Организация системы управления в ОВД
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема № 3
“Организация системы управления в ОВД”
Учебные вопросы:
1. Факторы, влияющие на эффективность деятельности органов внутренних дел. Правовые аспекты управления в органах внутренних дел.
2. Органы внутренних дел, как система, их специфика и проблема управляемости.
3. Цели, задачи, функции и структура органов внутренних дел, как системы управления.
4. Совершенствование организации системы управления в ОВД.
Введение
Органы внутренних дел являются сложной социальной системой, призванной защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, и они наделены правом применения мер принуждения.
Познать и доказать данный факт можно при помощи системного подхода, который позволяет ответить на вопросы: как должна быть организована система ОВД, каковы ее структурные элементы; каким должно быть само управление, чтобы достичь поставленных целей; какие требования должны реализовать руководители ОВД снизу доверху, чтобы обеспечить успешное функционирование возглавляемых ими отделов, служб и т.д.
Системный подход – это методология исследования и решения сложных проблем, связанных с представлением, изучением и конструированием объектов как систем. Данный подход, способ мышления основан на общей теории систем, под которой понимается совокупность общих методологических принципов построения знаний о системных объектах1. Под системой понимается упорядоченное определенным образом множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. В настоящее время известны три типа систем: технические (машины, механизмы), биологические (флора, фауна) и социальные (обычно понимаются объединения людей). Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом в развитие науки управления.
Наиболее сложным видом систем являются социальные системы, к которым могут быть отнесены и ОВД. Возможности и пределы развития социальных систем зависят от целей, задач, функций, структуры того или иного органа, отдела и учреждения и т.д. Цели обуславливают системные признаки, указывающие на принадлежность к конкретному классу (социальным, биологическим, механическим и др. системам).
Учебный вопрос 1
Факторы, влияющие на эффективность
деятельности органов внутренних дел. Правовые аспекты
управления в органах внутренних дел.
Рассмотрим признаки социальной системы:
• Наличие общей цели системы. Общая цель системы – это та цель, ради достижения которой и создается системное образование, т.е. будущий результат ее деятельности.
• Наличие систематизирующих элементов (подсистем). Элемент системы – это структурная единица, которая во взаимодействии с другими единицами осуществляет определенную функцию (деятельность), необходимую для достижения поставленных перед системой целей.
• Связь выступает как такое взаимодействие элементов некоторого множества, при котором изменение одних элементов вызывает соответствующие изменения других при сохранении свойств целостности всего образования.
• Наличие структуры. Структура – это внутреннее строение системы, форма упорядоченности ее взаимодействующих элементов, наиболее консервативная ее часть.
• Наличие внешней среды. Среда системы – это совокупность внешних по отношению к системе объектов (предметов, явлений, отношений и пр.), среди которых она функционирует.
Вывод по вопросу.
В данном вопросе мы рассмотрели факторы, определяющие систему органов внутренних дел. В первую очередь необходимо Рассматривать политический фактор, который является основным, действует независимо от других и определяет степень и характер действия остальных факторов.
Учебный вопрос 2
Органы внутренних дел, как система,
их специфика и проблема управляемости
Признаки системы ОВД: цель – борьба с преступностью; любой ОВД состоит из структурных подразделений, каждое из которых в свою очередь является подсистемой, имеющей отношения и связи с другими подразделениями, внутренней и внешней средой. ОВД – система военного типа: обязателен фактор субординации (соподчиненности), жесткая система прямых связей, более гибкая – обратных. Иерархия систем и уровней управления в органах внутренних дел проявляется в ходе совместной деятельности и является условием эффективного взаимодействия. К специфическим особенностям такой социальной системы, как ОВД, или системным признакам следует относить прежде всего то, что эта система специально создана государством для решения задач внешнего управления, оказания управленческого воздействия на внешнюю среду, состоящую из других социальных систем, находящихся за рамками МВД России, а также на факторы и условия, характеризующие внешнюю среду. Сочетание факторов и условий, определяющих внешнюю среду, в известной мере влияет на формирование оперативной обстановки и, следовательно, обуславливает направленность и интенсивность управленческих воздействий. К таким факторам принято относить: социально-экономические, политические, криминологические (уровень и динамика преступности), демографические, географические, климатические и др. Другой особенностью является то, что ОВД могут оказывать не только информационное управленческое воздействие, но и прямое, в установленном порядке – на граждан и должностных лиц, нарушающих правовые нормы. Своей деятельностью ОВД могут оказывать влияние на объекты внешней среды, добиваясь стабильного общественного порядка, требуемого уровня общественной безопасности и снижения уровня преступности. При этом надо учитывать, что чем больше объем достоверной информации у ОВД о среде, тем больше предпосылок для повышения эффективности внутриорганизационной и внешнеуправленческой деятельности. Изменения внешней среды, а также факторов и условий, ее определяющих, порождают необходимость, соответственно, и для ОВД адаптироваться, приспосабливаться к внешней среде. При этом главные причины того, что происходит внутри системы ОВД, как правило, следует искать во внешней среде. Как уже говорилось выше, ОВД представляют собой социальную систему военного типа, имеющую строгую иерархическую структуру, в которой обязателен фактор субординации. Данное условие наталкивает нас, во-первых, на интенсивный поиск связей между факторами среды и различными формами управления и, во-вторых, на сочетание системного анализа с ситуационным подходом.
ОВД как социальная управляемая система должна отвечать требованиям, которые предъявляются к организации управляемых систем, то есть для эффективного управления любой сферой необходимо знать и соблюдать минимально необходимые требования системной организации, которые открыты кибернетикой и интерпретированы наукой управления. К ним относятся: детерминированность элементов системы или причинно-следственная связь элементов системы; динамичность системы; наличие в системе усилительного свойства; присутствие в системе управляющего
параметра, а также обратных связей. Соблюдение этих требований применительно к специфике управления ОВД вряд ли можно переоценить. Поэтому попытаемся рассмотреть эти требования, исходя из специфики анализируемой темы.
ОВД, будучи системой управления, должны отвечать вышеперечисленным пяти минимальным требованиям, оформленным кибернетикой.
Детерминированность элементов системы предполагает такую их взаимосвязь, при которой состояние и деятельность одного структурного элемента ОВД, безусловно, отражается на состоянии и деятельности других элементов и органа как системы в целом. Поэтому субъект управления должен постоянно поддерживать эту взаимосвязь, устраняя препятствия к ее осуществлению.
Из самого понятия системы как совокупности взаимодействующих и взаимосвязанных элементов вытекает необходимость того, чтобы все подразделения ОВД были, образно говоря, "пригнанными" друг к другу. Эта задача в ОВД последовательно решается путем четкого определения и разграничения функций структурных подразделений, функциональных обязанностей каждого сотрудника, организации надлежащего взаимодействия.
