитеты (например, Комитет имущественных отношений –
КИО).
Иные федеральные органы исполнительной власти.
Министерства Российской Федерации. Федеральные
службы России. Федеральные агентства
В большинстве субъектов РФ основными структурными звеньями системы исполнительной власти
являются Правительства, возглавляемые губернаторами ( в г. Москве – мэром). Функции
исполнительных органов государственной власти 35 Указ Президента РФ от 21.05.212 №63 (ред. от
29.12.2016) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральное
министерство, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции: а) по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной
актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере
деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства
Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр); б) на основании и
во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов,
актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в
установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в
соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно
федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и
Правительства РФ; в) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных
фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции: - вносит в
Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от
должности) руководителя государственного внебюджетного фонда; - вносит в Правительство
Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность
государственных внебюджетных фондов и др.
Иные федеральные органы исполнительной власти.
Министерства Российской Федерации. Федеральные
службы России. Федеральные агентства
В следующую группу исполнительных органов государственной власти входят
Федеральная служба, — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и
надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны,
государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с
преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор)
федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус
коллегиального органа; - в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и
во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных
законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных
правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы.
Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении
Правительства Российской Федерации.
Федеральное агентство, — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной
сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом
и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Агентство возглавляет
руководитель (директор) федерального агентства. Оно имеет статус коллегиального органа. Федеральное
агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и
поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и
федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.
Административно-правовая деятельность органов
исполнительной власти в субъектах РФ. Высшее
должностное лицо субъекта РФ
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации
определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с
конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта
Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на
территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с
федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин Российской
Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным
законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства
либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание
гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста
30 лет. Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на
указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не
являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской
Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке
самовыдвижения. Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести
консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации, а также с кандидатами, выдвинутыми на
указанную должность в порядке самовыдвижения. Порядок проведения таких консультаций
определяется Президентом Российской Федерации .
Выражение недоверия высшему
должностному лицу субъекта РФ
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе
выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в случае: - издания им актов,
противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам
субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее
должностное лицо субъекта Российской Федерации не устранит указанные противоречия в течение месяца со
дня вступления в силу судебного решения; - установленного соответствующим судом иного грубого нарушения
Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации,
постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской
Федерации, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан; - ненадлежащего
исполнения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации своих обязанностей. Решение
законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о
недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации принимается двумя третями голосов
от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов. В
двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской
Федерации решение о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации принимается
двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат по инициативе одной трети от
установленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации
правом инициирования вопроса о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской
Федерации. Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской
Федерации о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации направляется на
рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении высшего должностного
лица субъекта Российской Федерации от должности
Государственная гражданская
служба субъекта РФ
В субъектах Российской Федерации, органы исполнительной власти
представлены единственным правовым институтом – государственной
гражданской службой субъекта РФ, имеющей достаточно обширное поле
деятельности и разветвленную структуру.
В каждом субъекте Российской Федерации формирование различных видов
государственной гражданской службы, ее состав, назначение, цели, задачи и
функции, правовой статус, определяются в зависимости от характера
национально-территориальных особенностей, устройства жизненного
уклада, исторических традиций и культуры конкретного субъекта РФ. В
большинстве субъектов РФ устройство их органов управления, в основном,
носит схожий характер, это обусловлено единством целей, задач, а так же
правовых принципов и административно-правовых норм, лежащих в основе
деятельности всей системы исполнительной власти в Российской
Федерации.