Динамичность системы. Ранее было сказано, что ОВД функционируют во внешней среде, которая оказывает на них самое разнообразное воздействие, некоторые из этих воздействий (например, изменения в численности и структуре населения, диспропорции в производстве товаров народного потребления, изменения административно-территориального деления и др.) могут в определенной мере затруднять нормальное функционирование ОВД. Дезорганизующие воздействия могут возникать и в самой системе ОВД (некомплект личного состава, неудовлетворительное состояние служебной дисциплины, недостатки в управлении, низкий уровень квалификации сотрудников и др.).
Чтобы успешно противостоять различного рода дезорганизующим воздействиям, сохранить свои свойства и полноценно осуществлять свои функции, любая система должна обладать способностью перестраиваться в соответствии с новыми условиями и требованиями, т.е. быть динамичной, подвижной. Например, предвидя увеличение квартирных краж в связи с наступлением сезона отпусков, в основном совпадающего с летним периодом, в ОВД с привлечением личного состава различных служб создаются временные структурные подразделения – специальные группы, основной задачей которых является предупреждение и пресечение данного вида преступлений.
Наличие в системе управляющего параметра. Сутью является не объективно обусловленная необходимость физического наличия в социальной системе субъекта управления, а фактическая способность субъекта управления выступать в отведенной ему роли.
Чтобы обеспечить реализацию требования о наличии управляющего параметра, каждый вышестоящий руководитель, давая задания, выполняя свои функции, обязан предоставить им определенные права и полномочия, необходимые для выполнения функций субъекта управления, а также создавать реальные возможности для их деятельности в этой роли.
Наличие в системе усилительного свойства. Объективная необходимость соблюдения этого требования обуславливается тем, что управляющие воздействия (сигналы) на пути от субъекта управления к объектам (управления) проявляют тенденцию к ослаблению и затуханию. Это обстоятельство объясняется существованием в связи своеобразных барьеров, затрудняющих прохождение информации:
а) географический – иначе называемый территориальным - барьер является порождением значительной отдаленности управляемости объектов и субъектов управления (например, областное УВД, РОВД) и труднодоступностью местности. Эти обстоятельства увеличивают время нахождения команды в пути, а также усложняют контроль за ее исполнением;
б) ведомственный барьер выражается в трудностях, возникающих при управлении автономными структурными подразделениями ОВД. Например, приказ начальника УВД, обращенный в адрес уголовного розыска РОВД, может содержать команды и для подразделений по экономическим преступлениям, и для служб. Однако реакция подразделений на данный приказ может быть неадекватна содержащимся в нем командам, поскольку иные объекты управления будут восприниматься как малозначительные и в меньшей степени обязательные к исполнению. В основе ведомственного барьера, как правило, стоит ложно понимаемый "собственный" интерес объектов управления (резолюция начальника ОВД на документе должна быть расписана конкретно для каждого исполнителя);
в) смысловой барьер проявляет себя в плохом уяснении смысла команды в результате недостаточно четкой ее формулировки и искажения в пути;
г) психологический барьер возникает обычно как следствие неприемлемой формы или психологически неоправданной ситуации, категоричного тона распоряжения; отдачи распоряжения в момент, когда исполнитель сосредоточил свои усилия на решении более важной и актуальной задачи, требующей большого напряжения и т.п.;
д) организационный барьер порождается тем, что взаимодействие субъекта и объекта управления требует выполнения целого ряда технических операций изготовления, размножения, рассылки документов, содержащих решения субъекта управления для проведения соответствующих мероприятий. Успешному преодолению данного барьера в немалой степени способствует совершенствование осуществляемого в ОВД делопроизводства.
Наличие в системе обратных связей. Значение данного условия определяется тем, что процесс управления по своей сути - процесс обмена информацией, поступающей от объекта к субъекту управления по каналам обратной связи. Сигнальная (обратная) информация выступает в качестве сырья, необходимого для выработки управленческого решения. Основные характеристики эффективной обратной связи в организационном взаимодействии: она направлена на улучшение действий сотрудников ОВД; она конструктивна и благодаря ей получателю сообщаются полезные для него идеи; она обнаруживает тенденцию к специфичности, довольно точно устанавливая, в чем неполадки и что конкретно должно быть сделано для их устранения; она полезна члену организации в той мере, в которой представляет ему способы улучшения работы; она характеризуется своевременностью поступления к работнику, давая ему возможность внести улучшения в свои действия; для того, чтобы обратная связь была эффективной, сотрудники подразделений ОВД должны проявлять желание и готовность принять ее; она должна быть четко и понятно выражена; эффективная обратная связь должна быть устойчивой и надежной.
Вывод по вопросу.
Мы рассмотрели особенности системы ОВД и проблемы ее управляемости. Среди особенности необходимо выделить устойчивость к воздействиям внешней среды в силу специфики целей системы, а также среду основных воздействий (нарушители общественного порядка, лица, совершившие противоправные деяния, в т.ч. преступления).
Учебный вопрос 3
Цели, задачи, функции и структура органов внутренних дел,
как системы управления
Содержание деятельности ОВД определяется целями, детализация и уточнение которых дают нам задачи и функции системы управления, уточнение последних позволяет сформировать функциональные обязанности должностных лиц и определить структуру органа. Структура ОВД должна соответствовать функциям и объему работ. Одна из основных идей научной организации управления - структурный элемент, который создается для выполнения определенной задачи, функции, т.е. в управлении существует формула: цель - задача – функция - структура (и никогда наоборот). Цель в управлении всегда стоит на первом месте, она имеет первостепенное значение, т.к. неправильная, научно не обоснованная постановка целей и попытка их реализации самым пагубным образом сказываются на эффективности работы ОВД.
Управление может быть определено как непрерывная совокупность целенаправленных воздействий органов государственной власти или органов государственного управления, которыми в широком смысле являются все органы государства, весь государственный аппарат, оказываемых ими в рамках своей компетенции, на определенные социальные системы и весь социальный организм в целом. Из данного определения вытекает, что уже в определении понятия "управление" отражено содержание категории "цель". Если цель управления не известна или неверно выбрана, научно не обоснованна, то управление системой либо не имеет смысла, либо имеющиеся ресурсы расходуются напрасно.
ОВД - это группа людей, объединенных общими целями. Эту систему можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнять коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цель есть конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться социальная система (ОВД).
Цели органов внутренних дел как системы и их подразделений закреплены в Законе Российской Федерации "О полиции", в уголовном законодательстве.
В Законе "О полиции" говорится, что полиция в Российской Федерации призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств или, иными словами, бороться с преступностью.
В указанном выше Законе России цели ОВД детализируются до уровня непосредственных реальных частных целей управленческой деятельности, т.е. до задачи. Федеральный закон конкретизировал основные задачи полиции, они выглядят следующим образом:
• обеспечение безопасности личности;
• предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
• выявление и раскрытие преступлений;
• охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
• защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
• оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующую систему ОВД лишь законом. Важное значение целей управления в правоохранительных органах обуславливается тем, что цели и их конкретные выражения – задачи определяют функции управления в ОВД.
Рассмотрение любого государственного органа в качестве социальной системы предполагает выявление, формулирование и распределение его функций, а также организацию их исполнения. Значение четкого формулирования и умелого распределения функций между структурными подразделениями системного образования вряд ли можно переоценить с позиции коренного улучшения государственного управления.
Анализу функций и проблеме наиболее целесообразного их распределения между элементами той или иной организации посвящены многие философские, экономические, правовые, социологические и психологические исследования в области управления. Категория "функция" имеет общенаучный характер, является важнейшим понятием науки управления, ее отраслей, в частности, теории управления ОВД.
Понятие "функция" вообще употребляется в различных значениях и может выражать способность к действию, назначение, роль, свойства, концепцию, обязанность, права, зависимость одной величины от другой и т.д. Среди гуманитариев, в частности, юристов, наиболее распространено употребление понятия "функция" в смысле "задача", "работа", "деятельность", "направление деятельности". Исходя из этого, под функциями ОВД как сложной социальной системы следует понимать основные направления их деятельности по реализации стоящих перед органами задач и в дальнейшем – целей. Содержанием же функций является комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных организационно-правовых воздействий субъекта управления, направленных на решение задач и достижение заданных целей. Каждое направление деятельности ОВД для эффективного выполнения задач и достижения целей должно стать объектом процесса управления, т.е. информационного обеспечения, анализа информации, планирования, работы с кадрами, организации взаимодействия, учета и контроля.
Функции ОВД можно классифицировать по нескольким основаниям:
• по уровню правового регулирования – на функции, установленные законодательно, и функции, установленные ведомственными нормативными актами;
• по степени взаимодействия при их реализации – на выполняемые ОВД самостоятельно и выполняемые ими совместно с другими органами и организациями;
• по их значимости и направленности – на основные, обеспечивающие и штабные. Последние наиболее важны для теории и практики управления. Исходя из этого, попытаемся выделить основные функции, обеспечивающие и штабные, поскольку такая дифференциация функций организаций в последние годы завоевывает все более широкое признание во многих отраслях теории управления, в т.ч. в теории и практике управления ОВД.
К основным функциям следует отнести те, ради выполнения которых и была создана эта социальная система:
• обеспечение безопасности личности;
• обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности;
• предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
• выявление и принятие мер по устранению причин и условий, порождающих преступления и другие правонарушения;
• защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
• своевременное и полное раскрытие преступлений;
• расследование преступлений;
• наказание лиц, совершивших административные правонарушения;
• исполнение наказаний в отношении лиц, совершивших административные правонарушения;
• оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом "О полиции".
Рассматривая ОВД как систему, следует учитывать, что в зависимости от уровня управления характерным образом реализуется выполнение основных функций структурными подразделениями. Так, например, если на уровне РУВД непосредственное выполнение перечисленных выше функций субъектами управления составляет основной объем работы, то на уровне ГУВД эти функции осуществляются преимущественно на основе руководства, управления соответствующими подчиненными структурными подразделениями, координации и контроля за их деятельностью.
Наряду с основными функциями, ОВД реализуют и обеспечивающие функции, т.е. такие, выполнение которых способствует успешной реализации основных функций и достижению целей.
К обеспечивающим функциям относятся: финансово-плановая, кадровая, материально-техническая, жилищно-бытовая, медицинского обеспечения, технического обслуживания, информационного обеспечения, делопроизводство и др.
Кроме перечисленных, ОВД осуществляют еще и штабные (оперативные) функции, являющиеся общими для процесса управления: функции по организации информационно-аналитической работы и обеспечению общего планирования в ОВД, по организации проверки фактического исполнения управленческих решений и осуществлению зонального контроля за работой нижестоящих органов, по организации работы и контролю за деятельностью дежурных частей и т.п. В настоящее время в процессе управления выделяют обычно следующие функции: прогнозирование, планирование, организация, регулирование и контроль.
Основные обеспечивающие и штабные функции ОВД названы нами обобщенно. В действительности они состоят из множества конкретных направлений деятельности, т.е. функций, выявление, формирование и четкое разграничение которых весьма важно как для качественной разработки управленческих регламентов, в т.ч. и должностных инструкций, так и для повышения профессионального мастерства сотрудников ОВД.
Практическая реализация функций управления вызывает необходимость четкого организационного построения системы ОВД, создания организационной структуры органа управления, т.е. согласованности составляющих элементов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечивается устойчивость функционирования данного органа. Организационная структура управления – понятие многостороннее. Она на каждом уровне управления включает в себя состав элементов системы (части, службы и связи между ними) как по вертикали, так и по горизонтали. Налицо сложность связей и отношений между элементами системы. Данным понятием охватывается и объем полномочий звеньев, предопределяющий состав и группировку должностей. Сюда же входит такой важный элемент структуры управления, как коммуникация, или потоки информации. Содержанием рассматриваемого понятия охватывается и человеческий фактор – люди и их группы, постоянно вступающие в отношения между собой по поводу решения общих и личных задач.
Под организационной структурой управления в ОВД следует понимать совокупность структурных подразделений, составляющих орган, порядок их соподчиненности, а также формы распределения между ними функций.
Структура любого органа управления формируется в результате сознательной деятельности людей. На ее становлении непосредственно сказывается влияние тех целей, которые люди рассчитывают достичь, создавая структуру конкретного органа. И это очевидно, ибо каждая структурная единица (подразделение) органа управления обеспечивает выполнение запрограммированных функций. Именно необходимость выполнения определенных функций обуславливает создание того или иного органа или его структурного подразделения.
Во всех ОВД в соответствии с их функциями существуют три вида структурных подразделений:
а) отраслевые (криминальная полиции, следственные аппараты, полиция общественной безопасности), которые реализуют основные функции ОВД;
б) функциональные (кадровые, финансово-плановые, хозяйственные и др. подразделения), осуществляющие обеспечивающие функции;
в) штабные (дежурные части, организационно-инспекторские, информационно-аналитические подразделения), которые реализуют штабные функции в ОВД.
При решении вопросов об организации структуры ОВД необходимо соблюдать такие важнейшие требования к структуре органа управления, как простота и экономичность.
Чрезмерно сложная организационная структура усложняет работу органов управления, ведет к увеличению расходов на его содержание. Поэтому новые структурные подразделения в ОВД создаются в тех случаях, когда эффективность реализации ими какой-либо функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффективностью осуществления этой функции сотрудниками, работающими в других подразделениях. Так, создание в ОВД подразделений по борьбе с организованной преступностью призвано повысить эффективность деятельности ОВД в этом плане по сравнению с тем периодом, когда она осуществлялась сотрудниками различных служб и подразделений.
Сказанное подчеркивает, что проблема совершенствования структуры любого органа управления, в том числе и ОВД, является весьма сложной.
Совершенствование структуры органа управления одновременно предполагает исключение как организационного консерватизма, так и постоянного стремления к необоснованным организационным перестройкам.
Все многообразие управленческих отношений между элементами системы управления ОВД можно свести к двум группам:
а) отношения субординации, проявляющиеся в администрировании, распорядительстве, с одной стороны, и исполнительстве, подчиненности - с другой (т.е. отношения субъекта и объекта управления);
б) отношения координации, которые устанавливаются между структурными подразделениями и отдельными сотрудниками, находящимися в равном положении.
Преобладание той или иной группы отношений определяет тип организации управления, иначе говоря, тип оказания управляющих воздействий.
В практике развития ОВД сложилось несколько разновидностей структур управления, основными из которых являются линейная (отраслевая), функциональная и линейно-функциональная (штабная). В организации системы ОВД можно обнаружить элементы программно-целевой структуры управления.
Каждый из названных типов структур применяется в сочетании с другими типами организационных структур. При линейном типе каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми функциями управления. В таких системах руководитель должен квалифицированно решать самые разнообразные задачи и принимать решения по самым разноплановым проблемам, связанным с деятельностью руководимого органа.
Данный тип обычно применяется лишь в ОВД с небольшим количеством работников. Наиболее часто он имеет место в низовых аппаратах при управлении непосредственными исполнителями (например, в строевых подразделениях, ППС, вневедомственной охране).
При функциональном типе организации управления руководитель осуществляет специализированное управление через функциональные подразделения и подразделения общего назначения. При этом каждый объект управления (подчиненный) может иметь несколько непосредственных руководителей, каждый из которых осуществляет руководство по своему направлению деятельности.
Данный тип ни на одном из уровней управления в ОВД практически не применяется (отсутствует принцип единоначалия).
Устранить недостатки, присущие линейному и функциональному типам организации управления, а также использовать преимущества каждого из них позволяет организация управления по линейно-функциональному (смешанному) типу. Он применяется в большинстве органов управления, в том числе в ОВД. Ведущим, доминирующим принципом при создании организационных структур этого типа является линейный. Именно на его основе строятся взаимоотношения структурных подразделений органов.
В настоящее время в органах системы МВД РФ применяются три формы распределения функций между структурными подразделениями и функциональных обязанностей между сотрудниками:
а) зональная (территориальная);
б) линейная (отраслевая);
в) смешанная.
При зональной форме отдельные службы либо сотрудники на определенной территории или группы объектов решают весь комплекс задач и реализуют все функции своего подразделения. Например, таким образом организована работа участковых инспекторов полиции, лицензионно-разрешительной системы и т.д., а в небольших ОВД – оперативных уполномоченных УР и БЭП.
Линейная (отраслевая) форма предполагает закрепление за отдельными сотрудниками определенного направления (линии) работы, которое они осуществляют на всей обслуживаемой территории. Так, например, организована работа в большинстве аппаратов УР крупных ОВД: часть сотрудников осуществляет борьбу с насильственными преступлениями, часть - с кражами личного имущества граждан и т.д.
Смешанная форма распределения функций между подразделениями и функциональных обязанностей между сотрудниками представляет собой объединение зональной и линейной форм. При этом сотруднику, осуществляющему все функции своего подразделения на конкретной территории (участке), кроме того, поручается определенная линия работы, которую он выполняет на всей территории, обслуживаемой ОВД. Например, оперативному уполномоченному УР, обслуживающему конкретную территорию по всем направлениям деятельности УР, поручается осуществление борьбы с наркоманией на всей территории органа.
Таким образом, применение той или иной формы распределения функций является отражением уровня специализации сотрудников и служб ОВД, а их разумное сочетание позволяет выработать оптимальное решение проблем специализации в различных органах и тем самым создать наиболее благоприятные условия для эффективного осуществления всех функций, возложенных на органы системы МВД РФ.
Более подробно рассмотрим программно-целевую структуру управления, поскольку она имеет большие возможности в разрешении возникающих проблем, задач. Сущность данной типологии заключается в том, что вся совокупность работ по разрешению возникающей проблемы рассматривается не с позиции существующей иерархии подчинения, а с позиции достижения заданной цели, предусмотренной программой.
Внимание концентрируется не столько на выполнении конкретных функций отдельных частей и служб, сколько на интеграции усилий сотрудников нескольких (или всех) подразделений, направленных на выполнение целевой программы. Для многих ОВД такая ситуация достаточно типична. Так, в РУВД сотрудники распределены по отделам и службам, но когда выявляется, что в том или ином направлении деятельности отдела осложнилась оперативная обстановка, то для устранения имеющихся недостатков может быть создана специальная группа из сотрудников нескольких подразделений. Определяется (назначается) старший группы, который ставит конкретные задачи, объединяет и координирует действия членов группы и несет ответственность за конечные результаты работы. Такого рода группы в отдельных РУВД могут создаваться для решения и других актуальных задач, например, для проведения целевого рейда, улучшения воспитательно-профилактической работы с правонарушителями молодежного возраста, подбора кадров и т.д. При такой структуре управления начальник ОВД в значительной степени освобождается от необходимости принимать решения по соответствующим вопросам, поскольку он делегирует определенные полномочия руководителю целевой программы. При этом повышается оперативность и ответственность лиц за результаты выполнения конкретных работ.
Вывод по вопросу.
В целом система органов внутренних дел включает в себя следующие подсистемы:
- Центральные органы управления (МВД России, Главные управления)1.
- Территориальные органы управления (МВД, ГУВД, УВД субъектов -Российской Федерации).
- Городские (районные) управления (отделы) внутренних дел.
Каждая из вышеназванных подсистем в свою очередь является сложной системой управления. Так, районные отделы (управления) внутренних дел в своей структуре содержат следующие основные звенья: криминальная полиция, следственный аппарат, полиция общественной безопасности, тыловая служба, финансовая часть, техническое отделение, группа обеспечения и обслуживания, кадровый аппарат, штаб, дежурная часть.
Перечисленные подразделения имеют свою организационную структуру, состоят из набора конкретных элементов. Например, криминальная полиция включает в себя отдел (отделение) уголовного розыска, отдел (отделение) по борьбе с преступлениями в сфере экономики, группы по незаконному обороту наркотиков (при УР).
Основными функциями – задачами криминальной полиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Криминальная полиция оказывает содействие полиции общественной безопасности, которая решает следующие задачи: обеспечение безопасности личности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции полиции общественной безопасности.
Учебный вопрос 4
Совершенствование организации системы управления в ОВД
Необходимость структурной реорганизации системы ОВД может обуславливаться различными факторами, главнейшими из которых являются: изменения в объеме и характере решаемых задач и осуществляемых функций; усиление технической базы и профессиональной подготовки личного состава; изменение социально-экономической, криминогенной и административно-территориальной характеристик обслуживаемой территории; повышение требований к оперативности и обоснованности принимаемых решений; четкое разграничение функций прав и обязанностей каждого структурного подразделения; исключение излишних и дублирующих звеньев; приспособление отдельных подразделений к деятельности ОВД в целом, а органа внутренних дел – к среде функционирования (внешняя среда) и т.п. Перечисленные факторы необходимо учитывать и для правильного построения организационной структуры вновь создаваемого ОВД. В настоящее время в центре и на местах принимаются неотложные меры по реализации Указа Президента РФ от 19 июля 2004 г. №927 "Вопросы МВД РФ", положений Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД.
Главной целью развития системы МВД России является приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных посягательств.
Концепция призвана обеспечить комплексный подход к достижению главной цели на текущий период, ближайшую и отдаленную перспективы. Первый этап – достижение позитивных сдвигов в функционировании системы МВД России на наиболее важных участках оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Второй этап – доведение результатов функционирования системы МВД России до социально одобряемого уровня и на этой основе восстановление и поддержание должного общественного престижа ОВД. На третьем этапе планируется достижение главной цели развития системы МВД России, предусмотренной настоящей Концепцией. Для достижения этой цели предстоит решить задачи:
• повышения эффективности управления и служебно-боевой готовности ОВД и внутренних войск;
• создания полноценной правовой базы функционирования системы МВД России;
• максимального использования положительно зарекомендовавших себя на практике форм и методов оперативной, служебной и служебно-боевой деятельности, обеспечения внедрения научных рекомендаций и приемлемого в российских условиях зарубежного опыта;
• улучшения работы с кадрами, повышения уровня профессионализма, исследовательской дисциплины и научной организации труда;
• укрепления делового сотрудничества с другими правоохранительными органами, налаживания на новой основе взаимодействия с населением и институтами гражданского общества;
• расширения и углубления взаимовыгодных международных связей;
• доведения до нормативного уровня финансового и материально-технического обеспечения;
• правовой и социальной защиты личного состава;
• обеспечения собственной безопасности системы МВД России.
Преобразования следует осуществлять на основе принципов:
• целостности и единства системы МВД России при сочетании вертикальной федеральной подчиненности с самостоятельностью ОВД субъектов Федерации, территориальных, транспортных органов и местных органов охраны общественного порядка в составе полиции общественной безопасности;
• научной обоснованности, преемственности, плановости и постепенности осуществления всех преобразований;
• надежности управления, ориентированного на обеспечение устойчивости и мобильности всех звеньев системы, организацию адекватного и оперативного реагирования на любые изменения оперативной обстановки;
• рациональной минимизации объема функций, их конкретизации и распределения между различными звеньями системы;
• оптимальной простоты организационных структур;
• приоритетной ориентации деятельности всех служб, независимо от их функциональной специализации, на решение задач борьбы с преступностью и обеспечение общественной безопасности.
В основе реорганизации ОВД должны лежать также простые принципы: эффективность, структурная понятность, соразмерность задачам, технологическая и кадровая оснащенность, общественный авторитет.
На всех этапах развития системы ОВД за Министерством внутренних дел Российской Федерации как федеральным органом управления сохраняются следующие функции:
• разработка и проведение единой политики в области организации деятельности и развития системы МВД России, в том числе кадровой и технической;
• анализ состояния и прогнозирования развития оперативной обстановки, разработка стратегии упреждающего реагирования на ее негативные изменения;
• оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации и происшествия, требующие вмешательства федеральных сил;
• непосредственное осуществление мероприятий федеральной компетенции, в том числе по оперативному обслуживанию федеральных органов власти и управления;
• информационное обслуживание всех звеньев системы МВД России;
• представительство интересов системы МВД России в федеральных органах власти и управления, средствах массовой информации и на международном уровне;
• внедрение передового опыта и научных рекомендаций;
• разработка типовых нормативов и стандартов, включая кадровые и ресурсные;
• обеспечение собственной безопасности системы МВД России.
Развитие структуры системы МВД России будет осуществляться по направлениям:
• сохранения вертикали подчиненности подразделений федерального значения (внутренние войска, ОВД на транспорте, режимных объектах и иные);
• четкого разграничения полномочий МВД России и МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации по руководству подразделениями криминальной полиции, следственными аппаратами;
• передачи части функций по организации полиции общественной безопасности субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
Предстоит провести целенаправленную работу по совершенствованию организационных структур, в первую очередь оперативно-разыскных подразделений и полиции общественной безопасности.
Особое внимание предполагается уделить дальнейшему укреплению горрайлинорганов. Следует расширить полномочия начальников горрайлинорганов, территориальных отделов и отделений полиции в сфере борьбы с преступлениями и административными правонарушениями. Будет проводиться курс на обеспечение организационного единства горрайлинорганов.
Повышения уровня борьбы с преступностью планируется достичь за счет восстановления системы ранней профилактики преступлений и иных правонарушений, совершенствования организации профилактической работы путем четкого определения зон ответственности отраслевых служб, обеспечения скоординированности и взаимодополняемости их действий.
На втором этапе будут продолжены последовательная реорганизация и отлаживание механизма функционирования нового организационно-штатного построения системы МВД России с экспериментальной апробацией перспективных моделей организации и деятельности отдельных управленческих звеньев, в том числе горрайлинорганов, с учетом особенностей развития социально-экономической обстановки и криминогенной ситуации.
Предполагается оптимизировать функции следственных и оперативно-разыскных аппаратов, перейти на новую систему организации полиции общественной безопасности, сохраняющую управляемость всех звеньев, включая муниципальные органы охраны общественного порядка (муниципальную полицию), со стороны МВД России при учете полномочий субъектов Федерации.
На третьем этапе должны быть созданы правовые, организационные, финансовые и материально-технические условия для оптимального функционирования реорганизованной системы МВД России, завершен переход на новые принципы подбора, обучения и расстановки кадров, в основном реализованы программы технического перевооружения ОВД, обеспечены правовые и социальные гарантии для личного состава. При достижении этих условий планируется рассмотреть возможности и проработать механизмы перевода системы МВД России на выполнение преимущественно полицейских задач с передачей иных функций в другие специализированные министерства и ведомства.
На текущий период и ближайшую перспективу деятельность подразделений криминальной полиции должна быть ориентирована на преодоление негативных тенденций развития криминальной ситуации, в первую очередь, в республиканских и областных центрах, крупных городах и населенных пунктах.
Приоритетные направления развития криминальной полиции:
• рациональное перераспределение функций между различными оперативно-разыскными подразделениями по выявлению, предотвращению, пресечению и раскрытию преступлений;
• внедрение передовых форм и методов ОРД, в том числе оперативно-разыскной профилактики;
• организация на основе компьютерных технологий банков оперативно-разыскной информации, предназначенных для совместного использования всеми подразделениями криминальной полиции;
• совершенствование силового, оперативно-поискового, оперативно-технического сопровождения оперативных разработок и радиоэлектронной безопасности.
Развитие подразделений криминальной полиции МВД, ГУВД, УВД, УВДТ будет осуществляться под единым руководством при усилении координирующей роли центрального аппарата криминальной полиции МВД России.
Подразделения по борьбе с организованной преступностью в составе службы криминальной полиции должны обеспечивать выявление и пресечение деятельности организованных групп, банд и преступных сообществ, в том числе сформированных по этническому признаку, имеющих межрегиональные и международные связи, установление их коррумпированных связей в системе органов власти и управления, борьбу с квалифицированным вымогательством.
Подразделения уголовного розыска в первую очередь будут ориентированы на раскрытие тяжких преступлений, связанных с посягательствами на жизнь и здоровье граждан, преступлений против собственности, выявление каналов и пресечение криминального оборота оружия и взрывчатых веществ, розыск лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений, скрывшихся от следствия и суда.
Усилия подразделений по экономическим преступлениям предполагается сосредоточить на преодолении преступной экспансии в наиболее криминогенных и жизненно важных для экономики страны сферах, разработке и осуществлении комплексных мер по усилению борьбы со взяточничеством, банковским и финансовым мошенничеством, легализацией преступных доходов, фальшивомонетничеством, незаконными операциями с валютными ценностями и другими финансово-хозяйственными преступлениями.
Главным направлением развития полиции общественной безопасности является повышение действенности управления и совершенствование организационно-штатного построения ее системы без изменения основных функций.
Организационно-штатное построение полиции общественной безопасности предполагается осуществлять с учетом разграничения компетенции органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.
В соответствии с источниками финансирования и более четким распределением задач в рамках единой полиции общественной безопасности будут выделены федеральные силы (полки патрульно-постовой и конвойной службы, отряды полиции особого назначения, подразделения полиции общественной безопасности ОВД на транспорте и на режимных объектах), силы полиции общественной безопасности субъектов Федерации и муниципальной полиции.
При формировании муниципальных органов охраны общественного порядка предполагается сохранить их в структуре полиции общественной безопасности, включив в их состав штатную численность, силы и средства подразделений полиции, содержащихся за счет средств местного бюджета.
Будут созданы подразделения дознания, раскрытия преступлений и осуществления разыскной работы по преступлениям, отнесенным к компетенции полиции общественной безопасности, призванные в перспективе освободить аппараты криминальной полиции и следствия от работы по преступлениям, не представляющим большую общественную опасность.
Намечено рассмотреть систему единой дислокации с включением в нее всех подразделений полиции общественной безопасности, специальных моторизированных подразделений полиции на улицах и в других общественных местах. К охране общественного порядка будут активнее привлекаться общественность, сотрудники частных детективных и охранных предприятий.
В текущем периоде, ближайшей и отдаленной перспективах предполагается в полном объеме сохранять компетенцию ДОБДД (ГИБДД), предусмотренную действующим законодательством.
Будет инициировано решение вопроса о наделении сотрудников ГИБДД правом запрещать работу автотранспортных предприятий, не обеспечивающих проведение мероприятий по профилактике ДТП, а также надлежащий технический и медицинский контроль.
Предстоит повысить уровень взаимодействия ГИБДД с другими подразделениями полиции общественной безопасности, создать мобильные строевые подразделения быстрого реагирования на осложнения оперативной обстановки и экстремальные ситуации, укрепить строевые подразделения ГИБДД на уровне горрайорганов внутренних дел.
В перспективе намечено завершить создание единой федеральной, а также региональных, локальных автоматизированных информационно-поисковых систем полиции общественной безопасности, совместимых с автоматизированными информационными системами криминальной полиции, информационными банками других правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
На первом этапе развития органов предварительного следствия предполагается инициировать внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, связанных с перераспределением подследственности между следователями ОВД, ФСБ, ФС по контролю за оборотом наркотиков и прокуратуры, а также расширением полномочий органов дознания.
Основная цель организованных преобразований второго этапа состоит в оптимизации структуры следственных подразделений ОВД в соответствии с измененной правовой базой, снижении нагрузок на следователей до научно обоснованных нормативов, сосредоточении их усилий на расследовании тяжких и особо тяжких преступлений.
Предстоит реализовать меры по углублению специализации следователей по определенным категориям преступлений, отлаживанию четкого взаимодействия следственного аппарата МВД России с правоохранительными органами стран СНГ и иных государств, широкому внедрению в практику электронно-вычислительной техники, отечественного и международного опыта организации следственной работы.
Развитие подразделений системы МВД РФ будет осуществляться в рамках реализации Концепции судебной реформы в РФ, которая предусматривает формирование в перспективе единого вневедомственного следственного органа (Федерального следственного комитета).
Предстоит ответственная работа по развитию оперативных функций управления в ОВД, в частности, речь идет о совершенствовании деятельности дежурных частей полиции.
В современных условиях эффективная работа дежурных частей по оперативному реагированию на сообщения о правонарушениях определяет лицо полиции и ОВД в целом, формирует авторитет у населения. Человечность и глубочайшее уважение к людям, особенно пострадавшим, искреннее сопереживание их беде должны стать отличительными чертами каждого дежурного.
В целях повышения роли дежурных частей ОВД в укреплении правопорядка и усиления борьбы с преступностью, в связи с изменениями законодательства РФ и происшедшими организационно-структурными изменениями в системе МВД России разработаны мероприятия по дальнейшему совершенствованию деятельности дежурных частей ОВД и системы предоставления оперативной информации. Руководителям служб и подразделений МВД РФ, министрам и начальникам управлений внутренних дел, начальникам образовательных и научно-исследовательских учреждений в ближайшее время необходимо:
• разработать и осуществить конкретные планы по поддержанию высокой готовности личного состава дежурных частей к действиям в сложной обстановке, обеспечению оперативного реагирования на заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях;
• определить ОВД, имеющие на протяжении длительного времени положительные результаты оперативно-служебной деятельности, и создать на их основе базовые дежурные части с необходимым материально-техническим оснащением. Организовать в них периодическую стажировку сотрудников дежурных частей горрайлинорганов внутренних дел, изучение и распространение положительных форм и методов их деятельности, прежде всего, в организации раскрытия преступлений по горячим следам (в течение дежурных суток);
• усилить контроль за работой дежурных частей, обеспечив регулярную проверку несения службы суточными нарядами; соблюдением установленного порядка регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, обоснованности задержания граждан и их содержания; корректным и объективным разбирательством с доставленными и задержанными; принятием в каждом случае исчерпывающих мер, предусмотренных законом;
• не допускать возложения на дежурные части не свойственных им обязанностей. Исключить случаи формального подхода к проведению служебных проверок и принятию решений о наказании дежурных и их помощников за нарушения, не связанные с их личными упущениями в работе.
Подготовлен и утвержден новый перечень информации, предоставляемой в дежурную часть МВД РФ, порядок ее сбора. С учетом нового Уголовного кодекса РФ в перечень включены такие составы преступлений, как диверсия, терроризм, организация незаконного вооруженного формирования, пиратство, экоцид, вооруженный мятеж, торговля несовершеннолетними, незаконная банковская деятельность и другие, а также новые квалифицирующие признаки – убийство по найму, легализация (отмывание) денежных средств, коммерческий подкуп.
О некоторых итогах реорганизации. Основные направления реформирования МВД России в Указе Президента РФ от 11 марта 2003 г. №308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации", в Указе Президента РФ от 19 июля 2004 г. №927 "Вопросы МВД РФ", в Указе Президента РФ от 5 ноября №1407 "Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в ОВД РФ, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ и соответствующими этим должностям специальных званий".
В структуре центрального аппарата созданы департаменты, в которых подразделения объединены по функциональному принципу, основным направлениям деятельности ОВД. Это позволяет сконцентрировать усилия министерства на ключевых направлениях борьбы с преступностью, более эффективно координировать деятельность соответствующих подразделений.
В федеральных округах созданы главные управления МВД России, которые будут решать важные задачи взаимодействия с полномочными представителями Президента в каждом федеральном округе, а также с иными правоохранительными органами. Им передан ряд функций, ранее выполнявшихся непосредственно подразделениями центрального аппарата МВД России: координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел субъектов Федерации, расположенных в пределах округа, осуществление в рамках своей компетенции борьбы с межрегиональной организованной преступностью и проявлениями коррупции в органах власти. Кроме того, в структуре следственного комитета при МВД России сформированы следственные управления по федеральным округам. На них возлагаются задачи расследования преступлений, представляющих особую сложность и вызывающих значительный общественный резонанс, прежде всего коррупции в органах государственной власти и преступной деятельности организованных преступных групп и сообществ.
Одновременно укрепляется единоначалие руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.
С ликвидацией комитетов федеральной криминальной полиции по субъектам РФ все сосредоточенные в них оперативные подразделения по борьбе с организованной преступностью: оперативно-поисковые, специальных технических мероприятий, собственной безопасности - возвращены в МВД, ГУВД, УВД.
Теперь на территории каждого субъекта Федерации существует один руководитель - начальник территориального органа внутренних дел. Ему даны не только широкие полномочия, но и возложена вся ответственность за положение дел в регионе.
Предусмотрена возможность гибкого изменения организованных структур органов внутренних дел на местах с учетом складывающейся оперативной обстановки. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов РФ предоставлено право самостоятельно разрабатывать и утверждать структуры и штатные расписания аппаратов и подчиненных подразделений, создавать и реорганизовывать подразделения для решения традиционных и дополнительно возлагаемых на органы внутренних дел задач, исходя из местных условий и возможностей, в соответствии с утвержденными нормативами, примерными модулями и в пределах лимитов численности.
Реформирование системы ОВД потребовало совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей её деятельность: разработаны примерные положения об окружных подразделениях органов внутренних дел, а также изменения и дополнения для Положения о Министерстве внутренних дел РФ, которым закрепляются полномочия Президента РФ по утверждению структуры центрального аппарата МВД России и установлению численности органов внутренних дел.
Укреплению управленческой вертикали, повышению ответственности органов внутренних дел за надлежащее выполнение возложенных на них функций, несомненно, будут способствовать внесенные недавно в Закон "О полиции" поправки, предусматривающие назначение начальников МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации указами Президента России по представлению министра внутренних дел.
Изменениями в статье 7 Закона РФ "О полиции" закреплено положение о том, что руководство полицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ в порядке, определяемом министром внутренних дел России. До настоящего времени такие назначения и освобождения необходимо было согласовывать с соответствующими органами местного самоуправления.
Кроме того, важно обеспечить законность в издаваемых органами внутренних дел актах управления, сопровождающих реформирование. Надо четко уяснить, что реформирование – это объективный процесс, осуществляемый на основе строгого соблюдения Конституции и федерального законодательства. Актуальна работа по выявлению законов и иных нормативных актов субъектов РФ, противоречащих федеральному законодательству и принятию мер и устранению данных противоречий.
В связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями важно усилить контроль за принятием решений, связанных с увольнением, перемещением на другие должности сотрудников органов внутренних дел. Нельзя забывать, что решаются судьбы людей.
Необходимо активизировать правовую пропаганду и правовое информирование как внутри системы МВД России, так и вне ее по вопросам, связанным с реформированием органов внутренних дел. Для этого надо осуществлять на постоянной основе взаимодействие со средствами массовой информации, повышать качество правового обучения и правоподготовки личного состава, шире использовать потенциал образовательных и научно-исследовательских учреждений системы МВД России.
Развитие органов внутренних дел следует проводить на научной основе, с учетом общественного мнения об их деятельности, с привлечением активной части населения к охране общественного порядка. В этом плане заслуживает внимания и широкого распространения система непрерывного профилактического воздействия на правонарушителей, разработанная в МВД Республики Башкортостан2.
В основу системы непрерывного профилактического воздействия на правонарушителей положены принципы взаимодействия ОВД с администрациями городов и районов, органами местного самоуправления, предприятиями и учреждениями всех форм собственности, акционерными обществами, агропромышленным комплексом, организациями и общественными формированиями правоохранительной направленности для предупреждения правонарушений, борьбы с преступностью, укрепления порядка в городах и населенных пунктах республики.
Ощутимую помощь полиции оказывают общественные формирования многих городов и районов республики. Так, в г. Салавате усилиями местной администрации и УВД в 13 микрорайонах созданы социально-профилактические центры (СПЦ). За каждым из них закреплен руководящий состав предприятий, учреждений и УВД, куда входят участковые инспектора полиции, инспектора ОППН, обслуживающие соответствующие микрорайоны. В своей работе СПЦ опираются на жилищно-коммунальные хозяйства по месту жительства и трудовые коллективы предприятий и учреждений. Активно работают товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних, домовые комитеты, женсоветы, ветеранские организации, представители учебных заведений. СПЦ возглавляются советами. Представителей и членов советов утверждает администрация города по представлению УВД. В основном они работают на постоянной основе и содержатся за счет средств конкретных их предприятий.
За всеми СПЦ закреплены члены отряда содействия полиции (ОСМ). Руководит отрядом штаб во главе с бывшими офицерами полиции. Администрация города и руководители предприятий выделили отряду 5 автомашин с рациями. Члены ОСМ имеют единую форму одежды, ежемесячно им выплачивается зарплата, равная средней заработной плате работников предприятий. Один раз в неделю по утвержденной начальником УВД программе сотрудники полиции, прокуратуры, суда проводят с ними занятия. В обязательном порядке члены ОСМ обучаются приемам самозащиты и тактике действий по задержанию преступников. Они своевременно информируются о всех нераскрытых преступлениях и разыскиваемых, имеют списки похищенного имущества и угнанного транспорта. За последние годы при их содействии было раскрыто 370 преступлений, задержано в общественных местах 3255 правонарушителей, выявлены и поставлены на учет 341 неблагополучная семья и 315 подростков, склонных к правонарушениям.
Члены отряда содействия полиции активно помогают в раскрытии квартирных краж, краж и угонов автотранспортных средств. Советы профилактики трудовых коллективов ведут большую индивидуально-профилактическую работу по сообщениям участковых инспекторов полиции и собственной инициативе с ранее судимыми, лицами, находящимися под административным надзором, систематически употребляющими спиртные напитки, совершающими антиобщественные и противоправные действия на бытовой почве; оказывают помощь полиции в организации досуга подростков, осуществлении над ними шефства, в предупреждении нарушений порядка в студенческих и рабочих общежитиях.
Установлена постоянная отчетность членов ОСМ в коллективах, откуда они были направлены в помощь полиции.
В Ленинском районе города Уфы в соответствии с решением администрации во всех микрорайонах созданы социально-профилактические центры. Организацией их работы занимаются инструкторы, введенные в штат координации деятельности правоохранительных органов. Возобновили работу секции по различным направлениям укрепления правопорядка, товарищеские суды. Оплату их труда взял на себя фонд "Правопорядок", созданный за счет отчислений предприятий района. Материальное стимулирование деятельности общественных формирований существенно повышает эффективность их работы, а это в конечном счете позитивно сказывается на общем состоянии борьбы с преступностью в районе.
Заинтересованное отношение к возобновлению деятельности общественных формирований проявила администрация Федоровского района.
Во всех сельских Советах созданы социально-профилактические центры, подобраны и на платной основе работают руководители. Райотдел организует обучение членов общественных формирований, ведет разъяснительную работу с населением через СМИ. Здесь удалось возобновить работу 70 общественным формированиям, объединяющим в своих рядах 490 человек. Их активная помощь полиции позитивно влияла на состояние правопорядка в районе.
Неоценимую помощь сотрудникам полиции оказывает народная дружина Башкирской птицефабрики в поселке Авдон Уфимского района, созданная еще в 1988 году. На протяжении 10 лет дружина, насчитывающая в своих рядах 183 человека, добивается положительных результатов в профилактической работе, выявлении и пресечении правонарушений. Серьезное внимание организации работы народной дружины уделяет руководство фабрики, определены формы стимулирования ее деятельности, выделен денежный поощрительный фонд. Организован стабильный выход дружинников на охрану общественного порядка. Патрулирование осуществляется в тесном взаимодействии с участковыми инспекторами полиции и полиционерами ППС. При поселковой администрации создан и успешно функционирует социально-профилактический центр.
В настоящее время в республике усилиями местных органов власти и внутренних дел созданы и функционируют 1017 социально-профилактических центров, 1170 добровольных народных дружин (в крупных городах - отряды содействия полиции), 1397 комиссий по борьбе с пьянством, 1570 товарищеских судов, 967 общественных инспекций по делам несовершеннолетних, а всего в охране общественного порядка задействовано 3866 общественных формирований.
Деятельность всех СПЦ и ОСМ строится по единым комплексным планам профилактики правонарушений, которые утверждают администрации и органы местного самоуправления городов и районов республики. Администрация городов и районов, предприятия и учреждения выделили им 650 отдельных помещений. На постоянной платной основе в них работает 255 штатных единиц. Только в 2002 году с участием общественных формирований задержано более 18 тыс. правонарушителей, выявлено около 25 тыс. административных правонарушений, раскрыто 1445 преступлений.
Вывод по вопросу.
Органы внутренних дел стоят на пороге структурно-организационного разграничения "федеральных" функций борьбы с наиболее опасными видами преступлений и сугубо «местных» функций по охране общественного порядка и профилактике правонарушений. Вероятной формой этого разграничения будет создание федеральной полиции с вхождением в нее службы криминальной полиции, большей части подразделений МВД, и муниципальной полиции, которой будут частично переданы функции полиции общественной безопасности, а также другие задачи соответственно полномочиям, возложенным российским законодательством на органы местного самоуправления1.
Заключение
Во-первых, органы внутренних дел представляют из себя социальную многоуровневую и многофункциональную систему.
Во-вторых, система ОВД имеет конкретные цели и задачи, она призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных посягательств, она наделена правом применения мер принуждения.
В-третьих, под функциями ОВД следует понимать основные направления их деятельности по реализации стоящих перед органами задач и в дальнейшем достижения целей. Функции системы ОВД по значимости и направленности подразделяются на основные, обеспечивающие и штабные (оперативные).
В-четвертых, организационная структура управления системы ОВД представляет из себя совокупность структурных подразделений, составляющих орган, порядок их соподчиненности, а также формы распределения между ними функций. В практике развития ОВД сложились несколько организационных структур управления, основными из которых являются линейная (отраслевая), функциональная и линейно-функциональная (штабная).
В-пятых, система ОВД постоянно совершенствуется, развивается. Главной целью развития системы МВД России является приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных посягательств.